Научная статья на тему 'ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ МСП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ МСП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурденко Елена Викторовна

Статья посвящена исследованию и анализу положительных практик, использованных малыми и средними предприятиями (МСП) в России в условиях пандемии COVID-19. Наибольшее развитие малый и средний бизнес за период 2016 по 2019 гг. получил в таких сферах деятельности как услуги, торговля, строительство, промышленное производство, сельское хозяйство. Введение жестких карантинных мер оказали негативное влияние на финансовое состояние всех сфер экономики, поэтому были выделены наиболее пострадавшие отрасли российской экономики. В статье рассмотрены положительные практики, которые использовали МСП из таких пострадавших сфер деятельности как туристический и гостиничный бизнес и индустрия фитнеса. В условиях закрытия границ, после отмены жестких ограничений наибольшее развитие получил внутренний туризм. Проведенное исследование показало, что информационные технологии помогли МСП продолжить работать, уменьшить затраты и более эффективно организовать бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурденко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE PRACTICES OF RUSSIAN SMES IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the study and analysis of positive practices used by small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia in the context of the COVID-19 pandemic. The largest development of small and medium-sized businesses over the period 2016 to 2019 was in such areas of activity as services, trade, construction, industrial production, agriculture. The introduction of strict quarantine measures had a negative impact on the financial condition of all sectors of the economy, therefore, the most affected sectors of the Russian economy were identified. The article examines the positive practices used by SMEs from such affected areas of activity as tourism and hotel business and fitness industry. In the conditions of border closure, after the lifting of strict restrictions, domestic tourism has received the greatest development. The conducted research has shown that information technologies have helped SMEs to continue working, reduce costs and organize business processes more efficiently.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ МСП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.48137/23116412_2022_4_67 УДК: 338

Елена БУРДЕНКО

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ МСП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Статья посвящена исследованию и анализу положительных практик, использованных малыми и средними предприятиями (МСП) в России в условиях пандемии COVID-19. Наибольшее развитие малый и средний бизнес за период 2016 по 2019 гг. получил в таких сферах деятельности как услуги, торговля, строительство, промышленное производство, сельское хозяйство. Введение жестких карантинных мер оказали негативное влияние на финансовое состояние всех сфер российской экономики, поэтому были выделены наиболее пострадавшие её отрасли. В статье рассмотрены положительные практики, которые использовали МСП из таких пострадавших сфер деятельности как туристический и гостиничный бизнес и индустрия фитнеса. В условиях закрытия границ, после отмены жестких ограничений наибольшее развитие получил внутренний туризм. Проведенное исследование показало, что информационные технологии помогли МСП продолжить работать, уменьшить затраты и более эффективно организовать бизнес-процессы.

БУРДЕНКО Елена Викторовна - кандидат экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова. Адрес: Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Зацепа, д. 43. Е-тай: Burdenko-EV@yandex.ru SPIN: 8902-1580, ORCID: 0000-0001-5073-5062.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, устойчивое развитие, государственная поддержка, пандемия, COVID-19, экономическое развитие, предпринимательство, российская экономика.

Введение

Пандемия COVID-19 затронула все страны и сферы деятельности. Столь масштабные меры по дистанцированию и изоляции никогда не применялись практически одновременно во всех странах мира. Именно поэтому представляет интерес провести исследование положительных практик, использование которых позволило малым и средним предприятиям продолжить вести финансово-хозяйственную деятельность в ухудшающихся условиях.

Целью данной статьи является исследование и анализ положительных практик, способствовавших устойчивому развитию малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19. В первую очередь уделено внимание тем сферам деятельности, которые пострадали от введения ограничительных мер: туристический бизнес, гостиничный бизнес и фитнес индустрия. Для сопоставления последствий пандемии COVID-19 на финансово-хозяйственную деятельности МСП проведен анализ рынка в допандемический период и в 2020 году.

Источником информации при проведении исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики России, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Всемирной туристической организации, Организации Объединенных Наций.

