ПСИХОЛОГИЯ
PSYHOLOGY
УДК 159.9
doi: 10.52470/2619046X_2023_2_113
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Е.Э. Кригер, И.Е. Факторович
Аннотация. Процессы, возникающие в обществе, культуре, технологиях с каждым годом расширяют спектр самостоятельности и независимости подрастающей личности и изменяют ее отношение к сепарации от родителей. В статье представлено исследование половых различий в психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 62 человека (n=62): 36 девушек и 26 юношей, в возрасте от 18 до 23 лет, воспитывающихся в полных семьях. Для изучения психологической сепарации использовался опросник «Psychological Separation Inventory» (PSI, Hoffman, 1984), в адаптации В.П.Дзукаевой, Т.Ю.Садовниковой (2014). В соответствии с полученными данными, можно прийти к выводу, что в полных семьях юноши являются более независимыми от матерей в принятии решений и совершении самостоятельных действий. Девушкам же требуется больше помощи и поддержки со стороны данного родителя. Процесс психологической сепарации от отца среди девушек и юношей значимо не отличается.
Ключевые слова: психологическая сепарация, юношеский возраст, половые различия, детско-ро-дительские отношения, полная семья.
SEX DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL SEPARATION FROM PARENTS IN ADOLESCENCE
E.E. Kriger, I.E. Faktorovich
Abstract. The processes that arise in society, culture, and technology expand the spectrum of independence of the growing personality every year and change its attitude to separation from parents. The article presents a study of sex differences in psychological separation from parents in adolescence. The study involved 62 people (n=62): 36 girls and 26 boys, aged 18 to 23, brought up in two-parent families. To study psychological separation, the questionnaire «Psychological Separation Inventory» (PSI, Hoffman, 1984), adapted by V.P. Dzukaeva, T.Yu. Sadovnikova (2014) was used. In accordance with the data obtained, it can be concluded that in two-parent families, young men are more independent from their mothers in making decisions and performing independent actions. Girls, on the other hand, need more help and support from this parent. The process of psychological separation from the father among girls and boys did not differ significantly.
Keywords: psychological separation, adolescence, sex differences, child-parent relationships, complete family.
В процессе развития отношения между ребенком и его родителями меняются. Особенно, эти изменения происходят в юношеском возрасте, когда молодые люди сами становятся взрослыми, а отношения с родителями переходит в позицию на равных. Юноши и девушки могут по-разному отстаивать свою самостоятельность и независимость, стремиться к ней,
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
и иметь различные сложности в данном процессе. Для их определения было проведено данное исследование. Вместе с тем, различия в сепарационном процессе могут быть связаны не только с полом ребенка, а также с полом родителя. Мы предполагаем, что существуют различия между тем, как происходит процесс сепарации в отношениях с мамой, и как он происходит в отношениях с отцом. Отделение и обретение независимости проходит, в первую очередь, в отношениях с мамой.
Цель статьи - рассмотреть особенности психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте в зависимости от пола молодых людей.
Психологическая сепарация от родителей выступает важным фактором в развитии каждого человека, необходимым для успешного процесса социализации молодых людей [7, 5, 2]. Термин «психологическая сепарация» впервые был предложен М. Малер, чтобы описать два взаимосвязанных процесса, разворачивающихся в ходе психического развития: ухода от объекта или прекращения с ним каких-либо отношений [6]. В модели, разработанной Н.Е. Хар-ламенковой, сепарация рассматривается как взаимоотношения человека с миром, в котором ядром являются детско-родительские отношения [10]. Согласно типологии Дж. Хоффмана, сепарация включает конфликтологический, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты [11].
Обретение независимости от родителей не происходит мгновенно, а развивается постепенно, начиная с самого акта рождения ребенка. Пик сепарационной активности приходится на юношеский возраст, когда от молодых людей требуется перестроить общение с родителями, выстроить субъект-субъектные взаимоотношения. Под психологической сепарацией на данном возрастном этапе понимается сложный, нелинейный процесс перестройки детско-родительских отношений, изменение функционирования всей семейной системы, развитие самосознания юноши и девушки, в результате чего происходит увеличение самостоятельности и независимости взрослеющих детей юношеского возраста в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах на осознанном и неосознанном уровнях [1].
Как и в процессе воспитания, так и в процессе сепарации, родители проявляют различные стратегии взаимодействия с ребенком. Матери чаще выражают эмоциональную поддержку, а отцы - сдержанное и отстраненное поведение [3]. В отношениях с сыном мамы часто проявляют непоследовательность, с одной стороны способствуют развитию его самостоятельности, а с другой сопротивляются его отделению [4]. Уже в подростковом возрасте дочери и сыновья проявляют различия в протекании сепарационного процесса [9]. Сыновья, в свою очередь, проявляют больший страх зависимости от родителей [8]. Для более дифференцированного изучения особенностей психологической сепарации в отношениях сын-мать, сын-отец, а также дочь-мать и дочь-отец было проведено эмпирическое исследование.
Объектом исследования: психологическая сепарация.
Предмет исследования: половые различия психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте в полных семьях.
Гипотеза исследования: наличие значимых различий в процессе психологической сепарации от матери и от отца среди юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические концепции психологической сепарации и эмпирические исследования данного процесса.
2. Провести эмпирическое исследование связи между психологической сепарацией от родителей и полом молодых людей.
