Научная статья на тему 'Польза внедрения контрольно-базовых вопросов (кбв) в преподавательскую работу'

Польза внедрения контрольно-базовых вопросов (кбв) в преподавательскую работу Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ / CONTROL-BASE QUESTIONS / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / TEACHING WORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Устинов Борис Александрович, Нечаев Андрей Викторович

В статье рассказывается для чего нужно внедрять КБВ в преподавательскую работу, их положительные моменты, как правильно составлять список вопросов. КБВ помогают выработать у курсантов чувство ответственности к данной дисциплине, получить необходимые достаточные знания для дальнейшего образования по программе учебного заведения. КБВ помогают полностью оценить весь объем знаний и дать оценку каждому курсанту в частности, что поможет потом на зачете или экзамене поставить объективную оценку. Таким образом, данная статья отражает весь спектр положительных функций КБВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Устинов Борис Александрович, Нечаев Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польза внедрения контрольно-базовых вопросов (кбв) в преподавательскую работу»

В медицине квантовые точки могут применяться для "подсветки" больных тканей,

что актуально в онкологии.

Так же подобные КТ могут служить активной средой для лазеров. Это позволяет

создавать лазеры, работающие на длинах волн, недоступных ранее [6].

Список литературы /References

1. Андронов А.А., Ноздрин Ю.Н., Окомельков А.В., Васильев А.П., Жуков А.Е., Устинов В.М. «Стимулированное излучение квантовых точек при оптической накачке», Квант. электроника, 2010. 40 (7). 579-582.

2. Буравлёв А.Д., Неведомский В.Н., Убыйвовк Е.В., Сапега В.Ф., Хребтов А.И., Самсоненко Ю.Б., Цырлин Г.Э., Устинов В.М. Квантовые точки (In,Mn)As: синтез методом молекулярно-пучковой эпитаксии и оптические свойства. Физика и техника полупроводников, 2013. Том 47. Вып. 8

3. Васильев Р.Б., Дирин Д.Н. «Квантовые точки: синтез, свойства, применение». Методические материалы ФНМ. М., 2007. С. 34.

4. Гофтман В.В., Сперанская Е.С., Горячева И.Ю. Квантовые точки на основе CdSe: синтез, модификация поверхности, перспективы применения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: chem.msu.ru/ (дата обращения: 20.06.218). С. 75-83.

5. Грузинцев А.Н., Емельченко Г.А., Масалов В.М., Якимов Е.Е., Бартхоу К. (C. Barthou) , Мэтр А. (A. Maitre). Люминесценция квантовых точек CdSe/ZnS, инфильтрованных в опаловую матрицу. Физика и техника полупроводников, 2009. Том 43. Вып. 8.

6. Николенко Л.М., Разумов В.Ф. Коллоидные квантовые точки в солнечных элементах. Успехи химии. 82 (5). 429-448, 2013).Смирнов Е.В. Квантовые объекты нанотехнологий: свойства, применения, перспективы. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013. Вып. 6.

ПОЛЬЗА ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-БАЗОВЫХ ВОПРОСОВ (КБВ) В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ Устинов Б.А. , Нечаев А.В.2 Email: Ustinov643@scientifictext.ru

1Устинов Борис Александрович - кандидат технических наук, кафедра общенаучных и общетехнических дисциплин; 2Нечаев Андрей Викторович - курсант, командно-инженерный (автомобильно-дорожный) факультет, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассказывается для чего нужно внедрять КБВ в преподавательскую работу, их положительные моменты, как правильно составлять список вопросов. КБВ помогают выработать у курсантов чувство ответственности к данной дисциплине, получить необходимые достаточные знания для дальнейшего образования по программе учебного заведения. КБВ помогают полностью оценить весь объем знаний и дать оценку каждому курсанту в частности, что поможет потом на зачете или экзамене поставить объективную оценку. Таким образом, данная статья отражает весь спектр положительных функций КБВ.

Ключевые слова: контрольно-базовые вопросы, преподавательская работа.

