Научная статья на тему 'Полицейский розыск в Германии'

Полицейский розыск в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2559
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейский розыск в Германии»

Сокол Валерий Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент, помощник начальника Краснодарского университета МВД России по международным связям

Полицейский розыск в Германии

ВЩ качестве самостоятельного на-I правления полицейской деятельности в Германии рассматривается розыск людей и предметов1. Полиция выступает основным субъектом розыска, рассматривая его в качестве одной из основных задач каждого полицейского. Задачи полицейского розыска выполняются сотрудниками полиции как в процессе исполнения повседневных обязанностей караульной службы, на полицейских постах, при патрулировании территории, регулировании дорожного движения, так и при расследовании конкретных преступлений. Существуют специальные полицейские подразделения, основной задачей которых является организация и розыск лиц и предметов.

Наряду с полицией и другие правоохранительные органы Германии уполномочены осуществлять розыск, например, таможенная розыскная служба. Кроме этого, розыском могут заниматься частные детективы и представители общественности.

Проводится различие между понятиями «розыск» и «расследование». Основной целью расследования преступлений является выяснение всех существенных обстоятельств преступления и добывание в связи с этим необходимой по делу информации (доказательств), тогда как розыск преимущественно направлен на поиск людей/ предметов, их установление и идентификацию.

Розыск лиц и розыск предметов взаимосвязаны. Так, поиск конкретного автомобиля может привести к установлению и аресту находящегося в розыске его владельца или лица, управлявшего этим транспортным средством.

Основными целями розыска лиц являются: розыск людей, которые уклоняются от уголовного преследования, от исполнения наказания или исполнения других связанных с лишением свободы или ограничением свободы приказов судеб-

ных или административных органов власти; розыск свидетелей и информантов; розыск пропавших без вести; розыск людей, от которых исходит угроза общественной безопасности (в сфере предотвращения опасности);

розыск людей для изъятия у них водительских удостоверений после лишения права на управление автомобилем;

розыск владельцев вещей, которым они были переданы на ответственное хранение вещи;

розыск иностранцев, которым запрещен въезд на территорию Германии и т.д.

Основными целями розыска предметов являются:

розыск предметов, которые использовались для совершения преступления (автомобили, мопеды, мотоциклы, денежные купюры, оружие, документы, удостоверяющие личность, радиоприемники, станки, велосипеды2 и т.п.);

розыск предметов, пропавших у потерпевших в результате преступления;

розыск утраченных (похищенных) официальных документов;

розыск предметов, от которых исходит опасность и т.д.

Существуют различные правовые основания для розыска полицией людей и предметов. В частности, проводится различие между целями розыска, которые служат уголовному преследованию (репрессивная цель розыска), предотвращению опасности (превентивная цель розыска) и розыску в отношении иностранцев. Правовые основы в области предотвращения опасности предусматриваются земельными законами о полиции; в сфере уголовного преследования - уголовно-процессуальным законодательством (в частности, § 163 и др. УПК ФРГ); в области розыска иностранцев - законодательством об иностранцах. Так, одним из оснований для проведе-

1 См.: Ackermann R., Clages H., Roll H. Handbuch der Kriminalistik. Kriminaltaktik f?r Praxis und Ausbildung. 3., aktualisierte und ge?nderte Auflage, RICHARD BOORBERG VERLAG. Stuttgart, M?nchen, Hannover, Berlin, Weimar, Dresden. 2007. S. 359-404. См.: Weihmann R. Kriminalistik. F?r Studium und Praxis. 10., aktualisierte und erweiterte Auflage, RICHARD BOORBERG VERLAG. Bonn, 2007. S. 228-239.

2 В целях борьбы с кражами велосипедов, ежегодно похищаемых в Германии в количестве более полумиллиона штук, рекомендуется кодировать каждый велосипед, внося сведения о его владельце на раму. Запросом ADV в картотеку розыска предметов происходит его раскодировка. Это позволяет повысить уровень раскрываемости таких преступлений с 7,4 до 22%.

_116

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1

ния розыскных мер в порядке уголовного преследования является наличие письменного приказа судьи об аресте конкретного лица (§ 114 УПК ФРГ), скрывающегося от органов юстиции.

