Научная статья на тему 'Половой диморфизм транссексуализма'

Половой диморфизм транссексуализма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Введенский Георгий Евгеньевич, Матевосян С. Н.

Проведено сравнительное исследование 11 лиц с мужским транссексуализмом (МТС) и 18 с женским (ЖТС) с применением шкалы расстройств половой идентичности. Показано, что при МТС ведущим нарушением является искажение физического "Я", при ЖТС -искажение психического "Я".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Введенский Георгий Евгеньевич, Матевосян С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexual dimorphism of transsexualism

Comparative research of 11 patients with male's transsexualism (MtF) and 18 with female (FtM). The scale of the frustration of sexual identity was used. With MtF the leading disturbance is the distortion of physical "I", with FtM -distortion of mental "I".

Текст научной работы на тему «Половой диморфизм транссексуализма»

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© Г.Е. Введенский, С.Н. Матевосян, 2008 УДК616.89-008.442

Для корреспонденции

Введенский Георгий Евгеньевич - доктор медицинских наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории судебной сексологии

ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной

психиатрии им. В.П. Сербского»

Адрес: 119992, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23

Телефон: (495) 637-23-97

Е-таИ: [email protected]

Г.Е. Введенский, С.Н. Матевосян

Половой диморфизм транссексуализма

ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского», Москва

Проведено сравнительное исследование 11 лиц с мужским транссексуализмом (МТС) и 18 - с женским (ЖТС) с применением шкалы расстройств половой идентичности. Показано, что при МТС ведущим нарушением является искажение физического «Я», при ЖТС -искажение психического «Я».

Sexual dimorphism of transsexualism

G.E. Vvedensky, S.N. Matevosyan

Comparative research of 11 patients with male's transsexualism (MtF) and 18 - with female (FtM). The scale of the frustration of sexual identity was used. With MtF the leading disturbance is the distortion of physical«I», with FtM -distortion of mental «I».

Один из критериев типологии транссексуализма - биологический пол. Уже на ранних стадиях изучения транссексуализма была замечена разница между транссексуалами - биологическими мужчинами и транссексуалами - биологическими женщинами. G. Kockott, E.Fahrner [5] выявили, что, независимо от проведенной коррекции пола, лица с ЖТС чаще имели тесные связи с родителями и родственниками, стабильные партнерства, чаще были гомосексуальны и более удовлетворены сексуально, а на момент обращения к врачу они были более социально адаптированными, чем лица с МТС. 80% лиц с ЖТС удовлетворены своей сексуальной жизнью, среди лиц с МТС таковых было только 20% [4].

M. Landen, J. Walinder, B. Lundstrom [6], проведя сравнительный анализ 134 случаев мужского транссексуализма и 99 случаев женского, обнаружили, что первые обращались к врачам с запросом на хирургическую коррекцию пола в более позднем возрасте и чаще имели в анамнезе гетеросексуальные связи, брак и детей, а вторые чаще обнаруживали уже в раннем детстве поведение, присущее другому полу. Лица с МТС чаще, чем лица с ЖТС, занимаются проституцией, имеют большее количество половых партнеров и чаще употребляют наркотики вместе с ними [7].

Обобщая результаты таких сравнительных исследований, А.И. Белкин [1] сформулировал основные различия между МТС и ЖТС:

1) для МТС характерно: снижение или отсутствие интереса к гениталиям даже между 3-5 годами; в подростковом возрасте - бин-

26

тование гениталий, выявлены также и объективные показатели пониженной их чувствительности; позднее возникновение слабых эрекций, атония предстательной железы; эрогенные зоны подобны женским - соски, талия; стремление к физической безопасности, необходимость гарантий от телесных травм; избегание драк, повышенная чувствительность к физической боли;

2) для ЖТС характерно: повышенное внимание к гениталиям, фиксация на клиторе, тяга к онанизму; в подростковом возрасте бинтование груди; сильное половое влечение; эрогенные зоны подобны мужским, грудь никогда не бывает таковой; отсутствие заботы о физической безопасности, никогда не избегают драк; пониженная чувствительность к физической боли.

Таким образом, данные многих исследований говорят о том, что мужской и женский транссексуализм - не аналоги, они различаются как в психопатологическом, так и в сексологическом аспектах. Однако в дальнейшем в доступной литературе работы по их сравнительному анализу отсутствуют.

