Научная статья на тему 'Половозрастные особенности взаимосвязи между личностной эмпатией, альтруизмом и эгоизмом'

Половозрастные особенности взаимосвязи между личностной эмпатией, альтруизмом и эгоизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / EMPATHY / АЛЬТРУИЗМ / ALTRUISM / ЭГОИЗМ / EGOISM / ПОЛ / SEX / ВОЗРАСТ / AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазуто К.О., Махин С.А.

В статье представлено исследование половозрастных различий в показателях личностной эмпатии, альтруизма и эгоизма, а также корреляционный анализ взаимосвязи между ними в рамках трех возрастных групп: подростковой, ранней зрелости и поздней зрелости. Обнаружены половые различия в показателях оценки личностной эмпатии и эгоизма, а также возрастные различия в оценке альтруистического поведения. Возрастные различия для показателей эмпатии, альтруизма и эгоизма оказались статистически значимы только для выраженности альтруистической мотивации поведения: наиболее высокие оценки собственных альтруистических тенденций давали подростки, средние испытуемые старшей возрастной группы (50-60 лет), низкие испытуемые в возрасте ранней зрелости. Уровень эмпатии как относительно стабильная индивидуальная характеристика статистически значимо предсказывает демонстрацию более выраженных альтруистических поведенческих тенденций в период подросткового развития, а также поздней зрелости и демонстрацию менее выраженных эгоистических тенденций в период ранней зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN INDIVIDUAL EMPATHY AND ALTRUISM AND EGOISM: AGE AND SEX DIFFERENCES

The paper presents the study of age and sex differences in empathy, altruism and egoism and the correlation between empathy and altruism and egoism for the three age samples: teenagers (high school pupils aged 14-15 years), early adulthood (senior university students aged 20-23 years) and late adulthood (high school teachers aged 50-60 years). The scores of empathy were obtained with the help of A. Mehrabian’s Questionnaire Measure of Emotional Empathy, while the scores of personal altruism and egoism were measured by means of T. Leary's Interpersonal Behavior Grid. The differences among the measured individual characteristics were calculated with the use of factorial ANOVA, separately for each variable. The sex differences were found only for the scores of empathy and egoism, while age differences for them appeared to be not statistically significant. Females scored higher in empathy and lower in egoism. The age differences were registered exclusively for the scores of altruism. The highest scores in personal altruism self-assessment were acquired for the sample of teenagers, while the lowest for the sample of students. The rationale for this is seen in that teenagers are mostly focused on establishing personally important relationships within their referent groups, which makes them demonstrate more prominently how they intend to contribute to their group. In case of university students it is expected to see them actively explore the opportunities on most efficient professional self-realization for which it is a common practice to sacrifice personal relationships to a certain extant. The empathic traits, being a rather stable property of one’s personality, showed a specific pattern of correlation with personal altruism and egoism within different age samples. It could predict higher scores on altruism for the samples of teenagers and late adults, while one’s agoistic tendencies showed lower scores for more empathic individuals only within the sample of university students. Empathy didn’t affect significantly egoistic behaviors in the groups of teenagers and barely correlated with them within the group of late adults.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности взаимосвязи между личностной эмпатией, альтруизмом и эгоизмом»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 106-114.

УДК 159.923

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНОЙ ЭМПАТИЕЙ, АЛЬТРУИЗМОМ И ЭГОИЗМОМ

Лазуто К. О., Махин С. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского E-mail: smakhin@inbox.ru

В статье представлено исследование половозрастных различий в показателях личностной эмпатии, альтруизма и эгоизма, а также корреляционный анализ взаимосвязи между ними в рамках трех возрастных групп: подростковой, ранней зрелости и поздней зрелости. Обнаружены половые различия в показателях оценки личностной эмпатии и эгоизма, а также возрастные различия в оценке альтруистического поведения. Возрастные различия для показателей эмпатии, альтруизма и эгоизма оказались статистически значимы только для выраженности альтруистической мотивации поведения: наиболее высокие оценки собственных альтруистических тенденций давали подростки, средние -испытуемые старшей возрастной группы (50-60 лет), низкие - испытуемые в возрасте ранней зрелости. Уровень эмпатии как относительно стабильная индивидуальная характеристика статистически значимо предсказывает демонстрацию более выраженных альтруистических поведенческих тенденций в период подросткового развития, а также поздней зрелости и демонстрацию менее выраженных эгоистических тенденций - в период ранней зрелости.

