УДК 323.3(470+571)
Вебер Эльмира Исмаиловна
помощник проректора
по воспитательной работе
и социальным вопросам
Кубанского государственного университета
ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Veber Elmira Ismailovna
assistant of the provost in educational work and social affairs, Kuban State University [email protected]
STATUS OF RUSSIAN YOUTH ON LABOUR MARKET
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с положением молодежи на рынке труда. Особое внимание автором уделяется трудовым отношениям молодого поколения с работодателями в период становления и отработки механизма рыночных связей. Автор приходит к выводу, что государственной власти нужно воспринимать молодежь как исключительно важный ресурс производственных сил общества и что перспективы страны в большей степени зависят от уровня образованности, социализации, профессионализма, гражданской зрелости сегодняшних молодых людей.
Ключевые слова:
российская молодежь, рынок труда, реформы, профессия, трудовая социализация.
The summary:
The article deals with the questions connected with the status of youth on a labour market. The special attention is given by the author to labour relations of young generation with the employers in the period of formation and working of the mechanism of market communications. The author comes to the conclusion that the government needs to perceive youth as the all-important resource of industrial forces of the society, and that country prospects in the greater degree depend on the level of erudition, socialization, professionalism, civil maturity of today's young men.
Keywords:
The Russian youth, labor market, reforms, trade, labor socialization.
Сегодня молодежь, проучившись 4-5 лет, получив образование, не должна ощущать себя невостребованной, выброшенной на улицу. Столь пристальное отношение к молодежи - это не дань моде, а веление времени. Молодые люди несут в себе огромный потенциал различных способностей и имеют большой запас времени, чтобы их реализовать, являясь реальными носителями социальных перемен.
Молодежь приносит идеи, взгляды, формы деятельности, не всегда и не во всем совпадающие с позициями старших поколений, но во многом определяющие содержание будущей жизни всего общества. От того внимания, которое оказывается молодежи, во многом зависит социальное и нравственное благополучие общества. Сегодняшняя забота о молодежи означает кредитование будущего страны.
Вместе с тем ситуация, связанная с началом трудовой деятельности, у нынешней молодежи очень неоднозначная. С одной стороны, увеличились возможности профессионального выбора, успешного поиска никем не навязанного места работы на предприятиях разных форм собственности, карьерного продвижения и т. д. С другой стороны, современным молодым людям приходится решать много таких проблем, которых не знали их сверстники 15-20 лет назад. Налицо проявление своеобразной социальнопрофессиональной мобильности молодых специалистов, связанной с нежеланием или невозможностью работать по полученной в вузе специальности.
Таким образом, в условиях начинавшихся реформ наиболее привлекательным моментом в глазах молодежи стала именно их нацеленность на улучшение качества жизни за счет перехода к более эффективной организации экономики, способной обеспечить существенное повышение оплаты труда. Это привело к значительному изменению трудовой мотивации. «В результате перестройки уже к 1990 г. произошла коренная переориентация
молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд» [1, с. 8]. С 1992 года в Российской Федерации уже каждое десятое предприятие было убыточным. Неплатежеспособность предприятий составляла сотни миллиардов рублей [2, с. 137]. Однако пик спада экономической активности пришелся на 1993-1994 годы. Это критическое состояние экономики и привело к тому, что путь эволюционного, поступательного проведения реформ оказался практически закрытым. Наше общество оказалось в таком глубоком системном кризисе, что рассчитывать на безболезненный характер преобразований, перехода к новой экономической системе было невозможно.
Помимо собственно обнищания населения, следует отметить и другой аспект данной проблемы - резкое углубление экономического расслоения населения. Оно с неизбежностью породило глубокий кризис в области нравственности и морали, деградацию духовно-нравственных ценностей, кризис института семьи и пр.
В связи с этим особая сложность положения молодого поколения 1990-х годов заключалась в том, что оно практически первым за многие десятилетия входило в самостоятельную жизнь, трудовые отношения в период становления и отработки механизма рыночных связей со своими, не зависящими от позиции тех или иных административных, партийных и других структур экономики.
Кроме того, в обществе на всех уровнях хозяйствования ощущался острый недостаток предпринимательской активности. Довольно малое число людей было готово смело, инициативно и творчески действовать, принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя. По многочисленным оценкам экономистов, лишь около 10 % выражали готовность заняться самостоятельной хозяйственной деятельностью, остальные связывали свои ожидания с деятельностью государственных структур, социальной помощью государства [2, с. 138]. В данной ситуации именно молодежь объективно являлась группой населения, наиболее восприимчивой к новому. В данной связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что пришедшие на смену ВЛКСМ такие органы, как управления по делам молодежи, в первую очередь обращались к проблемам трудовой социализации молодежи. Основными направлениями деятельности этих органов являлись:
- решение проблем занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
- включение молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство [2, а 141]. Ситуация 1993-1994 годов еще более усугубилась. Государственные институты, занимавшиеся выработкой молодежной политики, не были всерьез озабочены проблемами трудовой социализации молодежи. Государственные институты как бы шли следом за этим процессом, не предпринимая сколько-нибудь ощутимых мер для того, чтобы молодежь уже в 24-26 лет могла самостоятельно воспроизводить себя как преобразующая сила. Тем самым растрачивался объективно возможный потенциал молодежи.
Фактический уход государства из сферы регулирования трудоустройства молодежи в условиях нарастающих экономических трудностей дал знать о себе сразу. Во внутренней политике предприятий верх практически сразу взяло стремление к быстрой выгоде, наибольшей экономии средств для увеличения оплаты труда работающих.
Параллельно с этим наблюдался возрастающий прилив в экономику профессионально неподготовленной, необученной рабочей силы.