Цель настоящего исследования - выяснение различий между МТС и ЖТС в аспекте нарушений половой идентичности на разных этапах психосексуального развития.

Материал и методы

Ф

Обследованы 29 человек, обратившихся по вопросу смены пола в Московский городской

Г.Е. Введенский, С.Н. Матевосян

психоэндокринологический центр. У всех пациентов был диагностирован транссексуализм ^64.0) согласно критериям МКБ-10, из них 11 лиц с МТС и 18 - с ЖТС.

При обследовании применялась шкала нарушений половой идентичности, разработанная аналогично ранее предложенным для мужчин [2] и женщин [3], которая включала следующие параметры: на этапе базовой половой идентичности: психическое «Я»: 1. Предпочтение игровой деятельности в группе противоположного пола.

2. Смешанный характер игровой деятельности (предметно-инструментальный и эмоционально-экспрессивный) или не соответствующий полу.

3. Отождествление с персонажами противоположного пола;

физическое «Я»: 4. Предпочтение внешних атрибутов другого пола. 5. Негативное восприятие собственного телесного облика (первичных и вторичных половых признаков); на этапе половой роли:

психическое «Я»: 6. Отсутствие интереса и непонимание сверстников своего пола.7. Предпочтение интересов и увлечений, в данной культуре более свойственных другой роли. 8. Элементы гиперролевого поведения (при транссексуализме - роли противоположного биологического пола);

физическое «Я»: 9. Негативное восприятие физиологических проявлений, естественных для своего паспортного пола. 10. Стремление физически походить на противоположный пол (одежда, внешность);

0,2

0,1

0,0

-0,1

-0,2

-0,3

ЗсайегрМ 2D Final СопАдигайоп, йтепэюп 1 уэ. йтепэюп 9

Уаг5 О Уаг15 О Уаг7 уаг1 0

тал о 3 Уаг14 О Уаг11 Уаг4 О О о Уаг6 О Э Уаг9 О

¥аП2 о Уаг16 о Уаг3

Уаг С 8 )

Уаг2 О

Уаг1 О

-0,4

-1,0 -0,8 -0,6 -0,4

-0,2 0,0 Dimension 1

0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

Рис. 1. Результаты многомерного шкалирования у лиц с МТС

27

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

на этапе психосексуальных ориентаций:

11. Ощущение принадлежности или стремление соответствовать противоположному полу. 12. Предпочтение общения с представителями противоположного пола. 13. Психологическая неудовлетворенность в сексуальных контактах с партнером противоположного пола. 14. Выбор социальной роли, естественной в данной культуре для противоположного пола. 15. Выбор сексуальной роли, более характерной для противоположного пола. 16. Интермиттирующие функциональные сексуальные расстройства в нормативных гетеросексуальных контактах (у мужчин - расстройства эрекции, у женщин - отсутствие оргазма, любрика-ции, проявления вагинизма).

С помощью указанной шкалы у всех пациентов исследовались взаимосвязи между феноменами нарушений половой идентичности на разных этапах психосексуального развития. Статистическая обработка данных включала вычисление непараметрического коэффициента корреляции Спирмена, многомерное шкалирование (программа «^айвйса 6.0).

Результаты

Общими для МТС и ЖТС оказались связи между нарушением на стадии базовой половой идентичности (отождествление с персонажами противоположного пола) и нарушениями физического «Я» (стремление физически походить на противопо-

ложный пол) (3-10, коэффициенты корреляции соответственно 0,81 и 0,94 - здесь и ниже при р<0,01) и нарушениями психического «Я» на этапе половой роли (предпочтение интересов и увлечений, в данной культуре более свойственных другой роли) и на этапе психосексуальных ориентаций (выбор социальной роли естественной в данной культуре для противоположного пол - 7-14; коэффициенты корреляции соответственно 0,67 и 0,23).

