Научная статья на тему 'Помощь Министерства иностранных дел Польши Армении, Азербайджану и Грузии'

Помощь Министерства иностранных дел Польши Армении, Азербайджану и Грузии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ПОМОЩЬ НА РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ПОДДЕРЖКИ / GEORGIA / ARMENIA / AZERBAIJAN / DEVELOPMENT AID / THE PRIORITY AREAS OF DEVELOPMENT ASSISTANCE / MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS OF POLAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гомулка Кристина

В рамках двусторонней помощи на развитие, предоставляемой с 2004 г. польским МИДом, среди приоритетных пространств поддержки оказалась Грузия. Именно для этого государства предназначались крупные суммы, обеспечивающие возможность трансформации существующего государственного порядка. После появления инициативы «Восточного партнерства» в 2009 г. в группу пространств приоритетной поддержки вошли также Азербайджан и Армения. Однако суммы помощи на развитие, предназначенные этим государствам, были значительно ниже предназначенных Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLISH DEVELOPMENT ASSISTANCE FOR ARMENIA, AZERBAIJAN AND GEORGIA

Georgia has been one of the priority areas of development assistance of Polish Ministry of Foreign Affairs from 2004, because it plays a important role in Polish foreign policy in the framework of the Eastern Partnership. The largest amounts of development aid supporting the transformation were allocated for this country. Since founding the Eastern Partnership initiative in 2009 also Azerbaijan and Armenia have been included to a group of priority areas of Polish development aid. However, the amounts of development assistance allocated for these countries were significantly lower than those destined for Georgia.

Текст научной работы на тему «Помощь Министерства иностранных дел Польши Армении, Азербайджану и Грузии»

УДК 32

ГОМУЛКА Кристина,

доктор наук, профессор, зав.кафедрой общественных и философских наук Гданьского политехнического института, Гданьск, Польша [email protected]

ПОМОЩЬ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПОЛЬШИ АРМЕНИИ, АЗЕРБАЙДЖАНУ И ГРУЗИИ

В рамках двусторонней помощи на развитие, предоставляемой с 2004 г. польским МИДом, среди приоритетных пространств поддержки оказалась Грузия. Именно для этого государства предназначались крупные суммы, обеспечивающие возможность трансформации существующего государственного порядка. После появления инициативы «Восточного партнерства» в 2009 г. в группу пространств приоритетной поддержки вошли также Азербайджан и Армения. Однако суммы помощи на развитие, предназначенные этим государствам, были значительно ниже предназначенных Грузии.

Ключевые слова: Грузия, Армения, Азербайджан, помощь на развитие, приоритетные пространства поддержки.

GOMULKA Christina, Doctor of science, Professor, Department of Economics and Management, Gdansk Polytechnic University,

Gdansk ,Poland. [email protected]

POLISH DEVELOPMENT ASSISTANCE FOR ARMENIA, AZERBAIJAN AND GEORGIA

Georgia has been one of the priority areas of development assistance of Polish Ministry of Foreign Affairs from 2004, because it plays a important role in Polish foreign policy in the framework of the Eastern Partnership. The largest amounts of development aid supporting the transformation were allocated for this country. Since founding the Eastern Partnership initiative in 2009 also Azerbaijan and Armenia have been included to a group of priority areas of Polish development aid. However, the amounts of development assistance allocated for these countries were significantly lower than those destined for Georgia.

Keywords: Georgia, Armenia, Azerbaijan, development aid, the priority areas of development assistance, Ministry of Foreign Affairs of Poland