Ключевые слова: эмпатия, альтруизм, эгоизм, пол, возраст.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного развития общества на фоне сложной политической, социально-экономической ситуации насущной проблемой, требующей пристального внимания, является вопрос гуманизации человеческих отношений. Важным и необходимым является воспитание в человеке нравственных норм, моральных и духовных ценностей. Эта проблема является сейчас особенно важной, поскольку семья как базовый институт социализации претерпевает существенные изменения, главные из которых - частые разводы, внутрисемейные конфликты и, как следствие, разрушение эмоциональной связи между членами семьи. Между тем эмоциональная зрелость, разнообразие чувственного пространства, способность человека поставить себя на место другого человека, умение понять и принять другого со всей полнотой его смыслов являются важными компонентами духовной культуры личности. Эти способности и умения являются частью такого психологического понятия, как «эмпатия». Процесс эмпатийного переживания не только создает субъективную картину мира, но и детерминирует осознание того, что каждый человек уникален в проявлении эмоциональных переживаний. Эмпатия также неразрывно связана с проявлением просоциального поведения, которое является основой гармоничного и сбалансированного человеческого общества. Развитие эмпатии во многом детерминирует альтруистическую мотивацию поведения, то есть оказание бескорыстной помощи с целью улучшения эмоционального состояния другого человека.

В психологии нет единой позиции относительно механизмов, которые лежат в основе эмпатийного процесса. Большая часть исследователей считают, что эмпатия обеспечивается не одним, а несколькими механизмами [1, 2]. Подразумевается, что эмоциональная эмпатия базируется на механизмах проекции, заражения и подражания аффективным и моторным реакциям другого индивида, в то время как когнитивная - на интеллектуальных процессах. А. П. Сопиков [3] описал механизм эмпатии как процесс, в рамках которого субъектом производится моделирование объекта. На первом этапе субъект воспринимает «открытые переменные» объекта, то есть воспринимает мимику, позу, жесты, общее эмоциональное состояние. На втором этапе субъект создает психологическую модель деятельность объекта, которая и является информационным блоком о состоянии объекта. На последнем этапе с помощью действий и речи субъект присоединяется к объекту с целью продемонстрировать невидимые аспекты его переживаний.

Эмоциональное заражение обуславливает сходную экспрессию, на основе чего происходит синхронизация состояний людей, детерминирующая переживание одних и тех же эмоций. И. Г. Дубов [4] считает, что в заражении главную роль выполняют невербальные средства. Также он указывает на то, что дети чаще всего подвергаются эмоциональному заражению. Заражение является основным механизмом эмпатического процесса лишь не первых этапах онтогенеза, сменяясь затем более сложными конструктами. Нередко развитие эмпатии как свойства личности останавливается на одной из стадий, и тогда следует говорить не столько об эмпатии как таковой, а скорее о сопереживании или сочувствии как отдельных аспектах сложного эмпатического процесса.

Эмпатия в подростковом периоде достигает своей предельной точки развития и выраженности, усиливается детерминация просоциального поведения эмпатическими переживаниями. В некоторых исследованиях, в которых изучался период период пубертата и юношества, подчеркивается, что эмпатические переживания отрочества переносятся на зрелый возраст, сохраняя эмоциональный знак [5].

В своем исследовании Я. А. Мазуренко [6] установил, что развитие эмпатии в юношеском возрасте отличается независимостью от воспитательного воздействия и становится все более осознанным. Уровень развития эмпатийного реагирования обратно пропорционален послушанию. Молодой человек все меньше полагается на мнение авторитета и взрослых, не предполагая того же от других людей. Чем более развита эмпатия, тем меньше наблюдается следование тем нормам и установкам, которые до этого были само собой разумеющимся, в некоторых ситуациях даже не поддающимися осознанному анализу. Люди в юношеском возрасте становятся более избирательными, а многие устоявшиеся аспекты, детерминирующие их альтруистическую модель поведения, подвергают сомнению.