При МТС коррелируют:

1) нарушения физического «Я» на этапе половой роли (негативное восприятие физиологических проявлений, естественных для своего паспортного пола, и стремление физически походить на противоположный пол - 9-10, коэффициент корреляции 0,81);

2) нарушения психического «Я» на этапах половой роли и искажения психосексуальных ориентаций: отсутствие интереса и непонимание сверстников своего пола; интермиттирующие функциональные сексуальные расстройства в гетеросексуальных контактах (6-16, коэффициент корреляции 0,77);

3) нарушения физического «Я» на этапе базовой половой идентичности (предпочтение внешних атрибутов другого пола) с нарушениями на этапе психосексуальных ориентаций (ощущение принадлежности или стремление соответствовать противоположному полу - предпочтение общения с лицами противоположного пола) (рис. 1 - кластер 4-11-12).

0,4 0,3 0,2 0,1 0,0

^ -0,1

Scatterplot 2D Final Соп^дига^оп, dimension 1 vs. dimension 9

Уаг с

Уаг15 О

/аг11 О V аг12 _Уаг1 6

Уаг14 О О ° °Уаг6 Уаг1

йгТ3 „О О Уаг 2 Уаг4 О V агЗ Уаг10 О

о О """""" Уаг9

Уаг5 О

-0,2 -0,3 -0,4 -0,5

-1,2

-1,0 -0,!

-0,6

-0,4

-0,2 0,0 Dimension 1

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

Рис. 2. Результаты многомерного шкалирования у лиц с ЖТС

28 Российский психиатрический журнал № 6, 2008

Таким образом, при МТС ведущее нарушение -искажение физического «Я», однако в одном варианте оно появляется на этапе базовой идентичности, в другом - на этапе половой роли.

При ЖТС коррелируют:

1) нарушения психического «Я» на этапе базовой идентичности (отождествление с персонажами противоположного пола - элементы гиперролевого поведения, 3-8, коэффициент корреляции 0,3);

2) нарушения физического «Я» на этапе половой роли (негативное восприятие физиологических проявлений, естественных для своего паспортного пола - 8-9, коэффициент корреляции 0,3) и стремление физически походить на противоположный пол - 8-10, коэффициент корреляции 0,3) связаны с элементами гиперролевого поведения;

3) нарушения психического «Я» на разных этапах развития (отсутствие интереса и непонимание сверстников своего пола - ощущение принадлежности или стремление соответствовать

Г.Е. Введенский, С.Н. Матевосян

противоположному полу - 6-11, коэффициент корреляции 0,27);

4) нарушения психического «Я» на этапе базовой половой идентичности (отождествление с персонажами противоположного пола) с нарушениями физического «Я» на этапе половой роли (негативное восприятие физиологических проявлений, естественных для своего паспортного пола, - стремление физически походить на противоположный пол (рис. 2, кластер 3-9-10).

Таким образом, ведущим, первичным нарушением при ЖТС является нарушение психического «Я» на этапе базовой идентичности, которое на этапе половой роли может осложняться искажением физического «Я».

В целом полученные результаты свидетельствуют о различных патогенетических механизмах половой дисфории у лиц с МТС и ЖТС, что должно учитываться при лечебно-реабилитационных мероприятиях.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белкин. А.И. Третий пол. - М.: Олимп, 2000. - 412 с.

2. Введенский Г.Е. Нарушения половой идентичности и психосексуальных ориентаций у лиц, совершивших противоправные сексуальные действия (клиника, патогенез, коррекция, судебно-психиатрическое значение): Дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2000.

3. Мединский Е.В. Психосексуальный дизонтогенез у женщин, больных шизофренией: Дис. ... канд. мед. наук. - М., 2007.

4. Burgeois M, Verdoux H., Peyre F., Benezech M. Dysphories de genre et transsexualisme. Aspects psychiatriques // Ann. Med. Psychol. - 1990. - Vol. 148, N 9. - P. 775-781.

5.

6.

Kockott G, Fahrner E. Male-to-female and female-to-male transsexuals: a comparison // Arch. Sex. Behav. - 1988. -Vol. 17, N 6. - P. 539-546.

Landen M, Walinder J., Hambert G, Lundstrom B. Factors predictive of regret in sex reassignment // Acta Psychiatr. Scand. - 1998. - Vol. 97, N 4. - P. 284-289. Nemoto T, Luke D, Mamo L. et al. HIV risk behaviors among male-to-female transgenders in comparison with homosexual and bisexual males and heterosexual females // AIDS Care. -1999. - Vol. 11, N 3. - P. 297-312.

Ф

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.