DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.1.15
UDC 94(470-571) LBC 63.3(2)6
Submitted: 01.07.2020 Accepted: 10.12.2020
SITUATION OF FAMILIES OF MILITARY SERVANTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Petr Ya. Tsitkilov
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract. Introduction. The following aspects of this topic have not received thorough consideration: the interaction in the first years of the war of social security departments and military registration and enlistment offices in solving the problems of families of war veterans; periodization of policies to support military families; motivational nature of their main problems, etc. Methods and materials. The author used such methods of historical research as comparative historical, genetic, historical and anthropological, as well as the hermeneutics method, which allowed us to interpret various facts, events, government decisions related to the problems of families of war veterans during the war, by their voluminous and holistic perception. Analysis. The study includes the identification of the specifics of the policy of the Soviet state to support the families of military personnel at the first (1941-1942) and second (1943-1945) stages of its implementation, and also raises the problem of the causes of the plight of some families of war veterans during the war. Results. In the state policy of supporting families of war veterans during the war years, one can distinguish the initial stage (1941-1942) and the stage of systematic support of these families with the involvement of additional funds and organizational structures (1943-1945). Caring for the families of servicemen, their financial situation, spiritual and moral condition was one of the priorities of state policy during the war years. This allowed, along with other factors, to rally the people, bringing the Great Victory closer.
Key words: military families, social support, allowances, pensions, benefits, public policy.
Citation. Tsitkilov P.Ya. Situation of Families of Military Servants During the Great Patriotic War. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2021, vol. 26, no. 1, pp. 172-181. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.L15
Аннотация. Положение семей военнослужащих, обеспечение нормальных условий их жизнедеятельности было одной из важных задач, осуществлявшихся органами власти различных уровней в годы войны. От этого во многом зависело состояние боеспособности Советской армии. При написании статьи были использованы материалы архивов, сборники документов, пресса, сборники нормативных актов и другие источни-^ ки. В статье проанализированы следующие малоизученные аспекты рассматриваемой темы: взаимодей-сЗ ствие в первые годы войны отделов соцобеспечения с военкоматами в решении проблем семей фронтови-^ ков; периодизация деятельности государства и других субъектов по оказанию поддержки семьям военнослу-С жащих; мотивационный характер основных проблем семей данной категории; роль писем, обращений фрон-2 товиков к представителям власти в деле укрепления чувства патриотизма и решения проблем семей. Показа-« но, что положение семей военнослужащих было одной из приоритетных задач руководства страны. Факты & бедственного положения семей военнослужащих необходимо воспринимать конкретно исторически. Они © не являлись нормативными и имели распространение преимущественно в начальный период войны, когда
УДК 94(470-571) ББК 63.3(2)6
Дата поступления статьи: 01.07.2020 Дата принятия статьи: 10.12.2020
ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Петр Яковлевич Циткилов
Юный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
возможности государства по оказанию помощи семьям фронтовиков были ограниченными и сама эта помощь еще не стала системной. С 1943 г поддержка семей военнослужащих приобрела более действенный и целостный характер. Этому способствовали дополнительные ресурсные и организационные меры. В результате исполнительным органам власти, их соответствующим отделам удалось добиться положительного рассмотрения абсолютного большинства жалоб семей военнослужащих, связанных с бытом и трудоустройством. В статье сделан вывод, что, несмотря на объективные сложности повседневной жизни, с которыми сталкивались многие семьи военнослужащих, большинство из них с пониманием относилось к проблемам военного лихолетья, укрепляя своей стойкостью единство нашего народа и приближая Великую Победу.
Ключевые слова: семьи военнослужащих, социальная поддержка, пособия, пенсии, льготы, государственная политика.
Цитирование. Циткилов П. Я. Положение семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2021. - Т. 26, № 1. - С. 172-181. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.1.15
Введение. В годы войны положение семей военнослужащих определялось главным образом разнообразием форм помощи, оказываемой им различными субъектами, включая государство и территориальные органы власти, предприятия и учреждений, а также общественные структуры. С учетом данного обстоятельства формировался структурно-содержательный облик статьи.
Рассматриваемая тема привлекла внимание исследователей. В советское время некоторые ее аспекты получили освещение в монографии В.С. Мурманцевой «Советские женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945», в труде Я.Е. Чадаева «Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» и других работах.
