Научная статья на тему 'Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций'

Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1044
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций»

Завершая обзор проблем, хотелось бы отметить, что повышение эффективности реализации норм международного права в национальной правовой системе является одним из главных условий построения правовой государственности в России, так как демократическое правовое государство можно построить, только опираясь на прогрессивные нормы международного права, и в первую очередь — на обладающие повышенной социальной ценностью общепризнанные нормы о правах человека.

Очкасова И.В.,

аспирантка Самарского государственного университета

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН (Организация Объединенных Наций), уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены как главные, так и вспомогательные органы ООН.

Так, в рамках ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) сосредоточены основные правоохранительные структуры. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г., предшественником которой был Комитет по предупреждению преступности и борьбы с ней. Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации норм международного уголовного права.

Генеральная Ассамблея ООН принимает долгосрочные планы и программы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Данные программы рассчитаны на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности.

В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Специализированные учреждения ООН участвуют в борьбе с преступностью в рамках своих уставных задач. С 1952 г. в ООН издается «Международный обзор политики в области уголовного права», в котором публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах.

Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности такие, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и Европейское полицейское ведомство (Европол).

В начале XX века основным пунктом повестки дня для полицейских служб стоял вопрос об объединении разных государств в борьбе с преступностью в международном масштабе. Технические возможности (телефон, телеграф), а также стремление самих полицейских ведомств к объединению своих усилий в розыске преступников закономерно привели к созданию специальной организации.

14—18 апреля 1914 г. в Монако прошел I Международный конгресс уголовной полиции, который принято считать предпосылкой для создания международной организации уголовной полиции. Основными вопросами на повестке дня Конгресса были: организация международного учета криминалистической информации и унификация процедуры экстрадиции.

7 сентября 1923 г. создана постоянно действующая организация — Международная комиссия уголовной полиции (впоследствии получившая название Интерпол). При Комиссии в 1924 г. создан отдел информации о международных преступниках и международная служба их розыска.

Следующей вехой в развитии института экстрадиции в рамках данной международной организации можно выделить проходивший в 1926 г. в Берлине конгресс, на котором обсуждали вопросы выдачи преступников. В 1930 г. разработаны принципы, на основании которых могла осуществляться экстрадиция.

В 1946 г. на очередном послевоенном конгрессе в Брюсселе были приняты Временные положения о целях, задачах и принципах деятельности организации, деятельность которой нужно было возобновлять с нуля, так как картотеки были уничтожены фашистами. На брюссельском конгрессе было принято решение, что Комиссия не будет участвовать в делах военно-

го характера, то есть не будет заниматься поиском военных преступников, разыскиваемых на основании международных военных трибуналов. Существование такого указания, к сожалению, дало возможность скрыться определенной части военных преступников. Данное решение имеет силу и в наши дни.

В 1956 г. на XXV сессии Международной комиссии уголовной полиции в Вене принят новый Устав, и с этого момента Комиссия уже официально называется «Международная организация уголовной полиции — Интерпол».

В рамках данной организации сотрудничество осуществляется только по делам об общеуголовных преступлениях. С самого начала его деятельности усилия Интерпола были сосредоточены на борьбе с уголовными преступлениями международного характера. Подход в Интерполе к определению видов преступлений отличается от того, который сложился в теории международного уголовного права, где выделение таких преступлений обусловлено договорным (конвенционным) закреплением. В рамках Интерпола это понятие формируется в первую очередь под воздействием практики сотрудничества полицейских органов в борьбе с преступностью.

Что же касается вопросов экстрадиции, то в структуре самой организации вопросами предэкстрадиционных процедур занимается юридический отдел (третий отдел) Интерпола, в розыскной деятельности которого множество направлений, но самое ведущее — это розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции). Здесь следует иметь в виду, что в такой деятельности полиции отводится основная роль. Она обеспечивает присутствие субъекта выдачи. Сами же вопросы выдачи решаются по дипломатическим каналам с участием компетентных органов (как правило, суда и прокуратуры) на основании двусторонних договоров, национального законодательства и принципа взаимности. Следует в этой связи отметить, что Интерпол всегда указывал на необходимость заключения двусторонних или многосторонних договоров о правовой помощи, принятии законов о выдаче, в которых бы предусматривалась процедура экстрадиции. Стараясь помочь в заключении подобного рода договоров, Генеральная Ассамблея Международной организации уголовной полиции одобрила в 1999 г. Модельное соглашение о взаимодействии полицейских органов.

