УДК 340(075.8) © П. Н. Маюров, 2019 DOI: 10.24411/1999-625X-2019-13014
Полиция и жандармерия как органы государственного принуждения в ведущих странах Западной Европы
рубежа XIX-XX веков
П. Н. Маюров, Университет при Межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества
(г. Санкт-Петербург). E-mail: mayurov2010@mail.ru
Исследуется система органов полиции и жандармерии в метрополиях европейских государств в конце XIX — начале XX вв. Изучаются основные сферы деятельности и полномочия полицейских учреждений в странах Западной Европы. Анализируется организационная структура органов полиции и жандармерии. Приводятся примеры становления органов полиции в Великобритании, Германии, Франции, Австро-Венгрии и других ведущих западноевропейских государствах; указан перечень основных направлений деятельности органов охраны правопорядка, их специфика в условиях рубежа XIX-XX вв. Дается классификация систем организации правоохранительных органов в условиях специфики рассматриваемого периода, а именно централизованной (континентальной) правоохранительной системы, фрагментарной правоохранительной системы и интегрированной правоохранительной системы («системы компромиссов»).
Ключевые слова: государственная безопасность; дознание; жандармерия; законность; карабинеры; общественный порядок;
полиция; преступность; таможенные органы.
Police and Gendarmery as the Organs of the State Enforcement in the Leading Countries of Western Europe in the late 19th early 20th centuries
P. N. Mayurov, University of Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community (St Petersburg).
E-mail: mayurov2010@mail.ru
The paper focuses on the system of police and gendarmery bodies in metropolises of European states in the late 19th early 20th centuries. Under study are the powers and main areas of work of the police institutions in the west European countries. The author examines the organizational structure of the police and gendarmery organs, gives examples of formation of the police organs in Great Britain, Germany, France, the Austro-Hungarian Empire and other leading west European countries. The article lists the main areas of work of law enforcement bodies and reveals their peculiarities in the late 19th early 20th centuries. The classification is given as to the systems of organization of law enforcement bodies under peculiar conditions of the mentioned period, in particular, of the centralized (continental) law enforcement system, fragmented law enforcement system and integrated law enforcement system ("system of compromises").
Keywords: national security; interrogation; gendarmery; legality; carabineers; public order; police; crime; customs service.
Охрана правопорядка является одной из важных функций государственной власти. На рубеже Х1Х-ХХ вв. функции охраны правопорядка отличались от современных. Правоохранительные органы государственной власти осуществляли деятельность: по охране законности, правопорядка и в целом системы общественной безопасности; защите прав, свобод и законных интересов граждан (подданных); борьбе с преступностью и иными видами правонарушений; обеспечению безопас-
ности государства; содействию восстановлению нарушенных прав граждан и организаций; охране чистоты веры, в том числе в борьбе с ересями и религиозными течениями, признанными государством вредоносными; обеспечению политического господства определенной политической элиты; сегрегации населения на основании избранных правящей элитой критериев (национальность, раса, религия и др.), включая и массовое истребление ряда социальных групп.
Правоохранительные функции чрезвычайно многообразны и перечень органов, ее реализующих, также значителен: суд; прокуратура; министерство юстиции; министерство внутренних дел; министерство полиции и различные полицейские учреждения (центральные и территориальные); таможенные органы; тайная полиция; органы, наделенные контрольными полномочиями в различных отраслях экономики и сферах государственного управления; вооруженные силы и специальные органы юстиции и охраны правопорядка, созданные в их системе; органы разведки и контрразведки и др. В государствах Европы рубежа Х1Х-ХХ вв. их перечень, иерархия и соотношение между ними были различны [1, с. 121].
В странах Европы не существовало законодательной градации и особого выделения сугубо правоохранительных органов из общей системы органов государственного управления. В этом не было особого смысла, поскольку перечень полномочий органов не являлся исчерпывающим именно в области охраны правопорядка. Определения органов внутренних дел в понимании отечественной зарубежной юридической науки и в странах Западной Европы не существовало и, по сути, не существует в настоящее время. В законодательстве и доктринальной литературе речь идет об органах охраны правопорядка, юстиции, обеспечения безопасности и т. п. [1, с. 206]. Органы охраны правопорядка охватывают все органы, учреждения и должностных лиц, обладающих полномочиями в области охраны прав и законных интересов граждан (поданных), общества, организаций и государства. Термин «органы внутренних дел» в государствах Западной Европы данного периода не употреблялся.
На протяжении многих веков применение репрессивных мер со стороны органов государственной власти преследовало конкретные цели борьбы с преступностью, а также обеспечения сохранения власти правящей элитой. Но при этом всегда имели место баланс интересов в аспекте защиты прав, свобод и законных интересов граждан (поданных), с одной стороны, и применение репрессивных мер — с другой, ради достижения цели защиты прав свобод и законных интересов граждан (подданных). Государство всегда искало определенный баланс в реализации различных целей государственного управления, согласования интересов сословий, этнических и религиозных групп, экономических классов и т. п. Государство, осуществляя принуждение, неизбежно вмешивалось в дела общества, церкви, семьи, производственных объединений и индивидуумов. В связи с этим существовала необходимость выбора наиболее эффективной модели построения репрессивной системы и определения оптимальных методов воздействия на общественные отношения.
В унитарных государствах существовала централизованная (континентальная) правоохранительная система, например, во Франции, Испании, Италии и др. Органы охраны правопорядка в стране напрямую подчиняются центральному правительству, а именно королю, первому министру, министру полиции, военному министру и т. д. При этом сами органы охраны правопорядка включали жандармерию, полицию и др. Континентальная правоохранительная система сформировалась на рубеже XVШ-XIX вв. При этом в некоторых государствах полиция выступает основным и часто единственным инструментом поддержания безопасности, например, в Швеции, Норвегии, Дании и др. Полиция воспринимается не как военизированное, а как гражданское ведомство, сотрудники которого при необходимости могут применять силу. В подобных государствах в рассматриваемую эпоху жандармерия, как правило, существовала, но рассматривалась как экстраординарный орган, призванный функционировать только в чрезвычайных обстоятельствах.
В других государствах (Франция, Италия, Испания и др.) вооруженные силы применяются для охраны правопорядка не только в военное, но и в мирное время как ординарный, а не чрезвычайный инструмент, например, жандармерия во Франции и Португалии, корпус карабинеров в Италии, гражданская гвардия в Испании и др.
Дублирование системы охраны правопорядка является необходимой, поскольку позволяет правителям адекватно оценивать криминогенную обстановку в стране, получая информацию из нескольких источников. Кроме того, появляется система взаимного контроля, что позволяет избежать проявлений коррупции. Наличие военизированных органов охраны правопорядка является атрибутом государств с нестабильной политической обстановкой. В частности, во Франции, Италии и Испании в рассматриваемое время был период затишья политических беспорядков между массовыми волнениями второй трети XIX в. и социальными волнениями в 1920-1930 гг.
Фрагментарная правоохранительная система не была свойственна странам Западной Европы. В Европе она имела место в Швейцарии. Но большее развитие получила в США. В данной модели одновременно присутствуют несколько полицейских систем, различных в каждом из штатов. Они независимы друг от друга и не подчиняются федеральному центру. Подобная модель не могла получить своего развития в странах Европы по причине процессов централизации и преодоления остатков феодальной раздробленности, что произошло, например, в Италии и Германии только во второй трети XIX в., поэтому наличие самостоятельных систем охраны правопо-
рядка в различных территориальных единицах могло рассматриваться как пережиток прошлого.
Интегрированная система, также определяемая как «система компромиссов», «умеренно децентрализованная система», характерна для Великобритании, Германии, Австрии и др. Например, в Великобритании до второй трети XIX в. не существовало единой системы полиции и в особенности единообразной полиции общественной безопасности. В общинах существовали дозорные и констебли. Представители местной знати и джентри исполняли функции мировых судей. Но центральное правительство не вмешивалось в деятельность данных территориальных органов охраны правопорядка. Первым актом, учредившим полицию в современном понимании, был Акт Парламента 1800 г. о полиции в Глазго. Роберт Пиль, как глава МВД, заложил основы современной полиции в Великобритании. В 1829 г. зарождалась полиция Лондона и к 1850 г. система полицейских учреждений, подчинявшихся правительству, охватила всю страну [2, с. 340]. Чарльз Роуэн и Ричард Мейн разработали «Общую инструкцию для полиции». Принципами работы полиции стали личная ответственность каждого сотрудника за его действия, учет количества регистрируемых преступлений как оценка эффективности действий полиции и общественное одобрение действий, совершаемых полицейскими [3, p. 240]. «Policing by consent» означает систему, при которой охрана правопорядка больше не относится к заботам общин, но полиция тем не менее находится под жестким контролем местных органов власти. Общество и государство взаимодействуют в области охраны правопорядка. В связи с этим следует отметить и развитие суда присяжных при осуществлении правосудия.
В 1878 г. при Скотланд-Ярде формируется особый отдел уголовных расследований — собственно криминальная полиция. В 1883 г. создается отдел по борьбе с национально-освободительным движением, в первую очередь — в Ирландии [4, p. 120]. В конце XIX в. появляется колониальная полиция. Отдельное полицейское управление существовало в Ирландии, законодатель не стал именовать Ирландскую королевскую полицию собственно колониальной, каковой она на самом деле являлась. Но затем подобные королевские полиции были созданы во всех доминионах — в Канаде, Индии, Австралии др. При этом общины полностью не исключаются из организации полиции. На рубеже XIX-XX вв. учреждается должность специального констебля, которым мог стать местный обыватель, получивший специальную подготовку.
По Конституции 1871 г. полиция в объединенной Германии осталась в ведении региональных органов государственной власти, субъектов Германской империи. Важную роль играла и военизиро-
ванная полиция — жандармерия (Feldgendarmerie). В Германии она обладала исключительными полномочиями в условиях военного времени. С начала XIX в. существовала собственно гражданская полиция Gendarmerie и военная полиция Feldgendarmerie [5, p. 84].
Пруссия традиционно принадлежала к числу так называемых «полицейских государств». Контроль и надзор за деятельностью подданных и организаций являлись ординарными методами управления. Задача полиции состояла не только в обеспечении общественной и государственной безопасности, но также в достижении строго определенного регламентами, инструкциями, уложениями и иными нормативными актами общественного порядка. Меры административно-правового регулирования гражданских отношений были традиционны для Пруссии и Германской империи. Данное утверждение относится к тотальной цензуре в сфере СМИ, образования, культуры, печати религиозных и исторических произведений и т. п. В Германии фактически (но не юридически) не существовало тайны частной жизни и корреспонденции.
Принятие мер государственного принуждения в Германии не являлось исключительно реакцией на совершенное противоправное деяние. Наоборот, полицейские органы, занимаясь скрупулезным контролем и опекой, за церковными учреждениями, школой, издательствами и т. п., регулировали общественные отношения [6, р. 121]. Но при этом органы полиции играли важную роль и в деле борьбы за нравственность, в воспитании патриотического духа и законопослушания граждан, укреплении семейных ценностей и т. п. [7, р. 101]. Важно отметить, что само германское общество не воспринимало исключительно важную роль полицейских учреждений как негативный фактор общественной жизни.
Система полиции на примере Пруссии была достаточно сложной и разветвленной и включала следующие подразделения:
1) административная полиция (Administrative Polizei) занималась контролем за санитарией, медицинскими учреждениями, строительным делом;
2) судебная полиция (Gerichtliche Polizei) осуществляла розыск преступников, надзирала за тюрьмами и др.;
3) полиция безопасности (Sicherheitspolizei) обладала обширными полномочиями: включала паспортно-визовую службу, дознание, осуществляла функции криминальной полиции, борьбу с государственными преступлениями, сыск и др.;
4) полиция Берлина (Berlin Polizei) в силу столичного статуса города находилась в прямом подчинении статс-секретаря — министра МВД Германии, а не Пруссии;
5) полиция Императора (Polizei des Kaisers) решала вопросы охраны двора, а также розыска преступников в пределах Империи.
Жандармерия в Австро-Венгрии была сформирована по указу от 8 июля 1849 г. При этом единой полиции не существовало. Императора охраняла специальная служба — отделение лейб-гвардейских жандармов (Abteilung Leibgarde-Gendarmerie), в последующем — дворцовые жандармы (Burggendarmen), в конце XIX в. — императорский и королевский лейб-гвардии конный эскадрон составил подразделения пешей и конной полиции (Büttel и Landdragoner) [8, с. 115]. При мобилизации подразделения жандармерии и приданные им военные подразделения формировали полевую жандармерию (Feldgandarmerie). Кадры жандармерии формировались за счет военнослужащих и лиц, не имевших опыта военной службы, но получивших юридическое образование. Жандармерия решала вопросы обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, а в военное время и военной полиции [9, с. 111].
Следует отметить, что система подчиненности жандармерии была весьма своеобразной. Kaiserlichkönigliche Gendarmerie подчинялась Имперскому министерству обороны. Magyar kiralyi csendorseg подчинялась венгерскому Королевскому министер-
ству обороны, в его состав входила жандармерия Славонии (Словакии) и Хорватии. Боснийская жандармерия Kaiserlich und königlich Gendarmerie für Bosnien und die Herzegovina подчинялась Министерству финансов (k. u. k. Finanzministerium). В целом система охраны общественного порядка в Европе рубежа XIX-XX вв. в Австро-Венгрии была наиболее военизированной. К концу XIX в. работа полиции и жандармерии находилась под контролем службы информации (Evidenzbüro), являвшейся армейской разведкой и контрразведкой [10, с. 124].
Таким образом, можно наблюдать определенное сходство в системе организации охраны правопорядка в странах западной Европы рубежа XIX-XX вв. Система охраны правопорядка, как правило, включала собственно полицию, обладавшую централизованной или децентрализованной структурой в случае сложного государственного устройства. Важную роль играла жандармерия (в Австро-Венгрии — определяющую). В Великобритании система органов охраны правопорядка была наименее централизованной и опиралась на одобрение своей деятельности местными территориальными общинами. Ее полномочия были более ограниченными в отличие от Германской империи, в которой полиция играла роль контроля и надзора над всеми сторонами общественной жизни.
Список литературы
1. Губанов А. В. Полиция зарубежных государств: организационно-правовые основы, стратегия, тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество. М., 2001.
2. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001.
3. A New Study of Police History. London, 1956.
4. Blackbourn D. The Long Nineteenth Century: A History of Germany, 1780-1918. London, 1998.
5. Jefferies M. Imperial Culture in Germany, 1871-1918. London, 2003.
6. Retallack J. Germany In The Age of Kaiser Wilhelm II. London, 1996.
7. Piekalkiewicz J. World history of espionage: Agents, systems, operations. Charlottesville, 1998.
8. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2003.
9. Австро-Венгерская монархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 1. СПб., 1890.
10. Ронге М. Разведка и контрразведка. М., 1939.