Из современных авторов следует назвать работы Е.Е. Красноженовой, волгоградских ученых И.В. Бондаренко, А.В. Липатова, В.С. Меркурьеву, Ф.А. Такташеву. Ими был привлечен значительный фактический материал из архивов областей Нижнего Поволжья, рассмотрены некоторые стороны государственной и общественной деятельности по оказанию помощи семьям фронтовиков. Положение таких семей, проживавших на Северном Кавказе, частично было исследовано Е.В. Па-нариной. Томский историк Е.Н. Семенова документально обосновала эффективность работы органов гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих в Западной Сибири. Исследователь Д.Е. Вычеров на материалах Тюменской области проанализировал жалобы военнослужащих и их семей. Он пришел к выводу, что они были отражением социальной политики советской власти в годы вой-
ны, следствием «бюрократической системы на высшем и местном уровнях» [1, с. 362, 364]. Такой оценке не достает аргументации. Социальная политика советской власти не усугубляла положение семей фронтовиков, а, напротив, способствовала минимизации их бед. Не являлась в то время чрезмерно формализованной и управленческая система СССР. Ведь бюрократизм множится там, где нет ответственности и компетентности, что не было тогда свойственно советской власти. Поэтому правомернее говорить не о «перегруженности ее бюрократической системы», а об огромном напряжении, с которым работало большинство управленцев, демонстрируя превосходство советской мобилизационной системы в период войны.
Исследуемая тема частично была рассмотрена и в работах некоторых зарубежных авторов. В их числе американский историк Граффенрида Джулия [22], английские исследователи Роджер Марквик, Эуридис Харон-Кардона [23] и др. В них приводятся объективные факты, но интерпретируются они зачастую тенденциозно.
В имеющейся литературе отдельные аспекты исследуемой темы не получили обстоятельного рассмотрения. К ним можно отнести: взаимодействие отделов соцобеспе-чения и военкоматов в решении проблем семей фронтовиков; периодизацию системы помощи семьям военнослужащих; анализ основных субъектов ее оказания и др. Поэтому целью данного исследования является субъектно-эволюционный анализ положения семей военнослужащих и оказания им помощи в период войны.
Территориальные рамки исследования не ограничены одним регионом. Были систематизированы архивные материалы, периодическая печать, сборники документов, другие источники и литература о помощи семьям фронтовиков на Северо-Западе и в Центральной России, на Нижнем Поволжье, Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири. Это позволило представить более широкую картину положения семей военнослужащих в рассматриваемый период.
Методы. Использование сравнительно-исторического метода позволило сопоставить ресурсные и организационные меры по оказанию помощи семьям фронтовиков. Благодаря генетическому методу были определены основные периоды реализации государственных и иных мер социальной поддержки таким семьям. Применение истори-ко-антропологического метода дало возможность изучить положение семей военнослужащих через их восприятие в сознании современников. Для этого были проанализированы письма фронтовиков и членов их семей.
Анализ. Изучение положения семей военнослужащих в период войны позволило выделить определенные периоды оказания им помощи со стороны различных субъектов, включая государство. Начальный период такой поддержки охватывал 1941-1942 годы. Его отличало установление пособий, расширение льгот семьям красноармейцев при ограниченных ресурсных возможностях страны. Период системной помощи семьям фронтовиков охватывал 1943-1945 годы. В эти годы была расширена практика поддержки таких семей путем привлечения дополнительных средств и создания новых организационных структур.
На начальном этапе оказания помощи семьям фронтовиков важными ее средствами были государственные пособия, выплаты, льготы и др. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» от 26 июня 1941 г. пособия стали начисляться нетрудоспособным членам семей военнослужащих, включая их детей, братьев, сестер младше 16 лет (младше 18 лет в случаях, если они
были учащимися), нетрудоспособным родителям пенсионного возраста, а также женам и родителям - инвалидам первой и второй групп независимо от возраста. На одного нетрудоспособного выплачивалось в городе 100 руб., а в сельской местности 50 руб., на двух - соответственно 150 и 75, на трех и более - 200 и 100 руб. в месяц [19]. В июле 1942 г. максимальный размер пособия для семей фронтовиков - жителей города, увеличился на 50 руб., а для семей, проживавших на селе, на 25 рублей. Разница в размере пособий для городских и сельских жителей объяснялась тем, что крестьянские семьи в значительной мере сами обеспечивали себя продовольствием. Они могли также выписать продукты по невысоким внутриколхозным ценам в правлении хозяйства. У горожан такой возможности не было.
Отдельные современные авторы утверждают, что выплаты пособий были лишь «своеобразным средством пропаганды идей социалистического государства», не являясь реальной помощью для семей военнослужащих. Для подтверждения этого тезиса приводятся следующие данные о рыночных ценах на продукты в 1943 г.: килограмм говядины стоил около 300 руб., ржаной муки - 160 руб., масла - под 800 руб., литр молока - 80 руб., десяток яиц - около 180 руб. [20]. Затем делался вывод, что на пособие люди почти ничего не могли купить. Такова ли в действительности была ситуация?
Во-первых, пособие семьям фронтовиков вовсе не было предназначено для того, чтобы с его помощью можно было обеспечить их всем необходимым. Оно являлось лишь дополнительной помощью. Основной доход граждан применительно к городу составляла зарплата. Поэтому власти стремились трудоустроить супругу и других работоспособных членов семьи военнослужащего. Ежемесячный заработок, например, учителя в зависимости от стажа и разряда составлял в 1943 г. от 350 до 575 руб. и еще доплаты в 50-75 руб. за классное руководство [14, л. 49-50]. Заработок врачей, рабочих оборонных предприятий в среднем составлял до 800 руб. в месяц [7]. Значительно больше указанных сумм могли получать передовики производства.
