ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 4414 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10029
ББК 6/8 © А.А. Оганов, 2018
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПОЛОЖЕНИЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С УМЫШЛЕННЫМ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
Андрей Айрапетович Оганов, старший оперуполномоченный по особо важным делам, полковник полиции, кандидат юридических наук
Главное управление уголовного розыска МВД России (119991, Москва, ул. Житная, д. 16) E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. 5 октября 2018 г. уголовному розыску страны исполнилось 100 лет. Появились новые профессионалы сыскного дела, раскрываются тяжкие и особо тяжкие преступления. История уголовного розыска складывается из каждодневной работы по раскрытию и предупреждению преступлений. Наша история — это каждый кусочек прожитой жизни. Забыть прошлое — это значит забыть историю, а без этого не понять ни настоящего, ни будущего. Коснемся одного из важных направлений блока — раскрытие преступлений против личности.
Предупреждение насильственных преступлений, как и любых других, осуществляется на разных уровнях, в частности, на общесоциальном и специальном криминологическом.
Предотвращение преступлений против личности и здоровья человека относится к наиболее актуальным проблемам правоохранительной деятельности. В настоящий период отечественная система предупреждения преступлений находится в стадии становления, так как старая система, действовавшая ранее, оказалась разрушенной.
Ключевые слова: причинение, вред, нанесение, раскрытие, здоровье, повышение, эффективность, предупреждение, совершенствование, систематизация, создание, необходимость, ст. 111, достижение, результат.
REGULATIONS AND MEASURES TO COMBAT CRIMES RELATED TO THE INTENTIONAL INFLICTION OF GRIEVOUS BODILY HARM
Andrey A. Oganov, senior operative on especially important issues, the police colonel, candidate of legal sciences Head department of criminal investigation department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (119991, Moskva, ul. Zhitnaya, d. 16) E-mail: office@unity-dana.ru
Annotation. October 5, 2018 the criminal investigation of the country was a hundred years old. There is a new professionals of detective business, disclosing heavy and especially grave crimes. The history of criminal investigation consists of everyday work on the disclosure and prevention of crimes. Our history is every piece of our lives. To forget the past is to forget history, and without it you cannot understand neither the present nor the future. Let's touch a little in one of the important areas of the block, the disclosure of crimes against the person.
Prevention of violent crimes, as well as any other, is carried out at different levels, in particular, at the General social and special criminological levels.
Prevention of crimes against the person and human health is one of the most urgent problems of law enforcement. At present, the domestic crime prevention system is in the process of formation, as the old system, which operated earlier, was destroyed.
Keywords: causing, harm, inflicting. disclosure, health, increase, efficiency, prevention, improvement, systematization, creation, necessity, article 111, achievement, result.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Оганов А.А. Положение и меры борьбы с преступлениями, связанными с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):147—150.
100-летнему юбилею Уголовного Розыска МВД России посвящается
В обобщенном виде предупреждения преступлений рассматриваются криминологической доктриной как деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания ее на социально-терпимом уровне посредством устранения и нейтрализации порождающих ее причин.
Следует отметить, что приведенное определение не единственное, и в работах различных авторов оно дополнено целым рядом иных признаков. Однако, основное содержание таких определений также сведено к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, их предотвращению на стадии замышления или приготовления, либо пресечению уже начатых, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
Общесоциальное предупреждение преступлений предполагает оздоровление общественных отношений во всех сферах жизни общества, соблюдение режима законности, активизацию борьбы с негативными социальными явлениями, служащими питательной средой для преступности (низкий уровень жизни населения, безработица, расслоение и т.д.). Низкий материальный уровень значительной части населения и расслоение общества по объему доходов негативно влияют на восприятие людей, особенно молодого возраста, земных благ, недоступных, но так широко представленных во владении богатых людей, на витринах магазинов, разрекламированных средствами массовой информации. У малообеспеченных слоев населения растет чувство зависти, неуверенности, ущемленности, что в качестве психологической компенсации порождает ожесточение и агрессию, способствуя выбору противозаконных средств перераспределения имущества.
Возникающее рассогласование потребностей и возможностей их законной реализации служит одной из причин социальной напряженности, являющейся «питательной» средой для насильственных преступлений.
