ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
КРЮКОВА Ольга Ивановна,
аспирантка Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена. На примере трех городских округов (Серпухов, Рязань и Тула) автор показывает разнообразие подходов в регулировании процесса распоряжения такими земельными участками.
Abstract: The article examines the credentials of local governments to lease plots in municipal ownership or in co-ownership of Russian Federation and Subjects of Russian Federation. Using the three urban districts (Serpukhov, Ryazan and Tula) as an example the author shows a variety of approaches in regulating the process of disposal of such land plots.
Ключевые слова: земельные участки, аренда, органы местного самоуправления, муниципальная собственность, неразграниченная государственная собственность, г. Серпухов, г. Рязань, г. Тула
Keywords: Plots, lease, local governments, municipal ownership, co-ownership of Russian Federation and Subjects of Russian Federation, Serpukhov, Ryazan, Tula city.
Под публичными землями понимаются земли, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Их можно условно разделить на две группы:
1. Земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые разграничена. Распоряжение этими земельными участками осуществляю органы, уполномоченные соответствующим публичным образованием как собственником.
2. Земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с действующим законодательством правом распоряжения такими земельными участками обладают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Данный вопрос будет более подробно рассмотрен чуть ниже.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по предоставлению земельных участков в аренду в отношении земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть признаны муниципальной собственностью в следующих случаях:
- если они признаны таковыми федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
- если право муниципальной собственности на участки возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- если земельные участки е приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Принят целый ряд федеральных законов, прямо относящих те или иные земельные участки, к муниципальной собственности. Так,
например, согласно Федеральному закону от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017 г.) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, на территории которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.
В качестве примеров таких специальных законов можно рассмотреть следующие нормативно-правовые акты:
1) Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса РФ», согласно которому земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
2) Федеральный закон от 08.05.2009г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов
муниципального образования, относятся к собственности Владивостокского городского округа.
3) Федеральный закон от 01.12.2007 г. № № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-ских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов муниципального значения, относятся к собственности муниципального образования города-курорт Сочи.
4) Федеральный закон от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры местного значения, относятся к собственности муниципальных образований.
Как мы видим из вышеперечисленных примеров, законодатель с помощью введения дополнительных нормативных правовых актов конкретно указывает на собственника муниципального имущества.
Подробней остановимся на том, кто уполномочен принимать решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 ГК РФ). Они же осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. К таким сделкам можно отнести:
- сдачу муниципального имущества в
аренду;
- передачу в хозяйственное ведение;
- передачу в оперативное управление;
- приватизацию муниципального имущества;
- другие, не запрещенные законодательством сделки [1].
При этом решение данного вопроса полностью отдано на откуп муниципальным образованиям, а именно представительным органам муниципальных образований, которые в силу п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Чаще всего порядок предоставления в возмездное пользование муниципального имущества определяется положениями о порядке сдачи муниципального имущества в аренду [2].
Помимо представительного органа муниципального образования в структуру органов местного самоуправления в качестве обязательных органов также входят глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Зачастую представительный орган муниципального образования наделяет полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности,
главу муниципального образования или местную администрацию. Данные полномочия указываются в соответствующих решениях представительного органа муниципального образования.
Теперь рассмотрим на примере трех муниципальных образований - городских округов разных областей (Серпухов, Рязань и Тула), какими полномочиями по предоставлению земель, находящихся в публичной собственности, обладают органы местного самоуправления.
Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 3.02. 2016 г. № 60/7 было утверждено «Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Серпухов Московской области»» (далее - Положение г. Серпухова). В данном Положении достаточно четко разграничены полномочия представительного органа муниципального образования, которым является Совет депутатов города Серпухова, и главы данного городского округа. Так, например, Совет депутатов города Серпухова в рамках своих полномочий утверждает муниципальные правовые акты об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, само же управление и распоряжение такими землями и земельными участками осуществляет Глава города Серпухов. Он же принимает решение о проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет их подготовку, организацию и проведение в соответствии с действующим законодательством [3].
Организацию и проведение торгов по продаже юридическим лицам и гражданам земельных участков или права их аренды, а также предоставление в аренду юридическим лицам и гражданам земельных участков осуществляет Комитет по управлению имуществом города Серпухова, который является функциональным органом администрации города и подчиняется в своей деятельности Главе города Серпухова. Также данный комитет уполномочен заключать договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно Уставу муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, принятому решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 г. № 470 - III, представительный орган муниципального образования определяет порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду осуществляется администрацией города Рязани. Однако, в отличие от городского округа Серпухов, в городе Рязань отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Есть лишь «Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань», утв. Решением Рязанской городской думы от 11.12.2008 г. № 923-I (далее - Положение города Рязани). Согласно данному Положению конкретизируются полномочия Администрации города Рязани не только в части предоставления муниципальных земель в аренду, но и в части распоряжения иным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Поэтому остановимся только тех положениях, которые затрагивают процесс предоставления именно муниципальных земель в аренду.
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Администрация города Рязани. Заключение договоров аренды имущества муниципальной казны может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Организация и проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды имущества муниципальной казны осуществляется уполномоченным структурным подразделением администрации города Рязани в соответствии с правилами, утвержденными федеральным антимонопольным органом. Основанием для организации и проведения конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды имущества муниципальной казны является распоряжение админи-
страции города Рязани. Арендодателем муниципального имущества является администрация города Рязани в лице ее уполномоченного структурного подразделения [4].
Наиболее конкретный перечень полномочий мы можем найти в Положении «О полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования город Тула в области земельных отношений», утв. решением Тульской городской думы от 27.05.2015 г. № 12/280. Согласно данному Положению Тульская городская Дума принимает решение о порядке предоставления муниципальных земельных участков в случаях, определенных земельным законодательством, а также о согласовании предоставления муниципальных земельных участков, включенных в перечень земельных участков и других природных объектов, предоставление и передача которых во владение, пользование, собственность или аренду осуществляется администрацией города Тулы только с согласия Тульской городской Думы. В свою очередь, Администрация города Тулы издает постановления о предоставлении муниципальных земельных участков, за исключением случаев, когда требуется решение Тульской городской Думы. При этом в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, подготовку проектов постановлений администрации города Тулы о проведении аукционов, полномочия организатора аукционов, заключение договоров аренды и полномочия арендодателя осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы [5].
Как мы видим из приведенных примеров, на местах нет единого подхода относительно того, кто именно из органов местного самоуправления уполномочен предоставлять земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Более того, на примере города Рязани можно сделать вывод о том, что не во всех субъектах Российской Федерации на местах есть соответствующий нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальных земель. На наш взгляд, отсутствие такого документа является существенным пробелом в законодательстве муниципального уровня,который необходимо восполнять.
Теперь следует обратить внимание на субъекты, уполномоченные принимать решение о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
До 1 марта 2015 года по общему правилу земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставлялись органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. С момента вступления в силу Федерального закона от 23.06. 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» круг субъектов, которые распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, немного расширился. Полномочие по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселения (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения), было передано органу местного самоуправления поселения. Если же утвержденные правила землепользования и застройки поселения отсутствовали, то земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжался орган местного самоуправления муниципального района.
При этом, стоит отметить, что доходы от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и на меж-селенных территориях муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступали в бюджеты муниципальных районов. В связи с этим органы местного самоуправления поселений не смогли осуществлять свои полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку отсутствовали денежные средства. Поэтому законодатель Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес сле-
дующие уточнения относительно вышеизложенных норм:
«Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом» и т.д.
Как мы можем заметить, полномочия органов местного самоуправления городских поселений в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, остались неизменными. Такая возможность сохранилась также ввиду того, что в бюджеты городских поселений поступают доходы от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, доходы, получаемые при перераспределении земель и при заключении соглашения об установлении сервитута.
Что касается земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставляются для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, то распоряжение ими осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению государственных земель, собственность на которые не разграничена, является временным явлением и будет существовать до окончания процесса разграничения данных земель.
Рассмотрим теперь на примерах трех городских округов (Серпухов, Рязань и Тула), кто уполномочен распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Закону Московской области от 29.11.2016 г. № 144/2016-0З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При этом срок наделения органов местного самоуправления такими полномочиями составляет один год. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, а именно Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство). Такой контроль осуществляется путем направления Министерством запросов о предоставлении необходимых документов, сведений, информации, связанных с осуществлением органами местного самоуправления муниципального образования Московской области государственных полномочий в сфере земельно-имущественных отношений, а также по вопросам распоряжения земельными участками. Кроме того, проводятся проверки деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, направляются требования, предписания по устранению выявленных нарушений при осуществлении ими полномочий в области земельно-имущественных отношений, принимаются меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Московской области при распоряжении земель-
ными участками [6].
Уставом города Серпухова также предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [7]. Однако, конкретных указаний, кто, какими полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, обладает и каков порядок предоставления таких земель, ни в уставе, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте нет. В то время как в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Серпухов Московской области», существует соответствующее Положение о порядке управления и распоряжения данными землями. О том, кто уполномочен оказывать услуги по предоставлению земель, государственная собственность на которые не разграничена, мы можем узнать только через официальный сайт Администрации города Серпухова в разделе «Комитет по управлению имуществом».
В отличие от Закона Московской области, где четко указывается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в действующем Законе Рязанской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области» от 05.08.2011 г. № 62-ОЗ отсутствует такое указание. Однако норму, согласно которой администрация города Рязани «осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Рязанской области и муниципальными правовыми актами», мы можем найти в Положении города Рязани. При этом, кто обеспечивает контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, остается непонятным.