Вступление

В польской внешней политике с 2009 г. важную роль играет «Восточное партнерство». Это новая инициатива Европейского Союза, направленная в адрес шести государств: Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Украины и Молдовы - целью которой является укрепление сотрудничества и приближение этих стран к концепции интеграции и структурам ЕС. Подробные цели инициативы «Восточного партнерства» определяются как действия в направлении создания политического общества, создания зон свободной торговли с ЕС, смягчения визового режима и создания структур сотрудничества с шестью государствами на четырех основаниях: демократии, правильного управления и развития форм экономической интеграции с ЕС, энергетической безопасности и контактов между людьми. В рамках выполнения сформулированных концепций ЕС предпринял ряд действий. За 50 млн евро ЕС ввел проект интегрируемого управления границами, 57 млн выделил на поддержку малых и средних предприятий, потратил 7 млн евро на проект «Восток Инвест», облегчающий установление деловых контактов между партнерами. Также была внедрена программа по предотвращению катастроф в государствах «Восточного партнерства», на которую ЕС выделил 6 млн евро. С осени 2009 г. проводятся действия по увеличению энергетической безопасности в странах Восточной Европы. Инициатива «Восточного партнерства» вызвала интерес не только среди правительств, парламентов, международных учреждений, но и у руководителей органов самоуправления, неправительственных организаций и частных учреждений. Польша как один из авторов концепции «Восточного партнерства» интенсивно поддерживает действия, направленные на более тесную интеграцию со структурами ЕС охваченных инициативой государств и на изменения их внутренних структур. В 2009 г. польская внешняя политика уделяла больше внимания своим восточным соседям: Республике Беларуси и Республике Украине, а также отношениям с Российской Федерацией. Контакты с остальными странами, охваченными концепцией «Восточного партнерства», - Арменией, Азербайджаном и Молдовой - были установлены в начале 90-х годов XX в., а практические действия свершились только под конец XX в. «Восточное партнерство» способствовало их развитию в значительной мере посредством инициатив, предпринимаемых польским правительством, то есть Министерством иностранных дел, в адрес трёх республик: Азербайджана, Армении и Грузии. Одной из таких инициатив является помощь на развитие этих стран. Целью настоящей статьи является анализ этой помощи, оказываемой польским МИДом в адрес государств южного Кавказа - Армении, Азербайджана и Грузии.

Происхождение и условия помощи Армении, Азербайджану и Грузии

Вступление в структуры ОЭСР в 1996 г., в НАТО в 1999 г. и в Европейский Союз в 2004 г. дало Польше возможность соучастия в решении глобальных проблем и обязывало ее к оказанию помощи странам с более низкими экономическими показателями. В статьях 177-181

Трактата о Европейском Союзе, озаглавленных «Сотрудничество на благо развития», записано, что политика в области сотрудничества на благо экономического развития способствует этому процессу, помогает в ликвидации бедности и дает возможность вхождения этих стран в будущем в мировую экономическую систему. Подчеркнуто также, что сотрудничество на благо развития должно способствовать развитию демократии и уважению прав человека. В статье 179 утверждается, что Совет ЕС обеспечит финансовые средства, необходимые для осуществления политики, намеченной в статье 177. Действия в этой сфере могут быть реализованы в форме многолетних программ. Государства-члены и Содружество обязаны координировать программы помощи странам с низким экономическим уровнем. В этой сфере они также должны сотрудничать с компетентными международными организациями.

С 2004 г., то есть с момента входа в состав европейских структур, Польша уплачивает взнос в бюджет ЕС, из которого реализуются полезные инициативы, таким образом из бенефициара помощи ЕС в 90-х гг. XX в. Польша превратилась в донора, который получает косвенную выгоду от помощи, поддерживая экономические и политические изменения в странах с более низким уровнем развития.

Основные цели, принципы и механизмы предоставления помощи по развитию от Польши приняты Советом Министров РП в октябре 2003 г. в документе «Стратегия польского сотрудничества на благо развития», где предписывается, что целью сотрудничества должны быть действия, способствующие сбалансированному развитию и ликвидации бедности. Предусматривается также, что польская помощь будет направляться в следующие области: здравоохранение, образование и науку, доступ к питьевой воде, охрану окружающей природной среды, укрепление местных структур, поддержку действий демократических учреждений, увеличение эффективности общественной администрации, развитие трансграничного сотрудничества и секторной реструктуризации. Ответственными за передачу помощи по развитию в трех формах были три новосозданные учреждения. За помощь в форме дофинансирования реализуемых проектов, в том числе техническую, гуманитарную одностороннюю, оказываемую при посредничестве организаций, фондов и ООН, отвечал МИД, в рамках которого с августа 2005 г. был создан Департамент сотрудничества по развитию. За реализацию финансовой помощи в виде кредитов, сокращения задолженностей, предоставления непосредственной финансовой помощи ответственным было назначено Министерство финансов. Реализация третьей формы помощи - образовательной, в виде стипендий для студентов из бедных стран, учащихся в Польше, была передана Министерству народного образования и спорта.

