Научная статья на тему 'Польский кризис 1980-1981 гг. И ситуация в Румынии'

Польский кризис 1980-1981 гг. И ситуация в Румынии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
936
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКИЙ КРИЗИС 1980-1981 ГГ / "СОЛИДАРНОСТЬ" / РУМЫНИЯ / ЧАУШЕСКУ / БРЕЖНЕВ / ГОРБАЧЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стыкалин Александр Сергеевич

Polish events of 1980-1981 scared the Romanian leader Ceauşescu. Afraid that a workers’ protest movement may emerge in Romania, he decided to toughen the internal policy, strengthening his personal rule in the country. Meanwhile, the economic policy of Ceauşescu’s team led to a further aggravation of crisis in Romania.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polish Crisis of 1980-1981 and Situation in Romania

Polish events of 1980-1981 scared the Romanian leader Ceauşescu. Afraid that a workers’ protest movement may emerge in Romania, he decided to toughen the internal policy, strengthening his personal rule in the country. Meanwhile, the economic policy of Ceauşescu’s team led to a further aggravation of crisis in Romania.

Текст научной работы на тему «Польский кризис 1980-1981 гг. И ситуация в Румынии»

V. Восточный блок и постсоветское развитие славянских стран

А. С. Стыкалин

(Институт славяноведения РАН, Москва)

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии*

Abstract:

Stykalin A.S. Polish Crisis of 1980-1981 and Situation in Romania.

Polish events of 1980-1981 scared the Romanian leader Ceauçescu. Afraid that a workers' protest movement may emerge in Romania, he decided to toughen the internal policy, strengthening his personal rule in the country. Meanwhile, the economic policy of Ceauçescu's team led to a further aggravation of crisis in Romania.

Ключевые слова: польский кризис 1980-1981 гг., «Солидарность», Румыния, Чаушеску, Брежнев, Горбачев.

Подъем забастовочного движения в Польше в августе 1980 г. совпал по времени с серьезными трудностями, переживавшимися экономикой Румынии. На первую половину 1970-х годов пришелся относительный экономический подъем, произошло определенное повышение жизненного уровня населения, но все острее стояла задача модернизации производства: без этого невозможно было рассчитывать на расширение экспорта производимых товаров не только на Запад, но даже в страны «третьего мира». До 25% доходов в госбюджет приносил экспорт продукции традиционно развитой нефтехимической отрасли1 , а потому зависимость румынской экономики от конъюнктуры цен на нефть была очень велика. Экономический кризис 1974 г. привел к сокращению объема экспортируемых Румынией товаров. Не менее негативно сказалась на общей экономической ситуации в стране революция 1979 г. в Иране, нарушившая выполнение обязательств этой важной нефтедобывающей страны по поставкам нефти на мировой рынок, что вынудило страны ОПЭК поднять цены на 10%. Некоторый подъем в румынской экономике в начале 1970-х годов позволил возобновить крупномасштабный проект по строительству канала Дунай - Черное море («великая стройка коммунизма» в Румынии, начатая в конце 1940-х годов, была приостановлена после смерти Сталина,

Статья написана в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Нации и государство в мировой истории».

6

А.С. Стыкалин

поддержавшего этот проект и интересовавшегося ходом работ2). Ухудшение положения на нефтяных рынках поставило под угрозу реализацию этого крайне дорогостоящего проекта, равно как и осуществление в сколько-нибудь полном объеме принятой в начале 1970-х годов программы перевооружения румынской армии3, а также программы развития некоторых новых отраслей промышленности, призванной уменьшить зависимость Румынии от партнеров по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ). Заметно прибавило трудностей и сильное землетрясение 4 марта 1977 г., разрушившее значительную часть исторической застройки Бухареста. Вдобавок, на рубеже 1970-х-1980-х годов Румыния пережила две холодные зимы, потребовавшие больших расходов электроэнергии. Для того, чтобы компенсировать перебои с поставкой нефти из Ирана, надо было расширять разработку сохранившихся нефтяных запасов в собственной стране (вкладывая в это немалые средства), договариваться о расширении поставок с Саудовской Аравией, но также и с СССР. Усиление зависимости от поставок нефти и газа из СССР в немалой мере объясняет отсутствие публичного осуждения Румынией (диссидентом в социалистическом содружестве) советской военной акции в Афганистане. Правда, в марте 1980 г. на совещании Политического Консультативного Комитета (ПКК) Организации Варшавского договора (ОВД) с румынской стороны в очередной раз демонстрировалась особая позиция - на этот раз при обсуждении вопроса об обеспечении единого командования армий стран-участниц ОВД в условиях войны4. Однако слишком педалировать свои разногласия с СССР румынская сторона не хотела. 1980-й год был довольно спокойным в очень непростых, начиная с первой половины 1960-х годов, советско-румынских отношениях5. На состоявшемся в середине мая следующем совещании ПКК ОВД Румыния, насколько можно судить по имеющимся документам, не проявила особой позиции по принципиальным вопросам6. Приоритетом в деятельности идеологических органов румынской компартии было проведение в Бухаресте в августе 1980 г. очередного всемирного конгресса историков. Его предполагалось в полной мере использовать для донесения до западной высокопрофессиональной аудитории концепций, утверждающих не только преемственность современной румынской государственности государственным традициям даков7 и Римской империи, но и исторические права Румынии на земли, принадлежащие другим странам (это касалось в первую очередь территории СССР - Молдавской ССР и части Украины). Посольство СССР в Румынии в своей записке в МИД рекомендовало разработать для советской делегации на съезде определенные инструкции подготовиться к жесткому отпору 8. Еще за несколько месяцев до съезда, 12 марта 1980 г., посол СССР в

