ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 930
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ БРИТАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ИНДИЮ
И ИНДИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Солодухин Матвей Сергеевич, обучающийся; ГБОУ гимназия № 652 Выборгского района, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются положительные моменты влияния британского правления и английских методов управления на Индию и индийское общество. В частности, акцентировано большое внимание на влиянии Великобритании на индийскую социальную, экономическую и духовную сферы. На данный момент эта тема до сих пор является предметом различных научных дискуссий Во время написания этой статьи было обнаружено, что в имперский период существенно повысился уровень образования и культуры, значительно увеличилась производительность труда в сельском хозяйстве и промышленности, Индия стала более привлекательной для иностранных и британских инвестиций. Вместе с тем, широкую известность приобрели многочисленные случаи голода в индийских колониях, а также военное вмешательство Великобритании во внутренние дела Индии.
Ключевые слова: Британская Индия; индийские традиции; британские инвестиции; Ост-Индская компания; британский колониализм; голод в Индии
A POSITIVE EFFECT OF THE BRITISH RULE IN THE INDIAN SOCIETY
Solodukhin Matvey Sergeevich, student; State budgetary educational institution gymnasium No. 652 of the Vyborg district, Saint
Petersburg, Russia
Abstract: The article examines the positive aspects of the influence of British rule and British methods of government on India and Indian society. In particular, great attention is focused on the influence of United Kingdom on the Indian social, economic spheres and spirituality. At the moment, this topic is still the subject of various scientific discussions. At the time of this writing, it was discovered that during the imperial period, the level of education and culture increased significantly labor productivity in agriculture and industry increased significantly and India became more attractive for foreign and British investments. At the same time, numerous cases of famine in the Indian colonies, as well as Britain's military
intervention in the internal affairs of India, became widely known.
Keywords: British India; Indian traditions; British investments; East India Company; British colonialism; hunger in India.
Для цитирования: Солодухин, М. С. Положительное влияние британского правления на Индию и индийское общество / М. С. Солодухин. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 8 (48). -С. 5-12. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-8-48-2020/8-48-2020/
For citation: Solodukhin M.S. A positive effect of the British rule in the Indian society // Scince without borders, 2020, no. 8 (48), pp. 5-12.
Введение. Существует известная устоявшаяся точка зрения, которая гласит, что колонизация Британией Индии являлась губительной для жителей Индостана по своей сути. Эрик Хобсбаум, известный историк-марксист, даже писал, что именно эксплуатация индийских колоний привела к промышленной революции в Англии [5]. Она бытует в умах многих обывателей и учёных и берёт своё начало, по-видимому, с теории первоначального накопления капитала К. Маркса. Суть этой теории заключается в том, что для закрепления и существования капиталистических отношений в обществе потребовался ряд условий, одним из которых являлся колониализм и эксплуатация стран-колоний. Вот что об этом пишет сам К. Маркс: «Обращение с туземцами было, конечно, всего ужаснее на плантациях, предназначенных, как, например, в Вест-Индии, исключительно для экспортной торговли, а также в обреченных на разграбление богатых и густонаселенных странах, как Мексика и Ост-Индия» [2]. Шаши Тарур - индийский политик -в своём труде «Эра тьмы. Британская империя в Индии» даже заявляет, что Великобритании стоит признать свою вину и предоставить хотя бы символические извинения [7, с. 13]. Но действительно ли Соединённое королевство должно выполнять рекомендации этого автора? Тем более, существует и альтернативная точка зрения.
Образование в Британской Индии. До сих пор многие учёные подмечают преимущественно негативные стороны британского правления в Индии, а положительные воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Люди, говорящие о разбойничьих мерах колонизаторов, такие как Шаши Тарур [7], не упоминают, что Великобритания несла с собой не только железные дороги и новое промышленное производство, но и кое-что более важное - образование. Как отмечает шотландский историк Нил Фергюсон в своём труде «Империя: чем современный мир обязан Британии»: «За время английского владычества доля индийского населения, получившего начальное и среднее образование, неуклонно росла, хотя по европейским меркам оставалась низкой. В 1911 г. она составляла 8-18 %» [3, с. 269]. ... «Уже в 1817 году преуспевающими бенгальцами, стремящимися к западному образованию, в Калькутте был основан Индийский колледж. Он стал первым из множества заведений, в которых изучали европейскую историю, литературу и естественные науки» [3, ст. 266]. ... «К 1838 году действовали сорок школ с английской программой, находившихся под контролем Генерального комитета народного образования... К 70-м гг. шесть тысяч индийцев получали высшее образование, не менее двухсот тысяч учились в англоязычных школах «высшего порядка»
[3, ст. 267]. Иначе говоря, невозможно было управлять столь густонаселённой страной без сотрудничества с основными группами населения, и британцы это прекрасно понимали, когда при содействии местных элит давали индийцам европейское образование. Большая часть этих преобразований осуществлялась под покровительством могущественной корпорации
- Ост-Индской компании, о которой и будет идти речь в следующей части статьи.
