УДК 159.9
я.с. Бойченко ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
АСИММЕТРИИ МОЗГА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются успешная деятельность современного студента, адаптационные возможности, связанные с межполушарной асимметрией и половым диморфизмом. Условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности. Оно возможно при учете полового диморфизма функциональной асимметрии мозга как фактора адаптации в современном мире.
Ключевые слова: половой диморфизм, адаптация, функциональная асимметрия мозга, современный студент.
Yanina Bojchenko SEXUAL DIMORPHISM OF BRAIN FUNCTIONAL
ASYMMETRY AS A FACTOR OF ADAPTATION OPPORTUNITIES OF THE MODERN STUDENT
Annotation. In the article successful activity of the modern student, adaptation opportunities connected with interhemispheric asymmetry and sexual dimorphism are considered. Formation of adaptive qualities of the personality which are necessary in professional activity is a condition of high-quality training of the expert. It is possible provided we take into account the sexual dimorphism of functional asymmetry of a brain as an adaptation factor in the modern world. Keywords: sexual dimorphism, adaptation, functional asymmetry of a brain, modern student.
В настоящее время одним из ведущих направлений в исследованиях асимметрии мозга стало изучение ее зависимости от пола человека (Н.А. Отмахова, В. Л. Бианки, Т.И. Тетеркина, В.А. Геодакян, С. Спринтер и Г. Дейч). Функциональная асимметрия мозга рассматривается как одно из условий, необходимых для реализации процессов высшей нервной деятельности человека и животных (Г.А. Кураев, Л.Г. Сорокалетова).
Асимметрия функций полушарий не является уникальным свойством головного мозга человека. Она обнаруживается и у животных. На основании всего приводимого материала В.Л. Бианки заключает, что функциональная асимметрия является «общей фундаментальной закономерностью деятельности мозга позвоночных». Асимметрия мозга тесно связана с полом. Узкая норма реакции мужского пола заставляет его остаться в зонах элиминации и подвергнуться интенсивному отбору. Поэтому мужской пол передает следующему поколению только узкую часть исходного спектра генотипов, максимально соответствующую условиям среды в данный момент. Таким образом, следующее поколение получает информацию о прошлом по материнской линии, о настоящем - по отцовской [4].
Однако все больше накапливается данных, свидетельствующих о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм распространены среди животных. Более убедительна, на наш взгляд, концепция В.А. Геодакяна о дифференциации полов как «о выгодной форме информационного контакта со средой» [6]. Правомерно, по-видимому, предположение: поскольку асимметрия функций полушарий является фундаментальным свойством головного мозга, определившим формирование сознания человека, то в проявлениях этой асимметрии что-то должно соответствовать консервативным (для женщин) и оперативным (для мужчин) тенденциям в поддержании эволюционной устойчивости человеческой популяции. Исходя из этой концепции, которая уточнялась в последующие годы (В.А. Геодакян), существование полового диморфизма по асимметрии мозга говорит о том, что асимметрия - признак не стабильный, а эволюционизирующий. Большая степень асиммет-
© Бойченко Я.С., 2014
рии мозга у мужских особей говорит о том, что эволюция идет от симметричного к асимметричному мозгу. Согласно онтогенетическому правилу полового диморфизма в онтогенезе асимметрия мозга должна нарастать (по крайней мере до достижения дефинитивного возраста) [5].
Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин [4]. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения [7].
В технических вузах максимальные преимущества мужчины демонстрируют в начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют «левое», «правое». В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины [6].
Н.П. Абаскалова, H.H. Пыжьянова выявили разницу в распределении межполушарной асимметрии среди здоровых подростков: среди девочек правый профиль асимметрии выявляется чаще, чем у здоровых мальчиков, тогда как смешанный профиль - чаще у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, И.Ю. Варвулева показала, что в течение первых лет обучения в школе изменения моторной асимметрии по руке отмечаются только у мальчиков, а изменения моторной асимметрии ног и сенсорной асимметрии глаза и уха затрагивают обе половые группы. Это свидетельствует о том, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, формируется правый профиль мозга (Н.В. Соболева, Н.К. Казараева) [2].
Большинство исследователей склоняется к точке зрения, что среди женщин больше лиц с пра-вополушарным типом, а смешанный тип, наоборот, встречается чаще у мужчин, чем у женщин (И.С. Бериташвили, В.А. Геодакян, Г.А. Кураев, И.В. Соболева). Так, исследование Л.К. Будук-оол, посвященное оценке межполушарной асимметрии мозга студентов мужского и женского пола тувинской и русской национальностей, выявило следующее. Доля «правополушарных» лиц в период обучения у тувинских юношей была выше, чем у русских (за исключением 3-го и 5-го курсов), а у тувинских девушек - на 4-5-м курсах. Что также показывает снижение адаптивных возможностей к обучению у тувинцев [3, с. 48]. А.Б. Коган отмечает важность учета профиля асимметрии в отборе и подготовке спортсменов. Выбор ведущей руки в фехтовании, ведущего глаза в стрельбе, стойки в боксе и борьбе, учет направления вращения при выполнении различных элементов у гимнастов, акробатов, фигуристов обычно определяются «в результате интуитивного подхода тренера и самого спортсмена или в результате сложившихся традиций в данном виде спорта», и там, где это связано со сложно-координированными двигательными актами, имеет смысл определять предварительно «степень зрительно-моторного доминирования» [1, с. 148].
