Научная статья на тему 'Половозрастные особенности совладающего поведения в младшем школьном возрасте'

Половозрастные особенности совладающего поведения в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
626
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ / COPING-BEHAVIOUR / CRISES OF AGE DEVELOPMENT / GENDER-AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Анна Владимировна

В статье делается вывод о том что формирование копинг-поведения, в первую очередь, подчиняется внутренним закономерностям психического онтогенеза гетерохронности и неравномерности развития, что связано с фактором возраста. Также в формировании совладающего поведения проявляется влияние фактора полового диморфизма, опосредованное возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-Age Characteristics of Coping in Junior School Age

Coping behavior formation is determined by intrinsic regularity of psychological ontogeny heterochronicity of personality development, connected with age factor. Also the formation of coping is influenceв by the factor of sex dimorphism, depending on age.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности совладающего поведения в младшем школьном возрасте»

А. В. Смирнова

половозрастные особенности совладающего поведения в младшем школьном возрасте

На становление копинг-стиля ребенка оказывают влияние возрастные и половые факторы.

Исследователи копинг-поведения в зарубежной психологии считают связь между взрослением и совладанием чрезвычайно непростой. Получены данные о том, что реакции детей на стрессовые события изменяются по мере их развития; доказано, что младшие дети чаще опираются на проблемно-фокусированные и поведенческие стратегии, тогда как подростки склонны использовать эмоционально-фокусированные и когнитивные стратегии (A. Parsons, E. Frydenberg, Ch. Poole1, Н. Ф. Михайлова2). При исследовании детей младшего школьного возраста обнаружены противоречивые результаты в использовании эмоционально-ориентированных копинг-стратегий.

Можно предположить, что предпочтение этих видов копинг-поведения увеличивается в период возрастных кризисов (кризисы 7 лет и подросткового возраста).

Однако в целом, на современном этапе получено недостаточно данных о половозрастных особенностях копинга детей и младших подростков. Данное исследование опирается на большую выборку и тонкие возрастные срезы, что позволяет нам более подробно изучить динамику формирования совладающего поведения у детей младшего школьного возраста.

Определение того, как именно половозрастные характеристики влияют на процесс формирования копинг-стиля детей в период возрастного кризиса, необходимо для понимания механизмов психической адаптации у детей и подростков. Исходя из этого, данное исследование представляется актуальным как в теоретическом аспекте (в связи с задачами психологии развития), так и в практическом плане — в связи с задачами психопрофилактики, психокоррекции, индивидуальной и семейной психотерапии.

В исследовании принимали участие 575 детей в возрасте от 7 до 11 лет. В качестве метода исследования для изучения совладающего поведения детей использовался опросник копинг-стратегий “Self-Report Coping Scale” (разработан Causey and Dubow’s в 1992 г. и модифицирован Karey Skinner, Becky Kochenderfer-Ladd в 2002г.), апробированный нами.

Копинг-поведение у детей младшего школьного возраста

В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие о различной частоте использования нескольких видов копинг-стратегий в разные возрастные периоды (рис. 1).

Конструктивный копинг «Решение проблемы» дети до 7 лет используют достаточно часто, к 8 годам частота его использования значительно снижается, что может быть обусловлено как кризисом семи лет и изменениями в сознании и личности ребенка, произошедшими к окончанию этого кризиса, так и процессом адаптации к системе школьного обучения, поскольку она значительно отличается от системы дошкольного образования. В дальнейшем

© А. В. Смирнова, 2008

Решение проблемы

Поиск социальной поддержки

Дистанцирование

Интернализация

Экстернализация

Возраст

Рис. 1. Копинг-поведение у детей младшего школьного возраста.

выраженность использования этих копинг-стратегий последовательно повышается на протяжении возраста 9 и 10 лет, достигая своего максимума (в исследуемом периоде) к 11 годам.

Таким образом, с возрастом происходит увеличение частоты выбора проблеморазрешающего копинга, за исключением кризисного (послекризисного) периода в возрасте 8 лет. Из рисунка № 1 видно, что копинг решения проблемы является наиболее часто используемым видом совладающего поведения в младшем школьном возрасте.

Копинг «Поиск социальной поддержки», направленный на поиск и получение помощи от социальной сети (семья, друзья) и снятие напряжения от стресса, в данном возрасте имеет ту же тенденцию в использовании, что и копинг «решение проблемы»: достаточно часто используемый детьми в 7-летнем возрасте, к 8 годам он применяется значительно реже, что также может быть обусловлено как кризисом 7 лет, так и процессом адаптации к школе. Далее частота использования этих копинг-стратегий последовательно повышается на протяжении возраста 9 и 10 лет, достигая своего максимума к 10 годам, снижаясь к возрасту 11 лет, когда снижается необходимость возможности решения проблем с помощью социума, т. к. ребенок становится более зрелой и самостоятельной личностью, с одной стороны, и его отношения с окружающими меняются в связи с предстоящим подростковым кризисом, с другой стороны. Копинг «Поиск социальной поддержки» имеет те же возрастные закономерности формирования, что и проблемо-разрешающий копинг.

