Польский публицист Николай Мархоцкий о событиях «смутного времени» в России
(1607-1611 гг.)
Polish publicist Nikolai Markhotsky about the events of the "time of troubles" in Russia
(1607-1611)
Вольных Дмитрий Александрович
Студент 3 курса Институт культуры, истории и права Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Россия, Елец e-mail: [email protected]
Volnykh Dmitriy Alexandrovich
Student 3 tern Institute of Culture, History and Law Bunin Yelets State University Russia, Yelets e-mail: [email protected]
Научный руководитель Ляпин Денис Александрович
Доктор исторических наук Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Россия, Елец e-mail: lyapin-denis@,yandex. ru
Scientific director Lyapin Denis Alexandrovich
Doctor of Historical Sciences Bunin Yelets State University Russia, Yelets e-mail: lyapin-denis@yandex. ru
Аннотация.
Исследуются события похода польской армии в период Смутного времени. Работа основана на воспоминаниях одного из участников похода Николая Мархоцкого, которые он изложил в книге История Московской войны. Автор рассказывает о причинах, послуживших началом данного конфликта, целях похода и о том, как он складывался для войска. Он подробно описывает ключевые события того времени: поход армии под знаменем Лжедмитрия II, бунты казаков, раздел в войске и недовольство местного населения на присутствие чужой армии в стенах Москвы.
Annotation.
The events of the campaign of the Polish army during the Time of Troubles are investigated. The work is based on the memoirs of one of the participants of the campaign Nikolai Markhotsky, which he outlined in the book The History of the Moscow War. The author tells about the reasons that served as the beginning of this conflict, the goals of the campaign and how it developed for the army. He describes in detail the key events of that time: the march of the army under the banner of False Dmitry II, the revolts of the Cossacks, the division in the army and the discontent of the local population at the presence of a foreign army within the walls of Moscow.
Ключевые слова: Смутное время, Заруцкий, русская элита, польское войско.
Key words: Time of Troubles, Zarutsky, Russian elite, Polish army.
Смутное время является достаточно актуальной темой, поскольку затрагивает целый комплекс важный проблем исторической науки. Особое место занимает анализ свидетельств современников событий этого трагичного для России периода времени. Несмотря на то, что большинство мемуаров подобного рода достаточно хорошо изучены, остаются и те, что почти не привлекают внимания авторов. В этой связи следует обратить
внимание на малоизвестный труд польского ротмистра Николая Мархоцкого под названием «История Московской войны» [5].
Это небольшое сочинение освещает события истории периода борьбы за власть Лжедмитрия II и Василий Шуйского. Большинство рассказываемых здесь эпизодов хорошо известны, о них писали такие отечественные специалисты как И.И. Смирнов, Р.Г. Скрынников, И.О. Тюменцев. Однако некоторые аспекты книги Н. Мархоцкого остались на наш взгляд полностью неучтенными. В общих чертах их можно свести к следующим моментам:
1. Личность И.М. Заруцкого и его роль в событиях;
2. Позиция русской элиты, поддерживающей поляков;
3. Личные убеждения автора, типичного представителя свой среды, особенно его религиозность.
О жизни и личности Н. Мархоцкого известно не очень много. Родился он в небогатой дворянской семье в 1570 г. в Малой Польше. В 1607 г., в возрасте 37 лет, отправился в Россию добровольцем с войском, образовавшимся вокруг Лжедмитрия II. После официального начала войны между Россией и Речью Посполитой, как и большинство воевавших за самозванца, он вступил в армию Сигизмунда III. О личности Н. Мархоцкого известно крайне мало. В России он находился до 1612 г., после чего вернулся на Родину. После этого взялся составлять свои мемуары, которые получили окончательный вид в 1619 г., а затем были изданы. Судьба Н. Мархоцкого известна историкам лишь до 1625 г., далее известия о нем обрываются [5, с. 6-7].
Скажем несколько слов о самой книге. Ее первая часть посвящена причинам войны с Москвой. Н. Мархоцкий кратко описывает события появления в Польше Григория Отрепьева (будущего Лжедмитрия I, в книге назван - «Грицко»), период его царствования, рост недовольства населения и заговор против него, а также о главных зачинщиков этого заговора. Очевидно, что автор сообщает об этом на основании общих сведений и слухов, достаточно хорошо известных тогда в Польше. Однако эти слухи, конечно, сыграли большую роль, поскольку показали реальную возможность посадить на непрочный московский трон любого самозванца. Польские наемники, авантюристы и все, кто под видом давней вражды с «Московией» хотели разбогатеть на войне получили наглядный пример для осуществления самых смелых планов. Н. Мархоцкий если и не был одним из них, но безусловно был близок к подобным кругам.
Далее автор начинает рассказывать о событиях, в которых принимал непосредственное участие. С самого начала своего повествования Н. Мархоцкий сообщает, что польская армия не верила в то, что Лжедмитрий II является тем самым царем, который правил в Москве. Солдаты по-разному пытались выяснить тот ли это царь или нет, но Лжедмитрий II сумел все-таки убедить их в том, что он является подлинным властителем России. Однако в дальнейшем армия все-равно убеждается в том, что очередной «царь Дмитрий» не настоящий.
Это сообщение представляется нам также интересным ведь часто считается, что Лжедмитрий II был совершенно бездарным человеком не способным ни на что. Его рисуют безвольным оружием в руках польских авантюристов. Однако если он сумел хоть на время убедить своим видом и поведением близких к нему людей, то может быть являлся не таким уже никчемным политиком.
Основное внимание автор записок уделяет походу польского войска к Москве и противостоянию с московским войском в 1607-1612 гг. В частности, Н. Мархоцкий сообщает о маршруте передвижения польской армии, подробности расположения лагеря своего войска под Москвой, а также особенности организации солдат. Стоит отметить, что в 1609 г. в войске начались первые бунты, а затем их стало несколько. Переломным моментом повествования становится то, что после вступления Сигизмунда III в пределы Московского государства войско разделилось на две части: тех, кто служил польскому королю и тех, кто остался служить Лжедмитрию II. В конце автор сообщает, что в Москве свергли Василия Шуйского и присягнули польскому
королевичу Владиславу. Записки заканчиваются рассказом как поляки, находясь в самой Москве, испортили отношения с горожанами.
Таков общий ход событий, описанных в записках Н. Мархоцкого. Остановимся теперь подробнее на содержании глав его небольшой книги. Согласно замыслу автора, каждая глава называется тем годом, когда происходили описываемые в ней события. Затем она делится на тематические параграфы с названиями событий, произошедших в это время.
Итак, глава «1607» описывает появление Лжедмитрия II: «... в 1607 году, под час рокоша, явился новый вымышленный Дмитрий, сын боярина из Стародуба. Появился он в Литве, на Белой Руси ...» [5, с. 27].
В главе «1608» автор рассказывает о сомнении некоторых солдат польской армии в том, настоящий ли это царь или очередной самозванец: «Некоторые из наших засомневались: тот ли это царь, что был в Москве, или не тот?» [5, с. 30]. Однако в итоге они все больше убеждались в том, что перед ними самозванец.
Глава «1608» рассказывает, что в польском войске уже практически никто не верил в то, что царь настоящий. Здесь впервые упоминается имя И.М. Заруцкого: «Тем временем кроме нас прибыли и другие отряды: тысячи три запорожских казаков и, во главе с Заруцким, пять тысяч казаков донских» [5, с. 34]. Далее автор сообщает как в польский лагерь были перехвачены и доставлены Юрий Мнишек и его дочь Марина, а затем пишет о том, что они, знавшие Лжедмитрия I, не поверили в то, что это спасшийся царевич: «. знавшие Дмитрия в столице, увидев нашего, не захотели его признавать, и скрыть это было невозможно» [5, с. 45].
