Научная статья на тему 'Полицейский надзор в сфере общественной нравственности'

Полицейский надзор в сфере общественной нравственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейский надзор в сфере общественной нравственности»

Таблица

Символические представления животных как средство выявления стереотипа милиции

Качество МВД Ранг

Агрессивность 101 2,0

Опасность 11 9,0

Слабость 16 7,5

Сила 17 6,0

Неповоротливость 5 16,0

Охрана 172 1,0

Наглость 44 4,0

Хитрость 10 10,0

Отвращение 89 3,0

Леность 9 11,0

Непорядочность 34 5,0

Независимость 6 14,5

Грубость 7 13,0

Благородство 8 12,0

Трудолюбие 6 14,5

Ограниченность 16 7,5

Незначительность 5 16,0

Как видно из таблицы, более 30% граждан ассоциируют милицию с охранными и розыгскными функциями. Так, при конкретизации породы респондентами были названы «овчарка», «дог», «ищейка»; 18% их воспринимают данное силовое ведомство как агрессивное. На наш взгляд, одним из основных факторов, оказывающих влияние на такое восприятие милиции, является и то, что современное законодательство не всегда отвечает потребностям общественного развития в полной мере, а отражает новации, возникающие в структуре общественный отношений. Поскольку органы внутренних дел должны стоять на страже закона, каким бы он ни был, они нередко становятся «буфером» между гражданами, их правами, свободами и старыми правовыми нормами, не всегда соответствующими всем сторонам общественной жизни.

У 16% респондентов милиция вызывает такое чувство, как отвращение, 8% их воспринимают сотрудников ОВД как наглыгх, а 7% - как непорядочный людей. Необходимо отметить, что это может быть вызвано объективными факторами, вызванными негативным опытом общения с правоохранительными органами, но и обусловлено субъективными факторами. Так, по мнению Е. В. Бурцевой, «население относится к милиции как к некоему обобщенному образу власти, причем в большинстве случаев это карательный образ, то есть сотрудник ОВД находится в психологическом конфликте с населением, что, в свою очередь, вызывает срабатывание механизмов психологической защиты» (9, 5).

Таким образом, стереотип милиции в социуме связан как с правоохранительными функциями социальной организации (охрана, розыск), так и вызывает ассоциации, в большей степени, на наш взгляд, связанные с личностным фактором - агрессивность, отвращение, наглость, непорядочность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Т. А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе // Социс. - 2006. - № 1.

2. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. - М., 1999. - Т. 2.

3. Дилигенский Г. Российские архетипы и современность // Вестник РОПЦ. - 1996. - № 2.

4. Дьякова В. В. Стереотип восприятия государственной службы в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толковословообразовательный. - М., 2000.

6. Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии. - СПб., 2000.

7. Кузьмен О. В. Социология общественного мнения. - Новосибирск, 1996.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1984.

9. Профессиональная адаптация и деформация сотрудников органов внутренних дел: Приемы самоуправления деятельностью / сост. Е. В. Бурцева. - Хабаровск, 2002.

10. Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2003.

11. Человек и его символы / под ред. С. Н. Сиренко. - М., 1998.

12. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

13. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное / пер. с англ. -СПб., 1997.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Канд. юрид. наук, профессор О. И. Бекетов,

начальник кафедры, канд. юрид. наук О. А. Дизер, преподаватель

Омская академия МВД России

В конце 80-х гг. прошлого века по различным (прежде всего - политическим) причинам в обществе обострилась проблема оборота эротической (порнографической) продукции (20), остающаяся актуальной до сих пор (1; 5; 9; 10; 18; 19). Число соответствующих действий, которые еще вчера рассматривались как общественно опасные посягательства на общественную нравственность, стало резко прогрессировать при пассивном отношении к этому институтов государственной власти. В основе позиции последних лежало не вызывающее, на первый взгляд, возражений утверждение о том, что переход общества от тоталитарного к демократическому делает необходимым отмену какого-либо правового запрета на деяния, затрагивающие сферу публичной морали, как в той или иной мере нарушающего права и свободы личности.

Вместе с тем изучение общественного мнения не позволяло говорить о том, что точка зрения об абсолютной свободе нравов находит поддержку в обществе. Все чаще органам государственной власти приходилось сталкиваться с требованиями граждан о защите общественной нравственности при помощи закона. Настало время дать ответ на вопрос о том, когда и в какой мере закон «имеет право» вторгаться в духовную сферу жизни общества. Представлялось, что решению поставленной задачи будет способствовать определение возможности и пределов законодательного регламентирования в сложившихся условиях общественного развития деяний против нравственности в их «классическом» понимании - проституции и ей сопутствующих правонарушений.

