УДК 159.9.072
Полоролевые характеристики экзистенциальной наполненности жизни, самоактуализации и смысложизненных ориентаций у взрослых
Gender-role characteristics of existential fullness of life, self-actualization and life-meaning orientations in adults
Попова Ю.И., Кубанский государственный университет, jeis@mail.ru Сафронова А.Д., Кубанский государственный университет, 89183353777@mail.ru Ладикан Н.В., Кубанский государственный университет, lady-kahn@mail.ru
Popova Yu., Kuban state University, jeis@mail.ru Safronova A., Kuban state University, 89183353777@mail.ru Ladykahn N., Kuban state University, lady-kahn@mail.ru
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.037
Ключевые слова: экзистенциальная наполненность жизни, самоактуализация, смысложизненные ориентации, взрослые, высшее образование.
Keywords: existential fullness of life, self-actualization, life orientations, adults, higher education.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения параметров самоактуализации и смысложизненных ориентаций в их связи с уровнем экзистенциальной наполненностью жизни у взрослых людей, получающих высшее образование, которое рассматривается как способ саморазвития и раскрытия личностного потенциала. Цель статьи заключается в представлении данных о влиянии экзистенциальной наполненности жизни на показатели самоактуализации и смысложизненные ориентации у мужчин и женщин, получающих высшее образование. В статье приводятся сведения о выраженности экзистенциальной наполненности жизни, самоактуализации и смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин, получающих высшее образование, а также описан характер влияния экзистенциальной наполненности на параметры самоактуализации и смысложизненных ориентаций. Проведенное исследование дополняет и расширяет имеющие знания об особенностях экзистенциальной сферы личности и о психологических характеристиках взрослых, получающих высшее образование.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the parameters of self-actualization and life orientations in their connection with the level of existential fulfillment of life of adults studying at university, which is considered as a way of self-development and personal potential disclosure. The purpose of the article is to present data on the impact of existential fulfillment of life on indicators of self-actualization and life-meaning orientations of men and women studying at the university. The article provides information about the expression of existential fullness of life, self-actualization and life-sense orientations of men and women studying at the university, and describes the nature of the influence of existential orientation on the parameters of self-actualization and life-sense orientations. The conducted research complements and expands the existing knowledge about the features of the existential sphere of personality and the psychological characteristics of adults studying at the university.
Введение. Современное общество транслирует каждому человеку необходимость выразить себя и раскрыть свой потенциал, самореализоваться и произвести впечатление на других людей, несмотря на наличие или отсутствие внутреннего стремления к этому. Также общество задает рамки поведения человека, побуждая ответственно относиться к собственной жизни, подходить к организации
времени самостоятельно и сознательно, составляя план действий на долгосрочную перспективу. Возможность занимать активную позицию по отношению к своей жизни дает осознание наполненности жизни смыслом [2].
В. Франкл назвал понятие, описывающее субъективные переживания и мироощущения человека относительно качества своей жизни экзистенциальной наполненностью,
компонентами которой являются
самодистанцирование, самотрансценденция, свобода и ответственность [11]. Экзистенциальная наполненность жизни личности является феноменом экзистенциально-аналитической теории и описывает ее субъективное интегральное переживание личности, отражающее чувства человека относительно наполненности его жизни и удовлетворения собственной жизнью [6]. Уровень выраженности экзистенциальной наполненности показывает степень осмысленного в жизни человека и соотносится с понятием экзистенциального смысла, демонстрирующего наполненность жизни смыслом, осознанное счастье и полноту жизни. Экзистенциальный смысл побуждает сопоставлять собственные ценности с обстоятельствами внешнего мира, что допускает возможность подстраивать
собственные потребности и интересы к существующей ситуации. Развитые параметры экзистенциальности обеспечивают
конгруэнтность собственной жизни. Согласно А. Лэнгле, уровень экзистенциальной
наполненности отражает способность человека поступать в соответствии со своими персональными ценностями, воплощать принятые им решения в жизнь, принимать и прочувствовать окружающий его мир [8; 11].
Понятие экзистенциальной наполненности жизни описывается и раскрывается в работах В. Франкла, Э. Фромма, Р. Мэя, Д. Бюдженталя, М. Бубера, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Е.Н. Ермаковой, Е.А. Магазевой, В.Г. Малаховой и других [1;6; 11].