Целью нашего исследования является изучение влияния индивидуально-психологических характеристик и адаптационных возможностей современного студента с половым диморфизмом на тип функциональной асимметрии мозга. Результаты экспериментального исследования таковы. В корреляционной плеяде у студентов 1-го курса факультета психологии (ФП) ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» с правополушарной латерализаци-ей мозга выявлена положительная взаимосвязь (r = 0,325; p < 0,01), которая показывает степень стабильности состояния нервно-психической устойчивости. Среднее значение в группе по данной характеристике М = 5,56 балла. Так проявляется возможная их адаптационная способность. Обратная положительная взаимосвязь, умение принимать ответственность приводят к нервно-психической ус-
тойчивости (г = 0,347; р < 0,01). Студенты с адекватным поведением в среднем получили М = 5,7 балла. Студенты инженерно-физического факультета (ИФФ) в среднем получили М = 4,7 балла. Данные по адекватному реагированию студентов 1-го курса ИФФ ниже данных адекватного реагирования студентов ФП. В результате: современный студент с неадекватным реагированием менее успешен в учебной деятельности, более обособлен и социально не адаптирован. Адаптационная способность студентов говорит о возможности решения и планирования решения учебных проблем, наблюдается у студентов ФП (г = 0,325; р < 0,01). По результатам левополушарной асимметрии мозга у студентов ИФФ и взаимосвязанной реакции по отношению к адаптационным способностям среднее значение по группе М = 7,6 балла. Студенты в среднем оценили себя на М = 7,41 балла. Это говорит о том, что современный студент с левополушарной асимметрией оценивает свои адаптационные способности низко (г = 0,367; р < 0,05). Анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с невысокой адаптивностью, плохой комформностью, наибольшей склонностью к нервно-психическим срывам. Так, «правши» адаптивны в стабильной среде. «Левши» адаптивны к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен.
В результате сравнения по Б-критерию Фишера значимых статистических достоверных данных (влияние независимых факторов - пола испытуемых, асимметрии коры головного мозга - на зависимую переменную адаптационных способностей современного студента) на достоверном уровне значимости получены следующие результаты:
- студенты 1-го курса: при рассмотрении оценки эффектов межгрупповых факторов в дисперсионном анализе такой независимый фактор, как асимметрия, на достоверном уровне значимости (Б = 3,614 при р < 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную конформности. Это означает решение студентом жизненных проблем с помощью агрессивных усилий по изменению ситуации, что неизбежно приводит к нервно-психическим срывам. Так проявляются низкие адаптационные способности - такой независимый фактор, как пол испытуемых, на достоверном уровне значимости (Б = 3,250 при р < 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную адаптационных способностей;
- студенты 1-го курса ФП: такой независимый фактор, как асимметрия, на достоверном уровне значимости (Б = 6,054 при р < 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную нервно-психической устойчивости. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. А учитывая тот факт, что группа испытуемых имела большую половую принадлежность к женскому полу, мы можем предположить, что женщины с пра-вополушарной латерализацией коры головного мозга наиболее адаптивны.
Экспериментальные исследования позволили сделать следующие выводы:
Активность современного студента с левополушарной латерализацией мозга низка, высока уязвимость личности с реакциями фиксации на препятствиях, низки адаптационные способности, что и приводит к скупости и неразвитости коммуникативных навыков и полному исключению поиска социальной поддержки. Однако нужно отметить активность современного студента с левополушарной латерализацией мозга с положительной взаимосвязью к показателю планирования решения проблем. Это значит, что студенты с левополушарной латерализацией мозга умеют планировать решение своих учебных проблем. Однако необходимо понимать, что если не осуществлять превентивных мер, коррекционной работы со студентами левополушарниками, их нервно-психическая устойчивость будет низкой, вследствие чего возможна дезадаптация при обучении, что, в свою очередь, может приводить к нервно-психическим срывам. Студенты с правополушарной латерализацией мозга имеют положительную нервно-психическую устойчивость, склонны к поиску социальной поддержки. У них формируется способность правильно рефлексировать, адекватно видеть себя в профессии. Умение принимать ответственность приводит к нервно-психической устойчивости. Студенты с правополу-
шарной ассиметрией благодаря нервно-психической устойчивости добиваются удовлетворения своих потребностей. Так проявляются их адаптационные способности.
Обучение студентов любому виду деятельности может стать более эффективным, если оно ведется с учетом профиля асимметрии коры головного мозга, а также полового диморфизма. Процесс адаптации современного студента значительно влияет на индивидуально-психологические характеристики и тип функциональной асимметрии мозга. Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушария принимают различное по характеру и далеко не равное по значимости участие в осуществлении психических функций. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности. Это возможно, если учитывать половой диморфизм функциональной асимметрии мозга как фактор адаптации в современном мире.
Библиографический список
1. Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность летчиков // Физиология человека. - 1990. - Т. 16, № 6. - С. 142-148.
2. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека: монография / Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1988.
3. Будук-оол Л.К. Адаптация студентов Республики Тыва к обучению в вузе (этноэкологические, морфо-функциональные и психофизиологические особенности): дис. ... канд. биол. наук. - Челябинск, 2011. -48 с.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.
5. Геодакян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов и долголетие // Природа. - 1983. - № 1. -С. 70-80.
6. Геодакян В. А. Половой диморфизм в картине старения и смертности человека // Проблемы биологии старения. - М.: Наука, 1983. - С. 103-110.
7. Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-67.