Так, среди множества вопросов, которые поставила в это время перед молодежью коренная ломка хозяйственных отношений, одним из важнейших явился именно вопрос
обеспечения права на труд, занятости. Проблему безработицы следует отнести к числу наиболее острых проблем, с которыми российская молодежь сталкивалась и сталкивается уже в начале своего трудового пути.
Сильное влияние на состояние рынка труда в целом и занятости молодежи в частности в 1990-е годы оказал аномальный всплеск миграционных процессов, вызванный резким обострением межнациональных отношений, процессами, связанными с распадом СССР, неопределенностью будущего СНГ. Это создало совершенно новую за весь послевоенный период проблему беженцев. В целом переселение приняло едва ли не характер национального бедствия.
В результате экономических и социально-политических процессов 1990-х годов только официально учтенная безработица экономически активного населения выросла с 4,8 % в 1992 году до 13,3 % в 1998-м [2, а 148]. Это особенно сильно отразилось на молодежи .
В таких условиях в число важнейших для молодежи перешла проблема создания современного механизма регулирования занятости. Однако анализ деятельности государственных органов по делам молодежи в 1990-е годы показывает, что они были способны осуществлять, в лучшем случае, общетеоретические исследования, разработку различных «концепций», а также проводить отдельные, частные решения [3, с. 152]. Следует отметить, что начавшийся с 1999 года экономический рост в Российской Федерации осуществлялся уже на принципиально новой основе, когда больше половины молодежи было реально занято в негосударственном секторе экономики [4, с. 11].
Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? На какие жизненные ценности и установки она ориентирована. По данным экспертов НИИ комплексных социальных исследований, главные жизненные ценности молодые люди расставили в следующем порядке: семья, друзья, здоровье, интересная работа, деньги, справедливость, религия [5, с. 276].
Ценностные ориентации молодежи в последние два десятилетия претерпели значительные изменения; особенно это касается значимости труда. Если в стране до момента ее распада ценность интересной работы была у молодежи на первом месте, то теперь она отодвинулась на четвертую позицию. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации почти исчез образ честного труженика, передовика производства, простого трудящегося человека. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления». Молодежь это четко фиксирует, чаще всего объясняя свое поведение низким уровнем предлагаемых заработков или трудностями поиска работы по приобретенной профессии. В молодежной среде стали сильны элементы инфантилизма. И вполне естественно, что при возникающих финансово-экономических проблемах администрация предприятий и сегодня стремится в первую очередь избавиться от малоквалифицированной рабочей силы. В конечном счете именно данная категория молодых безработных явилась наиболее существенным и долговременным фактором напряженности на рынке труда. И это в условиях, когда напряженность на рынке труда в рассматриваемый период была существенно ослаблена тем, что все больше молодежи продолжало после школы обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.
Данное обстоятельство не снимает, а еще более усиливает развитие негативных тенденций на рынке труда, поскольку вследствие рассогласованности политики в сфере занятости и образования все чаще, например, в регионах приходят к констатации положения, из которого не видят конкретного выхода: «Рынок труда республики в настоящее
время перенасыщен специалистами с высшим образованием, прежде всего экономического и юридического профиля» [6, с. 36].
Такое положение дел связано прежде всего с непродуманностью и недостаточностью инвестиций в социальную сферу, профессиональной подготовки молодежи, что особенно негативно отразилось на ее конкурентоспособности на рынке труда. В свою очередь молодежная безработица влекла за собой целый ряд других социальных проблем. Так, согласно экспертным оценкам, каждый процент роста безработицы давал 2 % увеличения преступности. В результате в среднем по России на 10 тысяч населения приходится 250-260 преступлений, совершенных молодежью. И ситуация в данной сфере не улучшается [7, с. 161].
Для молодежи, переживающей этап как физического, так и духовно-нравственного становления, в условиях экономического кризиса ухудшение качества жизни значительно осложнило процессы трудовой социализации.
Для молодых людей, которые получили профессиональное образование и вышли на рынок труда в поисках первой работы, характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки, отсутствия практических навыков и производственного опыта. Данный аспект делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности и наличие определенных профессиональных амбиций формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту с точки зрения характера, условий, содержания и оплаты труда. Также немаловажным аспектом проблемы трудоустройства молодежи является несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, так как учебные заведения зачастую не успевают реагировать на изменения потребностей работодателя, из года в год выпуская специалистов одного и того же профиля, что усиливает дисбаланс на рынке труда. Вместе с тем негативную роль играет и психологическая неготовность молодых людей к самостоятельным действиям.
Государственной власти нужно помнить, что перспективы страны в большей степени зависят от уровня образованности, социализации, профессионализма, гражданской зрелости сегодняшних молодых людей. Молодежь - исключительно важный ресурс производственных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.
Ссылки:
1. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
2. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 2010. 224 с.
3. Данные социологических исследований молодежи в 2006 г. СПбГУ НИИКСИ // Социологические исследования. 2007. № 4.
4. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Указ. соч.
5. Данные социологических исследований...
6. Молодежь Мордовии на пути созидания.
Саранск, 2001.
7. Касьянов В.В. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Chuprov V.I., Zubok Y.A. Molodezh' v ob-shchestvennom vosproizvodstve: problemy i per-spektivy. M., 2000.
2. Kas'yanov V.V. Gosudarstvennaya molodezhna-ya politika v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Krasnodar, 2010. 224 p.
3. Dannye sotsiologicheskih issledovaniy molodezhi v 2006 g. SPbGU NIIKSI // Sotsiologicheskie is-sledovaniya. 2007. No. 4.
4. Chuprov V.I., Zubok Y.A. Op. cit.
5. Dannye sotsiologicheskih issledovaniy...
6. Molodezh' Mordovii na puti sozidaniya. Saransk, 2001.
7. Kas'yanov V.V. Op. cit.