В первый раз в 2004 г. польский МИД выбрал целевую группу стран, в которые была направлена финансовая помощь для их развития. Это были Ангола, Афганистан, Грузия, Ирак, Молдова, Вьетнам. Второй транш помощи МИДа охватывал страны, находящиеся в периоде трансформации. Предполагалось также дофинансирование действий польских неправительственных организаций в сфере развития общественного сектора, юридической помощи, трансформации экономики. Помощь охватывала страны Восточной и Южной Европы, а также Центральной Азии, то есть Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Киргизстан, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину.

Для каждого из государств, охваченных финансовой помощью развивающимся странам, были определены приоритетные сферы поддержки. Приоритетами для Грузии явились следующие: помощь в сфере систематической трансформации, создание устойчивых государственных учреждений и структур рыночного хозяйства, развитие малого и среднего предпринимательства и местной демократии. Предполагалась также помощь деревенским землям в сфере энергетики и мелиорации. В 2005 г. к приоритетным сферам поддержки Грузии было дополнительно отнесено финансирование независимой прессы. В 2006 г. в планы сфер дофинансирования сверх вышеперечисленного вошли: техническая помощь в реформе пенитенциарной системы, сельское хозяйство и охрана окружающей среды, а в 2008 г. сюда добавились: сельское хозяйство и развитие деревенских пространств, развитие местной автономности, усиление общественной администрации с особым учетом пограничной охраны и обучения в сфере приобретения денежных средств ЕС. В 2009 г. дофинансирование было вновь расширено на очередные сферы: помощь для эмигрантов, создание малой инфраструктуры, а в особенности энергетической, а также поддержка евроатлантических стремлений. В 2010 г. в годовой план помощи была внесена поддержка для предприятий в сфере трансформации хозяйства.

До 2011 г., несмотря на установление инициативы «Восточного партнерства», в рамках помощи приоритетным пространствам находилась только Грузия. Армения и Азербайджан пребывали в так называемом секторе остальных пространств, которым предоставлялась помощь и поддержка. Включение всех государств, входящих в «Восточное партнерство», в приоритетные

пространства наступило лишь в 2011 г. в связи с принятием Многолетней программы сотрудничества по развитию на 2012-2015 гг.

Закон о сотрудничестве по развитию, принятый Сеймом 16 октября 2011 г., определяет сотрудничество по развитию как действия внешней политики Польши, предпринимаемые правительственными органами для оказания помощи развивающимся странам. Такими действиями были признаны укрепление демократии и гражданского общества. Появившаяся на базе закона Многолетняя программа сотрудничества по развитию на 2012-2015 гг. уточнила цели, географический и тематический охват действий и определила их основные принципы. В Программе записано, что она является основой для создания годовых программ сотрудничества, провозглашаемых МИДом, а также может подвергаться модификациям в связи с общественно-политической ситуацией в странах, охваченных помощью, и направлениями сотрудничества, предлагаемыми ЕС. Действия в рамках программы должны были остаться на дофинансирова-нии из средств МИДа и бюджета государства, предназначенных на эти цели. В Программе указано: «Высшей целью польского сотрудничества по развитию является создание условий для сбалансированного развития развивающихся стран, в особенности путем промоции и консолидации демократии, соблюдения прав человека и поддержки создания современных и нормально функционирующих государственных учреждений, а также поддержки их прочного социально -экономического развития, проведения действий, направленных на уменьшение бедности, улучшение состояния здоровья населения и увеличение уровня образования и профессиональных квалификаций населения». Программа основана на принципах: помощи, координации действий с другими донорами, эффективности предоставляемой помощи, уважения и соблюдения прав человека, охраны окружающей среды, натуральных ресурсов, соответствия программ и стратегий целям помощи по развитию. Двумя каналами предоставляемой помощи было двустороннее и многостороннее сотрудничество. Действия в сфере двусторонней помощи проводились через: неправительственные учреждения, подразделения сектора общественных финансов, научные учреждения и частные субъекты. В рамках этой программы МИД мог проводить собственные действия через систему малых грантов, предоставляемых польскими дипломатическими представительствами или Польским фондом международного сотрудничества на благо развития. Возможен был также непосредственный перевод денежных средств в бюджет государства, определённого потребителем помощи. В схеме действий предусматриваются следующие позиции: стипендии, помощь, предоставляемая эмигрантам, кредиты, конверсия долга. В рамках многосторонней помощи представляется выполнение проектов посредством внесения взноса в международные учреждения: ЕС, ООН, ОЭСР.

