Социально-правовая роль низамов имама Шамиля на Северном Кавказе в XIX веке The social and legal role of Shamil's Nizams in The North Caucasus in The 19th Century
Кулиев Джамали Тофикович
Магистрант 2-го курса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» РФ, г. Москва e-mail: kdzhamali@bk.ru
Kuliev Dzhamali Tofikovich
2nd year master's student of the faculty of law, National Research University 'Higher School of Economics' Russia, Moscow e-mail: kdzhamali@bk.ru
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос о законодательстве имама Шамиля (низамы Шамиля). Целью настоящего исследования является раскрытие роли и значения правотворческой деятельности имама Шамиля как признание неэффективности ранее действовавших норм, а также степень необходимости и значимости этих преобразований. Актуальность работы обусловлена тем, что на основе изучения правотворческой деятельности имама Шамиля (его причин) можно решать значимые в настоящее время вопросы, так как проблемы, существовавшие в XIX в. на Северном Кавказе, не исчезли и по сей день. В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу, что важнейшим нововведением Шамиля было то, что он, в основном, смог посредством своих низамов, заменить адаты (обычаи) шариатом, что оказало положительное влияние на горцев, так как шариат смог сплотить разобщенные горские народы.
Annotation.
The issue of the legislation of Imam Shamil has been overviewed in this article. In this work, there have been the role of Shamil's law-making activity as well as the importance of his reforms analysed. The relevance of this article can be justified with the fact that studying the law-making activity of Imam Shamil (his prerequisites and intention) can help to solve significant issues of nowadays, as the problems existed in the North Caucasus in the 19th century have not disappeared till today. As a result of the conducted analysis, the author comes to a conclusion that replacing the adat law with nizams was the most important point in Shamil's reforms, which did have a positive effect on the highlanders, as it was Sharia that had united the mountain peoples.
Ключевые слова: низамы Шамиля, имамат, шариат, адат, законодательство, национально -освободительная борьба.
Key words: nizams of Shamil, Imamat, Sharia, adat law, legislation, liberation movement.
Имам Шамиль (26.06.1797 - 04.02.1871) — предводитель кавказских горцев в борьбе против царских властей, в 1834 году избран имамом (руководителем) Северо-Кавказского имамата, в котором объединил население Западного Дагестана и Чечни. Третий имам Северо-Кавказского имамата (мусульманское независимое государство, во главе которого стоит имам (духовный и светский правитель)) — прилагал все усилия, чтобы укрепить государственно-правовую систему в стране. Поэтому имам вводил новые законодательные нормы, основанные на предписаниях шариата (комплекс предписаний, содержащихся в Коране и Сунне Пророка Мухаммада) [1, с. 32-33].
После того, как Шамиль стал имамом, перед ним встал вопрос об искоренении адатов, по которым жили в имамате. До образования нового государства на территории Чечни и Дагестана адат господствовал как система норм, ядром которой были местные обычаи, носившие в основном неисламский характер; шариат же регулировал лишь некоторые вопросы (вопросы религиозного толка, отчасти брачно-семейные и наследственные отношения). Ответственность за правонарушения (обычно за преступления) почти полностью определялась адатом, ибо
шариат предусматривает более строгие наказания за некоторые правонарушения, которые по местным обычаям таковыми не считались (например, по шариату кража наказывалась отсечением руки, а по адату — штрафом).
Шамиль хотел установить полное господство шариата на подвластной территории, поэтому и стремился искоренить адаты. Но он понимал, что горское общество не поддержит полный отказ от адатов — адаты были их опорой; по этой причине было невозможно мгновенно отказаться от адатов [2, с. 256-257].
«В законодательной деятельности Шамиля ярко проявились его качества как реформатора-законодателя, предусмотрительного, расчетливого политика и знатока обыденного уклада жизни и психологии горского народа» [3, с. 34]. При издании низамов (совокупность различных государственных мер, касающихся исключительно безопасности имамата, благополучия народа и усиления средств сопротивления внешним врагам) имам не отвергал все адаты, а старался некоторые использовать, если они поддавались модификации с учетом шариатских принципов. Низамы Шамиля отменяли обычаи, противоречившие шариату (низам, посвященный вопросам наследования, уравнивал в правах всех сыновей (по адату предпочтение отдавали старшему сыну)). После издания этого низама все вопросы наследства отныне решались только по шариату. В качестве еще одного примера отмены несправедливого адата можно привести низам, устанавливавший предельный размер выкупа, вносимого женихом родителям невесты (20 рублей для девушки и 10 рублей для вдовы). Этот низам также запрещал духовенству оформлять браки молодых людей, которые бежали из дома из-за высокого калыма (по шариату побег был приравнен к прелюбодеянию).
Шамиль придавал большое значение правам женщин в имамате, которых они были лишены. В низаме о браке и бракоразводных делах Шамиль предписывал, что мужчина при разводе обязан предоставить жене компенсацию в размере калыма и содержать ее и детей, оставшихся с ней, в течение определенного времени.
Низамы Шамиля включали следующие статьи: о фальшивомонетничестве, штраф, о драке, торговля и обмен, об обеспечении взаимных обязательств об административных учреждениях, о наследстве, общественной казне и содержании административных лиц, о разделе добычи, о браке и бракоразводных делах, о военных учреждениях [4, с. 214].
