Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации в сельском хозяйстве'

Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1594
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров А. А., Караськина М. С.

В работе анализируются полномочия органов местного самоуправления РФ в сельском хозяйстве (понятие, виды, реализация на примере Оренбургского региона). Предлагаются законодательное закрепление ряда полномочий муниципальных органов в сельском хозяйстве, а также контроль за их исполнением, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R. F. local authorities powers in agriculture

The R. F. local government powers in agriculture are analysed, among them: the concept and kinds of powers, power realization on the pattern of the Orenburg region. Legislative assignment of certain powers to municipal organs in agriculture as well as the right to exercise control and responsibility for their realization is suggested.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации в сельском хозяйстве»

Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации в сельском хозяйстве

А. А. Уваров, д.ю.н., профессор, М. С. Карась-кина, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Анализ экономического состояния сельского хозяйства Российской Федерации за последние годы показывает, что спад инвестиционной активности, низкая конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции, рост кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловили комплекс проблем, которые не могут быть решены без государственной поддержки.

Немаловажная роль в решении указанных вопросов должна принадлежать и органам местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в аграрном праве представляют совокупность прав и обязанностей, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение населения продовольствием, обеспечение продовольственной безопасности, сохранение сельского населения, сельского образа жизни, осуществление социального контроля над сельской территорией, охрану окружающей среды в сельском хозяйстве.

Классификацию полномочий органов местного самоуправления в аграрном праве можно проводить по разным основаниям — по видам муниципальных органов власти, порядку закрепления, источникам правового регулирования и другим.

По источникам правового регулирования можно выделить полномочия в аграрном пра-

ве, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных органов власти.

По характеру полномочия в рассматриваемой сфере можно разделить на общие и специальные. Общие полномочия могут реализовываться применительно к различным сферам деятельности, таким, как управление муниципальной собственностью, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, принятие муниципальных правовых актов и другие. Специальные полномочия закрепляются в нормах Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуп-равления»[1], нормах аграрного законодательства (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Земельный кодекс РФ, др.).

По порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в аграрном праве можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, переданные путем делегирования или наделения.

В целом, законодательством о местном самоуправлении закреплены такие полномочия органов местного самоуправления, как издание муниципальных правовых актов, создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-

экономического развития муниципального образования. Данные и другие полномочия можно отнести к общим в аграрном праве.

Широкое распространение получила практика создания и финансирования муниципальными образованиями сельскохозяйственных муниципальных унитарных предприятий (СМУП) (например, в Акбулакском районе Оренбургской области на базе СП К создаются СМУП).

Полномочия органов местного самоуправления часто носят рекомендательный характер. Так, правительство Оренбургской области своим Постановлением от 27.05.1996 г. «О развитии и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и межфермерской кооперации»[2] рекомендовало главам районных администраций обратиться в представительные органы местного самоуправления с ходатайством об освобождении крестьянских (фермерских) хозяйств, малых сельскохозяйственных кооперативов и их районных ассоциаций от уплаты всех видов налогов и сборов в доле, поступающей в местный бюджет в 1996 г., рекомендовало рассмотреть вопрос о развитии и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).

В качестве примера участия органов местного самоуправления в решении вопросов аграрной сферы можно привести постановление о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на развитие и обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств в 2002 г.[3]. В соответствии с этим постановлением субсидии перечисляются через администрацию муниципального образования на основании заключенных с ними соглашений о порядке предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам (п. 2.2).

На администрации муниципальных образований районов (городов) возложены такие полномочия, как принятие заявлений о включении объектов строительства в план финансирования на текущий год; рассмотрение эффективности развития КФХ, проектно-сметной документации, сроков строительства; составление и утверждение сводного титульного списка хозяйств по району, исходя из лимитов финансирования. На основании составленного администрациями муниципальных образований списка департамент АПК администрации области составляет реестр получателей субсидий (п. 2.3.2).

Денежные средства (субсидии) перечисляются КФХ через муниципальные образования (п. 2.6).

В указанном постановлении закреплено, что администрации муниципальных образований районов (городов) несут ответственность за достоверность документов для предоставления субсидий и своевременность перечисления средств крестьянским (фермерским) хозяйствам. Фун-

кция контроля за целевым использованием бюджетных средств возложена на департамент АПК администрации области, финансовое управление администрации области, территориальные финансовые органы. Надзор за законностью принимаемых муниципальных правовых актов осуществляется также прокуратурой РФ. Отменить данные правовые акты может суд.

