Научная статья на тему 'Великолукский педагогический институт (1945 1970 гг. )'

Великолукский педагогический институт (1945 1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

482
30
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рязанцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Великолукский педагогический институт (1945 1970 гг. )»

О. В. Рязанцева

Великолукский педагогический институт (1945 -1970 гг.)

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ время в Великих Луках, как ни в одном уездном городе Псковской губернии, было

несколько средних учебных заведений, но ни одного высшего. Не появилось здесь ни одного вуза и в первые послереволюционные годы. Положение

стало меняться лишь после Великой Отечественной войны, когда город стал областным центром. В Пскове, являвшемся в то время центром другой области, уже с 1932 г. действовало единственное высшее учебное заведение - педагогический институт. Впрочем, таким было положение и в ряде других областей, и поэтому не было удивительным, что первым вузом Великих Лук тоже стало педагогическое учебное заведение. Но первоначально это был не педагогический, а всего лишь двухгодичный учительский институт для подготовки учителей семилетних школ.

Организовать Великолукский государственный учительский институт обязал Наркомат просвещения РСФСР своим распоряжением от 19 июля 1945 г. СНК Республики. Затем последовало распоряжение Наркомпроса и Великолукского облисполкома об организации института в Великих Луках с 1 августа 1945 г., но с временным пребыванием в одном из районных центров области - Торопце.1 Размещение института за пределами областного центра объяснялось почти полным разрушением Великих Лук, где подходящего помещения для этого просто не было. Постановлением СНК СССР «О мероприятиях по восстановлению г. Великие Луки и Великолукской области» от 10 ноября 1945 г. в качестве возможных мест для размещения института называлась и Опочка,2 но там тоже не оказалось помещения. Поэтому

Рязанцева Ольга Владимировна - выпускница исторического факультета Псковского госпедуни-верситета им. С.М. Кирова

Великолукский учительский институт начал функционировать все же в Торопце.

В институте создавались два отделения - историко-филологическое и физикоматематическое, план приема на первый курс был определен в 120 человек. Для учебных занятий институту передавалось здание средней школы и флигеля на ул. Первомайской г.Торопца, под общежития - двухэтажное кирпичное здание бывшего детского дома, занимаемое госпиталем, и четыре подсобных деревянных здания на ул. Ленина, которые предстояло освободить от жильцов и в срок до 15 сентября отремонтировать. Передача здания школы была произведена до 10 сентября, а вот передача госпиталя была задержана его начальником на полтора месяца, а когда она все же состоялась, то в здании не оказалось ни печей, ни дверей. Не было отремонтировано к началу учебного года и здание школы, подсобные помещения не освобождены от жильцов, а квартир для преподавателей не выделено. Не оказалось даже соломы для матрацев в общежитиях, и студентам нередко приходилось спать на голых нарах или прямо на полу. Не были обеспечены они, как и преподаватели, и необходимыми промышленными и продовольственными товарами, а институт - учебниками и письменными принадлежностями. Помог Ленинградский пединститут имени А.И.Герцена, выделивший из своего неиспользуемого библиотечного фонда 5 тыс. томов различной литературы, в том числе учебной. По всем этим причинам занятия в институте пришлось начать с опозданием - с 10 октября 1945 г., и начались они, ввиду неподготовленности выделенных учебных зданий, во вторую смену в помещении Торопецкого педучилища. А так как не было керосина, то занятия проводились ежедневно по 3 - 4 часа при дневном освещении. К занятиям приступили первые 90 студентов, т.е. план приема оказался невыполненным, к

тому же в течение первого учебного года четверо по разным причинам выбыли. Среди поступивших было немало участников Великой Отечественной войны, а также зачисленных переводом из других вузов.3

Первоначально в институте начали педагогическую деятельность 18 преподавателей, были созданы кафедры основ марксизма-ленинизма, военной и физической подготовки, педагогики и психологии, истории, языка и литературы, математики и др., а исполняющим обязанности директора назначен Н.Н.Желобенко. Окончивший Смоленский педагогический институт, он ранее в вузах не работал, но имел более чем двадцатилетний стаж работы в педагогических техникумах Холма, Лихославля, Великих Лук, Опочки, а также опыт руководящей работы в органах народного образования. Но Н.Н.Желобенко исполнял обязанности директора недолго, он провел лишь первоочередные мероприятия по подготовке к открытию института, а учебные занятия вуз начал уже с другим директором: в конце сентября им стал Александр Емельянович Дмитриев, выпускник Иркутского пединститута, опытный педагог и организатор просвещения, только что демобилизованный из армии, закончивший войну в Берлине. Н.Н.Желобенко стал заместителем директора по учебной и научной работе и одновременно заведующим кафедрой истории, а А.Е.Дмитриев преподавал основы марксизма-ленинизма. Первыми преподавателями были также профессор русского языка и литературы И. И. Чеховский, доцент

А.Л.Гюральник, преподаватели: педагогики и психологии - З.И.Фирсова, математики -Е.Т.Конюхова, физики - С.И.Юров, педагогики - А. А. Кузьминская, истории древнего мира и средних веков - П.Г.Трофимов, истории СССР и новой истории - И. Д.Леонов и др. К концу первого учебного года лишь один преподаватель имел ученую степень.4

С 1 июня 1946 г. в институте открылось заочное отделение с общим планом приема в 200 человек на отделения русского языка и литературы, истории, физики и математики, но действовало оно недолго и было переведено в Калининский пединститут.5 Во многом это объяснялось недостаточной учебноматериальной базой, которую в Торопце

институту существенно укрепить и расширить не удалось.

В следующем учебном году контингент студентов увеличился до 160 человек, были организованы и действовали несколько кружков - исторический, хоровой, драматический, еженедельно проводились политинформации, вечера отдыха и др.6

В 1947 г. в жизни молодого вуза произошло знаменательное событие: проводились первые государственные экзамены и был сделан первый выпуск специалистов. Звание учителя семилетней школы получили 80 выпускников, из которых 15 закончили институт с отличием: Э.П.Кадис, Е.А.Деднева,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.И.Ковалевская, Л. А. Скобелева, Е.Н.Сухо-рукова, Е.М.Васильев и др.7

Партийные и советские органы Великолукской области были заинтересованы в скорейшем переводе института в областной центр, что предусматривалось и утвержденным в 1947 г. пятилетним планом развития института.8 Но в Великих Луках разместить его было все еще негде, хотя перспектива перевода была вполне определенной. Поэтому создавать надлежащие условия для временно работавшего вуза в Торопце не спешили. Проведенной в начале 1947 г. инспектором Министерства просвещения проверкой института была констатирована недостаточность учебноматериальной базы, особенно «бедность» библиотеки, неполная укомплектованность преподавательского состава, не развернутая по-настоящему научно-исследовательская работа и др. Весной 1947 г. возникла необходимость ремонта крыши учебного здания.9

Лишь 2 июля 1948 г. был издан приказ Министерства просвещения РСФСР о переводе института из Торопца в Великие Луки, куда он и перебазировался к 1 августа.10 Институту для размещения было предоставлено здание школы № 1 на площади Тимирязева и общежитие на 200 мест.11 Учебное здание было двухэтажным, имело лекционный зал, аудитории, помещения для мастерских, физкультурного зала и библиотеки. Перед вселением сюда института оно было отремонтировано. С 10 сентября 1948 г. начались учебные занятия, которые проводились теперь в одну смену. Таким образом, условия для работы значительно улучшились. Не был, правда,

построен планировавшийся 8-квартирный дом для преподавателей, а также пристройка к основному учебному корпусу. Однако при всех нерешенных проблемах перевод института в Великие Луки благотворно сказался на его деятельности, тем более что стали возрастать и ассигнования на приобретение учебно-лабораторного оборудования, инвентаря, литературы для библиотеки. Преподаватели приступили к сдаче экзаменов кандидатского минимума и подготовке кандидатских диссертаций, контингент преподавательского состава увеличился. В 1950 г. несколько преподавателей - А.Е.Дмитриев, Н.В.Богоявленский, Н.Н.Желобенко, С.И. Юров - были награждены Знаком «Отличник народного просвещения».12

Перевод в Великие Луки сказался и на приеме. Если в период нахождения в Торопце институт испытывал серьезные затруднения с абитуриентами, а в первый учебный год даже не смог выполнить план приема, то в 1948 г. , например, на 125 мест было подано 193 заявления. В 1954 г. конкурс на исторический факультет составил 5 человек на место, литературный и физико-математический - два.13 Улучшились условия и для прохождения педагогической практики: за институтом в качестве базовой была закреплена средняя школа № 1, вновь открылось заочное отделение, на котором в 1950 г. обучалось 720 студентов - больше, чем на дневном.14