Пандемия COVID-19 оказала серьезное воздействие на все сторо-

ны жизни людей во всех странах мира и стала главной причиной развития экономического кризиса. Наиболее пострадавшими от пандемии COVID-19 являются малые и средние предприятия во всех странах мира. Организация Объединенных наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработали и опубликовали в апреле 2020 года рамочную программу гуманитарного реагирования с целью спасения жизней, защите людей и лучшему восстановлению. Система социально-экономического реагирования, предложенная ООН, включала 5 направлений работы. Одним из важнейших направлений являлась поддержка малых и средних предприятий, а также работников неформального сектора [13]. Глобальная рамочная программа включала стратегию и план неотложных социально-экономических мер реагирования на кризис, вызванных пандемией COVID-19. На реализацию этой программы выделено 17,8 млрд долл. Программа ООН призывает консолидировать усилия всех стран в мире для выхода из кризиса на траекторию устойчивого развития.

Исследованию развития МСП в условиях пандемии COVID-19 в разных странах мира: Индии, Намибии, Болгарии, Турции, России, Бангладеш, Колумбии, Мексики, Индонезии, ОАЭ, Южной Африки и других посвящена монография «Справочник по исследованиям по

поддержке МСП и предпринимательских инноваций в эпоху после COVID-19» [1]. Она дает полное

представление об общих проблемах МСП, возникших в условиях пандемии COVID-19.

Анализ российских предприятий малого и среднего предпринимательства по видам деятельности

Предприятия малого и среднего бизнеса могут создаваться в России в любой разрешенной сфере деятельности. Общее количество зарегистрированных в реестре МСП на 10 января 2021 г. в России составило 5 684 561 предприятия, в кото-

рых работает 15 491 144 чел. и производится продукции по 99 видам укрупненных групп [9]. Можно выделить 5 основных сфер деятельности МСП: услуги, торговля, строительство, промышленное производство, сельское хозяйство.

Рис. 1. Основные сферы деятельности российских МСП за период

2016 - 2019 гг. (%)

Большая часть МСП работает в торговле и сфере услуг (80%). За период с 2016 г. по 2019 г. доля предприятий, работающих в сфере торговли, снижалась, а доля предпри-

ятий, работающих в сфере услуг, росла. Доля МСП в строительстве, промышленном производстве и сельском хозяйстве существенно не менялась. Наибольшее количество

МСП расположено в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Свердловской областях, в Краснодарском крае [4].

Введение жестких карантинных мер в связи с пандемией COVID-19 в марте - июне 2020 г. и последующие ограничительные меры в 2020-2022 гг., а также санитарные требования оказали сильное влияние на финансовое состояние малых предприятий. Для организации поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 Правительство страны утвердило 10 апреля 2020 года «Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронави-русной инфекции». В этот список вышли следующие виды экономической деятельности [10]: транспорт, культура и спорт, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, дополнительное образование, организация конференций и выставок, бытовые услуги, стоматология, непродовольственный ри-

тейл, СМИ и производство печатной продукции.

За 2020 г. выручка МСП уменьшилась на 2 590 млн руб. по сравнению с 2019 г. После снятия ограничительных мер в июне-июле 2020 года потери бизнеса за III квартал оказались выше, чем в первом полугодии 2020 года. По итогам 2020 года выручка предприятий сферы услуг уменьшилась на 62%. Сильнее всего пострадали туристические агентства. Выручка МСП в сфере туризма упала на 70%. Оборот оптовой торговли упал с 6251 млн. руб. (2019 г.) до 4669 млн. руб. (2020 г.). Пострадали предприятия общественного питания, гостиничного бизнеса, в сфере недвижимости. В результате проводимых мер государственной поддержки численность работников МСП не уменьшилась по итогам 2020 года, а увеличилась по сравнению с 2019 годом на 170 тыс. чел.

Рассмотрим более подробное как выживает бизнес из наиболее пострадавших сфер деятельности.

МСП в сфере туризма в условиях пандемии COVID-19

Туризм является динамично развивающийся отраслью в мире. Он стал занимать важное место в жизни людей и способствовать экономическому развитию стран и регионов, так как стимулирует создание рабочих мест, региональное развитие и поддерживает местные сообщества [11]. По данным Все-

мирной организации туризма ООН Россия в 2018 году занимала 7 место в рейтинге стран-лидеров по объему расходов на международный туризм [12]. Важную роль играют туристические услуги в структуре экономики России. Доля туристических услуг в ВВП страны в 2019 г. составила 4%, что в де-

нежном эквиваленте составило около 378,6 млн долл. Туризм оказывает влияние на 53 смежные отрасли [10]. Количество туристиче-

Наибольший негативный эффект наблюдался в сфере предоставления платных услуг населению, сокращение которых в апреле - июне 2020 г. достигло 37,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Ввиду карантинных ограничений только в первые месяцы эпидемии COVID-19 падение потребительского спроса в сфере туризма оценивалось в 20-25% [1].

Спад общего объема услуг туристических агентств, туроператоров, санаторно-курортных организаций II квартала 2020 г. ко II кварталу 2019 г. составил 93%. За последние два года присутствовала положительная тенденция выезд-

ских фирм росло с 2010 года по 2018 год, но уже в 2019 году их количество уменьшилось на 984 фирмы.

ных туристических поездок граждан из России, однако спад II квартала 2020 г. к II кварталу 2019 г. составил - 99%. За анализируемый период въездные туристические поездки иностранных граждан в Россию имели отрицательную динамику [2].

Фактически основная деятельность большинства организаций отрасли была остановлена с 29 марта 2020 г. и после выхода из режима нерабочих дней с 12 мая 2020 г. не возобновлена в полном объеме ни в одном из регионов России. По оценке Ростуризма, падение объемов продаж в туристской отрасли весной 2020 года достигло

16000

14000

12000

13579 13674

10266

10773

11324 11614

11893

12395

10000 9133 8000 6000 4000 2000 0

-1--Г-

12690

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 2. Численность туристических фирм с 2010 года по 2019 гг.

почти 99%, общий объем недополученных доходов отрасли только за первое полугодие составил порядка 20 млн долл. Кризис усугублялся также тем, что отдыхающие полностью отказывались от туристических услуг. Поездки аннулировались до конца года. Убытки туроператоров от аннулированных туров только по четырем направлениям в марте 2020 г. (Китай, Италия, Южная Корея и Иран) составили около 27 млн долл. Туроператоры вынуждены были возвращать клиентам деньги, в том числе те, которые уже пошли в счёт оплаты проживания в гостинице [3]. Отсутствие доходов лишило МСП в сфере туризма возможности выплачивать зарплату сотрудникам, оплачивать аренду, коммунальные платежи, налоги и рассчитываться по кредитам. При этом стоит отметить, что создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до пяти рабочих мест в смежных отраслях [5].

Из-за закрытия границ с другими странами основным видом туризма в России в 2020 году стал внутренний туризм. Но и в этом сегменте туристического бизнеса общий поток туристов за 2020 год сократился на 35-40%. Въездной туризм по итогам 2020 г. сократился на 92%. По выездному туризмы падение составило 77% по итогам 2020 года. Пандемия показала, что карантин и самоизоляция, запрет на авиа- и другие виды перевозок, прерывание деятельности многих предприятий и организаций в сфере туризма и путешествий, может

привести к банкротству большого количества предприятий. Как следствие следует ожидать значительное сокращение как самого сектора, так и занятости в нем.

Для того, чтобы не допустить негативного сценария развития туристической отрасли государство начало вводить меры поддержки туризма, туристов и населения. Практически сразу с развитием эпидемии оно перешло к разработке и реализации мер по стимулированию туризма и оценке его дальнейших перспектив. Туристические услуги были включены в перечень наиболее пострадавших отраслей, что означало предоставление им приоритетной поддержки. Среди мер поддержки, которыми могли воспользоваться организации в сфере туризма и путешествий, следует отметить:

- субсидии на заработную плату МСП и ИП;

- предоставление отсрочки по уплате налогов (за исключением НДС) на 6 месяцев;

- отсрочка на 6 месяцев по страховым взносам;

- освобождение от уплаты налогов и взносов за второй квартал 2020 г.;

- списание кредита для организаций наиболее пострадавших отраслей при условии сохранения занятости (с 1 июня 2020 г.);

- освобождение туроператоров от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» в 2020 г.;

- было выделено 3,5 млрд руб. на возмещение затрат туроперато-

ров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка [6].