Что касается города Тулы, то здесь согласно Закону Тульской области от 20.11.2014 г. № 2218-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования города Тула и органами государственной власти Тульской области» до 2019 года полномочия по распоряжению
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Правительство Тульской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений [8]. Согласно Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утв. Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 г. № 452, данное Министерство:
- подготавливает предложения по предоставлению земельных участков, в случаях предоставления с использованием процедуры торгов земельных участков, предназначенных для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством и ведением личного подсобного хозяйства, и основным видом разрешенного использования таких земельных участков предусмотрено строительство зданий, сооружений;
- осуществляет предоставление земельных участков;
- принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков;
- принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, а также для размещения некапитальных объектов;
- обеспечивает регистрацию прав и прекращение прав на земельные участки, в том числе подает необходимые заявления и получает документы;
- обеспечивает государственный кадастровый учет земельных участков, частей и изменений указанных земельных участков в случаях, установленных законодательством;
- выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены, а также в установленном порядке вносит изменения в указанные договоры [9].
В связи с разнообразием подходов к определению органов, уполномоченных заключать договоры аренды земельных участков, на-
ходящихся в государственной или муниципальной собственности, на практике может возникнуть вопрос о том, кто уполномочен выступать в суде, в случае, если возник спор, касающийся аренды таких участков. Казалось бы, ответ, очевиден: кто уполномочен заключать договор аренды, тот и является надлежащей стороной в судебном процессе. Однако, на практике получается несколько иная ситуация. В качестве примера рассмотрим дело, которое было в Советском районном суде города Рязани. Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее по тексту - Министерство) обратилось в суд с иском о взыскании с арендатора задолженности по арендной плате за землю, государственная собственность на которую не разграничена. При этом договор аренды данного земельного участка был заключен с Администрацией города Рязань, как это предусмотрено Положением по г. Рязань [10], и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Рязанской области. Согласно Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области Министерство вправе предъявлять иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства [11]. Однако в данном случае суд г. Рязани, не обратив внимания на то, что в роли истца выступает ненадлежащее лицо, вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований Министерства о взыскании с арендатора задолженности по арендной плате за землю, хотя, на наш взгляд, в данной ситуации в качестве истца должна была выступать Администрация города Рязань.
Теперь представим себе обратную ситуацию: если бы вдруг гражданин обратился в суд с исковым заявлением к Министерству о нарушении со стороны уполномоченных органов государственной власти его прав при использовании арендованного земельного участка. Полагаем, что в данном случае Министерство едва ли выступило бы в роли ответчика. Скорее всего, оно бы подало ходатайство о том, что надлежащим ответчиком является Администрация города Рязани, поскольку именно с ней заключен договор аренды этого земельного участка.
Подводя итоги, можно отметить, что фе-
деральный законодатель определяет субъекта, имеющего право распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и его полномочия. При этом в каждом регионе и муниципальном образовании есть свои нюансы, и нет единства в нормативно-правовых документах. Казалось бы, во всех муниципальных образованиях должен быть один подход в регулировании процесса распоряжения земельными участками, однако на практике возникают вопросы, касающиеся компетенции органов государственной власти. Так, например, могут возникнуть вопросы следующее содержания: кто именно уполномочен заключать договор аренды земельного участка (администрация муниципального образования или же комитет/ управление/министерство имущественных и земельных отношений), кто будет отвечать в случае нарушения прав арендатора, предусмотренных
Библиография:
договором аренды, кто осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и т.д. И не всегда мы находим ответы на эти вопросы в муниципальных правовых актах.
Исходя из изложенного, было бы целесообразно, на наш взгляд, в нормативно-правовых актах муниципальных образований, касающихся регулирования земельных отношений, конкретизировать органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимся в государственной или муниципальной собственности, их полномочия, включая полномочия по участию в судебных процессах, контролирующий орган, который осуществлял бы контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также полномочия и компетенции такого органа.
1. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейное) / Под ред. Л.П. Жуковского. - [электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс».
2. Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): Монография / Ю.Е. Попов, В.А. Рыбаков, В.Н. Соловьев, А.В. Шуман и др. М.: Юрист, 2009. 166 с.
3. Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Серпухов Московской области», утв. решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 3.02.2016 г. N 69/7 - [электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/432971917.
4. Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань, утв. Решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года N 923-I (в ред. от 26.01.2017 № 3 - II ) - [электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/438820668.
5. Положении «О полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования город Тула в области земельных отношений», утв. решением Тульской городской думой от 27.05.2015 г. № 12/280 - [электронный ресурс] // URL :http://docs.cntd.ru/document/441722894
6. Закон Московской области от 29.11.2016 г. № 144/2016 -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» - [электронный ресурс] // URL : http://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/zakony/01-12-2016-11-46-01--144-2016-oz-o-nadelenii-organov-mestnogo-samoupra
7. Устав города Серпухова - [Электронный ресурс] // URL : http://serpuhov.ru/o-serpukhove/ustav-goroda/
8. Закон Тульской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования города Тула и органами государственной власти Тульской области» от 20.11.2014 г. № 2218 - ОЗ -[электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/423856347
9. Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утв. Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 г. № 452 - [электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/441793151
10. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 13.08.2014 г. № 33-1627 - [электронный ресурс] // URL: http://www.ourcourt.ru/rjazanskij-oblastnoj-sud/2014/08/13/4475.htm
11. Постановление Правительства Рязанской области от 11.06.2008 г. № 98 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области» - [электронный ресурс] // URL : http ://docs.cntd. ru/docum ent/906508875