THE BENEEFITS OF CONTROL-BASE QUESTINS IN TEACHING

1 2 Ustinov B.A.1, Nechaev A.V.2

1Ustinov Boris Aleksandrovich - PhD in Technicals, DEPARTMENT OF GENERAL SCIENTIFIC AND GENERAL TECHNICAL DISCIPLINE;

2Nechaev Andrei Victorovich - cadet, COMMAND-ENGINEERING FACULTY, THE MILITARY OF LOGISTICS AND TRANSPORT, SAINT-PETERSBURG

Abstract: in the article it is told what for it is necessary to introduce control-base questions(CBQ) in the teaching work. The correctness of the compilation of the list of questions and their positive aspects. The CBQ was helps to develop cadets sense of responsibility for this discipline, to receive the necessary sufficient knowledge for further education under the program of the educational institution. CBQ was help to fully assess the entire amount of knowledge and assess each student in particular, which will then help in the standings or exam to make an objective assessment. Thus, this article reflects the entire range ofpositive functions of the CBQ. Keywords: control-base questions, teaching work.

УДК 37-01

Актуальностью данной проблемы является...

а) Дело в том, что заметная часть курсантов принимается со слабым входным уровнем по нашим дисциплинам - с одной стороны. С другой стороны, они люди подневольные, т.е. не свободны распоряжаться своим временем - в отличие от студентов. И в том и в другом случае им достаточно сложно осваивать сходу нашу учебную продукцию. Поэтому одна из целей внедрения КБВ - это сразу сориентировать курсантов на то, что нужно выучить и понять в первую очередь, чтобы не погрязнуть в «двойках» и чтобы у курсантов не опустилась мотивация. Как видим, КБВ это первая стадия овладения компетенциями по принципу «от простого к сложному, от сложного к понятному», которая должна помочь курсантам освоить базовый уровень по дескриптору (т.е. по компоненте) «Знать».

б) Перечислю, что еще нам дают КБВ:

- развивают физический словарный запас. Такого не в физике, не в математике не может быть. Математика - это самый яркий продукт мышления, а мысль материализуется (т.е. реализуется) словами. КБВ помогут нам развивать мыслительную деятельность у курсантов;

- КБВ позволяют быстро выявить курсантов, у которых большая сила сопротивления к дисциплине. Уже на вводной лекции преподаватель разъясняет, что курсант, не пишущий лекции и не способный отвечать наизусть (без подсказок) на КБВ отмечается преподавателем как не желающий учиться. КБВ позволяют повысить объективность оценок, снизить субъективную составляющую со стороны преподавателя и соблюсти единство требований.

- к числу важных моментов относится фактор экономии времени при опросе и при исправлении неудовлетворительных оценок и т.д.

КБВ помогут нам контролировать этот процесс в динамике при совместном их использовании с теоретическими знаниями в период проведении рубежных контрольных занятий и промежуточной аттестации. [1]

Что такое КБВ и как их формулировать?

Возможно по таким дескрипторам-компонентам, как «Знать», «Уметь», «Иметь навыки», «Владеть», указываемым в ФГОС и КТ, при утонченном подходе необходимы свои специфические качественные уровни оценки - иерархические ступени оценки. Однако, в первом приближении думается, что можно ограничиться

двумя сходными для этих компонент ступенями оценки - «Низкий» (базисный) и «Высокий». Для каждого из этих иерархических ступеней оценки курсанты должны быть подготовлены свои измерительные инструменты, которые должны войти в кафедральный ФОС по дисциплине.

Интегрирование результатов применения этих инструментов для выставления окончательных оценок успеваемости (например, при рубежном контроле или при аттестации) должны быть описаны в методразработках к этим видам контроля.

КБВ и учебные вопросы - это качественно разные иерархические ступени и они должны оцениваться по-разному. Отбор основных КБВ формирует базис знаний.

Пример 1. Электроемкость конденсатора. ЭЁ плоского К. ЭЁ при последовательном и параллельном соединении К. - Здесь сразу 4 КБВ. Это не КБВ, это учебный вопрос.

Пример 2. Закон Кулона. Открываем учебник Никерова В.А. «Физика. Современный курс», 2014 г. На с. 154 озаглавлен параграф: Закон Кулона. На с. 155 идет формулировка: «Закон Кулона: сила взаимодействия ...». В чем разница? Первое - это формулировка учебного вопроса, второе - это ответ на КБВ, который нужно поставить перед курсантом так: «Сформулируйте закон Кулона». При ответе курсантом должна быть приведена словесная часть и указана формула с перечислением названий входящих величин.