Экзистенциальная наполненность
представляет собой переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что есть у человека в реальности или с тем, что он совершил. Она обусловлена непротиворечивостью внутренней и внешней реальности, отсутствием
несогласованности между стилем жизни человека и его представлениями о том, как надо жить [9]. Она оказывает влияние на поведение личности, стиль поведения в обществе и осознание личностью ценностей и целей, направляющих и организующих жизнедеятельность и
предполагающих ответственность человека за их осуществление. Следует отметить, что только убежденность в способности справляться с обстоятельствами, которые могут возникнуть на пути достижения цели, позволяет ставить цели и брать на себя ответственность за их достижение.
Учитывая сказанное, выбор в качестве респондентов взрослых, получающих высшее образование, обусловлен тем, что поступление в
вуз порождает надежду на полноценную и насыщенную жизнь, повышает и укрепляет веру человека в собственные силы и способности [2]. В процессе обучения, которое является результатом собственного выбора, проверяются и формируются личные и профессиональные интересы, саморегуляция, компетентность. Расширяется понимание собственной субъектности, ответственности и временной перспективы личности. Уточняются жизненные планы, профессиональное развитие становится инструментом самовыражения и
самоактуализации, и в то же время обеспечивает приобретение опыта и упрочение навыка рефлексии. Деятельность строится на основе сложной системы соподчиненных личных и профессиональных мотивов [4;5]. То есть, обучение в вузе для взрослых превращается в инструмент самоуправления и
самосовершенствования, осознанного раскрытия своего потенциала, что может привести к большей экзистенциальной наполненности жизни.
Для прояснения характеристик
экзистенциальной наполненности у взрослых, получающих высшее образование, мы рассматривали ее в связи со смысложизненными ориентациями и уровнем самоактуализации личности. Хотя и самоактуализация (самотрансценденция), и жизненные смыслы входят в понятие экзистенциальной наполненности, изучение влияния уровня экзистенциальности на сопряженные показатели у людей, вовлеченных в процесс саморазвития и управляющих им, может прояснить характер взаимосвязи этих феноменов.
Таким образом, целью исследования стало изучение влияния показателей экзистенциальной наполненности жизни на смысложизненные ориентации и самоактуализацию у женщин и мужчин, получающих высшее образование. Было выдвинуто предположение о том, что в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности жизни ее влияние на самоактуализацию и смысложизненные ориентации у мужчин и женщин, получающих высшее образование, будет различно.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 респондентов -28 мужчин и 52 женщины в возрасте 25 - 40 лет, получающие высшее образование в Кубанском государственном университете.
Для достижения поставленной цели были использованы психодиагностические методы: методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглера [8]; методика «Смысложизненные
ориентации» Д.А. Леонтьева [7]; опросник «Уровень самоактуализации личности» Э. Шострома [11]; методы математической статистики. На основе полученных промежуточных данных о выраженности компонентов экзистенциальной наполненности жизни, самоактуализации и смысложизненных ориентаций был проведен статистический анализ с использованием Н-критерия Краскела -Уоллиса для выявления влияния степени
Таблица 1. - Количество мужчин и же! экзистенциальной наполненности жизни
экзистенциальной наполненности жизни на параметры самоактуализации и
смысложизненные ориентации респондентов.
Результаты исследования. С помощью методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглера [8] мы изучили параметры экзистенциальной наполненности жизни респондентов и ее компонентов; результаты представлены в таблице 1.
с разным уровнем выраженности показателей
Шкалы Подгруппы
Респонденты-женщины Респонденты-мужчины
Самодистанцирование Низкий уровень 15% Средний уровень 65% Высокий уровень 20% Низкий уровень 25% Средний уровень 61% Высокий уровень 14%
Самотрансценденция Низкий уровень 21% Средний уровень 67% Высокий уровень 12% Низкий уровень 68% Средний уровень 25% Высокий уровень 7%
Свобода Низкий уровень 11% Средний уровень 77% Высокий уровень 12% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Ответственность Низкий уровень 10% Средний уровень 79% Высокий уровень 11% Низкий уровень 61% Средний уровень 28% Высокий уровень 11%
Персональность Низкий уровень 22% Средний уровень 68% Высокий уровень 10% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Экзистенциальность Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 15% Средний уровень 61% Высокий уровень 24%
Общий показатель Низкий уровень 10% Средний уровень 75% Высокий уровень 15% Низкий уровень 15% Средний уровень 64% Высокий уровень 21%
Как следует из представленных в таблице 1 данных, у большинства респондентов-мужчин отмечены средние баллы по показателям самодистанцирования, свободы, персональности, экзистенциальности и общему показателю экзистенциальной наполненности жизни. По показателям самотрансценденции и
ответственности у большинства респондентов-мужчин отмечен низкий уровень.
