Научная статья на тему 'Метод исследования жизненного сценария личности'

Метод исследования жизненного сценария личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6348
963
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ЛИЧНОСТИ / СЦЕНАРНЫЙ ВОПРОСНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова С.П.

Обзор с использованием собственных данных. Проанализированы существующие методы исследования жизненного сценария личности в рамках транзактного анализа (Берн Э.), анализа ранних детских воспоминаний (Адлер А.), работы со сказками в психологическом консультировании (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Предложен вариант самостоятельной методики исследования жизненного сценария личности, который был сконструирован на базе рассмотренных методов. Теоретически обоснована структура методики и обозначены принципы ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод исследования жизненного сценария личности»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ

с.п. ЛУКЬЯНОВА*

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Обзор с использованием собственных данных. Проанализированы существующие методы исследования жизненного сценария личности в рамках транзактного анализа (Берн Э.), анализа ранних детских воспоминаний (Адлер А.), работы со сказками в психологическом консультировании (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Предложен вариант самостоятельной методики исследования жизненного сценария личности, который был сконструирован на базе рассмотренных методов. Теоретически обоснована структура методики и обозначены принципы ее применения.

Ключевые слова: жизненный сценарий личности, сценарный вопросник.

Жизненный сценарий личности представляет собой сложносоставной бессознательный феномен. Его исследование осложняется тем, что в структуру сценария входят различные элементы, большая часть которых самим человеком не осознается. Так, например, человек чаще всего осознает повторяющиеся события в своей жизни, которые не приводят к конструктивному результату, может оценить последствия этих событий. но причины их возникновения и механизм, обеспечивающий деструктивную повторяемость, почти всегда лежат вне зоны сознания личности.

Тем не менее исследование жизненного сценария зачастую крайне необходимо. Без полного осознания самого сценария, а также причин его возникновения и механизмов, запускающих разрушительные жизненные события, невозможно освободиться от сценарного влияния на свою жизнь. Кроме того, исследование жизненного сценария личности имеет научную

© Лукьянова С.П., 2011

* Для корреспонденции:

Лукьянова Светлана Павловна старший преподаватель, кафедра психологической диагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета 454080 Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76 E-mail: LukyanovaSP@gmail.com

ценность: до сих пор неясна структура явления, назначение сценария, не определен список элементов, входящих в структуру жизненного сценария.

Своим появлением термин «жизненный сценарий личности» обязан Э. Берну

- основателю транзактного анализа в психологическом консультировании. В этом направлении основной способ диагностировать жизненный сценарий человека

- это наблюдение за ним в процессе индивидуальной и/или групповой работы, сопровождающееся заполнением сценарных вопросников.

наблюдение за клиентом в процессе психологической работы - это основной метод, с помощью которого транзактные аналитики обнаруживают жизненный сценарий личности. Э. Берном были описаны так называемые признаки сценария

- особенности поведения клиента в группе, по которым можно отметить момент включения личности в свой сценарий. Эти признаки представляют собой различные телесные (зачастую физиологические) проявления (глубокий вздох, перемена позы, появление напряжения в какой-либо части тела) [2, 3]. После того как человек включился в сценарий, он начинает его реали-зовывать. Далее задача аналитика состоит в том, чтобы наблюдать за поведением и отмечать его малейшие изменения. Пос-

кольку все происходит в реальном времени, аналитик имеет возможность тут же вынести свои наблюдения для обсуждения в группе или с самим клиентом (если они находятся в процессе индивидуальной психотерапии) с целью раскрытия сценария и его преодоления.

Очевидно, что такой метод исследования сценария наиболее хорош для индивидуально-личностной работы и обнаружения сценариев конкретных людей, но не удобен для изучения сценария как феномена с целью построения целостной картины явления.

Сценарные вопросники как самостоятельный метод исследования сценария не используются транзактными аналитиками, они представляют собой дополнение (выдаваемые клиентам в качестве домашнего задания) к работе в группе или в процессе индивидуального консультирования. Как следствие, нет единой схемы (или хотя бы общего принципа) анализа ответов на такой вопросник, которой можно было бы пользоваться для выявления сценария, не прибегая к индивидуальной или групповой психологической работе. Каждый аналитик вынужден всякий раз, в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, изобретать новый способ показать ключевые особенности жизненного сценария человека.