В целях унификации организации и тактики проведения розыска полицейские структуры Германии руководствуются служебным предписанием «Розыск» (PDV 384.1 «Fahndung»), в котором тщательным образом регламентированы различные аспекты организации и тактики розыскных мероприятий.

В полицейской практике Германии выработаны различные виды розысков. Прежде всего, различается общий и целенаправленный розыск. Общий розыск - это поиск представляющих интерес для правоохранительных органов людей/ предметов без конкретных поводов, связанных с наличием у розыскных органов конкретных сведений об их причастности к совершению преступления (конкретной опасности). Так, общий розыск осуществляется полицейскими в дозорной службе, при пограничных проверках, проверках дорожного движения и т.п. Осуществляя общий розыск, полицейские фиксируют подозрительные признаки поведения людей или нахождения каких-либо предметов, проверяют подлинность документов, удостоверяющих личность, водительских документов, документов на транспортные средства и т.д., сверяя эти данные с полицейскими информационными базами.

Целенаправленный розыск представляет собой поиск конкретных людей или вещей на основе поводов, связанных с устранением конкретной опасности или расследованием конкретного преступления. Так, целенаправленный розыск осуществляется в отношении конкретного грабителя банков, пропавшего без вести ребенка или похищенного автомобиля.

Территориально (регионально) розыск людей/ предметов может проходить в рамках страны (национальный розыск), так и выходить за ее пределы (международный розыск). В свою очередь, национальный розыск подразделяется на местный розыск, ограниченный территорией округа, и межрегиональный, простирающийся на территорию нескольких округов и даже отдельных земель, если для этого имеются фактические и юридические основания.

При наличии информации о возможном нахождении лица за пределами округа окружная полиция может ходатайствовать о проведении межрегионального розыска, ходатайствуя о взаимодействии перед полициями других округов федеральной земли.

Местный розыск, как исходный пункт органи-

зации розыскных мероприятии, исходит из наличия сведений о месте жительства или последнем месте пребывания находящегося в розыске лица, а также имеющихся сведений о месте совершения им преступления.

Межрегиональный розыск проводится при получении информации о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы местной области либо если имеются достаточные основания полагать, что оно покинуло эти пределы.

Международный розыск проводится как розыск за границей, так и розыск внутри страны по иностранным запросам. Международный розыск объявляется только тогда, когда есть основания полагать, что находящееся в розыске лицо или вещь находятся за границей Германии. Зарубежный розыск организуется через федеральное управление уголовной полиции.

Приказ об объявлении розыска должен быть максимально приближен ко времени совершения преступления и включает в себя краткую информацию о виде и цели розыска, характере, времени и месте преступления; описание примет преступника, степень его опасности; время бегства, направление бегства, возможные убежища; описание способов бегства, используемых средств, район розыска; меры в случае обнаружения разыскиваемого лица/предмета; указание руководства розыска, позывных и т.д. По мере получения новых сведений информация о них незамедлительно сообщается розыскным группам.

К числу стандартных мер розыска людей относятся и такие, как размещение объявления о розыске конкретного лица в Информационной системе полиции (INPOL) и Шенгенской информационной системе (SIS); анализ имеющихся полицейских баз данных в отношении разыскиваемого лица, а также полицейских данных других правоохранительных органов; проведение комплекса розыскных мероприятий в местах вероятного нахождения разыскиваемого лица, включая патрулирование, выставление дозоров, организацию негласного наблюдения, выставление контрольных пунктов, передвижных пограничных поисковых групп и т.д.; получение сведений, содержащихся в информационных массивах и картотеках других органов и учреждений, могущих располагать информацией в отношении разыскиваемого лица/предмета; внесение в них соответствующих розыскных отметок (записей, ориентировок); задействование розыскных возможностей других органов и учреждений (например, профсоюзов, кредитных и страховых учреждений, транспортных предприятий) и т.д.; опросы населения; задействование осведомителей; привле-

117

чение к розыску общественности.

Вспомогательные средства розыска - различные внутренние (полицейские) и внешние информационные системы, в частности:

INPOL (Informationssystem der Polizei) - информационная система полиций федерации и земель ФРГ в целях розыска людей/предметов в интересах уголовного преследования и предотвращения опасности. INPOL представляет собой мощный электронно-вычислительной комплекс, объединяющий соответствующий центр при федеральном управлении уголовной полиции с региональными электронно-вычислительными базами при земельных органах уголовной полиции и местных полициях.