В главе «1609» автор рассказывает о начале разлада в польское войске, в связи с тем, что войска Сигизмунда III вступили в Московское государство: «Но войско, ухватившись за какую-то смутную весть, решило, что у короля с собой много денег, и, если они перейдут на его сторону, оставив Дмитрия, король сможет заплатить войску за множество выслуженных четвертей» [5, с. 58]. Далее автор сообщает, что подобная идея была поддержана даже руководителями польского войска, в частности паном Сапегой: «Он требовал от своего имени и от имени находившихся при нем людей, чтобы мы приступили к переговорам с королевскими комиссарами, и пригрозил, что, если мы этого не сделаем, его хоругви уйдут и запишутся на королевскую службу» [5, с. 58].
В глава «1610» рассказывается о том, кто был выбран в качестве послов к Сигизмунду III, но после того как Королем не были приняты условия русской стороны они были арестованы и отправлены в польский плен: «С просьбой прислать королевича к Е[го] Величеству Королю под Смоленск от всего народа снарядили послов: Филарета Никитича и Василия Голицына. Но этих послов затем отправили в Польшу как пленников» [5, с. 80].
В статье «1611» автор повествует о том, как он получил командование войском, а также описывает какие действия предпринимал. По его словам, поляки сами обратились к нему: «Нет у нас здесь своих ротмистров, так хоть ты нами командуй». Я согласился, и они мне повиновались» [5, с. 102]. Далее автор рассказывал о способе деления войска на части, размещение войск на укреплениях и описывал методы ведения обороны. Находясь в тяжелейших условиях, имея численное отставание поляки героически отстаивали Арбатские ворота.
Итак, перейдем теперь к рассмотрению тех вопросов, которые мы обозначили выше. Начнем с личности И.М. Заруцкого.
Вообще известно, что атаман Иван Мартинович Заруцкий был активным участником событий Смуты. Он вначале участвовал в Первом ополчении, потом поссорился с его командующими и решил поддержать супругу Лжедмитрия II Марину Мнишек. Летом 1613 г. вместе с ней он боролся с войсками, действующими от имени избранного в Москве Михаила Федоровича, но потерпел поражение.
Вот как описывает И.М. Заруцкого Н. Мархоцкий в своей книге: «Родом из Тарнополя Заруцкий, будучи ребенком, был взят в орду. Там он и научился хорошо понимать татарский язык, а когда подрос, ушел к донским
казакам и прятался у них много лет. С Дона, будучи среди казаков уже головой и человеком значительным, он вышел на службу к Дмитрию. К нам он был весьма склонен, пока под Смоленском его так жестоко не оттолкнули. Был он храбрым мужем, наружности красивой и статной» [5, с. 86]. Затем Н. Мархоцкий редко упоминает его, особенно в последние годы своих воспоминаний, т.к. находились они по разные стороны враждующих лагерей.
Другой важный вопрос, связан с позицией русской элиты, поддерживающей поляков. Он полагает что причиной поддержки иностранных интервентов являлось желание получить резкое повышение при Дворе. Он приводит несколько примеров на эту тему.
В частности, Иван Никитич Ржевский - по его сведениям, поддержал притязания Сигизмунда III на русский трон и получил высокую должность в Смоленске: «Ржевскому (так звали боярина) дали под Смоленском окольничество» [5, с. 87]. Другой представитель русской элиты Михаил Глебович Салтыков, также вполне добровольно находился на службе у Лжедмитрия II с 1608 г., как и многие люди того времени надеясь получить поддержку от самозванца. Простой атаман Андрей Просовецкий в Тушино был пожалован чином стольника и служил в польском войске вплоть до убийства Лжедмитрия II. Известный герой Смуты Дмитрий Тимофеевич Трубецкой был пожалован Лжедмитрием II в бояре.
Наконец, третий выделенный нами важный аспект книги Н. Мархоцкого особенно интересен, так как отражает личные убеждения автора. В первую очередь, стоит отметить то, что автор выступал в этой войне как наемный солдат, и шел прежде всего за добычей, а не во имя короля. После вступления в Москву он поддерживал в борьбе за русский престол Владислава и со своей немногочисленной армией давал отпор армии «Москвитян», так как ему это было выгоднее.