Во-вторых, вышеприведенные рыночные цены на продукты некорректно сопостав-
лять с размером пособия семьям фронтовиков. Эти цены даны применительно к середине 1943 г., когда был достигнут их максимум в военное время. Если же взять начальный период войны лета 1941 г., то рыночные цены на продовольствие были невысокие. Например, в Челябинской области молоко на рынке продавали по 3-4 руб. за литр, килограмм мяса - за 18-24 руб., картофеля - за 22,5 руб. [7]. Да и со второй половины 1943 г. непомерные рыночные цены стали уменьшаться. По тому же Челябинску с июня 1943 по ноябрь 1945 г. цена на муку пшеничную за килограмм уменьшилась в десять и более раз (с 200-350 руб. до 23 руб.), на говядину - с 200-300 руб. за килограмм до 40 руб., на молоко - с 50-90 руб. за литр до 20 руб., на картофель - с 60-80 руб. за килограмм до 5 руб., за десяток яиц - со 130-200 руб. до 55 руб., на топленое масло - с 600-800 руб. за килограмм до 200 руб. [7].
В-третьих, абсолютное большинство семей фронтовиков приобретали продукты не на рынке, а в государственных магазинах, где цены были в разы ниже рыночных. Например, в 1945 г. цены нормированной торговли в СССР составляли за килограмм говядины 12 руб., за литр молока 2 руб., за десяток яиц 6,5 руб., за килограмм топленого масла 26 руб. [17]. Для получения продуктов по нормированным ценам необходимо было предъявить карточки.
В-четвертых, семьи крестьян-фронтовиков почти повсеместно держали птицу, коров или коз, выращивали картофель, овощи и этим обеспечивали себя. Заработки колхозников в основном определялись трудоднями. Так, на Ставрополье в 1944 г. труженики колхозов, «помимо денег, получали по 3-4 кг зерна на один трудодень, а в наиболее успешных хозяйствах (колхозах-миллионерах) по 6-7 кг на трудодень» [4, л. 11 об.]. Это позволяло многим из них не бедствовать.
В-пятых, многим городским жителям в военное время были предоставлены земельные участки под огороды. Большое количество предприятий, учреждений имели подсобные хозяйства, благодаря которым их работники получали обеды. Все это позволяло людям выживать в трудные годы войны, несмотря на высокие рыночные цены и относительно небольшой размер пособий семьям фронтовиков.
Кроме госпособия семьи военнослужащих имели льготы по квартирной плате, налогам, плате за обучение детей, по обязательным поставкам сельхозпродуктов. Дети военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава со 2 июля 1941 г. были освобождены и от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и вузах.
В начальный период войны из-за большого количества семей военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, эвакуированных из прифронтовой полосы, местные отделы социального обеспечения (собесы) не всегда могли получать точные данные о призыве в Красную Армию кормильцев таких семей. В результате стали возникать задержки с выплатами пособий. Решением правительства от 4 августа 1941 г. вопросы выдачи необходимых справок были переданы в ведение военных комиссариатов тех городов (районов), куда прибывали эвакуируемые семьи [9, л. 2]. На основе этих документов собесы оперативно начисляли пособия. Такое их взаимодействие с военкоматами свидетельствовало об эффективности своевременного внесения корректив в действующие положения.
Многие советские граждане вступали в народное ополчение. Для его членов и их семей государство установило определенное денежное обеспечение. Соответствующее постановление было принято Государственным Комитетом Обороны 4 июля 1941 года. Через 6 дней данная мера материальной поддержки была установлена и для жителей Ленинграда, Ленинградской области [10, л. 28]. Ее также распространили на семьи партизан и лиц, призванных в порядке трудовой повинности на строительство оборонных сооружений.
В первые полтора года войны ресурсные возможности советского государства по решению социальных проблем были ограничены. И все же власти пытались облегчить жизнь семей военнослужащих. В письмах, направляемых на фронт, сообщалось о жизни в тылу, которая была не легкой, но и не всегда бедственной. Так, в письме военнослужащему, написанном 7 августа 1941 г. С.И. Мининой, эвакуированной с детьми из Ленинграда в Тамбов, рассказывалось о дороговизне на рынках. При этом отмечалось, что рабо-
чие города получали хлеб в необходимом количестве на предприятиях. «А я, - продолжала женщина, - прикрепилась к военторгу, получаю оттуда. Хлеба вполне хватает» [11]. Следовательно, в тех городах и районах, где хорошо была отлажена система военной торговли, семьи фронтовиков не испытывали острой нужды в обеспечении хлебом.
