Научная статья на тему 'Положение шиитов Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв'

Положение шиитов Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКСПОРТ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ШИИТСКИЕ ПРОТЕСТЫ / МЕЖОБЩИННЫЕ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERRELIGIOUS CONFLICTS / MULTI-CONFESSIONAL SYSTEM / EXPORT OF THE ISLAMIC REVOLUTION / POLITICAL IDENTITY / SHIITE PROTESTS / INTER-COMMUNAL AND INTERRELIGIOUS RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевелин Павел Павлович

В статье рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем межконфессиональных взаимоотношений в Саудовской Аравии противостояние шиитского меньшинства суннитскому большинству. Оцениваются текущее политическое состояние шиитской общины, ее участие во внутриполитических конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF SHIITES IN SAUDI ARABIA AT THE TURN OF THE XXI CENTURY

The article deals with one of the acute problems of the interreligious relations in Saudi Arabia confrontation of the Shiite minority with the Sunni majority. The author assesses the current political status of the Shiite community, and its participation in the internal political conflicts.

Текст научной работы на тему «Положение шиитов Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв»

УДК 327:297(532)"199/200"

Шевелин Павел Павлович

Shevelin Pavel Pavlovich

аспирант факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета

ПОЛОЖЕНИЕ ШИИТОВ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

PhD student, Political Science Department, Saint Petersburg State University

THE STATUS OF SHIITES IN SAUDI ARABIA AT THE TURN OF THE XXI CENTURY

Аннотация:

В статье рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем межконфессиональных взаимоотношений в Саудовской Аравии - противостояние шиитского меньшинства суннитскому большинству. Оцениваются текущее политическое состояние шиитской общины, ее участие во внутриполитических конфликтах.

Ключевые слова:

межконфессиональные конфликты, поликонфессиональные системы, экспорт исламской революции, политическая идентичность, шиитские протесты, межобщинные и межрелигиозные отношения.

Summary:

The article deals with one of the acute problems of the interreligious relations in Saudi Arabia - confrontation of the Shiite minority with the Sunni majority. The author assesses the current political status of the Shiite community, and its participation in the internal political conflicts.

Keywords:

interreligious conflicts, multi-confessional system, export of the Islamic revolution, political identity, Shiite protests, inter-communal and interreligious relations.

Тематика, которой посвящена данная статья, крайне мало изучена как в зарубежной литературе, так и в отечественной. Материалом для построения нашего исследования является монография Т. Маттисена «The Other Saudis. Shiism, dissent and sectarianism» [1]. В этой книге наиболее полно рассматривается положение шиитов Саудовской Аравии в современности. Статья представляет собой анализ, опирающийся на ключевые тезисы указанной работы.

Начиная с 1979 г. саудовские шииты периодически проводили демонстрации в защиту своих прав. Подобного рода акции главным образом были связаны с более широкой региональной тенденцией, нежели с местными саудовскими реалиями. После антиизраильских демонстраций 2002 г. саудовские шииты вновь вышли на улицы в 2006 г., чтобы выразить недовольство израильскими атаками Ливана [2]. В декабре 2008 г. антиизраильские митинги пестрили флагами «Хезболлы» и портретами Хасана Насраллы, генерального секретаря партии. В результате этой акции 30 человек было арестовано. В феврале 2009 г. стычки между суннитами и шиитами, большинство из которых являлись выходцами из Восточной провинции, развернулись на кладбище аль-Баки в Медине и привели к многочисленным арестам и большому количеству раненых среди участников. Последовавшие демонстрации в Сафве, Аввамийи и Катыфе стали первыми выступлениями, основанными на внутренних противоречиях в стране, за период с 1980 г. [3].

Некоторые шиитские активисты, арестованные в феврале 2009 г. в разгар демонстраций, были освобождены 3 марта после того, как король Абдулла принял шиитскую делегацию. После стычек в Медине силы безопасности Восточной провинции приказали религиозным лидерам воздержаться от проведения коллективных молитв, чтобы не подогревать и без того накалившуюся обстановку [4]. Один из клириков, Нимр ан-Нимр, все же ослушался этого приказа. Выступая против соглашения 1993 г., он дезавуировал любую связь с государством, призвал к бойкотированию муниципальных выборов и в определенный момент потребовал доли нефтяного дохода для шиитов [5]. Он прочитал гневную проповедь 13 марта 2009 г. в небольшой мечети в пригороде Аввамийи, которая широко обсуждалась в интернет-пространстве. В ней Нимр ан-Нимр обвинял саудовский режим в произошедших событиях в Медине и в удручающем положении щитов в Саудовской Аравии, провозглашая право Восточной провинции однажды отделиться. После этой проповеди клирик был вынужден скрываться во избежание ареста. Несколько небольших демонстраций в его поддержку прошли в Аввамийи. Королевская семья сочла это актом подтверждения нелояльности шиитов, в то время как остальная шиитская оппозиция пыталась извлечь из этого выгоду [6].

Усилившиеся конфессиональные трения выразились в религиозных мероприятиях. В Аль-Ахсе проведение Ашуры [7] в конце декабря 2009 г. было омрачено арестом десятков шиитов, носивших шиитские баннеры и плакаты, участников религиозных шествий. В июле 2010 г. религиозная полиция подавила шиитскую религиозную церемонию празднования дня рождения Махди в Медине, организованную туроператором, специализировавшемся на хадже. Мухаммад али аль-

Амри, сын духовного лидера общины «Нахавила» в Медине, был заключен в тюрьму в августе 2010 г. сразу после этих событий. Одновременно осуществлен рейд в мечети, где реализовыва-лось большинство религиозных практик «Нахавилы» [8]. Во время Ашуры в декабре 2010 г. межконфессиональные трения в Медине вновь всплыли на поверхность. Согласно шиитским источникам, суннитские активисты атаковали процессию, что привело к стычкам сотен человек [9]. Впоследствии губернатор Медины пригласил лидеров обеих конфессий в целях проведения примирительных переговоров, результатом которых стало совместное подписание декларации.

Шиитские активисты со всей страны утверждали в один голос, что правительство стало менее доверчиво относиться к ширазистам [10], которые с 1993 г. являлись основными посредниками между шиитским населением и государством. Кроме того, позиция властей, преследующих шиитскую политическую и клерикальную элиту, вызывала огромное недовольство среди шиитов. Новое шиитское протестное движение перенастроило местный политический климат, организовав очередные волны возмущения.

Первыми стали саудовские адепты Мударрисийи - отколовшейся от ширазистов группы, решившей следовать заветам марджаийи Мухаммада Таки аль-Мударриси. Во главе встал Нимр ан-Нимр, один из ключевых функционеров этого формирования на саудовской земле. Другую группу составили единомышленники Хата аль-Имама, ассоциируемого с «Хезболлой Хиджаза». Третьей фракцией стали ширазисты, не согласные с позицией властей по отношению к их руководству в лице Хасана ас-Сафара. В нее вошли Хамза аль-Хасан и Фуад Ибрагим, активно действующие большей частью в интернет-пространстве и требующие отделения Восточной провинции от Саудовской Аравии. Начиная с 2011 г. их сайт был известен в социальных сетях под названием Thawrat al-Mitaqa al-Sharqiyya (Революция в Восточной провинции). Весной 2013 г. Хамза аль-Хасан и Фуад Ибрагим с соратниками основали первый спутниковый телевизионный канал шиитской оппозиции в Саудовской Аравии с представительствами в Лондоне и Бейруте [11].

Народ впервые вышел на улицы Аввамийи 17 февраля 2011 г. с требованиями освобождения политических заключенных, в особенности трех активистов, арестованных во время протестов весной 2009 г. Через три дня они были освобождены вместе с шестью другими, участвовавшими в религиозных церемониях в Аль-Ахсе. Еще более многочисленные участники демонстрации 24 февраля требовали выпустить всех политических заключенных Аввамийи. Никто до этого момента в Саудовской Аравии не осмеливался в открытую выходить с подобными требованиями. Вскоре демонстрационная кампания была развернута в Эр-Рияде, где члены семей, подозреваемых в связях с «Аль-Каидой», митинговали напротив здания МВД. Вместе с требованиями освобождения узников демонстранты призывали к установлению в Саудовской Аравии конституционной монархии [12].

Примерно в то же время проходили демонстрации в Катыфе, целью которых также было установление конституционной монархии. В результате этих протестных акций арестован видный клирик Тауфик аль-Амир. Всего через несколько дней, 4 марта, произошло событие, названное в СМИ «Днем Ярости», когда сотни других клириков предъявили властям петицию, где угрожали новыми демонстрациями и требовали освобождения аль-Амира, что и случилось через неделю после встречи губернатора Восточной провинции с шиитскими активистами.

Тем не менее недовольные безработицей и несправедливым распределением нефтяных доходов среди шиитского населения продолжали выражать несогласие на улицах. Шиитский судья Катыфа Абдулла аль-Хунейзи 23 марта призвал прекратить протесты в обмен на освобождение заключенных под стражу во время прошедших демонстраций. Он также призывал население не возвращаться на улицы, что могло только усугубить и без того трудное положение. Ведущий клирик Катыфа Мунир аль-Хаббаз также присоединился к призыву запрета демонстраций. Несмотря на это, митинги не закончились и в тот же день в Аввамийи четверо наиболее активных выступающих были арестованы [13].

Давление со стороны правительства в этом направлении имело плоды в Аль-Ахсе: 75 клириков подписали петицию, напоминавшую шиитской молодежи о том, что Аль-Ахса является смешанным регионом, где проживают как сунниты, так и шииты, и демонстрации могут нарушить межконфессиональные отношения. Делегация клириков, в которую вошли Абдулла аль-Хунейзи и Мунира аль-Хаббаза, 30 марта встретилась с Мухаммадом бин Фахдом. Губернатор Восточной провинции настаивал на том, что духовенство должно использовать свое положение, чтобы остановить протесты. После этого число протестных демонстраций пошло на спад, но публичное выражение недовольства полностью не прекратилось [14].

Единственным влиятельным клириком, одобрявшим демонстрации публично и говорившим о том, что они не противоречат религиозному праву, был Нимр ан-Нимр. После двух лет, проведенных в подполье, 25 февраля 2011 г. он произнес пятничную проповедь, в которой призвал к

политическому и религиозному реформированию. Ан-Нимр осуждал продолжавшиеся против шиитов репрессии и говорил о том, что только власть, дающая всем гражданам свободу, может считаться легитимной. Произнеся эту речь и приняв участие в выступлениях, он поставил себя в авангард протестного движения. Согласно информации, просочившейся на сайт wikileaks.org, Нимр ан-Нимр говорил о намерении участвовать во всех будущих народных манифестациях на стороне народа, но не государства. Он также провозглашал право шиитского населения искать поддержки извне в случае открытой конфронтации с правительством. Нимр ан-Нимр одновременно находился в оппозиции шиитскому духовенству, призывавшему запретить демонстрации, и официальным саудовским суннитским клирикам, считавшим митинги как таковые вне закона.

К концу осени 2011 г. ситуация накалилась. Октябрь ознаменовался арестами, а в ноябре начались кровопролитные стычки с правительством, нередко оканчивавшиеся смертью демонстрантов. Полицейские ранили активистов в Аввамийи 19 ноября, а днем позже в Катыфе погиб один из членов манифестации. Порядка 10 тысяч человек участвовали в похоронах двух демонстрантов, что привело еще к двум смертям и нескольким раненым. В общей сложности за одну неделю погибли четыре шиитских активиста. В начале месяца мухаррам, 26 ноября, шиитские лидеры, опасавшиеся еще большего кровопролития, издали петицию, подписанную представителями разных организаций, включая ширазистов, где призывали запретить любые демонстрации на месяц. После относительно спокойного проведения Ашуры протестное движение возобновилось.

В январе 2012 г. Министерство внутренних дел Саудовской Аравии издало список 23 разыскиваемых шиитских демонстрантов. За информацию об их местонахождении была объявлена награда. Началась охота за головами в Восточной провинции. Через предоставленные саудовской администрацией шиитским проправительственным посредникам широкие медийные возможности высокопоставленные шиитские лидеры, включая судью Мухаммада аль-Джирани, предлагали разыскиваемым сдаться. Некоторые действительно последовали их совету, однако большая часть продолжала скрываться [15]. Во время празднования дня рождения Пророка Мухаммада, 9 февраля 2012 г., несколько шиитских демонстрантов было ранено, один убит. Днем позже погиб еще один активист [16].

