Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
E. B. Azimova
CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION
AND OF AZERBAIJAN
In the article the constitutional rights of citizens are analyzed in the countries of the CIS. Special attention is paid to the Constitution of the Russian Federation, the Republic of Azerbaijan and the Republic of Uzbekistan.
Key words: Constitutional rights, Constitutional law, the Constitution of Azerbaijan, the Uzbek Constitution, individual rights and freedoms.
ASIMOVA Elmira Borisovna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342.56
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Богданова Ольга Михайловна,
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье поставлен вопрос о необходимости разграничения полномочий Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по вопросам их ведения в связи со схожестью положений Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации.
Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Конституционный (уставной) суд субъекта РФ, полномочия Конституционного суда, компетенция Конституционного (уставного) суда.
В последнее десятилетие в российском правосудии возросла роль конституционной юстиции как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов. Согласно статистике на официальных сайтах конституционных судов, с 2000 по 2013 гг. Конституционным Судом РФ было принято 223 947 жалоб [2] на нарушение конституционных прав и свобод судами субъектов РФ, в т. ч. в общей сложности около 5 000 обращений на нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных конституциями (уставами) субъектов. Такая колоссальная разница может быть объяснена тем, что конституции (уставы) субъектов в большой степени копируют положения Конституции РФ, и более распространенным способом защиты своих конституционных прав и свобод для граждан является обращение в Конституционный Суд РФ, а не субъекта Федерации даже при условии его наличия.
Однако, наряду с общими положениями о защите прав и свобод человека и гражданина, конституции (уставы) субъектов федерации содержат статьи, несколько расширяющие правовой статус жителей этих субъектов. Таким образом, основанием для жалобы в
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-23-23001.
Конституционный Суд РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются нарушения правовых норм, находящихся на разных уровнях системы права России.
Говоря о полномочиях Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, можно выделить целый ряд особенностей отправления конституционного правосудия на федеральном и региональном уровне.
Полномочия Конституционного Суда РФ перечислены в статье 125 Конституции РФ [1] и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года [3]. К ним относятся:
- по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной Думы или одной пятой ее депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,
76
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Богданова О. М.
изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
- разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов на конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- по запросу Президента, Государственной Думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации толкование Конституции Российской Федерации;
- заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ имеет и другие полномочия, предоставленные ему Конституцией и иными законами: например, статья 104 наделяет Конституционный Суд правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а статьи 15 и 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» дают Конституционному суду право по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда на проверку конституционности референдума Российской Федерации [5].
Таким образом, полномочия, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, придают ему особый правовой статус не только в судебной системе государства, но и в сфере законотворчества.
Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ менее обширны, они определяются в ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и конкретизируются в законах субъекта РФ, в котором образован такой орган конституционной юстиции. К основным полномочиям конституционных (уставных) судов субъектов Федерации относятся [4]:
- проверка конституционности правоприменительной практики;
- вынесение решения по жалобам граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- толкование конституций (уставов);
- определение конституционности партий, действующих в субъекте;
- участие в процессах по поводу отрешения от должности главы субъекта Федерации;
- обращение с посланиями к парламенту.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Также органы конституционной юстиции наделены правом законодательной инициативы в пределах вопросов своего ведения. При этом конституционные (уставные) суды решают исключительно вопросы права, воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Так, законом Республики Карелия определено, что Конституционный суд не рассматривает дела, находящиеся в производстве Конституционного Суда РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Закона «О судебной системе Российской Федерации», постановления данных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению. Также в части 4 статьи 27 определено, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом [4]. Данные положения закона указывают на особый статус конституционных (уставных) судов в системе правосудия субъекта РФ и судебной системе России, так же как и Конституционного Суда РФ.
Более конкретно определить компетенцию конституционных (уставных) судов представляется затруднительным в связи с наличием ряда факторов как объективного, так и субъективного характера. В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и действуют лишь в 16 субъектах РФ, из них 13 конституционных и 3 уставных суда субъекта. Однако далеко не во всех регионах, даже из числа тех, где были приняты законы об уставных судах, уставные суды действительно действуют. Так, не сформированы и не действуют на сегодняшний день уставные суды в Томской области, Красноярском крае и в некоторых других субъектах.
Также стоит отметить, что Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой системы и не являются по отношению друг к другу разными инстанциями конституционного судопроизводства.
По сути, имея аналогичные названия, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ имеют несхожие предметы рассмотрения в судебном разбирательстве.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
77
Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
2. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/ Pages/NewReference.aspx
3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
O. M. Bogdanova
THE COMPETENCY OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONSTITUTIONAL (STATUTORY) COURTS OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The arcticle raises a question if it is necessary to demark the powers of the Constitutional Court of the Russian Federation and Constitutional (Statutory) Courts of the Russian Federation's constituent enties regarding their establishment.
Key words: Constitutional Court of the Russian Federation, Constitutional (statutory) court of the Russian Federation's constituent enties, the powers of the Constitutional court, the competence of the Constitutional (statutory) court.
BOGDANOVA Olga Mikhajlovna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342.55
ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Лихошва Артем Олегович,
студент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В правовом регулировании местного самоуправления в Республике Марий Эл ведущее место принадлежит Конституции республики. В статье анализируются основные принципы местного самоуправления, нашедшие закрепление в конституционном правовом акте.
Ключевые слова: Конституция, принципы, местное самоуправление, население, регулирование.
Под общими принципами организации местного самоуправления можно понимать основополагающие требования, с учетом которых строится его система и деятельность [8, с. 147]. Известный ученый К. Ф. Шеремет назвал общие принципы организации местного самоуправления правовым каркасом демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают [9, с. 48]. Субъекты Федерации должны обеспечить реализацию местного самоуправления, для чего они, прежде всего, обязаны урегулировать правоотношения по местному самоуправлению в своих конституциях (уставах).
Европейская хартия местного самоуправления [1], которую Российская Федерация ратифицировала в 1998 году, имеет однозначную установку о том, что принцип местного самоуправления должен быть при-
знан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства.
Конституция Республики Марий Эл, следуя нормам Конституции Российской Федерации и названного европейского правового акта, закрепила местное самоуправление и его основные принципы. Однако нужно отметить, что напрямую Конституция Республики Марий Эл не упоминает термин «принципы местного самоуправления», не содержит их перечня. По мнению Д. С. Михеева, в муниципально-правовой науке вопросы принципов рассматриваются фрагментарно, также отсутствует четкость в их регулировании [5, с. 120]. Видимо, поэтому и такие фундаментальные правовые акты, как конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, не содержат специальных статей, посвященных принципам местного самоуправления. Однако отдельные ученые отмечают, что провозглашение принципов в конституциях очень
78
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015