Приведу примеры КБВ экзамена.

1. Что называется магнитным полем?

2.Написать и пояснить формулу, связывающую векторы и .

3. Пояснить силу Лоренца.

4. Сформулировать закон электромагнитной индукции.

5. Что называется гармоническим колебанием? Перечислить его параметры.

Использование КБВ на лекциях

В процессе чтения лекции преподаватель особенно концентрирует внимание курсантов на ключевые КБВ, каждый из них нумерует, тщательно формулирует, тщательно диктует ответ, чтобы каждый знал, что будет спрашивать в первую очередь и что он должен наизусть знать, чтобы не получить «2». Правильные ответы своими словами, естественно, поощряются.

Уже на первой вводной лекции преподаватель объясняет, что курсант, не ведущий конспект лекции и не способный отвечать на КБВ отмечается в худшую сторону, о чем будет поставлено в известность командование факультета.

Это позволяет преподавателю легко проводить 100% опрос всего потока в начале следующей лекции в форме летучки. При этом КБВ в летучках распределяются на 2 варианта, по 2-3 вопроса в варианте, и выделяется до 3 минут для ответа на каждый КБВ. Обращаю внимание, что нужно охватывать именно 100% присутствующего состава, иначе не задействованная часть курсантов начинает писать и передавать «шпаргалки» пишущим летучку. Оказалось, что это благодарное дело: курсант явно начинают серьезнее относиться к лекциям и систематически готовиться к летучкам. Нужно внимательно и сосредоточенно следить, кто и как пишет, куда смотрит. Когда курсант начинает писать ответы на КБВ летучки нужно проверить продолжает ли он писать, когда к нему подходит преподаватель. Игра в поддавки здесь неуместна. Кто попадается на уловке - сразу получает «2» в журнале, без права исправления в этот же день. Иначе, это не «двойка», а поощрение к безделью! Для исправления «2» курсант должен записать на отдельном листе ответы на КБВ, выучить их и после этого подойти к преподавателю на консультации для исправления.

Использование КБВ на практических занятиях

Целью практических занятий, как мы знаем, является научить курсантов решению практических задач и оценить степень умения делать это, т.е. умение выводить рабочие формулы задачи и производить расчеты по ним. Казалось бы, что КБВ при этом не причем.

Таким образом, можно сделать вывод - внедрение КБВ в учебный процесс -

- важный педагогический прием;

- важный измерительный инструмент.

Список литературы /References

1. Бережнова Л.Н. Энтопедагогика: Учебник для студентов высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 240 с.

2. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. 2012. 447 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ Ибрагимова М.С. Email: Ibragimova643@scientifictext.ru

Ибрагимова Марал Саятовна - аспирант, факультет программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрено обеспечение безопасности информации в автоматизированных системах с использованием нейросетевых технологий DLP-системы. Технологии DLP-системы, предназначенной для предотвращения потери данных путем обнаружения любых возможных кибератак или нарушений, а также несанкционированной модификации. Кроме того, такие сервисы осуществляют мониторинг, обнаружение и блокирование конфиденциальной информации при ее использовании. Технологии DLP-системы являются перспективным направлением для повышения уровня защищенности современных автоматизированных систем. Ключевые слова: DLP-систем, системы защиты информационных ресурсов, нейросетевые технологии.

USE OF NEURAL NETWORK TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PROTECTION AGAINST OF CONFIDENTIAL DATA

Ibragimova M.S.

Ibragimova Maral Sayatovna - Postgraduate Student, FACULTY OF SOFTWARE ENGINEERING AND COMPUTER ENGINEERING, ST. PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES, MECHANICS AND OPTICS, ST. PETERSBURG

Abstract: in the article are considered security of information in automated systems using the neural network technology of DLP-system. DLP-system technologies designed to prevent data loss by detecting any possible cyberattacks or violations, as well as unauthorized modifications. In addition, such services monitor, detect and block sensitive information when it is used. Technologies DLP-system is a promising direction for increasing the level ofprotection of modern automated systems.

Keywords: DLP-systems, systems of protection of information resources, neural network technology.

УДК 004.056; 004.89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.