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии

7

Румынии В.И. Дрозденко в беседе с членом Политисполкома, секретарем ЦК РКП В. Казаку выразил недовольство попытками отдельных румынских изданий обосновать «исторические права» на некоторые территории СССР, поставить под сомнение правомерность вхождения Бессарабии и Северной Буковины в СССР и, кроме того, «оправдать действия правящих кругов королевской Румынии» на бессарабском направлении в условиях Второй мировой войны и «при этом в ложном свете представить советскую внешнюю политику»9. И это вопреки заверениям Чаушеску «раз и навсегда покончить с подобными публикациями», сделанным во время встречи с советским лидером Л.И. Брежневым в Крыму в августе 1979 г., в условиях начавшегося ухудшения ситуации на нефтяных рынках. Конгресс историков прошел, однако, без серьезных скандалов, способных омрачить советско-румынские отношения. Внимание Чаушеску и его окружения вообще было в эти дни приковано не к съезду, а к начавшимся в Польше, в Гданьске забастовкам. Слишком велик был страх, что румынские рабочие последуют польскому примеру. Основания для опасений, безусловно, были - наметившуюся в конце 1970-х годов тенденцию к снижению жизненного уровня невооруженным глазом замечали члены делегаций, приезжавших в Румынию из СССР по межпартйному обмену. «По сравнению с 1974 и даже 1978 годом, когда руководитель нашей группы посетил Ботошанский уезд, наблюдается острая нехватка некоторых продовольственных товаров (мясо, растительное масло, сахар), длинные очереди в продовольственных магазинах», - отмечалось в записке секретаря Фалештского райкома КПСС в ЦК КП Молдавской ССР (декабрь 1980 г.)10. Обращалось внимание на дефицит бензина, что вызывало удивление в стране с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако в день, когда информация о событиях в Польше попала в румынскую печать (как и в печать других социалистических стран), Чаушеску позволил себе закатить грандиозный банкет для участников всемирного конгресса историков. Ломившиеся от изобилия угощений столы были призваны продемонстрировать интеллектуалам-гуманитариям со всего мира процветание социалистической Румынии11. Впрочем, звучавшие на фоне гданьских забастовок фанфары не слишком адекватно отражали реальное настроение Чаушеску и его окружения. В руководстве партии отдавали себе отчет, что в стране имеются (пусть пока еще слабые) силы, которые явно не против перенесения в Румынию польского сценария и только ждут удобного случая для того, чтобы направить вектор развития страны в аналогичном направлении. А значит избрать забастовки инструментом давления на власть. Ключевая страна советской сферы влияния - Польша - переживала

8

А.С. Стыкалин

системный сбой, который мог негативно сказаться на функционировании других компонентов той же системы социализма, включая Румынию.

Особую обеспокоенность руководства РКП вызывали настроения интеллигенции. В конце 1970-х годов, под влиянием чехословацкой Хартии-7712 в Румынии активизируется диссидентское движение. Его лидеры В. Джеорджеску, М. Ботез и др. адресуют руководству государства письма с требованием соблюдения конституции и прав человека, политических и экономических реформ13. Протестные настроения захватили и рабочий класс, причем, как и в Польше, хотя и в значительно более скромных масштабах, оппозиционно настроенные интеллектуалы наводят мосты к независимому пролетарскому движению14. Предпринимаются попытки установления связей румынских диссидентов как с Западом через аккредитованных в Румынии иностранных дипломатов и журналистов, так и со своими единомышленниками в других социалистических странах. Воспринимая возникновение диссидентского движения как наглядное проявление углубляющегося системного кризиса, власти крайне нервно реагировали на любые идеологические манифесты и концепции альтернативной направленности, даже не заявляющие о разрыве с социализмом. Преследуются и в конце концов высылаются из страны лидеры диссидентского движения, в частности В. Джеорджеску и П. Гома. Никакой жизнеспособной реформаторской альтернативы предложениям диссидентов идеологи РКП противопоставить не могли, что само по себе свидетельствовало о кризисе власти. Ни о какой корректировке концептуальных основ режима в целях повышения эффективности его функционирования речи не шло, дело сводилось к поискам новых финансовых источников поддержания экономической и социальной стабильности, к ситуационным и не всегда успешным мерам по сохранению достигнутого уровня жизни, главным образом за счет западных кредитов.