У большинства респондентов-женщин отмечен средний уровень всех показателей экзистенциальной наполненности жизни: самодистанцирования, самотрансценденции, свободы, ответственности, персональности, экзистенциальности и общий показатель.
Статистический анализ влияния общего показателя экзистенциальной наполненности жизни на ее отдельные компоненты не
проводился в связи с принадлежностью всех исследуемых параметров к одному интегральному феномену.
Далее с помощью опросника «Уровень самоактуализации личности» Э. Шострома [11] мы выявили показатели самоактуализации в зависимости от половой принадлежности респондентов, они представлены в таблице 2. Согласно данным, представленным в таблице 2, у большинства респондентов-мужчин отмечен средний уровень по показателям самоактуализации, кроме показателей сензитивности, самоуважения, представления о природе человека, сенергии и креативности. У большинства респондентов-женщин отмечен средний уровень показателей самоактуализации, кроме показателя самоуважения.
Таблица 2. - Количество мужчин и женщин с разным уровнем выраженности показателей самоактуализации
Шкалы Подгруппы
Респонденты-женщины Респонденты-мужчины
Ориентация во времени Низкий уровень 15% Средний уровень 65% Высокий уровень 20% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Поддержка Низкий уровень 22% Средний уровень 68% Высокий уровень 10% Низкий уровень 15% Средний уровень 64% Высокий уровень 21%
Ценностные ориентации Низкий уровень 21% Средний уровень 67% Высокий уровень 12% Низкий уровень 25% Средний уровень 61% Высокий уровень 14%
Гибкость поведения Низкий уровень 15% Средний уровень 65% Высокий уровень 20% Низкий уровень 15% Средний уровень 61% Высокий уровень 24%
Сензитивность Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 31% Средний уровень 39% Высокий уровень 30%
Спонтанность Низкий уровень 22% Средний уровень 68% Высокий уровень 10% Низкий уровень 15% Средний уровень 64% Высокий уровень 21%
Самоуважение Низкий уровень 34% Средний уровень 38% Высокий уровень 28% Низкий уровень 10% Средний уровень 54% Высокий уровень 46%
Самопринятие Низкий уровень 15% Средний уровень 65% Высокий уровень 20% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Представления о природе человека Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 30% Средний уровень 31% Высокий уровень 39%
Синергия Низкий уровень 21% Средний уровень 67% Высокий уровень 12% Низкий уровень 32% Средний уровень 39% Высокий уровень 29%
Принятие агрессии Низкий уровень 15% Средний уровень 65% Высокий уровень 20% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Контактность Низкий уровень 22% Средний уровень 68% Высокий уровень 10% Низкий уровень 15% Средний уровень 61% Высокий уровень 24%
Познавательные потребности Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 15% Средний уровень 64% Высокий уровень 21%
Креативность Низкий уровень 21% Средний уровень 67% Высокий уровень 12% Низкий уровень 36% Средний уровень 46% Высокий уровень 18%
По шкалам сензитивности, синергии и креативности результаты респондентов-мужчин стремятся к зоне низких значений, по шкале самоуважения - к высоким значениям. Таким образом, респонденты-мужчины склонны не рефлексировать свои потребности и чувства, не воспринимать мир целостно и не имеют выраженной творческой направленности личности. Они способны ценить свои достоинства и уважать себя за них.
По шкалам сензитивности, самовосприятия и принятия агрессии результаты респондентов-
женщин стремятся к зоне низких значений, по шкале самоуважения - высоких значений. Таким образом, респонденты-женщины не склонны рефлексировать свои потребности и чувства, не принимать себя и не принимать собственное раздражение. В то же время респонденты-женщины стремятся уважать себя за положительные качества.
Как показал статистический анализ, в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности жизни у респондентов-женщин выявлены достоверные различия (%2кр=5,87 при
р<0,05) по таким параметрам самоактуализации, как ценностные ориентации (%2эмп=6,13), гибкость поведения (х2эмп=7,12) и креативность (х2эмп=6,16).
У респондентов-мужчин в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности жизни выявлены достоверные различия по показателям самоуважения (%2эмп=7,79), принятия агрессии (Х2эмп=6,45), контактности (х2эмп=8,12) и познавательных потребностей (%2эмп=8,33). У женщин и мужчин влияние экзистенциальной наполненности на все перечисленные проявления самоактуализации линейное и прямое - с
повышением уровня экзистенциальности их выраженность усиливается.