В этом контексте, против жизни и здоровья человека стратегическим направлением предупреждения насильственных преступлений является стабилизация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. При этом проводимая политика не должна ограничиваться только уголовной, правовой или криминогенной стороной этого понятия. Эти меры даже могут не иметь непосредственной антикриминальной направленности, не преследовать напрямую цель борьбы с преступностью, однако результаты их внедрения косвенно влияют на процессы, происходящие в криминальной среде. Чем масштабнее и объемнее принимаемые государством меры, тем ощутимее их влияние на общество и на такое социальное явление, как преступность.
Деятельность по предупреждению преступлений на общесоциальном уровне заключается в реализации глобальной и всеобъемлющей политики государства, включающей в себя широкий объем мер социального, экономического, политического, правового, идеологического и другого характера. Очевидно, что разработка и осуществление мероприятий такого рода представляют собой не только трудоемкий и долговременный процесс, но и требующий
значительного вложения материальных средств. Даже незамедлительная реализация самых адекватных мер, направленных на достижение вышеуказанных целей, не сможет обеспечить мгновенно положительный результат. Первые плоды осуществления таких мер мы получим лишь по истечении значительного отрезка времени.
В этой связи, в данной статье пойдет речь о состоянии совершенствовании мер борьбы с преступлениями умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
В течение 2013-2018 гг. в России сохраняется устойчивая тенденция совершения и регистрации причинения тяжкого вреда здоровью.
Анализ показывает, что из общего числа выявленных лиц, наиболее часто их совершают лица: без постоянного источника дохода; в состоянии алкогольного опьянения; ранее совершавшие преступления, несовершеннолетние и подростки, а также лица, относящиеся к богатым слоям общества из хулиганских побуждений, а зачастую из корыстных побуждений и по найму. Организация и раскрытие последнего вида преступлений требует владения определенными навыками и методами, так как мотивы и цели совершаемых деяний являются разнообразными: коммерческая или финансовая деятельность, заказные эпизоды от зависти, ревность, месть, неприязненные личные отношения, выяснение отношений на дорогах с использованием огнестрельного, газового, травматического, пневматического оружия и прочие. Совершается умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с прямым или косвенным умыслом, нередко с особой жестокостью, издевательством, мучением потерпевшего, общеопасным способом, по мотивам национальной, расовой ненависти или вражды, организованной криминальной группой.
Существующая система оперативного реагирования подразделений уголовного розыска в ОМВД всецело еще не готова к эффективному противостоянию фактам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в крупных городах и требует ее совершенствования. Многие преступления, особенно получившие широкий общественный резонанс, остаются нераскрытыми из-за отсутствия систематизации действий и определенного алгоритма реагирования на начальные сообщения о происшествиях, слабой информационно-аналитической обеспеченности.
Указанные выше обстоятельства обуславливают необходимость разработки специальной методики, определенной тактики и осуществление информационно-аналитического обеспечения раскрытия ст. 111 УК РФ.
В значительной степени это связано с нарастанием негативных процессов и тенденций в структуре насильственной преступности. Кризисные явления в экономике, противоречия в социальной сфере благоприятствуют росту преступлений против личности, распространению их наиболее опасных форм.
Одним из решений данной проблемы является создание интегрированной системы и анализа оперативной информации, предназначенной для борьбы с преступлениями против жизни и здоровья человека. Формирование банка информации стратегического и тактического предназначения предполагает сбор и включение сведений о лицах, замышляющих, подготавливающих или совершающих преступления, допускающих отклонения от установленных норм поведения; других категориях лиц и материальных объектах, (лицах, могущих располагать информацией о криминальных событиях и причастных к ним гражданах; возможных местах укрывательства скрывшихся преступников): обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также и иные данные, имеющие существенное значение.
Информационное обеспечение по борьбе с УПТВЗ, как показывает наше исследование, предполагает регулярное проведение комплекса мер следующего содержания:
♦ сбор и анализ информации, характеризующей оперативную обстановку по линии борьбы с данной группой преступлений на обслуживаемой и прилегающей территории органа внутренних дел;
♦ обеспечение каналов поступления оперативно-разыскной информации в отношении лиц криминальной среды;
♦ организация взаимодействия подразделений уголовного розыска с другими службами ОМВД, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы.