Таким образом, стоит задача создания такого способа исследования сценария, который, во-первых, позволит установить индивидуальный жизненный сценарий людей и, во-вторых, благодаря общим принципам и схемам анализа, позволит делать выводы о жизненном сценарии как общепсихологическом феномене.

Необходимо отметить, что вопросникам как методу исследования сценария, несмотря на то, что они не использовались самостоятельно, в транзактно-аналити-ческой работе уделялось много внимания (кроме того, Э. Берн и его последователи предлагают сценарные вопросники как способы самоисследования сценария [2, 3,

12]). Метод интервью (на основе которого строятся вопросники) представляется тем методологическим принципом, который способен обеспечить возможность выявления сценария.

Рассмотрим подробнее те способы интервьюирования, которые использовались психологами в своей работе для обнаружения жизненных сценариев людей.

Сценарные вопросники варьируют по количеству вопросов. Например, К. Штай-нер считает, что сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые касаются личной идентичности человека и его судьбы [12]: Кто я? Что я здесь делаю? Кто все эти другие?

Вопросник по Э. Берну содержит несколько разделов, касающихся разных возрастов человека (дородовые воздействия, раннее детство, средний возраст, позднее детство, юность, зрелость), а также вопросы о том, какой человеку видится сцена его смерти. В каждом из разделов от 5 до

19 вопросов. Кроме того, Э. Берн предложил еще и терапевтический вопросник, позволяющий понять, насколько человеку удалось избавиться от своего сценария в процессе групповой психотерапии. В нем

20 вопросов, касающихся самоотношения, отношения к миру, к собственной жизни, к другим людям [2].

М. Джеймс и Д. Джонгвард предлагают свой вариант вопросника, дающего возможность исследовать сценарий жизни. Первая группа вопросов касается культурного и семейного сценариев, вторая - личного. Кроме того, они предлагают исследовать словесные (вербальные) послания сценария (слова, которые были сказаны по отношению к человеку в детстве), ролевые отождествления (роли в сказках, мифах, историях, любимые человеком и, предположительно, в соответствии с которыми он ведет себя в ключевых аспектах своей жизни), представления человека о его жизни [4, 13].

Иными словами, существует большое поле вопросов, которые, с точки зрения

разных аналитиков, необходимо задать человеку с целью распознать его сценарий. Нет единого подхода к созданию вопросников, единого списка вопросов. Вследствие этого невозможно создать единую схему анализа ответов испытуемых на сценарные вопросники с целью построить целостную картину сценария как явления.

Кроме собственно транзактно-анали-тических методов распознавания сценария жизни, обнаружение сценария возможно с помощью ранних детских воспоминаний по А. Адлеру, поскольку и в транзактном анализе, и в индивидуальной психологии придается большое значение раннему детскому опыту [1, 2, 4, 8].

Е.В. Сидоренко приводит интервью, с помощью которого можно установить те детские переживания, которые оказывают влияние на взрослую жизнь человека и лежат в основе стиля его жизни (по А. Адлеру) и соответственно сценария жизни. Причем она описывает две схемы интервью: для детей и для взрослых. Вопросы интервью касаются состояния и личности самого человека, его родительской семьи, воспоминаний об отношениях в семье, о детских болезнях, страхах, интересах. Процедура диагностики раннего воспоминания предполагает, что человек письменно опишет свое воспоминание, руководствуясь определенной инструкцией. Различные консультанты предлагали разные инструкции, однако во всех подчеркивается необходимость описывать чувства и подробности воспоминания о конкретном событии, не прибегая к помощи кого бы то ни было в окружении [8].

кроме интервьюирования на основе сценарных вопросников, существует еще один способ изучить жизненный сценарий личности. Он представляет собой диагностику с помощью сказок (мифов, легенд и др.) [7, 10]. Психологическая работа со сказками очень разнообразна: начиная от припоминания любимой сказки детства, заканчивая самостоятельным сочинением сказки о себе и с последующим ее разыгры-

ванием в группе. каждая из таких сказок содержит много информации о ее авторе [7, 9].

Поскольку речь идет о создании метода исследования сценария, базирующегося на принципе интервьюирования, подходящими способами работы со сказкой будут два: во-первых, сочинение сказки о себе; во-вторых, припоминание и пересказ любимых сказок.