Было также установлено, что двусторонняя помощь Польши будет реализована в рамках определенных географических зон. Охват первой группы включал страны «Восточного партнерства»: Армению, Азербайджан, Грузию, Молдову, Беларусь и Украину. Экономика этих государств характеризировалась цивилизационной отсталостью, а их сельское хозяйство было малоэффективным. Помощь была направлена на поддержку трансформации государственного строя в этих странах и их приближение к структурам ЕС. В состав второй группы стран, охваченных помощью, входят государства высокого уровня бедности, которые, однако, медленно двигаются по дороге трансформации. В эту группу входят: Бурунди, Эфиопия, Кения, Руанда, Сомали, Южный Судан, Танзания, Уганда, два государства Северной Африки - Ливия и Тунис, а также Афганистан, Киргизстан, Таджикистан, Палестинская автономия. В 2012-2015 гг. финансовая поддержка для них направлялась на две основные сферы: демократия и права человека; системная трансформация. В рамках первой сферы - демократии и прав человека - были выделены приоритетные действия на получение финансирования: 1) поддержка сотрудничества общественной администрации с неправительственными и общественными организациями; 2) поддержка правового государства и соблюдение прав человека; 3) поддержка принципов ген-дерного равноправия; 4) более значимая роль независимых средств массовой информации и доступ общества к информации; 5) поддержка демократических учреждений и движений; 6) усиление организаций демократического общества; 7) развитие органов местного самоуправления; 8) доступность образования; 9) поддержка межкультурного диалога; 10) поддержка демократических выборов.

В рамках второй сферы - системной трансформации - к поддерживаемым действиям относятся: 1) реформа общественной администрации на всех уровнях; 2) приближение законодательства и функционирования учреждений к стандартам ЕС; 3) развитие малого и среднего предпринимательства; 4) развитие деревенских земель и сельского хозяйства; 5) помощь в решении общественных проблем, являющихся производной системной трансформации; 6) противодействие деградации окружающей среды; 7) увеличение доступа к общественной информации. Приоритеты подробных действий на благо развития трех стран - Армении, Азербайджана

и Грузии - на 2012 - 2015 гг., охваченных «Восточным партнерством», представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Приоритеты действий для Армении, Азербайджана и Грузии на 2012-2015 гг.

Название страны I. Подробный приоритет II. Подробный приоритет III. Подробный приоритет

Армения Поддержка групп, не имеющих общественного содействия Охрана окружающей среды Сельское хозяйство и развитие деревенских территорий

Азербайджан Поддержка групп, не имеющих общественного содействия Охрана окружающей среды Сельское хозяйство и развитие деревенских территорий

Грузия Поддержка групп, не имеющих общественного содействия Региональное развитие и создание потенциала общественной администрации и органов самоуправления Малое и среднее предпринимательство, создание новых рабочих мест

Источник: собственная разработка на основании Многолетней программы сотрудничества по развитию на 2012-2015 гг.

http://www.polskapomoc.gov.pl/files/dokumentv publikac¡e/PW РЬро reas.pdf [9.06.2014]

Из данных, содержащихся в Таблице 1, следует, что только первый приоритет - поддержка групп, не имеющих общественного содействия, - указан в трех странах: Армении, Азербайджане и Грузии. Остальные два приоритета являются одинаковыми для Армении и Азербайджана. В Грузии определены другие сферы поддержки.