Копинг «Дистанцирование», направленный на отделение от проблемы, игнорирование ее, вытеснение, снижение ее значимости, имеет те же тенденции формирования, что и предыдущие комплексы копинг-стратегий, но интенсивность (выраженность) сдвигов значительно меньше. Так, средняя частота использования в возрасте 7 лет снижается к 8 годам, повышаясь к возрасту 9-10 лет, и вновь снижается к 11 годам.

Вероятно, такая закономерность имеет сходные причины с рассматриваемыми выше изменениями в использовании других копинг-стратегий, за исключением возраста 11 лет, что можно объяснить, в первую очередь, изменениями, происходящими во внутреннем мире ребенка. Они связаны с взрослением, а значит, с уходом от такого неконструктивного способа совладания, как отрицание проблемы, к стратегиям принятия ответственности.

В целом этот копинг относительно редко используется детьми младшего школьного возраста.

Копинг «Интернализация» подразумевает использование стратегий, направленных на внутреннюю (интрапсихическую) эмоциональную и когнитивную переработку стресса. Профиль выраженности использования данных копинг-стратегий практически идентичен профилю выраженности использования стратегий копинга «Поиск социальной поддержки», различаясь лишь количественно: средняя частота его выбора в возрасте 7 лет значительно снижается к 8 годам, резко повышается на протяжении 9-10 лет и идет на спад к 11-летнему возрасту.

Снижение к 11 годам частоты выбора данных стратегий интернализации обусловлено скорее теми процессами, которые происходят в развитии личности в данном возрасте. Формирование рефлексии, таким образом, значительно расширяет возможности адаптации.

Деструктивный копинг «Экстернализация», направленный на снижение внутреннего напряжения путем выброса негативных эмоций во вне, имеет собственную, отличную от других, закономерность использования. Возрастные колебания являются наименее значительными по сравнению с другими видами копинга. Так, практически не меняясь в период 7-8 лет, выраженность использования данного вида стратегий к 8 годам незначительно повышается, характеризуется небольшим спадом в 10 лет и незначительным подъемом к 11 годам. Это означает, что копинг экстернализации в меньшей степени по сравнению с другими зависит от возрастного фактора. Возможно, данная закономерность в большей степени обусловлена влиянием социальных факторов (гендерными стереотипами воспитания) и личностными изменениями, происходящими на протяжении исследуемого периода.

Использование экстернализации усиливается к подростковому возрасту, что может быть обусловлено подготовкой к новому возрастному кризису. В отличие от других видов копинга, экстернализация редко используется детьми в младшем школьном возрасте. Возможно, это обусловлено тем, что данные стратегии не являются социально одобряемым поведением, а дети в этом возрасте остаются зависимыми от социальной оценки взрослых.

Выявленные возрастные закономерности формирования копинг-поведения свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте дети наиболее часто применяют копинг решения проблемы, поиска социальной поддержки и интернализации, значительно реже — дистанцирования, совсем редко — экстернализации.

Большинство исследованных видов копинга (кроме экстернализации) имеют сходные закономерности формирования, которые в значительной степени обусловлены возрастными изменениями (кризисами 7 лет и подросткового возраста). Экстернализация в большей степени обусловлена личностными и половыми факторами развития.

Общая закономерность динамики формирования копинг-поведения в этом возрасте заключается в перестройке структуры совладающего поведения. Выраженность выработанных к 7-ми годам видов копинга в условиях кризиса резко снижается; значительно возрастает, стабилизируется и перестраивается в период 9-10 лет. К предподростковому возрасту (11 лет) начинается новая перестройка структуры совладающего поведения: с уменьшением выраженности дистанцирования, интернализации усиливаются проблемо-разрешающий копинг и экстернализация. Это свидетельствует о том, что в 11 лет в силу развития личности и самосознания ребенка происходит осознанный выбор либо конструктивного, либо деструктивного копинг-стиля. Это является одним из факторов, определяющих вектор дальнейшего развития ребенка как социально адекватной или девиантной личности.

Одной из гипотез, объясняющих «провал» в формировании копинг-поведениия в 8-летнем возрасте, явилось предположение о том, что процесс адаптации к 1-му классу сопряжен с мощным социальным прессингом со стороны окружения (учителей, родителей, сверстников), а способов совладания с новыми условиями жизни у ребенка пока еще нет. Для

проверки данной гипотезы была исследована зависимость частоты использования копинг-стратегий от этапа обучения (класса).

Сравнительный анализ не подтвердил выдвинутую нами гипотезу: были обнаружены те же закономерности частоты использования основных видов копинг-поведения (решение проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирования, интернализация, экстернали-зация), но при этом колебания (по классам) были «сглажены» — выражены в значительно меньшей степени. Значительное усиление экстернализации ко 2-му классу, дальнейшее ее снижение к 4-му классу указывают на вовлеченность в этот процесс социальных факторов обучения. Это, по-видимому, связано с активизацией во втором классе протестного поведения определенной части детей в ответ на изменение требований со стороны социума (введение новых норм и правил, контроль за их исполнением). Однако в дальнейшем влияние социума подавляет это протестное поведение и минимизирует его к окончанию младшей школы, чему способствует развитие самосознания у детей.

Это означает, что на формирование наиболее адекватных форм защитного поведения в значительной степени влияют возрастные изменения и кризисы, а фактор школьного обучения оказывает воздйствие лишь на динамику формирования экстернализации.

Исследование половозрастной динамики формирования копинг-стиля детей младшего школьного возраста

Частота использования копинг-стратегий обусловлена не только возрастом, но и полом ребенка (рис. 2-6).

Большинство копинг-стратегий (решение проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирование, интернализация) имеют сходные закономерности формирования у мальчиков и девочек в одном и том же возрасте (кроме экстернализации): выраженность в возрасте 7 лет, резкое ее снижение к 8 годам, затем резкое увеличение в возрасте 9-10 лет и снижение (менее значительное) к 11 годам.

На рисунке 6 видно, что для мальчиков и девочек 7-11 лет характерны различные

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет Возраст

Рис. 2. Копинг «Решение проблемы»

7 лет

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет Возраст

Мальчики Девочки

Мальчики Девочки

Рис. 3. Копинг «Поиск социальной поддержки» Рис. 4. Копинг «Дистанцирование»

65

60

55

50

45

40

35

411

39 - \

37 -

\ •' 35 - т——

/ 33 -

\ / 31 -

\/ 29 -

1 1 1 1 27 - 1 1 1 1

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет Возраст

Мальчики .......... Девочки

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет Возраст

---- Мальчики ........... Девочки

Рис. 5. Копинг «Интернализация»

Рис. 6. Копинг «Экстернализация»

закономерности формирования копинга экстернализации: плавное снижение ее выраженности у мальчиков и нестабильное формирование у девочек. Вероятно, это обусловлено гете-рохронностью полового созревания и психоэндокринной перестройки у мальчиков и девочек, и, как следствие, более ранним вступлением девочек в новый возрастной кризис.

Гендерные различия сглаживаются в большей степени в периоды возрастных кризисов, а не в периоды между ними. Это означает, что с проблемами возрастной фазы одинаково плохо «справлялись» как девочки, так и мальчики, что доказывает приоритет возрастного фактора в формировании способов совладания.

В возрасте 7 лет выраженность использования копинг-стратегий у мальчиков значительно выше, чем у девочек, что свидетельствует о более активном опыте формирования мальчиками различных способов совладания и более широком их репертуаре по сравнению с девочками. После значительного снижения выраженности использования почти всех основных видов копинга (в 8 лет), наиболее характерными для девочек становятся стратегии поиска социальной поддержки, интернализации и дистанцирования, что свидетельствует

о их лучшей социальной адаптации в возрасте 9-10 лет. Эта особенность обусловлена гетерохронностью развития, характерной для детей разного пола. Кроме того, к 11 годам, к моменту формирования устойчивого копинг-стиля, содержание совладающего поведения у мальчиков и девочек существенно различается: мальчики чаще используют копинг решения проблемы, а девочки — другие виды копинг-стратегий (поиск социальной поддержки, дистанцирования, экстернализации). Таким образом, у девочек копинг остается более зависимым и эмоционально-фокусированным, у мальчиков — конструктивным и проблеморазрешающим.

Итак, формирование копинг-поведения подчиняется закономерностям психического онтогенеза — гетерохронности и неравномерности развития, постепенной дифференциации и становлению устойчивых стилей совладания. В развитии и становлении копинг-поведения отмечаются периоды кризисов и стабилизации, которые совпадают по времени с кризисами возрастного развития: кризисами 7 лет и предподросткового возраста.

Также в формировании совладающего поведения проявляется влияние фактора полового диморфизма, опосредованное возрастом. В целом, для девочек был больше характерен эмоционально-фокусированный интропунитивный копинг, а для мальчиков — экстрапуни-тивные способы совладания.

1 Parsons A., FrydenbergE., Poole Ch. Overachievement and Coping Strategies in Adolescent Males // British Journal of Educational Psychology. 1996. Vol. 66.

2МихайловаН. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): Дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.