Недостаточно эффективное применение уголовно-правовых норм, охраняющих общественную нравственность, в конце 80-х гг. привело к созданию первых в СССР специализированных подразделений милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности. Приказом МВД СССР в 1987 г. было предусмотрено образование в столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах, крупных туристических и портовых городах с пребыванием большого числа иностранных граждан специализированных подразделений в составе

аппаратов уголовного розыска для предупреждения и пресечения проституции и других правонарушений, «связанных с пребыванием иностранных граждан». Во исполнение этого приказа в стране было создано 58 таких подразделений. Однако, несмотря на столь решительные меры, ситуация, судя по показателям работы, в лучшую сторону не изменилась. В 1988 г. в целом по стране было выявлено 34 факта содержания притонов и сводничества, а в 1989 г. - лишь 15. В 1988 г. в целом по стране было выявлено 3 случая вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией, а в 1989 г. таких случаев не было выявлено. Это было одной из причин издания в июле 1989 г. приказа МВД СССР, в соответствии с которым работа данных подразделений в структуре уголовного розыска была свернута (8).

Критически оценивая содержание существующего законодательства, нельзя было закрывать глаза на тот факт, что определенные виды деятельности объективно несут в себе значительную общественную опасность, грубо попирая нравственность и разлагающе воздействуя на значительную часть активного сегмента общества.

К таковым, в частности, относятся:

- организация занятия проституцией, ее эксплуатация;

- вовлечение в занятие проституцией;

- коммерческое распространение порнографии, своеобразный «бизнес на пороках»;

- распространение порнографических предметов вопреки или без испрашивания воли лица, в отношении которого эти действия осуществляются;

- детская порнография.

Возникла общественная потребность «деликтолизовать» действия, вторгающиеся в сферу общественной морали. Основная проблема нормотворчества в данной области заключается в том, чтобы, сохраняя возможность для свободного поведения граждан, эффективно защитить вероятные жертвы указанных действий.

Мировой опыт свидетельствует, что, при всем совершенстве правовых норм о правонарушениях против нравственности, эффективность государственного регулирования в этой сфере в немалой степени зависит от наличия специальных полицейских служб, обязанностью которых являются надзор, а также раскрытие и расследование этой категории правонарушений. Поэтому конструированию отечественной нормативной базы о правонарушениях против нравственности, отвечающей изложенным требованиям, должно сопутствовать создание специальной милицейской службы, исключительной обязанностью которой являлся бы контроль за соблюдением данного законодательства.

На уровне субъектов Российской Федерации в рассматриваемый период в отдельных регионах стала складываться организационно-правовая система полицейского надзора в области общественной нравственности. Главным образом ее образовывали следующие элементы, оформившиеся и устоявшиеся в качестве таковых в настоящее время: законодательство Российской Федерации (включая региональное), регламентирующее оборот продукции, оказание услуг и проведение зрелищных мероприятий сексуального характера; специализированное подразделение милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности; экспертная комиссия по оценке характера распространяемой и демонстрируемой продукции; административно-юрисдикционный орган (т. е. орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания).

Характеризуя первый элемент полицейского надзора, следует отметить, что нормы, охраняющие общественную нравственность, в настоящее время содержатся как в федеральном законодательстве, так и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Ключевым нормативным правовым актом здесь является Кодекс Российской Федерации об административных пра-

вонарушениях (далее - КоАП РФ). В главе 6, предусматривающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (заметим, что последний термин впервые использован в административно-деликтном законодательстве), содержатся нормы, очерчивающие круг административных правонарушений в сфере общественной нравственности. Они, на наш взгляд, могут быть разделены на две группы:

1) административные правонарушения, непосредственно связанные с проституцией: занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ);

2) административные правонарушения, сопутствующие проституции, - сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ).

Необходимо обратить внимание на постоянно поднимаемый вопрос о введении уголовной ответственности за занятие проституцией. Целесообразность этого обосновывается недостаточной эффективностью применения норм КоАП, а также тем, что проституция в последнее время приобретает все более и более профессиональный характер и организованные формы (7). Кроме того, исследователями приводятся данные опросов о том, что каждая третья проститутка, по ее личному признанию, впредь отказалась бы от этого занятия, если бы над ней довлела угроза уголовной ответственности (6).