В 1952 г. многие учительские институты страны были закрыты, другие реорганизованы в педагогические с четырехгодичным сроком обучения для подготовки учителей средних школ. С 1 сентября 1952 г. педагогическим стал и бывший учительский институт. Хотя число студентов увеличилось, учебные площади института еще в течение ряда лет оставались прежними, поэтому занятия пришлось проводить в две смены. И только в 1957/58 учебном году ему была передана часть здания бывшего Института усовершенствования учителей, что добавило

15 аудиторий и сделало возможным односмен-ность занятий.15 А пока что в связи с курсом на политехнизацию обучения в 1953 г. в институте были созданы столярная и слесарная мастерские и кабинет машиноведения, с июля 1955 г. для выпускников физико-математического фа-

культета организованы двухнедельные курсы для приобретения специальности тракториста или шофера. Для этого были приобретены грузовой автомобиль ЗИС-150, легковая автомашина, самоходный комбайн, трактор ХТЗидр.16

Институт имел столовую на 60 посадочных мест, чего было явно недостаточно, и в 1958 г. в дополнение к ней вузу была предоставлена столовая Госторга на 40 мест. Для медицинского обследования студентов были оборудованы медицинские кабинеты, с 1957 г. в Опухликах работал студенческий оздоровительный лагерь на 75 чел. Маловат был для выросшего количества студентов спортивный зал, но расширить его так и не удалось.17 В 1956 г. было начато строительство нового трехэтажного здания института на ул.Толстого, к январю 1958 г. закончилась кладка стен второго этажа. Стройку планировалось завершить в 1959 г. , после чего прежнее здание подлежало передаче под школу-интернат. В строительстве принимали участие и студенты, но стройка по разным причинам затягивалась. К концу 1957 г. было сдано в эксплуатацию новое здание общежития, а после ликвидации Великолукской области институт получил под общежитие и здание бывшей областной партийной школы. Теперь институт располагал общежитиями на 300 мест.18

С укреплением учебно-материальной базы постепенно активизировалась научноисследовательская работа преподавателей. В марте 1954 г. прошла первая научная конференция, с этого времени она стала проводиться ежегодно. Правда, первые конференции были не столь массовыми (в апреле 1955 г. было, например, заслушано всего 13 докладов), но сам факт их организации свидетельствовал о росте научного потенциала вуза. В середине 1950-х г г. из 53 преподавателей ученые степени имели 22, в конце 1950-х гг. - 24 из 64. Основную часть преподавателей составляли молодые специалисты, ни одного доктора наук в институте не было. В 1956/57 учебном году 3 преподавателя защитили кандидатские диссертации, в следующем - уже 12.19 В 1954/55 уч. году преподаватели опубликовали в журналах и газетах 11 научных статей, затем стали выходить «Ученые записки», отдельные статьи

публиковались в изданиях ГДР и академических журналах, методические - в сборниках

областного Института усовершенствования

20

учителеи.

К середине 1950-х гг. в институте имелось 5 кафедр, которыми руководили кандидаты наук: марксизма-ленинизма (заведующий С.А.Крупнов), педагогики и психологии (К.И.Васильев), русского языка и литературы (Г.П.Санникова), истории (А.М.Борисов), физики и математики (М.В.Шавлович), кафедра физвоспитания была влита в кафедру педагогики и психологии, иностранных языков - в кафедру русского языка (восстановлена в 1962 г.). В 1956 г. кафедра марксизма-ленинизма была разделена на две самостоятельные: истории КПСС, по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литэкономии и философии.21 В целом уже к концу 1950-х г г. в институте сложился весьма опытный преподавательский коллектив, в котором трудились преподаватели, З.ПАнтонова, А.Г.Федянова, И.С.Лутовинов, М.М.Фрейденберг, И.Б.Иловайский, Ф.А. Байков, А.Л.Волков и др., отмеченные орденами и медалями.

За все время существования вуза в качестве педагогического института в нем сменилось четыре директора (с начала 1960-х гг. руководитель вуза именовался ректором): в 1952 - 1955 гг. им являлся К.И.Васильев, в 1955 - 1959 гг. - А.Я. Фролов, 1959 - 1963 гг. -Н.Ф.Шумилов, а с 1964 г. и вплоть до ликвидации института в 1970 г. ректором работал Владимир Иванович Марго, в годы Великой Отечественной войны - командир 5-й Калининской партизанской бригады, а затем занимавший руководящие посты в советских и партийных органах.22 Самый же первый директор учительского института Н.Н.Желобенко работал на преподавательских должностях до 1962 г., сменивший его А.Е.Дмитриев был проректором по заочному обучению.23

С 1955 г. в институте действовало студенческое научное общество (СНО), активно вовлекавшее студентов в научноисследовательскую деятельность.