На втором этапе политики государства, направленной на поддержку семей военнослужащих (1943-1945 гг.), система помощи им приобретала более устойчивый характер. Этому во многом способствовало увеличение финансирования. В 1943 г. по сравнению с 1942 г. в три раза был сокращен бюджетный дефицит (с 1,8 млрд руб. до 600 млн), а в 1944 и 1945 гг. наблюдался ежегодный профицит по 400 млн руб. [21, с. 137], что позволило государству оказывать более действенную помощь семьям фронтовиков.
В 1943 г. появилась новая организационная структура - отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Основными функциями отделов было: обеспечение семей фронтовиков пенсиями и пособиями; осуществление трудоустройства членов их семей и содействие решению их насущных материально-бытовых нужд; предоставление семьям фронтовиков установленных для них льгот; рассмотрение заявлений и жалоб семей военнослужащих с принятием по ним необходимых мер и др.
Документы свидетельствуют о многочисленных примерах эффективной работы отделов по гособеспечению семей военнослужащих. Например, жена фронтовика Е. Не-стеркина, вернувшись в середине 1944 г. в г. Ленинград из эвакуации, испытывала серьезные трудности. Ее двое детей нуждались в белье и одежде, не хватало дров для отопления жилья. Женщина обратилась за поддержкой в отдел по гособеспечению семей военнослужащих Фрунзенского райсовета города на Неве. Оперативно в семью был направлен инспектор, которая непосредственно ознакомилась с ее проблемами. И уже через несколько дней Нестеркина получила дрова, ей выдали ордера на покупку белья и детских вещей [8]. Такая организация помощи семьям фронтовиков была типична для различных регионов страны.
Отделы по гособеспечению семей военнослужащих рассматривали жалобы на необустроенность и волокиту в решении насущных проблем этих семей. По абсолютному большинству таких жалоб своевременно принимались положительные решения. Так, за 1943 г. в Новосибирской области из 1418 жалоб и заявлений 1 176 было удовлетворено. По Кемеровской области за 8 месяцев 1944 г. в данные службы поступило 4 021 жалоба, из них 3 527 было удовлетворено, 374 направлены для разрешения в другие инстанции, а 124 жалобы были признаны необоснованными [16, с. 34].
Следует признать, что часть жалоб оставалась без своевременного реагирования работников отделов по гособеспечению семей военнослужащих. Например, в 1943 г. в Фро-ловском районе Сталинградской области в течение полутора месяцев такие жалобы не рассматривались. А их за это время поступило шестьдесят [12]. По данному факту областными органами были приняты соответствующие кадровые решения.
За игнорирование проблем семей фронтовиков ответственные работники могли быть привлечены и к уголовной ответственности. Например, в Кемеровской области за нечуткое отношение к семьям военнослужащих и нарушение их прав 15 работников таких отделов были отданы под суд [16, с. 34]. Высокий уровень ответственности дисциплинировал руководящие кадры различных уровней, повышал эффективность административно-управленческой деятельности.
Наряду с государством, исполнительными органами власти важным субъектом оказания помощи семьям фронтовиков были коллективы предприятий, артелей, учреждений. Работники некоторых из них производили вещи повседневного спроса, которыми старались обеспечивать семьи красноармейцев. В частности, артель по производству обуви и одежды «21-я годовщина Октября» г. Новочеркасска Ростовской области за первые два месяца 1944 г. сделала обувь для 50 семей фронтовиков, а для 12 таких семей обувь была бесплатно отремонтирована [15, л. 25]. Еще для нескольких семей военнослужащих были пошиты пальто и костюмы. За эти добрые дела бой-
цы в своих письмах с фронта благодарили руководство артели.
Многие предприятия и учреждения страны добивались выделения для семей фронтовиков удобных земельных участков под огороды, производили ремонт жилья, обеспечивали их на зиму топливом и др. Весной 1943 г. руководство крупного Челябинского строительного треста совместно с профсоюзным комитетом передали семьям фронтовиков лучшие земельные участки, которые были обильно удобрены. Осенью семьи военнослужащих собрали с них хороший урожай картофеля, капусты, помидоров. Для его сохранности руководство треста позаботилось об оборудовании в 170 жилых помещениях погребов. На деревообрабатывающем комбинате строй-треста было налажено производство бочек для засолки овощей. Первая их партия в количестве 500 штук была распределена среди семей военнослужащих [13]. Каждая из них получила еще и соль, которую трест добывал в собственной солеварне.
Промышленные предприятия, артели активно помогали семьям фронтовиков в проведении ремонта квартир, в обеспечении их углем. В течение лета - начала осени 1943 г. дирекцией Уралмашзавода совместно с заводским профсоюзным комитетом был осуществлен ремонт 500 квартир семей фронтовиков. Новые квартиры получили 47 семей военнослужащих [3]. Такая же работа проводилась и на других крупных предприятиях Свердловска.
Многие предприятия на зиму обеспечивали семьи военнослужащих топливом. Например, в 1944 г. руководство производственного комбината «Рабочий» г. Ростова-на-Дону уже в середине лета решило вопрос снабжения углем семей военнослужащих [18, л. 134 об.]. С помощью подвод и автомашины уголь оперативно был доставлен в их дома.