Все полицейские учреждения Германии связаны друг с другом, позволяя без задержки времени осуществлять необходимые розыскные запросы. Информационная система работает круглосуточно, позволяя передавать сообщения по различным линиям связи.

INPOL находится в распоряжении не только у полиции, но и других национальных и зарубежных правоохранительных органов, включая таможню и прокуратуру. Неевропейские правоохранительные органы также могут получить доступ к сведениям о разыскиваемых лицах/предметах.

SIS (Schengener Informationssystem) - Шенген-ская информационная система - полицейская компьютерная система розыска, обеспечивающая сотрудникам европейских полиций государств-участников Шенгенского договора прямой доступ к базам данных по розыску лиц и предметов1. SIS подразделяется на Центральную Шенгенскую информационную систему и Национальные Шен-генские информационные системы. Германская Национальная Шенгенская информационная система находится в Федеральном ведомстве уголовной полиции.

Страна, входящая в Шенгенский договор и объявляющая в розыск, регистрирует розыскные записи в своей национальной системе обработки данных, а затем передает их в электронном виде в SIS. Центральная Шенгенская информационная система направляет розыскную информацию во все национальные информационные системы, обеспечивая таким образом формирование единого розыскного массива данных во всех странах.

В Германии розыскные данные могут вводиться и направляться в Шенгенскую информационную систему только через систему INPOL/Розыск

лиц или INPOL/Розыск предметов. При поступлении запроса в массив данных системы INPOL автоматически происходит поиск в Шенгенской информационной системе.

Розыск в Шенгенской информационной системе осуществляется по следующим основным категориям:

розыск преступников для их задержания; розыск лиц из стран, не входящих в Европейский Союз, которым отказано во въезде в страну или предусмотрена высылка при обнаружении на территории страны, входящей в Шенгенс-кий договор;

установление местожительства лиц, пропавших без вести, беспомощных лиц и несовершеннолетних;

установление местожительства свидетелей/ обвиняемых, которые должны явиться в органы юстиции;

скрытая регистрация и возможный в некоторых странах-членах договора целенаправленный контроль за лицами и транспортными средствами;

розыск предметов с индивидуальными номерами, которые

были похищены, сокрыты или утрачены каким-либо другим образом (например, транспортные средства с объемом двигателя свыше 50 см3, прицепы, огнестрельное оружие, бланковые документы, заполненные идентификационные документы, банкноты и т.д.).

Другие информационные системы: VERMI / UTOT - полицейская база данных пропавших без вести / неизвестных мертвецов.

AFIS - полицейская автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев. DAD - полицейская база данных ДНК. SPUDOK - полицейская база данных документации следов преступлений.

INTRANET/EXTRANET - закрытые полицейские розыскные базы данных.

AZR - центральный реестр иностранцев. ZEVIS - Центральная информационная транспортная система федерального автотранспортного ведомства ФРГ и др.

При объявлении в розыск соответствующие сообщения размещаются во всех вспомогательных средствах розыска. При этом тщательно указываются все признаки лица, имеющие значение в процессе его розыска, в частности, фамилия и имя, в том числе измененные, клички, дата рождения, место рождения, гражданство, пол, места проживания, места посещений, личные доку-

См.: Розыск. Международный розыск. Шенгенская информационная система // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. № 11. М.: ГИЦ МВД России, 2000. С. 17-24.

_118

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1

менты, состав семьи, описание примет личности, цель, направление и средства бегства (побега) и т.п. Одновременно с этим указывается орган, объявивший розыск лица/предмет и способы связи с ним, основания розыска, наличие приказа об аресте (или другое решение), сведения об объявлении розыска в Немецкой розыскной кни-ге1, пограничной розыскной книге, федеральном уголовном листе, земельном уголовном листе.

Объявленные в розыск предметы тщательно описываются в алфавитно-цифровом порядке. Объявляются в розыск все утраченные (похищенные, утерянные и др.) документы, удостоверяющие личность. Подробное описание ценных предметов искусства, ковров, украшений и т.п. предметов, которым трудно дать точное алфавитно-цифровое описание, содержится в специальной картотеке Федерального ведомства уголовной полиции.

Розыск на месте преступления - целенаправленный поиск людей или предметов, ограниченный по времени и в пространстве (регионе) вокруг места преступления. Указанный розыск проводится, если имеются основания полагать, что преступник все еще может находиться на месте преступления или рядом с ним, либо могут быть получены важные розыскные сведения (например, описание преступника, его одежды). Как правило, этот розыск проводится непосредственно после совершения преступления. Его основной целью является задержание преступника, фиксация действий преступника, используемого им оружия, транспортных средств и других предметов, а также установление очевидцев происшествия, собирание доказательств преступления.

Организация первичных розыскных мероприятий на месте преступления лежит на полицейском участке, первым получившем сообщение о совершении преступления. Компетентный полицейских орган объявляет розыск, задействует имеющиеся у него силы и средства, определяет площадь розыска, аккумулирует сведения о преступлении и преступнике, информирует заинтересованные полицейские структуры. Так, при разбойных нападениях на финансовые учреждения или инкассаторов, а также в случаях совершения террористических преступлений площадь розыска в густонаселенных районах может простираться до 5 км, в сельских местностях - до 15 км. Кроме этого, определяется целесообразность привлечения к розыску общественности, а также

способов ее информирования о розыске (применение громкоговорителей, радио, телевидение и т.д.).

Боевой розыск (или розыск по тревоге) - целенаправленная местная или межрегиональная поисковая операция, максимально приближенная ко времени совершения преступления, организуемая и проводимая полицейскими силами по внезапному острому поводу (тревоге). Как правило, этот вид розыска проводится после совершения тяжких преступлений, существенно угрожающих общественной безопасности, например, преступлений в сфере защиты государства, тяжких насильственных преступлений, похищений и взятия в заложники, разбойных нападений на банковские учреждения, крупных дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами, массовых бегств заключенных, прорывов границы, бегства опасных преступников, утраты общественно опасных предметов и т.п.

Указанный вид розыска относится к числу наиболее сложных и дорогостоящих полицейских мероприятий. Компетентный полицейский орган должен незамедлительно рассчитать персональный состав участников розыска, взаимодействующие органы, состав и места расположения контрольных пунктов, составить розыскные ориентировки и памятки для полицейских на контрольных постах, способы связи, распределение ресурсов и т.п.

Перед началом этого розыска обязательно проводится оценка целесообразности его проведения, возможности достижения розыскных целей применением других, менее дорогостоящих и менее масштабных способов розыска. Кроме этого, должны быть основания полагать, что объявление этого розыска позволит получить положительный розыскной результат. Важное значение имеет своевременное определение момента окончания розыска.

Боевой розыск объединяет розыск в области места преступления (происшествия) с организацией контрольных пунктов, на которых проводятся проверки всех проходящих через него лиц и проезжающий транспорт. При наличии оснований подозрительные люди и транспорт (соответствующие описанию разыскиваемых лиц/предметов) могут задерживаться для дальнейшей проверки. Учитывается то обстоятельство, что после бегства с места преступления преступники часто изменяют признаки внешности и транспорт. Поэтому,

1 Если розыск ограничен территориально пределами одной или двух федеральных земель без объявления розыска через INPOL для всей территории ФРГ, то в этих случаях сообщения о розыске в Немецкой розыскной книге не производятся.

119

по возможности, фиксируются все сведения о перемещающихся через контрольные пункты лицах и транспорте (путем оформления так называемых контрольных таблиц), чтобы в дальнейшем использовать эти сведения для выявления подозреваемых (обвиняемых). В особых случаях (например, при похищениях террористами заложников) возможно прекращение движения на определенных участках местности.

Контрольные пункты организовываются в местах, наиболее удобных для розыскных целей, например, на мостах, транспортных узлах и т.п. Они могут создаваться кольцеобразно вокруг места происшествия, по всей федеральной земле, во всех федеральных землях одновременно или у границы.

Боевой розыск, в свою очередь, подразделяется на кольцевой розыск, пограничный розыск по тревоге, земельный розыск по тревоге и федеральный розыск по тревоге.

Кольцевой розыск - это разновидность розыска людей и предметов по тревоге на территории, которая определяется кольцеобразно от места преступления. Центром кольца является место совершения преступления (или место его обнаружения), от которого кольцеобразно располагаются контрольные пункты. Этот вид розыска объединяет все меры розыска в области места преступления, розыскные мероприятия на контрольных пунктах, а также розыскные мероприятия внутри определенной для розыска территории.

Существуют различные радиусы розыскных колец, ограничивающих площадь (территорию) розыска. Так, «кольцо 20» означает, что розыск от места преступления простирается на расстояние (по радиусу) до 20 км; «кольцо 30» - до 30 км, «кольцо 40» - до 40 км, «кольцо 50» - до 50 км.

При определении радиуса колец дл розыска исходят их следующих контрольных цифр в зависимости от времени, прошедшего с момента бегства преступников с места преступления до объявления розыска: 0-10 минут - «кольцо 20»; 11-20 минут - «кольцо 30»; 21 - 30 минут - «кольцо 40»; 31 и более минут - «кольцо 50». Учитываются также особенности местности, дорожного движения, способы бегства с места преступления и т.п. обстоятельства.

Указанный розыск объявляется с помощью срочных извещений (тревоги), направляемых в полицейские органы. Обобщение и анализ действий преступников, совершивших разбойные нападения на финансовые и кредитные учреждения и скрывшихся после совершения преступления, позволил сформулировать ряд выводов,

имеющих криминалистическое значение дл розыска. В частности, получены данные, что все преступники тщательно планировали свои действия по совершению указанных преступлений. Чем большее количество преступников участвовало в совершении преступления, тем более изощренней были меры, направленные на маскировку преступных действий. Как правило, действия преступников непосредственно после совершения преступления состояли из 2-х основных этапов, связанных с бегством с места преступления, изменением внешности (одежды) и сменой средств передвижения.

Первый этап действий (от 5 до 10 минут после бегства с места преступления) связан с удалением от места преступления на расстояние до 2-х км, если преступление совершено в городской местности, и примерно до 5-ти км - в сельской местности. По криминальной полиции, в густонаселенных пунктах преступнику хватает от одного до двух километров, чтобы покинуть место преступления и скрыться в своем убежище (квартире), оставаясь незамеченным населением и полицией.

На этом этапе преступная группа, как правило, не разделяется, все члены держатся вместе. Ими используются похищенные автомобили и поддельные регистрационные номерные знаки, либо бегство с места преступления происходит пешком или на велосипедах.

На втором этапе преступники стремятся пересесть на принадлежащие им автомобили для того, чтобы как можно скорей и безопасней добраться до жилища или другого безопасного для них помещения. Добравшись до основной базы, группы, как правило, распадаются. Каждый из членов группы стремится снова поменять средство передвижения, чтобы добраться до тех мест, где они могут себя почувствовать в безопасности и «отсидеться».

Наиболее эффективным розыск считается в сельской местности, население которой стремится поддерживать близкие отношения с соседями, а преступнику требуется при бегстве с места происшествия преодолевать значительные расстояния, что позволяет полиции своевременно организовать контрольные пункты и привлечь население к розыску.

Розыск завершается, если достигнуты поставленные розыскные цели; истекло время розыска и не имеется оснований для его продления; розыскные цели заведомо недостижимы с учетом вновь полученной информации. Окончание розыска объявляется ключевым словом. На практике, как правило, розыск прекращается через 45 минут после его объявления, если не имеется (или

12й

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

2009 • № 1

дополнительно не получено) каких-либо иных заслуживающих внимания розыскных данных.

§ 111 УПК ФРГ предусматривает организацию контрольных пунктов в целях уголовного преследования. Так, при наличии фактических обстоятельств, дающих основание для подозрения в совершении указанных в законе тяжких преступлений, на улицах, площадях и других общественно доступных местах могут создаваться контрольные пункты для задержания преступников, получения доказательств и выяснения иных обстоятельств преступления. На контрольном пункте разрешено проверять документы с целью установления личности проверяемого лица, а также досматривать имеющиеся у них вещи (предметы). Для проведения указанного мероприятия требуется соответствующее распоряжение суда. В неотложных случаях прокуратура и другие должностные лица, расследующие преступление, могут по своей инициативе создавать контрольные пункты без предварительного получения такого разрешения, но с последующим обязательным его получением.

Контрольные пункты организуются в территориальной и временной близости к месту и времени совершения преступления; на основных направлениях маршрутов передвижения преступников в их стремлении скрыться с места преступления; аэропортах, вокзалах и т.п. местах.

В контрольных пунктах подлежит установлению личности каждое пересекающее его лицо. Это относится как к лицам, подозреваемым в совершении преступления, так и всем иным гражданам, находящимся вне подозрения. Удостоверение лица/предмета происходит, как правило, на месте. В зависимости от повода, оснований и целей розыска полученные контрольными пунктами сведения в дальнейшем также могут подвергаться дальнейшему анализу в розыскных целях. Задержанные в контрольных пунктах люди и предметы, включая автомобили, могут осматриваться

Контрольные пункты формируются с учетом географических особенностей местности (реки, горы, леса), населенных пунктов, транспортной инфраструктуры (железнодорожные полотна, автомагистрали), нумеруются и обозначаются отличительными литерами. В крупных городах и густонаселенных районах вместо кольцеобразного деления возможно членение территории розыска по различным частям (районам) населенных пунктов.

Для обеспечения связи контрольные пункты должны снабжаться средствами связи (например, передвижными радиостанциями), позволяющими

перекрывать всю площадь кольца. Контрольные пункты имеют свои позывные.

Если кольцевой розыск по тревоге охватывает области около государственной границы, морского порта или аэропорта, то компетентные полицейские учреждения, обслуживающие такие объекты, также привлекаются к розыску. Если есть основания полагать, что преступники пересекли границу Германии, то информируются соседние иностранные полицейские органы.

После окончания розыскных мероприятий полученные результаты обобщаются и докладываются компетентному руководству, составленные на контрольных постах контрольные таблицы направляются заинтересованным подразделениям полиции для дальнейшего анализа и проверки.

Пограничный розыск по тревоге - это розыск вдоль границы ФРГ, а также в непосредственной близости от нее на глубину до 30 км, на побережье - до 50 км, а также на пограничных пунктах, включая аэропорты, морские порты и другие посадочные места с международным движением. Как правило, его основными субъектами являются федеральная полиция и водная полиция. В условиях объединения Европы и ликвидации пограничных контрольно-пропускных пунктов значение данного розыска значительно изменилось, поскольку граждане ЕС могут практически бесконтрольно пересекать границу Германии.

Земельный розыск по тревоге охватывает зону соответствующей федеральной земли. Он может быть ограничен отдельными регионами земли. При земельном розыске по тревоге контрольные пункты формируются по всей федеральной земле. Решение об объявлении земельного розыска тревоги принимает земельный орган уголовной полиции.

Федеральный розыск по тревоге охватывает всю территорию ФРГ. При федеральном розыске по тревоге федеральное управление уголовной полиции ФРГ просит все земельные органы уголовной полиции объявить земельный розыск по тревоге в своих землях одновременно. Указанный розыск включает в себя земельный розыск по тревоге и пограничный розыск по тревоге. Федеральный розыск по тревоги может ограничиваться пространственно отдельными территориями.

Целевой розыск - это целенаправленный, интенсивный, оперативный розыск отдельных, наиболее опасных преступников, арест или задержание которых особенно важны. Он проводится специальными структурными подразделениями полиции. У специальной розыскной группы может быть задание розыска лишь одного лица.

121

Проведение целевого розыска вменяется в обязанность федерального и земельных управлений уголовной полиции, которые для этого формируют специальные розыскные команды. Указанные команды занимаются целенаправленным сбором соответствующей информации в отношении разыскиваемого лица (лиц) для его задержания (ареста).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно выделяется так называемый «экстренный розыск» - целенаправленный, интенсивный розыск в отношении особо опасных преступников, входящих в так называемую «первую десятку» (Top Ten Liste) разыскиваемых преступников, которые в наибольшей степени угрожают общественной безопасности страны.

Все полицейские информируются в ФРГ о наиболее разыскиваемых лицах. Это происходит путем издания соответствующих ориентировок, содержащих описание разыскиваемых лиц, их анкетных данных, розыскные признаки, привычки и т.п. Ориентировки находятся постоянно у полицейских. Федеральное управление уголовной полиции периодически обновляет их.

Открытый розыск с участием населения - целенаправленный розыск, осуществляемый путем сообщения полицией различными способами населению страны о розыске преступников/ вещей, пропавших без вести лиц и т.п. При данном виде розыска полиция может обращаться ко всему населению округа (земли, федерации) или к определенной целевой группе населения, например, врачам, часовщикам, ювелирам и т.п.

Пресса, радио, телевидение, Интернет активно используются немецкой полицией для обращения к населению в целях привлечения его к розыску лиц и предметов. Чаще всего этот розыск применяется в случаях, когда другие виды розыска оказались безуспешными или не привели своевременно к положительным результатам.

При этом виде розыске особенно тщательно соблюдаются требования принципа пропорциональности. С одной стороны, информируя население о розыске, полиция призывает граждан, чтобы они сообщили ей известные сведения об обстоятельствах дела, с другой стороны, необходимо учитывать законные интересы находящихся в розыске лиц. Кроме этого, существует опасность, что преступник также получит информацию о своем розыске и примет меры, затрудняющие розыск.

Производится учет таких факторов, как степень предупредительного воздействия на общество, опасность совершения последующих преступлений в случае непринятия исчерпывающих розыскных мер, в том числе с участием населения; риск нежелательной огласки преступников о проводи-

мых в отношении них розыскных мероприятий; опасность подражания разыскиваемым преступникам; риск оказания вреда репутации разыскиваемого лица или дальнейшей возможности его ресоциализации и т.п. Решение о розыске с участием общественности в целях уголовного преследования принимается полицией совместно с прокуратурой.

Чтобы стимулировать граждан к розыску людей или предметов, полиция может сообщать о назначении вознаграждения за предоставление указанных сведений.

В полицейской практике Германии выделяется дорожно-транспортный розыск, организуемый для срочного перехвата преступников, скрывшихся с места преступления, при наличии оснований полагать, что преступники используют для бегства определенные транспортные средства или пытаются скрыться, используя различные пути сообщения - автобаны, трассы, поезда, водные пути и т.п.

Упреждающий розыск - общий розыск, проводимый независимо от наличия конкретных подозрений и сведений о совершении конкретного преступления в целях предупреждения и выявления преступной деятельности. С помощью этого вида розыска добываются сведения о потенциальных преступниках, жертвах или объектах преступного посягательства, возможно используемых в преступных целях транспортных средствах, предотвращается въезд и пребывание в стране нежелательных иностранцев и т.п. Чаще всего такой розыск проводится в криминогенных местах, на автостраде, на вокзалах и т.п. Иногда этот вид розыска называют «розыском вуали», призванным компенсировать ликвидацию сплошных пограничных проверок в результате введения в действие Шенгенского соглашения и расширения границ ЕС.

Особо следует отметить розыск посредством машинной обработки данных. В данном случае речь идет о способах целенаправленной машинной обработки массивов данных в целях поиска сведений в отношении представляющих интерес лицах и предметах, к числу которых относятся «растровый розыск», «буксирный розыск», «простая» обработка сведений. Указанные методы розыска объединяет то, что отобранные полицией поисковые признаки личности разыскиваемого преступника или иные значимые для розыска обстоятельства, которые имеют значение индикаторов причастности к преступлению, сравниваются с другими данными, содержащимися в различных информационных массивах. Целью такой работы является сужение круга людей, обладающих набором тех же поисковых признаков, что

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

2009 • № 1

и разыскиваемые преступники. Выбранные люди подвергаются затем дальнейшей проверке, в том числе и негласной, в ходе которой непричастные к совершению преступления лица исключаются из проверки, тем самым сокращая круг лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Таким образом, выбор вида розыска, объем, интенсивность и формы розыска зависят от различных обстоятельств, в частности, от тяжести совершенного преступления; общественной зна-

чимости деяния и степени нарушения интересов населения; имеющейся у правоохранительных органов информации о преступлении и преступнике; характере и степени опасности находящегося в розыске лица/предмета; времени, прошедшего с момента совершения преступления, бегства преступника и момента, когда о преступлении стало известно правоохранительным органам и т.п.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.