Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СТИЛЯ ЮМОРА И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СТИЛЯ ЮМОРА И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль юмора / антисоциальная креативность / студенты / humor style / antisocial creativity / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.А. Покоро, И.Н. Андреева

Проанализированы различия между студентами – юношами и девушками – в выраженности показателей стиля юмора и антисоциальной креативности, а также в характере взаимосвязей стилей юмора и антисоциальной креативности. Были применены методики «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (М. Ранко, в адаптации Н.В. Мешковой) и «Опросник стилей юмора» (Р. Мартин, в адаптации Е.М. Ивановой). Для обработки данных использовался метод определения различий между независимыми выборками (U-критерий Манна–Уитни) и метод корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В ходе исследования были выявлены следующие значимые различия между юношами и девушками: 1) по выраженности стилей юмора: агрессивный стиль юмора преобладает у юношей по сравнению с девушками; 2) по выраженности компонентов антисоциальной креативности: показатели нанесения вреда преобладают у юношей. Наряду с этим определены достоверные взаимосвязи между показателями стилей юмора и антисоциальной креативности: у юношей – значимые положительные умеренные корреляции аффилиативного стиля юмора с ложью, а также с интегральным показателем антисоциальной креативности, между самоуничижительным стилем юмора и ложью; у девушек – ряд положительных умеренных взаимосвязей агрессивного стиля юмора со всеми показателями антисоциальной креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А.А. Покоро, И.Н. Андреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE CORRELATION BETWEEN HUMOR STYLE AND ANTISOCIAL CREATIVITY IN STUDENTS

The differences between students boys and girls in the expression of indicators of humor style and antisocial creativity, as well as in the nature of the relationship between humor style and antisocial creativity were analyzed. The following methods were used «Behavioral features of antisocial creativity», developed by M. Ranko, adapted by N.V. Meshkova, «Questionnaire of humor styles», developed by R. Martin, adapted by E.M. Ivanova. For data processing we used the method of determining the differences between independent samples Mann-Whitney U-criterion and the method of correlation analysis (Spearman's rank correlation coefficient). The study revealed the following significant differences between boys and girls: 1) in the expression of humor styles: aggressive humor style prevails in boys compared to girls; 2) in the expression of components of antisocial creativity: indicators of inflicting harm prevail in boys. Along with this, reliable correlations between the indicators of humor styles and antisocial creativity were determined: in young men significant positive moderate correlations of affiliative style of humor with lying, as well as with the integral indicator of antisocial creativity, between self-deprecating style of humor and lying were found; in girls a number of positive moderate correlations of aggressive style of humor with all indicators of antisocial creativity were found.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СТИЛЯ ЮМОРА И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9 DOI 10.52928/2070-1640-2024-41-1-81-86

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СТИЛЯ ЮМОРА И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

АА. ПОКОРО, д-р психол. наук, проф. И.Н. АНДРЕЕВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Проанализированы различия между студентами - юношами и девушками - в выраженности показателей стиля юмора и антисоциальной креативности, а также в характере взаимосвязей стилей юмора и антисоциальной креативности. Были применены методики «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (М. Ранко, в адаптации Н.В. Мешковой) и «Опросник стилей юмора» (Р. Мартин, в адаптации ЕМ. Ивановой). Для обработки данных использовался метод определения различий между независимыми выборками (U-критерий Манна-Уитни) и метод корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

В ходе исследования были выявлены следующие значимые различия между юношами и девушками: 1) по выраженности стилей юмора: агрессивный стиль юмора преобладает у юношей по сравнению с девушками; 2) по выраженности компонентов антисоциальной креативности: показатели нанесения вреда преобладают у юношей. Наряду с этим определены достоверные взаимосвязи между показателями стилей юмора и антисоциальной креативности: у юношей - значимые положительные умеренные корреляции аффилиатив-ного стиля юмора с ложью, а также с интегральным показателем антисоциальной креативности, между самоуничижительным стилем юмора и ложью; у девушек - ряд положительных умеренных взаимосвязей агрессивного стиля юмора со всеми показателями антисоциальной креативности.