Только за 6 месяцев 2002 г. на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств было направлено 1 млн. руб[4]. Этот пример подтверждает участие органов местного самоуправления в реализации задач по поддержке и развитию сельского хозяйства. Характерно, что большинство муниципальных образований в качестве самостоятельных структурных подразделений имеют управления, отделы сельского хозяйства. Например, Положением Оренбургского городского совета было организовано управление сельского хозяйства администрации г. Оренбур-га[5]. Подразделение создано с целью реализации государственной и муниципальной политики по реформированию и развитию агропромышленного комплекса г. Оренбурга и обеспечению населения продовольствием и продуктами питания. Управление осуществляет такие функции, как развитие сельскохозяйственного кредитования, развитие кооперации и агропромышленной интеграции, реализация программ повышения плодородия земель, развитие семеноводства и сортообновления, осуществление контроля за хранением сельскохозяйственной продукции, развитие лизинговых приобретений и др. (раздел 3). Права управления имеют ограниченный характер, определенный Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, имеют право устанавливать, изменять, отменять местные налоги и сборы. В соответствии с законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[6] имеют право списывать задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащую уплате в местный бюджет, при условии заключения ими соглашения о реструктуризации долгов.

Таким образом, законодательство Российской Федерации и ее субъектов закрепляет полномочия органов местного самоуправления как участников аграрных правоотношений. Федеральное законодательство закрепляет общие полномочия муниципальных органов в данной сфере, региональное законодательство и муниципальные правовые акты конкретизируют данные полномочия. Наиболее детально урегулированы полномочия муниципальных органов в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

В настоящее время необходимо установление единых правовых основ, закрепляющих права и обязанности органов местного самоуправления в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что органы местного самоуправления наиболее приближены к сельскому населению, им формируются и ему непосредственно подконтрольны, поскольку решают вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей жителей села. Именно по этой причине необходимо участие муниципальных органов власти в решении проблем в сельском хозяйстве. При принятии программ социально-экономического развития села в отдельных субъектах РФ, закреплении механизма финансирования развития сельского хозяйства за счет бюджетных средств необходимо законодательно закрепить полномочия муниципальных органов. Предлагается закрепить право глав муниципальных образований принимать участие в распределении финансов по согласованию с соответствующими органами власти, право контролировать движение денежных средств. В данном случае возникает проблема контроля местных органов власти и ответственности за невыполнение программ по финансированию сельского хозяйства, нецелевому использованию бюджетных субсидий и ссуд, выделяемых местному бюджету.

Многие ученые, специалисты[7] указывают на необходимость принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродо-вольственного рынка», который определит правовые основы и направления государственной политики в агропромышленном комплексе, в

частности, порядок и принципы финансирования. На наш взгляд, такой закон необходим, но, понятно, при условии его финансовой обеспеченности. Кроме того, в этом законе необходимо закрепить полномочия органов местного самоуправления по управлению сельским хозяйством, порядок финансирования предприятий АПК при участии местных органов власти, контроль органов местного самоуправления, меры ответственности за нецелевое использование денежных средств, как и за необоснованный отказ в предоставлении тех или иных видов государственной поддержки, в том числе и финансовой.

Литература

1 Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления». Подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 г. В ред. Федеральных законов от 29.12.2004,30.12.2004 // Российская газета.

— 2003. — 8 октября.

2 Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.1996 г. №17-п «О развитии и поддержке крестьянских (фермерских)хозяйств и межфермерской кооперации» // Оренбуржье. — 25.06.1996.

3 Утверждено Постановлением администрации Оренбургской области 28 июня 2002 г. № 95-п. // Оренбуржье. — 2002. — 9 июля.

4 Постановление Законодательного собрания Оренбургской области «Об информации о ходе выполнения закона Оренбургской области «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области» от 23 октября 2002 г. // Бюллетень Законодательного собрания Оренбургской области. — 2002. — 23 октября.

5 Постановление Оренбургского городского совета «Положение об управлении сельского хозяйства администрации города Оренбурга» от 21 мая 2003 г. // Сборник нормативных актов Оренбургского городского совета. — 2003. — 4.74.

6 Федеральный закон Российской Федерации «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Подписан Президентом Российской Федерации 29.07.2002 г.

С изм. от 29.06.2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 28. — 2787.

7 Горбунов Г. Законодательно обеспечить поступательное развитие производства // Экономика сельского хозяйства России.

- 2004. - №8. - С.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.