Стоит отметить, что автор был человеком верующим, по ходу своего повествования он не раз высказывался о религии и рассказывал о конкретных примерах, когда он взывал к Господу. Самый показательный пример встречается в главе «1611», автор рассказывает о том, когда все осажденные воины молились за свое спасение: «Мы вернулись в свои станы и оп дороге каждый обращал слова молитвы к Господу и Пречистой Деве» [5, с. 100].
Также отмечая набожность автора стоит отметить строки в главе «1611», там в успехе своей военной операции и бездействия войск москвитян он благодарит Пресвятую Деву: «Без сомнения, причиной этого чуда была Пресвятая Дева. А на москвитян Господь Бог напустил такой страх, что на следующий день они не только не отважились напасть на наши ворота, но и свои, даже самые отдаленные, охраняли слабо. На упоминавшихся мною Тверских воротах, где обычно стояло две тысячи людей, той ночью едва ли двадцать человек заночевало» [5, с. 103].
В главе «Причина Московской войны» Николай Мархоцкий указывает на ту версию, по которой царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, выставляя Бориса как человека коварного. Об этом говорит автор: «Со временем Годунов отравил Федора и, изведя московских князей, стал государем и царствовал в Москве» [5, с. 25]. Безусловно в данном случае он пересказывает те официальные сведения, которые декларировало правительство В.И. Шуйского, заинтересованное в том, чтобы обвинить Б.Ф. Годунова во всевозможных злодействах.
Таким образом, изучив данное произведение, мы убедились в том, что сочинение Н. Мархоцкого -важный исторический источник, хотя и используется не часто в работах ученых. Его книга может быть важна для понимание некоторых аспектов событий истории периода борьбы за власть Лжедмитрия II и Василий Шуйского. Здесь мы находим любопытнее известия о И.М. Заруцком, примеры поведения русской элиты и, наконец, сам Н. Мархоцкий представляет интерес как типичные представитель своей социальной группы -
польской шляхты средней руки, отправившейся в Россию в поисках возможности испытать свое счастье и разбогатеть, посадив на престол Лжедмитрия II.
Вероятно, не случайно мемуары Н. Мархоцкого были опубликованы в 1619 г. - время, когда только было подписано Деулинское перемирие между Москвой и Варшавой. Это перемирие не прекратило противостояний двух стран, по-прежнему поляки не признавали официально избранного на русский трон Михаила Федоровича Романова, считая законным правителем «Московии» королевича Владислава. Идея нового похода на Москву была очень актуальной и потому книга оказалась как нельзя кстати, ведь она содержала интересные сведения о русской армии и об успехах польского войска.
Список используемой литературы:
1. Козляков В. Н. Василий Шуйский. М.: Молодая гвардия, 2007. 301 с.
2. Ляпин Д.А. Взгляд на власть лидеров Первого ополчения // Смутное время в России в начале XVII века и земские ополчения: сб. статей. Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, 2011. С. 51-54.
3. Ляпин Д.А. «Изменники» и «воры» Смутного времени // Мининские чтения 2011: сборник научных трудов по истории Восточной Европы в Х1-ХУ11 вв. Нижний Новгород: «Кварц», 2011. С. 126-136.
4. Ляпин Д.А. На окраине царства: повседневная жизнь населения на Юге России в XVII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020. 425 с.
5. Мархоцкий Н. История Московской войны. М., 2000.
6. Скрынников Р.Г. Смута в России начала XVII века. Иван Болотников. Л.: Наука, 1988.
7. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. М.: АСТ, 2003. 341 с.
8. Смирнов И. И. Восстание Болотникова. 1606-1607. М.: Из-во АН СССР, 1951. 588 с.
9. Солодкин Я.Г. Движение И. Заруцкого и Воронежский край // Общественная жизнь Центральной России XVI—начале XX вв. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. С. 16-25.
10. Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1999. 600 с.