Правление Ост-Индской компании. Ост-Индская компания - компания, имеющая весьма драматичную историю. На протяжении всего XVII в. она боролась за влияние с аналогичной Голландской (в целом - неудачно, а после Славной революции 1688 г. и вовсе многими акционерами Английской Ост-Индской компании стали голландцы. Стоит, к слову, отметить, что англичане многому научились у голландцев - к примеру, развитым финансовым институтам - прим.) [3, с. 63]. Британская Ост-Индская компания окончательно закрепилась в Индии лишь в 1765 г., когда получила дивани (право на сбор налогов -прим.) в Бенгалии - одной из самых богатых индийских территорий. В Индии тогда сложилась уникальная феодальная система, появившаяся в результате могольского завоевания (1526), именно в неё прекрасно встроилась Ост-Индская компания (далее
- ОИК, компания). Эта система была устроена так: землевладельцы, которых в Индии называли заминдарами, собирали феодальную ренту. За их деятельностью наблюдал совет, называемый диваном. Земля принадлежала государству и могла быть отобрана у заминдара. Современный историк
П. Дж. Маршалл указывает на тот факт, что британцы не стали изменять старые могольские налоговые ставки [6], что, по-видимому, объяснялось дефицитом опытных английских чиновников, которые разбирались бы в индийских налогах и платежах. К 1931 г. в Индии насчитывалось всего четыре тысячи гражданских чиновников из 124-х тысяч англичан [3, с. 268]. Опираясь на эти данные, можно предположить, что у британцев просто не было такого административного ресурса, способного изменить все сферы индийского общества. Стоит, к слову, сказать, что ОИК всё же вмешивалась во внутренние дела этой страны путём военного вмешательства, а сбор податей и вовсе был отдан на откуп и стал произвольным. Таким образом, компания злоупотребляла своим положением. Тем не менее, британцы не уничтожали индийские политические традиции, а, скорее, встраивались в них, диктуя при этом свои порядки.
Вообще, на протяжении большей части своего существования вплоть до 1813 г. компания, имевшая огромные торговые привилегии, лоббистов в английском парламенте и постоянно злоупотреблявшая своими полномочиями, играла против законов рынка. Такая «игра» быстро обернулась против самой же британской ОИК. Таким образом, Великобритания придерживалась политики меркантилизма. Английские купцы терпели убытки, акции компании упали в цене и им пришлось просить помощи у правительства, о чём с недовольством высказывался идеолог свободного рынка, шотландский экономист Адам Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» [4]. По-
следней каплей стало правление губернатора Уоррена Гастингса, из-за неумелых действий которого прибыль компании ушла далеко в минус. В 1785 г. он предстал перед судом, судебный процесс длился семь лет, в конце концов Гастингс был оправдан. Влияние этого человека до сих пор является предметом дискуссий. С одной стороны, он пытался разрешить противоречия между англичанами и индийцами мирным путём, а также способствовал переводу индийских текстов на английский язык и открытию медресе в Калькутте, с другой - при Гастингсе из Индии началась утечка капитала, которая с 1783 г. за десятилетие достигла значения в 1,3 миллиона фунтов стерлингов [3, с. 82-85]. Также на его пери-
од правления частично пришёлся самый разрушительный и губительный голод за всю историю Индии - голод в Бенгалии, который унёс жизни многих миллионов бенгальцев. На рисунке, взятом из труда Нила Фергюсона, мы видим, что во времена Гастингса рыночная цена акции компании номиналом 100 ф. ст. держалась на очень низком уровне и лишь после его отставки наметилась тенденция к росту. Устойчивый рост и вовсе становится заметным лишь после 1813 г., когда были ликвидированы торговые привилегии Ост-Индской компании. Следовательно, можно сделать вывод, что принятие принципа laissez-faire положительно сказалось на самой ОИК (рис.).
*** h^ --в W Гч fv -W -Hog СГ- ГТ'. о О □ " «ч Г*
li Ч Ь К rbf-.cS » ^ " ^ ^
Рисунок - Рыночная цена акции номиналом 100 ф. ст.
За экспансию Великобритании заплатили сами британцы, причём наименее бедные слои населения. Когда на должность сборщика акцизов был назначен Роберт Бёрнс, государственный долг достиг цифры 244 миллиона фунтов. Поэтому главной задачей правительства стала выплата процентов по долговым обязательствам. Британ-
ское правительство, придерживаясь политики меркантилизма, повысило акцизы на вина, шёлк, табак, свечи, мыло, кожу, крахмал и многие другие потребительские товары. Производителям пришлось завышать цены, в результате чего наименее бедные британские поданные оказались в более тяжёлом положении [3, с. 89]. Адам
Смит, будучи, пожалуй, самым ярым критиком меркантилизма XVIII в., так писал о монополии Ост-Индской компании: «Со времени учреждения английской Ост-Индской компании, например, остальные жители Англии, помимо того что были отстранены от торговли, должны были оплачивать в цене потребляемых ими ост-индских товаров не только все чрезвычайные прибыли, которые компания получала на этих товарах вследствие своей монополии, но и все те чрезвычайные излишние издержки, которые неизбежно должны были вызываться обманом и злоупотреблениями, не отделимыми от управления делами столь большой компании» [4, с. 703].
Как уже было написано, в 1813 г. торговые привилегии компании были ликвидированы. С тех пор ОИК почти не вмешивалась в традиционный уклад Индии, даже христианские миссионеры предпочитали этого не делать, поскольку это негативно сказывалось на бизнесе [3, с. 200]. Так, однако, считали не все. К примеру, философ-утилитарист Джон Стюард Милль в своём эссе «Несколько слов о невмешательстве» (1859) пытался этически обосновать британское вмешательство во внутренние дела других стран. Кратко доктрину невмешательства по Миллю можно описать так: «Доктрина невмешательства, чтобы считаться истинным принципом морали, должна поддерживаться правительством каждого государства», но правительство, которое жестоко обращается со своими подданными, нарушает доктрину невмешательства, поскольку оказывает серьёзное давление на собственных граждан, вторгаясь в их личные дела. Следовательно, такое правительство само себя выводит
из-под действия норм, запрещающих применение силы для воздействия на внутренние дела независимого государства, и «интервенция, имеющая целью восстановить принцип невмешательства, всегда будет правомерной и справедливой, если не благоразумной» [8, с. 7].
На британскую ОИК оказывали давление миссионерские общества. Ко всему прочему, историк Джон Ричард Грин в своей работе «История английского народа»(1880) писал: «Обсуждение различных планов управления Индией пробудило сознание национальной ответственности за хорошее управление ею; явилось общее стремление предоставить беднейшему индусу такую же охрану от несправедливости и притеснений, какой пользовался беднейший англичанин» [1, с. 826].
Такие стремления, в общем, не были безосновательными. В те времена в Индии существовали абсолютно варварские с точки зрения европейца обычаи: например, сати (обряд сожжения жены вместе с умершим мужем - запрещён в 1829 г.), женский ин-фантицид (детоубийство) и верования тхагов. Особенно остро, по-видимому, стояла проблема тхагов, поскольку они охотились на людей, совершая убийства во имя богини Кали, следовательно, создавали большую проблему для безопасного перемещения товаров и как следствие - мешали развитию торговли и промышленности в регионе. От их действий страдали не только англичане, но и сами жители Индии. Поэтому Великобритания, начиная с первой трети XIX в., всё больше вмешивалась в индийские дела. Уильям Слиман - генерал, который покончил с преступлениями тха-гов. К 1838 г. он схватил и допросил
3266 членов их племени, повешенных или сосланных на Андаманские острова было 1400 человек [3, с. 206]. Индийцы не желали терпеть подобные вмешательства. В обществе было популярно мнение, что англичане хотят христианизировать Индию. Апогеем таких настроений стало восстание сипаев 1857-1859 гг., после которого правление Индией было передано британскому правительству. Сипаев набирали из привилегированных индийских семей. К примеру, в Бенгалии проводился набор только среди двух высших каст - брахманов и раджпу-тов. Они получали регулярное жалование, им централизованно выдавали оружие и амуницию, следовательно, восстание никак не могло произойти только лишь по экономическим причинам. Вместе с тем, очевидно, что оно не могло начаться просто из-за патронов, пропитанных свиным и говяжьим жирами. Восстание сипаев произошло вследствие общего стремления индийцев защитить свои традиции. Это была вовсе не война за независимость, а попытка защитить культуру от посягательств. Однако британцы не занимались насильственным разрушением индийских традиций. Шаши Тарур утверждает, что англичане разрушали традиционные индийские ремёсла [7, с. 5], к схожим выводам пришёл и Эрик Хобсбаум: «То, что произошло в Индии, было попросту фактическим уничтожением всего, что в течение нескольких десятилетий являлось процветающим домашним и сельскохозяйственным производством, которое дополняли доходы от деревни, иными словами, деиндустриализация Индии» [5, с. 229]. Но это произошло скорее по экономическим причинам. Вероятнее всего, эти ремёсла были