Интерпол призывает также к подписанию многосторонних международных договоров о выдаче, и с такими просьбами неоднократно обращался в ООН. Но, к сожалению, государства идут по другому пути, заключая между собой либо двусторонние договоры, либо региональные соглашения (например, Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г., Панамериканская конвенция по экстрадиции 1981 г., Конвенция по экс-

традиции Экономического сообщества Западно-Африканских государств 1994 г. и др.).

Одним из основных видов деятельности Интерпола является международный розыск, который проводится за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух или более стран.

Начинается международный розыск преступника с того, что полицейский орган обращается в НЦБ Интерпола в своей стране с просьбой (запросом) начать международный розыск преступника, бежавшего за границу, страна пребывания которого неизвестна. До обращения в НЦБ сотрудники должны владеть следующей информацией: факт совершения преступления; личность преступника; факт нахождения преступника за пределами запрашиваемого государства1. Сотрудник полицейского органа также должен иметь на руках ордер (постановление или иной национальный эквивалент) на арест (заключение под стражу) лица либо приговор суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы.

В просьбе (запросе) содержатся описание преступника (биографические данные, специальные приметы и т.п.), ссылка на документ, на основании которого производится розыск лица, а также заверение в том, что при обнаружении лица тут же будет направлено требование о его экстрадиции (выдаче). Затем НЦБ Интерпола проводит первичную юридическую экспертизу просьбы (запроса) на предмет ее соответствия ст. 3 Устава Интерпола (так, ст. 3 Устава закрепляет правило: «Организации строго запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера»)2, а также, если имеются основания полагать, что лицо находится в определенном (предполагаемом) государстве, — влечет ли уголовную ответственность на его территории совершенное деяние. Затем направляется формализованный запрос на «красное» извещение (циркуляр) «Разыскиваемый международный преступник» (арест с целью экстрадиции) в Генеральный секретариат Интерпола. При получении запроса его проверяют в Службе международных извещений Генерального секретариата. Если нужна дополнительная информация, она незамедлительно запрашивается. Затем составляется специальное извещение. Здесь можно выделить два их вида — «красное» и «синие». Первое из них применяется при розыске лица в странах, где на основании ордера, выданного полицией другого государства, возможен арест преступника (как правило, наличествует международное соглашение), а второе — для стран, где такая возможность отсутствует. В последнем случае лицо ра-

1 Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2001. С. 79.

2 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) принят в Вене на 25-й сессии ГА Международной комиссии уголовной полиции в 1956 г.

зыскивается с целью установления его местонахождения и наблюдения за ним1.

Оба извещения содержат фотографию лица, отпечатки пальцев, мотивацию розыска, личные данные и просьбу при обнаружении задержать («красный» циркуляр) либо взять под наблюдение («синий» циркуляр). «Красный» циркуляр содержит также заверение о том, что при задержании немедленно будут отправлены необходимые для экстрадиции документы.

Получив «красное» извещение, каждое НЦБ проверяет соответствие содержащихся в нем сведений национальному законодательству. Затем лицо объявляется в розыск в соответствии с внутригосударственным законодательством, сведения о нем рассылаются в пункты пересечения границы. В последующем активная деятельность отводится полицейским (милицейским) органам, которые предпринимают определенные действия для розыска лица. Кроме того, Федеральная служба уголовной полиции ведет особую книгу розыска, в одном из разделов которой (F-210) регистрируются лица, разыскиваемые Интерполом.

В большинстве стран мира «красный» циркуляр Интерпола признается запросом о предварительном аресте. Так, в 1997 г. Генеральный секретариат Интерпола запросил министерства юстиции стран-членов о том, признается ли в их странах «красное» извещение в качестве основания для предварительного ареста. Результат был следующим: из 92 ответивших государств 65 дали утвердительный ответ (из них 36 указали на необходимость наличия соглашения со страной — инициатором розыска), а 25 дали отрицательный ответ (Канада, Российская Федерация, США и др.)2.

В мае 1996 г. во Франции проходила I Конференция Интерпола по вопросам международного розыска. На ней отмечалось, что наиболее эффективным с точки зрения достижения конечного результата розыска, то есть ареста и экстрадиции, является издание международных уведомлений о розыске с целью ареста и экстрадиции (RED NOTTCE), которые издаются Генеральным секретариатом Интерпола на основании формализованного запроса национального бюро, рассылаются государствам — участникам Интерпола и действуют в течение пяти лет3.

Розыск преступников с целью их ареста и последующей экстрадицией, как мы отмечали выше, является наиболее приоритетным направлением Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью проблема

1 Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 66-67.

2 ICPO-Interpol General Secretariat. Interpol Red Notices // International Criminal Police Review. 1998. № 468. P. 12.

3 Международный розыск // Инф. сб. НЦБ Интерпола. 1997. № 20. С. 24.

выдачи преследуемого лица едва ли не самая сложная, так как она непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение всех вопросов, касающихся выдачи преступников, относится к внутренней компетенции государства. Государство само определяет юридические основания выдачи (наличие соответствующих договоров, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым такие вопросы разрешаются (дипломатические или юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное решение о выдаче (суд, прокуратура), а также выдвигает условия, делающие возможной или невозможной выдачу. Надо четко определить, что, несмотря на то что розыск проводится Интерполом в целях последующей выдачи лица, тем не менее Интерпол выдачу не осуществляет. Этот вопрос решается уполномоченными органами государств и, как правило, решение этого вопроса проходит по дипломатическим каналам через министерства иностранных дел. В международной экстрадиционной практике в последнее время наблюдается стремление упростить, а значит, и ускорить саму процедуру выдачи, особенно подготовительную стадию — задержание и арест скрывающегося преступника на территории государства пребывания. При участии Интерпола была разработана и проведена в жизнь идея временных (прелиминарных) арестов, то есть содержание под стражей разысканного преступника на тот период, пока по дипломатическим каналам не будут завершены переговоры и оформлена процедура его экстрадиции. Национальные учреждения стран-участников имеют постоянную связь с Генеральным секретариатом Интерпола по поводу розыска преступников, составляя, таким образом, единый слаженный механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран — членов Интерпола. В настоящее время членами данной организации являются 184 государства, по численности стран-участниц Интерпол уступает лишь Организации Объединенных Наций.

В 1992 г. на встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС (ныне — Европейского союза) была создана региональная полицейская организация, получившая название «ЕВРОПОЛ». С 1994 г. штаб-квартира данной организации находится в г. Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах и др.

Европейский союз также поставил перед собой цель сделать экстради-ционную процедуру более гибкой и широкой по своему охвату. Договорные нормы в рамках ЕС постоянно расширяются, так к фундаментальному меж-

дународно-правовому акту Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г. были добавлены раздел III, гл. 4 «Экстрадиция» в Шенгенском соглашении 1990 г.; ст. 31 раздела VI Договора о ЕС 1992 г. (Маастрихтский договор); Конвенция об упрощенной процедуре экстрадиции от 10 марта 1995 г. и Конвенция об экстрадиции от 27 сентября 1996 г. На основании выше изложенных документов была принята Программа мер по разработке единого Европейского ордера на арест (European arrest warrant) в 2001 г.

13 июня 2001 г. принимается Рамочное решение Европейского совета «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между госу-дарствами-членами»1.

Многие государства ЕС ратовали за введение этого ордера с 2004 г., а Италия настаивала на его введении с 2007 г. Европейский ордер дает возможность упростить процедуру экстрадиции, а одним из существенных нововведений данного ордера является отсутствие требования о соблюдении принципа «двойного вменения», т.е. деяние должно быть признано преступлением как в государстве его совершения, так и в государстве суда или в государстве, на территории которого скрывается разыскиваемое лицо.

В 2005 г. единый ордер на арест был введен в странах ЕС, благодаря чему ежегодно в странах ЕС осуществляется примерно около двух тысяч арестов.

В апреле 2007 г. Европейский Верховный суд подтвердил законность данного ордера, что было одобрено Европейской комиссией стран ЕС. В решении суда было еще раз подчеркнуто, что доказывать принцип «двойного вменения или криминальности» излишне, так как лица подвергаются аресту по 32 пунктам за тяжкие преступления, которые признаются таковыми во всех государствах ЕС.

Европейский ордер на арест не сопряжен с полным демонтажем европейского механизма экстрадиции. Конвенция 1957 г., как и прежде, будет регулировать отношения по выдаче государств ЕС с другими государствами, не входящими в данный Союз. Упрощенная процедура выдачи лиц подлежит применению только между государствами, входящими в интеграционное европейское объединение, то есть в Европейский союз.

Из вышеизложенного следует, что международное сотрудничество в борьбе с преступностью выражается в скоординированных действиях государств в рамках международных организаций и в единообразии проводимой ими политики.

1 Сафаров Н.А. Европейский ордер на арест: трансформация процесса экстрадиции// Московский журнал международного права. 2003. № 4. С. 194—215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.