Ключевые слова: стиль юмора, антисоциальная креативность, студенты.

Введение. Юмор - неотъемлемая часть существования современных людей, его присутствие можно проследить во многих сферах жизни. Он выступает как средство общения, способ сгладить конфликт или избежать его, наладить дружеские отношения, разрядить обстановку. С его помощью человек может оказывать положительное влияние на других людей, поднять им настроение. Юмор способствует созданию благоприятного климата в коллективе, может выступать как средство психологической защиты. Используя юмор, можно уменьшить восприимчивость к боли, регулировать эмоциональное напряжение, минимизировать уровень стресса [1].

Использование юмора в образовательном учебном процессе вуза способствует позитивному душевному состоянию будущих специалистов, повышает мотивацию и интерес к учебе, уменьшает скуку, снижает тревогу и стресс, укрепляет уверенность, повышает продуктивность и поощряет дивергентное и логическое мышление [6, с. 38].

Выявлено четыре основных стиля использования юмора, таких как аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный, самоуничижительный. Аффилиативный стиль направлен на других и характеризуется доброжелательным отношением к людям. Стиль связан с экстраверсией, открытостью новому опыту, положительными эмоциями, жизнерадостностью, бодростью; с успешными межличностными отношениями, хорошей самооценкой, удовлетворенностью качеством жизни. Самоподдерживающий стиль сосредоточен на себе и помогает сохранять оптимистический взгляд в трудной ситуации. Самоподдерживающему стилю юмора также характерна открытость новому опыту, удовлетворенность качеством жизни, самоценность, успешность установления межличностных отношений, оптимизм. Агрессивный стиль направлен вовне, связан с агрессией, гневом, враждебностью. К данному стилю относятся сарказм, насмешки, подтрунивание, навязчивые шутки, даже когда это неуместно. Самоуничижительный стиль ориентирован на себя с целью получения расположения других, связан с тревогой и депрессией. Данный стиль предполагает чрезмерно унижающий себя юмор, попытки развлечь других, а также смех с другими при насмешках и унижениях с их стороны. Рассматривается как попытка привлечения к себе внимания и получения одобрения других за счет собственной репутации [2; 3; 4].

Под антисоциальной креативностью понимается решение нелегитимной задачи неправомочными или деструктивными способами, наносящими вред другим людям. Присутствует множество действий, отражающих антисоциальную креативность. К ним можно отнести терроризм, граффити, буллинг, вандализм, мошенничество, коррупция, плагиат в научной деятельности и др.

Понятие креативности вошло в психологию в середине XX в. и использовалось в сочетании «интеллектуальная креативность». Одним из первых о существовании антисоциальной креативности заявил Р. Макларен в 90-х гг. XX века. Он обратил внимание исследователей на то, что следует учитывать намерения человека при создании продукта.

Зарубежные авторы подразделяют антисоциальную креативность на два вида, а именно, вредоносную и негативную, которые выделяются по степени интенциальности нанесения вреда. Выделение данных видов креативности необходимо по причине того, что негативные продукты креативности являются побочными в процессе решения проблем, но нанесение вреда оригинальным способом является сознательным для достижения собственных целей.

Существует несколько подходов к изучению данного феномена, которые основаны на различных аспектах этого явления: 1) функциональный подход, предложенный Д. Кроплеем и его коллегами, в основе которого модель креативного продукта с точки зрения инженерии [5]; 2) подход к исследованию антисоциальной креативности путем изучения личностей преступников и ситуаций, которые способствуют реализации вредоносного креативного мышления; 3) исследование феномена в направлении его взаимодействия с угрожающими стимулами.

Важность и актуальность изучения данного феномена заключается в необходимости предвосхищения осуществления актов антисоциальной креативности во избежание нанесения вреда окружающим.

В современной психологии изучение антисоциальной креативности только начинается. Возможно, именно по этой причине нами не обнаружено исследований половых различий во взаимосвязях стиля юмора и антисоциальной креативности. Особенно актуальным для изучения данной взаимосвязи является студенческий возраст, поскольку именно студентам в период формирования их личности присуща высокая степень свободы и независимости, самостоятельность принятия решений и ответственность за них [6, с. 199].

Основная часть. Цель исследования - определить половые различия в характере взаимосвязей и выраженности показателей стилей юмора и когнитивно-аффективных свойств личности (антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта) у юношей и девушек.

Методы исследования: организационный (сравнительный), эмпирический (опрос), обработка эмпирических данных (^-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена), интерпретационный (структурный).

Для диагностики стилей юмора использовался «Опросник стилей юмора», разработанный Р. Мартином, в адаптации Е.М. Ивановой; для измерения антисоциальной креативности - методика «Поведенческие особенности антисоциальной креативности», разработанная М. Ранко, в адаптации Н.В. Мешковой.

Исследование проводилось на базе Полоцкого государственного университета имени Ефросинии Полоцкой. В состав выборки вошли студенты в возрасте 17-24 года (М = 18,80, 8Б = 1,44). Общее количество испытуемых - 92 человека (50 девушек, 42 юноши).

На первом этапе исследования при помощи критерия [/-критерий Манна-Уитни были изучены различия между юношами и девушками по выраженности стилей юмора. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Различия между юношами и девушками по выраженности стилей юмора

Переменная Сумма рангов ^-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

юноши девушки

Аффилиативный стиль юмора 1938,5 2339,5 1035,5 0,91

Самоподдерживающий стиль юмора 2098,5 2179,5 904,5 0,25

Агрессивный стиль юмора 2223,5 2054,5 779,5 0,03

Самоуничижительный стиль юмора 2019,00 2259,00 984,00 0,60

Как видно из таблицы 1, на достоверном уровне юноши и девушки различаются по выраженности агрессивного стиля юмора, т.к. р < 0,05. Далее для сравнения медиан рассмотрим «ящичную» диаграмму переменной «агрессивный стиль юмора» у испытуемых женского и мужского пола (рисунок 1).

Рисунок 1. - Медианы агрессивного стиля юмора у юношей и девушек

Примечание: ж - девушки, м - юноши.

Агрессивный стиль юмора преобладает у юношей по сравнению с девушками (см. рисунок 1).

Полученные результаты согласуются с результатами исследования Е.М. Ивановой, осуществленного при адаптации опросника стилей юмора Мартина, согласно которому юноши на достоверном уровне более склонны к использованию агрессивного стиля юмора, чем девушки [4]. Мужчины в большей степени склонны шутить, подтрунивать, поддразнивать, оскорблять и получают большее удовольствие от шуток и анекдотов на агрессивные и сексуальные темы. Шутки такого рода чаще унижают женщин и выставляют их объектом насмешки. Оскорбление является одной из наиболее очевидных форм вербальной агрессии в ряду таких форм, как угроза, насмешка, порицание, упрек, обвинение, жалоба, сплетня и т.д. [8, с. 155-156]. Мужчины чаще женщин используют грубые и злые шутки, чтобы привлечь к себе внимание, произвести впечатление и построить себе положительный образ в глазах других. Кроме того, в мужских группах чаще, чем в женских, наблюдается поддразнивание [9, с. 210-211].

Женщинам больше нравится «бессмысленный» юмор. По Е.П. Ильину [9], женщины чаще мужчин используют юмор (например, смешные случаи из жизни) с целью добиться сближения с партнером и установить контакт в группе.

На втором этапе исследования при помощи У-критерия Манна-Уитни изучены различия между юношами и девушками по показателям антисоциальной креативности (таблица 2).

Таблица 2. - Различия между юношами и девушками по показателям антисоциальной креативности

Переменная Сумма рангов У-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

юноши девушки

Нанесение вреда 2205,5 2072,5 797,5 0,04

Ложь 2038,5 2239,5 964,5 0,50

Злые шутки 1986,5 2291,5 1016,5 0,80

Интегральный показатель антисоциальной креативности 2092,00 2186,00 911,00 0,27

Исходя из данных, представленных в таблице 2, на достоверном уровне юноши и девушки различаются по показателю «нанесение вреда», т.к. р < 0,05. Учитывая, что для сравнения медиан используется непараметрический метод, рассмотрим «ящичную» диаграмму переменной «нанесение вреда» у испытуемых женского и мужского пола (рисунок 2).

Рисунок 2. - Медианы переменной «нанесение вреда» у юношей и девушек

Примечание: ж - девушки, м - юноши.

Из рисунка 2 видно, что нанесение вреда в большей степени свойственно юношам, чем девушкам. Оно проявляется в вербальной и физической агрессии. Согласно исследованию Т.В. Нечепуренко, юноши значительно более подвержены влиянию эгоцентрических мотивов, побуждающих к агрессии, таких как неприятие другого человека, стремление показать свою силу и власть, излишняя подозрительность, намерение проучить, наказать обидчика за содеянное [10]. Мужчины относятся к агрессии как к инструменту, рассматривая ее как модель поведения, к которой прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Определено, что, чем более склонен юноша расценивать агрессивность как нечто неконтролируемое, предопределенное и инстинктивно обусловленное, тем более он склонен к ней прибегать как к средству регуляции отношений с другими людьми. Чем более склонен молодой человек расценивать агрессивность как ненависть, нетерпимость, проявление стремления причинить зло другим людям, тем с большей готовностью он прибегает к вербальной агрессии. Физическую агрессию юноши проявляют, если агрессия кажется неконтролируемой и инстинктивно обусловленной, если ответственности за нее они приписывают внешним обстоятельствам. Мужчины чувствуют за собой право выражать агрессию и берут на себя ответственность за нее тем более явно, чем сильнее, по их мнению, среда провоцирует их на агрессивный ответ. Чем больше выгод в различных сферах жизнедеятельности через агрессивное поведение получает мужчина, тем скорее он приписывает ответственность за собственную агрессию провокации окружающей среды [10].

Еще одно объяснение выявленных различий состоит в том, что мужчины в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги.

Женщины, напротив, более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, например, возможностью получить отпор со стороны жертвы [11].

На третьем этапе исследования с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена был проведен корреляционный анализ переменных стиля юмора и антисоциальной креативности отдельно на выборке юношей и на выборке девушек (таблица 3).

Таблица 3. - Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена переменных «стиль юмора» и «антисоциальная креативность» на выборке юношей и на выборке девушек

Переменные Юноши Девушки

стиль юмора антисоциальная креативность г, Р г, Р

Аффилиативный Нанесение вреда 0,13 0,40 0,03 0,82

Ложь 0,56 р < 0,001 0,17 0,31

Злые шутки 0,24 0,12 -0,10 0,48

Интегральный показатель антисоциальной креативности 0,32 0,04 0,01 0,92

Самоподдерживающий Нанесение вреда -0,12 0,42 0,07 0,62

Ложь 0,01 0,94 0,14 0,34

Злые шутки -0,04 0,77 0,13 0,35

Интегральный показатель антисоциальной креативности -0,00 0,95 0,06 0,67

Агрессивный Нанесение вреда 0,08 0,60 0,52 р <0,001

Ложь 0,04 0,80 0,44 р < 0,001

Злые шутки 0,26 0,10 0,53 р < 0,001

Интегральный показатель антисоциальной креативности 0,11 0,48 0,52 р < 0,001

Самоуничижительный Нанесение вреда 0,04 0,77 0,23 0,10

Ложь 0,36 0,02 0,20 0,17

Злые шутки 0,21 0,17 0,22 0,12

Интегральный показатель антисоциальной креативности 0,25 0,10 0,25 0,07

Примечания: г, - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р - уровень значимости.

Далее мы сравнили полученные значимые корреляции для определения различий в их характере между выборками. Юноши и девушки различаются по всем обнаруженным значимым корреляциям (см. таблицу 3).

Рассмотрим взаимосвязи стилей юмора с переменными антисоциальной креативности на выборке юношей.

У юношей наблюдается значимая положительная умеренная взаимосвязь аффилиативного стиля юмора и лжи (р < 0,001), у девушек указанная корреляция не выявлена (р > 0,05). Это означает, что чем больше выражен у юношей аффилиативный стиль юмора, тем более они склонны ко лжи. Предполагается, что представители данного стиля юмора могут использовать ложь в шутках для получения большего эффекта от них. Для юношей характерна ложь, создающая желаемый имидж, способствующая достижению уверенности в себе; ложь из корыстных побуждений, приносящая удовольствие. Девушки используют ложь, которая носит оправдываемый ситуативный характер; самообман для достижения уверенности в себе [12, с. 109].

У юношей наблюдается значимая положительная умеренная взаимосвязь аффилиативного стиля юмора и интегрального показателя антисоциальной креативности (р < 0,05). Чем более выражен аффилиативный стиль юмора у юношей, тем более они склонны к антисоциальной креативности. У девушек подобная тенденция не выражена. Принимая во внимание, что аффилиативный юмор склонен к использованию лжи, не исключено, что представители данного стиля юмора могут перейти к использованию агрессивного стиля. К агрессии и агрессивному стилю юмора более склонны юноши [4].

На выборке юношей обнаружена положительная умеренная взаимосвязь самоуничижительного стиля юмора и лжи (p < 0,05). Это означает, что чем более выражен самоуничижительный стиль юмора, тем в большей степени юноши склонны ко лжи. На выборке девушек данная взаимосвязь не обнаружена (p > 0,05). Представители данного стиля юмора нацелены на получение расположения других людей путем унижения себя. Предполагается, что правдивых шуток для унижения может быть недостаточно, и человек может солгать в них, чтобы результат был очевиден. Индивид способен шутить и лгать даже в ущерб собственной репутации. Мужчинам, как правило, легче, чем женщине, продвинуться по карьерной лестнице, получить должности повыше, поэтому присутствует вероятность того, что девушки не рассматривают получение уважения со стороны других людей путем унижения себя. Подобный способ может привести к ущербу и потере репутации, которую женщине в профессиональной сфере вернуть труднее, чем мужчине.

У девушек наблюдаются положительные умеренные взаимосвязи агрессивного стиля юмора с нанесением вреда, ложью и злыми шутками (p < 0,001). У юношей данные взаимосвязи не обнаружены (p > 0,05). Это означает, что чем более выражен агрессивный стиль юмора у девушек, тем более они склонны к нанесению вреда, злым шуткам и лжи. Критика, унижения, оскорбления, злые шутки, манипулирование, шантаж могут использоваться с целью мести обидчикам, наказания провинившихся, избавления от тех, кто мешает осуществлению планов по возвышению себя. В целях манипулирования, поддразнивания и насмешек человек может использовать ложь для получения более впечатляющего эффекта от сказанного. Девушкам легче оказать подобное влияние на других людей, т. к. у них на более высоком уровне развит межличностный эмоциональный интеллект и его компоненты (у юношей более развит внутриличностный эмоциональный интеллект и его компоненты) [13]. Агрессию и гнев у девушек, характерные для данного стиля юмора, можно объяснить процессом формирования гендерной идентичности. Ролевое поведение мужчин и женщин начинает размываться, в результате чего каждый пол приобретает характеристики противоположного, и это влияние распространяется на все сферы жизнедеятельности.

На выборке девушек обнаружена положительная умеренная взаимосвязь агрессивного юмора и интегрального показателя антисоциальной креативности (p < 0,001). У юношей данная взаимосвязь не обнаружена (p > 0,05). Это означает, что чем выше выраженность агрессивного стиля юмора, тем больше вероятность проявления антисоциальной креативности.

Важную роль в антисоциальной креативности играет враждебность - когнитивный компонент агрессии. Высокий уровень враждебности у человека является индикатором возможного наличия негативного креативного потенциала [14, с. 36]. Враждебность проявляется в насмешках, подшучиваниях и прочих проявлениях данного стиля юмора. Агрессия и враждебность могут возникать из-за ощущения угрозы, несправедливости, чувства беспомощности. Организм человека в кратчайшие сроки пытается предпринять все меры, чтобы обеспечить защиту, и поднимает уровень тестостерона в крови. При избытке гормона человек становится более вспыльчивым, раздражительным. Предполагается, что ощущение угрозы и чувство беспомощности чаще испытывают девушки, т.к. они физически слабее. Кроме того, проявление несправедливости более заметно в сторону женщин, что можно проследить на протяжении всего хода истории.

Заключение. Таким образом, обнаружены достоверные различия между юношами и девушками по выраженности переменной «агрессивный стиль юмора», которая преобладает у юношей в отличие от девушек. Составляющая антисоциальной креативности «нанесение вреда» также преобладает на мужской выборке.

На исследуемых выборках были определены различия в характере взаимосвязей между стилями юмора и компонентами антисоциальной креативности: у юношей обнаружены значимые положительные умеренные корреляции аффилиативного стиля юмора с ложью, а также с интегральным показателем антисоциальной креативности, между самоуничижительным стилем юмора и ложью; у девушек был обнаружен ряд положительных умеренных взаимосвязей агрессивного стиля юмора со всеми показателями антисоциальной креативности (нанесение вреда, ложь, злые шутки, интегральный показатель антисоциальной креативности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Джелиева З.Т., Быдтаева Э.Л. Юмор как средство успешной коммуникации // Мир науки. Педагогика и психология. -2021. - Т. 9. № 4. - С. 1-3.

2. Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей / Е.М. Иванова, О.В. Митина, Е.А. Сте-фаненко и др. // Сиб. психол. журн. - 2014. - № 51. - С. 163-175.

3. Буенок А.Г. Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности // Сиб. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 60-64.

4. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина / Е.М. Иванова, О.В. Митина, А.С. Зайцева и др. // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6. № 2. - С. 71-85.

5. Cropley A. J. Creativity and cognition: Producing effective novelty // Roeper Review. - 1999. - V. 21. - P. 253- 260.

6. Алланазаров Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестн. науки. - 2023. - Т. 4, № 5(62). - С. 197-201.

7. Гельман В.Я. Использование юмора в процессе обучения // Соврем. образование. - 2021. - № 4. - С. 38-46.

8. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: КомКнига, 2006. - 360 с.

9. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.: ил. - (Мастера психологии).

10. Нечепуренко Т.В. Гендерная специфика структуры агрессивности студентов // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. - 2008. - № 2. - С. 71-78.

11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

12. Служаева В.Ю. Гендерная мотивация психологии лжи в подростковом и юношеском возрасте // Вестн. магистратуры. - 2014. - Т. 1, № 3(30). - С. 105-110.

13. Митрюшина Н.Б. Особенности эмоционального интеллекта в юношеские годы (к постановке проблемы) // Вестн. ПГГПУ. Сер. Психология и педагогика. - 2020. - № 1. - С. 109-113. DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10112

14. Адаптация опросника «Поведенческие особенности асоциальной креативности» / Н.В. Мешкова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина и др. // Психол. наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 6. - С. 25-40. DOI: 10.17759/PSE.2018230603

Поступила 06.05.2024

GENDER DIFFERENCES IN THE CORRELATION BETWEEN HUMOR STYLE AND ANTISOCIAL CREATIVITY IN STUDENTS

А. POKORO, I. ANDREYEVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The differences between students - boys and girls - in the expression of indicators of humor style and antisocial creativity, as well as in the nature of the relationship between humor style and antisocial creativity were analyzed. The following methods were used «Behavioral features of antisocial creativity», developed by M. Ranko, adapted by N.V. Meshkova, «Questionnaire of humor styles», developed by R. Martin, adapted by E.M. Ivanova. For data processing we used the method of determining the differences between independent samples Mann-Whitney U-criterion and the method of correlation analysis (Spearman's rank correlation coefficient).

The study revealed the following significant differences between boys and girls: 1 ) in the expression of humor styles: aggressive humor style prevails in boys compared to girls; 2) in the expression of components of antisocial creativity: indicators of inflicting harm prevail in boys. Along with this, reliable correlations between the indicators of humor styles and antisocial creativity were determined: in young men significant positive moderate correlations of affiliative style of humor with lying, as well as with the integral indicator of antisocial creativity, between self-deprecating style of humor and lying were found; in girls a number of positive moderate correlations of aggressive style of humor with all indicators of antisocial creativity were found.

Keywords: humor style, antisocial creativity, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.