Третьим важным субъектом помощи семьям военнослужащих были различные общественные структуры (женские, молодежные, детские и др.). Большая работа по оказанию помощи семьям военнослужащих проводилась такой общественной организацией, как советы жен фронтовиков. В г. Москве они действовали не только на предприятиях. Их инициативные
группы успешно функционировали и при домоуправлениях.
Активная деятельность в период войны была развернута советом жен фронтовиков фабрики им. Урицкого г. Ленинграда. Основными направлениями его работы были: получение информации о военнослужащих, долго не писавших семьям; оказание срочной помощи членам семей бойцов Красной Армии в решении материальных и бытовых вопросов; помощь фронтовикам в поиске родных и знакомых, находившихся в эвакуации; забота о ветеранах фабрики, инвалидах Отечественной войны и др.
Совет жен фронтовиков фабрики имени Урицкого добивался выделения семьям военнослужащих материальной помощи. По его ходатайству жене одного красноармейца, которая воспитывала двух маленьких детей, была оперативно остеклена квартира. Другая женщина получила срочную денежную помощь, третья - дополнительный ордер на белье, четвертая - ордер на обувь. Только за три месяца 1944 г. при содействии фабричного совета жен фронтовиков 118 членов семей бойцов Красной Армии получили 19 тыс. руб. денежного пособия и 167 ордеров на промтовары. Пятидесяти трем членам семей военнослужащих было предоставлено усиленное питание, а 16 человек направили в санатории [6].
Значительную работу по оказанию помощи семьям военнослужащих, особенно детям фронтовиков, проводили комсомольские организации. По их инициативе был создан всесоюзный комсомольско-молодежный фонд помощи детям, пострадавшим от войны. На средства фонда была оказана разнообразная помощь тысячам осиротевших детей. Силами комсомольцев удалось собрать большое количество детских вещей. Хорошей традицией комсомольских организаций стал сбор подарков для детей фронтовиков к праздникам.
При участии комсомола и детской пионерской организации развитие получило тимуровское движение. Тимуровцы организовывали детские площадки в парках, садах, во дворах. Они изготовляли игрушки для детей, играли с малышами, читали им детские книжки. Важным направлением их работы стало оказание помощи семьям военнослужащих, одной из форм которой был поиск их членов.
Деятельность школьных тимуровских команд проводилась во взаимодействии с отделами по гособеспечению семей военнослужащих, в которые приходили письма от красноармейцев, интересовавшихся судьбой членов своих семей. Так, в г. Сталинграде в 1943 г. тимуровская команда 6-й школы, возглавляемая Ананьевым, установила местопребывание 80 семей, которых разыскивали фронтовики [2]. Тимуровцами становились ребята разных классов (от второклассников до старшеклассников). Каждый из них осознавал свою сопричастность к нужному и благородному делу. И никто не принуждал детей этим заниматься, как и работать на заводах вместо отцов, помогать красногвардейцам и партизанам рискуя жизнью. Поэтому нельзя согласиться с мнением исследовательницы Бэйлорского университета в Уэйко штата Техас Джулии Граффенриды о том, что советское государство якобы «требовало участия детей в военных работах» [22, р. 48-49].
В реальной жизни наблюдалось взаимодействие исполнительных комитетов, их отделов по гособеспечению семей военнослужащих не только с общественными организациями, но и предприятиями, учреждениями. Без этого крайне затруднительным было бы участие широкой общественности, трудовых коллективов в формировании фондов помощи семьям фронтовиков, в проведении декад и месячников сбора средств на их нужды, в обеспечении семей военнослужащих продуктами, одеждой, топливом. Совместно с руководством предприятий и учреждений исполнительные органы власти занимались и вопросами трудоустройства членов семей военнослужащих. Так, за апрель - май 1943 г. в Саратове удалось трудоустроить более 17,5 тыс. членов таких семей [5, с. 49]. Это позволило существенно улучшить их материальное положение.
Результаты. Таким образом, в годы войны была создана действенная система социальной помощи семьям фронтовиков, что позволяло улучшать их материальное положение и моральное состояние. Ограниченность в ресурсах, несовершенство управленческой системы приводили в ряде случаев к несвоевременному решению проблем семей военнослужащих, волоките со стороны от-
дельных работников. Но эти недостатки не стали преобладающими по причине высокого уровня ответственности кадров по всей управленческой вертикале.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе основных этапов и важнейших субъектов оказания помощи семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны. Переписка военнослужащих с семьями свидетельствовала не только о проблемах, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, но и о понимании ими объективного, временного характера неустройств.
Во многом благодаря значительным мобилизационным возможностям советской социальной организации в годы войны удалось создать целостную систему поддержки семей фронтовиков. В ее рамках взаимодействовали различные субъекты оказания помощи этим семьям во главе с государственными органами и местными исполнительными комитетами. Такая система стала одним из факторов обеспечения боеспособности Вооруженных Сил СССР и нашей Великой Победы.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Вычеров, Д. Е. Жалобы военнослужащих и их семей как отражение социальной политики советской власти в годы Великой Отечественной войны (на материалах Тюменской области) / Д. Е. Вычеров // Петербургский исторический журнал. -2018. - № 3. - С. 362-370.