3. Описать значимые различия в протекании процесса психологической сепарации у юношей и у девушек.
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ
В исследовании приняли участие 62 человека, из которых 36 девушек и 26 юношей, в возрасте от 18 до 23 лет, воспитывающиеся в полных семьях.
Изучение психологической сепарации производилось в соответствии с типологией сепарации Дж. Хоффмана. Согласно данному подходу, психологическая сепарация рассматривается с точки зрения четырех ее основных типов: эмоциональной, когнитивной, поведенческой и конфликтологической сепарации, также автор предлагает общий показатель сепарации, являющийся обобщенным критерием.
Для изучения психологической сепарации использовался опросник «Psychological Separation Inventory» (PSI, Hoffman, 1984), в адаптации В.П. Дзукаевой, Т.Ю. Садовниковой (2014).
Применение критерия U Манна-Уитни показало статистически значимые различия в уровне «Поведенческой сепарации» от матери среди юношей и девушек (U Манна-Уит-ни=320,5, p=0,035). Юноши значимо чаще имеют более высокий уровень данного показателя, они проявляют большую самостоятельность в принятии решений без обращения за помощью к матери. Девушки же больше нуждаются в помощи со стороны мамы для совершения самостоятельных действий.
Также среди респондентов была выявлена значимая связь между характеристикой пола и показателем «Общая сепарация» от матери (U Манна-Уитни=308, p=0,022). Юноши, по сравнению с девушками, проявляют большую независимость в отношениях с матерью.
В процессе психологической сепарации в отношениях с отцом молодые люди не проявляли значимых различий (p>0,05).
Взаимоотношения между родителями и детьми на данном возрастном этапе проходят различно не только в зависимости от пола родителя, но и в зависимости от пола ребенка. Сепарационный процесс протекает по-разному в отношениях с матерью, главным объектом и субъектом сепарации. В отношениях с данным родителем юноши проявляют большую самостоятельность, опасаясь зависимости в отношениях с мамой, они реже обращаются к ней за помощью и чаще стараются решить возникающие проблемы без ее участия. Другие отношения выстраиваются между мамой и дочкой. Девушки, наоборот, нуждаются в более тесных отношениях с мамой в процессе сепарации, им требуется помощь и участие данного родителя при решении сложностей и принятии решений.
В отношениях с отцом психологическая сепарация проходит схоже для юношей и девушек, а значимых различий в этом процессе обнаружено не было, что может быть связано с большей ролью процесса психологической сепарации от матери, чем от отца.
Процесс психологической сепарации выделяется как значимый фактор формирования личности молодых людей. Его невозможно не учитывать при построении психологического сопровождения молодежи и организации профилактической и коррекционной работы с ними. Данное исследование было посвящено выявлению половых различий в сепарации от родителей. Нами было обнаружено, что как со стороны родителя, так и со стороны ребенка наблюдаются значимые половые различия в процессе перестроения взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Результаты проведенного исследования указали на проявление ряда половых особенностей психологической сепарации от матери среди молодых людей из полных семей. Полученные данные позволяют утверждать, что юноши имеют более высокий уровень независимости от мамы, по сравнению с девушками. Девушки же в отношении с матерью проявляют меньшую самостоятельность и нуждаются в ее помощи.
Обнаруженные зависимости могут быть распространены на любую нормотипическую выборку. Они не показывают, как происходит сепарация молодежи при определенных условиях жизни, в неполных семьях, наличии сложившихся партнерских отношений, успешности профессиональной социализации и др. Но они позволяют судить о проявлении половых
МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
различий у девушек и юношей в момент отделения от родителей, при условии проживания в полных семьях.
Таким образом, в отношении молодых людей требуются различные стратегии взаимодействия со стороны матери. В процессе отделения молодых людей, мамам необходимо оказывать больше психологической поддержки дочерям, а сыновьям, напротив, давать возможность проявить самостоятельность.
Практическая значимость исследования заключается в возможности учета половых различий психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте при построении профилактической и коррекционной работы как с молодыми людьми, так и с их родителями.
В перспективе исследование может быть направлено на изучение психологической сепарации от дочерей и сыновей со стороны мамы, с целью изучения процесса с точки зрения другого субъекта сепарации.
Библиографический список
1. Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Трансформация отношений с отцом на этапе юношеского возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 11.
2. Дитюк А.А. Влияние психологической сепарации на социальную адаптацию личности: дис. ... канд. психол. наук. СПБ., 2019.
3. Егоров Р.Н., Шаповаленко И.В. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2.
4. Крюкова Т.Л. Изменения взаимоотношений матери и взрослеющего сына в контексте современной Российской семьи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 1-2.
5. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1.
6. МалерМ.С, Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М., 2018.
7. Петренко Т.В., Сысоева Л.В. Особенности психологической се-парации от матери и от отца как фактор экзистенциальной исполненности сту-дентов // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 4 (25).
8. Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16).
9. Слотина Т.В., ЯрмуликМ.В. Половые особенности психологической сепарации подростков от матерей и отцов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (45).
10. ХарламенковаН.Е., КумыковаЕ.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М., 2015.
11. Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. Apr. Vol. 34 (2).
Е.Э. Кригер
доктор психологических наук
заведующая кафедрой психологии и педагогики образования Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва E-mail: [email protected]
И.Е. Факторович
студент
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва E-mail: [email protected]