Мифологическая основа сказки актуализирует в сознании человека тот слой знаний о себе, в котором содержится представление о правильном, «эталонном» для данного человека ходе событий в его жизни. Миф в таком случае представляет собой не рассказ о событиях, произошедших когда-то, а образец поведения в жизненной ситуации, существующей теперь [11]. Э. Берн отмечал, что в формировании жизненного сценария ребенок активно задействует различные истории, которые он слышит в детстве от родителей и других значимых взрослых. Ребенок черпает в этих историях, мифах, сказках, рассказах информацию о том, как себя вести в различных жизненных ситуациях [2, 3].

Интересные, на наш взгляд, результаты исследования получила Н.В. Чудова. согласно ее данным, идентификация со сказочным персонажем регулируется выбором сюжета, а не формальной ролью, выполняемой тем или иным персонажем. Поэтому для мифологической идентификации должен быть важен сюжет, в развитии которого принимает участие выбранный персонаж, а не функция, выполняемая им в сказке, поскольку для мифологического сознания (и, в частности, самосознания) все персонажи в рамках одного сюжета тождественны и работают лишь на раскрытие мифологического образа. Атрибутируемые самому себе черты зависят от типа сюжета, а не от той роли, которую исполняет выбранный испытуемым персонаж [11]. Другими словами, в сочиняемой о себе сказке (или в любимом сказочном сюжете) испытуемый, несмотря на очевидную иденти-

фикацию с каким-то персонажем, может играть любую роль. Этот факт служит базой для исследования сценария: важен целый сюжет, а не отдельная роль. Э. Берн, в свою очередь, описывая типы сценариев, определял их не типами исполняемых ролей, а типами сюжетов («Красная шапочка», «Спящая красавица» и т.д.).

Анализ всевозможных сценарных вопросников, особенностей методики выявления ранних воспоминаний, направлений работы со сказкой в психологическом консультировании позволил нам сформировать собственный вариант методики как самостоятельного инструмента, который был бы способен без дополнительных процедур устанавливать жизненный сценарий личности.

По форме методика представляет собой фокусированное интервью с открытыми вопросами. Содержание методики включает в себя 15 заданий/вопросов, разделенных на 4 блока.

Блок 1.

1. Напишите сказку о себе.

2. Опишите Ваше самое раннее воспоминание. Это должно быть одно конкретное воспоминание, а не череда событий. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову об этом воспоминании, не опускайте подробностей, которые всплывут в Вашей памяти. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: «Когда это было? Что это было?» и т.д. Важно, что Вы это помните как самое раннее свое воспоминание. Хронология не важна.

Блок 2.

3. Когда Вы были ребенком, какая была Ваша любимая сказка, книга (история, рассказ, миф)?

4. Перескажите ее (не подглядывая и не перечитывая - это очень существенно, - если недавно перечитывали, попробуйте припомнить, что для Вас в этой истории было важным/запоминающимся в том, в детском возрасте).

5. Какой момент в этой истории вы любили больше всего? Почему?

6. О чем эта история?

7. Кто был Вашим любимым героем в детстве? Почему? (Не обязательно из этой же истории).

Блок 3.

8. Как можно было бы назвать фильм о Вашей жизни? Почему?

9. Опишите главного героя.

10. Какую роль Вы играли бы в нем? Какие еще роли были бы в этом фильме?

11. Какой была бы финальная сцена?

Блок 4.

12. Охарактеризуйте фразой из двух-трех слов Вашу жизнь.

13. Каково Ваше жизненное кредо?

14. Назовите и опишите типичные роли, которые Вы играете в жизни (2-5). Какой (-ая) Вы в каждой из этих ролей? В каких ситуациях каждая из них появляется? Какие Выгоды у вас есть, благодаря каждой роли? В чем каждая из ролей Вас ограничивает?

15. Опишите шесть ситуаций из Вашей жизни, которые постоянно повторяются. Это должны быть такие ситуации, в которые Вы раз за разом попадаете, ходите по ним, как по замкнутому кругу, и не очень понимаете, почему так происходит. Ситуация эта может завершиться, но через некоторое время Вы опять - в ней. Эти ситуации могут касаться различных сфер Вашей жизни (будь-то работа, учеба, личные отношения, Ваши отношения с самим (-ой) собой и др.).