2. Галухина. Тимуровцы // Сталинградская правда, орган Сталинградского областного и городского комитетов ВКП(б), областного и городского советов депутатов трудящихся. - 1943. - 6 июля.
3. Завком Уралмашзавода отчитывается // Труд, орган Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. - 1943. - 7 окт.
4. Из приветственного выступления секретаря Ставропольского крайкома ВКП(б) тов. Орлова на XXIV сессии Ростовского н/Д городского совета депутатов трудящихся, посвященной первой годовщине освобождения г. Ростова н/Д от немецких оккупантов, 13 февраля 1944 г. // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). - Ф. Р-1817. -Оп. 3. - Д. 52. - Л. 11 об.
5. Красноженова, Е. Е. Материальная помощь семьям военнослужащих в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны / Е. Е. Красно-женова // Приволжский научный вестник. - 2012. -№ 5. - С. 48-50.
6. Кривицкая, Р. Совет жен фронтовиков / Р. Кривицкая // Ленинградская правда, орган Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б), областного и городского советов депутатов трудящихся. - 1944. - 25 июня.
7. Кусков, С. А. Цены военного времени, 26 декабря 2011 г. / С. А. Кусков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://archive74.ru/tseny-voennogo-vremeni (дата обращения: 19.11.2020). -Загл. с экрана.
8. Нестеркина, Е. Нам помогает государство / Е. Нестеркина // Ленинградская правда. - 1944. -3 июня.
9. Об обеспечении пособиями семей призванных в РККА и пенсиями пенсионеров труда, эвакуированных из прифронтовой полосы. Дело №2 590/198, 16 июля - 5 августа 1941 г. Совет Народных Комиссаров // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. 259. - Оп. 2. - Д. 817. - Л. 2.
10. О денежном обеспечении лиц, вступивших в народное ополчение. Постановление Государственного Комитета Обороны №2 24 от 10 июля 1941 г. // Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 644. - Оп. 2. -Д. 3. - Л. 28.
11. Письма Великой Отечественной (из фондов Центра документации новейшей истории Тамбовской области) : сб. док. / редкол. и сост.: В. Л. Дьячков (отв. ред.), М. М. Дорошина, И. П. Журавлев [и др.]. - Тамбов : Пролетарский светоч, 2005. -632 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://gaspito.ru/materials/publications/edition/216-pisma?showall=1 (дата обращения: 30.05.2020). - Загл. с экрана.
12. Повседневно заботиться о семьях фронтовиков. Областное совещание заместителей председателей исполкомов и заведующих отделами по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих // Сталинградская правда. - 1943. - 18 июня.
13. Повседневная забота о семьях фронтовиков, Челябинск, 4 октября 1943 г. // Труд, орган Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. - 1943. - 5 окт.
14. Постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ» № 875 от 11 августа 1943 г. // ГАРО. - Ф. Р-4130. -Оп. 1. - Д. 1. - Л. 49-50.
15. Решение Исполнительного комитета Новочеркасского городского совета депутатов трудящихся Ростовской области «Об оказании помощи семьям фронтовиков в артелях "21-я годовщина Октября" и "Красная заря"». Протокол №9 52/8 от 2 марта 1944 г. // Новочеркасский филиал Государственного архива Ростовской области (НФ ГАРО). - Ф. Р-5. -Оп. 1. - Д. 20. - Л. 25.
16. Семенова, Е. Н. Образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) / Е. Н. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). -2015. - №> 2. - С. 31-35.
17. Советская жизнь. 1945-1953 гг. : сб. док. -М. : РОССПЭН, 2003. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://istmat.info/node/18463 (дата обращения: 20.11.2020). - Загл. с экрана.
18. Стенограмма партийно-советского и хозяйственного актива Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 10 июля 1944 г. // ГАРО. - Ф. Р-3916. -Оп. 1. - Д. 1. - Л. 134 об.
19. Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1941 «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» // Правда, орган ЦК ВКП(б). - 1941. - 27 июня. - С. 1.
20. Цена жизни, или выплаты семьям фронтовиков в годы войны и в послевоенное время, 20 марта 2020 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/cena-jizni-ili-vyplaty-semiam-frontovikov-v-gody-voiny-i-v-poslevoennoe-vremia-5e7466fde5fa715ea911d4ef (дата обращения: 17.11.2020). - Загл. с экрана.
21. Чадаев, Я. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Я. Е. Чадаев. - 2-е изд., перераб., доп. - М. : Мысль, 1985. -494 с.
22. De Graffenried, J. Sacrificing childhood: children and the Soviet state in the Great Patriotic War / J. De Graffenried. - Lawrence, Kansas : University Press of Kansas, 2014. - 248 р.