Несмотря на одинаковую формулировку того же приоритета в Армении, Азербайджане и Грузии, под понятием поддержки групп, не имеющих общественного содействия, подразумевается иное содержание в каждом из государств. В Армении такими группами являются беженцы и эмигранты, а также люди, переселенные сюда после землетрясения в Азербайджане в 19891990 гг. в количестве 360 тыс. человек, которым решено было оказать помощь в доступе к просвещению и включению в социально-экономическую жизнь страны. В Азербайджане группой без общественного содействия оказались 586 тыс. граждан после массовых внутренних переселений, охваченные безработицей. В Грузии под такой группой подразумеваются люди с ограниченными возможностями, брошенные дети и сироты, национальные меньшинства, внутренние переселенцы, а также наркозависимые.

Второй приоритет под названием «охрана окружающей среды», указанный в Армении и Азербайджане, включает дофинансирование действий предприятий, сосредоточенных на ликвидации загрязнений воздуха и поверхностных вод, переработке отходов и правильном распоряжении химическими отходами. Охват этого типа предприятий финансовой помощью был связан с необходимостью модернизации устаревшей структуры народного хозяйства Армении, где преобладают большие нерентабельные промышленные предприятия и шахты, деятельность которых способствует загрязнению окружающей среды. В целях улучшения состояния и охраны природных ресурсов запланировано строительство цеха по очищению стоков и экологическое образование общества, а также подготовка к противодействию стихийным бедствиям и климатическим катастрофам.

Третий приоритет, указанный для Армении и Азербайджана, - сельское хозяйство и развитие деревенских земель - отражает устаревшую структуру хозяйства этих государств. Дофинансирование в его рамках охватывает поддержку развития промышленности по переработке продтоваров, создание групп производителей, сельскохозяйственных объединений. Эффектом этого должно быть увеличение производительности предприятий и профессиональная активизация жителей деревни. Большое внимание уделяется также экономному управлению запасами воды.

В Грузии в рамках второго приоритета подготовлена поддержка для реформы, увеличивающей компетенции местных властей самоуправления и поддерживающей их сотрудничество с неправительственными организациями. Дополнительным элементом является поддержка государства в борьбе со стихийными бедствиями. В рамках третьего приоритета предвидится финансирование предприятий и борьба с безработицей, поддержка для развития групп производителей, кооперативов и сектора малых и средних фирм. Запланировано также увеличение

экономического образования общества посредством развития профессионального образования и постоянного обучения.

Кроме указанных приоритетов действий Многолетняя программа сотрудничества по развитию на 2012-2015 гг. предусматривает гуманитарную помощь, в которой Польша имеет свои обязательства, как участник Европейского консенсуса по гуманитарной помощи. В этой сфере запланированы действия в виде: построения партнёрства с международными гуманитарными организациями, координация поддержки и создание системы гуманитарной помощи, уменьшение риска катастроф. Программа учитывает участие волонтеров в использовании программ помощи из финансовых средств ЕС.

Практическое оказание помощи МИДом

Практическую помощь странам с низкими экономическими показателями Польша начала с 1998 г. Это были отдельные инициативы, касавшиеся стран Азии и Африки. Зато после утверждения «Стратегии сотрудничества на благо развития» и описания приоритетов появился Общий план полезных действий МИДа, были открыты конкурсные транши для неправительственных организаций на проекты по поддержке и началось сотрудничество с другими органами правительственной администрации. В 2004 г. МИД внедрил фонд малых грантов, целью которых было предоставление помощи некоторым государствам за посредничеством дипломатических представительств или выбранных неправительственных организаций.

В соответствии с Общим полезным планом с 2004 до 2010 г. Грузия находилась в списке стран, охваченных приоритетной помощью. Количество проектов, реализованных в рамках поддержки Грузии, представляет Таблица 2.

Таблица 2

Количество проектов, реализованных в рамках поддержки Грузии в 2004-2010 гг.

Года Количество проектов Сумма в PLN

2004 5 312 744

2005 4 431 882

2006 14* 1 011 769

2007 30** 3 780 434

2008 36 4 841 604

2009 32 5 965 584

2010 27 6 855 019

*проект, реализованный совместно с Украиной;

** проекты, реализованные совместно с Азербайджаном на сумму 615 670 зл., а также вместе с Азербайджаном и Арменией на сумму 159 600 зл.