Переживаемые экономические трудности и стремление не допустить (во имя сохранения общественного спокойствия) слишком резкого, взрывоопасного падения жизненного уровня населения заставили румынское правительство летом 1980 г. обратиться к поискам новых займов, планировалось, в частности, получить у Международного банка реконструкции и развития заем в 325 млн. долларов. Это вызвало немало вопросов со стороны международных кредиторов, Международный валютный фонд запросил информацию о состоянии румынской экономики и финансов, возникли сомнения в кредитоспособности Румынии, в Бухаресте должны были подтвердить свою кредитоспособность, дать отчет о ходе выполнения обязательств по погашению ранее взятых кредитов. Хотя проблему с получением новых займов в основном удалось в это время

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии

9

решить, зависимость румынской экономики от конъюнктуры цен на нефть только усилилась. К концу 1980 г. внешний долг превысил сумму 10 млрд. долларов, что отражало неблагополучие экономического положения в стране. Все большая часть бюджета должна была идти на погашение внешних займов. В сложившихся условиях не было смысла ссориться ни с Москвой, ни с другими партнерами по СЭВ и ОВД. Более того, в этот период со стороны Чаушеску в сложных условиях проявилось некоторое увеличение интереса к внешнеторговому сотрудничеству в рамках СЭВ15.

Как следует из документов, в 1980 г. несколько активизируются контакты населения приграничных районов Румынии и СССР (в частности, Советской Молдавии), поездки делегаций партийных функционеров и хозяйственных работников в целях обмена опытом. Согласно имеющимся документам, инициатива обмена партийными делегациями между Румынией и Молдавской ССР в ряде случае исходила в 1980 г. от румынской стороны, чего, как правило, не было в предшествующие годы, когда румынские партнеры, напротив, затягивали сроки обменов, отказывались от контактов под разными предлогами16. По нашим данным, румынская партократическая элита в 1980-1981 гг. проявляла несколько больший, нежели ранее, интерес к различным формам экономического и культурного сотрудничества с СССР, особенно с Советской Молдавией. Причем такие настроения наблюдались не столько в высшем, сколько в среднем звене партаппарата. Так, глава делегации румынских партработников, посетившей Советскую Молдавию в конце 1980 г., «в беседе неоднократно подчеркивал, что независимо от отношений между руководителями государств (т.е. СССР и СРР) в конечном итоге народ решает свою судьбу, поэтому мы должны крепить дружбу между нашими народами»17. В отчетах о посещении делегациями Молдавской ССР близлежащих румынских уездов (составители которых, как правило, реагировали на любые антисоветские проявления принимающей стороны и особенно на разногласия по вопросу о праве Румынии на Бессарабию) в 1980 г. доминировали отзывы о том, что советских гостей встречали дружественно и гостеприимно, с румынской стороны высказывались пожелания об улучшении межгосударственных отношений, расширении и углублении взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества 18.

С первой половины 1960-х годов одним из краеугольных камней внешней политики СРР была, как известно, игра на советско-китайских противоречиях. В 1980 г., зная о предельной остроте советско-китайских отношений, при встречах с советскими функционерами румынские дипломаты подчеркнуто дистанцируются от КНР. Так, советник-посланник посольства Румынии в Москве при посещении Кишинева говорил

10

А.С. Стыкалин

сотрудникам партаппарата ЦК компартии Молдавской ССР: хотя первопричиной китайско-вьетнамского конфликта явился ввод в Кампучию вьетнамских войск, Китай, развязав войну против Вьетнама, своими действиями компрометирует социалистические страны, социализм вообще

19. (Тем не менее гостям, приехавшим из СССР, бросалось в глаза обилие товаров китайского производства. С румынской стороны это объясняли внешнеполитической и внешнеэкономической открытостью государства,

стремлением поддерживать активные связи со многими странами мира). Многовекторность внешней политики Румынии сохранялась. В июле 1980 г., как раз в дни московской Олимпиады, Чаушеску посетил с официальным визитом Париж, был принят президентом В. Жискар д'Эстеном. Перспективы экономического сотрудничества Румынии с Францией, как и с другими западными державами, все же не были столь многообещающими, как того хотелось румынскому коммунистическому диктатору. Ужесточение режима во внутренней политике СРР, усиление культа личности 20, преследования диссидентов с конца 1970-х годов нанесли сильный урон репутации Чаушеску, который в 1960-е годы своей независимой внешней политикой и прежде всего смелым противостоянием диктату стран-союзниц по ОВД в период чехословацкого кризиса 1968 г. завоевал определенный авторитет в мировом общественном мнении. В той же Франции с конца 1970-х годов перестают рассматривать Румынию как ключевое звено своей восточноевропейской политики, налаживают не менее тесные связи с Венгрией, лидер которой Янош Кадар (находившийся в сложных

отношениях с Чаушеску вследствие сохранявшихся разногласий в трансильванском вопросе21) снискал не меньший, чем Чаушеску, а еще

больший международный авторитет, но не независимой внешней политикой, а попытками экономических реформ22.

Несмотря на новые кредиты, показатели промышленного производства на рубеже 1970-х-1980-х годов заметно отставали от запланированных в соответствии с планом экономического развития на 1976-1980 гг. , пришлось корректировать планы, что наносило удар по крупномасштабной внутриполитической пропаганде, призванной доказать гражданам Румынии преимущества румынского пути к социализму23. Чаушеску, осознававшего сходство экономических проблем, стоявших перед Румынией и Польшей, все это сильно беспокоило. Опасаясь притягательности польского примера для своих граждан, он через

считанные дни после начала забастовок предпринял ряд поездок по стране, чтобы изучить положение дел, настроения рабочего класса и интеллигенции24. Пытаясь нейтрализовать настроения недовольства и предотвратить развитие событий по польскому варианту, Чаушеску с учетом

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии

11

требований польских рабочих 9 сентября призвал плановые органы СРР откорректировать бюджет на текущий год - снизить на 16% расходы на армию и оборонную промышленность, перечислив эти средства на социальные расходы. В целях успокоения масс румынский лидер прибегнул к своеобразным популистским мерам - в центральной прессе был опубликован план развития регионов Румынии на 5 лет, включавший в себя расширение жилищного строительства, меры по улучшению обеспечения товарами. Одновременно в сентябре Чаушеску санкционировал создание новых бюрократических структур, призванных имитировать выполнение функций народного контроля над расходованием бюджетных средств, выделяемых местным органам власти, в частности, на строительство тех или иных социальных объектов. В пропаганде звучали призывы к гражданам обращаться в эти структуры с жалобами на чиновников и со своими социальными проблемами25. Как и лидеры других социалистических стран, Чаушеску видел главную угрозу для режима в возникновении независимого профсоюза, что открывало перспективы выхода рабочего движения из-под партийно-правительственного контроля. Он старался этого ни в коем случае не допустить. Особое внимание уделялось выявлению настроений населения в крупных индустриальных центрах - потенциальных источниках возникновения независимого рабочего движения. Опасения были небеспочвенными - документы свидетельствуют о популярности польской «Солидарности» и ее лозунгов среди румынских рабочих26.

Известно, что в 1968 г. лидеры румынской компартии видели в событиях Пражской весны не движение за социализм с человеческим лицом, а прежде всего стремление чехословацкой коммунистической элиты к расширению национального суверенитета 27. Лидеров КПЧ во главе с А. Дубчеком они воспринимали как своего потенциального союзника в деле сопротивления политическому диктату Москвы. Зная об особой позиции Румынии в ОВД как по чехословацкому, так и по ряду других принципиальных внешнеполитических вопросов, представители РКП не приглашались на совещания лидеров европейских социалистических стран, посвященные поискам путей решения чехословацкой проблемы. Совершенно иной была ситуация в 1980-1981 гг. С самого начала проявив обеспокоенность забастовками в Гданьске, Чаушеску, отнюдь не старавшийся нарочито демонстрировать какой-либо особой позиции в польском вопросе, регулярно приглашался на все заседания лидеров стран ОВД и СЭВ, посвященные его обсуждению - начиная с варшавского заседания ПКК ОВД 19-20 октября 1980 г.28 Как на октябрьском варшавском совещании, так и 4-5 декабря 1980 г. в Москве на совещании с участием лидеров стран ОВД со стороны союзников звучали призывы к полякам

12

А.С. Стыкалин

активнее применять силовые средства в борьбе с оппозицией. Только Чаушеску и Кадар выступили более сдержанно, отдавая предпочтение политическому разрешению польского внутриполитического конфликта 29.

Вместе с тем под влиянием польских событий заметно эволюционировала позиция Чаушеску по проблемам экономической интеграции социалистических стран. Еще в начале 1960-х годов руководство Румынии во главе с Г. Георгиу-Дежем выступило, как известно, против советских планов интеграции стран СЭВ, увидев в них ущемление интересов своей страны, недооценку ее промышленного потенциала, стремление превратить Румынию в аграрно-сырьевой придаток более развитых стран. И позже румынские лидеры неоднократно выступали с критикой планов кооперации в рамках СЭВ, хотя некоторые проекты ими все же были приняты - например, план строительства электростанции на Дунае у Железных ворот. Но экономические трудности конца 1970-х годов, заинтересованность в расширении поставок нефти из СССР способствовали некоторому смягчению прежних установок, вели к поискам оптимального места Румынии в системе экономических взаимосвязей стран социализма. На московском совещании в декабре 1980 г. Чаушеску вдруг поставил вопрос о том, что в условиях экономического кризиса надо делать интенсивнее сотрудничество между странами СЭВ. Недостатки экономической кооперации он назвал одной из причин кризиса в Польше. Другую, внутреннюю причину польского кризиса румынский лидер в духе догматического марксизма-ленинизма видел в «мелкобуржуазных иллюзиях» лидеров Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), критикуя их увлечение поддержкой частного сектора в городе и особенно на селе, что вело к усилению социального расслоения, возрождало классовые противоречия в польском обществе. Он говорил и о том, что польские лидеры не проявили необходимой политической твердости в августе 1980 г., пойдя на уступки «Солидарности». Любые независимые от партии профсоюзы способны, по его мнению, стать пристанищем для антисоциалистических сил. Обеспечение руководящей роли партии невозможно без завоевания ею промышленного пролетариата. Выработку программы, которая ставила бы во главу угла интересы рабочего класса и подчеркивала его ведущую роль в обществе, румынский лидер декларировал в качестве приоритетной задачи, без решения которой невозможно вывести страну из кризиса. Ни о каких системных изменениях речи не шло, конкретные рекомендации свелись к предложению шире выдвигать рабочих на руководящие должности. К числу других важных условий выхода Польши из кризиса Чаушеску отнес обеспечение единства партии, недопущение фракционности в ней, он говорил и о необходимости хорошо

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии

13

поставить пропаганду успехов и достижений - трудящиеся ни в коем случае не должны сомневаться в преимуществах социализма. В своем выступлении на декабрьском совещании 1980 г. в Москве он не мог скрыть своей обеспокоенности состоянием румынской экономики, что заставило его лишний раз подчеркнуть необходимость сотрудничества социалистических стран в рамках СЭВ. Чаушеску предложил своим коллегам из других стран через несколько месяцев снова собраться для обсуждения насущных экономических вопросов. Вновь коснувшись положения в Польше, он заметил, что в сложившихся условиях полякам самим придется решать свои проблемы. Это означало, что Румыния не собирается принять участие в какой-либо внешней силовой акции, если такой путь будет избран лидерами стран ОВД 30. В конце своего выступления лидер румынской компартии подчеркнул: мы не хотим вмешиваться во внутренние дела Польши31. По итогам встречи было принято коммюнике, где в весьма обтекаемой форме было сказано о решении братских стран помогать Польше.

Один из главных выводов, извлеченных Чаушеску из польских событий, заключался в том, что любую форму оппозиционности (как внепартийной, так и внутрипартийной) надо жестко пресекать, ни в коем случае нельзя допускать фракционности и выпадов против руководства партии со стороны отдельных коммунистов, какие бы посты они ни занимали. На первом же после возвращения из Москвы заседании Политисполкома ЦК румынской компартии Чаушеску выступил за привлечение к ответственности по партийной линии, удаление из высших парторганов и даже исключение из партии влиятельного ветерана партии К. Пырвулеску , который 23 ноября 1979 г., в последний день XII съезда РКП, выступил с резкой критикой Чаушеску за попытки узурпации всей власти в стране (речь Пырвулеску не публиковалась до 1990 г.). Дискуссии о том, какую внутреннюю и экономическую политику следует проводить, не допускались. Вместе с тем опыт польских событий, активизация «Солидарности» и костела не только в политической, но и в идеологической сфере убеждали румынского диктатора в том, что любое отставание в идеологии приведет к тому, что инициативу перехватит оппозиция, еще совсем недавно очень слабая, но с каждым годом активизировавшаяся. Выступления Чаушеску как на закрытых партактивах, так и рассчитанные на более широкую аудиторию, становятся все более демагогическими, с претензией на теоретические изыскания. Уже 16 декабря 1980 г., вскоре после возвращения из Москвы, он заговорил на заседании Политисполкома о необходимости новых лозунгов (повышения эффективности социалистической экономики и т.д.), об устарелости понятия «диктатура пролетариата», необходимости более активного применения формулы

14

А.С. Стыкалин

«революционная демократия» и т.п. Предотвращение формирования структур рабочей оппозиции по образцу польской «Солидарности» требовало и определенных политических маневров. В 1980-1982 гг. Чаушеску периодически ставил вопрос о создании новых общественных организаций, способных проводить партийную линию применительно к разным слоям населения, - все это было призвано способствовать решению главной задачи: поставить под партийно-идеологический контроль разные слои населения, нейтрализовав тем самым возникновение внесистемных структур, особенно в среде рабочего класса. Это подавалось как расширение оригинальной, доморощенной, отвечающей национальным традициям румынской демократии, хотя речь в принципе шла о создании новых бюрократических структур и приводных ремней режима личной власти.

Введение генералом В. Ярузельским военного положения в Польше 13 декабря 1981 г. Чаушеску воспринял с удовлетворением, как устранение опасного для всей системы социализма вызова, и не скрывал этого при посещении всего через несколько дней Москвы для участия в празднествах по случаю 75-летия Л.И. Брежнева32. Между тем, экономическое положение в его собственной стране с каждым месяцем только усугублялось. В октябре 1981 г. в целях экономии некоторые продукты и предметы первой необходимости стали распространяться по карточкам (пропаганда объясняла это стремлением к более рациональному распределению). В своих выступлениях, относящихся к этому времени, Чаушеску всячески стремился сложить с себя ответственность за экономические неудачи, переложить ее на подчиненных, на те или иные государственные институции, обвинял чиновников в некомпетентности, трудящихся - в нарушении дисциплины, словом, искал козлов отпущения. В мае 1982 г. он удалил в отставку правительство И. Вердеца, особенно досталось министру внешней торговли К. Буртикэ, значительная доля ответственности за кризисные явления была возложена на просчеты во внешнеэкономических связях. И все это на фоне растущего культа личности, строительной гигантомании, усиления волюнтаризма в экономической политике, принявшего в 1980-е годы поистине чудовищные формы. Взятый курс на сокращение любой ценой внешнего долга был призван возыметь политико-пропагандистский эффект, внушить населению уверенность в жизнеспособности румынской модели социализма, оптимальности избранного пути, а иностранных экономических партнеров убедить в надежности каких бы то ни было внешнеторговых соглашений с Румынией. Вводятся строгие меры по экономии электроэнергии, налаживается контроль за потреблением, происходит отказ от финансирования ряда жизненно важных проектов на местах, сокращение

Польский кризис 1980-1981 гг. и ситуация в Румынии

15

социальных программ. Людям приходится затягивать пояса, и в это же самое время сносятся целые кварталы исторической застройки Бухареста (землетрясение 4 марта 1977 г. сыграло на руку реализации этих планов), а на их месте начинает возводиться множество до сих пор недостроенных гигантских зданий, призванных символизировать имперскую мощь новой социалистической Румынии, афиширующей свою преемственность государственным традициям даков и древних римлян. К концу 1980-х годов в стране сложилась ситуация, которую в марте 1989 г. с острым сарказмом прокомментировал крупный поэт Мирча Динеску в своем интервью французской газете «Либерасьон» - о Румынии как уникальной стране, где даже желающий повеситься от безнадежности существования не может

33

этого сделать, потому что в магазинах нет ни веревок, ни мыла 33.

Польский кризис 1980-1981 гг., сильно напугавший Чаушеску, способствовал не только ужесточению экономической политики в Румынии, но и усилению режима личной власти. Элита, опасаясь потерять льготы, упражняется в славословии, демонстрации лояльности вождю, все более утрачивавшему адекватное представление о реальности. В начавшейся в СССР в 1985 г. перестройке Чаушеску увидел большую угрозу для себя, не скрывая от М.С. Горбачева своего отрицательного отношения к происходящему в СССР34. Особенно напугала румынского лидера фактическая утрата коммунистами власти в Польше вследствие демократического волеизъявления населения летом 1989 г. Положение дел в экономике самой Румынии уже тогда давало все основания предполагать, что смена власти в этой стране может принять куда более острые формы. Показательна политическая эволюция Чаушеску. Политик радикально националистического толка, в августе 1968 г. под знаком защиты национальных ценностей решительно отмежевавшийся от силовой акции СССР и ряда его союзников по ОВД в отношении Чехословакии и заработавший на этом немалый внешнеполитический и внутриполитический капитал (растрачивавшийся более десятилетия), по иронии истории превращался в «коммунистического интернационалиста». В августе 1989 г. Чаушеску обратился к лидерам других европейских социалистических стран с призывом собраться и обсудить положение дел в Польше, создающее угрозу для судеб социализма не только в этой стране, но и за ее пределами. Как ЦК ПОРП, так и ЦК КПСС решительно не поддержали его инициативы. В ответе ЦК КПСС румынскому руководству от 27 августа 1989 г. отмечалось: «Факт созыва такого форума был бы, несомненно, использован "Солидарностью" и другими оппозиционными кругами как повод представить ПОРП в качестве силы, выражающей не интересы страны, а интересы зарубежных партий и государств. Кроме того, сам ход

16

А.С. Стыкалин

политических событий в стране объективно лимитирует возможности наших совместных шагов, не вступающих в противоречие с суверенитетом ПНР» 35. До мощного социального взрыва в Румынии и падения диктаторского режима Чаушеску оставалось всего четыре месяца.

Примечания

1 Румыния обладала собственными нефтезапасами и в 1930-е годы была одним из главных в Европе добытчиков и экспортеров нефти. Ее значение как нефтедобывающей страны резко упало после Второй мировой войны на фоне значительного роста поставок нефти из ближневосточных стран.

2

См.: «В Румынии теплее, чем это нужно для страны». Прием Сталиным румынской правительственной делегации (в 1948 г. - А.С.) Публикация И.И. Орлика // Источник. 2GG2. № 2. С. 97; Волокитина Т.В. «Вопрос о предоставлении Румынии нового кредита требует серьезного изучения...» (Советско-румынские переговоры в Москве. Январь 1954 г.) // Славянский альманах. 2GG8. М., 2GG9. В конце 1970-х годов на строительстве канала работали уже не заключенные, а солдаты и вольнонаемные рабочие. Открыт для прохождения судов в 1984 г.

3 Эта программа, направленная на повышение обороноспособности страны и достижение максимально возможной автономии румынской армии в рамках объединенных вооруженных сил Организации Варшавского договора, была принята под влиянием чехословацкого кризиса 1968 г., когда Румыния оказалась в остром конфликте с СССР, решительно выступив против силовой акции ряда стран-участниц ОВД в отношении Чехословакии.

4 Свидетельство генерала армии А.И. Грибкова, тогдашнего начальника штаба объединенных войск ОВД: Грибков А.И. Судьба Варшавского договора. Воспоминания, документы, факты. М., 1998. С. 31-32. См. также: Opri> P. Nicolae Ceaçescu §i iluzia sa politica: desfi-intarea concomitenta a NATO §i a Tratalui de la Varçovia // Arhivele Totalitarismului. Bucureçti, 2GG9. № 3-4. P.138-15G. О некоторых проблемах и разногласиях в советско-румынских отношениях в этот период см. подробно: Buga Vasile. Relatiile româno-sovietice în anii '80 // Politica externa comunista §i exil anticommunist. Anuarul Institutului Român de Istorie Recenta. Vol. II, 2GG3. Bucureçti, 2GG4. P. 1G1-128.

5 См.: Стыкалин А.С. Проблемы советско-румынских отношений и формирования румынской модели социализма в материалах Президиума ЦК КПСС (1953 - 1964) // Славянство, растворенное в крови... В честь 80-летия со дня рождения Владимира Константиновича Волкова (193G - 2GG5). Отв. редактор К.В. Никифоров. Сборник статей. М., 2G1G. С. 371-392; Он же. Что думали румыны об СССР в 1964 г. (Свидетельствует советский дипломат) // В поисках новых путей. Власть и общество в СССР и странах Восточной Европы в 50-е - 60-е гг. XX в. Отв. редактор Н.М. Куренная. М., 2G11. С. 367-398.

