Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE AUTHORITIES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Провозин А.В.

В статье проводится анализ законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности населения на примере Краснодарского края. По мнению автора, федеральный законодатель таким образом прописывает обязанности органов местного самоуправления в данной сфере, что, в ряде случаев, для самостоятельности места почти не остается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Провозин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWERS OF LOCAL AUTHORITIES TO ENSURE SAFE LIVING CONDITIONS OF THE POPULATION

In article the analysis of the legislation governing the powers of local authorities to ensure safe living conditions of the population on the example of Krasnodar region. According to the author, the federal legislator thus prescribes the responsibilities of local governments in this area that, in some cases, for the independence of space is almost gone.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 342.553

ПРОВОЗИН А.В.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: органы местного самоуправления, субъект Российской Федерации, органы государственной власти, муниципальные образования, полномочия

В статье проводится анализ законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности населения на примере Краснодарского края. По мнению автора, федеральный законодатель таким образом прописывает обязанности органов местного самоуправления в данной сфере, что, в ряде случаев, для самостоятельности места почти не остается.

PROVOZIN, A.V.

THE POWERS OF LOCAL AUTHORITIES TO ENSURE SAFE LIVING CONDITIONS OF THE POPULATION

Keywords: local government, a subject of the Russian Federation, state authorities, municipalities, powers

In article the analysis of the legislation governing the powers of local authorities to ensure safe living conditions of the population on the example of Krasnodar region. According to the author, the federal legislator thus prescribes the responsibilities of local governments in this area that, in some cases, for the independence of space is almost gone.

Органы местного самоуправления непосредственно включены в общегосударственную систему обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях [1]. Перечень вопросов местного значения, которые предусмотрены в этой сфере в ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах...». Указанные в этих статьях вопросы местного значения предопределяют и соответствующие полномочия органов муниципальной власти. При этом, на наш, целесообразно вопросы местного значения в области защиты от ЧС исключить из перечня вопросов местного значения. Соответственно представляется целесообразным полномочия органов местного самоуправления, которые вытекают из этих вопросов местного значения, полагать полномочиями органов госвласти, которыми

наделяются органы местного самоуправления согласно нормам, содержащимся в главе 4 ФЗ «Об общих принципах...».

Такой подход довольно остро высвечивает проблему разграничения полномочий между органами государственной власти с органами муниципальной власти, где в теории муниципального права наблюдается разнообразие взглядов. Рассмотрим подробнее данный аспект, поскольку он имеет важное методологическое значение для формулирования нашей позиции по перечню и содержанию полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий жизнедеятельности населения, обеспечивающих их безопасность.

По мнению известного ученого в области науки муниципального права В.И. Васильева, разграничение полномочий нужно начинать с ревизии правовых актов, которыми регулируется компетенция местного самоуправления, после чего требуется устранить правовые коллизии [2, с. 18]; в другой работе этот автор ставил вопрос о том, чтобы вопросы местного значения, связанные с обеспечением безопасности, были тесно и непосредственно связаны с государственными полномочиями [3, с. 29-39]. Эта точка зрения была высказана несколько лет назад. Еще ранее предлагалось создать отдельные реестры полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней и реестр полномочий органов местной власти в сферах их совместного ведения, и тогда каждый уровень власти мог бы определять, какие из своих полномочий делегировать, а какие реализовывать самостоятельно [4, с 31]. Однако в этом плане подвижек пока нет практически никаких.

Некоторые авторы считают, что для более четкого разграничения полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо издать соответствующие региональные законы. При этом подчеркивался такой аспект, как институт совместного ведения региональных органов госвласти и органов местного самоуправления. В настоящее время законодательно такой институт не имеет своего закрепления -в отличие от совместного ведения федерального центра (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации.

М.Ю. Дитятковский указывает, что такое положение в определенной мере противоречит Конституции России. Так, согласно ч. 2 ст.40 Конституции России как органы госвласти, так и органы муниципальной власти обязаны создавать условия для осуществления гражданами права на жилище. Равным образом это касается и других конституционных прав [5]. Эти примеры свидетельствуют о фактическом закреплении института совместного ведения органов госвласти и органов местного самоуправления на уровне Конституции России и о необходимости законодательного регулирования этого аспекта [6, с. 40]. И М.Ю. Дитятковский отмечает, что умалчивание о существовании этой проблемы может привести к негативным последствиям, поскольку со временем проблема совместного ведения органов государственной власти и органов

местного самоуправления только обострится [6, с. 40]. Добавим к этому еще несколько примеров.

Например, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции России допускается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, при этом обозначено четкое условие - с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств (это условия имеет важнейшее значение в контексте рассматриваемой проблематики, и ниже мы к этом еще обратимся). Данное конституционное положение находит отражение в главе 4 ФЗ «Об общих принципах...», и мы об этом ранее говорили, указывая на целесообразность полагать полномочия, вытекающие из вопроса местного значения, связанного с защитой от ЧС, отдельным государственным полномочием, передаваемым для реализации органам местного самоуправления.

Однако при этом законодатель не указывает на то, что, собственно, является материальным основанием (формальным основанием может быть законопроект) для издания закона субъекта Российской Федерации (или, теоретически, федерального закона) о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями. Мы полагаем, что речь должна идти прежде всего о целесообразности такого решения. При этом издание соответствующего закона невозможно без согласованности действий органов госвласти и местного самоуправления.

Между тем в изданном в 2005 г. труде, подготовленном известными и авторитетными конституционалистами [7], указанная совместность ведения субъектов госвласти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вполне признается. При комментировании одного из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации [8] здесь, в частности, отмечается, что, как следует из ч. 1 ст. 130 Конституции России, вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления (либо непосредственно населением), а не органами госвласти, поскольку возможность передачи органам госвласти полномочий местного значения в федеральном законодательстве отсутствует. При этом конституционный принцип самостоятельности института местного самоуправления не может быть ограничен законодателем субъекта Российской Федерации согласно ст. 55 Конституции России. Однако этим не исключается взаимодействие органов местного самоуправления и органов госвласти области (в том числе на договорной основе) с целью решения общих проблем на соответствующей территории, связанных, разумеется, с вопросами местного значения [9, с. 214]. Законодательство ряда зарубежных стран также предусматривает совместную компетенцию местного самоуправления с субъектами федерации.

Анализ целевых программ, принимаемых в субъектах Российской Федерации, показывает, что в них также находит отражение то обстоятельство, что органы местного самоуправления практически всегда участвуют в реализации таких программ. Это касается, в частности, целевых программ

Краснодарского края по сельскому хозяйству [10], по территориальному планированию [11], по подготовке кадров [12], по жилищу [13], по занятости населения [14], по газификации [15] и др. Как отмечает Р.М. Усманова, это происходит в форме совместного участия региональных и муниципальных структур [16, с. 53]. Соответственно, чтобы муниципальное образование стало участвовать в региональной целевой программе, нужно, по меньшей мер,е согласовать этот вопрос [17]. И поэтому предметы совместного ведения могут и должны иметь все три уровня публичной власти, а не только уровни федеральной и региональной власти.

Между тем как в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, так и в других сферах, связанных с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях, имеется противоречие. Суть его заключается в следующем - с одной стороны, коль скоро имеются соответствующие вопросы местного значения в данной сфере общественных отношений, то, следовательно, должны быть и вытекающие из этих вопросов местного значения собственные полномочия органов местного самоуправления, необходимые для решения этих вопросов. А с другой стороны, федеральный законодатель таким образом прописывает обязанности органов местного самоуправления в данной сфере, что, в ряде случаев, для самостоятельности места почти не остается.

И тогда как раз и возникает необходимость определиться в том, чтобы данные полномочия муниципальной власти считать полномочиями органов государственной власти, либо полномочиями, находящимися в совместном ведении органов госвласти (прежде всего, уровня субъектов Российской Федерации) и муниципалитетов. Но поскольку института совместного ведения между ними, как мы отмечали, в настоящее время в федеральном законодательстве нет, то остается как наиболее целесообразный вариант отнесения полномочий в данной сфере к полномочиям госвласти субъектов Российской Федерации.

Литература и источники

1. Провозин А.В. Проблемы формирования правовых основ для реализации органами местного самоуправления вопроса местного значения в виде участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Современная научная мысль. 2013. №1. С.74-76.

2. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005. С. 250; Шевчик Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2001. С. 18.

3. Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 29-39.

4. Игнатюк Н.А. Полномочия: делиться или делегировать? // Российская Федерация сегодня. 1998. № 24. С.31.

5. Ковалев В.В. Права и обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения // Современная научная мысль. 2013. №3. С.123-128.

6. Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 40.

7. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России (постатейный). М.: Институт права и публичной политики, 2005.

8. Постановление Конституционного суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» от 30.11.2000 г. № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943.

9. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России (постатейный). М.: Институт права и публичной политики, 2005. С. 214.

10. Закон Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008 - 2012 годы» от 29.12.2007 № 1354-КЗ // Кубанские новости. 2008. 17 января.

11. Закон Краснодарского края «О краевой целевой программе "Государственная поддержка муниципальных образований Краснодарского края по обеспечению подготовки документов территориального планирования" на 2008 - 2010 годы» от 25.07.2007 № 1300-КЗ // Кубанские новости. 2007. 16 августа.

12. Закон Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы " Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края" на 2009 - 2011 годы» от 29.12.2008 № 1669-КЗ // Кубанские новости. 2008. 31 декабря.

13. Закон Краснодарского края «О краевой целевой программе "Жилище" на 2009 - 2010 годы» от 29.12.2008 N 1665-КЗ // Кубанские новости. 2008. 31 декабря.

14. Закон Краснодарского края «О краевой целевой программе "Содействие занятости населения Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы» от 27.09.2007 № 1333-Ю // Кубанские новости. 2007. 11 октября.

15. Закон Краснодарского края «О краевой целевой программе "Газификация Краснодарского края" на 2007 - 2011 годы"» от 25.07.2007 № 1297-КЗ // Кубанские новости. 2007. 20 сентября.

16. Усманова Р.М. Муниципально-правовое регулирование: предмет и объекты // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 53.

17. Воронов А.М. Система обеспечения общественной безопасности: проблемы оптимизации // Право и практика. 2012. №.2. С.56-71.

Провозин А.В. - аспирант кафедры конституционного права ЧОУ ВПО «Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского» (тел. 8 (861) 233 64 48) Provozin A.V.-postgraduate student of the chair of constitutional law, PRIVATE higher education institution "Institute of international law, Economics, Humanities and management name of the Kronstadt Rossinsky".

УДК 347.193.3

КАЛАШНИКОВ Р.В. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: органы местного самоуправления, субъект Российской Федерации, органы государственной власти, муниципальные образования, полномочия, муниципально-правовые отношения

В статье проводится анализ полномочий законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. Автором обоснован вывод о том, что, прежде чем расширять полномочия субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, необходимо добиться того, чтобы они более полно реализовали имеющиеся возможности, заложенные в муниципальном законе 2003 года.

KALASHNIKOV, R.V. THE POWERS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON REGULATION OF MUNICIPAL LEGAL RELATIONS

Keywords: local government, a subject of the Russian Federation, state authorities, municipalities, authorities, municipal law relation

In article the analysis of the powers of the legislative and Executive bodies of subjects of the Russian Federation in the sphere of local self-government in accordance with the Federal law on local self-government on October 6, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.