Научная статья на тему 'Взаимосвязь временной обусловленности когнитивных характеристик человека и асимметрии больших полушарий головного мозга'

Взаимосвязь временной обусловленности когнитивных характеристик человека и асимметрии больших полушарий головного мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Людмила Модестовна

Рассматриваются особенности функциональной асимметрии головного мозга, их обусловленность временем изменения и сохранения. Для выявления обусловленных временем закономерностей развития психологических характеристик больших полушарий головного мозга применялось сравнение показателей по вербальному и невербальному интеллекту и креативности у лиц женского и мужского пола в различных возрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь временной обусловленности когнитивных характеристик человека и асимметрии больших полушарий головного мозга»

3. Исаев, Е.И. Теория и практика психологического образования педагога / Е.И. Исаев // Психол. журнал. 2000. Т.21., № 6. С.57-65.

4. Кабиров, Ф.З. Подход к проблеме формирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки / Ф.З. Кабиров // Прикладная психология. 2002. № 2. С. 54-64.

5. Лазарев, B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-истори-ческой теории деятельности / B.C. Лазарев // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 18 - 27.

6. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. М.: Академия, 2002. 272 с.

7. Патяева, Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение / Е.Ю. Патяева // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 289 - 313.

8. Сластенин, В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. 2006. № 6. С. 4 - 7.

Л.М. ПЕТРОВА (Волгоград)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА И АСИММЕТРИИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рассматриваются особенности функциональной асимметрии головного мозга, их обусловленность временем изменения и сохранения. Для выявления обусловленных временем закономерностей развития психологических характеристик больших полушарий головного мозга применялось сравнение показателей по вербальному и невербальному интеллекту и креативности у лиц женского и мужского пола в различных возрастных группах.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности. Возрастает потребность в людях с глубокими знаниями и способных к са-

мостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, саморазвитию и преобразованию окружающего мира. Для того чтобы воспитание и обучение были более эффективными, необходимо учитывать и развивать индивидуальные характеристики человека.

Психика человека - не только продукт общественно-исторического развития, но и функция мозга. На развитие и формирование психики действуют свойства нервной системы в целом. В зависимости от свойств нервной системы различаются варианты поведения, стили деятельности, когнитивные характеристики людей.

В работе сознания принимают участие левое и правое полушария головного мозга. Существуют различия в их психологических характеристиках (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Н.Н. Николаенко и др.). Деятельность левого полушария связывается с понятийностью, вербальностью, абстрактным мышлением, речью. Правое полушарие соотносится с такими характеристиками, как невербальносгь, образность, креативность. Существенная асимметрия по когнитивным, эмоциональным и регуляторным функциям актуализирует вопрос о нейродинамических основах этих различий. Наряду с этим, имеются данные относительно хроногенности (временной обусловленности) некоторых существенных индивидных свойств, например, возрастных особенностей, интенсивности полового диморфизма (Б.Г. Ананьев, Л.А. Руд-кевич). От временных характеристик онтогенеза зависит фундаментальное свойство мозга - сила нервной системы по возбуждению.

При детальном рассмотрении психологических характеристик правого и левого полушарий можно заметить различия по критерию взрослости - детскости. Психологические характеристики левого полушария присущи взрослому периоду развития, тогда как характеристики правого полушария - детскому. Данные различия можно подвести под общий знаменатель хроногенности, т. е. обусловленности временем. В связи с этим актуальным становится вопрос об изучении хроногенности индивидуально-типических особенностей психофизиологических и когнитивных характеристик.

© Петрова Л.М., 2007

В психологии выделяют несколько закономерностей психического развития: неравномерность (неодинаковость в развитии психических функций, каждая из которых имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада), гетерохронность (не-одновременность фаз развития отдельных органов и функций), неустойчивость (колебание и несовпадение во времени формирования разных процессов), сензитив-ность (оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов), кумулятивность (накопление, приводящее к качественным изменениям), дивергентность - конвергентность (многообразие в проявлении признаков, а затем сходство и свертывание) [7]. Рассмотрим более подробно гетерохронность развития.

Гетерохронность темпов развития различных функциональных систем является эволюционно сложившейся формой, благодаря которой устанавливаются гармоничные отношения между многочисленными структурными образованиями и обеспечивающими их компонентами. Обусловленная генетически, на разных возрастных этапах гетерохронность проявляется в возникновении новых внутри-и межсистемных координаций, а также в опережающем развитии той или иной психической функции ребенка. На каждом этапе отдельные системы организма и мозга должны находиться в определенной степени зрелости, иначе их полного слияния в единый функциональный ансамбль не происходит. Развитие нервной системы ребенка сопровождается не только появлением новых, более совершенных форм реагирования, но и угасанием старых, первоначально инстинктивных и автоматизированных. Запаздывание в угасании старых форм реагирования в ряде случаев может препятствовать прогрессу психофизиологической деятельности и формированию новых межанализаторных и межсистемных связей. Гетерохронность является нормальным вариантом онтогенеза в том случае, если соответствует последовательности формирования функций [2].