Студенты института принимали участие в строительстве и благоустройстве Великих Лук, в проведении многих общегородских мероприятий. Например, в начале

1950-х гг. они участвовали в добыче торфа для городской электростанции, в 1958 г. работали на кирпичном заводе, ранее занимались благоустройством сквера у памятника А.Матросову, своими силами провели водопровод в два общежития, ежегодно по 500 - 750 чел. участвовали в уборке урожая в колхозах и совхозах, в течение 1956 - 1959 гг. 440 студентов выезжали для уборки урожая на целину.24

Главное же, чем занимался все годы своего существования институт, была подготовка кадров учителей, которые работали по распределению не только в районах Великолукской, но и соседних областей - Псковской, Новгородской, Калининской, а также в Сибири, Казахстане, на Урале и др. Многие выпускники стали не просто учителями, но и руководителями системы народного образования, находились на руководящей партийной и советской работе. Например, учительский институт за несколько первых выпусков (1947 - 1950 гг.) подготовил около 600 специалистов, из которых 35 стали директорами школ, 25 - заведующими учебной частью,

12 - инспекторами и заведующими РОНО.25 Всего же учительский институт выпустил с дневного и заочного отделений около 2 тыс. учителей, а педагогический, начиная с первого выпуска в 1956 г. и до конца существования - более 3 тыс.

Упразднение в 1957 г. Великолукской области и передача большей части ее районов в состав Псковской области сразу же породили разговоры о скором закрытии Великолукского пединститута, но в течение примерно десяти лет они оставались просто слухами. В конечном счете эти разговоры стали реальностью: руководство

Министерства просвещения пришло к выводу о нецелесообразности существования в одной области двух педагогических вузов, поэтому с 1968 г. прием в Великолукский пединститут новых студентов уже не производился. В 1970 г. оставшиеся в Великих Луках студенты старших курсов физико-математического и филологического факультетов были переведены в Псков и

завершали обучение уже в Псковском

26

пединституте. Так существовавший четверть века Великолукский пединститут прекратил свою деятельность.

Великолукский педагогический институт

Примечания

1 ГАВЛ. Ф.2295, оп.1, д.1, л.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ГАНИПО. Ф.5473, оп.1, д.104

3 ГАВЛ. Ф.2295, оп.1, д.6, л.3; д.1, лл.1-2, 26-27, 40; д.3, лл.6-8

4 Там же. Д.10, л.4; д.9, л.60

5 Там же. Д.1, л.33

6 Там же. Д.11, л.7; д.10, л.37

7 Там же. Д.10, л.31; д.3, л.90

8 Там же. Д.9, л.41

9 Там же. Д.10, л.3; д.14, л.5

10 Там же. Д.23, л.1

1 Там же. Д.1, л.58; Великолукская правда. 1950. 15 октября ■2 ГАВЛ. Ф.2295, оп.1, д.1, л.61

13 Там же. Д.23, л.17; д.30, л.10

14 Там же. Д.23, л.65; Великолукская правда. 1950. 15 октября

15 ГАВЛ. Ф.2295, оп.2, д.85, л.3

16 Там же. Д.3, л.6; д.44, лл.3,4,6; д.20, л.31

17 Там же. Д.57, л.48; д.60, л.140, 147; д.108, л.169

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Там же. Д.57, лл.25,26,48; д.85, л.3; д.114, л.80

19 Там же. Д.5, л.74; д.30, лл.7,13; д.8, л.5; д.63, лл.8,19; д.70, л.8; д.85, л.5

20 Там же. Д.30, л.12; д.365, л.4; д.63, л.120

21 Там же. Д.5, л.74; д.57, л.30; д.201, лл.54,56

22 Там же. Д.13, л.2; д.160, л.8; д.362, л.6

23 Там же. Д.15, л.7; д. 13, л.6; д.283, л.1; д.291, л. 113

24 Там же. Д.85, л.113; д.108, л.158; д.160, л.136; д.63, л.123-124; д.70, лл.108,113

25 Там же. Д.52

26 Там же. Д.623, л.4