Научная статья на тему 'К 75-летию С. М. Половинкина'

К 75-летию С. М. Половинкина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 75-летию С. М. Половинкина»

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

К 75-летию С. М. ПОЛОВИНКИНА

Шестнадцатого апреля исполняется 75 лет со дня рождения давнему другу Русской христианской гуманитарной академии, уважаемому автору нашего журнала и замечательному исследователю русской религиозной философии Сергею Михайловичу Половинкину.

Сергей Михайлович родился 16 апреля 1935 г. в семье инженера-радиотехника. Окончив среднюю школу № 1 гор. Пушкино Московской области, в 1959 г. он поступил на механико-математический факультет Московского университета. Со второго курса обучения, отстранившись от обязательных курсов диамата и истмата, он принялся за самостоятельное чтение философской литературы. Определившееся призвание привело юношу в аспирантуру на кафедру философии естественных факультетов МГУ на которой в 1974 г. он защищает кандидатскую диссертацию «Значение точных наук для обоснования философского знания (до Канта)».

Потом началась работа Сергея Михайловича в качестве преподавателя философии — сначала в Московском физико-техническом институте (до 1984 г.) и на кафедре отечественной философии Российского государственного гуманитарного университета, где он трудится по сей день.

С. М. Половинкин в 2004 г. издал книжку «Всё. Опыт философской апологетики», в которой он сумел основательно выразить свое мировоззренческое и научное кредо.

Констатируя «скандал в философии», т. е. отсутствие в ней бесспорных утверждений и общепринятых истин, Сергей Михайлович глубоко проникается убеждением, что философия не самодостаточна, как и не самодостаточны ни мир, в котором живет человек, ни человек, который самозабвенно создает философские системы. Но не понятно ли в этом случае, что при сочинении философий определяющим фактором становится «Я» ее сочинителя? Даже кичливая автономная философия есть всего-навсего выражение автономии моего «Я» — субстанции настолько хрупкой и преходящей, что это образование и субстанцией-то никак не назовешь.

Нужно выбирать Истину. Выбор Ее — не продукт рассудочной деятельности, а жизненный поворот, ответственное Ее приятие, которое определит всю твою жизнь. Вместе с русской религиозной философией Сергей Михайлович выбрал ориентацию на Истину христианства.

92

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 1

Он подчеркивает свое согласие с Н. О. Лосским: «Если возможна русская философия, то только — как философия православия, как философия веры православной, как драгоценная риза из золота — разума — и самоцветных каменьев — приобретений опыта — на святыне Православия».

У Сергея Михайловича за многие годы размышлений над прочитанным и пережитом сложилась своя концепция русской философии. Высший период ее развития был достигнут в конце XIX — первой половине XX в., когда в своем развитии она обрела собственное лицо — философии христианского персонализма. Исследователь называет три ее основные черты: постоянная работа над выяснением своей метафизической основы, обнаружившей себя в форме неолейбницианства; простирание, распространение личностных свойств на области живой и неживой природы и в области различных многоединств людей (семья, род, нация); противопоставление «соборного всеединства» и «всеединства нирванического».

Такое понимание природы философии и ее русских задач определило тематику многочисленных выступлений С. М. Половинкина в отечественной печати. О ней красноречиво свидетельствуют сами названия его публикаций за последние два-три года: «Василий Васильевич Розанов и священник Павел Флоренский в их переписке», «Новое Средневековье» священника Павла Флоренского», «Конкретный субстанциальный персонализм Л. М. Лопатина», «Всеединство и личность. Тезисы по поводу одной проблемы русской философии», «Христианский персонализм Ивана Киреевского», «Антиплатонизм Льва Шестова и анафема на Иоанна Итала». А помимо этого специалисты знают другие работы С. М. Половинкина — о религиозно-философских кружках и обществах в России, о Московской философско-математической школе, об имяславии и имяславцах, о евразийстве и т. д.

Помимо этого, исследователь является активным участником замечательных по научному уровню подготовки собрания сочинений П. А. Флоренского, книг С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, М. А. Новоселова, протоколов заседаний Петербургских Религиозно-философских собраний. Его последней работой такого рода стал аннотированный указатель имен участников работы Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества, что живо свидетельствует об огромной исторической эрудиции Сергея Михайловича.

Отмечая юбилейную дату видного ученого и прекрасного доброжелательного человека, участники семинара «Русская мысль» и редколлегия журнала «Вестник Русской христианской гуманитарной академии» желают Сергею Михайловичу долгих лет плодотворной творческой жизни и выражают надежду на его последующее сотрудничество с нашими коллективами.

А. А. Ермичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.