Предложения об установлении уголовной ответственности за ведение такого образа жизни оговариваются установлением определеннык условий: после принятия к виновным мер административного наказания; при занятии таким промыслом систематически, несмотря на неоднократные предупреждения органов внутренних дел, и т. п. Предлагается также ввести административную ответственность «клиентов» проституток.

Считаем, что уголовно-правовыми репрессиями проблему искоренения проституции и правонарушений, ей сопутствующих, не решить. Отечественный опыт показышает, что для улучшения ситуации в сфере общественной нравственности необходим комплекс мероприятий (экономических, социальным, правовык и т. п.) на федеральном уровне. Включение уголовно-исполнительной системы в борьбу с правонарушениями в сфере общественной нравственности может повлечь за собой лишь видоизменение и усугубление форм существования указанных социальных аномалий.

Уголовно-правовые нормы об охране общественной нравственности содержатся в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Уголовным законодательством установлены запреты на следующие деяния, посягающие на общественную нравственность:

1) вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ);

2) организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ);

3) незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ);

4) изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 2421 УК РФ).

Одним из признаков жизнеспособности правовых норм является их применение. Между тем в период с 2000 по 2005 гг. по ст. 240 УК РФ в Омской области бышо возбуждено лишь три уголовный дела. Отчасти это связано с тем, что уголовно наказуемым признается вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана, т. е. путем принуждения. Правоприменительная практика не считает уголовно наказуемыми действия, направленные на склонение или побуждение к занятию проституцией (таковыми могут являться целенаправленные бе-

седы о широких материальных возможностях, больших доходах, возможности устройства на «работу», покупки квартиры и т. д.). Определенная детализация указанной нормы способствовала бы оживлению правоприменения, усилению охраны прав граждан.

На сегодняшний день остро стоит вопрос об усилении уголовной ответственности за изготовление порнографической продукции с использованием детей, а также об установлении такой ответственности за создание и распространение порнографических сайтов в Интернете. По некоторым данным, в компьютерных сетях переходит от потребителя к потребителю 11 млн. порнографических фотографий. Ежегодный оборот такого рода занятия, включая обслуживание через Интернет, составляет сумму в 5 млн. евро (11).

На федеральном уровне оборот эротической продукции ограничен Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (4; 16), ст. 37 которого определяет, что распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. В указанной статье также содержится норма, в которой говорится, что розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках, в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

Данная норма, регламентирующая оборот продукции сексуального характера, на наш взгляд, не решает в полной мере задач ограждения граждан от столкновения с «агрессивным» коммерческим оборотом продукции эротического характера в повседневной жизни и защиты несовершеннолетних от несвоевременного знакомства с подобного рода материалами.

Учитывая сказанное, авторским коллективом Омской академии (в то время - Омской высшей школы милиции) МВД России был разработан, а в феврале 1995 г. принят Закон Омской области «О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции на территории Омской области» (3), явившийся принципиально новым нормативным правовым актом не только для Омской области, но и для Российской Федерации в целом. Данный нормативный правовой акт явился, по сути, ориентиром для остальных регионов в вопросах регулирования общественных отношений в сфере оборота продукции сексуального характера. В настоящее время нормы, направленные на охрану общественной нравственности, приняты и действуют на территории тридцати субъектов Российской Федерации.

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации показывает, что региональное законодательство в области общественной нравственности регламентирует в основном оборот продукции и проведение зрелищных мероприятий сексуального характера.

Непременными условиями эффективности применения регионального законодательства об обороте продукции, оказании услуг и проведении зрелищных мероприятий сексуального характера являются организация и деятельность экспертных структур, осуществляющих оценку распространяемой продукции.

Данные структуры в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, хотя и носят несколько различающиеся наименования (в Санкт-Петербурге образована и действует комиссия по экспертной оценке продукции эротического характера, в Брянске - общественные комиссии по оценке эротического характера распространяемой и рекламируемой продукции, в Бурятии -общественные экспертные комиссии органов местного самоуправления в сфере охраны общественной нравственности, в Воронеже, Омске и Тюмени - экспертные комиссии по оценке эротического характера распространяемой и демонстрируе-

мой продукции, в Саратове - экспертный совет по этике и нравственности, в Челябинске - межведомственная комиссия по вопросам эротическо-социальной культуры и охраны общественной нравственности, в Республике Саха (Якутия) -экспертная комиссия по оценке определения порнографической, эротической продукции и продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости), однако в своей деятельности они преследуют единообразные цели: классификацию предметов на эротические и неэротические; разработку критериев порнографичности предметов, содержащих сексуальную информацию, и конкретных методик проведения соответствующих исследований; анализ процессов, протекающих в сфере общественной нравственности, и разработку рекомендаций для региональных и местных органов власти по их правовому регулированию; подготовку проектов нормативных актов, затрагивающих сферу оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий.

Экспертные комиссии по оценке характера распространяемой и демонстрируемой продукции образуются, как правило, при комитетах по культуре и искусству администрации субъекта РФ (13), комитетах по печати и средствам массовой информации (15), администрациях органов местного самоуправления (12) и др. Они состоят из специалистов в области юриспруденции, искусствоведения и сексопатологов, которые определяют, является ли конкретная продукция порнографической, эротической или научным (публицистическим) материалом. Выводы экспертной комиссии оформляются в письменном виде, в форме заключений экспертов.

Главными контролирующими органами являются специализированные подразделения милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности. На сегодняшний день подобные подразделения, по имеющейся у авторов настоящей статьи информации, созданы и действуют на территории свыше десяти субъектов Российской Федерации.

Одним из первых в Российской Федерации было создано подразделение по профилактике и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности в УВД Омской области (14). Следует отметить, что данное специализированное подразделение является не только одним из «старейших», но и опыт его работы вполне обоснованно считается передовым. Итоги работы данного подразделения весьма показательны. По результатам его работы в 2005 г. было возбуждено и расследовано 63 уголовных дела по ст. 241 УК РФ (организация или содержание притонов для занятий проституцией); возбуждено и расследовано 51 уголовное дело по ст. 242 УК РФ (незаконное распространение порнографических материалов или предметов); выявлено 342 факта занятия проституцией; 29 фактов получения дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лиц проституцией; обеспечено обследование в кожно-венерологическом диспансере закрытого типа 138 лиц, привлеченных к административной ответственности за занятие проституцией.

Отметим также, что если в 1994 г. в местных газетах публиковалось свыше 100 телефонов диспетчеров своднических агентств, то к концу 2005 г. их число сократилось до 3-5.

Важным, по нашему мнению, является вопрос организационной «принадлежности» подразделений милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности. В юридической литературе и на практике нет единства во взглядах на данную проблему. В различных регионах принадлежность специализированных подразделений милиции определяется по-разному (в Новосибирске такое подразделение создано в структуре криминальной милиции, в Санкт-Петербурге - в структуре службы милиции общественной безопасности и т. д.). В ходе поиска оптимальной модели и путей повышения эффективности деятельности подразделений милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности их организационное построение меняется. Так,

в Омске специализированное подразделение по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности было создано в 1994 г. в структуре службы милиции общественной безопасности, однако спустя девять лет было передано приказом начальника УВД Омской области в службу криминальной милиции.

Несмотря на неоднозначность вопроса, думается, что специализированные подразделения по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности должны создаваться в структуре криминальной милиции. Это связано с тем, что в настоящее время правонарушения в сфере общественной нравственности носят все более организованный характер, о чем свидетельствует правоприменительная практика. В настоящее время криминальным миром делаются попытки поставить данный вид преступного бизнеса под централизованный контроль. С этой целью в ряде городов все своднические агентства пытаются подчинить одной наиболее крупной преступной группировке. При этом криминальный передел сопровождается совершением таких тяжких преступлений в отношении работников своднических агентств, отказывающихся подчиниться криминальному «центру», как вымогательства, убийства, причинение вреда здоровью, разбойные нападения, в связи с чем можно говорить, что данный вид криминального бизнеса приобретает масштабы преступных сообществ. Другими фактами, свидетельствующими в пользу создания «полиции нравов» в структуре криминальной милиции, является то, что с проститутками часто расплачиваются крадеными вещами, иногда - оружием, боеприпасами; сами проститутки являются либо жертвами преступлений (2), либо членами преступных группировок, выполняя функции наводчиц; конкуренция преступных группировок, занимающихся эксплуатацией проституции, сопровождается совершением тяжких преступлений. Все это в полной мере свидетельствует о необходимости создания подразделений «полиции нравов» в структуре криминальной милиции, поскольку только криминальная милиция может эффективно осуществлять противодействие подобного рода тяжким преступлениям.

В соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях, посягающих на общественную нравственность, рассматриваются мировыми судьями. В качестве административных наказаний предусматриваются административный штраф и административный арест. Анализ изученных нами 353 дел об административных правонарушениях, связанных с оказанием услуг сексуального характера, показывает, что наиболее распространенным административным наказанием является административный штраф. Указанный вид наказания применялся в 298 случаях (84%).

