ПУБЛИКАЦИИ
Н.В. Белов
ПОМИНАНИЯ РОДОВ ВСЕРОССИЙСКИХ МИТРОПОЛИТОВ XVI ВЕКА В СИНОДИКЕ МОСКОВСКОГО НОВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
О происхождении митрополитов всея Руси XVI в. известно немного. Как правило, ранние годы жизни будущих владык, включая сведения об именах и социальном статусе их родителей, слабо освещены в источниках. В этом отношении важное значение играют монастырские и храмовые синодики, в редчайших случаях сохранившие поминальные списки «рода» того или иного святителя1. Большой потенциал таких записей показала публикация архим. Макарием (Веретенниковым) «родовых» помянни-ков Всероссийских митрополитов Геронтия, Симона, Макария, Кирилла и Антония из синодика Успенского собора Московского Кремля (по списку ГИМ, Усп., № 64) (Ма-карий, 1998: 76-77). Подобные, несколько более полные, записи выявлены мной в синодике подмосковного Новинского Введенского Богородицкого монастыря.
Новинский монастырь принадлежал к числу домовых митрополичьих монастырей. Он был основан близ устья р. Пресни по указанию митрополита Фотия (14081431), желавшего иметь собственное богомолье (Снегирев, 1852: 46-48; Веселовский, 1947: 439-440)2. На протяжении XV-XVII вв. Новинский монастырь являлся наиболее значимой домовой обителью Всероссийских владык и владел обширными землями3. Монастырь выполнял функцию главной загородной резиденции предстоятелей Русской церкви: именно в нём жили после московских пожаров 1547 и 1626 гг. митрополит Ма-карий (ПСРЛ, 1965: 52; ПСРЛ, 1978: 30) и патриарх Филарет (Дворцовые разряды, 1850: 824). Интересующий нас синодик Новинской обители был кратко описан в середине XIX столетия Н.М. Снегиревым, особо отметившим его среди других немногочисленных рукописей монастырского собрания (Снегирев, 1852: 56-59)4. В настоящее время этот синодик хранится в собрании Московской духовной академии Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 173/IV. Собр. МДА проч. № 96).
Новинский синодик представляет собой рукопись in folio, на 101+I лл. История создания кодекса изложена в тексте выходной записи, помещенной на лл. 1-1 об., и достойна быть воспроизведенной целиком:
«В лЪта от Сотворения мира 7154 году5 // написася сия д(у)шеспасител(ь)ная книга, г(лагол)емоя сенодик при игумену Варсонофию и велия ради ветхости преписа-на в сию книгу». И далее, с небольшим отступом: «В лЪта от Сотворения мира 7224, от Р(о)жества Хр(и)ст(о)ва 1716 году6 декемвриа м(е)с(я)ца 10 дня преписана кн(и)га сиа
1 Ошибочно полагать, будто «в синодик вносились только члены одного рода», тогда как «лица, не связанные узами родства, в составе рода не поминались» (Авдеев, 2006: 77). На практике в состав синодич-ного «рода» могли входить не только кровные родственники, но и свойственники, слуги, а также лица, состоящие друг с другом в духовном родстве (монастырские наставники, крестные, крестники, духовные отцы и дети и т.п.). Подробно этот вопрос был рассмотрен мной на примере синодиков Кирилло-Белозерского монастыря в докладе, озвученном на заседании Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома) 30 октября 2019 г. Текст доклада не опубликован.
2 О монастыре и его статусе в XV-XVП вв. см. также: Шокарев, 2014: 317.
3 Обзор земель: Снегирев, 1852: 48-49; Веселовский, 1947: 451-452. Отдельные упоминания о земельных сделках: Веселовский, 1947: 84, 247, 249, 356, 358-360, 384, 432-433, 446, 449, 454.
4 Другие упоминания в научной литературе: Боде-Колычев, 1886: 430; Кузьмин, 2014: 235, примеч. 202.
5 В рукописи славянской цифирью: 7154 (^ЗРНД), внизу приписано теми же чернилами, арабской цифирью, ошибочно: «7254 году».
6 Слово приписано на правом поле другими чернилами.
во обитель Пр(е)с(вя)тыя Вл(а)д(ы)ч(и)цы н(а)шея Б(огоро)д(и)цы и присно Д(е)вы Марии ч(е)стнаго ея Введения, во обитель нарицаемую Новинскую, по бл(а)гословению тоя жь ч(е)стныя обители пр(е)ч(е)с(т)наго о(т)ца игумена Сильвестра писцемъ многогрешным Григориемъ Авраамовым 1716 году декабря дня 14».
Таким образом, дошедший до нас список 1716 г. является по меньшей мере третьим вариантом Новинского синодика. Его непосредственный протограф был списан в 1645/46 г. с очень ветхого кодекса, время создания которого, по всей видимости, относится к рубежу ХУ1-ХУ11 столетий1.
Поминание «родов» Всероссийских митрополитов помещено на лл. 43-44 об. рукописи. В него включены синодичные «памяти» шести владык: Симона (1495-1511), Макария (1542-1563), Афанасия (1564-1566), Филиппа (1566-1568), Кирилла (15681572) и Антония (1572-1581).
Можно полагать, что помимо гипотетического синодика рубежа ХУ1-ХУ11 вв. в Новинском монастыре существовал и более древний помянник, относящийся ко времени правления царя Ивана IV Грозного. Об этом свидетельствует несомненное текстологическое сходство поминаний митрополичьих «родов» Новинского синодика с упомянутыми выше записями синодика кремлевского Успенского собора XVI в.
Синодик Новинского монастыря существенно дополняет наши знания о происхождении, родственных и социальных связях митрополитов всея Руси.
Рассмотрим интересующие нас росписи по порядку.
