Научная статья на тему 'Полупроективная методика «Драйверный опросник»'

Полупроективная методика «Драйверный опросник» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1476
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карташова А. В.

В статье с позиции теории транзактного анализа рассматривается возможность создания нового методического инструментария определения ведущего способа проживания сценария – драйвера. Раскрываются основные положения теории транзактного анализа, описывается актуальность, практическая значимость, а также процедура создания полупоективной методики – «драйверного опросника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полупроективная методика «Драйверный опросник»»

26

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Анохин П.К. За творческое сотрудничество философов с физиологами. // Ленинская теория отражения и современная наука. - М., 1961.

2. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. - Омск, 2001.

3. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. - М., 2005.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

5. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., Питер, 2000.

ПОЛУПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ДРАЙВЕРНЫЙ ОПРОСНИК»

© Карташова A.B.*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

В статье с позиции теории транзактного анализа рассматривается возможность создания нового методического инструментария определения ведущего способа проживания сценария - драйвера. Раскрываются основные положения теории транзактного анализа, описывается актуальность, практическая значимость, а также процедура создания полупоективной методики - «драйверного опросника».

В зарубежной и отечественной психологии существуют различные взгляды на проблему индивидуального развития личности, насчитывается множество концепций, используются разные термины для отображения специфики жизненного пути личности: жизненный стиль (А. Адлер), способ жизни (С.Л. Рубинштейн), стратегия жизни (К.А. Абульханова) и др. Одной из психологических теорий, объясняющих жизненный путь личности, является транзакгный анализ, и представленная в нем концепция сценария жизни.

Транзактный анализ - это теория личности и систематическая психотерапия с целью развития и изменения личности [5]. Основная идея тран-зактной теории личности заключается в том, что личность человека трактуется как «мультисубъектное образование» (В.А. Петровский) [4], средоточие феноменологически различимых, так называемых эго-состояний.

Наряду с моделью эго-состояний важным моментом ТА выступает концепция сценария жизни. Данная концепция объясняет, как в детстве проис-

* Аспирант кафедры Психологии личности.

ходит образование паттернов нашего поведения; каким образом оно связано с родителями или людьми их замещающими; почему мы продолжаем использовать стратегию детского поведения во взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к болезненным и деструктивным результатам. Таким образом, в теории ТА мы находим разработанную в деталях версию возрастного развития личности как социально детерминированного процесса.

Сценарий, по Берну, написанная в детстве программа жизни, основанная на собственном решении, под влиянием родительских посланиях и упроченная в более позднем возрасте [2]. Это бессознательный план жизни, у которого есть начало, середина и конец, и который исправно реализует человек. Важно отметить, что основа сценария, его ядро - это решение, принимаемое в детстве самим ребенком. «Было замечено, - говорил Берн, - что окончательная судьба человека определяется скорее детскими решениями, чем взрослым планированием» [2, с. 109]. Таким образом, принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе конструировать жизнь. Сценарные установки могут проявляться в различных сферах нашей жизни, оказывать влияние на наше поведение в самых разных ситуациях.

Берн в своей теории выдвинул идею о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени. Некоторое время спустя Т. Кайлер обнаружил существование определенных паттернов поведения, которые проявляются людьми перед тем, как они начинают входить в то или иное сценарное поведение. Выявленные паттерны поведения получили название драйверов [6, 7]. Их было выделено пять: «радуй других», «будь совершенством», «будь сильным», «старайся» и «торопись».

Каждый из драйверов характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, интонацией, жестами, положением тела и выражением лица. Драйверное поведение обычно проявляется в течение от доли секунд до 7 секунд [8]. Драйверы представляют собой способ проживания сценария, образец сценарного процесса, универсальный для любого пола и возраста. Драйвер -это дверь, ведущая нас в сценарный мир.

Было показано, что существует связь между драйвером и типом протекания жизни в сценарии (табл. 1) [5].

Так, например, драйвер «старайся» связан с типом сценария «Арахна» или «Опять и опять», сценарное убеждение которого «Я должен всегда оставаться в этой ситуации» (ситуации обучения, болезни и т.д.). Человек будет усердно стараться учиться или лечиться, однако он будет вынужден продолжать делать это снова и снова. Когда человек находится под влиянием драйвера «Старайся» он как бы приглашает и других стараться вместе с ним [7]. Примером этого драйвера может служить ситуация, когда человек попадает в зыбучие пески. Если он активно пытается (усердно старается) выползти - он утонет, а если он двигается медленно и обдуманно - он сможет выбраться.