6 Пленум ЦК КПСС 23 июня 198G г. с удовлетворением констатировал единство в Организации Варшавского договора. См.: Российский

государственный архив новейшей истории (далее - РГАНИ). Ф. 89. Пер. 42. Док. 15.

7

В 198G г. в Румынии широко отмечалось 2050-летие дакского государства.

8 См. записку посольства СССР (январь 198G г.), подписанную 1-м секретарем посольства М. Мунтяном, «О некоторых новых тенденциях в румынской исторической науке в связи с подготовкой в СРР к 2050-летию первого дакского централизованного государства и подготовкой в Румынии всемирного конгресса историков» - экземпляр, направленный для ознакомления ЦК компартии Молдавской ССР: Arhiva Organi-zatiilor Social-Politice a Republicii Moldova (Chiçinau). (Далее - AOSPRM). F. 51. In. 54. D. 7. F. 13-19.

9 См. запись беседы: Ibid. F. 48-54.

10 Ibid. In. 54. D. 1G6. F. 35.

11 Свидетельство известного отечественного историка В.Я. Гросула, участника конгресса.

12 Программный документ чехословацкой оппозиции.

13 См. программу диссидентского движения в Румынии, подготовленную В. Джеорджеску: Georgescu Vlad. Politica §i Istorie. Cazul comu-nijtilor români. 1944-1977. München, 1983. P. 119-123. См. также адресованную правительству петицию другого диссидента, М. Ботеза (весна 1979 г.): Botez Mihai. Scrisoare câtre Vlad Georgescu. Bucureçti, 2GG3. P. 13-15. Российское издание этих документов: Анатомия конфликтов. Центральная и Юго-Восточная Европа: документы и материалы последней трети XX века. Т. 1. Начало 1970-х - первая половина 1980-х годов. Отв. редактор Ю.С. Новопашин. Спб., 2G12.

14

Забастовка шахтеров в Долине Жиу в августе 1977 г., попытка создать независимый профсоюз в 1979 г., завершившаяся арестом ее инициаторов. См. хронику гражданского общества в Румынии (1968 - 1984): Anii 1973-1989: cronica unui sfârçit de sistem. Analele Sighet 1G. Bucureçti, 2GG3. Analele Sighet 1G. P. 151-156. На русском языке опубликовано: Анатомия конфликтов. Т. 1. Спб., 2G12.

15 В Москве в свою очередь и тогда, и позже понимали, что дополнительные поставки нефти Румынии «надо теснейшим образом увязать с нашим требованием об изменении принципиальных направлений румынской внешней политики. Мы должны твердо сказать т. Чаушеску, что Румыния должна идти с нами в общей колее» (Высказывание А.А. Громыко на заседании Политбюро ЦК КПСС 23 мая 1984 г. при обсуждении вопроса «О поставках нефти и нефтепродуктов из СССР в европейские страны СЭВ в 1986-199G гг.» // РГАНИ. Ф. 89. Пер. 42. Док. 66. Л. 3).

16 AOSPRM. F.51. In. 52. D. 1G6. F. 18. Был довольно быстро согласован план развития межпартийных связей на следующий, 1981 г., приняты все советские предложения. Правда, и применительно к этому периоду встречаются отзывы о том, что связи пограничных районов зачастую носили формальный характер, программа двустороннего обмена не выполнялась в полном объеме (Ibid. D. 1G5). Надо иметь в виду, что в СССР в условиях обострения с начала 198G г., после советской акции в Афганистане, холодной войны власти принимают меры по ограничению посещения гражданами СССР зарубежных стран, это не могло, конечно, не коснуться самого ненадежного союзника -Румынии. Большая часть заявок все же удовлетворялась. Имеются данные о том, что из поданных в 1981 г. в Молдавской ССР 475G заявок на въезд в Румынию по частным делам было удовлетворено 80% (Ibid. In. 56. D. 7).

17 Ibid. In. 52. D. 1G6. F. 36.

18 Ibid. F. 4, 14, 18.

19 Ibid. D. 1G4. F. 23.

20 Обилие портретов Чаушеску и цитат из его трудов в убранстве улиц, оформлении музейной экспозиции и т.д. бросалось в глаза гостям, приезжавшим из СССР. См.: Ibid. D. 1G5; 1G6. F. 33.

21 Из литературы о венгерско-румынских отношениях в этот период см.: Földes Gy. Magyarország, Romania és a nemzeti kérdés. 1956 - 1989. Budapest, 2GG7.

22 См.: Стыкалин А.С. Польский кризис 198G-1981 годов и позиция руководства Венгрии. Опыт событий 1956 года в 25-летней ретроспективе // Российско-польский исторический альманах. Выпуск V. Отв. редактор А.Н. Птицын. Ставрополь-Волгоград-Москва, 2G11. С. 85-1G7.

23

См.: Opri§ Petre. Criza poloneza de la începutul anilor '80. Reactia conducerii partidului comunist român. Ploieçti, 2GG8.