В 2020 г. доля россиян, которые летний отпуск провели дома, не совершая туристические поездки, достигла максимального значения за период наблюдений с 2010 г. и составила 61%. Основной причиной, ограничивающей намерения путешествовать, является недостаток финансовых средств. Эту причину выделили 36% респондентов.

Правительство РФ разработала программу по стимулированию внутренних туристических поездок -«Туристический кэшбек», которая позволяла отправиться в поездки и получить возврат средств в размере от 5000 до 20000 руб. в зависимости от стоимости путевки. Программа была организована Федеральным агентством по туризму и платежной системой «Мир». Финансирование 1 этапа программы «Туристический кэшбек» составило 15 млрд руб. В программе доступных туристических поездок по России приняло участие 1100 туроператоров и 2550 гостиниц. 1 этап Программа проводилась с августа по декабрь 2020 года [7]. За это время было приобретено туров с проживаем и кэшбеком на сумму 1,2 млрд руб. Воспользовались программой в 2020 г. 300 тыс. чел. Проведение программы было продолжено в 2021 и 2022 гг., поскольку она оказала положительное влияние на туристический бизнес.

В 2020 г. продажи у основных крупных туроператоров выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. У агрега-торов, участвующих в программе, бронирование увеличилось на 1015%. Бронирование гостиниц курортного и рекреационного формата увеличилось на 15-20%. Программа «Туристический кэшбек» оказала стимулирующее воздействие на экономику регионов, которые за период её проведения получили более 12 млрд руб. Государство впервые осуществило комплексную программу поддержки с одновременно высоким социальным и экономическим эффектом. Программа показала высокий мультипликативный эффект: на 1 рубль бюджетных средств пришлось 6 рублей граждан, потраченных на отдых и оздоровление в стране. Но не все выделенные государством деньги на проведение программы были использования. Сдерживающими факторами оказались сложная эпидемиологическая ситуация, недостаточное количество массового и конкурентного продукта внутри страны [8].

Как и в случае с предыдущими кризисами, данный показал и усилил тенденции, которые проявлялись в последнее время - цифровиза-ция предлагаемых сервисов: использование технологий смешанной и дополненной реальности, 9^-кодов, мультимедийных приложений для объектов показа и др. Предоставление туристических услуг тесно связано с индустрией общественного питания и гостиничным бизнесом.

МСП в гостиничном бизнесе в условиях пандемии

COVID-19

Гостиничный бизнес является динамично развивающейся отраслью в российской экономике. Объем рынка гостиничных услуг в России с 2014 г. по 2019 г. вырос на 44%. За этот же период времени число объектов гостиничной инфраструктуры увеличилось в 2 раза и составило 31 000 объектов. Объекты гостиничного бизнеса неравномерно расположены по тер-

Развитию гостиничного бизнеса в стране способствовали следующие факторы:

1. ослабление национальной валюты по сравнению с долларом и евро заставило многих российских туристов заменить зарубежный отдых и путешествия на российские;

ритории страны. Наибольшее количество объектов гостиничного бизнеса представлено в регионах с высокой проходимостью туристического потока: Краснодарский край, Москва, Республика Крым, Санкт-Петербург, Ростовская область, Республика Татарстан, Московская область, Тюменская область, Республика Башкортостан, Свердловская область.

2. проведение значимых международных мероприятий в стране: Олимпийские игры - 2014; Кубок конфедераций FIFA - 2017, Чемпионат мира по футболу FIFA - 2018 и др.;

3. реализация федеральной программы «Стратегия развития

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

6530

1768

1456

1173

703 679 669 659 602 597

////////// 9 V ^ > J S J J

О- ^

//////✓у

я® ^ Ж &

2018 2019

Рис. 3. Топ-10 регионов России по количеству объектов гостиничного бизнеса в 2018-2019 гг., ед.

туризма в Российской Федерации на период 2015-2020 гг.»;

4. нестабильная обстановка в зарубежных странах и др.

За период с 2014-2018 гг. средние затраты на пребывание в гостинице уменьшились на 16,7% и в 2018 г. составили 4200 руб. Это было обусловлено ростом популярности экономичных видов размещения, сокращением реальных доходов населения, а также уменьшением средней продолжительности пребывания в гостинице.

