Научная статья на тему 'Полиязычие как основа формирования поликультурной личности'

Полиязычие как основа формирования поликультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / EDUCATION / ECONOMICS / MULTILINGUAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганюкова А.А., Тулеубаева Ш.К., Бекжигитова З.С.

В статье рассматривается вопрос формирования поликультурной личности в условиях полиязычного образования. Авторами раскрыты понятия поликультурная личность и полиязыковая культура. Подробно рассмотрены основные тенденции и система принципов, определяющие развитие полиязычного образования в Казахстане, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиязычие как основа формирования поликультурной личности»

Ганюкова А. А., Тулеубаева Ш.К., Бекжигитова З.С. ©

Карагандиский государственный универсиетет им. Е. А. Букетова

ПОЛИЯЗЫЧИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования поликультурной личности в условиях полиязычного образования. Авторами раскрыты понятия поликультурная личность и полиязыковая культура. Подробно рассмотрены основные тенденции и система принципов, определяющие развитие полиязычного образования в Казахстане, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Ключевые слова: полиязычие, образование, экономика.

Keywords: multilingual space, education, economics.

Полиязычие является основой формирования поликультурной личности. Цель поликультурного и полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. Развитие полиязыкового сознания личности - это алгоритм развития речи, мысленная, устная и письменная коммуникация.

Поликультурная личность - это личность, воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Развитие поликультурной личности будущего специалиста должно включать в себя формирование знаний о феномене культуры, ее типах и разновидностях, наиболее распространенных культурных традициях. Кроме того, общая информированность студентов о культурном многообразии мира, современных тенденциях глобализации, феномене поликультурности, принципах, способах, приемах межкультурного взаимодействия и предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями, осознание себя в качестве поликультурных субъектов выступает одним из самых важных критериев их уровня поликультурной направленности.

Овладевая полиязыковой культурой, человек тем самым расширяет свои возможности. Определяя полиязыковую культуру, как совокупность показателей, отражающих уровень распространенности «языков культуры» в языковом пространстве, а также уровень владения родным и не родными языками в пространстве конкретного социума, мы видим важный фактор решения многих социальных проблем современного образования в исследовании роли языковой культуры.

Углубления международного взаимодействия и сотрудничества стимулировали поступательное развитие полиязычного образования.

Необходимость триязычия и полиязычия неоднократно подчеркивалась Президентом РК на государственном уровне. В своем обращении народу Президент Н.А. Назарбаев отметил, что «важнейшей задачей образования является обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания,

© Ганюкова А.А., Тулеубаева Ш.К., Бекжигитова З.С., 2015 г.

в основе которого - овладение государственным, родным и иностранным языками. Перед нами стоит вопрос о результативности обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки учащихся» [1].

«Полиязычное образование, являясь следствием социокультурной трансформации современной языковой ситуации в Казахстане, предстает как инновационный процесс, требующий специальной системы обеспечения полноценной деятельности субъектов образования в измененных новых условиях» [2].

В Казахстане уже сформировались основные тенденции определяющие развитие методики полиязычия. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знания обучающимися казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. Новое время и новые условия требуют коренной перестройки, переоценки ценности и идеалов, пересмотра целей и задач методов и приемов обучения. Изучение иностранных языков в Казахстане - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения на уровне носителей этого языка. Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, столь необходимое для человека как члена общества, члена коллектива, члена семьи. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его.

Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык - русский язык -английский язык.

- изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной

язык;

- обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и миром изучаемого языка.

Владение казахским, русским и иностранными языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности человечества. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Одна из задач приобщения подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирования у подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве.

Для того чтобы подготовить профессиональные кадры, отвечающие этим требованиям, большое внимание уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки учащихся. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Президент нашей страны подчеркивает, что «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык - государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику» [1].

Сегодня это обязательное условие собственного благополучия, ключ к мировым рынкам и знанию, важный фактор повышения конкурентоспособности наших людей в условиях глобализации.

Реализуя стратегию развития нашей страны, мы, тоже, в свою очередь, вносим значительный вклад в воспитании высокообразованной и поликультурной молодежи. Как известно, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова одним из первых

начал внедрять полиязычное образование. Так, в 2008 году были сформированы первые экспериментальные группы полиязычного образования на 4 факультетах: физико-

техническом, химическом, юридическом и экономическом. На сегодняшний день, на всех факультетах существуют группы полиязычного образования, создается и накапливается учебно-методическая база, создан Центр полиязычного образования КарГУ им. Е.А. Букетова, целью которого является управление процессом полиязычного образования в университете. Основные направления деятельности Центра включают в себя:

- нормативно-правовое обеспечение полиязычного образования;

- теоретико-методологическое обеспечение полиязычного образования;

- научно-методическое обеспечение полиязычного образования;

- учебно-организационное обеспечение полиязычного образования» [3].

В интегрирующемся мире постепенно утверждается полиязычное образование. Человек, способный вести диалог культур, должен быть не только лингвистически компетентным, но и, прежде всего, культурным, нравственным, духовным. В этом и заключается цель образования.

Таким образом, поликультурность является личностным ресурсом, лежащим в основе преобразования мира и самого себя в этом мире. И, несомненно, основой формирования поликультурной личности является полиязычное образование.

Литература

1. Назарбаев Н.А. - Послание Президента народу Казахстана // Новый Казахстан в новом мире. -2007.

2. Жетписбаева Б.А. - Полиязычное образование: теория и методология. -Алматы: Бшм. - 2008 -C. 343.

3. Жетписбаева Б.А. - Положение о Центре развития полиязычного образования в КарГу им.Е.А.Букетова. - Караганда, КарГУ. -2008 - C. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.