Научная статья на тему 'ПОЛОЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В БССР В 1953–1958 ГГ.'

ПОЛОЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В БССР В 1953–1958 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики / БССР / Полоцкий педагогический институт / образовательный процесс / history of pedagogy / BSSR / Polotsk Pedagogical Institute / educational process

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н.В. Довгяло

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов педагогического профиля в Полоцком педагогическом институте в период с 1953 по 1958 год. Основное внимание уделяется проблемам первых лет функционирования учреждения, а также особенностям организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Н.В. Довгяло

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLOTSK PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE SYSTEM TRAINING OF TEACHING STAFF IN THE BSSR IN 1953–1958

The article discusses the issues of training pedagogical specialists at the Polotsk Pedagogical Institute in the period from 1953 to 1958. The main attention is paid to the problems of the first years of operation of the institution, as well as the peculiarities of the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В БССР В 1953–1958 ГГ.»

УДК 378.1(376)"1953/1958" Б01 10.52928/2070-1608-2024-69-1-92-94

ПОЛОЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В БССР В 1953-1958 ГГ.

канд. ист. наук, доц. Н.В. ДОВГЯЛО (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов педагогического профиля в Полоцком педагогическом институте в период с 1953 по 1958 год. Основное внимание уделяется проблемам первых лет функционирования учреждения, а также особенностям организации образовательного процесса.

Ключевые слова: история педагогики, БССР, Полоцкий педагогический институт, образовательный процесс.

До конца первой послевоенной пятилетки система высшего педагогического образования в БССР была восстановлена. Для предотвращения перепроизводства учителей, в начале 1950-х гг. была осуществлена реорганизация системы высшего педагогического образования. Учительские институты (учебные заведения, которые готовили учителей для 5-7 классов) на протяжении первой половины 1950-х гг. были упразднены либо реорганизованы в педагогические институты и училища. Ликвидация учительских институтов обострила проблему обеспеченности специалистами педагогического профиля. Несмотря на улучшение качественного состава педагогических кадров (в 1950/1951 уч. г. 30,2%, в 1955/1956 - около 50% учителей БССР имели высшее и неполное высшее образование), обеспеченность школ квалифицированными кадрами в 1950 -х гг. являлась недостаточной Кроме того, сокращение учительских институтов происходило в условиях увеличения потребности в учительских кадрах, вызванного осуществлением перехода к семилетнему обучению и расширением среднего образования [1, с. 31].

Полоцкий государственный педагогический институт был открыт на основании Постановления Совета Министров БССР от 16 февраля 1953 г. № 178 «Об организации Полоцкого педагогического института». Анализ планов работы Совета института, а также отчетов о работе заведения позволяет обозначить те проблемы, с которыми столкнулась администрация учреждения в первые годы своего существования:

Отсутствие необходимой учебной и материальной базы. Институт не имел своего здания, в связи с чем изначально студенты обучались в корпусе Полоцкого педагогического училища в первую или вторую смены. Необходимо отметить, что это приводило к конфликтам с руководством педагогического колледжа (отключение отопления, электроэнергии, репетиции духового оркестра колледжа во время учебных занятий студентов института и т.д.) [2, л. 4]. В 1955-56 уч. г., в связи с большим количеством студентов, занятия проводились также в здании школы №2 9 г. Полоцка [3, л. 31]. Только в январе 1956 г. педагогический институт получил свой учебный корпус [3, л. 2]. В отчёте об итогах работы учебного заведения за 1953-54 уч. г. обозначались и другие проблемы: «ППИ имел острую нужду в учебной, научной и художественной литературе, учебных пособиях и физических приборах, по зарубежной литературе, по элементарной математике, по истории СССР, психологии, русской литературе, педагогике, новой истории и т.д.» [4, л. 1]. В 1955-56 уч. г. приборы и наглядные пособия были переданы институту из закрытого к тому моменту Молодеченского учительского института [3, л. 2]. Однако в документах по-прежнему зафиксированы просьбы относительно улучшения материальной базы (необходимы были токарный станок по металлу и дереву, стеклодувный и электросварочные станки, спортинвентарь (теннисный корт, мотоцикл, лодка) [3, л. 2]. Проводилась активная работа по комплектованию библиотечных фондов. Результаты этой работы отражены в таблице 1.