уничтожены в связи с изобретением нового промышленного оборудования в Англии и других странах Европы, которое было конкурентоспособней старого индийского. Например, немалый вклад в этот процесс внесла семья Максвеллов. Она, как сообщает историк Нил Фергюсон, обосновалась в Абердиншире и начала выращивать индиго и хлопок-сырец. «После 1857 года Максвелл и люди его типа принесли в Индию Промышленную революцию» [3, с. 275]. ... Английские промышленники вкладывали большие деньги в новые отрасли промышленности: выращивание хлопка и джута, добычу угля и выплавку стали. Особенно это было заметно в Канпуре, на берегах Ганга. За несколько лет он превратился в процветающий промышленный центр, «Манчестер Востока» [3, с. 275]. Стоит отметить, что Индия не являлась промышленной страной во время правления англичан. Большая часть населения по-прежнему трудилась в сельскохозяйственной отрасли, которая, конечно же, также претерпевала изменения.
Сельское хозяйство. Один из аргументов сторонников версии о том, что влияние Британской империи на Индию было лишь негативным, заключается в том, что после прихода британцев в Индии стали происходить регулярные случаи голода, во время которых гибли миллионы, а то и десятки миллионов людей. Этот факт не подлежит никакому оспариванию. Более того, не имеет никакого смысла оспаривание и британского фактора, поспособствовавшего голоду, поскольку пытаться опровергать то, что является очевидной и нескрываемой правдой было бы, в лучшем случае, неразумно. Это, конечно, ужасные гу-
манитарные катастрофы, однако появление англичан вовсе не вызвало деградацию сельского хозяйства. Мы вполне располагаем точными данными благодаря уже упомянутому шотландскому историку: «Усилиями англичан площадь орошаемых земель в Индии увеличилась в восемь раз. К концу эпохи британского правления орошалось 25 % земель (при Моголах -
5 %)» [3, с. 296]. При британском правлении в деревенской экономике доля чистого дохода выросла с 45 до 54 % [3, с. 298]. Результатом вышеперечисленных изменений в промышленности и сельском хозяйстве стало создание новых рабочих мест.
Рабочие места. Созданию новых рабочих мест в немалой степени поспособствовали англичане. К примеру, мы располагаем такими данными
06 общественном секторе: «В 1867 году в общественном секторе начитывалось приблизительно тринадцать тысяч рабочих мест, с платой в 75 или больше рупий в месяц, из которых приблизительно половина была занята индийцами» [3, с. 266]. В Британской Индии были предоставлены возможности для карьерного роста, которые во многом возникли благодаря значительным английским инвестициям.
Инвестиции. Наконец, мы подходим к тому, о чём было написано уже ранее - к инвестициям. К 80-м гг.
XIX в. англичане инвестировали в Индию 270 миллионов фунтов стерлингов (чуть менее пятой части иностранных инвестиций Великобритании). К 1914 г. этот показатель достиг четырехсот миллионов фунтов стерлингов [3, с. 296].
Заключение. Стоит сказать, что было упомянуто далеко не всё. Например, ничего не рассказано про железные дороги. Однако даже вышеизложенных данных достаточно, чтобы сказать, что англичане не просто эксплуатировали Индию, бездумно вывозя богатства из неё, как утверждают марксистские историки. Немалый вклад в бедственное положение индийцев внесла и старая могольская феодальная система. В период британского правления поднялся образовательный и культурный уровень индийского населения, увеличилась производительность труда, были созданы многие отрасли в промышленности и сельском хозяйстве. Впрочем, подобные изменения вскоре обернулись против самого владычества Британской империи. Индийская элита, получившая европейское образование, (общеизвестной является информация о том, что Махатма Ганди получал образование в Лондоне - прим.) возглавила освободительное движение в Индии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грин, Д. Р. Г 82. История Англии и английского народа // Пер. с англ. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Кучково поле, 2018. - 896 с. - Текст: непосредственный.
