Научная статья на тему '«Польза и уроки истории наук» на примере творчества Луи де Бройля'

«Польза и уроки истории наук» на примере творчества Луи де Бройля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Польза и уроки истории наук» на примере творчества Луи де Бройля»

труда. Этом/ во многом способствовали и общемировые тенденции: потепление международных отношений, прекращение противостояния «Восток - Запад», рост популярности движения пацифизма. Несовершенство законодательства того периода, отсутствие социальной защищенности человека в погонах дополнили и без того печальную картину: военная служба стала делом непрестижным, перспектива предстоящего призыва - уделом неудачников, критика армейских порядков - занятием модным, благодарным и порой прибыльным.

Своего апогея ситуация достигла в первую чеченскую кампанию. Вот что, например, по этому поводу с горечью пишет участник боевых действий майор Г. Крюков: «К сожалению, - констатирует он, - новое российское руководство, бросив армию в пламя чеченского конфликта, трусливо повернулось спиной к сражающимся людям. По свидетельству участников боев в Грозном, их поразило не столько упорное сопротивление сепаратистов, сколько ожесточенная брань, откровенная ложь, граничащая с предательством антиармейская компания, развернутая в Российском Правительстве, Государственной Думе и средствах массовой информации. Заигрывание с чеченскими преступниками, создание вокруг них ореола романтических героев-борцов за свободу, травля российских солдат и шельмование верных долгу офицеров, систематические невыплаты нищенского денежного довольствия ведут к снижению социального статуса воина и ни в коей мере не способствуют повышению результатов боевой деятельности.» [7, 36]

Последовавшие вскоре за Хасавюртовским миром трагические события на границе Чечни и Дагестана, террористические акты в Москве, Волгодонске, Буйнакске со всей определенностью показали истинное лицо сепаратистов, взявших на вооружение идею вахаббиз-ма и террора; они доказали даже самым отъявленным скептикам важность и жизненную необходимость для общества института армии, всемерного его укрепления, в том числе - морально-волевой составляющей.

Все это настоятельно потребовало возвращения к проблеме формирования нравственности воинов, прежде всего - офицеров, упрочения их морального духа, вызвало необходимость обращения к истокам -незаслуженно забытым воинским традициям, многочисленным фактам героического военного прошлого России. В определенной степени это уже происходит. Так, например, в войсках возрождаются институты офицерского собрания, суда офицерской чести. К жизни вернулась прекрасная, по сути, традиция проведения офицерских балов, в обиход межличностного

И. Н. ДЕРГАЧЕВА

Омский государственный институт сервиса

УДК 372.854

Наука - дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее движущими силами, обеспечивающие ее непрерывное развитие.

Луи де Бройль

Небосвод человеческой истории, по словам В.А. Су-хомлинского, усеян вечно горящими звездами служения пюдям. Одной из таких звезд, яркой и самобытной, была личность ученого-физика Луи де Бройля.

общения офицеров вновь вошли незаслуженно забытые фразы «слово офицера» и «честь имею». [8; 26] Воины Российской Армии воспитываются сегодня на примерах из жизни выдающихся полководцев и великих побед русского оружия. Дни воинской славы России стали неотъемлемой частью праздничного армейского календаря.

В условиях осуществления военной реформы, в том числе - реформы военного образования, укрепление морально-нравственной составляющей боевого потенциала войск является одной из главных задач. При этом формирование офицерского корпуса - основы вооруженных сил - приоритетное ее направление. Лицо любой армии - ее офицеры. Поднять престиж армии, ее офицерского корпуса - вот задача сегодняшнего дня. Офицеры современных Вооруженных Сил России должны всегда помнить девиз офицеров русской армии «Жизнь - Отечеству, честь - никому!», соответствовать образу своих героических предков, хранить и преумножать их славу, беречь и соблюдать воинские традиции, и в соответствии с ними воспитывать своих подчиненных.

Литература

1. Волков С. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.

2. Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской армии. // Ориентир, 2002, № 4, с. 44 - 47.

3. Драгомиров М.И. Дисциплина, субординация, чинопочитание. // Избранные труды. 1956.

4. Кедрин С.Е. Русский воин. - М., 1989.

5. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России, 1861 -1904 г.г.М., 1979, с. 77

6. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. - М., 1945.

7. Крюков Г.А. Социализация офицеров Вооруженных Сил РФ и механизмы ее оптимизации в условиях боевой деятельности. Выпускная квалификационная работа. М., Военный Университет, 1977.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., Воениздат, 1994.

9. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 1990.

10. Офицерский корпус русской армии // Российский военный сборник. Вып. Na 17. - 2000.

11. Саханский Н. Нравственный облик офицера российской армии. // Ориентир, 1997, №3.

12. Суворов A.B. Наука побеждать. //Хрестоматия по русской военной истории. М., 1954.

ЩЕГЛОВ Александр Федорович, старший преподаватель.

Многим де Бройль известен лишь как физик-теоретик, который высказал идею о двойственной корпускулярно-волно-вой природе частиц, ввел, таким образом, представление о волнах, названных волнами де Бройля. Он был не просто ученым-физиком, а великим гуманистом, педагогом, писателем и общественным деятелем! Научные

«ПОЛЬЗА И УРОКИ ИСТОРИИ НАУК» НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЛУИ ДЕ БРОЙЛЯ

работы Луи де Бройля проникнуты философским, исто-рико-культурологическим, нравственно-этическим, гуманистическим смыслами, из содержания которых сегодня можно (и даже необходимо!) извлечь полезные уроки.

Имя Луи де Бройля (полное имя Виктор Пьер Рей-монд), талантливого физика, члена Французской Академии, секретаря Парижской Академии Наук, лауреата Нобелевской премии отмечено в истории таких наук как физика и химия, наряду с именами М. Планка, А. Эйнштейна, Э. Шредингера, Н. Бора, П. Дирака и др.

Это был человек необыкновенной внешности. Его лучистые глаза, утонченность, улыбка, некая особая таинственность... «Скромный и молчаливый герцог де Бройль. Мы знаем и чувствуем, что среди нас присутствует Гений». [7]. Именно так описал внешний облик Луи де Бройля, известный писатель Морисон Дрюон. Перед нами человек высокообразованный, решительный, целеустремленный и смелый.

Луи де Бройль родился 15 августа 1892 года в городе Дьеппе (Франция), в семье, представители которой на протяжении многих поколений играли важную роль в истории Франции. Среди его предков были маршалы и премьер-министры, депутаты Национальной Ассамблеи и министры иностранных дел. Дед Луи де Бройля был известным историком и государственным деятелем. Он написал многотомный труд, посвященный Римской империи. Старший брат Луи де Бройля, Морисон, был физиком.

Луи де Бройль в юности проявляет особый интерес к гуманитарным наукам, в частности к истории. В 1906 году Луи де Бройль для продолжения домашнего образования поступает в лицей Жансон, где наряду с гуманитарными знаниями получает и достаточно хорошую подготовку в области естественных и точных наук. Ученый с большим желанием посещает лекции Пуанкаре, Бергсона и др. [6,7]. В1909 году он успешно сдает экзамен на бакалавра и по философии, и по математике.

По окончании лицея Луи де Бройль поступает на гуманитарный факультет, где в 1911 году сдает экзамен на звание лиценциата по истории. Несмотря на достижения в этой области, Луи де Бройль... не остановился! Удивительно, что в этом же году он переходит на естественный факультет и уже через два года получает второе звание лиценциата по естественным наукам. Двойное высшее образование Луи де Бройля оказало влияние на его научное творчество, главной особенностью которого было - стремление искать и находить.

После окончания университета (1913 г.) де Бройль становится солдатом - поступает на службу в армию в войска связи. Это были годы I Мировой войны. После войны ученый продолжает работу в лаборатории, с особой целеустремленностью и огромным желанием. Этот период был не очень удачным в отношении исследования в области спектроскопии, так как он отразился даже на репутации Луи де Бройля как ученого.

С1922 года он с большим увлечением стал заниматься проблемой корпускулярно-волнового дуализма, сначала в оптике [2]. Также большое количество времени ученый посвящает исследовательской работе в лаборатории своего брата (изучению самых высокочастотных излучений).

Докторскую диссертацию Луи де Бройль выполняет под руководством своего учителя П. Ланжевена на тему: «Исследования по теории квантов».

В 1945 году его избирают действительным членом Французской Академии наук за... литературный талант! Им была написана литературная работа «История развития современной физики от первого Солве-евского Конгресса физиков до настоящего времени» [6]. Луи де Бройль становится почетным президентом

Французской Ассоциации ученых-писателей. Известны интересные подробности из его биографии. Де Бройль никогда не состоял в браке. Он любил совершать пешие прогулки, читать, предаваться размышлениям и играть в шахматы. Де Бройль прожил долгую жизнь - 94 года!

«... У меня не много учеников», - пишет Луи де Бройль. «. .Физику-теоретику не нужно иметь много помощников. Дело не в количестве, а в качестве. Я доволен своими молодыми коллегами» [1, с.4].

Кузнецов Б. Г. отмечает, что творческая деятельность этого ученого обладала чертами энциклопедической направленности [2]. Интересы этого ученого различны.

Внимание Луи де Бройля привлекают различные проблемы: теория «элементарных» частиц и вопросы осветительной техники; история развития физической науки; цветное телевидение, сверхчастотные колебательные контуры и антенны; структура атомного ядра; изобретение кислородно-ацетиленовой горелки и т.д.

Особо увлекался де Бройль научно-просветительской работой и литературной деятельностью, интересовался историей.

Каковы же были особенности научного творчества Луи де Бройля? Остановимся на этом далее более подробно. Любовь к истории науки прошла через всю научно-творческую деятельность ученого. Луи де Бройль замечает: «мне даже кажется, что я прочел больше книг по истории, чем по физике... В создании волновой механике отправной точкой послужила историко-научная проблема» [2, с. 107].

Отличительной особенностью научного творчества де Бройля является то, что каждую научную проблему он рассматривает через призму истории. Идея единства и взаимосвязи духовной и практической стороны научного знания является главной уде Бройля. (Подробно отражена в работе «Польза и уроки истории наук».)

Человек, по его мнению, это... «Творец великих духовных и материальных ценностей». Его сущность -это чувствовать мыслить и действовать. Именно человек на протяжении своего исторического развития стремился познать мир: с одной стороны, теоретически объяснить, а с другой - практически изменить и преобразовать. Следовательно, человек при освоении мира превращал его в мир культуры, наделяя смыслом все созданные им материальные и духовные ценности.

Возникает вопрос: что дает рассмотрение истории науки сегодняшнему человеку? Сможем ли мы извлечь полезные уроки из истории науки (вообще)? Оценим ли ее пользу для общества? История, являясь процессом культурно-историческим, позволяет рассматривать, например, открытия и достижения науки и техники в динамике и развитии. Эта мысль подтверждается в работе де Бройля «По тропам науки», в статье «Польза и уроки истории наук» [5]: «история наук показывает нам науку в процессе постоянного развития, перерабатывающую и пересматривающую накопленные знания; она показывает прошлое, ...которое подготавливает настоящее» [5, с.308].

История наделяет цель, содержание открытия определенным ценностным смыслом, раскрывает и трактует его через понятия «взаимосвязь и взаимоотношение»: личности (ученого-изобретателя какого-либо открытия) и окружающего мира, личности и события, эпохи и необходимости появления того или иного открытия в цивилизации.

По нашему мнению, история имеет некое одухотворенное начало, «ядро» - Человека-творца. Таким образом, используя историю в обучении (по де Брой-лю), мы «оживляем» науку, стремимся сделать ее очеловеченной. Это дает новый смысл любой науке. Приведем некоторые примеры.

Открытие огня, применение обтесанных камней для изготовления орудий труда и оружия. Постепенно у человека развивались такие качества как любопытство и умение наблюдать, которые со временем привели к научным знаниям. Развитие металлургии различных металлов и сплавов (меди, железа, бронзы и т.д.), изготовление предметов из драгоценных металлов, гончарно-керамическое производство явились результатом приобретения человеком научных знаний в области химии и физики.

Философы и ученые древности были наблюдателями, особенно в области медицины, астрономии и в естественных науках. Начиная с XVI в. произошел новый поворот в научной мысли, который привел к огромному числу открытий в современной науке. Необходимость знакомства с состоянием научных знаний и представлений в различные эпохи особенно важна для истории наук. По мнению де Бройля, духовная или материальная культура какой-либо эпохи является следствием научных знаний этой эпохи и техники, а без них история будет неполной [5, с.297].