В период зрелого возраста у человека уже существуют устоявшиеся, закрепленные формы поведения в той или иной ситуации на основе четко сформированной модели эмпатического реагирования. В целом, считается, что уровень развития эмпатии закрепляется уже в подростковом возрасте и далее остается относительно стабильным. Этап юношеского возраста является важным в

107

определении для себя все еще актуальных систем норм и правил, нравственных аспектов поведения, что и детерминирует проявление альтруистическое направленности в поведении или эгоистичной.

С другой стороны, Е. П. Ильин и А. Н. Липина, изучая влияние возрастного фактора на уровень развития эмпатии, обнаружили, что уровень эмпатии беспрерывно возрастает до 40-50 лет как у женщин, так и у мужчин. Только в этом возрасте, по их данным, эмпатийное реагирование достигает своего максимального значения выраженности. После данной возрастной отметки показатели снижаются, достигая своего минимального значения (относительно подросткового возраста) в 60-75 лет [7].

Целью нашей работы стало изучение половозрастных особенностей взаимосвязи между выраженностью личностной эмпатии и степенью реализации альтруистической и эгоистической мотиваций в межличностном взаимодействии на примере подросткового возраста и периодов ранней и поздней зрелости. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что в ходе личностного развития опосредование альтруистического и эгоистического стилей поведения выраженностью индивидуальной эмпатии претерпевает статистически достоверную трансформацию.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа-лицей N° 17» г. Симферополя и ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». Экспериментальную выборку исследования составили 30 учеников восьмых классов МБОУ «Школа-лицей № 17» в возрасте от 14 до 15 лет, из них 17 девочек и 13 мальчиков, 30 студентов ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в возрасте от 20 до 23 лет, из них 18 девушек и 12 юношей, а также педагогический состав школы численностью 30 человек в возрасте от 50 до 60 лет, из них 20 женщин и 10 мужчин. Общее количество испытуемых составило 90 человек.

Для выявления и анализа возрастных особенностей взаимосвязи уровня развития эмпатии и проявления альтруизма и эгоизма в рамках данной работы применялись следующие психодиагностические методики:

1. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана. Опросник был разработан А. Мехрабианом в 1972 году. Адаптирован на русский язык Ю. М. Орловым и Ю. Н. Емельяновым в 1988 году. Опросник предназначен для определения общего уровня развития эмпатии как черты личности;

2. Опросник для диагностики межличностных отношений Лири. Опросник был разработан Т. Лири в 1954 г. и предназначен для изучения взаимоотношений в малых группах, а также определения ведущего типа межличностных отношений человека. Методика включает в себя 8 шкал, соответствующих различных типам межличностных взаимоотношений. В нашем исследовании анализировались две шкалы: эгоистичный и альтруистичные типы отношений.

108

Для обработки результатов исследования осуществлялась математико-статистическая обработка следующим методами: многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) и корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Первоначальный анализ накопленных данных с расчетом средних значений и стандартного отклонения в оценках испытуемых по шкалам эмпатии, альтруизма и эгоизма выявил показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Средние оценки испытуемых по шкалам эмпатии (опросник А. Мехрабиана), альтруизма и эгоизма (опросник ДМО Т. Лири)

возраст пол эмпатия альтруизм эгоизм

подростковый М 20,2 ± 4,7 8,8 ± 1,9 11,0 ± 2,7

Ж 23,7 ± 4,6 5,9 ± 3,2 11,8 ± 2,2

ранний зрелый М 19,0 ± 4,1 7,0 ± 2,6 8,0 ± 3,6

Ж 25,4 ± 3,3 4,5 ± 2,6 7,7 ± 4,6

поздний зрелый М 20,8 ± 4,9 6,7 ± 1,8 10,0 ± 2,4

Ж 22,8 ± 5,1 6,1 ± 2,5 9,0 ± 3,8

Анализ статистической значимости различий в самооценках эмпатии, альтруизма и эгоизма осуществлялся с использованием многофакторного дисперсионного анализа отдельно для каждой переменной. В качестве факторов, предположительно способных оказать влияние на самооценку испытуемых, учитывался их пол и возрастная группа, соответствовавшая исследуемым в нашей работе выборкам.

