Научная статья на тему 'Польское непрерывное обучение в сфере бизнеса (на примере бухгалтерского учета)'

Польское непрерывное обучение в сфере бизнеса (на примере бухгалтерского учета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польское непрерывное обучение в сфере бизнеса (на примере бухгалтерского учета)»

ПОЛЬСКОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СФЕРЕ БИЗНЕСА

(НА ПРИМЕРЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА)

А. Карманска Р. Грабовски

Ведение бизнеса на основании принципов инновационной экономики, чьи ресурсы увеличиваются в геометрической прогрессии, является сложной задачей для бизнесменов. Образовательные цели в сфере бизнеса напрямую определяются контекстом устойчивого роста, играющим в настоящее время ключевую роль. Бизнес требует постоянного обновления знаний и навыков, а также выработки этических принципов, связанных с заботой об окружающей среде и людях, которым это небезразлично.

В сфере бухгалтерского учета деловая деятельность фокусируется как в объективе камеры. Эта деятельность выражается в финансовых показателях используемых активов, в источниках финансирования и в достигнутых результатах. Бухгалтерский учет представляет собой метаязык этой деятельности. Профессиональное управление бухгалтерским учетом, давно переставшее быть ремеслом, и, превратившись в искусство, требует специальных компетенций (Karmanska, Boroch, 2013). На этом фоне следует указать на необходимость системных решений в области образования людей, заинтересованных в участии в сфере бизнеса, а точнее - в бухгалтерском учете. В таких условиях, только следуя потребностям LIFEWIDE LIFELONG LEARNING (далее LLL), можно говорить о желательном уровне профессиональных компетенций людей, управляющих бухгалтерской деятельностью для нужд современного бизнеса. В свете вышесказанного следует говорить о следующем: (1) в рамках практики делового образования необходимо использовать термин «LLL» как некий императив (требования непрерывного обучения); (2) в сфере науки, связанной с деловым образованием, необходимо поощрять исследования (Drumlak, 2011a, Drumlak, 2013; Nadolna 2013), посвященные парадигме делового образования на основании LLL-подхода, поскольку LLL в настоящее время является широко признанной концепцией образования (научных достижений), в рамках которой работают ученые, занимающиеся проблемами делового образования с точки зрения модельных задач и решений (Kuhn, 2009).

Работая над созданием благоприятных условий для развития LLL в Польше, Совет министров Польской Республики 10 сентября 2013 г. принял документ «Perspektywa uczenia si§ przez cate zycie» («Перспективы непрерывного обучения») (Perspektywa, 2013). В этом документе сформулирована настоятельная необходимость в развитии LLL как важного компонента образовательной политики в Польше. Реализация LLL под руководством профессиональных групп (ассоциаций, комитетов и других инициатив, объединяю-

293

щих профессиональные группы) имеет реальный шанс получить поддержку государства. Можно предположить, что благодаря этому документу непрерывное обучение, сложным образом связанное с правовыми нормами и рекомендациями ЕС (the European Parliament and Council Recommendation, 2008)1, приобрело серьезные позиции в развитии польской образовательной системы. «Перспективы непрерывного обучения»2 - это программный документ, обеспечивающий целостность проводимых в Польше проектов в области LLL. Он создает общие рамки для разного рода деятельности в этой об-ласти3, включая проекты, проводимые предпринимательской средой на благо развития важных для бизнеса профессий, многие из которых связаны с бухгалтерским учетом.

Национальные стандарты профессиональных навыков и Международные образовательные стандарты создают концептуальные рамки для польского непрерывного обучения в области бухгалтерского учета. В Польше в области делового образования, включающего бухгалтерский учет, все более важную роль играет деятельность Ассоциации бухгалтеров Польши (AAP, 2014) и Польской палаты дипломированных бухгалтеров (KIRB, 2014). Следующие документы важны для развития независимых LLL программ, предлагаемых этими организациями в духе вышеупомянутых «Перспектив непрерывного обучения»: (1) государственные национальные стандарты профес-

1 «В ходе разработки идеи непрерывного обучения на протяжении всей жизни (LLL) в ЕС были согласованы общие принципы. Они применяются на различных уровнях в странах-участниках (центральном, региональном или местном) и по отношению к различным организаторам образования (обучения и подготовки) в рамках образовательных систем или вне этих систем (организаторам неформального образования). Эти принципы включают: оценку обучения в различных формах и местах (всеобъемлющее обучение); повышение уровня обучения на каждом этапе жизни (непрерывное обучение); универсальность - применение политики непрерывного обучения ко всем людям; оценку и подтверждение результатов обучения вне зависимости от места, способа и времени получения образования; развитие партнерства в области непрерывного обучения; позиционирование человека в центре внимания политики; эффективные инвестиции в обучение» (Resolution, 2013).

2 Подготовка и осуществление Национальной системы квалификаций (Создание польской системы квалификаций 2011, с. 3) имели три стадии: (1) работа экспертов, завершившаяся подготовкой исследования под называнием Od Europejskich do Krajowych Ram Kwalifikacji (От европейской к национальной системе квалификаций, 2009), (2) работа, производившаяся Руководящим комитетом Национальной системы квалификаций в LLL и Институтом исследований образования, в результате которой в середине 2013 г. был подготовлен Рекомендательный отчет -Рекомендации Польской системы квалификаций непрерывного обучения по отношению к Европейской системе квалификаций (Raport referencyjny (Рекомендательный отчет), 2013), (3) принятие в сентябре 2013 документа Perspektywa uczenia sip przez cate zycie (Перспективы непрерывного обучения) (Perspektywa (Prospects), 2013), начало (в соответствии с планом) реализации Национальной системы квалификаций и Национального реестра квалификаций в непрерывном обучении (Nowe projekty (Новые проекты), 2013).

3 Обратите внимание, создаются специальные условия для Польши, дающие ей возможность использовать европейские фонды в 2014-2020 гг. Это связано с долгосрочной стратегией национального развития: Польша-2030, стратегией развития человеческого капитала и стратегией развития социального капитала, а также со стратегическим документом ЕС - Европа 2020 (Uchwata (Resolution), 2011).

294

сиональных квалификаций (Закон 2008, ст. 4) и (2) образовательные стандарты, которые будут обсуждаться позже.

Стандарты профессиональных квалификаций (компетенций) (Krajowe (National), 2014):

(а) это нормы, определяющие сферу и уровень знаний, навыков и психологических характеристик, которые необходимы для решения типовых профессиональных задач на конкретном рабочем месте. Эти нормы одобрены представителями профессиональных и промышленных организаций, работодателями, работниками и другими ключевыми социальными партнерами;

(б) они представлены в электронной базе (Kwalifikacje (Квалификации), 2014), которая включает 300 стандартов профессиональных компетенций, 253 стандарта профессиональных квалификаций, 257 модулей программ профессиональной подготовки, а также стандарты профессий, связанных с бухгалтерским учетом (помощник бухгалтера, специалист по бухгалтерскому учету, специалист по финансовому учету);

(в) в сфере образовательных стандартов они составляют основу для усовершенствования программ профессиональной подготовки и уточнения стандартов экзаменационных требований для нужд экономики;

(г) работодатель может руководствоваться этими стандартами в планировании рабочих мест, в выработке систем аттестации и системы оплаты труда, в выборе направления развития карьеры и личностного роста работника;

(д) с их помощью также можно определять и сравнивать компетенции работников, приезжающих из разных стран; они позволяют подтверждать квалификации работников на разных рынках труда и в разных образовательных системах. Таким образом, они способствуют профессиональной мобильности и профессиональному развитию.

AAP и KIBR - члены Международной федерации бухгалтеров IFAC (IFAC, 2014) - предлагают программы непрерывного обучения, следующие рекомендациям Международного совета бухгалтерских образовательных стандартов IAESB (About IAES, 2014), опубликованные в двух документах: «Международные образовательные стандарты» (IESs), существующие с 2003 г. и «Рамки международных образовательных стандартов для профессиональных бухгалтеров», опубликованные в 2009 г. За это время Международный совет IAESB выработал восемь Международных образовательных стандартов (IESs). В октябре 2009 г. IAESB начал процесс обновления всех Международных образовательных стандартов. В настоящее время процесс этот завершается. В глобальном масштабе согласованию LLL-проектов по бухгалтерскому учету способствовало международное признание ключевой роли знаний и навыков в этой деловой сфере. Благодаря этому IAESB подготовил не только «Международные образовательные стандарты» (IESs), он также разработал руководства и информационные материалы, такие как: «Международные образовательные руководства для профессио-

295

нальных бухгалтеров» (IEGs) и «Международные доклады по образованию для профессиональных бухгалтеров» (IEPs) (International, 2014). Перспективы непрерывного обучения, «Национальные стандарты профессиональных квалификаций» и «Международные образовательные стандарты для профессиональных бухгалтеров» являются образцом для создания системы непрерывного обучения в области бизнеса (бухгалтерского учета) в Польше. Тщательный анализ этих документов показывает значение непрерывного обучения в сфере бизнеса и сложность связанных с ним проблем, а также позволяет оценить перспективы развития непрерывного обучения в области бухгалтерского учета в Польше. Эти документы дали толчок для создания оригинальной концепции непрерывного обучения (четыре уровня усвоения профессиональных бухгалтерских квалификаций), ставшей уникальной разработкой. Сложности, с которыми столкнулись педагоги в Польше (и, кажется, не только в ней) в области бухгалтерского учета, представлены в отдельной работе (Grabowski, Karmanska, 2014).

Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.