В 2020 году пандемия COV7D-19 оказала сильное влияние на МСП в сфере гостиничного бизнеса. Впервые в апреле 2020 года загрузка объектов гостиничного бизнеса из топ-10 регионов России составила 10-15%. Для того, чтобы выжить в условиях жесткого лок-дауна отельеры предлагали гостиницы для размещения медиков и волонтеров, разрабатывали программы типа «Стань туристом в своем городе», предлагали гостиницы в качестве коворкинга. Кроме привлечения клиентов гостиницы, имеющие собственные ресто-

раны, стали готовить и доставлять готовые блюда. С началом отпусков в мае 2020 года многие жители крупных городов отправились отдыхать в Краснодарский край, а также остались работать удаленно в курортной зоне. Дома отдыха и санатории были закрыты, но можно было арендовать коттеджи. Все это позволило гостиничному бизнесу продержаться до отмены лок-дауна. С отменой жестких ограничений в июне 2020 года началось оживление рынка гостиничных услуг. Пандемия COVID-19 дала толчок к дальнейшему развитию внутреннего туризма. Вырос спрос на гостиничные услуги в курортных городах, в пригородах, на природе. Для МСП в сфере гостиничного бизнеса действуют такие же меры государственной поддержки как и для всех МСП. Это позволило не допустить обвального банкротства предприятий. Восстановление рынка гостиничных услуг тесно связано с уменьшением распространения коронавиру-са и возобновлением деловой активности.

МСП в индустрии фитнеса

За последние годы число граждан Российской Федерации, которые активно занимаются спортом, выросло с 13% в 2006 году до 36,8% в 2017 году. К 2024 году планируется обеспечить увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%.

Чаще всего спортивные услуги предоставляются населению в фит-нес-клубах. Наибольшее количество фитнес-клубов работает в российских городах-миллионниках. В рейтинге «Топ-10 российских городов по приросту фитнес-клубов в 2019 году» первое место по приросту количества фитнес-клубов за-

нял Волгоград - 21%, второе место Уфа - 16%, третье место Воронеж - 10%.

Наибольшее количество фит-нес-клубов открыто в городах Москве и Санкт-Петербурге. Но самым спортивным городом можно назвать Новосибирск, который занимает 1 место по количеству фит-нес-клубов на 100 тыс. жителей.

Рассмотрим ключевые показатели российского рынка фитнес-ин-дустрии в 2019 году:

- Объем рынка - 1920 млн. долл.;

- Процент проникновения фит-нес-услуг - 2,9%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Количество клиентов - 4,26 млн. чел.;

- Географическая структура рынка - Москва и Московская область (47%), Санкт-Петербург (11,5%), города-миллионники (21%), другие города (20,5%);

- Средняя выручка с квадратного метра - 19600 руб.;

- Среднее количество посещений на клиента в год - 54 (посещение около 1 раза в неделю).

Решение о закрытии всех спортивных учреждений в Москве было принято 21 марта 2020 года, а затем эту меру распространили на все регионы. Помимо фитнес-клу-бов, закрылись школы танцев, йога-студии, скалодромы, батутные и боксерские центры и все остальные спортивные секции. Влияние пандемии COVID-19 спортивная отрасль ощутила еще в конце февраля 2020 года. Продажи сократились, а с середины марта 2020 года они упали на 70-95%. Сокращение

количества посещений фитнес-клу-бов продолжилось в апреле-июне 2020 г. и не было восстановлено и до конца года. Во время «второй волны» фитнес-клубы не закрывались, что позволило уменьшить убыток.

Все виды физкультурно-оздоровительной деятельности были включены в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии. В качестве основных мер поддержки использовались следующие: отсрочка и рассрочка по уплате налогов, отсрочка по платежам за аренду недвижимого имущества, мораторий на возбуждение дел о банкротстве по требованиям кредиторов, льготные кредиты на выплату заработной платы сотрудникам и на возобновление деятельности.

После снятия ограничений из-за пандемии в июне-июле 2020 года не открылось 37% несетевых спортивных клубов (по сравнению с показателями первой недели марта). По итогам августа 2020 года заработали на 30% меньше фитнес-клу-бов, чем в 2019 году. Локдаун оказал влияние на стиль поведения россиян. Многие стали предпочитать заниматься спортом дома. В результате выручка магазинов спортивных товаров в августе 2020 года превысила прошлогоднюю на 24%, а магазинов спортивного питания — на 14%.