На этот раз даже Хасан ас-Сафар, обычно избегавший полемики, не выдержал. Ранее он призывал протестующих оставаться дома, но сейчас обрушился с критикой на силы безопасности, убивавшие молодых активистов. Ответом Министерства внутренних дел стало обвинение демонстрантов в Катыфе в «терроризме», который напрашивается на «железный кулак» [17]. Подобные заявления были призваны запугать ас-Сафара и предотвратить похожие высказывания в будущем. Слабые протесты все еще продолжались до конца апреля. Однако развернутая кампания, характеризующаяся множеством арестов, и недостаточность поддержки со стороны шиитской религиозной администрации свели протестное движение на нет.

Восточная провинция пребывала в спокойствии всю весну и половину лета до 8 июля, когда был арестован Нимр ан-Нимр, раненный спецслужбами в ногу. Незамедлительно прокатилась волна протестов, предпринятых в целях его освобождения. Ан-Нимр стал своего рода символом этих демонстраций и всего движения. В результате эскалации конфликта молодежь начала прибегать к более жестким методам ведения борьбы, в результате чего коктейли Молотова летели в административные здания, а полиция все меньше церемонилась, отбивая атаки повстанцев.

Протесты продолжались, но лояльные правительству шиитские и салафитские клирики приветствовали арест Нимр ан-Нимра. Ситуация оставалась экстремально накаленной, 3 августа саудовский солдат и шиитский активист были найдены мертвыми в результате перестрелки [18]. После традиционно последовавших демонстраций 19 августа семеро выдающихся шиитских клириков, подписавших ранее две петиции, выступили с новыми призывами. В заявлении осуждалось любое проявление насилия и провозглашалась лояльность шиитов по отношению к правительству Саудовской Аравии. Они также поддержали предложение короля Абдуллы на встрече Организации исламского сотрудничества в Мекке о создании базирующегося в Эр-Рияде центра диалога между разными школами исламской мысли. Для ширазистов это стало способом возобновления переговоров с саудовским правительством, от которых они были отстранены в течение нескольких месяцев.

Тем временем силы безопасности продолжали охоту за 23 участниками демонстраций из списка, зачастую устраивая рейды в поисках подозреваемых в Аввамийи. Некоторые представители списка были серьезно ранены или убиты при проведении этих операций. Например, 26 сентября 2012 г., во время попытки ареста одного из членов упомянутого списка - Халида аль-Ла-бада, были убиты трое, включая самого аль-Лабада [19]. Неудивительно, что похороны переросли в широкомасштабные демонстрации.

Протесты продолжились и в 2013 г., их центрами неизменно оставались Катыф и Авва-мийя. Силами безопасности 22 июня был убит Ахмад ар-Рибх, один из лидеров протестных движений и член упомянутого списка. В феврале 2014 г. силы безопасности штурмовали дом брата еще одного из его участников. Несмотря на то что самого подозреваемого в помещении не оказалось, двое шиитских активистов и двое полицейских в результате этой операции погибли в перестрелке [20]. В Аввамийи атаки на проправительственные силы стали более частыми. В ответ на эскалацию насилия 10 видных клириков из разных политических групп призвали не использовать оружие против полиции.

В общей сложности за 2014 г. погибло 20 шиитских активистов и несколько полицейских. Правительство продолжило кампанию судебных процессов в отношении арестованных по политическим мотивам. В марте 2013 г. государственный обвинитель добился высшей меры для видного клирика и значимого деятеля шиитской оппозиции Нимра ан-Нимра. Апелляция шейха была отклонена 25 октября, и король Салман одобрил вынесенный ранее приговор, приведенный в исполнение 2 января 2016 г., вызвав новый виток протестных движений. Несмотря на заявления российских «экспертов», утверждающих, что ан-Нимр был казнен «за компанию» с салафитами [21], представляется возможным сделать вывод, что произошедшие события являются своего рода символом начала правления короля Салмана, демонстрирующего радикальный подход к взаимоотношениям с шиитским населением, отход от диалога и неготовность к реформированию сложившейся политической ситуации.

Ввиду долгой истории политической мобилизации в Восточной провинции и провала политических и религиозных реформ в королевстве многие молодые шиитские активисты связывали свои надежды с процессами, начавшимися с приходом «арабской весны». Требование освобождения заключенных стало квинтэссенцией протестных движений. С первыми погибшими тысячи скорбящих начали выходить на улицы Катыфа и других городов. Похоронные процессии стали краеугольным камнем распространения протестов, выходящих за рамки ограниченного базиса политических активистов, мобилизуя целые деревни и городские кварталы.

Тем не менее протестное движение не распространилось за пределы Восточной провинции. Еще в декабре 2011 г. группа суннитских активистов осудила чрезмерно жестокое поведение властей в Катыфе. В ответ саудовское правительство развернуло медийную кампанию, послужившую превентивной мерой, призванной оградить суннитов от солидарности с протестующими, называя последних иранской пятой колонной.

Протестное движение Саудовской Аравии имеет много общего с событиями конца 1970-х гг. В 1979 г. молодое поколение было недовольно существующим застоем и безучастностью руководства страны. Международные события (тогда - исламская революция в Иране, сейчас - начало «арабской весны») оживили общественное мнение и предоставили активистам надежду на то, что их жалобы могут быть услышаны и восприняты. В особенности это коснулось ширазистов, оказавшихся практически в тех же условиях, что и в 1979 г. Они пытались, приспосабливаясь, функционировать внутри государственной системы, но им не удавалось добиться каких-либо видимых изменений, и разочарование среди шиитского населения лишь крепло. Роль ширазистов как посредников между населением и государством со временем лишь маргинализируется. Несмотря на кажущееся улучшение ситуации, приход к власти короля Салмана ознаменовал новый виток взаимного недоверия шиитского населения востока страны и правительства [22].

Ссылки и примечания:

1. Matthiesen T. The Other Saudis. Shiism, dissent and sectarianism. Cambridge, 2015.

2. Tafriq thalith muzahara li-shi'at al-su'udiyya da'man li-hizb Allah = Возникновение третьего протеста саудовских шиитов в поддержку Хезболлы // Aljazeera. 2006. Aug. 5.

3. Подробнее см.: Matthiesen T. The Shi'a of Saudi Arabia at a Crossroads [Электронный ресурс] // Middle East Report Online. 2009. May 6. URL: http://www.merip.org/mero/mero050609 (дата обращения: 10.08.2016).

4. Denied Dignity: Systematic Discrimination and Hostility toward Saudi Shia Citizens [Электронный ресурс] // Human Rights Watch. 2009. Sept. 3. URL: https://www.hrw.org/report/2009/09/03/denied-dignity/systematic-discrimination-and-hostility-to-ward-saudi-shia-citizens (дата обращения: 10.08.2016).

5. International Crisis Group: Shiite Question, 7.

6. Hizb Allah al-hijaz: al-sultat laysat bi-ma' zil 'amma yahduth fi al-Madina = Власти не сторонятся того, что произошло в Медине : заявление организации «Хезболла Хиджаза» от 25 февр. 2009 г. // Middle East Online. 2009. Feb. 25.

7. Ашура - первые 10 дней месяца мухаррам, на протяжении которых проводят траурные мероприятия по Имаму Хусейну.

8. Crackdown on Shiites Steps Up: A Shiite Preacher Detained for Ten Days in Madina without Charge or Trial // Rasid. 2010. Aug. 12.

9. Teitelbaum J. Sunni vs Shiite in Saudi Arabia [Электронный ресурс] // Jerusalem Issue Briefs. 2011. Vol. 10, no. 23. URL: http://jcpa.org/article/sunni-vs-shiite-in-saudi-arabia (дата обращения: 10.08.2016).

10. В данном случае подразумеваются организации, аффилированные с Мухаммадом аш-Ширази, действующие на территории КСА.

11. Matthiesen T. The Other Saudis ...

12. Lacroix S. Is Saudi Arabia Immune? // Journal of Democracy. 2011. Vol. 22, no. 4. P. 48-59.

13. Saudi Arabia: Arrests for Peaceful Protest on the Rise [Электронный ресурс] // Human Rights Watch. 2011. March 27. URL: https://www.hrw.org/news/2011/03/27/saudi-arabia-arrests-peaceful-protest-rise (дата обращения: 10.08.2016).

14. Matthiesen T. The Other Saudis ...

15. Additional Statement about the 23-list [Электронный ресурс] // Ministry of interior. 2012. Jan. 4. URL: https://www.moi.gov.sa (дата обращения: 10.08.2016).

16. Matthiesen T. The Other Saudis ...

17. Masdar amni: khutbat ahad masha'ikh al-Qatif musayyisa wa-tahtawi 'ala mughalatat 'idda = Источник службы безопасности: речь шейха Катыфа политизирована и содержит ошибки // Al-Riyyad. 2012. Feb. 20.

18. Saudi Protester Shot Dead // Al-Akhbar. 2012. Aug. 4.

19. Two Killed as Saudi Security Forces Try to Arrest Shi'a Man // Reuters. 2012. Sept. 27.

20. Call for Independent Probe into Journalist's Death in Police Raid // Reporters Without Borders. 2014. Feb. 27.

21. «Более того, собственно говоря, шиитский лидер, скорее всего, попал на смертную казнь за компанию. Надо же было как-то демонстрировать объективность, раз уж саудовское королевство казнит и радикалов салафитского типа». См.: Сатановский: казненный шиитский проповедник боролся за страшную для Саудовской Аравии вещь [Электронный ресурс]. URL: http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601041910-nfsd.htm (дата обращения: 10.08.2016).

22. Matthiesen T. The Other Saudis ...

References:

'Additional Statement about the 23-list' 2012, Ministry of interior, Jan. 4, viewed 10 August 2016, <https://www.moi.gov.sa>. 'Call for Independent Probe into Journalist's Death in Police Raid' 2014, Reporters Without Borders, Feb. 27. 'Crackdown on Shiites Steps Up: A Shiite Preacher Detained for Ten Days in Madina without Charge or Trial' 2010, Rasid, Aug. 12.

'Denied Dignity: Systematic Discrimination and Hostility toward Saudi Shia Citizens' 2009, Human Rights Watch, Sept. 3, viewed 10 August 2016, <https://www.hrw.org/report/2009/09/03/denied-dignity/systematic-discrimination-and-hostility-toward-saudi-shia-citizens>.

'Hizb Allah al-hijaz: al-sultat laysat bi-ma 'zil' amma yahduth fi al-Madina': a statement of organization "Hezbollah Hijaz" on Feb 25. 2009' 2009, Middle East Online, Feb. 25.

Lacroix, S 2011, 'Is Saudi Arabia Immune?', Journal of Democracy, vol. 22, no. 4, pp. 48-59.

'Masdar amni: khutbat ahad masha'ikh al-Qatif musayyisa wa-tahtawi 'ala mughalatat' idda' 2012, Al-Riyyad, Feb. 20. Matthiesen, T 2009, 'The Shi'a of Saudi Arabia at a Crossroads', Middle East Report Online, May 6, viewed 10 August 2016, <http://www.merip.org/mero/mero050609>.

Matthiesen, T 2015, The Other Saudis. Shiism, dissent and sectarianism, Cambridge. <http://jcpa.org/article/sunni-vs-shiite-in-saudi-arabia>.

Satanovskiy: executed a Shiite preacher fought for a terrible thing for Saudi Arabia 2016, viewed 10 August 2016, <http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601041910-nfsd.htm>, (in Russian).

'Saudi Arabia: Arrests for Peaceful Protest on the Rise' 2011, Human Rights Watch, March 27, viewed 10 August 2016, <https://www.hrw.org/news/2011/03/27/saudi-arabia-arrests-peaceful-protest-rise>. 'Saudi Protester Shot Dead' 2012, Al-Akhbar, Aug. 4.

'Tafriq thalith muzahara li-shi'at al-su'udiyya da'man li-hizb Allah' 2006, Aljazeera, Aug. 5.

Teitelbaum, J 2011, 'Sunni vs Shiite in Saudi Arabia', Jerusalem Issue Briefs, vol. 10, no. 23, viewed 10 August 2016, 'Two Killed as Saudi Security Forces Try to Arrest Shi'a Man' 2012, Reuters, Sept. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.