Разница во влиянии экзистенциальной наполненности жизни на параметры самоактуализации у мужчин и у женщин позволяет предположить, что субъективное ощущение наполненности жизни для мужчин и для женщин обеспечивается разными стратегиями и направлениями самореализации.
Далее с помощью методики Д.А. Леонтьева [7] мы выявили показатели смысложизненных ориентаций респондентов, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. - Количество мужчин и женщин с разным уровнем выраженности показателей смысложизненных ориентаций
Шкалы Подгруппы
Респонденты-женщины Респонденты-мужчины
Цели в жизни Низкий уровень 67% Средний уровень 21% Высокий уровень 12% Низкий уровень 15% Средний уровень 64% Высокий уровень 21%
Процесс жизни Низкий уровень 68% Средний уровень 22% Высокий уровень 10% Низкий уровень 68% Средний уровень 25% Высокий уровень 7%
Результат жизни Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 15% Средний уровень 61% Высокий уровень 24%
Локус контроля - Я Низкий уровень 63% Средний уровень 27% Высокий уровень 10% Низкий уровень 61% Средний уровень 28% Высокий уровень 11%
Локус контроля - жизнь Низкий уровень 34% Средний уровень 38% Высокий уровень 28% Низкий уровень 68% Средний уровень 25% Высокий уровень 7%
Общий показатель Низкий уровень 20% Средний уровень 65% Высокий уровень 15% Низкий уровень 25% Средний уровень 68% Высокий уровень 7%
Как показано в таблице 3, у большинства респондентов-мужчин отмечен низкий уровень по показателям «процесс жизни» и «локус контроля - Я», средний уровень по шкалам «цели в жизни», «результат жизни» и «общий показатель», а высокий уровень по шкале «локус контроля - жизнь». У большинства респондентов-женщин отмечен низкий уровень по шкалам «цели в жизни», «процесс жизни», «локус контроля - Я», «локус контроля - жизнь», средний уровень по шкалам «результат жизни» и «общий показатель».
Как показал статистический анализ, в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности жизни у респондентов-женщин выявлены достоверные различия (Х2кр=5,87 при р<0,05) по таким параметрам смысложизненных ориентаций, как цели в жизни (%2эмп=6,32), процессы жизни (%2эмп=7,71) и общий показатель смысложизненных ориентаций (%2эмп=6,02) в
зависимости от уровня экзистенциальной наполненности у респондентов-женщин.
У респондентов-мужчин в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности выявлены достоверные различия по показателям целей в жизни (%2эмп=7,18), результативности жизни (%2эмп=7,44), локусу контроля - жизнь (%2эмп=6,22) и общему показателю смысложизненных ориентаций (%2эмп=8,41). Влияние экзистенциальной наполненности на показатели смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин линейное и прямое - с повышением уровня экзистенциальности их выраженность усиливается. Исключение составляет ориентация на процесс жизни у респондентов-женщин - уровень
экзистенциальной наполненности влияет на нее нелинейно, она выше у женщин со средней выраженностью ориентации на процесс жизни.
Полученные данные позволяют заключить, что для мужчин и женщин, получающих высшее образование, субъективное ощущение наполненности жизни обусловлено сходными стратегиями нахождения смысла и связано с возможностью целеполагания и контроля. Но также можно отметить различия - мужчинам для ощущения наполненности жизни важно ощущать субъективную причастность и результативность собственной активности.
Таким образом, установлено, что в зависимости от уровня экзистенциальной наполненности жизни изменяются: у респондентов-женщин - цели в жизни, процессы жизни, общий показатель смысложизненных ориентаций, ценностные ориентации, гибкость поведения и креативность; у респондентов -мужчин - цели в жизни, процессы жизни, общий показатель смысложизненных ориентаций, результативность жизни, локус контроля - Я, самоуважение, принятие агрессии, контактность и познавательные потребности.
Подтвержденное статистически влияние экзистенциальной наполненности жизни на самоактуализацию, как динамическое проявление саморегуляции, и на смысложизненные ориентации, как ценностно-смысловой базис личности, позволяет утверждать, что влияние экзистенциальной наполненности жизни как субъективного ощущения ее качества имеет наибольшую связанную с полом специфику в отношении самоактуализации. Согласно субъективной оценке, у женщин качество их жизни и возможности реализовать свой потенциал будут обусловливать гибкость поведения, креативность и общие представления о ценности своей жизни.
