чет. Простой учитель в действительности выполнял важнейшую функцию по формированию и подготовке отрядов для борьбы с турецким владычеством. Не последнюю роль в поддержании подобных центров просвещения играла Россия. В этих вопросах российский МИД действовал сообща со славянскими комитетами. На основе материалов отечественных и сербских архивохранилищ мы рассмотрим историю создания сети сербских учебных заведений в Боснии и Герцеговине, определим географию их распространения, источники финансирования и роль в организации восстания в регионе.
Н.И. Нечаева
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Положение Словакии в составе межвоенной Чехословакии
В докладе рассмотрено, какое положение Словакия занимала в межвоенной Чехословакии. Цель исследования - выяснить, как Прага решала «словацкий» вопрос в рамках многонационального чехословацкого государства, удовлетворены ли были претензии словаков, существовали ли альтернативные возможности решения проблемы. Затронуты вопросы теории чехословакизма, урегулирования отношений с другими национальными меньшинствами государства, а отсюда - и вопрос о причинах зарождающегося словацкого национального движения, роли в нем католической церкви. Анализ соответствующей современной славянской историографии помогает найти ответы на эти вопросы. В итоге мы приходим к выводу, что словаки, несмотря на конституцию, признающую за ними право государствообразующей нации, все-таки оказались на уровне национального меньшинства.
В.В. Никитин
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Фактор культуры в словацко-российских отношениях в 90-е годы XX в.
В докладе анализируются (по материалам посольства Словацкой Республики в Москве, Посольства РФ в Братиславе и Правительства СР) словацко-российские отношения в области культуры: роль Инсти-