I. «Род» митрополита Симона Новинского синодика (22 имени) практически дословно совпадает с помещенным в Успенском соборном синодике. Последний оказывается даже несколько исправнее, поскольку содержит дополнительное имя — Агриппина (20-е место в перечне)2. Родители Симона, инок Андроник и инокиня Дарья, записаны на пятой и шестой позициях поминального списка3. Идентификация прочих имен затруднена.
II. «Род» митрополита Макария в Новинском синодике (22 имени) имеет следующие отличия против Успенского синодика4: в нём дополнительно указаны три имени (Карп, Устиния и, повторно, инок Селиван), младенец «Акинд» верно показан Иоакин-фом5. Этот синодичный перечень можно прокомментировать несколько подробнее. Так, на пятой и седьмой позициях списка читаются имена родителей митрополита, Леонтия и инокини Ефросиньи. Они были известны еще А.В. Горскому и К.И. Невоструеву по упоминанию во вкладной записи 1560 г. на Четвероевангелии, данном Макарием причту Иоанно-Богословской церкви с. Голенищево (Горский, Невоструев, 1855: 280)6. На 16-м месте в списке указан архимандрит Московского Симонова Успенского монастыря Кассиан (1508-1514), племянник Иосифа Волоцкого и возможный
1 В поминальной рубрике Константинопольских патриархов названы два имени: Иеремия и Матфей. Очевидно, имеются в виду Иеремия II и Матфей II, возглавлявшие патриаршую кафедру в конце XVI — начале XVII в. и скончавшиеся в 1595 и 1603 гг. соответственно.
2 Ср.: Макарий, 1998: 76.
3 Их имена указаны архим. Макарием (Веретенниковым) со ссылкой на синодик Успенского собора XVI в. по списку ГИМ, Усп., № 4 (Макарий, 2016: 895).
4 Атрибуция представленных в Успенском синодике имен предложена Макарием (Веретенниковым). Выводы историка небесспорны, поскольку основаны на допущении, что начало синодичного списка включает имена одних лишь кровных родственников митрополита (Макарий, 1996: 124).
5 Ср.: Макарий, 1998: 77.
6 Те же имена в синодиках Троице-Сергиева монастыря XVI в. (в синодике 1575 г. записаны под 7071 (1562/63) г.), с киноварной пометой «Митрополита Макария всея Руси отец, мати его» (РГБ. Ф. 304/111. Тр.-Серг. № 25. Л. 85 об.; РГБ. Ф. 304/1 Тр.-Серг. № 40. Л. 20 об.). В синодике Соловецкого монастыря по списку ГИМ, Епарх., № 944 в «роде» Макария указаны только его родители, Леонтий и инокиня Ефросинья (Макарий, 2003: примеч. 20).
дальний родственник митрополита Макария1. Точно определить, кто скрывается под именем «игумена Васьяна» (15-е место) не удается. В рассматриваемый период игумены с таким именем действовали в Московском Новинском (1524), Селижаровом Троицком (1534), Кирилловском Новоезерском (1541-1544), Никитском Переславском (1558) и Кирилловском Белозерском (1561-1563) монастырях2. Последний из указанных настоятелей, Вассиан Кирилловский, представляется фигурой наиболее подходящей. Митрополит Макарий поддерживал с обителью на Белом озере тесную связь: при игумене Афанасии (1539-1551) он дал монастырю большой вклад в 150 рублей, его «род» записан в монастырский синодик (Алексеев, 2010: 30; Шаблова, 2012: 151)3. В 1555 г. Макарий возвел игумена Кириллова Белозерского монастыря Симеона на Смоленскую кафедру (ПСРЛ, 1965: 236); позднее имя Симеона на страницах Кирилловского синодика было включено в состав «рода» Макария (Шаблова, 2012: 151). Кирилловский игумен Вассиан приходился духовным отцом удельной княгине Ефросинье Ста-рицкой; он постриг княгиню на московском подворье Кириллова монастыря 5 августа 1563 г. по приказу царя Ивана Грозного (ПСРЛ, 1965: 322)4. Незадолго до того Макарий ходатайствовал перед Иваном IV о прощении опальных Старицких князей (ПСРЛ, 1965: 321-322) и, по всей видимости, живо интересовался их судьбой5. Не было ли активное заступничество митрополита обусловлено его контактами с духовным наставником Старицкого семейства, игуменом Вассианом Кирилловским?6
Особый интерес представляют поминальные росписи «родов» митрополитов Афанасия и Филиппа, отсутствующие в опубликованной выдержке синодика Успенского собора Московского Кремля.
III. «Род» митрополита Афанасия представлен тремя именами. На второй и третьей позициях, очевидно, записаны его родители, Ульяния и диакон Владимир. Это свидетельство синодика существенно расширяет наше представление о происхождении Всероссийского владыки.
О ранних годах жизни Афанасия, в миру Андрея, сохранились лишь отрывочные данные. Из составленных Андреем-Афанасием Жития Даниила Переславского и Степенной книги известно, что до перевода в Москву и возведения в должность протопопа Благовещенского собора Московского Кремля по крайней мере с 1530 г. он был клириком «великой» церкви Переславля (Житие, 1908: 51-52; Степенная, 2008: 336). Выявление во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря денежной «дачи» Андрея по душе старца Вассиана Айгустова позволило А.С. Усачеву заключить, что к лету 1547 г. он
1 О поминании Кассиана в синодике Успенского собора в составе «рода» Макария см.: Макарий, 1996: 125-127. В 1530 г. Макарий и Кассиан были восприемниками при крещении княжича Ивана Васильевича, будущего царя Ивана IV Грозного (ПСРЛ, 1904: 48), комментарий см.: Усачев, 2012: 21; Макарий, 2016: 1109.
2 Извлечено из списков П.М. Строева (Строев, 1877). Время настоятельства Вассиана Белозерского уточнено Н.К. Никольским (Никольский, 2006: 118).
3 Помимо Макария, вкладчиком Кириллова Белозерского монастыря был только один митрополит XVI в. — Иоасаф, сосланный на Белоозеро в годы «боярского правления» и пожертвовавший в монастырскую казну более 200 рублей (Алексеев, 2010: 29-30, 61; Шаблова, 2012: 151). Подробнее см.: Макарий, 2016: 1015.