В случае показателей личностной эмпатии значимый эффект был обнаружен только для фактора «пол»: F(1, 84) = 14,49; р < 0,001. Фактор «возраст» в отдельности, а также в сочетании с фактором «пол» не продемонстрировал значимого влияния на величину самооценки по данной шкале. Показатели эгоизма аналогичным образом значимо различались лишь в зависимости от пола испытуемых: F(1, 84) = 8,46; р < 0,01. Графическое изображение выявленных статистически значимых различий можно увидеть на рис. 1.

109

26 25 24 К 23

| 22 2Т

20 19 18

Рис. 1. Различия в показателях самооценки эмпатии и эгоизма у испытуемых трех возрастных выборок в совокупности.

Полученные в нашей работе результаты расходятся с выводами отдельных авторов [7], согласно которым выраженность эмпатических черт личности с возрастом имеет тенденцию увеличиваться. Однако при этом следует учитывать, что различия в выявленных закономерностях могут быть связаны с различиями в использованном диагностическом инструментарии. В случае опросника А. Махрабиана основной акцент делается на эмоциональных аспектах личностной эмпатии, в то время как другие методики могут фокусироваться в равной или большей степени на когнитивных аспектах эмпатического процесса.

С точки зрения половых различий выявленные закономерности в случае эмпатии соответствуют достаточно широко распространенной идее о том, что женщинам свойственна большая выраженность черт характера, ассоциирующихся с сочувствием и сопереживанием. В научной литературе имеется множество примеров в пользу данного положения [8-11].

В то же время представляет особый интерес тот факт, что самооценка эгоистических проявлений в поведении у женщин оказалась значимо меньшей, чем таковая у мужчин. Однако не следует, полагаясь на данный результат, спешить и делать вывод о том, что ситуация так обстоит и в случае реального, объективно наблюдаемого поведения. Результаты нашего исследования указывают лишь на то, что по сравнению с мужчинами женщины более склонны подчеркивать отсутствие эгоистических тенденций в собственном поведении.

Что интересно, различия в самооценке испытуемыми собственной склонности к альтруистическому поведению в зависимости от пола абсолютно отсутствовали. Так как обычно эгоистические черты характера противопоставляются альтруистическим, было бы вполне естественно обнаружить, что самооценка альтруизма у женщин обратным образом покажет более высокие результаты, чем у мужчин. В связи с тем, что данные ожидания не оправдались, представляется логичным высказать гипотезу

110

о том, что в субъективном плане для женщин значительно более важно демонстрировать не наличие просоциальной, альтруистической мотивации в своем поведении, но отсутствие эгоистической, корыстной. Однако, как в случае любой гипотезы, для полноценной проверки данного предположения требуется проведение специального исследования.

Оценки, полученные испытуемыми по шкале альтруизма, продемонстрировали статистически значимые различия в зависимости от возрастной группы, к которой они принадлежали: F(2, 84) = 7,15; р < 0,01. Данные различия можно увидеть на рис. 2.

12,5 11,5 £ 10.5 £ 9,5

с се

3,5 7,5 6,5

подростки ран. зрелость позд.зрелость Рис. 2. Различия в показателях самооценки альтруизма у испытуемых трех возрастных групп: подростки, ранняя зрелость и поздняя зрелость.

Демонстрация альтруистической мотивации в собственном поведении при отсутствии половых различий оказалась наиболее выраженной для испытуемых подросткового возраста, а наименее - для испытуемых в возрасте 20-23 года.

Вероятно, причиной столь высоких показателей самооценки альтруизма у подростков может быть определенная специфика данного этапа становления личности, для которой одну из наибольшей ценностей представляет поиск своего места среди сверстников, переживание включенности и признанности в соответствующей референтной группе. Одной из эффективных стратегий повышения своей «успешности» является демонстрация умения жертвовать личными интересами в пользу группы, к которой подросток принадлежит.