Проанализировав низамы Шамиля, можно сказать, что они являлись совокупностью норм, регулирующих общественные отношения с выгодных узденству (феодальное сословие на Северном Кавказе) позиций. Претворение в жизнь предписаний, которые содержались в низамах Шамиля, решали две основные задачи: 1) это способствовало удовлетворению интересов горского населения, 2) помогало осуществлять основные функции имамата (социальную, экономическую, идеологическую борьбы с захватчиками).
Вопрос о соотношении и месте шариата, адатов и низамов Шамиля как форм права в нормативной иерархии имамата в советский период не нашел ответа. Советские историки в основном освещали цели и мотивы, которыми руководствовались предводители мюридизма (мюриды - горцы, которые участвовали в национально-освободительной борьбе, движение называлось «мюридизм»), а они отдавали предпочтение шариату перед адатом [5, с. 117].
Вместе с тем не следует забывать одно важное обстоятельство. Предводители и идеологи борьбы горцев видели в обычном праве, которое характеризовалось партикуляризмом, одну из основных преград в вопросе укрепления имамата как теократического государства.
Было бы бессмысленно и малоэффективно в условиях войны, которую вели горцы с иноземными захватчиками, пытаться создавать единую систему права, которая действовала бы на всей территории имамата, на основе унификации адатов, поэтому руководители мюридизма сделали ставку на шариат. Неслучайно, что именно в это время мусульманское духовенство с еще большим усердием, чем раньше, стало проповедовать, что
те, кто руководствуется адатом вместо шариата, не мусульмане. Придание все меньшего значения адату, все большее применение норм шариата, которое осуществлялось имамами, горцы встречали враждебно [6, с. 19].
Имам провозгласил, что шариат — единственная форма права; по адату нельзя более вести разбирательства. Вместе с тем Шамиль придал нормативный статус некоторым актам, которые касались основ управления в имамате. Также в области судоустройств и судопроизводства необходимо отметить учреждение постоянных судов, сокращение диспозитивности в процессуальном праве, резко возросшее количество элементов розыскного процесса [7, с. 50].
Особое внимание имам уделял дисциплине в своей армии, он очень строго наказывал за нарушение или неисполнение установленных предписаний. В ст. 9 «Положения о наибах» говорится о военных походах, их организации. Ст. 10 Положения определяет порядок наступления и отступления при проведении военных мероприятий, в этой же статье делается акцент на недопустимости беспорядка при этом [8, с. 9].
Правотворческая деятельность Шамиля была весьма разнообразной, но главные его преобразования были в административной сфере: утверждение административных учреждений в государстве. Низамы Шамиля строго регулировали права и обязанности должностных лиц, определяли их материальное содержание, ответственность и проч. На территории Чечни и Дагестана деятельность органов государственного управления всегда регулировалась местными обычаями, а при Шамиле — законом.
В имамате была своеобразная организация государственной казны. Для удовлетворения государственных и общественных потребностей в имамате создали экономическую систему, средства от которой уходили в государственную казну — байтулмал. Байтулмал включал любые материальные ценности (деньги, оружие, земли и др.). Байтулмал пополнялся из различных источников, главными из которых были: 1) закят (обязательный предписанный нормами шариата налог); 2) харадж (налог с отдельных пастбищ бывших ханских селений); 3) хамус (пятая часть военной добычи); 4) имущество, оставшееся после смерти казненных преступников или беглых лиц; 5) различного рода денежные повинности [9, с. 190].
На казенном содержании находились следующие лица: татели (судебные исполнители), кадии (судьи), наибы (заместитель, наместник), мазуны, муфтии и некоторые категории военнослужащих. Так как в имамате не было четко определено содержание для служащих (чем злоупотребляли) Шамиль предписал, что служащие «должны удерживать себя и других от взяточничества, так как оно является причиной разрушения государства и порядка...провинившийся должен быть арестован на десять суток» [4, с. 9].
В заключение следует отметить, что в ходе национально-освободительной борьбы горцев в начале 30-х годов XIX века на Севером Кавказе было создано прочное государственное объединение — имамат, основанный на принципах шариата и построенный по типу теократического мусульманского государства. Важнейшим нововведением Шамиля было то, что он смог заменить многие адаты шариатом, что оказало только положительное влияние на горцев: шариат смог сплотить их для единой цели (хотя их адаты противоречили друг другу). Важное место в деятельности имама занимало его законотворчество: низамы вводились на основе шариата, но были и кодексы, где имам вынужден был выходить за рамки ограничений религии. Низамы Шамиля были фундаментом для имамата и борьбы горцев, они оказались вполне жизненными и работали на благо общества.
Список используемой литературы:
1. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкияйнен Л.Р. Отв. ред. Туманов В.А. М., 1986.
254 с.
2. Кулиев Д.Т. Реформаторская деятельность имама Шамиля в социально-правовой сфере // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2019. № 1 (57). С. 251-259.
3. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996. 386 с.
4. Сборник сведений о кавказских горцах. Низам Шамиля. №. 3. Тифлис. 1870. 371 с.
5. Покровский Н.И. Мюридизм у власти // Историк-марксист. М., 1934. Т. 2. 171 с.
6. Магомедов Р.М. Два столетия с Шамилем: монография. Махачкала, 1997. 215 с.
7. Мусаева А.Г. Реформирование правовой системы Дагестана в XIX начале ХХ вв. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 47-59.
8. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1904. T.XII. 1760 с.
9. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. 300 с.