24 О настроениях части румынских рабочих свидетельствуют их письма в Польшу в поддержку «Солидарности». См.: Anii 1973-1989: cronica unui sfârçit de sistem. Analele Sighet 1G. Bucureçti, 2GG3. P. 869-87G. На русском языке опубликовано: Анатомия конфликтов. Т. 1. Спб., 2G12.

25

См.: Opri> P. Criza poloneza. См. также информационное письмо посольства Венгрии в Румынии от 23 сентября 198G г. о принимаемых руководством Румынии мерах в связи с польскими событиями. Опубликовано на польском языке: Kopys Tadeusz. Polityka wewnçtrzna Rumu-nii w okresie powstania NSZZ "Solidarnosc" // Pamiçc I sprawiedliwosc. Pismo Instytutu Pamiçci Narodowej. Warszawa, № 2 (16). 2G1G. P. 497-5G5.

26 См. прим. 24.

27 Пражские реформаторы в то время по меньшей мере неоднозначно воспринимали проявления солидарности со стороны режима Чаушеску. Как заметил в августе 1968 г. в беседе с советским дипломатом один из них, журналист «Руде право» Моц, последовательным сторонникам демократических реформ «неприятна подчеркнутая солидарность руководства Румынии, где в вопросах внутренней политики существует такое же положение», как в Чехословакии до начала реформ (Чехословацкий кризис 1967 - 1969 гг. в документах ЦК КПСС. М., 2010. С. 851). Руководство ЧССР, не желая давать официальной Москве нового повода для недовольства, долгое время дистанцировалось от «диссидентской» Румынии и только в августе, перед лицом непосредственной угрозы силового вмешательства со стороны союзников в свои внутренние дела, сделало шаг к сближению с Румынией (а также Югославией), вероятно, надеясь, что согласованная позиция трех стран затруднит политику диктата со стороны СССР и ОВД.

28 См. воспоминания тогдашнего министра иностранных дел Румынии: Andrei §t. Cu Ceaçuscu, în Polonia zguduita de «Solidaritatea» // Dosarele Istoriei. 2001. № 8. Это совещание показало, что по мере усугубления кризиса в Польше прибавлялось забот как у руководства СССР, так и у его союзников.

29 О позиции Кадара см. подробно: Стыкалин А.С. Польский кризис 1980-1981 годов и позиция руководства Венгрии.

30 См.: Opri> P. Criza poloneza. См. отзыв М.А. Суслова на заседании Политбюро ЦК КПСС 11 декабря 1980 г., где обсуждались итоги встречи руководителей компартий социалистических стран: «Тов. Чаушеску, верный своей традиции, говорил больше о самостоятельности, суверенитете, невмешательстве во внутренние дела и т.д.» (РГАНИ. Ф. 89. Пер. 42. Док. 59. Л. 2).

31

Помощник М.С. Горбачева Г.Х. Шахназаров в разделе своей книги, посвященном польскому кризису, пишет о том, что Чаушеску, в 1968 г. бойкотировавший военную акцию союзников в отношении Чехословакии, позже, напротив, предлагал повторить коллективную акцию стран-участниц ОВД, теперь уже против Польши. С советской стороны ему дали понять, что считают такие действия в отношении Польши неприемлемыми. См.: Шахназаров Г.Х. Цена свободы. Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1993. С. 115. Из контекста можно понять, что речь идет о начале 1980-х годов. Скорее всего мы имеем здесь дело с аберрацией памяти - помощник Горбачева невольно проецирует на начало 1980-х годов ситуацию лета 1989 г. Нет никаких свидетельств того, что в начале 1980-х годов Чаушеску в диалоге с Москвой проявлял настойчивость в своих требованиях скорейшего разрешения польского вопроса силовым путем. В декабре 1981 г., в самый канун введения лидером ПОРП и главой правительства генералом В. Ярузельским чрезвычайного положения в Польше, на совещании министров обороны стран-участниц ОВД в Москве, румынский, как и венгерский представители выступили против включения в коммюнике жестких формулировок, которые могли бы быть интерпретированы как вмешательство во внутренние дела Польши. См.: Стыкалин А.С. Польский кризис 1980-1981 годов и позиция руководства Венгрии.

32 См.: Buga Vasile. Relatiile româno-sovietice în anii '80.

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

См.: Dinescu Mircea : Moartea citeçte ziarul, Bucureçti, 1990. На русском языке опубликовано: Анатомия конфликтов. Т. 1. Спб., 2012.

34 О своих отношениях с Чаушеску, и в том числе о последней встрече с ним 4 декабря 1989 г., М.С. Горбачев впоследствии подробно вспоминал. См.: Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 2. М., 1995 (Проблемам отношений с Румынией посвящена в этой книге отдельная глава: Николае Чаушеску: падение самодержца. С. 390-404). См. также: Мусатов В.Л. Советско-румынские отношения в период кризиса и краха режима Чаушеску // Революции и реформы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: 20 лет спустя. Отв. редактор К.В. Никифоров. М., 2011.

35

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 103. Д. 181. Л. 140-141. См. также: Constantin I. Aspecte privind relatiile româno-polone în perioda anilor '80 // Dosarele Isto-riei. 2005. № 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.