4 Показание летописи скорректировано Р.Г. Скрынниковым (Скрынников, 1992: 161). О значительных вкладах постриженной княгини в Кириллов Белозерский монастырь см.: Дмитриева, Сазонова, 2020: 1112.
5 В отрывке краткого летописца, ведшегося, как я полагаю, в макариевском окружении незадолго до введения опричнины, особое внимание уделено личному конфликту Владимира Старицкого и Ивана IV, а также опале князя и связанных с ним лиц (Белов, 2021Ь: 68-70, 81).
6 Согласно официальной летописи, летом 1563 г. за Старицких печаловался не только Макарий, но и «владыки и освященный собор» (ПСРЛ, 1965: 321). Вассиан Кирилловский в это время находился в Москве и должен был принять участие в коллективном ходатайстве, а также, полагаю, будучи духовником опальных, неоднократно общался с Макарием.
стал протопопом переславского кафедрального Спасо-Преображенского собора (Усачев, 2020: 34).
Свидетельство еще одного источника затрагивает раннюю биографию Андрея-Афанасия в незначительной мере. Морозовский летописец 1750-60-х гг. в статье об избрании Андрея-Афанасия на митрополичью кафедру сообщает, что тот был «родом пе-реславец» (РНБ. F.IV.228. Л. 68 об.)1. Первым отметил это известие Н.М. Карамзин (Карамзин, 1821: 31, примеч. 95). Позднее независимо от Карамзина его воспроизвел П.Г. Васенко (Васенко, 1904: 211, примеч. 1). Обращение к истории текста Морозов-ского летописца показывает, что приведенная в нём формулировка является плодом редакторской деятельности его составителя. В протографичном ему Беляевском летописце 2-й четверти XVII в., восходящем к троицкому своду конца XVI в., говорится, что Андрей «в мире был <...> переславец»2, то есть прибыл в Москву из Переславля3.
Наконец, в научной литературе неоднократно приводилось свидетельство князя Андрея Курбского, будто бы упоминавшего будущего митрополита под именем «през-витера Андрея Протопопова». Я.Г. Солодкин полагал, что Курбский назвал «фамилию Андрея» (Солодкин, 1998: 52, примеч. 78). Макарий (Веретенников) заключил, что показание Курбского «позволяет предположить, что он (Андрей. — Н.Б.) родился в семье переславского протопопа и, таким образом, был потомственным священнослужителем» (Макарий, 2016: 1108). Исследователи опирались на издание «Истории» Курбского, подготовленное А.А. Цехановичем (в 1986 г. для «Памятников литературы Древней Руси», в 2001 г. для «Библиотеки литературы Древней Руси») по рукописи Погодинского собрания № 1494 без подведения разночтений. Погодинский список весьма поздний: его создание относится к 1706-1719 гг. (Ерусалимский, 2009: 593). Новейшая публикация сочинения Курбского, выполненная по более ранним и исправным спискам дает чтение архетипа: «презвитер Андрей протопоп» (Андрей Курбский, 2015: 68)4.
Тем не менее, даже если не принимать в расчет искаженную запись некоторых списков «Истории» Курбского, косвенные свидетельства о происхождении Андрея-Афанасия из среды переславского белого духовенства вполне сообразуются с данными синодика Новинского монастыря. Великолепно образованный, тесно связанный с местными церковниками и вотчинниками (Усачев, 2020: 38-39), Андрей вполне мог быть сыном переславского диакона Владимира. Именно рождение Андрея в семье клирика, в таком случае, заложило начальный фундамент его дальнейшего карьерного взлета.
Вернемся к первому из названных в списке «рода» митрополита Афанасия лиц — игумену Иоакиму. Чрезвычайная краткость синодичного перечня подсказывает, что в него занесены имена наиболее близких Афанасию людей. Зачастую на первом месте в поминальном списке инока помещался его духовный отец или же лицо, руководившее монашеским постригом, главным образом настоятель монастыря5. Кем же был игумен
1 Также упомянуто в статье: Солодкин, 1993: 248.
2 См. в двух списках Беляевского летописца (РГБ. Ф. 29. Бел. № 4. Л. 112; РНБ. Погод. № 1408. Л. 116). Запись троицкого свода указана Я.Г. Солодкиным по списку РГБ, ф. 236, собр. А.Н. Попова, № 31 (Солодкин, 1997: 28; Солодкин, 1998: 52).
3 Помимо Морозовского летописца, известие о происхождении Андрея-Афанасия из Переславля читается и в других поздних переработках Беляевского летописца. В Костровском летописце начала XVIII в.: «а рождение его города Переславля» (РГБ. Ф. 310. Унд. № 1110. Л. 219 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. № 764. Л. 206). В краткой редакции Беляевского летописца 3-й четверти XVIII в.: «бысть же родом переславец» (РГБ. Ф. 29. Бел. № 23. Л. 310 об.). Рукописная традиция и взаимное отношение этих летописных памятников рассмотрены в статье: Белов, Микитчук, 2021.
4 Та же ошибка — в изданиях Н.Г. Устрялова (1833) и Г.З. Кунцевича (1914). Заимствование этой ошибки в научной литературе см., напр.: Зимин, 1963: 279; Зимин, 1964Ь: 239; Буганов, Богданов, 1991: 92; Скрынников, 2000: 272. У А.Л. Хорошкевич ошибочно: «Андрей Пресвитеров» (Хорошкевич, 2003: 396, 402).
5 См., например, случай с «родом» митрополита Антония (Макарий, 2006: 146-148).