23. Markwick, R. Soviet women on the frontline in the Second World War / R. Markwick, E. Charon-Cardona. - Houndmills, Basingstoke, Hampshire ; New York : Palgrave Macmillan, 2012. - 328 p.
REFERENCES
1. Vycherov D.E. Zhaloby voyennosluzhashchikh i ikh semey kak otrazheniye sotsial'noy politiki sovetskoy vlasti v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh Tyumenskoy oblasti) [Complaints from Military Personnel and Their Families as a Reflection Social Policy of the Soviet Government During the Great Patriotic War (Based on Materials from the Tyumen Region)]. Peterburgskiy istoricheskiy zhurnal [Saint Petersburg Historical Journal], 2018, no. 3, pp. 362-370.
2. Galukhina. Timurovtsy [Timurovtsy]. Stalingradskaya pravda, organ Stalingradskogo oblastnogo i gorodskogo komitetov VKP(b),
oblastnogo i gorodskogo sovetov deputatov trudyashchikhsya, 1943, July 6.
3. Zavkom Uralmashzavoda otchityvayetsya [The Head Committee of Uralmashzavod Reports]. Trud, organ Vsesoyuznogo Tsentral 'nogo Soveta Professional 'nykh Soyuzov, 1943, October 7.
4. Iz privetstvennogo vystupleniya sekretarya Stavropol'skogo kraykoma VKP(b) tov. Orlova na XXIV sessii Rostovskogo n/D gorodskogo soveta deputatov trudyashchikhsya, posvyashchonnoy pervoy godovshchine osvobozhdeniya g. Rostova n/D ot nemetskikh okkupantov, 13 fevralya 1944 g. [From the Welcoming Speech of the Secretary of the Stavropol Regional Committee of the CPSU(b) Comrade Orlov at the XXIV Session of the Rostov-on-Don City Council of Workers' Deputies, Dedicated to the First Anniversary of the Liberation of Rostov-on-Don from the German Invaders, February 13, 1944]. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti (GARO) [State Archive of Rostov Region], f. R-1817, inv. 3, d. 52, l. 11 r.
5. Krasnozhenova E.E. Material'naya pomoshch' sem'yam voyennosluzhashchikh v Nizhnem Povolzh'ye v period Velikoy Otechestvennoy voyny [Material Assistance to Families of Military Personnel in the Lower Volga Region During the Great Patriotic War]. Privolzhskiy nauchnyy vestnik [Volga Scientific Bulletin], 2012, no. 5, pp. 48-50.
6. Krivitskaya R. Sovet zhon frontovikov [Council of the Wives of Front-Line Soldiers]. Leningradskaya pravda, organ Leningradskogo oblastnogo i gorodskogo komitetov VKP(b), oblastnogo i gorodskogo sovetov deputatov trudyashchikhsya, 1944, June 25.
7. Kuskov S.A. Tseny voyennogo vremeni, 26 dekabrya 2011 g. [Wartime Prices, December 26, 2011]. URL: https://archive74.ru/tseny-voennogo-vremeni (accessed 19 November 2020).
8. Nesterkina E. Nam pomogayet gosudarstvo [The State Helps Us]. Leningradskaya pravda, 1944. June 3.
9. Ob obespechenii posobiyami semey prizvannykh v RKKA i pensiyami pensionerov truda, evakuirovannykh iz prifrontovoy polosy. Delo № 590/ 198, 16 iyulya - 5 avgusta 1941 g. Sovet Narodnykh Komissarov [On the Provision of Benefits to Families Called Up in the Red Army and Pensions of Labor Pensioners Evacuated from the Frontline]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GA RF) [State Archive of the Russian Federation], f. 259, inv. 2, d. 817, l. 2.
10. O denezhnom obespechenii lits, vstupivshikh v narodnoye opolcheniye. Postanovleniye Gosudarstvennogo Komiteta Oborony № 24 ot 10 iyulya 1941 g. [On the Monetary Security ofPersons Who Joined the Militia]. Rossiyskiy gosudarstvennyy
arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii (RGASPI) [Russian State Archive of Socio-Political History], f. 644, inv. 2, d. 3, l. 28.
11. D'yachkov V.L., Doroshina M.M., Zhuravlov I.P. et al., eds. Pis'ma Velikoy Otechestvennoy (iz fondov Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Tambovskoy oblasti): sb. dok. [Letters of the Great Patriotic War (From the Funds of the Center for Documentation of Recent History of Tambov Region). Collection of Documents]. Tambov, Proletarskiy svetoch Publ., 2005. 632 p. URL: http:// gaspito.ru/materials/publications/edition/216-pisma?showall=1 (accessed 30 May 2020).
12. Povsednevno zabotit'sya o sem'yakh frontovikov. Oblastnoye soveshchanie zamestiteley predsedateley ispolkomov i zaveduyushchikh otdelami po gosobespecheniyu i bytovomu ustroystvu semey voyennosluzhashchikh [Take Care of the Families of Front-Line Soldiers on a Daily Basis. Regional Meeting of Deputy Chairmen of Executive Committees and Heads of Departments for State Support and Everyday Life of Military Families]. Stalingradskaya pravda, 1943, June 18.