Одним из важнейших аспектов реализации гетерохронности является ее задан-ность с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий. По некоторым данным (А. П. Бизюк), созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, поэтому в

ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Следовательно, оценка некоторыми исследователями ребенка 9-10 лет как правополушарного существа не лишена оснований, т. к. соотносится с определенными особенностями психического развития детей этого возраста: непроизвольностью, невысокой осознанностью поведения, эмоциональностью, непосредственностью, целостностью и образным характером познавательной деятельности. Среди детей младшего возраста (6-9 лет) во всех популяциях доминируют лица с преобладающим правополушарным типом реагирования. В возрасте 10-14 лет отмечается резкое увеличение индивидов с левополушарным типом, и такое соотношение сохраняется во всех других возрастных группах. В пожилом возрасте отмечается выраженная инверсия этой закономерности. Данная особенность отражается в росте встречаемости правополушарного реагирования и снижении левополушарного типа реагирования (В. Аршавский). Это соотносится с мыслью Л.С. Выготского о том, что механизмы, которые управляют поведением на ранней ступени развития, не исчезают у взрослого человека, они включены в состав более сложной функции.

Многочисленные исследования посвящены связи функциональной асимметрии мозга с половым диморфизмом, причем большинство авторов сходятся во мнении, что латерализация функций у женщин менее выражена. В среднем у мальчиков уже к 6 годам начинает устанавливаться полушарная специализация, а у девочек развитие этой особенности часто задерживается до 12 лет. Относительно меньшая степень функциональной межполушарной асимметрии у девочек по сравнению с мальчиками обусловливает определенную пластичность мозга и больший резерв компенсаторных возможностей при поражении его систем, обеспечивающих высшую психическую деятельность. Однако есть наблюдения (С. Спрингер, Г. Дейч, Д. Ки-мура), свидетельствующие о том, что левое полушарие у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков, и тормозит специализацию правого, что неблагоприятно отражается на творческой активности личности.

С позиции теории пола, более асимметричный мозг у мужчин означает, что

эволюция идет от симметрии к асимметрии (В.А. Геодакян). Мы придерживаемся положения этого автора [4] о том, что развитие - это взаимодействие двух противоположных процессов: сохранения и изменения. Сохранение необходимо, чтобы за крепить то, что выгодно, а изменение-это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и разнообразия. В.А. Геодакян объясняет наличие двух полов через специализацию по одному из направлений развития. Мужской пол реализует «прогрессивную» тенденцию, а женский - «консервативную». Мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины. Зато природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий.

Половой диморфизм связан с десинхронизацией темпов развития у мужского и женского пола, с образованием «дистанции» между ними по двум осям: временной и морфологической. Женская форма будет ответственна за сохранение и прошлое, а мужская-за изменение и будущее. В онтогенезе человека постепенное развертывание и усиление полового диморфизма в периоды роста и созревания сменяются его стабилизацией, далее наблюдается ослабление и угасание полового диморфизма в процессе старения.

Генотипически половой диморфизм по любому признаку тесно связан с его эволюцией: появляется с началом эволюции, сохраняется, пока она идет, и исчезает, как только она кончается. Отсутствие полового диморфизма по какому-либо признаку свидетельствует об эволюционной стабильности этого признака. По функциональной асимметрии больших полушарий мозга наблюдается половой диморфизм, из чего следует, что это признак эволюционирующий (от симметрии к асимметрии) и в онтогенезе асимметрия мозга должна нарастать. У мужчин она выражена сильнее, т. е. функции более латерализованы.

Большие полушария головного мозга различаются по способам переработки информации и по использованию когнитивных стратегий. Специальные исследования этой проблемы были предприняты

Э.Г. Симерницкой, Т.А. Доброхотовой,

Н.Н. Брагиной, Н.Н. Николаенко, В. Аршавским и другими исследователями. По этим данным, левое полушарие соотносится

с вербально-логическим интеллектом, произвольной памятью, дискретным восприятием, интровертированностью и приверженностью к абстрактным теориям. Правое полушарие соотносится с невербальным интеллектом, творческой направленностью, приверженностью к практике, целостным восприятием и экстравертиро-ванностью [3; 5]. В тех случаях, когда функциональные возможности определенных отделов коры достаточны для выполнения предъявляемых задач, неспецифической активации не требуется. Если стиль функционирования полушария не соответствует характеру предъявляемых задач, необходима дополнительная неспецифическая активация. Из сказанного отнюдь не следует, что индивиды с преимущественно правополушарным типом не способны ориентироваться в чисто логической ситуации, а индивиды с преимущественно левополушарным типом лишены способности образно воспринимать окружающий мир. Они это делают ничуть не хуже, чем те, кто наделен специфическими способностями. Но механизмы этих решений иные, несколько более длительные, связанные с вовлечением в процесс решения задачи не только специфических полушарных структур коры, но и неспецифических стволовых образований мозга, активирующих всю кору целиком [1].

