ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
УДК 339.187.62
Альбина Асгатовна Ибраева
старший преподаватель кафедры маркетинга Елабужского филиала ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (г Казань) тел. 8-917-266-47-41, E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена изучению положения лизинга в условиях современного финансового кризиса. Проведен анализ сложившейся ситуации на рынке лизинга, а также приведены антикризисные меры, ужесточающие условия получения лизинга.
Ключевые слова: лизинг, кризис, «защитные» стратегии лизинга.
Albina Asgatovna Ibraeva
the senior teacher of chair of marketing of Elabuga branch CHOU VPO «Academy of social formation» (Kazan) ph. 8-917-266-47-41, E-mail: [email protected]
POSITION OF LEASING IN THE CONDITIONS OF MODERN FINANCIAL CRISIS
Given article is devoted studying of position of leasing in the conditions of modern financial crisis. The current situation analysis in the leasing market is carried out, and also the antirecessionary measures toughening conditions of reception of leasing are resulted.
Keywords: leasing, crisis, «the protective» leasing strategy.
Основной целью данной статьи является попытка проанализировать положение лизинга в условиях сложившегося современного финансового кризиса. К задачам исследования мы относим: выявление проблем, с которыми столкнулись субъекты лизинга в период кризиса; изучение положения лизинга и лизинговых компаний в условиях кризиса; рассмотрение «защитных» стратегий лизинга, ужесточающих условия получения предмета лизинга.
Лизинг в России появился сравнительно недавно, однако его использование приобретает все большую актуальность для создания условий по привлечению капитала в жизненно важные отрасли экономики, рациональному использованию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, обеспечению поддержки малого предпринимательства.
В период экономического роста многие отрасли бурно развиваются. До осени 2008 года лизинговые компании жили в ситуации, когда любая осознанная инвестиция приносила плоды. В этот период лизинговые компании заключали множество стандартных договоров, при этом их проработка страдала многими недостатками. Время экономической нестабильности, сменяющее бурный рост, как правило, наглядно выявляет наиболее болезненные моменты и стороны лизинговых отношений, хотя на первый взгляд российское законодательство довольно подробно регламентирует сферу взаимоотношений, складывающихся между участниками лизинговой сделки (Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)») [1].
Лизинг (англ. leasing - аренда) - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях, обусловленных договором с правом выкупа имущества лизингополучателем [2] .
Казалось бы, структура лизинговой сделки достаточно проста (например финансовый лизинг): лизинговая компания приобретает определенное имущество у продавца, передает его лизингополучателю, который владеет и пользуется данным имуществом, выплачивая за это лизинговой компании лизинговые платежи; в конце срока договора лизингодатель передает лизингополучателю предмет лизинга в собственность. Нередко высказывается мнение, что интересы лизингодателя хорошо защищены, так как, если лизингополучатель не выплачивает все лизинговые платежи, предмет лизинга возвращается лизингодателю — собственнику данного имущества. Однако это мнение несколько ошибочно.
В условиях кризиса лизингополучатели часто испытывают трудности с реализацией товара. Как следствие, им становится невыгодно использовать имущество, полученное в лизинг, и они вынужденно возвращают лизинговое имущество лизингодателю. Теоретически эти лизинговые компании должны были бы радоваться: они получили аванс, несколько лизинговых платежей и им вернули имущество, которое эксплуатировалось короткое время. Однако на практике положение лизинговых компаний становится сложным. Во-первых, основная часть всех лизинговых сделок финансируется за счет кредитов банков. Во-вторых, предмет лизинга обычно является предметом залога по кредитному договору. В-третьих, по условиям договора банки, как правило, имеют право на увеличение процентной ставки по кредиту в случае негативного изменения ситуации на рынке кредитных ресурсов или право на досрочное истребование кредита. В-четвертых, предмет лизинга, особенно автотранспорт, сразу после начала эксплуатации теряет значительную часть своей цены. В-пятых, лизинговая компания не всегда может реализовать предмет лизинга (нет покупателей на подержанные автотранспортные средства) или реальная рыночная цена предмета лизинга оказывается низкой. В итоге сумма всех расходов, которые понесла лизинговая компания в ходе исполнения данной лизинговой сделки (цена предмета лизинга, проценты по кредиту, налог на имущество и пр.), превышает сумму всех полученных средств от лизингополучателя и от реализации предмета лизинга. В настоящий момент некоторые компании неспособны реализовать возвращенное из лизинга имущество и вынуждены нести до-
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2010
59
полнительные расходы по хранению и охране данного имущества [3].