В случае испытуемых старшей возрастной группы (50-60 лет) можно высказать предположение о том, что причиной относительно высоких показателей самооценки альтруизма может быть возрастание роли в жизни таких людей переживаний, касающихся смысла и важности собственного существования, той пользы, которую они принесли близким и значимым людям. В связи с этим можно ожидать подчеркивания испытуемыми старшего возраста той роли, которую они сыграли в судьбе окружающих и общества в целом.

111

Корреляционный анализ взаимосвязи между эмпатией с одной стороны и альтруизмом и эгоизмом с другой обнаружил результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции уровня личностной эмпатии с оценками по шкалам альтруизма и эгоизма в различных возрастных группах

эмпатия

подростки ранняя зрелость поздняя зрелость

альтруизм 0,47* 0,29 0,41*

эгоизм -0,28 -0,47* -0,03

Примечание: корреляции, отмеченные знаком «*», статистически значимы на уровне р <0,05.

Исходя из величины и значимости обнаруженных корреляций, можно утверждать, что выраженность индивидуальных эмпатических качеств, которые, как мы выше показали, являются относительно стабильной характеристикой человека, может в заметной мере предсказывать более явные альтруистические тенденции в поведении человека преимущественно в подростковый период, а также в период поздней зрелости. Специфика социально значимой активности, которая, как правило, характерна для периода ранней взрослости, сглаживает влияние уровня индивидуальной эмпатии на проявления альтруистических форм поведения. По всей видимости, необходимость активного поиска своей профессиональной ниши среди студентов старших курсов создает предпосылки к тому, что человек начинает более экономно относиться к имеющимся в распоряжении ресурсам, соответственно, более тщательно взвешивая возможные выгоды и потери. В то же время, что особенно интересно, именно на данном этапе более выраженная эмпатия обеспечивает меньшее проявление эгоистической стратегии в поведении, о чем свидетельствует значимая отрицательная корреляция между ними. Другими словами, можно сказать, что более эмпатичный человек, находясь на этапе профессионального самоопределения, с точки зрения альтруистических тенденций не сильно отличается от человека менее эмпатичного, но при этом реже следует эгоистическим мотивационным импульсам. Подростковая стадия, а также стадия поздней зрелости (особенно последняя) демонстрируют отсутствие значимой связи между эмпатическими качествами личности и склонностью к эгоистически мотивированному поведению.

ВЫВОДЫ

1. Анализ влияния фактора пола на выраженность эмпатических черт характера, а также альтруистической и эгоистической поведенческих мотиваций выявил значимые половые различия только для выраженности эмпатии и эгоизма: уровень

112

эмпатии был выше у женщин, в то время как они же продемонстрировали более низкую оценку собственного эгоизма.

2. Возрастные различия для показателей эмпатии, альтруизма и эгоизма оказались статистически значимы только для выраженности альтруистической мотивации поведения: наиболее высокие оценки собственных альтруистических тенденций давали подростки, средние - испытуемые старшей возрастной группы (50-60 лет), низкие - испытуемые в возрасте ранней зрелости (студенты старших курсов).

3. Уровень эмпатии как относительно стабильная индивидуальная характеристика статистически значимо предсказывает демонстрацию более выраженных альтруистических поведенческих тенденций в периоды подросткового развития и поздней зрелости и демонстрацию менее выраженных эгоистических тенденций - в период ранней зрелости.

Список литературы

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1976. - 280 с.

2. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет): Автореф. дис. канд. психол наук. - Краснодар, 2003.

3. Сопиков А. П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977.

4. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - 5, 38.

5. Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.

6. Мазуренко Я. А. Особенности развития эмпатии у подростков и молодых людей в контексте воспитания и социального взаимодействия // Философия образования. - 2011. - 2, 118.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

8. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism, TRENDS in cognitive sciences, 6, 248 (2002).

9. Baron-Cohen S., Knickmeyer R.C., Belmonte M.K. Sex differences in the brain: Implications for explaining autism, Science, 310, 819 (2005).

10. Chakrabarti B., Baron-Cohen S. Empathizing: Neurocognitive developmental mechanisms and individual differences, Progress in Brain Research, 156, 403 (2006).