Межполушарная асимметрия является основой для вариативности психологических характеристик как показателей индивидуальных различий.

Для выявления обусловленных временем закономерностей развития психологических коррелятов больших полушарий головного мозга в нашей работе проводилось сравнение показателей интеллекта и креативности у лиц женского и мужского пола в различных возрастных группах.

В эмпирическом исследовании приняли участие 80 человек 9-10 лет (мальчики - 42, девочки - 38) и 80 человек 13-14 лет (мальчики - 40, девочки - 40). Использовались методики, выявляющие преобладание той или иной сигнальной системы, «теппинг-тест» (автор - Е.П. Ильин; изучение силы нервной системы), тест Д. Векслера (в адаптации Ю. Филимонен-ко, В. Тимофеева; диагностика вербального и невербального интеллекта), креативные тесты Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник; диагностика вербальной креативнос-

ти), краткий тест творческого мышления -фигурная форма (адаптация Е.И. Щебла-новой, И.С. Авериной; диагностика невербальной креативности), методики оценки межполушарной асимметрии (комплексный набор с использованием проб различных авторов).

По нашим данным, девочек с высоким уровнем развития способности к детальной проработке идей (разработанности) больше и в возрасте 9 - 10, и в возрасте 13 - 14 лет, чем мальчиков (42 и 26%;

39 и 17% соответственно). В то же время мальчиков с высоким уровнем развития вербальной беглости (придумывание большого количества способов использования предмета) больше и в младшем, и в более старшем возрастах, чем девочек (43 и 25%;

40 и 32% соответственно). Это соотносится с положением о том, что женщины предпочитают и успешнее решают репродуктивные задачи (в которых минимальны требования к новаторству) при высоких требованиях к совершенству решения, а мужчины предпочитают и лучше решают задачи, которые встречаются впервые (в которых максимальны требования к новаторству) при минимальных требованиях к совершенству решения. Высокой поисковой активностью объясняется и большее количество оригинальных ответов в работах мальчиков.

В младшем школьном возрасте (9-10 лет) показатель невербального интеллекта достоверно выше у мальчиков (р<0,01). По вербальному интеллекту в этом возрасте значимых различий не обнаружено. Коэффициенты вариации по показателям методики Д. Векслера, тестам для диагностики невербального творчества выше у мальчиков, что говорит о большем разбросе показателей. У девочек подобная картина наблюдается в реакциях на задания для диагностики вербального творчества.

По результатам опроса учителей о способностях к творчеству своих учащихся достоверно более высокие оценки получили девочки (р<0,05), хотя по тестовым заданиям у мальчиков достоверно выше показатель оригинальности (р<0,1). Это может быть связано с тем, что идеи и решения, которые предлагают девочки, более приемлемы в социальном плане.

В подростковом возрасте (13-14 лет) выявлены достоверные различия (р<0,001) между мальчиками и девочками по вер-

бальному и невербальному показателям интеллекта (у мальчиков выше невербальный, у девочек - вербальный интеллект). Более высокие результаты по невербальному творчеству получены у мальчиков, а по вербальному - у девочек. Данные результаты соотносятся с теоретическими представлениями о преобладании правого полушария в приеме и переработке информации у лиц мужского пола.

Нами продолжаются исследование и выявление связей между другими интеллектуальными и креативными характеристиками (психологическими коррелятами правого и левого полушарий) детей мужского и женского пола различного возраста в фокусе явления хроногенности характеристик человека. Подобные особенности недостаточно учитываются в системе школьного обучения, в частности, тот факт, что у девочек созревание и развитие ряда функций происходят быстрее [6]. В ряде случаев это может приводить к искусственному замедлению развития ка-ких-то сторон умственной деятельности у девочек. Если определенные способы действий и операций освоены, то излишне длительное их употребление и закрепление могут оказаться помехой для формирования новых способов действий и операций, соответствующих следующему этапу умственного развития.

Литература

1. Аршавский, В. Различия, которые нас объединяют / В. Аршавский. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 2001. С. 56 - 57, 66 - 69.

2. Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии /

A.П. Бизюк. СПб.: Ин-т социальной педагогики, 2001. С. 51 -52, 184.

3. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981. 288 с.

4. Геодакян, В.А. Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра биол. наук /

B.А. Геодакян. М.: Изд-во АН СССР, 1987. 40 с.

5. Николаенко, Н.Н. Творчество и мозг / Н.Н. Николаенко. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2001. С. 75- 78.

6. Палей, И.М. Проблемы личности в курсе психологии / И.М. Палей, В.К. Гербачевс-кий. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 32 с.

7. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Еврознак, 2001. С. 42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.