Осуществление указанных мер должно способствовать решению следующих задач:
♦ реализации оперативно-разыскной информации о лицах, подготовляющих и совершающих преступления против личности (ст. 2 ФЗ «ОБ ОРД»), проведению мероприятий, препятствующих их со-
вершению, своевременной нейтрализации и разобщению выявленных групп;
♦ обеспечению безопасности физических и юридических лиц, на жизнь и здоровье которых можно объективно ожидать преступного посягательства;
♦ накоплению, систематизации и выдаче информации о лицах, причастных к административным и уголовно наказуемым правонарушениям, обеспечению оперативно-предупредительного наблюдения за ними;
♦ выявлению лиц, вовлекающих в противоправную деятельность несовершеннолетних, и обеспечению привлечения их к ответственности;
♦ выявлению наиболее распространенных обстоятельств, способствующих совершению насильственных преступлений, разработке и реализации во взаимодействии с другими государственными органами, администрацией предприятий, учреждений и организаций, представителями общественных объединений мероприятий по их нейтрализации и устранению;
♦ проведению комплексных целевых оперативно-предупредительных мероприятий по обнаружению и пресечению деятельности организованных группировок, улучшению оперативной обстановки в жилых микрорайонах обслуживаемой территории.
Очевидно, эффективная организация этой работы не должна ограничиваться рамками территорий конкретного ОМВД. Отмеченные выше особенности современной преступности вызывают необходимость поиска информации, характеризующей состояние криминального насилия и на межрегиональном уровне. При этом должна регулярно собираться и анализироваться информация различных служб полиции. Такая организация поиска необходимых сведений может способствовать достижению необходимого уровня информационного обеспечения.
Смысл совместной информационно-аналитической работы заключается в том, что взаимодействующие субъекты по своей инициативе определяют ценность поступающей информации, ведут обработку и круг заинтересованных в ней подразделений, исходя из единства профессиональных задач; осуществляют разработку и реализацию соответствующих программ, по которым различные подразделения полиции могут собирать необходимые сведения, и содержащие указания на возможные источники и тактические приемы их получения; формируют банки данных общего
пользования, их систематическое пополнение, инициативное распространение аккумулируемых материалов и разрабатывают тактику ее реализации.
Своевременное получение и систематизация необходимой информации позволит организовать комплексные оперативно-разыскные мероприятия по борьбе с анализируемой категорией преступлений. Их целесообразно планировать на достаточно длительный период времени, предполагающий последовательное накопление оперативной информации, обеспечение ее целенаправленной циркуляции, поэтапное задействование необходимых сил и средств.
Именно оперативные ресурсы уголовного розыска позволяют достаточно глубоко изучить конкретные обстоятельства, влияющие на развитие криминальной ситуации, обнаружить скрытые процессы, определяющие механизм реализации преступного умысла.
Соответствующий комплекс мер мог бы осуществляться на уровне субъектов Федерации.
Сущность современной практики в раскрытии данного вида преступления нужно определять ква-
лификацией, мастерством и статусом оперативного работника, обеспечивающего получение и обработку полученных оперативных материалов с тем, чтобы правильно преобразовать их в результат, так как зачастую, в дальнейшем, органы прокуратуры, чаще всего, принимают решения о переквалификации ст. 111 УК РФ (через ст. 30) на ст. 105 УК РФ, в зависимости от степени повреждения жизненно важных органов.
В заключение необходимо отметить, что целесообразно создавать постоянно действующие или временные оперативные группы для своевременного и скорейшего раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с УПТВЗ, как это было сделано в свое время в созданном экспериментальном отделе по раскрытию УПТВЗ на территории УВД по Южному административному округу г. Москвы, что позволило сократить эти преступления на 20% и улучшить их раскрываемость на 45%, вследствие чего, оперативная обстановка ста-билизир ов алась.
Оперативно-
розыскная
деятельность J
УЧЕБНИК ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ т
UNIT*
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [И.А. Климов и др.]; Под ред. И.А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 с.
Изложены базовые положения оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся оперативно-разыскной тактики, агентурного метода ОРД, финансового обеспечения, тактических особенностей деятельности различных субъектов ОРД по выявлению конкретных преступлений и других вопросов, составляющих государственную тайну.
В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).
Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru