Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПО УК РФ'

ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПО УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / РОССИЙСКИЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абусаадах Мохаммед Кхалил Абед

В статье анализируются положения Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с ответственностью за нарушение норм международного права, в соответствии с рядом международных документов.Цель: Основной целью исследования является анализ основных положений действующего российского уголовного закона, предусматривающих ответственность за преступления против международного гуманитарного права, а также выявление недостатков технико-юридического характера. Методы: В качестве методов были использованы общенаучные методы: метод системного анализа, диалектический метод, формально-логический метод, а также специальный формально-юридический метод. Результаты: В результате проведенного исследования проанализированы некоторые технико-юридические недостатки отдельных положений действующего российского уголовного закона, регламентирующие порядок привлечения к ответственности лиц за совершение преступлений, связанных с нарушением норм международного гуманитарного права. Выводы: Критический анализ существующих в настоящее время точек зрения специалистов в вопросе регулирования УК РФ общественных отношений в сфере международного гуманитарного права подтвердил необходимость совершенствования отдельных положений действующего российского уголовного закона, а именно, приведение его норм в соответствие с международными документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACTS RELATED TO LIABILITY FOR VIOLATION OF THE NORMS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW ACCORDING THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the provisions of the Criminal Code of the Russian Federation, providing for liability for crimes related to liability for violation of international law, in accordance with a number of international documents.Object: The main purpose of the study is to analyze the main provisions of the current Russian criminal law, providing for liability for crimes against international humanitarian law, as well as to identify shortcomings of a technical and legal nature. Methods: General scientific methods were used as methods: the method of system analysis, the dialectical method, the formal-logical method, as well as a special formal-legal method. Findings: As a result of the study, some technical and legal shortcomings of certain provisions of the current Russian criminal law regulating the procedure for bringing persons to justice for committing crimes related to the violation of international humanitarian law have been analyzed. Conclusions: A critical analysis of the currently existing points of view of specialists on the issue of regulation of the Criminal Code of the Russian Federation of public relations in the field of international humanitarian law confirmed the need to improve certain provisions of the current Russian criminal law, namely, bringing its norms into line with international documents.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПО УК РФ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Положения, связанные с ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права по УК РФ

Абусаадах Мохаммед Кхалил Абед,

аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» E-mail: m.saada.88@hotmail.com

В статье анализируются положения Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с ответственностью за нарушение норм международного права, в соответствии с рядом международных документов. Цель: Основной целью исследования является анализ основных положений действующего российского уголовного закона, предусматривающих ответственность за преступления против международного гуманитарного права, а также выявление недостатков технико-юридического характера. Методы: В качестве методов были использованы общенаучные методы: метод системного анализа, диалектический метод, формально-логический метод, а также специальный формально-юридический метод. Результаты: В результате проведенного исследования проанализированы некоторые технико-юридические недостатки отдельных положений действующего российского уголовного закона, регламентирующие порядок привлечения к ответственности лиц за совершение преступлений, связанных с нарушением норм международного гуманитарного права. Выводы: Критический анализ существующих в настоящее время точек зрения специалистов в вопросе регулирования УК РФ общественных отношений в сфере международного гуманитарного права подтвердил необходимость совершенствования отдельных положений действующего российского уголовного закона, а именно, приведение его норм в соответствие с международными документами.

Ключевые слова: международное гуманитарное право; преступления против человечества; международное уголовное право; российский уголовный закон.

Введение

Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается нормами различных отраслей права, среди которых особое место занимает международное гуманитарное право.

Возникающие с заметной периодичностью в последнее время вооруженные конфликты в различных странах свидетельствуют о весьма напряженном состоянии миропорядка в целом. Именно поэтому обеспечение мира и безопасности человечества, а также защита жертв вооруженных конфликтов являются одними из приоритетных задач любого цивилизованного государства.

Привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления против норм международного гуманитарного права, в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого такие преступления были совершены, является весьма важным аспектом обеспечения безопасности, как на внутреннем, так и на внешнем уровне государства, и основным правовым механизмом реализации указанных задач является, безусловно,уголовный закон.

Литературный обзор

Исследованием проблем регламентации норм об ответственности за преступления, посягающие на международное уголовное право, как в контексте всех преступлений против мира и безопасности человечества, так и в рамках изучения отдельных составов преступлений, занимались такие ученые как Есаков Г.А., Курносова Т.И., Глотова С.В. и др.

Материалы и методы

В качестве методов исследования международного законодательства, действующего российского уголовного законодательства, а также ряда источников уголовно-правовой доктрины были использованы общенаучные методы: метод системного анализа, диалектический метод, формально-логический метод, а также специальный формально-юридический метод.

Результаты

В результате проведенного исследования проанализированы некоторые технико-юридические недо-

статки отдельных положений действующего российского уголовного закона, регламентирующие порядок привлечения к ответственности лиц за совершение преступлений, связанных с нарушением норм международного гуманитарного права.

Обсуждение

Международное гуманитарное право, как самостоятельная отрасль права, по мнению большинства специалистов, начало свое формирование в конце XIX века с принятием 22 августа 1864 г. в Женеве Конвенции об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны. В Конвенции содержалось всего 10 статей, однако, именно они стали фундаментом для становления и развития данной отрасли права.

В настоящее время правовую основу международного гуманитарного права составляют несколько десятков документов, среди которых основными являются Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г., и ряд Женевских конвенций от 12 августа 1949 года:

- Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

- Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил, на море;

- Об обращении с военнопленными;

- О защите гражданского населения во время войны и др.

Участие Российской Федерации в международных отношениях предопределяет возникновение обязательств по имплементации положений, содержащихся в вышеназванных и других документах. И в данном вопросе, как справедливо указывает Минниахметова К.И., соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права и договоренности, Российская Федерация, в первую очередь, должна придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела государства [1, С. 99.].

С момента принятия Конституции РФ нормы международного права являются частью российской правовой системы и достаточно долго они имели определенный приоритет над национальным законодательством РФ. Однако, в 2020 году референдумом был принят ряд поправок, важнейшей из которых стало включение в основной закон государства положения о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ (ст. 79) [2].

Первые упоминания о преступлениях, нарушающих основы гуманитарного права, присутствовали в Воинском уставе о наказаниях 1868 г., ст. 267 которого, к примеру, устанавливала ответственность — за самовольное наложение контрибуции деньгами 2 или припасами на жителей мест, занятых войсками й [3, С. 121].

О _ ^

041 В действующем российском уголовном законе ав положения об ответственности за нарушения норм

международного гуманитарного права среди прочих сосредоточены в главе 34 раздела XII «Преступления против мира и безопасности человечества».

Следует отметить, что специалисты по-разному оценивают какие именно нормы главы 34 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) защищают сферу международного гуманитарного права. Так, к примеру, Есаков Г.А. полагает, что почти все нормы международного гуманитарного права «заключены» исключительно в одной статье - ст. 356 УК РФ [4, С. 51]. Однако, справедливо считать, что почти все нормы, располагающиеся в данной главе, за редким исключением (например, ст. 358), имеют отношения к сфере международного уголовного права.

Стоит отметить, что несмотря на то, что Российская Федерация фактически выполнила требования по имплементации основных международных документов в области гуманитарного права, ученые указывают на существенные недостатки как в вопросе полноценного регулирования различных аспектов рассматриваемой отрасли, так и в технико-юридическом плане. Чаще всего в качестве основных замечаний специалисты отмечают:

1. Расхождение в терминологии.

Так, к примеру, в ст. 356 УК РФ российский законодатель использует в статьях УК РФ термин «вооружённый конфликт», тогда как используемые в международных документах понятия международного и немеждународного вооружённого конфликта в российском уголовном законодательстве обозначены в статусе военного конфликта [5, С. 10].

2. Неполная криминализация деяний, имеющих статус общепризнанных на основании ряда международных документов.

Так, ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» содержит всего пять составов преступлений, тогда как, к примеру, ст. 8 Римского статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. к числу серьезных нарушений законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах, относит более двадцати видов преступных деяний [6, 72.].

3. Наделение равной степенью общественной опасности деяний, имеющих общеуголовный характер, и совершенных в условиях вооруженного конфликта и вне его.

Данное замечание напрямую связано с предыдущим, поскольку ряд авторов, с целью приведения российского национального законодательства в соответствие с международными документами, не раз предлагали включить признак «совершения преступления в условиях вооруженного конфликта или в связи с ним» в качестве обстоятельства, отягчающего наказание в ст. 63 УК РФ [5, С. 11]. Такое решение, в т.ч. будет способствовать справедливому распределению степени общественной опасности различных деяний, совершенных с наличием данного признака и без такового.

На наш взгляд, данный подход имеет определенные недостатки технико-юридического характера. Как показывает практика, включение того или иного обстоятельства в качестве отягчающего наказание должно быть обосновано не только теоретической необходимостью, но и практическими потребностями, подтвержденными определенными статистическими сведениями.

4. Отсутствие среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, ряда некоторых иных обстоятельств, имеющих такой характер в сфере международного гуманитарного права [7, С. 314]. К таковым, к примеру, могут относиться такие обстоятельства, как репрессалии, военная необходимость и др.

В условиях нарастающей военно-политической напряженности и увеличения числа вооруженных конфликтов, из всех норм, располагающихся в главе 34 УК РФ, все большую актуальность приобретает ст. 356, предусматривающая ответственность за применение запрещённых средств и методов ведения войны.

Следует отметить, что, несмотря на то, что российские правоохранительные органы предпринимали неоднократные попытки использовать данный уголовно-правовой механизм, сведения судебной статистики свидетельствуют, что со времени существования действующего российского уголовного закона к уголовной ответственности по ст. 356 ещё не было привлечено ни одного лица.

Так, к примеру, в 2014 году Следственным комитетом РФ было возбуждено уголовное дело о запрещенных методах войны в Луганской и Донецкой республиках в отношении неустановленных лиц из числа военнослужащих по фактам обстрелов городов Славянск, Краматорск, Донецк, Мариуполь и иных населенных пунктов. Однако, уголовное дело до суда не дошло по целому ряду причин, в том числе в связи с отсутствием установленных лиц.

В апреле 2022 года также Следственным комитетом РФ было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 356 УК РФ, в отношении ещё нескольких украинских военнослужащих по факту производства ими массированных прицельных артиллерийских и минометных обстрелов из тяжелых видов вооружения по нескольким городам Луганской Народной Республики, в результате которых трое мирных жителя получили ранения.

Как было указано ранее, Россия является участницей ряда женевских конвенций, которые, прямо не устанавливая конкретные санкции за нарушение своих положений, обязывают страны-участницы криминализировать наиболее серьезные нарушения международного гуманитарного права. Фактически это означает, что наличие ратифицированного международного договора не приводит к его непосредственному применению в национальном правопорядке, а лишь требует включения соответствующих норм в уголовное законодательство. Таким образом, получается, что привлечь к ответственности за преступления, посягающие на сфе-

ру международного гуманитарного права, в соответствии с УК РФ возможно лишь после того, как в его составе появится соответствующие статьи. На основании вышеизложенного полагаем целесообразным расширить сферу применения принципа универсальной юрисдикции, закрепленного в ч. 3 ст. 12 УК РФ, за счет включения в него случаев, предусмотренных не международными договорами РФ, а международным правом, как таковым.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что каждая из рассмотренных точек зрения имеет конструктивный характер и прямо или косвенно указывает на необходимость совершенствования действующего российского уголовного закона. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что имплемен-тация международных норм различных отраслей права, в т.ч. гуманитарного, должна осуществляться в строгом соответствии с учетом национальных интересов Российской Федерации.

Литература

1. Минниахметова К.И. К вопросу об имплемен-тации норм международного права в российское законодательство // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 1 (35). С. 9499.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237 (первоначальный текст).

3. Воинский устав о наказаниях. Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. 1868. 128 с.

4. Есаков Г.А. Российский опыт криминализации серьезных нарушений норм международного гуманитарного права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 3. URL: С. 50-55.

5. Курносова Т.И. Имплементация международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в российское уголовное законодательство. Дис... к.ю.н., 12.00.08. Москва. 2016. 293 с.

6. Глотова С.В. Россия и международный уголовный суд: некоторые вопросы имплемента-ции Римского Статута // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2007. № 3. С. 71-75.

7. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 1: Общая часть. М., 2004. 671.

ABSTRACTS RELATED TO LIABILITY FOR VIOLATION

OF THE NORMS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN 5

LAW ACCORDING THE CRIMINAL CODE OF THE И

RUSSIAN FEDERATION И

Ч m

Abusaadah M.K. к

Kazan (Volga Region) Federal University >

The article analyzes the provisions of the Criminal Code of the Rus- У sian Federation, providing for liability for crimes related to liability for К

violation of international law, in accordance with a number of international documents.

Object: The main purpose of the study is to analyze the main provisions of the current Russian criminal law, providing for liability for crimes against international humanitarian law, as well as to identify shortcomings of a technical and legal nature. Methods: General scientific methods were used as methods: the method of system analysis, the dialectical method, the formal-logical method, as well as a special formal-legal method. Findings: As a result of the study, some technical and legal shortcomings of certain provisions of the current Russian criminal law regulating the procedure for bringing persons to justice for committing crimes related to the violation of international humanitarian law have been analyzed. Conclusions: A critical analysis of the currently existing points of view of specialists on the issue of regulation of the Criminal Code of the Russian Federation of public relations in the field of international humanitarian law confirmed the need to improve certain provisions of the current Russian criminal law, namely, bringing its norms into line with international documents.

Keywords: international humanitarian law; crimes against humanity; international criminal law; Russian criminal law.

References

1. Minniakhmetova K.I. To the question of the implementation of the norms of international law in Russian legislation // Legal state: theory and practice. 2014. No. 1 (35). pp. 94-99.

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Rossiyskaya Gazeta of December 25, 1993 No. 237 (original text).

3. Military charter on punishments. Type. of the Second Branch of the Own E.I.V. Offices. 1868. 128 p.

4. Esakov G.A. Russian experience of criminalization of serious violations of international humanitarian law. Bulletin of Moscow University. Episode 11 2015. № 3. URL: pp.50-55.

5. Kurnosova T.I. Implementation of international legal norms on war crimes and crimes against humanity in the Russian criminal legislation. Dissertation... c.j.s., 12.00.08. Moscow. 2016. 293 p.

6. Glotova S.V. Russia and the International Criminal Court: Some Issues of the Implementation of the Rome Statute // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2007. No. 3. pp. 71-75.

7. Naumov A.V. Russian Criminal Law: Course of lectures: In 2 volumes. T. 1: General part. M., 2004. 671.

OJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.