Одним из путей повышения эффективности борьбы с рассматриваемым видом правонарушений является закрепление в КоАП РФ в качестве средства, обеспечивающего эффективность полицейского надзора в сфере общественной нравственности, такого административного наказания, как конфискация орудия совершения административного правонарушения. Указанная мера административного наказания широко используется в зарубежных странах, при этом наиболее часто конфискуемым орудием совершения правонарушений в сфере общественной нравственности являются транспортные средства. Отмечается, что конфискация является наиболее эффективной мерой наказания в борьбе с подобными правонарушениями. В деятельности зарубежной «полиции нравов» такой конфискации предшествует арест транспортных средств (что позволяет делать, кстати, и ст. 27.14 КоАП РФ). Так, например, в США налагается арест на автомобили клиентов проституток как собственность, используемую при заключении сделок об оказании услуг сексуального характера с проститутками. Если владелец не предъявляет

права на свой автомобиль, последний продается с полицейского аукциона. Если же хозяин все же является за машиной, то проводится судебное разбирательство, в результате которого хозяин обязан уплатить судебные издержки на сумму около 1,1 тыс. долларов, после чего следует неизбежная огласка всей неприглядной истории. Нужно ли говорить, что в большинстве случаев хозяева, сохраняя репутацию, предпочитают пожертвовать своим автомобилем, и лишь единицы при этом требуют возврата собственности (17).

Проведенный анализ характеризует модель полицейского надзора как организационно-правовой системы, сложившейся в отдельных субъектах Российской Федерации. Надеемся, что в рассматриваемой области пробуется один из наиболее предпочтительных путей формирования федеральной модели организационно-правовой системы полицейского надзора, когда вначале успешно проходят необходимую «обкатку» ее региональные аналоги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсюхин Е. Гей-славяне по интимным местам России // Рос. газета. - 2002. - 27 дек.

2. Архив Новосибирского областного суда за 2005 год. -Уголовное дело № 2-29.

3. Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 1995. - № 3. - Ст. 58; 1996. - № 3. - Ст. 255; 1999. -№ 2. - Ст. 894; 2000. - № 4. - Ст. 1240.

4. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -№ 7. - Ст. 300.

5. Дульман П. Порноденьги для боевиков // Рос. газета. -2002. - 5 дек.

6. Дьяченко А. П. Вопросы, которые ждут решения // Проституция и преступность. - М., 1991. - С. 169.

7. «Жриц любви» посчитали // Рос. газета. - 2003. - 18 июня.

8. Красуля С. Н. От жриц любви до обитательниц борделей // Проституция и преступность. - М., 1991. - С. 14.

9. Милиционеры накрыли порностудию // Комсомольская правда (Московский выпуск). - 2001. - 22 янв.

10. Новоселова Е. Как царь Петр по порносайтам гулял // Рос. газета. - 2002. - 14 нояб.

11. По следу сексуальных маньяков // Контакт. - 2003. - № 16 (212). 26 Julai - 8 August.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Постановление Администрации Оренбургской области от 14 марта 2002 г № 36-п «Об экспертной комиссии при Администрации области по оценке продукции эротического характера, распространяемой и демонстрируемой в области» // Оренбуржье. - 2002. - 2 апр.

13. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 7 августа 1995 г № 386-п «О создании экспертной комиссии при главном управлении культуры и искусства Администрации области по оценке эротического характера распространяемой и демонстрируемой продукции».

14. Приказ начальника УВД Омской области от 19 мая 1994 г. № 263 «О создании отделения по профилактике и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности».

15. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 3 октября 2000 г № 1060-р «Об усилении контроля за оборотом продукции эротического характера».

16. Собрание законодательства Российской Федерации. -

1995. - № 3. - Ст. 169; № 24. - Ст. 2254; № 30. - Ст. 2870;

1996. - № 1. - Ст. 4.

17. Шлык С. В. Криминологическая характеристика и профилактика организованного посредничества в занятии проституцией: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - С. 159.

18. Шмелева Е. Белые ночи в стиле порно // Рос. газета. -2002. - 29 нояб.

19. Шмелева Е. Чиновники смотрят порно за закрытыми дверями // Рос. газета. - 2002. - 27 дек.

20. Щербаков А. Ой, цветет «клубничка». // Рос. газета. -1995. - 21 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.