Собственная разработка на основании «Сотрудничества Польши на благо развития». Отчеты за 2004-2010 гг.,

http://www.polskapomoc.gov.pl/files/dokumentv риЬНкаде/Рарог! госгпу 2004-2010.pdf [16.06.2014]

Из данных, содержащихся в Таблице 2, следует, что из года в год денежные средства, предназначенные на помощь Грузии, увеличивались. В 2007 г. в годовом отчете МИДа была представлена стоимость проектов, выполненных вместе с Азербайджаном и Арменией. Помощь для этих двух государств предоставлялась в меньшем масштабе. Реализованные в 20092010 гг. проекты вписывались в четыре основные сферы «Восточного партнерства»: поддержание демократии, принципов соответствующего управления, экономической интеграции и конвергенции с секторными политиками, энергетической безопасности государств и развития межличностных контактов. Размеры проектного финансирования в Грузии связаны с ролью этого государства в польской внешней политике. Грузия после распада СССР находилась в кругу государств, которым Польша предоставляла поддержку в их стремлении к суверенности, учитывая её геополитическое положение. Вход Польши в НАТО и ЕС упрочил эти действия. Польша одобрила «революцию роз» в Грузии и укрепилась в поддержке для системной трансформации государств, реализуя концепцию «Восточного партнерства». Эти действия нашли также отражение в политике ЕС и принятой Европейским Парламентом резолюции по вопросу Грузии. Цели политики Польши нашли также отражение в опубликованных в 2012 г. Приоритетах внешней политики Польши, когда было заявлено о готовности поддержать идею вступления в структуры ЕС Украины, Молдовы, государств Западных Балкан, Южного Кавказа и Турции, а также о поддержке и содействии политической и экономической трансформации их структур.

Несмотря на то, что ни Азербайджан, ни Армения не попали в список государств, охваченных приоритетной помощью, уже с 2004 г. они начали выполнение проектов. Список проектов, реализованных индивидуально и в партнерстве с другими государствами, представляет Таблица 3.

Таблица 3

Список проектов, реализованных Арменией и Азербайджаном индивидуально и в партнерстве с другими государствами

Год Армения Азербайджан

2004 - - проект Польша - Азербайджан

2005 - проект Польша - Армения - проект Азербайджан, Босния и Герцеговина - проект Украина, Беларусь, Сербия и Черногория, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан и Азербайджан

2006 - -

2007 - проект Армения - Грузия -Азербайджан - проект Азербайджан - Грузия - проект Азербайджан - Польша

2008 - проект Польша - Армения - проект Польша - Армения - Грузия - проект Польша -Азербайджан - Армения - проект Польша - Армения - Грузия - Афганистан - Беларусь - Грузия - Казахстан - Киргизстан -Молдова - Таджикистан - Узбекистан - Украина - проект Польша - Азербайджан - Армения - Афганистан - Беларусь - Грузия - Иран - Казахстан -Киргизстан - Молдова - Таджикистан - Узбекистан - Украина

2009 - проект Польша - Армения - проект Польша - Азербайджан

2010 - проект Польша - Армения - Азербайджан - проект Польша - Азербайджан

Источник: собственная разработка на основании результатов проведенных конкурсов в 2004-2010 гг., http://www.polskapomoc.gov.pl/Pro¡ektv,5.html [17.06.2014]

Данные из в Таблицы 3 подтверждают, что помощь МИДа на благо развития Армении и Азербайджана была значительно меньше. В её рамках было реализовано меньше проектов, иногда в сотрудничестве с другими государствами Центральной Азии. Одним из действий, охватывающих три государства, был проведенный в 2007 г. проект с участием трех государств Южного Кавказа, целью которого было создание интернет-портала www.domkaukaski.org <http://www.domkaukaski.org> . Появился общий информационный форум на пяти языках: английском, азербайджанском, грузинском, армянском, польском - для всех заинтересованных этой проблематикой.

С 2011 г. три государства Южного Кавказа стали пространством приоритетной поддержки в рамках «Восточного партнерства». Эта инициатива привела к серьезному увеличению финансовых средств для этих стран. Суммы, израсходованные на реализацию проектов, выполненных на территории этих государств в 2011-2013 гг., показаны в Таблице 4.

Таблица 4

Суммы, израсходованные на реализацию проектов в Армении, Азербайджане и Грузии в 2011- 2013 гг.