28

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таблица 1

Соотношения драйверов и типов сценария

Ведущий драйвер Тип сценария, (миф) Сценарное убеждение

«Будь совершенством» Пока не... (Геракл) Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу за это очень высокую цену

«Радуй других» Потом (Дамокл) Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого заплатить за это

«Старайся» Опять и опять (Арах-на) Я должен всегда оставаться в этой си -туации

«Будь сильным» «Никогда» (миф о Бан-тале) Я никогда не получу то, в чем я так нуждаюсь

«Радуй других + Старайся» Почти (Сизиф) - 1 Я чуть было не достиг успеха

«Радуй других + Будь совершенством» Почти (Сизиф) - 2 Я все еще не достиг успеха

«Радуй других + Будь совершенством + Торопись» Открытый конец (Филемон и Бавкида) Моя роль окончена, и яне знаю, что теперь делать

Наблюдая за паттернами драйверов человека, можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс. Таким образом, умение обнаруживать пять драйверных поведений дает нам много информации о человеке за короткий промежуток времени.

В настоящее время в России не существует адаптированного диагностического инструментария определения ведущего способа проживания сценария, то есть драйвера. В нашем исследовании мы работаем над созданием такого инструментария - драйверного опросника. Драйверный опросник строится нами по аналогии с полупроекгивной методикой диагностики мотивации, разработанный Х.Д. Шмальтом, так называемые «решетки Шмальта» [1].

За проективную основу нашей методики мы взяли картины известного Тематического Апперцептивного Теста (TAT). TAT - методика комплексной глубинной психодиагностики личности [3]. Материал TAT представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. К каждой картине мы составили утверждения по каждому типу драйвера. В инструкции нашего опросника предлагается выбрать из приложенного списка утверждений, те, которые (по мнению испытуемого) подходят к той или иной картине. Примеры утверждений: «Он скрывает свои чувства и желания от других», «Он знает, что за приятные моменты сейчас обязательно придется расплачиваться позже», «Он так старается, он не виноват, что ничего не выходит» и т.д.

Предлагаемый опросник предназначен для диагностики драйверов, входящих в структуру сценария жизни личности. Полупроективный тест сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Введение рисунков повышает проективность метода и достоверность данных. Использование списка категорий-утверждений обеспечивает экономичность обработки. Важно подчеркнуть, что в отечественной психодиагностике не разрабатывались диагностические средства такого рода.

Данный тест может быть полезен в индивидуальном и групповом консультировании и психотерапии, с целью развития и изменения личности, при создании различных психологических тренинговых групп, организационном консультировании и пр.

Список литературы:

1. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта // Серия «Библиотека практического психолога», вып. 5. - М.: Когито-центр, 1998. - 35 с.

2. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или психология человеческой судьбы / Пер. с англ. А.Г. Румянцевой. - М. : РИПОЛ классик, 2004. - 416 с.

3. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. - М., 2000. - 254 с.

4. Петровский В.А. Метасловарь трансактного анализа // предисловие к книге Э. Берна «Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия». - М.: Академический проект, 2006. - С. 3-22.

5. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзакгный анализ / Пер. с англ. Д. Касьянов. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 329 с.

6. Capers. H., Kahler T. The Miniscript // Transactional Analysis Journal. -1974. - Vol. 4, No. 1. - P. 27-42.

7. Kahler T. Drivers: The key to the process of scripts // Transactional Analysis Journal. - 1975. - Vol. 5, No. 3. - P. 280-284.

8. Kahler T. The annual Eric Berne memorial scientific award acceptance speech // Transactional Analysis Journal. - 1978. - Vol. 8, No. 1. - P. 2-4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОСОЗНАНИЯ

© Катеринина A.A.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

В статье рассматриваются особенности самосознания младших школьников, детей находящихся в подростковом кризисе, а также при выходе из кризиса и собственно подростки.

Приступая к исследованию изменений в самосознании (самосознание при этом выступает как показатель развития личности) мы ориентировались на следующие теоретические и методологические идеи. Так, как показано в

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.