Таблица 1. - Динамика пополнения книжного фонда библиотеки ППИ

Период 1953-1954 1954-1955 1955-1956 1956-1957 1957-1958

Количество изданий 5 тыс. 14 тыс. 33 тыс. 39, 6 тыс. 46 820

Источник: составлено на основе [2; 3; 5; 6].

Нужно отметить, что во многих педагогических вузах республики практически отсутствовала необходимая мебель, оборудование для учебных кабинетов и лабораторий, наглядные пособия (таблицы, коллекции, макеты, препараты), учебная и художественная литература. Полоцкий педагогический институт не стал исключением в этом плане.

Сложности в организации образовательного процесса. Открытие института непосредственно перед началом учебного года определило проблемы с набором абитуриентов: уровень подготовленности потенциальных студентов был очень слабым, особенно тех, что поступали на физико-математический факультет (отсутствовал конкурс), относительно филологического факультета ситуация была другой, там с первого набора конкурс составлял 3 человека на место [4, л. 25]. Конкурс увеличивался с каждым годом, и в приемную компанию 1955 г. составлял уже в среднем 4 человека на 1 место по институту [3, л. 1]. Отметим, что, несмотря на трудности в организации учебного процесса, студенты серьезно отнеслись к учебе, о чем свидетельствует почти 100% явка на экзаменационные сессии и сравнительно удовлетворительные итоги сдачи экзаменов. На зимней сессии 1953-

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Исторические науки

№ 1(69)

54 уч. г. из 207 студентов только 27 человек получили неудовлетворительные отметки, на летней сессии этого же учебного года - 13 человек из 203 [4, л. 12]. За неуспеваемость по итогам обучения на первом курсе ППИ только 5 студентов были отчислены из вуза [4, л. 25].

В Полоцком педагогическом институте действовало два факультета: филологический и физико-математический, на которых в первый год работы института обучалось 208 студентов [7, с. 5]. Основным структурным подразделением института являлась кафедра. Изначально было создано 4 кафедры: кафедра марксизма-ленинизма; кафедра языка и литературы; кафедра физики и математики; кафедра психологии и физического воспитания. В 1954-55 уч. г. функционировало уже 8 кафедр [12, л. 1]: кафедра марксизма-ленинизма; кафедра литературы, кафедра русского и белорусского языков; кафедра физики; кафедра математики; кафедра педагогики и психологии; кафедра физического воспитания; кафедра иностранных языков. В следующем учебном году количество кафедр было сокращено до 6, а затем увеличено до 7. Реорганизация кафедр, скорее всего, была связана с постоянно меняющимся кадровым составом учреждения. Изначально в институте работало 15 преподавателей (2 кандидата наук, 11 старших преподавателей и 2 ассистента). В 1956-57 уч. г. насчитывалось 48 педагогов, в числе которых значилось 9 кандидатов наук. За первый год работы ППИ было подготовлено и защищено 3 кандидатские диссертации. Динамика изменения кадрового состава представлена в таблице 2.

Таблица 2. - Динамика изменения кадрового состава

Показатели в уч. г. 1953-1954 1954-1955 1955-1956 1956-1957 1957-1958 1958-1959

Количество кафедр 4 8 6 7 - -

Кандидаты наук 2 5 10 11 9 -

Ст. преподаватели 11 - - - - -

Ассистенты 2 - - - - -

Всего 15 29 40 48 43 39

Источник: составлено на основе [2; 3; 5; 6].

Планы работы кафедры представляли собой краткое изложение основных направлений деятельности кафедры и состояли из следующих пунктов:

- Состав работников кафедры.

- План заседаний кафедры (в рамках заседаний решались вопросы распределения учебной нагрузки, утверждались рабочие планы преподавателей, распределялось руководство студенческими кружками, закреплялось кураторство, проводилось обсуждение открытых занятий преподавателей кафедры).

- Учебная и методическая работа кафедры (проведение консультаций, коллоквиумов по преподаваемым предметам, студенческой конференции).

- Марксистско-ленинская учеба. Данное направление предполагало вечернее обучение членов кафедры в университете марксизма-ленинизма, а также занятия в философском семинаре университета.

- Научно-исследовательская и научно-популярная работ.

- Общественная и другая работа кафедры (профориентационные встречи, чтение лекций и проведение занятий для учителей города) [8, л. 21].

Анализов учебных планов специальностей позволяет сделать следующие выводы относительно особенностей организации образовательного процесса.

Несмотря на то, что специальности были педагогическими, в учебных планах присутствовало только несколько общих педагогических дисциплин, в частности «История педагогики», «Педагогика», «Логика». Как отмечает в своем исследовании Г.А. Качан, на специальный цикл в учебных планах отводилось в среднем около 60% общего бюджета учебного времени, на общественно-политический - 10-11%, на педагогический цикл - 3,94,4%, на педагогическую практику - 19-22% (подсчитано по учебным планам 1959/60 уч. г., в зависимости от факультета). Оставшиеся 7,1-2,6% выделялись на общеобразовательный цикл и психологию [9, с. 12]. В учебных планах наблюдается значительный перекос в сторону лекционных занятий. Так, дисциплина «Белорусская дооктябрьская литература» преподавалась в рамках 40 лекционных и 8 практических занятий, «Русская литература» -76 лекций и 20 практических. Такие учебные дисциплины, как «Психология» и «Логика» предполагали только лекционные занятия (68 ч) [10, л. 4], Только с 1956 г. наблюдается корректировка учебных планов в сторону увеличения числа практических занятий [5, л. 5].

Средняя нагрузка преподавателя составляла 720 - 820 часов. Большое количество часов отводилось на консультации по предмету. Наполняемость учебной группы составляла не более 25 человек, поток состоял из 2 групп (не более 50 человек).

В системе профессионального обучения учительских кадров в педагогических вузах в начале 1960-х гг. важная роль отводилась подготовке студентов к педагогической практике. Практика являлась составной частью учебно-воспитательного процесса в вузе, обеспечивала соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учреждениях образования. Эта комплексная форма профессиональной подготовки специалистов обеспечивала связь научных теоретических знаний с практической работой [11].

Педагогическая практика студентов Полоцкого педагогического института в основном проходила на базе средних школ г. Полоцка. Так, в 1955-56 уч. г. было задействовано 6 школ, в которых проходили практику 177 студентов. Практикант должен был находиться на практике каждый рабочий день в течении 6 часов [12, л. 55]. В рамках практики студент

должен был провести 8 зачетных уроков и 8-20 незачетных уроков. В отчетах за этот учебный год отмечается ряд недостатков при организации педагогической практики, в частности указывается на низкий культурный уровень отдельных студентов. Так, студентка И. Тараканова «сообщила пятиклассникам на беседе по теме "История родного Полоцка", что Евфросиния Полоцкая была дочерью Георгия Скорины» [3, л. 94]. Упоминались и речевые ошибки студентов («сформу-лирувает»), и др. [12, л. 47]. Существенной проблемой было несоответствие теоретического курса срокам практики. Так, учебные дисциплины, связанные с методиками преподавания, изучались на протяжении всего учебного года, в то время как педагогическая практика проводилась уже в осеннем семестре [12, л. 45].

Вместе с принятием новых учебных планов в 1955 г. было вновь обращено внимание на самостоятельную работу студентов: последние привыкли в большей степени готовиться по конспектам лекций и неохотно пользовались учебниками и учебной литературой. Это обнаруживалось на экзаменах: как правило, хорошие ответы были на те вопросы, которые подробно рассматривались на лекциях, но стоило преподавателю задать вопрос, которому в лекции придавалось меньше внимания, - ответы вызывали сложности. В связи с этим в университете на всех курсах были организованы регулярные индивидуальные и групповые консультации по работе с литературой [13].

Постановление Совета министров БССР о закрытии Полоцкого педагогического институт было принято 11 мая 1959 г. В соответствие с вышеуказанным постановлением 16 мая 1959 г. вышел приказ Министра просвещения БССР, в котором говорилось: «1. Закрыть Полоцкий педагогический институт. 2. Студентов Полоцкого педагогического института, оставшихся после выпуска 1959 года, передать Витебскому педагогическому институту (физико-математический факультет) и Могилевскому педагогическому институту (факультет языка и литературы)». Основные материальные ценности (приборы, книги, оборудование) были переданы Полоцкой школе -интернату на сумму 3 645 304 руб. и Витебскому педагогическому институту на сумму 416 746 руб. Также в списке относительно передачи материальных ценностей фигурируют Могилевский педагогический институт, Брестский педагогический институт, Полоцкое педагогическое училище, Лесной техникум, Библиотека г. Полоцка, а также школы г. Полоцка и района [14, л. 32].

Из 39 преподавателей назначение на работу в другие высшие учебные заведения получили 16 человек, из них 9 человек, включая Терентьева (директора), - в Витебский педагогический институт, 3 - в Могилевский педагогический институт, по одному человеку в Гродненский педагогический институт, Брестский пединститут, Минский институт иностранных языков, Белорусский государственный институт, Минское военное радиотехническое училище, 2 человека были переведены в Академию наук БССР [14, л. 34].

ЛИТЕРАТУРА

1. Олесик Е.Я. Подготовка учителей в вузах БССР в 1944-1990 гг.: гендерный анализ // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. гуман. i грам. навук. - 2008. - № 1. - С. 28-39.

2. Зональный государственный архив в г. Полоцке (ЗГА в г.Полоцке). - Ф. 632. Оп. 1. Д. 22.

3. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 34.

4. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 11.

5. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 46.

6. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 63.

7. «Полоцкий государственный педагогический институт имени Георгия Скорины: история и достижения» [Электронный ресурс]. - URL: https://ww.znv.ru/konkurs2016/6343/1/73054_6343_1_1480358599.pdf. (дата обращения: 17.01.2024).

8. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 81.

9. Качан Г.А. Развитие системы высшего педагогического образования в Белоруссии (в период с 1944 по 1960 годы): авто-реф. дис. / БГПУ. - Минск, 1995. - 19 с.

10. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 93.

11. Илюкевич А.И. Организация и проведение педагогической практики студентов педвузов на рубеже 60-х годов // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. E, Педагог. науки. - 2005. - № 5. - С. 45-49.

12. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д. 57

13. Реализация творческого и общественно-политического потенциала БГУ в условиях дальнейшей эволюции советско-партийной системы (1953 - 1989) [Электронный ресурс]. - URL: https://studfile.net/preview/7408707/page:13. (дата обращения: 17.01.2024).

14. ЗГА в г. Полоцке. - Ф. 632. Оп. 1. Д.78.

Поступила 10.12.2023

POLOTSK PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE SYSTEM TRAINING OF TEACHING STAFF IN THE BSSR IN 1953-1958.

N. DOVGYALO (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article discusses the issues of training pedagogical specialists at the Polotsk Pedagogical Institute in the period from 1953 to 1958. The main attention is paid to the problems of the first years of operation of the institution, as well as the peculiarities of the organization of the educational process.

Keywords: history of pedagogy, BSSR, Polotsk Pedagogical Institute, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.