Научная статья на тему 'Половинкин С. М. Русская религиозная философия'

Половинкин С. М. Русская религиозная философия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половинкин С. М. Русская религиозная философия»

половинкин С. м. русская религиозная философия: избранные статьи. — Спб., 2010. — 412 с.

Тому, кто интересовался творческим наследием замечательного русского философа П. А. Флоренского, хорошо знакомо имя одного из исследователей его творчества С. М. Половинкина. Поэтому с большей долей вероятности можно предположить, что посвященная истории русской философии книга известного публикатора, комментатора и исследователя, в том числе и Афонских споров, не будет долго лежать на прилавках книжных магазинов.

Собранные вместе, работы известного исследователя позволяют дополнить и углубить представление об истории русской, прежде всего религиозной, философии конца XIX — первой трети XX в.

Большая часть опубликованного материала касается судьбы и творчества П. А. Флоренского. Среди посвященных ему публикаций особенно интересными представляются статья «Реальность 1920-1930-х годов и “Мнимости в геометрии” свящ. Павла Флоренского», опубликованная в 2000 г. в журнале «Энтелехия», и статья «Гнездо черносотенцев под Москвой (Сергиево-Посадское дело 1928 года)», ранее напечатанная в 1997 г. Первая публикация рассказывает о восприятии современниками знаменитой работы Флоренского, вторая о преследовании т. н. бывших в 1928 г. в Сергиевом Посаде.

Часть публикуемых работ посвящена московской философско-математической школе, в том числе одному из ее главных представителей П. А. Некрасову (1853-1924). В последнее время эта школа вызывает все больший интерес исследователей. Автор выделяет как характерные следующие черты этой философско-математической школы: аритмологию, монадологию, философско-математический синтез, действенность мировоззрения и др.

Интересны страницы, посвященные знаменитой религиозно-философской библиотеки М. А. Новоселова, маленькие розовые книжки которого, как пишет С. М. Половинкин, знала «вся Россия» (с. 219). И которые, добавлю от себя, хотя и были переизданы, до сих пор вызывают интерес библиофилов.

Особенно отрадным представляется то обстоятельство, что при составлении сборника не было проявлено пренебрежения к работам небольшого формата. На-

пример, в состав книги включена небольшая заметка о философе, литераторе, искусствоведе С. Н. Дурылине, несколько страниц, посвященных антиплатонизму Льва Шестова и анафеме на ученика Михаила Пселла Иоанне Итала, несколько страниц, касающихся философского контекста московской философско-математической школы. Как известно, значение небольших работ может подчас находиться в обратной пропорции к их размеру. Жаль, что, говоря об антиплатонизме Платона и приводя слова Л. Шестова о т. н. науке «может» и «не может», автор не отметил перекличку этих слов с развиваемой М. Эпштейном философской дисциплиной — потенциологией, которая, по замыслу ее автора, должна, наряду с онтологией и эпистемологией, составить триаду основных философских наук.

Важным обстоятельством, повышающим ценность книги, является приведение в некоторых статьях ряда свидетельств из малодоступных источников (в частности, из машинописных материалов, предоставленных автору покойным князем В. В. Трубецким). Например, можно указать на цитаты из воспоминаний Варвары Николаевны Лермонтовой (урожденной Трубецкой, сестры Трубецкого) о жизни философа Е. Н. Трубецкого в Кисловодске или Е. Я. Архипова — о лекции «О религиозном возрождении России», прочитанной философом в конце 1919 г. Большое впечатление производит описание похорон князя Е. Н. Трубецкого, данное Е. Я. Архиповым (с. 208). Нельзя не упомянуть также об авторском предисловии, названном «От сталинской школы к русской православной философии», рассказывающем о духовной эволюции историка философии и философа.

К числу незначительных недостатков издания относится отсутствие именного и предметного указателей. Отметим также, что страница 343 идет раньше страницы 342. Возможно, что эта путаница свойственна всего лишь нескольким книгам из всего тиража. В расположении материала было бы лучше соблюсти хронологический принцип, отражающий логику развития исследовательских интересов автора. Тем более в предисловии к книге он сам коснулся этого вопроса.

Хотелось бы отметить прекрасную белую бумагу, твердый переплет, позволяющий книге хорошо сохраниться даже при частом перечитывании. Что же касается оформления книги, то и цвет и своего рода геометрический стиль, на взгляд автора этих строк, более подходящий учебной литературе, вполне приемлемы. Все это позволяет предположить, что, хотя тираж ее относительно большой, книга найдет своего читателя в ближайшее время.

Р Н. Демин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.