Де Бройль в работе «Польза и уроки истории наук» обращает внимание на важность рассмотрения в обучении и такого исторического вопроса, как значение культу-ротворческой среды и роли эпохи в создании открытия. Останавливается на личности ученого в истории и открытия в развитии цивилизации. Приводит интересные примеры, посвященные творчеству некоторых ученых. Отмечает, какую роль играют условия, при которых были сделаны их открытия. Вот один из них.

А. Пуанкаре «Садясь в омнибус, вдруг понял, что между теорией функций Фукса и неевклидовой геометрией существует глубокая связь» [5, с.34].

М. Планк в своей книге «Введение в физику» подробно разъясняет, какими довольно извилистыми путями он пришел в 1900 году к осознанию необходимости введения квантов в теорию излучения абсолютно черного тела. В книге имеется следующая характерная фраза: «После нескольких недель самой напряженной работы в моей жизни тьма, в которой я барахтался, озарилась молнией, и передо мной открылись неожиданные перспективы» [5, с.305]. Таким образом, открытия - это длительный подготовительный период исследования, сбора фактов и размышлений. И в этом смысле можно сказать: «Гений - это долготерпение. Гений - это труд».

Следующий важный вопрос, на который Луи де Бройль обращает внимание - это значение истории науки как драгоценного источника сведений о механизме научного прогресса и законах его развития.

Первым впечатлением, которое можно вынести из истории наук является впечатление о солидарности сменяющих друг друга поколениях исследователей в

В. В. ГЕРМИЗЕЕВА

Омский государственный технический университет

УДК 947 (571.1)

Количество специальных учебных заведений ограничивалось несколькими единицами. Темпы формирования системы высших учебных заведений были исключительно медленными [1]. Открытие университета в Томске (с един-

работе по возведению здания науки. Нужно объяснять экспоненциальный характер развития науки и использованию ее практических результатов (в виде определенных веществ, материалов и т.д.) для пользы цивилизации. По этой причине для истории наук характерно развитие с постоянным ускорением. Прогресс науки нельзя сравнивать с круговым движением, которое нас все время возвращает в одну и ту же точку; скорее он сравним с движением по спирали. Поэтому в обучение необходимо включать вопросы из истории любой науки, поскольку (как было сказано выше), история способна дать ребенку представление о развитии науки, о ее прошлом и будущем (спиралевидный характер).

Являясь важным разделом культуры, история науки может дать интересные и полезные указания о самом методе преподавания наук. Де Бройль полагает, что при изучении всех отраслей научного знания учащимся необходимо сначала быстро пробежать главные этапы, пройденные человечеством, затем только после этого можно далее изучать современную науку. Ребенок должен оказываться всегда (при изучении любой науки) в ситуации переживания, бьгть в роли исследователя.

В заключение можно привести слова историка В.О. Ключевского: «если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее». Следовательно, история науки -это то «рациональное зерно», которое должен использовать в обучении (любому предмету) каждый педагог, поскольку именно она содержит определенные ценностные смыслы.

Литература

1. Голованов Я. Безбрежный горизонт. //«Комсомольская правда», 1964, 3 окт. - с.4.

2. Кузнецов Б.Г. Беседа с Луи де Бройлем. //Вестник академии наук СССР. 1982, №8. - с.106-109.

3.Луи де Бройль. Революция в физике. М.: Атом-издат, 1965. - 231 с.

4. Луи де Бройль. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. М: Мир, 1986. - 344 с.

5. Луи де Бройль. По тропам науки. М.: Изд-во иност. лит-ры, 1962 - 408 с.

6. Романовская Т.Б. Наш современник Луи де Бройль (К 90-летию со дня рождения). «Вестник академии наук СССР». 1982, №8. - с.98-106.

7. Фабрикант В.А. Луи де Бройль. //Физика в школе. 1982, №5 - с.28-32.

ДЕРГАЧ ЕВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин.

ственным медицинским факультетом, юридический появился позднее) не могло решить кадровую проблему государственных учреждений в Западной Сибири, тем не менее, за 1900-1916 гг. было выпущено 858 юристов [2] К1907 г

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1905-19171Т.)

РОССИЯ ВСТУПИЛА В XX ВЕК, ИМЕЯ В СОСТАВЕ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЛИШЬ ТРЕТЬ ЛИЦ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. ПОДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ МОГЛО НЕ ОКАЗЫВАТЬ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.