Многие владельцы спортивных центров не сумели справиться с финансовыми трудностями, которые возникли из-за простоя. Договориться с арендодателями о сокращении

арендных ставок удалось не всем. В результате предпринимателям пришлось искать новые площади или закрыть бизнес. Спрос на услуги фитнес-центров из-за пандемии тоже упал. Можно выделить основные причины сокращения потребительской активности: удаленная работа, переезд за город, снижение платежеспособности населения и опасения заражения. Жесткие требования Роспотребнадзора не позволяли спортивными центрам работать со стопроцентной загрузкой.

В Нижегородской области фит-нес-клубы смогли открыться с 7 августа 2020 года, их обороты в августе оказались на 34% меньше, чем в 2019 году. В Ханты-Мансийском АО, где работу фитнес-центров разрешили только с 17 августа 2020 года, выручка по итогам месяца была на 61% ниже. С 11 августа 2020 года разрешены групповые занятия в спортцентрах в Свердловской области, их августовские обороты оказались на 59% ниже 2019 года.

Несмотря на временное закрытие, многие фитнес-клубы пытались продолжать тренировки, меняя их формат на онлайн-режим. Таким образом поддерживался тренерский состав и сохранялись клиенты.

В апреле 2020 года было запущено приложение персональных он-лайн-тренировок МоЦ[у, которое организовали бывшие топ-менеджеры Mail.ru Gюup. Приложение доступно для пользователей из России и США. С МоЦ/у работают 1500 тренеров [14]. Доступны занятия по та-

ким категориям как фитнес, кар-дио, растяжка, йога, медитация, психология, пилатес, правильное питание, утренняя зарядка, здоровая мама, тренажерный зал, фейс-фит, сон и релаксация. Стоимость 1 занятия стоит 29 долл. Приложение пользуется популярностью, сейчас им пользуются более 120 тыс. чел.

Еще одна мера, к которой пришлось прибегнуть фитнес-клубам - продажа карт по сниженной стоимости: в декабре 2020 года в некоторых клубах годовой абонемент можно было приобрести со скидкой 50%.

Влияние пандемии COVID-19 на фитнес-клубы можно сравнить с цунами. По итогам 2020 года количество сотрудников сократилось на 140 тыс. чел. К концу 2020 года восстановилось только 60-70% отрасли. В октябре 2020 года продажи клубных карт по всей стране упали на 39,2% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Для стимулирования продаж в фитнес-клубах разработали оздоровительные программы для профилактики корона-вируса и восстановления после перенесенного заболевания. По итогам 2020 года индустрия фитнес потеряла выручки 867 млн долл.

Учитывая данные обстоятельства, Правительство ввело в 2021 г. льготы по налогу на доходы физических лиц в виде налогового вычета за фитнес. Данная мера даст дополнительный стимул заниматься фитнесом и спортом. Правительство планирует к 2030 году вовлечь в занятия спортом около 70% населения России.

Заключение

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на все сферы деятельности МСП по причине закрытия границ, массовому переходу на удаленный формат работы, перехода к дистанционной форме обучения на всех уровнях образования, сокращение доходов населения, падения доходов МСП. Все это явилось новыми вызовами 2020 года. Анализируя положительные практики, примененные МСП можно дать следующие рекомендации:

1. Выход в онлайн - необходимость. Онлайн-торговля стала для многих МСП единственно возможным вариантом реализации своей продукции. Онлайн-оплата позволяет избежать контакта с наличными деньгами, другими людьми и снижает риск заражения. Он-лайн-продажи продуктов питания и первой необходимости увеличились за период с марта по июнь 2020 года в 2,5 раза, товаров для спорта на 51%, косметики на 61 %.

2. Цифровизация и комплексные продукты - это настоящее, а не будущее. Наибольшее распространение получили цифровые сервисы, позволяющие удаленно работать, обучать, обслуживать клиентов. Пандемия не только ускорила циф-ровизацию бизнеса, но и повысила компьютерную грамотность работников.

3. Нужно оставаться человеком. Кризис, вызванный пандемией, показал, что бизнес и люди не перестали помогать друг другу. Он-лайн-пожертвования в первую вол-

ну пандемии выросли на 29% по сравнению с докризисным периодом.

4. Иногда потери - это новые возможности. Запрет на массовые мероприятия, ограничительные санитарные меры заставили искать новые варианты организации логистики, бизнеса, взаимодействия с клиентами. Для 30% предпринимателей важным стал полученный опыт антикризисного управления: навыки взаимодействия с банками, выработки новой маркетинговой и финансовой стратегии, оптимизации расходов. Каждый десятый предприниматель считает, что ему удалось повысить производительность труда.

В новых экономических условиях, вызванных пандемией COVID-19, у российских регионов появляются возможности использовать данные обстоятельства для стимулирования внутреннего спроса, что позволит вывести российские МСП на траекторию динамичного развития и активизировать ее потенциал. Эпидемия и карантин очень сильно повлияли на туризм, индустрию общественного питания, гостиничный бизнес и индустрию фитнеса, но и заставили по новому вести бизнес, обслуживать клиентов. Можно выделить следующие положительные практики, использованные МСП в условиях пандемии COVID-19:

1. организация или расширение радиуса доставки готовой продукции, услуги клиентам;

2. подключение к платфор-мам-агрегаторам;

3. использование автоматизации на базе цифровых технологий, которые позволяют экономить время, затраты, организует системное хранение информации, формируют быстро аналитические данные в разрезе разных показателей;

4. проведение маркетинга в социальных сетях;

5. разработка новых программ и продуктов;

6. различные государственные меры и программы по поддержки МСП.

Все они помогли большинству предприятиям избежать банкрот-

ства. Можно так же отметить, что в условиях пандемии COVID-19 конкуренция не уменьшилась, а борьба за клиентов перешла на новый уровень. Реальный рынок перешел в онлайн, что способствовало освоению новых сегментов рынка, появлению новых продуктов, форм обслуживания. Пандемия COVID-19 заставила российские компании быстрее перейти к использованию цифровых технологий в организации всех бизнес-процессов. Однако, сейчас достаточно трудно спрогнозировать дальнейшее восстановление всех видов туризма, индустрии общественного питания, гостиничного бизнеса и индустрии фитнеса.

Список литературы

1. Baporikar N. Handbook of Research on Sustaining SMEs and Entrepreneurial Innovation in the Post-COVID-19 Era. PA. USA.: IGI Global. 2021. DOI: 10.4018/978-1-7998-6632-9.

2. Burdenko E.V., Bykasova E., Mudrova S. State Support of Russian Small and Medium-Sized Business in the COVID-19 Pandemic and Development Prospects // Handbook of Research on Sustaining SMEs and Entrepreneurial Innovation in the Post-COVID-19 Era. PA. USA.: IGI Global. 2021.

3. Малышева Е.В. Поддержка экспорта малого и среднего бизнеса в реалиях мировой экономики, измененной коронавирусом / Е. В. Малышева, А. В. Ратнер // Международная торговля и торговая политика. 2020. Т. 6. № 3(23). С. 79-96. DOI: 10.21686/2410-7395-2020-3-79-96.

4. Зимовец А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации / А. В. Зимовец, Ю. В. Сорокина, А. В. Ханина // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 1337-1350. DOI 10.18334/epp.10.5.110126.

5. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Н. А. Авксентьев, М. Л. Агранович, Н. В. Акиндинова [и др.]. М. 2020. 744 с.

6. Официальный сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» // URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).

7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Меры поддержки бизнеса // URL: https://www.nalog.ru/rn77/ business-support-2020/ (дата обращения: 18.03.2022).

9. Официальный сайт Fedresurs // https://fedresurs.ru/news/ e61f7aa4-23e6-4321-b011-bebd72550e4f (дата обращения: 25.03.2022).

10. Официальный сайт государственной поддержки бизнеса в условиях коронавируса COVID-19 // URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).

11. Тенденции и политика ОЭСР в области туризма на 2020 год. OEC. 2020 // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/6b47b985- en/index. html?itemId=/content/publication/6b47b985-en (дата обращения: 18.03.2022).

12. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020. June 2020 // URL: https://www.developmentaid.org/api/frontend/cms/file/2020/10/

Global_Economic_Impact__Trends_2020.pdf (дата обращения:

18.03.2022).