Положение дел на рынке лизинга в 2009 году таково, что около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний — крупнейшие игроки рынка; 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение. К числу таких компаний можно отнести, например, «Европлан», «Карка-де», «Авангард Лизинг». Не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. К последним относятся компании, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагроли-зинг» и др.), а также некоторые компании, специализированные в наиболее конкурентном сегменте лизинга нового автотранспорта («ФБ Лизинг»), или компании при производителях («МАН Финанс», «Скания Лизинг»).
Ситуация продолжает ухудшаться: происходит либо закрытие лизинговых компаний либо дальнейшее ужесточение условий сделок и сокращение продуктовых предложений.
Ужесточение условий лизинга прошло сразу по всем основным параметрам сделки.
1. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов — новых автомобилей и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс — 30-40%.
2. Другая линия ужесточения условий — это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые легко-
вые и грузовые автомобили, автобусы, ряд видов ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет.
3. Следующее направление изменений условий лизинга — это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы (10%) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей. Обычный размер аванса для новой грузовой и специальной техники — сейчас от 30%.
Процентные ставки выросли очень по-разному. В случае легковых автомобилей у ведущих компаний (в основном с иностранным капиталом) увеличение могло составить лишь 34 процентных пункта. В лизинговых программах, изначально связанных с высоким риском (подержанная техника и транспорт, лизинг «без оценки финансового состояния заемщика»), ставки выросли до фантастических уровней — 60-70% годовых. Приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга сейчас можно считать 25% годовых (что эквивалентно 12% «удорожания» предмета лизинга в год). Компании сокращают и сроки сделок: если до кризиса сроки лизинга достигали 10 лет, сейчас многие компании ограничивают максимальный срок тремя годами.
4. Наконец, еще одно новое ограничение касается региональной принадлежности клиентов. Многие лизинговые компании сворачивают свою региональную сеть. И это на фоне того, что в последние годы происходила стремительная региональная экспансия лизинговых компаний. Происходит возврат к ситуации 2004-2005 годов, когда офисы лизинговых компаний в основном были сконцентрированы в крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатерин-бурге.[4]
Как видно по описанной выше ситуации, практически все лизинговые
компаннн применили «защитные» стратегии. Оставляя в основе имевшиеся продукты, они сократили количество лизинговых программ, ужесточили требования к заемщикам, вообще перестали предоставлять финансирование для многих категорий заемщиков и под многие активы. Пока речь идет только о сокращении предложения, что является, в общем-то, естественной реакцией на кризис после нескольких лет растущей конкуренции, которая спровоцировала гонку за увеличением портфеля, невзирая на риски.
Таким образом, по всем основным параметрам сделок и по ожидаемому объему сделок рынок лизинга в 2009 году возвратился к уровню 2004-2005 года. Сложившаяся кризисная ситуация, по нашему мнению, не является поводом для полной остановки финансирования лизингодателями, а скорее станет поводом для принятия новой стратегии привлечения клиентов и управления рисками. Даже в условиях кризиса вполне реально найти разумный баланс между рисками и прибылью и продолжить увеличивать лизинговый портфель.
Литература
1. Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
2. Азрилиан А.Н. Экономический словарь. 2-е изд., М.: Институт новой экономики, 2008. - 411 с.
3. Селивановский А., Лазарева М. Досрочное расторжение договора финансового лизинга// Хозяйство и право. - 2009. - №7. - С.41-45
4. http: //www. ro sleasing.ru/ratings (дата обращения: 20.09.2010)
References
1. The federal law from 29.10.1998 № 164-FZ «About financial rent (leasing)»
2. Azrilian A.N. Economic the dictionary. the 2 edition , М: Institute of new economy, 2008. - 411 p.
3. Selivanovsky А, Lazareva M. Preschedule cancellation of the contract of financial leasing//the Economy and the right. - 2009.-№ 7. - p.41-45
4. http ://www. ro sleasing.ru/ratings (reference date: 20.09.2010)
№6, 2010