2. Маркс, К. Капитал, Критика политической экономии. Том первый, книга I; процесс производства капитала. М., Политиздат, 1983, с. 696 - Текст: непосредственный.
3. Ниал Фергюсон. Империя. Чем современный мир обязан Британии / Ниал Фергю-сон; пер. с англ. К. Бандуровского. - Москва: Астрель: CORPUS, 2013. - 560 с. - Текст: непосредственный.
4. Смит, Адам. С 50 Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит; [перевод с английского] - Москва; Издательство АСТ, 2019. - 1072 с. - (Экс-
клюзивная классика). - Текст: непосредственный.
5. Хобсбаум, Э. X 68 Век революции. Европа 1789 - 1848 / Пер. с англ. Л. Д. Якуниной -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. - 480 с. - Текст: непосредственный.
6. P.J. Marshall, "The British in Asia: Trade to Dominion, 1700-1765," in The Oxford History of the British Empire: vol. 2, "The Eighteenth Century" ed. by P. J. Marshall, (1998), pp. 487-507. - Текст: непосредственный.
7. Кулик, Л. В. Подход Британии к управлению колониальной Индией - тема снова в центре внимания: о книге Ш. Тхарура «Эра тьмы. Британская империя в Индии» (Shashi Tharoor «An Era of Darkness. The British Empire in India») - Текст: электронный. // Киберленинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-britanii-k-upravleniyu-kolonialnoy-indiey-tema-snova-v-tsentre-vnimaniya-o-knige-sh-tharura-era-tmy-britanskaya-imperiya-v-indii (дата обращения: 07.08.2020).
8. Куманьков Арсений Дмитриевич, Этика военной интервенции. Аргумент Дж. Ст. Милля и его современное значение - Текст: электронный // Vox. Философский журнал. - 2015. - № 18 - URL: https://vox-journal.org/html/issues/299/306 (дата обращения: 07.08.2020).
REFERENCES
1. Green J. R. G 82. Istoriya Anglii i anglijskogo naroda [History of England and the English people]. Translate from English. - 4-edition, corrected and amended. - Moscow: Kuchkovo pole, 2018, 896 p.
2. Marks K. Kapital, Kritika politicheskoj ekonomii. Tom pervyj, kniga I; process proizvodstva kapitala [Kapital, Critique of political economy. Volume one, book I; the process of capital production]. Moscow, Politizdat, 1983, p. 696.
3. Nial Fergyuson. Imperiya. Chem sovremennyj mir obyazan Britanii [Niall Ferguson. Empire. What does the modern world owe to Britain]. Moscow: AST: CORPUS, 2013, 560 p.
4. Smit, Adam. S 50 Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov / Adam Smit [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. Moscow; AST, 2019, 1072 p.
5. Hobsbaum E. X 68 Vek revolyucii. Evropa 1789 - 1848 [Century of revolution. Europe 1789 - 1848]. Rostov-on-the-Don, Feniks, 1999, 480 p.
6. P.J. Marshall "The British in Asia: Trade to Dominion, 1700-1765," in The Oxford History of the British Empire: vol. 2, "The Eighteenth Century" ed. by P. J. Marshall, (1998), pp. 487-506.
7. Kulik L.V. Podhod Britanii k upravleniyu kolonial'noj Indiej - tema snova v centre vnimaniya: o knige SH. Tharura «Era t'my. Britanskaya imperiya v Indii» [Shashi Tharoor «An Era of Darkness. The British Empire in India»]. Cyberleninka. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhod-britanii-k-upravleniyu-kolonialnoy-indiey-tema-snova-v-tsentre-vnimaniya-o-knige-sh-tharura-era-tmy-britanskaya-imperiya-v-indii (accessed 07 August 2020).
8. Kuman'kov Arsenij Dmitrievich, Etika voennoj intervencii. Argument Dzh. St. Millya i ego sovremennoe znachenie [Ethics of military intervention. J. S. mill's argument and its modern meaning] Vox. Philosophical magazine, 2015, no. 18. Available at: https://vox-journal.org/html/issues/299/306 (accessed 07 August 2020).
Материал поступил в редакцию 03.08.2020
© Солодухин М.С., 2020