11. Wakabayashi A., Baron-Cohen S., Uchiyama T., Yoshida Y., Kuroda M., Wheelwright S. Empathizing and systemizing in adults with and without autism spectrum conditions: Cross-cultural stability, Journal of Autism and Developmental Disorders, 37, 1823 (2007).

INTERRELATION BETWEEN INDIVIDUAL EMPATHY AND ALTRUISM AND EGOISM:

AGE AND SEX DIFFERENCES Lazuto K. O., Makhin S. A

Crimean Federal V.I. Vernadsky University

E-mail: smakhin@inbox.ru

The paper presents the study of age and sex differences in empathy, altruism and egoism and the correlation between empathy and altruism and egoism for the three age samples: teenagers (high school pupils aged 14-15 years), early adulthood (senior university students aged 20-23 years) and late adulthood (high school teachers aged 50-60 years). The scores of empathy were obtained with the help of A. Mehrabian's Questionnaire Measure of Emotional Empathy, while the scores of personal altruism and egoism were measured by means of T. Leary's Interpersonal Behavior Grid. The differences among the measured individual characteristics were calculated with the use of factorial ANOVA, separately for each variable. The sex differences were found only for the scores of empathy and egoism, while age differences for them appeared to be not statistically significant. Females scored higher in empathy and lower in egoism. The age differences were registered exclusively for the

113

scores of altruism. The highest scores in personal altruism self-assessment were acquired for the sample of teenagers, while the lowest - for the sample of students. The rationale for this is seen in that teenagers are mostly focused on establishing personally important relationships within their referent groups, which makes them demonstrate more prominently how they intend to contribute to their group. In case of university students it is expected to see them actively explore the opportunities on most efficient professional self-realization for which it is a common practice to sacrifice personal relationships to a certain extant. The empathic traits, being a rather stable property of one's personality, showed a specific pattern of correlation with personal altruism and egoism within different age samples. It could predict higher scores on altruism for the samples of teenagers and late adults, while one's agoistic tendencies showed lower scores for more empathic individuals only within the sample of university students. Empathy didn't affect significantly egoistic behaviors in the groups of teenagers and barely correlated with them within the group of late adults.

Keywords: empathy, altruism, egoism, sex, age.

References

1. Vilyunas V.K. Psikhologiya emotsional'nykh yavleniy / V.K. Vilyunas. -M. :MGU, 1976. - 280 s.

2. Goncharenko E.S. Razvitie empatiynogo potentsiala lichnosti (na materiale issledovaniya detey 7-8 let): Avtoref. dis. ... kand. psikhol nauk (Krasnodar, 2003).

3. Sopikov A.P. Mekhanizm empatii, Voprosy psikhologii poznaniya lyud'mi drug druga i samopoznaniya (Krasnodar: Izd-vo Kuban. un-ta, 1977).

4. Bylkina N.D., Lyusin D.V. Razvitie predstavleniy detey ob emotsiyakh v ontogeneze, Voprosy psikhologii, 5, 38 (2000).

5. Yusupov I.M. Psikhologiya empatii (teoreticheskie i prikladnye aspekty): Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. Nauk (SPb., 1995).

6. Mazurenko Ya.A. Osobennosti razvitiya empatii u podrostkov i molodykh lyudey v kontekste vospitaniya i sotsial'nogo vzaimodeystviya, Filosofiya obrazovaniya, 2, 118 (2011).

7. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva / E.P. Il'in. - Spb.: Piter, 2001. - 752 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism, TRENDS in cognitive sciences, 6, 248 (2002).

9. Baron-Cohen S., Knickmeyer R.C., Belmonte M.K. Sex differences in the brain: Implications for explaining autism, Science, 310, 819 (2005).

10. Chakrabarti B., Baron-Cohen S. Empathizing: Neurocognitive developmental mechanisms and individual differences, Progress in Brain Research, 156, 403 (2006).

11. Wakabayashi A., Baron-Cohen S., Uchiyama T., Yoshida Y., Kuroda M., Wheelwright S. Empathizing and systemizing in adults with and without autism spectrum conditions: Cross-cultural stability, Journal of Autism and Developmental Disorders, 37, 1823 (2007).

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.