СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Воложанин И.С.,
Российский университет дружбы
народов
Volozhanin I.S.
Пилепчук А.Д.,
Российский университет дружбы
народов
Pilepchuk A.D.
научный руководитель Бобр В.И.
ПОМЕЩЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО САЛОНА» К. И. МИХАЙЛОВОЙ НА Б. ДМИТРОВКЕ, 11, СТР. 1
Аннотация. Авторы данной статьи рассматривают архитектурные особенности помещений «Художественного салона» К. И. Михайловой на Б. Дмитровке, 11, стр. 1. в историческом аспекте.
PREMISES OF "ART SALON” K.I. MIKHAILOVA B. Dmitrovka, 11, PP. 1
SUMMARY. The authors of this paper consider the architectural features of buildings "Art Salon" Kl Mihailova B. Dmitrovka, 11, p. 1. in historical perspective.
Ключевые слова: здание, архитектор, композиция, фасад,
архитектурные средства.
Keywords: building, the architect, the composition of the facade and architectural resources.
Дом 11, стр. 1 по ул. Б. Дмитровка - четырехэтажное каменное здание, возведение которого можно разделить на четыре строительных периода: часть подвалов относится к первому строительному периоду (до 1833 года), другая часть подвалов относится к 1854 году (второй строительный период), когда Н.А. Рудаков расширил здание, пристроив с востока и запада два объема, в восточной части на первом этаже были расположены магазин и проездная арка, на втором - оранжерея, где впоследствии разместился «Художественный салон». В 1894 году восточная часть была приобретена В.Г. Сычевым, осуществившим ремонт главного фасада, также были исправлены полы, печи, потолки, расширены оконные проемы. В это же время М.К. Цыплаков продал западную часть Ф.Ф. Фишеру.
В 1897 году В.Г. Сычев продал восточную часть купцу А.М. Михайлову, по заказу которого архитектор В. В. Барков создал единый проект застройки домовладения; по проекту архитектора А.Э. Эрихсона к 1903 году было возведено шестиэтажное здание доходного дома, на первом этаже которого в советское время разместился магазин «Чертежник», (ныне - Б. Дмитровка, 9, стр. 1, примыкающее к восточной части исследуемой постройки). Западная часть дома Фишера получила торговую функцию -на первом этаже разместился мебельный магазин, на втором - склад и жилые помещения. В 1911 году западная часть была приобретена Н.А. Михайловым (сыном купца-меховщика, почетного гражданина Москвы А.М. Михайлова), таким образом, здание переходит во владение одной семьи.
Фасад здания имеет трехчастную композицию с центральным и боковыми ризалитами в три оси. В 1912 году (третий строительный период) окна второго этажа растесаны в верхней части до прямоугольных (вместо циркульного завершения). К этому времени относится руст, декорирующий пилястры первого этажа, а также трех ризалитов во втором этаже. Завершает два этажа здания сильно вынесенный сложно
профилированный карниз, причем выступающие части карниза над центральным и боковыми ризалитами сохранились от декорированного профилированными консолями венчающего карниза 1850-х гг. Во дворе в 1911 году «Торговый Дом Михайлова» по проекту Н.Г. Лазарева начинает строительство уникального инженерного сооружения - восьмиэтажного каменного здания, предназначенного для хранения мехов (поныне в этом здании (Б. Дмитровка, 11, стр. 7) располагается хранилище пушнины, а в надстроенных в советское время этажах находится офис издательского дома «Конденаст», выпускающего такие периодические издания, как
«Vogue», «JQ», «AD» и многие другие издания.
В 1912 году на средства художницы Клавдии Ивановны Михайловой
(1875-1942), жены Н.А. Михайлова, открылось новое выставочное
помещение, получившее название «Художественный салон»,
разместившийся на втором этаже дома 11, стр. 1, в восточной части (бывш. оранжерея). Для создания «выставки картин» была пристроена
трехпролетная лестница, произведена перепланировка второго этажа для размещения квартир служащих при выставке.
Деятельность «Художественного салона» К.И. Михайловой отображена в книгах «Художественная жизнь России 1900-1910-х гг.» Г.Ю. Стернина (М., 1988, с. 259-265) и «Союз русских художников» В.П. Лапшина (Л., 1974, с. 238239).
В период с 1912 по 1914 гг. «Художественный салон» провел следующие выставки:
- декабрь 1912 г. - выставка французских художников «Современное искусство».
- март 1913 г. - выставка группы «Мишень» (Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов), также выставка иконописных подлинников и лубков, организованная М. Ф. Ларионовым.
- сентябрь 1913 г. - персональная выставка Н.С. Гончаровой, включившая более 700 произведений.
- декабрь 1913 г. - выставка «Мир искусств».
- февраль 1914 г. - посмертная выставка В.А. Серова.
- 26 декабря 1914 г. - XII выставка «Союза русских художников».
После революции выставочный зал облюбовали авангардисты: здесь проходили выставки с участием Степановой, Родченко, Варста, Архипова, Синезубова, Кандинского, Малевича и многих др.
В 1921 году в помещении бывшего «Художественного салона» прошла вторая весенняя выставка Обмоху.
В 1920-е гг. (до 1927 г.) в западной (правой) части дома 11, стр. 1 находилась тракторная школа с интернатом (общежитием, расположившемся в здании во дворе), потом тракторный техникум, готовивший первых советских трактористов, «специалистов-инструкторов по тракторному делу и квалифицированных работников по механизации сельского хозяйства». По данным справочника «Вся Москва... на 1925 год» (с. 485), здесь существовали Московское тракторное общество и Музей тракторных деталей и механизмов; по данным справочника «Вся Москва...на 1927 год» (с.311), здесь имелось подсобное промышленное предприятие «Красный тракторист», производственная база которого находилась в совхозе «Шаляпино» (ст. «Щелково» по Ярославской ж/д.).
К четвертому строительному периоду относится надстройка последних двух этажей в 1930-е гг. Третий и четвертый этажи решены скудными архитектурными средствами: слабо выступающие ризалиты третьего этажа поддерживают членение фасада первых двух этажей, межоконные простенки декорированы плоскими пилястрами, четвертый этаж, отделенный междуэтажной тягой, полностью лишен декораций.