Год Армения Общие расходы Азербайджан Общие расходы Грузия Общие расходы

2011 2 006 тыс. вместе с Азербайджаном 2 006 тыс. вместе с Арменией 6 801 тыс.

2012 1 490 тыс. 1 390 тыс. 8 380 тыс.

2013 1 349 тыс.* 1480 тыс. 8 450 тыс.

Источник: собственная разработка на основании годовых отчетов от 2011-2012 гг., 2013 г. подсчитан на основании данных на сайте МИДа и объявленных вердиктов проектных конкурсов http://www.msz.gov.pl/resource/753f303b-1a4e-417f-b63b-2e30767aafad:JCR [18.06.2014]

Из данных, содержащихся в Таблице 4, следует, что, несмотря на охват «Восточным партнерством» Армении и Азербайджана, большее количество финансовых средств было предназначено на выполнение проектов в Грузии. Суммы финансовой помощи из года в год увеличивались, однако увеличению не подверглось количество реализованных проектов. Эти проекты, проведенные в Армении, Азербайджане и Грузии, представляет Таблица 5.

Таблица 5

Количество проектов, реализованных в Армении, Азербайджане и Грузии в 2011 -2013 гг.

Год Армения Общее количество проектов Азербайджан Общее количество проектов Грузия Общее количество проектов

2011 4 вместе с Азербайджаном 4 вместе с Арменией 26, в том числе 4 в партнерстве с Молдовой, Арменией, Грузией, Беларусью, Украиной

2012 9 6 14

2013 12 5 27

Источник: собственная разработка на основании результатов конкурса «Польская помощь по развитию 2011 г.»

http://www.polskapomoc.gov.pl/Wvniki,konkursu,Pomoc,rozwo¡owa,2011,,1048.html; Вердикт конкурса 2012 г., http://www.polskapomoc.gov.pl/Konkursv,2012,640.html ;

Вердикт конкурса 2013 г. http://www.polskapomoc.gov.pl/Konkursv,2013,613^^! [20.06.2014]

Из данных Таблицы 5 следует, что больше всего проектов было реализовано Грузией, а меньше всего - Азербайджаном. В некоторых проектах участвовали совместно Армения и Азербайджан, а в некоторых к ним присоединялась Грузия.

Заключение

Вхождение Польши в структуры ЕС обязало её к оказанию помощи странам с низким уровнем экономического развития. Эту помощь Польша могла предоставлять в виде многосторонних контактов, платя взнос в бюджет ЕС, и посредством двусторонних отношений. Принятие правительством РП в 2003 г. документа «Стратегия польского сотрудничества на благо развития» дало возможность определения реализованных целей помощи в сфере здравоохранения, образования и науки, доступа к питьевой воде, охраны окружающей среды, укрепления местных структур, поддержки действий демократических учреждений, увеличения эффективности общественной администрации, развития трансграничного сотрудничества. С 2004 г. в состав группы стран, охваченных приоритетной поддержкой, вошла Грузия, по отношению к которой были определены действия по дофинансированию в виде создания устойчивых государственных учреждений, структур рыночного хозяйства, развития малых и средних предприятий и местной демократии. Была предусмотрена также помощь для деревенских земель в области энергии и мелиорации. С 2004 по 2010 г. количество проектов, реализованных с участием грузинских субъектов, систематически возрастало, так же, как и суммы, предназначаемые на это сотрудничество. Финансирование помощи на развитие Азербайджана и Армении происходило в значительно меньшем размере и было нередко связано с участием этих государств в некоторых проектах, реализуемых вместе с Грузией. Инициатива «Восточного партнерства», появившаяся в 2009 г., не изменила существующего направления помощи. С 2011 г. пространством приоритетной помощи польского МИДа стали государства, охваченные инициативой «Восточного партнерства», но по-прежнему большие суммы дофинансирования получала Грузия. Этого факта не изменило принятие в 2011 г. Многолетней программы сотрудничества по развитию на 2012-2015 гг. Помощь Азербайджану и Армении была значительно ниже. Размеры польской помощи Грузии связаны с местом этого государства во внешней политике Польши, многолетней поддержкой идеи независимости, систематической трансформацией и приближением Грузии к европейским структурам и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.