Иоаким? Он не мог быть духовным наставником Андрея-Афанасия, поскольку таким человеком являлся св. Даниил Переславский (ПСРЛ, 1965: 194). Просмотр игуменских списков, составленных П.М. Строевым, показал, что в период активной деятельности Андрея-Афанасия в игуменском достоинстве пребывало небольшое число Иоакимов. Если отвести настоятелей мелких провинциальных монастырей, тесное общение Андрея-Афанасия с которыми было едва ли возможным, останется только одна кандидатура — Иоаким, первый игумен Казанского Зилантова Успенского монастыря (Строев, 1877: 296). Наиболее раннее свидетельство об игуменстве Иоакима в Казани относится к 1560 г. (Ермолаев, 1980: 15, № 62). Какие-либо его контакты с Андреем-Афанасием неизвестны. Представляется, что казанский настоятель вовсе не тот человек, что записан в синодичной «памяти» Всероссийского митрополита. Андрей принял постриг в Чудовом монастыре Московского Кремля. Что нам известно об обстоятельствах этого пострига? О его времени сообщается в Псковской 3-й летописи: «как постригся два лета ему прошло в чернечестве до митрополитства» (Псковские летописи, 1955: 245). Избрание Афанасия на митрополичью кафедру произошло 26 февраля, а хиротония — 5 марта 1564 г. (ПСРЛ, 1906: 380). Стало быть, принятие Андреем монашества следует отнести ко времени не позднее февраля 1562 г.1 В этот период в Москве достоверно находился один игумен Иоаким. Полутора годами ранее, 6 ноября 1560 г., в столицу Российского государства прибыла делегация греческих монахов: «из святыя горы Афонския из Рускаго монастыря святаго и великаго мученика Пантелеймона игумен Иоаким» в сопровождении 13-ти старцев и клириков (Сказание, 1882: 5)2. Иоаким был принят митрополитом Макарием. Позднее, очевидно, при помощи владычных книжников и по запросу митрополита Иоаким составил пространное «Сказание» об Афонских монастырях (Сказание, 1882: 6)3. Греки пробыли в Москве «два года без дву месяц», то есть до начала сентября 1562 г. (Сказание, 1882: 6). По своему статусу игумен Русского Пантелеймонова монастыря Иоаким, тесно сотрудничавший с Макарием и, скорее всего, с писцами Чудова монастыря, вполне мог совершить обряд пострига над близким к Макарию благовещенским протопопом Андреем в стенах кремлевской обители4.
Осталось сравнить рассмотренную выше запись синодика Новинского монастыря с поминальными списками «рода» митрополита Афанасия в синодиках Троице-Сергиева монастыря5. Древнейший пергаменный Троицкий синодик 1575 г. содержит поминание «рода протопопа Андрея Благовещенского»: 11 имен, среди которых упоминаются известные по Новинскому синодику Ульяния и игумен Иоаким (РГБ. Ф. 304/Ш. Тр.-Серг. № 25. Л. 83). Эта запись помещена в рубрике за 7069 (1560/61) г., что очень близко ко времени пострига Андрея. Не исключено, что синодичная запись связана с каким-то вкладом Андрея в монастырь Св. Троицы, совершенным незадолго до принятия иноческого чина6. Иной поминальный список «рода преосвященного Афанасия митрополита» читается в Троицком синодике 1580-х гг. Он вписан в текст синодика
1 Последнее известное мне упоминание Андрея на посту протопопа кремлевского Благовещенского собора — оглашение им ко крещению царицы Марии 6 июля 1561 г. (ПСРЛ, 1906: 333).
2 Вступление к Сказанию изложено в Мазуринском летописце (ПСРЛ, 1968: 137) и родственном ему летописном памятнике (Буланин, 2012: 571, примеч. 274).
3 См. об этом памятнике: Буланин, 1989: 389-390; Буланин, 2012: 570-571.
4 Афонских монахов неоднократно привлекали к участию в важных церковно-государственных делах, явно признавая за ними определенный духовный авторитет. Так, например, в феврале 1555 г. «старцы Святыя горы Хиландаря монастыря» присутствовали на поставлении первого казанского архиепископа Гурия (ПСРЛ, 1904: 251). Об отношении к Афону в России XVI в. см., напр.: Буланин, 2012: 573-576.
5 Их тексты воспроизведены в Приложении к настоящей статье. Другие поминальные записи «рода» Афанасия мне неизвестны. В синодике Чудова монастыря «род» Афанасия включает лишь имя самого митрополита (Алексеев, 2019: 60). Таким же способом в Чудовском помяннике указан и «род» Макария (Алексеев, 2019: 66).
6 В монастырской вкладной книге эта «дача» не обнаруживается.
чернилами, отличными от основных, и содержит 48 имен: 31 мирянина (17 мужчин, 14 женщин), 10 детей, пятерых монашествующих и двоих иереев (РГБ. Ф. 304/1 Тр.-Серг. № 40. Л. 6 об.). Этот список не имеет каких-либо пересечений ни с Троицким 1575 г., ни с Новинским — в них указаны совершенно разные лица (исключение составляет лишь Ульяния, предположительно бывшая матерью митрополита: ее имя упомянуто во всех трех синодичных перечнях). Можно допустить, что в стенах своего личного богомолья, Новинского монастыря, Афанасий поминал наиболее важных для себя людей: отца, мать и, как я полагаю, лицо, совершившее его постриг. В Троицкой же обители, в ту пору игравшей роль главного официального «государева богомольца», благовещенский протопоп, позднее митрополит, установил память по своим духовным чадам и, возможно, некоторым кровным родичам1.
IV. «Род» митрополита Филиппа (Колычева) содержит имена пятерых его ближайших родственников: отца Степана Ивановича, матери Варвары (в иночестве Варсо-нофии) и младших братьев Прокопия, Якова и Бориса2. Сходные записи известны и по другим синодикам3.
V. Состав «рода» митрополита Кирилла совершенно не поддается «дешифровке». Происхождение иерарха и имена его родителей достоверно неизвестны. Макарий (Веретенников) обратил внимание на запись во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря о «даче» Кирилла по душе своей матери, «княгини Ксенье» (Вкладная, 1987: 37). Историк предположил, что «митрополит Кирилл происходил из княжеского рода» (Ма-карий, 2016: 1174)4. Публикатор синодика Коневского Богородицкого Рождественского монастыря А.В. Маштафаров заметил, что поминаемые в нём члены «рода» Кирилла не имеют княжеского титула, а потому княгиня Ксения скорее могла быть не родной, а крестной матерью митрополита (Маштафаров, 2014: 13, примеч. 20)5. Имя княгини Ксении, а также какие-либо упоминания о членах княжеских семейств отсутствуют и в других известных поминальных росписях «рода» Кирилла в составе синодиков Успенского собора (Макарий, 1998: 77), Александро-Свирского6 и Новинского монастырей.
Личность княгини Ксении надежно устанавливается при обращении к вкладной книге и синодику Троице-Сергиева монастыря. «Дача» митрополита Кирилла «по мате-ре своей княгине Ксенье» состоялась 10 июня 1571 г. (Вкладная, 1987: 37). В этот же день князь Василий Юрьевич Голицын Булгаков «дал вкладу <...> по матери своей кня-
1 Подобные «смешанные» поминания достоверно известны из поминальных записей других кремлевских клириков. Так, например, преемник Андрея-Афанасия на посту протопопа придворного Благовещенского собора, «опричный» духовник Ивана Грозного Евстафий, по данным вечного синодика Кирилло -Белозерского монастыря 1615 г., включил в свою родовую «память» боярина князя П.И. Горенского, по -видимому, бывшего его духовным сыном и казненного при учреждении опричнины — в свете известного «угодничества» Евстафия перед царем факт удивительный и еще требующий осмысления (РНБ. Кир.-Бел. № 759/1016. Л. 297).
2 См. о них: Зимин, 1964a: 67, 68-69. Мирское и монашеское имя матери указано в Житии Филиппа (Ло-бакова, 2006: 206).
3 В синодике Соловецкого монастыря список «рода» Филиппа несколько иной: «Стефана. Иноки Варсо-нофии. Бориса. Иванна. Андрея. Захария» (БАН. Арханг. Д. 392. Л. 12). Записи других Соловецких синодиков см.: Боде-Колычев, 1886: 430.
4 Гипотеза поддержана рядом исследователей (Шапошник, 2006: 309; Курукин, Булычев, 2010: 252).
5 Наличие в «роде» Кирилла имен священников, диаконов и младенцев позволило А.В. Маштафарову полагать, что митрополит происходил, возможно, из белого духовенства, а сам синодичный перечень свидетельствует «о семейном характере поминания» (Маштафаров, 2014: 13, примеч. 20). Однако отделить кровных родственников митрополита от его духовной родни, основываясь только на тексте «родового» помянника, невозможно.
6 В этот синодик «род» Кирилла был записан еще до его возведения на митрополичью кафедру, под киноварным заголовком «Род архимарита троицкого Кирила с Москвы»: «Инока Матфея. Анастасею утоп(шую). Евдокию. Архимарита [зачеркнуто, сверху другими чернилами — митрополита] Кирилла» (БАН. Ал.-Свирск. № 55. Л. 300 об.).
гине Ксение» (Вкладная, 1987: 135). В Троицком синодике под 7079 (1571) г. записана лишь одна княгиня Ксения, с киноварной пометой «Булгакова» (РГБ. Ф. 304/Ш. Тр.-Серг. № 25. Л. 96). Эта Ксения — жена влиятельного боярина князя Ю.М. Голицына Булгакова (| 1562)1. Даты вкладов по ее душе и помещенный рядом синодичный перечень «скончавшихся от царя Де[влет-Кирея]» наводят на мысль о гибели княгини Ксении Булгаковой при сожжении Москвы крымскими татарами 24 мая 1571 г. Ее имя действительно обнаруживается среди жертв московского пожара. Пискаревский летописец 1610-х гг. сообщает, что раненый в ходе сражения за столичный посад командующий русской армией князь И.Д. Бельский «приехал з дела к себе на двор побывати да вошол в погреб к сестре своей к Васильевой жене Юрьевича, и тамо и задохся со всеми тут, да кнегиня Аксения Ивановна, князя Юрьева книгини Михайловича Галицына» (ПСРЛ, 1978: 191)2. Итак, Ксения Булгакова задохнулась в погребе на дворе князя И.Д. Бельского 24 мая 1571 г. Муж Ксении, упомянутый прежде князь Ю.М. Голицын Булгаков, родился где-то на рубеже XV-XVI вв. — его наиболее ранняя служба в чине рынды отмечена под 1522 г. (Разрядная книга, 1966: 68). Юрий Михайлович имел большой политический вес в годы «боярского правления» и при дворе молодого Ивана IV3. Если княгиня Ксения приходилась крестной матерью митрополиту Кириллу (о чем прямо сообщается в записи Троицкой вкладной книги), то приходится признать, что будущий владыка появился на свет едва ли ранее 1520-х гг. Как именно родители Кирилла были связаны с двором князей Голицыных Булгаковых — сказать трудно. Так или иначе, тесная связь Кирилла с кланом князей Булгаковых, а через них, вероятно, и с их свойственником, вторым земским боярином князем И.Ф. Мстиславским4, должна была оказывать определенное влияние на политический расклад при дворе Ивана IV в последние годы опричнины. Не эта ли связь с благонадежной в глазах царя княжеской «группировкой» Бельских-Мстиславских-Голицыных5 позволила троицкому архимандриту Кириллу занять митрополичий престол?6
Во всех четырех синодиках, содержащих поминания «рода» митрополита Кирилла — Успенском, Новинском, Коневском и Александро-Свирском — перечни поминаемых лиц не совпадают, определенная близость обнаруживается лишь в списках Коневского и Новинского помянников. Возможно, они охватывают различные группы близких Кириллу людей, как кровных родственников, так и духовных наставников и детей7. Существует предположение об игуменстве Кирилла в Новинском монастыре до
1 Вклад по нему 28 июля 1562 г. (Вкладная, 1987: 135). В синодике записан под 7070 (1562) г. (РГБ. Ф. 304/Ш. Тр.-Серг. № 25. Л. 85).
2 Я.Г. Солодкин полагает, что это известие Пискаревского летописца может восходить к несохранив-шимся частным летописным записям из окружения князей Голицыных (Солодкин, 2002: 85-88).
3 См. о нём, напр.: Белов, 2021а: 30.
4 Старший сын князя Ю.М. Голицына Булгакова Иван женат на дочери кн. И.Ф. Мстиславского Ирине, в иночестве Александре (РГБ. Ф. 304/1 Тр.-Серг. № 818. Л. 96; Вкладная и кормовая, 2006: 88, 122, примеч. 388).
5 Князей И.Д. Бельского и И.Ф. Мстиславского, по свидетельству немца-опричника А. Шлихтинга, Иван IV называл «столпами» Московского царства (Шлихтинг, 1934: 23; Володихин, 2014: с. 110-111); после гибели Ивана Бельского в московском пожаре 24 мая 1571 г. царь делал огромные вклады по его душе и душам его родичей (Белов, 2018: 50-52). Свойственники Мстиславского, братья князья И.Ю. и В.Ю. Голицыны, в отличие от своих ближайших родственников, князей Куракиных, не только не пострадали в опричнину, но и смогли сделать успешную воеводскую карьеру (Подчасов, 2018: 70-72, 160-168). Княжеский клан Булгаковых-Щенятевых издавна поддерживал союз с князьями Бельскими (Белов, 2021а: 30).
6 О дискутируемых в историографии причинах избрания Кирилла на митрополичью кафедру см.: Ша-пошник, 2006: 309-310.
7 В списке Успенского синодика «род» Кирилла начинается с имени его предшественника на посту настоятеля Троице-Сергиева монастыря, архимандрита Меркурия (1564-1566) (Макарий, 1998: 77; Ма-карий, 2016: 1174, примеч. 9).
поставления его в 1566 г. архимандритом Троице-Сергиева монастыря (Макарий, 2016: 1174). Митрополит Кирилл похоронен в стенах Новинского монастыря (РГБ. Ф. 173/1 МДА фунд. № 39. Л. 189)1. Макарий (Веретенников) допускает, что «перед своей кончиной он оставил митрополичий престол и ушел на покой в место своего монашеского пострижения, где скончался и был погребен» (Макарий, 2016: 1183).
VI. Завершает рубрику митрополичьих «родов» Новинского синодика поминальный перечень «рода» митрополита Антония (70 имен). Первые 15 имен совпадают с помещенными в Успенском синодике, после чего тексты двух помянников расходятся. Следует ли говорить о механической ошибке одного из переписчиков синодика Новинского монастыря, или перед нами два различных, однако же подлинных поминальных списка — в настоящее время сказать затруднительно. Обратимся к начальной части «рода» митрополита Антония. Аналогичный ему перечень по списку синодика Успенского собора подробно рассмотрен Макарием (Веретенниковым). Историк справедливо полагает, что первым записан епископ Сарский и Подонский Галактион, скорее всего постригший Кирилла в стенах Новоспасского монастыря и духовно окорм-лявший его в первые годы монашеского служения. Последующие имена, по весьма убедительному (хотя и небесспорному) предположению Макария (Веретенникова), принадлежат членам семьи Антония: дедам инокам Евфимию и Герасиму, отцу иноку Серапиону, сыну иноку Вассиану, бабкам инокиням Марфе и Евдокии, матери инокине Евпраксии и жене инокине Акилине (Макарий, 2006: 146-149).
На примере рассмотренных синодичных росписей «родов» Всероссийских митрополитов хорошо видно, сколь многообразными были практики церковной коммемо-рации эпохи Московской Руси. Каждый из владык подходил к организации заупокойного поминания в стенах Новинского монастыря особым образом. Это могло быть поминание только близких кровных родственников (митр. Филипп), родителей и совершителя пострига (митр. Афанасий), широкого круга родни и духовного наставника (митр. Антоний), кровных и духовных родичей (предположительно, митр. Макарий и Кирилл). На территории своих резиденций — в Успенском соборе и Новинском монастыре — митрополиты стремились к унификации поминания своего «рода», о чем свидетельствует текстуальная близость владычных помянников в Успенском и Новинском синодиках. Подобная унификация синодичных списков не распространялась на другие монастыри, что предоставляло митрополитам широкую вариативность в выстраивании собственных коммеморативных стратегий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты приведены в упрощенной орфографии, ^ заменена на «кс», диграф «оу» на «у». Киноварный текст передан полужирным шрифтом, фигурные инициалы подчеркиванием, выносные буквы курсивом. Восстановленные буквы заключены в круглые скобки.
№ 1. Из синодика Новинского монастыря 1716 г.
(РГБ. Ф. 173/ГУ. № 96)
(л. 43) Ро^ Симона митрополита всеа Русии
Инока Мисаила. Инока Власия. Елену. Елену. Инока Андронника. Иноку Да-рию. С(вя)щенноиерея Иванна. С(вя)щенноиерея Фомы. Феодора. Ефрема. Авксентия.
1 Отмечено в описании рукописи (Леонид, 1887: 117).
Корнилия. Иноку Анну. Елиазара. Игнатия. Ирину. УльянЪю. Феодосию. Матрону. Акилину. Андрея. Афонасия.
Ро^ Макария митрополита всея Русии
Иванна. УльянЪю. Петра. Зиновию. Леонтия. Карпа. Иноку Ефросинию. Иноку Наталию. Инока Акакия. УльянЪю. ЕвдокЪю. Устинию. Иоакинфа млад(енца). Инока Иоасафа. Игумена Васьяна. Архиморита Касияна. С(вя)щенноиерея Игнатия. Марию. Инока Селивана. Инока Макария. Инока Селивана. Марию1.
// (л. 43 об.) Ро^ Афонасия митрополита
Игумена Иоакима. УльянЪю. Диякона Владимера.
Ро^ Филиппа Митрополита
Стефана. Иноку Варсунофию. Прокопия. Иякова. Бориса. Ро^ Кирилла митрополита
Инока Геронтия. Инока Арефу. Мануила. Луку. Анну. С(вя)щенноиерея Михаила. Анну. Андрея млад(енца). Корнилия младе(нца). Ирину млад(енца).
Ро^ Антония митрополита
Еп(и)с(ко)па Галахтиона. Инока Еуфимия. Инока Герасима. Инока Серапиона. Инока Васьяна. Иноку Марфу. Иноку ЕвдокЬю. Иноку Еупраксею. Иноку Акилину. С(вя)щенноиерея Иванна. С(вя)щеннодиякона Иванна. Данила. Михаила. Григория. Фотинию. // (л. 44) Марию. Мартияна. ГликЪрию. Доментияна. АгрипЪну. Инока Васьяна. Иноку Марину. Инока Александра. Инока Нифонта. С(вя)щенноиерея инока Иосифа. С(вя)щенноиерея инока Сергия. С(вя)щенноинока Сергия. Игумена Иасафа. С(вя)щенноинока Исаака. С(вя)щенноинока Исаия. Диякона инока Александра. Инока Макария. Инока Силивана. Инока Иосифа. Инока Мисаила. Данила. Инока Сергия. Инока Илариона. Инока Иасафа. Ксению. Саву. Феодора. Стефаниду. Ирину. Илию. Инока Васьяна. Инока Саву. С(вя)щенноинока Иасафа. С(вя)щенноинока Мисаила. С(вя)щенноинока2 Геронтия. Инока Никифора. Инока Феогнаста. Инока Иону. Инока Феоктиста. Инока Трифона. Инока Феогнаста. С(вя)щенноинока Андреяна. Инока Феогнаста. Иону. Игумена Мисаила. Инока Матфея. // (л. 44 об.) Инока Иону. Иноку Варвару. Инока Алексея. Феодора. Симеона. Иванна. Инока Афонасия. Софию. Усти-нию3.
№ 2. Из синодика Троице-Сергиева монастыря 1575 г. (РГБ. Ф. 304/Ш. № 25)
(л. 83) <ЛЪт(о) 7069> [Над текстом киноварью: Родъ протопопа АнъдрЪя БлаговЪщеньскаго]
Родиона. ИерЪя4. Дементия. Инока Иева. Игумена Иакима. Иноку Антониду. Иноку Маремияну. УльянЪю. ИерЪя Дмитрия. Стефаниду. ЕвдокЬю.
1 Далее другими, более светлыми, чернилами приписано: ми.
2 инока дописано над строкой другими, более светлыми, чернилами.
3 Далее дописано позднейшим почерком, небрежно: Прокопья.
4 Так в рукописи — слово отделено от соседних киноварными точками.
№ 3. Из синодика Троице-Сергиева монастыря 1580-х гг. (РГБ. Ф. 304/1. № 40)
(л. 6 об.) [Над текстом киноварью: Родъ пре(о)священаго Афонасия митрополита родъ]
Инока Германа. Инока ЕфрЬма. Трифона. Варвару. Младе(нца) Стефаниду. Младе(нца) Исидора. Младе(нца) Феодосиа. Младе(нца) Дарию. Мавру. Ул(ь)янЪю. Анну. Евтихиа. Ксен(ь)ю. Младе(нца) Никифора. Младе(нца) Тимофея. Младе(нца) Анисию. Младе(нца) Елену. Младе(нца) Евдокию. Марфу. С(вя)щенноиерея Феодора. Дар(ь)ю. Инока Левкиа. Вассы. Данила. Тарасиа. Малахея. Иванна. Ул(ь)янию. Сева-стияна. АгрипЪну. Михаила. Марфу. Полиекта. Мефодиа. Иванна. Димитриа. Младенца) Михея. Стефана. Васил(ь)я. Елену. Иноку Еуфимию. Ирину. Инок(а) Зеновиа. Спиридона. Феодора. Конана. С(вя)щ(е)нноиерея ТимофЪя. Ксенью.
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ БАН. Архангельское собрание. Д. 392 (Синодик Соловецкого монастыря, список последней четверти XVII в.).
БАН. Собрание Александро-Свирского монастыря. № 55 (Синодик Александро-Свирского монастыря, список первой четверти XVII в.).
РГБ. Ф. 29. Собрание И.Д. Беляева. № 4 (Беляевский летописец, список середины XVII в.).
РГБ. Ф. 29. Собрание И.Д. Беляева. № 23 (Сборник исторический с летописцем, 3-я четверть XVIII в.).
РГБ. Ф. 173/1. Фундаментальное собрание МДА. № 39 («Диалектика» и «Богословие» Иоанна Дамаскина с дополнительными статьями, список 2-й четверти XVII в.). РГБ. Ф. 173/ГУ. Собрание «Прочие» библиотеки МДА. № 96 (Синодик Новинского Введенского монастыря, список 1716 г.).
РГБ. Ф. 304/1. Главное собрание Троице-Сергиева монастыря. № 40 (Синодик Троице-Сергиева монастыря, список конца XVI в.).
РГБ. Ф. 304/1. Главное собрание Троице-Сергиева монастыря. № 818 (Синодик Троице-Сергиева монастыря, список 1630-х гг.).
РГБ. Ф. 304/ГГГ. Собрание ризницы Троице-Сергиева монастыря. № 25 (Синодик Троице-Сергиева монастыря, список 1575 г.).
РГБ. Ф. 310. Собрание В.М. Ундольского. № 764 (Костровский летописец, Гагаринский список начала XVIII в.).
РГБ. Ф. 310. Собрание В.М. Ундольского. № 1110 (Костровский летописец, Основной список начала XVIII в.).
