Научная статья на тему 'ПОЛИЮРИДИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА'

ПОЛИЮРИДИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ПОЛИЮРИДИЗМ / АДАТ / ТРАДИЦИИ / ШАРИАТ / РОССИЙСКОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгаров М.А.

В статье рассматривается феномен правового плюрализма или полиюридизма, который чрезвычайно актуален для такого многонационального и многоконфессионального общества как российское. Перед отечественными законодателями, правоведами и научным сообществом встает вопрос, как построить правовое поле, в котором сохранялся бы социальный порядок, основанный на соблюдении общих норм, без ущерба или дискриминации отдельных, но довольно крупных слоев населения. Особенно остро эта проблема стоит на Северном Кавказе, на относительно небольшой территории которого компактно проживает множество этноконфессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYURIDISM IN THE NORTH CAUCASUS AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE RESIDENTS OF THE REGION

The article deals with the phenomenon of legal pluralism or polyjuridism, which is extremely relevant for such a multinational and multi-confessional society as Russia. The domestic legislators, jurists and the scientific community are faced with the question of how to build a legal field in which a social order based on the observance of general norms would be preserved, without prejudice or discrimination against certain, but rather large sections of the population. This problem is especially acute in the North Caucasus, on a relatively small territory of which many ethno-confessional groups live compactly.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЮРИДИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_31 УДК 342.5

ПОЛИЮРИДИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА POLYURIDISM IN THE NORTH CAUCASUS AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE INHABITANTS OF THE REGION

ТАЙГАРОВ Магомед Ахядович,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России.

125130, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: muhammadlorsaev@gmail.com;

TAIGAROV Magomed Akhyadovich,

Postgraduate of the Department of State and Legal Disciplines Academy of Management of the Interior Ministry of Russia. 125130, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: muhammadlorsaev@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматривается феномен правового плюрализма или полиюридизма, который чрезвычайно актуален для такого многонационального и многоконфессионального общества как российское. Перед отечественными законодателями, правоведами и научным сообществом встает вопрос, как построить правовое поле, в котором сохранялся бы социальный порядок, основанный на соблюдении общих норм, без ущерба или дискриминации отдельных, но довольно крупных слоев населения. Особенно остро эта проблема стоит на Северном Кавказе, на относительно небольшой территории которого компактно проживает множество этноконфессио-нальных групп.

Abstract: The article deals with the phenomenon of legal pluralism or polyjuridism, which is extremely relevant for such a multinational and multi-confessional society as Russia. The domestic legislators, jurists and the scientific community are faced with the question of how to build a legal field in which a social order based on the observance of general norms would be preserved, without prejudice or discrimination against certain, but rather large sections of the population. This problem is especially acute in the North Caucasus, on a relatively small territory of which many ethno-confessional groups live compactly.

Ключевые слова: правовой плюрализм, полиюридизм, адат, традиции, шариат, российское право, социальный регулятор, Северный Кавказ.

Keywords: legal pluralism, polyjuridism, adat, traditions, sharia, Russian law, social regulator, North Caucasus.

Для цитирования: Тайгаров М.А. Полиюридизм на Северном Кавказе как фактор влияния на правосознание жителей региона // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 31-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_31.

For citation: Taigarov M.A. Polyuridism in the North Caucasus as a factor of influence on the legal consciousness of the inhabitants of the region // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 31-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_31.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

Северный Кавказ представляет собой довольно пеструю картину, состоящую из множества говорящих на разных языках, подчас исповедующих разные религии и соблюдающих схожие, но далеко не всегда одинаковые обычаи, народов. В течении длительного времени эти народы проживали на данной территории, руководствуясь во взаимоотношениях внутри своих этносов и друг с другом нормами так называемого обычного права или адатов - совокупности обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений, сложившихся на протяжении многих веков и регулировавших их каждодневную жизнь.

Адат возник еще в глубокой древности, в период повсеместного исповедания автохтонными народами Северного Кавказа различных форм язычества. Долгое время он оставался единственным, а потому неоспоримым источником социального регулирования, регламентирующим и упорядочивающим повседневную жизнь горцев. Каждый член общества обязан был соблюдать установления адата, в ином случае его ждали смерть, изгнание или, что было самым страшным, несмываемый позор. Поэтому строгие и довольно жесткие требования его соблюдались подавляющим большинством беспрекословно и неукоснительно.

С постепенным распространением в регионе Ислама, начиная с VII-VIII вв., но в особенности в XVII-XIX вв., свое влияние начал приобретать шариат - свод мусульманских законов, источниками которых были Коран, сунна пророка Мухаммада и единогласное мнение ученых по тем или иным вопросам. Долгое время шариат конкурировал с адатом, предписания которого зачастую не сходились или прямо противоречили ему. Это было связано, во-первых, с неравномерным распространением Ислама в регионе, а во-вторых, с укоренившейся столетиями привычкой горцев жить и решать вопросы, опираясь на опыт предков, которые, в свою очередь, регулировали свою жизнь на основании адатов. Даже в период имамата на территории Дагестана и Чечни (1829-1859 гг.) имаму Гази-Мухаммаду, а затем его преемникам Гамзат-Беку и Шамилю приходилось сталкиваться с повсеместным неприятием шариата со стороны горцев. Что в немалой степени также послужило причиной конечного поражения последнего - вследствие нежелания значительной части горцев покоряться установлениям шариата, многие из них отказывались поддерживать и самого имама, фанатично стремившегося к соблюдению его норм всем населением имамата [1, стр.3].

С установлением российской администрации на Северном Кавказе происходит одновременное насаждение и внедрение имперского законодательства, которое так же далеко не всегда и не во всем устраивало горцев. Здесь уже складывается весьма сложная и противоречивая ситуация, при которой горцы, преимущественно мусульмане по вероисповеданию, при этом в большинстве своем предпочитавшие следовать ус-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

тановлениям адата, вынуждены были подчиняться во многих вопросах, преимущественно политико-административного характера, закону, насильно установленному иноверцами. Происходит своего рода диссонанс в и без того неустойчивом правосознании горцев. Что, в свою очередь, приводит к сложной и противоречивой ситуации, когда на относительно небольшой территории население находится по сути в состоянии правовой неопределенности.

Несмотря на без малого два столетия с окончательного вхождения территорий Северного Кавказа в состав российского государства, трансформацию его сначала в Советский Союз, а затем в Российскую Федерацию, подобное состояние остается до сих пор. Даже меры противодействия шариату, предпринятые в годы советской власти на законодательном уровне, хотя и имели определенный успех, но все-таки не смогли окончательно вытеснить, в первую очередь в правосознании подавляющего большинства населения, его значимость[2, стр. 71].

Таким образом, сложилась ситуация, при которой на одной территории, не разделенной политически, сосуществует три зачастую противоречащих друг другу правовых порядка - адат, шариат и российское законодательство. Подобное явление носит определение правового плюрализма или полиюридизма [4].

По различным оценкам ученых правоведов, историков и антропологов, полиюридизм на Северном Кавказе имеет как положительные, так и отрицательные проявления. Причем одно вполне может проистекать из другого. К примеру, обычай кровной мести, предписываемый по адату, с одной стороны служил своего рода оградительным механизмом для совершения убийств в традиционных обществах - так как любой, совершивший подобное деяние, понимал, что под удар мщения подпадает не только он, но и весь его род. С другой стороны именно из-за наличия подобного института и происходили многочисленные убийства друг другом членов различных родов, иногда длившиеся целые поколения. И опять-таки, благодаря наличию института примирения в адате, многие из этих кровавых распрей удавалось и удается урегулировать.

Подобных примеров в каждодневной жизни народов, населяющих изучаемые территории, великое множество. И каждый раз жители региона сталкиваются с неопределенностью своего положения. Например, в случае наступления конфликтных ситуаций, в особенности касающихся чести и достоинства, условному чеченцу, дагестанцу или ингушу приходится выбирать - поступать ли ему по закону гор или шариату, тем самым нарушив нормативные установления права и подвергнув себя опасности заключения под стражу, но сохранив при этом уважение в своем обществе, либо действовать сугубо и строго в рамках установленного законодательства, но при этом лишиться этого уважения. Выбор этот зачастую бывает так же труден, как и последствия, которые неизбежно наступают после его принятия.

По мнению автора, эту проблему возможно решить только при усиленном внимании и участии со стороны государственных органов различного уровня и направления деятельности, при активном сотрудничестве с учеными юристами, историками, этнографами и антропологами, занимающимися данной проблематикой и с учетом мнения наиболее авторитетных представителей этносов, населяющих данный регион.

Библиогра фия:

1. Акаев В.Х., Керимов М.М. Этнические и региональные составляющие мусульманской культуры народов Северного Кавказа // Философия, этика, религиоведение. Известия вузов. Северо-Кавказский регион., Ростов-на-Дону, 2008 г., № 2, С. 13-16

2. Бобровников В.О. Мусульманские традиции, право и общество на российском Кавказе // Право. Вестник Российской нации, М., 2014 г., № 4, С.

66-79.

3. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: Обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Восточная литература, 2002 - 368 с.

4. Костогрызов П.И. Общинное правосудие в странах Латинской Америки. М: Юрлитинформ - 2018. 248 с.

5. Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 4-30.

6. Сюкияйнен Л.Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 4562.

7. Ярлыкапов А.А. Адат, шариат и российское право на современном Северном Кавказе: итоги и перспективы. Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве. Казань, 2014 г. С. 367 - 377

References:

1. Akaev V.Kh., Kerimov M.M. Ethnic and regional components of the Muslim culture of the peoples of the North Caucasus // Philosophy, ethics, religious studies. Izvestiya vuzov. North Caucasian region., Rostov-on-Don, 2008, No. 2, pp. 13-16

2. Bobrovnikov V.O. Muslim Traditions, Law and Society in the Russian Caucasus // Law. Bulletin of the Russian nation, M., 2014, No. 4, pp. 66-79.

3. Bobrovnikov V.O. Muslims of the North Caucasus: Custom, Law, Violence. Essays on the history and ethnography of the law of Nagorny Dagestan. - M .: Eastern literature, 2002 - 368 p.

4. Kostogryzov P.I. Community Justice in Latin America. M: Yurlitinform - 2018. 248 p.

5. Syukiyainen L.R. Is Sharia compatible with modern Russian law? // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2014. No. 3. S. 4-30.

6. Syukiyainen L.R. Sharia Courts: Modern Practice and Prospects in Russia // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2014. No. 4. S. 45-62.

7. Yarlykapov A.A. Adat, Sharia and Russian Law in the Modern North Caucasus: Results and Perspectives. Islam in a multicultural world: Muslim movements and mechanisms for the reproduction of the ideology of Islam in the modern information space. Kazan, 2014, pp. 367 - 377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.