13. Povsednevnaya zabota o sem'yakh frontovikov, Chelyabinsk, 4 oktyabrya 1943 g. [Daily Care of the Families of Front-Line Soldiers. Chelyabinsk, October 4, 1943]. Trud, organ Vsesoyuznogo Tsentral 'nogo Soveta Professional 'nykh Soyuzov, 1943, October 5.
14. Postanovleniye Sovnarkoma Soyuza SSR i TSK VKP(b) «O povyshenii zarabotnoy platy uchitelyam i drugim rabotnikam nachal'nykh i srednikh shkol» № 875 ot 11 avgusta 1943 g. [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks "On Increasing the Wages of Teachers and Other Employees of Primary and Secondary Schools" no. 875 Dated August 11, 1943]. GARO [State Archives ofRostov Region], f. R-4130, inv. 1, d. 1, l. 49-50.
15. Resheniye Ispolnitel' nogo komiteta Novocherkasskogo gorodskogo soveta deputatov trudyashchikhsya Rostovskoy oblasti «Ob okazanii pomoshchi sem'yam frontovikov v artelyakh "21-ya godovshchina Oktyabrya" i "Krasnaya zarya"». Protokol № 52/8 ot 2 marta 1944 g. [Decision of the Executive Committee of the Novocherkassk City Council of Workers' Deputies of Rostov Region "On Assisting Families of Front-Line Soldiers in the "21st October Anniversary" and "Krasnaya Zorya" Artels. Protocol No. 52/8 of March 2, 1944]. Novocherkasskiy filial Gosudarstvennogo arkhiva Rostovskoy oblasti (NF GARO) [Novocherkassk Branch of the State Archives of Rostov Region], f. R-5, inv. 1, d. 20, l. 25.
16. Semonova E.N. Obrazovaniye organov gosudarstvennogo obespecheniya i bytovogo
ustroystva semey voyennosluzhashchikh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh Zapadnoy Sibiri) [Formation of Government Support Agencies and Household Devices for Military Families During the Great Patriotic War (Based on Materials from Western Siberia)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TGPU) [Tomsk State Pedagogical University (TSPU) Bulletin], 2015, no. 2, pp. 31-35.
17. Sovetskaya zhizn'. 1945-1953 gg.: sb. dok. [Soviet Life. 1945-1953 Collection of Documents]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2003. URL: https://istmat. info/node/18463 (accessed 20 November 2020).
18. Stenogramma partiyno-sovetskogo i khozyaystvennogo aktiva Proletarskogo rayona g. Rostova-na-Donu ot 10 iyulya 1944 g. [Transcript of the Party-Soviet and Economic Activists of the Proletarsky District of Rostov-on-Don]. GARO [State Archive ofRostov Region], f. R-3916, inv. 1, d. 1, l. 134 r.
19. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 26.06.1941 «O poryadke naznacheniya i vyplaty posobiy sem'yam voyennosluzhashchikh ryadovogo i mladshego nachal'stvuyushchego sostava v voyennoye vremya» [Decree of the Presidium of the USSR Armed Forces
"On the Procedure for the Appointment and Payment of Benefits to Families of Military Personnel of Ordinary and Junior Commanding Personnel in Wartime"]. Pravda, organ TsK VKP(b), 1941, June 27, p. 1.
20. Tsena zhizni, ili vyplaty sem 'yam frontovikov v gody voyny i v poslevoyennoye vremya, 20 marta 2020 g. [The Cost of Life, or Payments to the Families of Front-Line Soldiers During the War and in the Postwar Period]. URL: https://zen.yandex.ru/media/ moyaderevnya/cena-jizni-ili-vyplaty-semiam-frontovikov-v-gody-voiny-i-v-poslevoennoe-vremia-5e7466fde5fa715ea911d4ef (accessed 17 November2020).
21. Chadayev Ya.E. Ekonomika SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [The Economy of the USSR During the Great Patriotic War (1941-1945)]. Moscow, Mysl Publ., 1985. 494 p.
22. De Graffenried J. Sacrificing Childhood: Children and the Soviet State in the Great Patriotic War. Lawrence, Kansas, University Press of Kansas, 2014. 248 р.
23. Markwick R., Charon-Cardona E. Soviet Women on the Frontline in the Second World War. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, New York, Palgrave Macmillan, 2012. 328 p.
Information About the Author
Petr Ya. Tsitkilov, Doctor of Sciences (History), Professor, Department of Social Technologies, Southern Federal University, Dneprovskiy Lane, 116, 344006 Rostov-on-Don, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7540-0231
Информация об авторе
Петр Яковлевич Циткилов, доктор исторических наук, профессор кафедры социальных технологий, Южный федеральный университет, пер. Днепровский, 116, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7540-0231