Предложенный вариант методики диагностики жизненного сценария прошел первичную апробацию (с участием 56 испытуемых), по результатам которой были сделаны выводы об особенностях методики и ее применения.

В первый блок (задания 1 и 2) включено два комплексных задания, которые часто используются в качестве самостоятельных методик исследования: сочинение сказки о себе (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) и описание раннего детского воспоминания (по Е.В. Сидоренко). Оба задания могут выполняться испытуемым как устно, так и письменно в процессе интервью.

В первом задании («Напишите сказку о себе») открыто предлагается идентифицировать себя с главным героем сказки. Поэтому, несмотря на то, что задание в перечне первое, чаще всего целесообразнее предлагать его в конце обследования. В идентификации испытуемым себя с главным героем заключается психодиагностический потенциал методики. Сочиняя сказку о себе, человек в той или иной форме повествует о своей жизни. Возможно, не обо всей, но актуально действующий сценарий жизни, как правило, отражается в сказке о себе, рассказанной испытуемым [5, 6, 9-11, 13].

Задание, предлагающее написать сказку о себе, опирается на феномен мифа, притчи, метафор. Метафоры позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои бессознательного, что особо ценно в рамках исследования сценария. специфическая особенность метафор заключается в том, что благодаря им человек может перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значи-мую эмоциональную окраску [5, 9, 11].

Таким образом, результатом написания сказки о себе является метафорически представленная история жизни человека, имеющая начало, середину и конец, что дает возможность отследить не только привычные стереотипы действия в типичных ситуациях, но и целостную линию поведения человека, последовательность и обусловленность происходящих в жизни событий. необходимо отметить, что в сказке представлена не фактическая сторона жизни (зачастую сочиненная сказка не отражает конкретных жизненных событий, произошедших с человеком), а психологическая. Другими словами, в сказке представлена структура мыслей (когниций), переживаний (эмоций) и их следствий (событий, поступков) в их взаимосвязи. В свою очередь, эта структура и представляет собой действенную часть жизненного сценария личности.

Второе задание («Опишите ваше самое раннее воспоминание») включено в интервью, исходя из исследований Э. Берна, который утверждал, что основы жизненного сценария закладываются в самом раннем детстве. И раннее воспоминание (или несколько воспоминаний, которые относятся к раннему возрасту) испытуемого способно высветить протокол (самый первый архаический вариант сценария личности). Установление раннего детского воспоминания является комплексной заменой многочисленных вопросов в вопроснике э. Берна, посвященных обнаружению раннего формирования жизненного сценария. В процессе интервью раннее воспоминание, а также сопровождавшие его эмоции и мысли могут быть прояснены с помощью дополнительных вопросов.

следующие - второй и третий - блоки вопросов сформированы, опираясь на сценарные вопросники, используемые для исследования жизненного сценария в рамках транзактного анализа.

Второй блок содержит вопросы (1-5), касающиеся любимых историй и героев детства. с одной стороны, вопросы данного блока апеллируют к детским идентификациям себя с героями историй, а своей жизненной ситуации - с сюжетами. это в определенной мере гарантирует, что получаемая информация относится не только к текущему моменту жизни испытуемого, но и к его жизни в целом. С другой стороны, пересказ истории и обозначение ее смысла (вопросы № 4, 6) во взрослом возрасте (то есть на момент проведения интервью) позволяет выявить эмоциональные, когнитивные и поведенческие стереотипы, перенесенные человеком из детства во взрослую жизнь, пусть и в переосмысленном виде. В основе данного блока вопросов лежит феномен метафоры: испытуемый в ответ на эти вопросы многое рассказывает о своем сценарии, сам того не осознавая.

В третьем блоке (вопросы № 8-11) испытуемому предлагается пофантазировать и представить, каким был бы фильм о его

жизни. Данный блок вопросов в какой-то мере дублирует задание № 1 (сочинение сказки о себе). Но в этом случае у испытуемого больше возможности осознанного контроля предоставляемой информации. Вновь задействован механизм идентификации себя с главным героем, а собственной жизни - с сюжетом и окружением, которое описывается испытуемым в отношении фильма. Кроме того, подобное дублирование позволяет распознать повторяющиеся (а потому - устойчивые) элементы жизненного сценария испытуемого, повышается надежность методики. Такая постановка задачи - пофантазировать и представить, каким мог бы быть фильм о жизни испытуемого - способствует снятию напряжения испытуемого (не обязательно рассказывать о своей жизни абсолютно всю правду - можно нафантазировать и завуалировать нежелательные элементы жизни). При этом надежность методики не уменьшается, так как фильм - это тоже история, которую испытуемый сочиняет о себе, а в этом процессе неизбежно задействован жизненный сценарий личности.

Четвертый блок содержит прямые вопросы (12-15), касающиеся жизни испытуемого в целом. Этот блок в чем-то дублирует второй, но в большей степени апеллирует к сознанию испытуемого, к его настоящему, к его возможности анализировать собственную, уже взрослую, жизнь. Кроме того, включение данного блока в интервью обусловлено тем, что жизненный сценарий, сформировавшись в детстве на услышанных историях и при взаимодействии с родителями, неизбежно проявляется и во взрослой жизни. этот блок дает возможность диагностировать те элементы жизненного сценария, которые уже задействованы в реальной жизни испытуемого. А анализ соответствия этого блока трем предыдущим позволяет прогнозировать развитие сценария в жизни испытуемого.

Если говорить о процессе интервьюирования по данным вопросам и заданиям, то начинать беседу рекомендуется с

относительно безопасных вопросов, входящих во второй блок. На следующем этапе интервьюирования предпочтительно вести беседу о раннем воспоминании. Хотя часто испытуемые охотно начинают рассказывать о себе именно с этого вопроса. Далее рекомендуется предъявлять вопросы третьего и четвертого блоков. Сочинение сказки о себе как задания самого небезопасного и для многих оказывающегося сложным лучше всего оставлять на конец интервьюирования. Время проведения интервью с одним испытуемым занимает от 45 минут до 1,5 часов.

Данные, полученные с помощью описанного интервью, подвергаются обработке с помощью метода анализа текста. Основные задачи анализа данных с целью определения жизненного сценария состоят в следующем: распознавание повторяющихся элементов в историях, воспоминаниях и фантазиях человека; установление последовательностей повторяющихся элементов, взаимосвязей между ними; выявление начальных звеньев - источников, которые запускают повторяющиеся цепочки переживаний, мыслей и событий в жизни личности; обнаружение конечных звеньев повторяющихся цепочек сценарных элементов.

Более подробному описанию анализа получаемых с помощью описанного в статье интервью данных будут посвящены отдельные статьи. отметим лишь, что посредством описанного интервью можно не только диагностировать индивидуальный жизненный сценарий и спрогнозировать его развитие в жизни человека, но и определить общую структуру и механизмы действия сценария жизни как явления.

Литература

1. Адлер А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. -Киев: Port-Royal, 1997. - 105 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.;

Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 512 с.

3. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия / Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2001. - 320 с.

4. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с ге-штальтупражнениями: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. - 336 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - сПб.: речь, 2005. - 240 с.

6. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. Методическое руководство. - М.: Смысл, 1998. - 250 с.

7. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки (собрание трудов В.Я. Проппа). Составление, научная редакция, текстологи-

ческий комментарий И.В. Пешкова. - М.: Издательство «Лабиринт», 1998. - 512 с.

8. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. - СПб.: Речь, 2002. - 347 с.

9. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. - М.: Класс, 1999. - 77 с.

10. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке / Пер. с англ. Р. Березовской и К. Бутырина. Научн. ред. В.В. Зеленского. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 360 с.

11. Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 45-50.

12. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. - СПб.: Питер, 2003. -416 с.

13. Karpman S.B. Fairy Tales and Script Drama Analysis // Transactional Analysis Bulletin. -1968. - Vol. 7. - No 26. - P. 39-43.

THE METHOD OF INVESTIGATING THE INDIVIDUAL LIFE SCENARIO

S.P. LUKYANOVA South Ural State University, Chelyabinsk

Review using their own data. The paper analyzes existing methods of investigating the individual life scenario in transactional analysis (E. Berne), analysis of early childhood memories (A. Adler), works with tales of psychological counseling (T.D. Zinkevich-Evstigneeva). Proposed a variant of an independent research methods of personal life scenario, which was designed on the basis of these methods. Theoretically grounded methodology and structure marked the principles of its application.

Keywords: personal life scenario, scenario questionnaire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.