РНБ. Ф. 351. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. № 759/1016 (Синодик Ки-рилло-Белозерского монастыря, список 1615 г.).
РНБ. Ф. 550. Основное собрание рукописной книги. F.ГV.228 (Морозовский летописец, 1750-60-е гг.).
РНБ. Ф. 588. Собрание М.П. Погодина. № 1408 (Беляевский летописец, список 3-й четверти XVII в.).
БИБЛИОГРАФИЯ
Авдеев А.Г. Старорусская эпиграфика и книжность: Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006.
Алексеев А.И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20).
Алексеев А.И. Синодик Чудова монастыря в Московском Кремле // Вестник церковной истории. 2019. № 3-4 (55-56).
Андрей Курбский. История о делах великого князя московского / Изд. подг. К.Ю. Еру-салимский, пер. А.А. Алексеев. М., 2015.
Белов Н.В. О новейшей гипотезе происхождения Галактиона Вологодского // Вестник «Альянс-Архео». Вып. 26. М.; СПб., 2018.
Белов Н.В. Князь Василий Михайлович Щенятев — боярин и воевода времени «боярского правления» // Материалы и исследования по истории России. Вып. 15. Нижневартовск, 2021.
Белов Н.В. Фрагменты митрополичьего летописания кануна опричнины // Словесность и история. Журнал филологических и историко-культурных исследований. 2021. № 1. Белов Н.В., Микитчук М.Д. Летописная Повесть о Казанском взятии XVII в. // Па-леоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2021. № 3 (15). Боде-Колычев М.Л. Боярский род Колычевых. М., 1886.
Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.
Буланин Д.М. Сказание о святой горе Афонской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989.
Буланин Д.М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: (Из истории образа по памятникам, учтенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при его подготовке) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 3. СПб., 2012.
Васенко П.Г. «Книга степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. Ч. 1. СПб., 1904.
Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. 1. М.; Л., 1947.
Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря / Подг. А.И. Алексеев, А.В. Маштафаров // Вестник церковной истории. 2006. № 3. Володихин Д.М. Воеводы Ивана Грозного. М., 2014.
[Горский А.В., Невоструев К.И.] Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 1: Священное писание. М., 1855. Дворцовые разряды. Т. 1: 1612-1628 г. СПб., 1850.
Дмитриева З.В., Сазонова Т.В. Вклады горицких стариц в Кирилло-Белозерский монастырь (вторая половина XVI — начало XVII века) // Петербургский исторический журнал. 2020. № 3.
Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI — XVII вв.: (Хронологический перечень документов). Казань, 1980.
Ерусалимский К.Ю. Сборник Курбского. Т. 1. Исследование книжной культуры. М., 2009.
Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца, Повесть об обретении мощей и чудеса его / Изд. проф. С.И. Смирнова. М., 1908.
Зимин А.А. Митрополит Филипп и опричнина // Вопросы истории религии и атеизма. Сб. 11. М., 1963.
Зимин А.А. Колычевы и русское боярство XIV-XVI вв. // Археографический ежегодник за 1963 год. М., 1964.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 9. СПб., 1821. Кузьмин А.В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати СевероВосточной Руси в XIII — середине XV в. Т. 1. М., 2014.
Курукин И.В., Булычев А.А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М., 2010.
Леонид (Кавелин), архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в библиотеке Московской духовной академии). Вып. 2. М., 1887.
Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006. Макарий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его время: Сб. статей. М., 1996.
Макарий (Веретенников), архим. Поминальные Синодики // Вышенский паломник. 1998. № 1 (6).
Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий и Соловецкий монастырь // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003.
Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века). М., 2016. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625). Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение / 2-е изд.; подг. 3.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, Т.И. Шаблова. СПб., 2006. Подчасов Н.А. Разрядные документы как источник по военно-административной деятельности рода князей Трубецких на службе Московского государства (вторая половина XVI — начало XVII века). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2018.
Полное собрание русских летописей. Т. 13. Ч. 1. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб., 1904.
Полное собрание русских летописей. Т. 13. Ч. 2. Дополнения к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906.
Полное собрание русских летописей. Т. 29. Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. М., 1965.
Полное собрание русских летописей. Т. 31. Летописцы последней четверти XVII в. М., 1968.
Полное собрание русских летописей. Т. 34. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М., 1978.
Псковские летописи. Вып. 2 / Под ред. А.Н. Насонова. М., 1955. Разрядная книга 1475-1598 гг. / Подг. В.И. Буганов. М., 1966.
Сказание о святой Афонской горе игумена Русского Пантелеймонова монастыря Ио-акима и иных святогорских старцев / Сообщ. архим. Леонид. СПб., 1882. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.
Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000.
Снегирев Н.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Год третий. Изд. 2-е., с доп. / Сост. А. Мартынов. М., 1852.
Солодкин Я.Г. Летописец Морозовский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993.
Солодкин Я.Г. История позднего русского летописания. М., 1997.
Солодкин Я.Г. К реконструкции митрополичьего летописания второй половины XVI в. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Сб. научных трудов. Новосибирск, 1998.
Солодкин Я.Г. Пискаревский летописец и боярское летописание второй половины XVI — начала XVII вв. // Русское средневековье: Источники. 2000-2001 годы. М., 2002.
Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: тексты и комментарии: В 3 т. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. Т. 2. М., 2008.
Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Усачев А.С. Начало возвышения Андрея-Афанасия и церковно-политическая ситуация в России первой половины XVI в. // Вестник РГГУ. Сер.: Исторические науки. История России. 2012. № 4 (84).
Усачев А.С. Переславский штрих к биографии митрополита Афанасия (1564-1566) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. № 2 (80).
Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М., 2003.
Шаблова Т.И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре в XVI-XVII веках. СПб., 2012.
Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. 2-е изд., испр. СПб., 2006.
Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934. Шокарев С.Ю. Путеводитель по средневековой Москве. М., 2014.