13. A UN framework for the immediate socio- economic response to COVID-19, 2020 // URL: https://unsdg.un.org/resources/un-framework-immediate-socio-economic-response-covid-19 (дата обращения: 13.03.2022).

BURDENKO Elena V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and History of Economics of Plekhanov Russian University of Economics. Address: 43 Zatsepa str., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Burdenko-EV@yandex.ru SPIN-code: 8902-1580. ORCID: 0000-0001-5073-5062.

Keywords: small and medium-sized businesses, sustainable development, government support, pandemic, COVID-19, economic development, entrepreneurship, Russian economy.

POSITIVE PRACTICES OF RUSSIAN SMES IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Abstract

The article is devoted to the study and analysis of positive practices used by small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia in the context of the COVID-19 pandemic. The largest development of small and medium-sized businesses over the period 2016 to 2019 was in such areas of activity as services, trade, construction, industrial production, agriculture. The introduction of strict quarantine measures had a negative impact on the financial condition of all sectors of the economy, therefore, the most affected sectors of the Russian economy were identified. The article examines the positive practices used by SMEs from such affected areas of activity as tourism and hotel business and fitness industry. In the conditions of border closure, after the lifting of strict restrictions, domestic tourism has received the greatest development. The conducted research has shown that information technologies have helped SMEs to continue working, reduce costs and organize business processes more efficiently.

References

1. Baporikar N. Handbook of Research on Sustaining SMEs and Entrepreneurial Innovation in the Post-COVID-19 Era. PA. USA.: IGI Global. 2021. DOI: 10.4018/978-1-7998-6632-9.

2. Burdenko E.V., Bykasova E., Mudrova S. State Support of Russian Small and Medium-Sized Business in the COVID-19 Pandemic and Development Prospects // Handbook of Research on Sustaining SMEs and Entrepreneurial Innovation in the Post-COVID-19 Era. PA. USA.: IGI Global. 2021.

3. Malysheva E.V. Export support for small and medium-sized businesses in the realities of the world economy changed by the Coronavirus / E. V. Malysheva, A.V. Ratner // International trade and trade policy. 2020. Vol. 6. No. 3(23). pp. 79-96. DOI: 10.21686/2410-7395-2020-3-79-96.

4. Zimovets A.V. Analysis of the impact of the COVID-19 pandemic on the development of enterprises in the Russian Federation / A.V. Zimovets, Yu. V. Sorokina, A.V. Khanina // Economics, entrepreneurship and law. 2020. Vol. 10. No. 5. pp. 1337-1350. DOI: 10.18334/epp.10.5.110126.

5. Society and the pandemic: experience and lessons of combating COVID-19 in Russia / N. A. Avksentiev, M. L. Agranovich, N. V. Akindinova [et al.]. M. 2020. 744 p.

6. Official website of the Joint-Stock Company "Federal Corporation for the Development of Small and Medium-sized Enterprises" // URL: https:// corpmsp.ru / (accessed: 18.03.2022).

7. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation // URL: https://www.economy.gov.ru / (accessed: 18.03.2022).

8. Official website of the Federal Tax Service. Business support measures // URL: https://www.nalog.ru/rn77 / business-support-2020/ (accessed: 18.03.2022).

9. Official Fedresurs website // https://fedresurs.ru/news/e61f7aa4-23e6-4321-b011-bebd72550e4f (date of application: 03/25/2022).

10. Official website of the state support of business in the conditions of the coronavirus COVID-19 // URL: https://rosstat.gov.ru / (accessed: 18.03.2022).

11. OECD trends and policies in the field of tourism for 2020. OEC. 2020 // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/6b47b985 - en/index. html?ItemId=/content/publication/6b47b985-en (accessed: 18.03.2022).

12. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020. June 2020 // URL: https://www.developmentaid.org/api/frontend/cms/file/2020/10/ Global_Economic_Impact__Trends_2020.pdf (accessed: 18.03.2022).

13. A UN framework for the immediate socio- economic response to COVID-19, 2020 // URL: https://unsdg.un.org/resources/un-framework-immediate-socio-economic-response-covid-19 (accessed: 13.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.