Для мужчин представления о наполненной, качественной жизни будут связаны с возможностью принятия агрессии, социальных
контактов, самоуважения и реализации познавательного потенциала.
Заключение. Мы установили, что уровень экзистенциальной наполненности жизни оказывает достоверно различное влияние на показатели экзистенциальной наполненности у мужчин и женщин, получающих высшее образование. У респондентов-женщин уровень экзистенциальной наполненности влияет на эмоциональность, способность выстраивать чувственные и глубокие отношение, опираться на собственные ценностные ориентации, присущие самоактуализирующейся личности, возможность проявлять гибкость поведения в жизнедеятельности, выражать свою творческую сущность. У респондентов-мужчин уровень экзистенциальной наполненности жизни влияет на степень удовлетворенности реализацией своих способностей, ощущение продуктивности жизни, возможность управлять собственной жизнью и свободно осуществлять выбор, уровень самоуважения, способность принимать и управлять собственными агрессивными порывами, устанавливать отношения с другими людьми и выражать свои стремления к познанию окружающего мира.
Полученные сведения о влиянии экзистенциальной наполненности жизни на показатели самоактуализации и
смысложизненные ориентации у мужчин и женщин, получающих высшее образование, позволяют разработать программу
совершенствования тех параметров
экзистенциальной наполненности, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции, а также учитывать данные психологические особенности при
проектировании образовательного процесса, ориентированного на людей с достаточным уровнем личностной зрелости.
Литература:
1. Васанов А.Ю. Взаимосвязь ценностных ориентаций с характеристиками экзистенциальной наполненности / А.Ю. Васанов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - М., 2010. - С. 661-666.
2. Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии / Е.Е. Вахромов // Потенциал личности: комплексный подход. - Тамбов, 2002. - С. 129-133.
3. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов / Н.В. Гришина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. -№ 4. - С. 109-116.
4. Дыгун М.А. Взгляды на личностные качества профессионала и проблема самоактуализации в
профессиональной деятельности / М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 21-24.
5. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность: исторические и социокультурные проблемы самореализации / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-32.
6. Куприна О.А. Проблема ценностей и смысла жизни в экзистенциальной психологии / О.А. Куприна // Ученые записки РГСУ. - М., 2006. - № 5. - С. 23-24.
7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
8. Лэнгле А. Шкала экзистенции / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. - С. 141-170.
9. Правдина Л.Р., Васильева О.С., Гаус Э.В. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья / Л.Р. Правдина [и др.] // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 3. - С. 187.
10. Психологическая диагностика: учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.
References:
1. Vasanov A.Y. The Relationship of value orientations with the characteristics of existential fullness / A.Y. Vasana // Experimental psychology in Russia: traditions and prospects. - Moscow, 2010. - Pp. 661-666.
2. Vakhromov E.E. The concept of "self-actualization" and "self-realization" in psychology / E. E. Vakhromov / / Personality Potential: a comprehensive approach. -Tambov, 2002. - Pp. 129-133.
3. Grishina N.V. Existential problems of a person as a life challenge / N.V. Grishina // Bulletin of the Saint Petersburg University. - 2011. - № 4. - Pp. 109-116.
4. Dygun M.A. View on personal qualities of a professional and problems of self-actualization in professional activity / M.A. Dygun, T.N. Bendega // Psychological journal. - 2005. - № 4. - Pp. 21-24.
5. Yegorycheva I.D. Self-realization as an activity: historical and socio-cultural problems of self-realization /
I.D. Yegorycheva // World of psychology. - 2005. - № 3. -Pp. 11-32.
6. Kuprina O.A. The Problem of value and meaning of life in existential psychology / O.A. Kuprina // Scientific notes of the RSSU. - Moscow, 2006. - № 5. - Pp. 23-24.
7. Leontiev D.A. Method of studying value orientations / D.A. Leontiev / Moscow: Vzglyad, 1992. - 17 p.
8. Langle A. Scale of existential analysis / A. Langle // Existential analysis. - 2009. - № 1. - Pp. 141-170.
9. Pravdina L.R., Vasilieva O.S., Gauss E.V. Existential fulfillment as a factor of professional health / L.R. Pravdina [et al.] // Engineering Bulletin of the don. -2015. - № 3. - P. 187.
10. Psychological diagnostics: textbook. manual. -SPb.: Peter, 2005. - 304 p.
11. Kh'ell L., Zigler D. Theories of personality / L. Kh'ell, D. Ziegler. - SPb., Peter, 2007. - 607 p.
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии