Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации и раскрытия преступлений, связанных с оказанием услуг интимного характера'

Некоторые вопросы организации и раскрытия преступлений, связанных с оказанием услуг интимного характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННЫЙ / ORGANIZED / ОКАЗАНИЕ / PROVISION / ИНТИМНЫЕ УСЛУГИ / INTIMATE SERVICES / ФОРМЫ / FORMS / СПОСОБЫ / METHODS / ВЫЯВЛЕНИЕ / ПРОСТИТУТКИ / PROSTITUTES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / СИЛЫ / СРЕДСТВА / FUNDS / EXPOSURE / EFFORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаев Я.Д.

В статье рассматриваются вопросы и некоторые проблемы организации раскрытия правонарушений и преступлений, связанных с оказанием услуг интимного характера. Проанализированы, формы и способы оперативно-разыскного обеспечения выявления, раскрытия преступлений связанных с оказанием услуг интимного характера. Применение административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of organization and disclosure of crimes connected with provision of services of intimate nature

The article discusses the issues and some problems of organization of disclosure of offences and crimes connected with the provision of services of an intimate nature. The forms and methods of investigative activities, detection, disclosure of crimes related to the provision of services of an intimate nature are analyzed. The application of administrative legislation is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации и раскрытия преступлений, связанных с оказанием услуг интимного характера»

Юридические науки

УДК 34

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ИНТИМНОГО ХАРАКТЕРА

Я. Д. Абдуллаев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и некоторые проблемы организации раскрытия правонарушений и преступлений, связанных с оказанием услуг интимного характера. Проанализированы, формы и способы оперативно-разыскного обеспечения выявления, раскрытия преступлений связанных с оказанием услуг интимного характера. Применение административного законодательства.

Ключевые слова: организованный, оказание, интимные услуги, формы, способы, выявление, проститутки, ответственность, силы, средства.

В последние годы на территории Российской Федерации сформировался и активно функционирует устойчивый рынок интимных услуг, действующий как в крупных городах, так и на автодорогах федерального значения. В основном данным видом деятельности занимаются женщины, или молодые девушки, в том числе и несовершеннолетние, не имеющие постоянного места работы или учебы. Практика показывает, что среди женщин, задержанных за проституцию в крупных городах и приграничных районах, подавляющее большинство составляют жительницы бывших союзных республик, или прибывших из других крупных городов России. Действующий рынок проституции современной России достаточно развит, способен к активной саморегуляции и гибко реагирует на происходящие изменения в стране. Спрос и востребованность на рынке интимных услуг стимулируют его стремительное расширение и приток новых проституток, особенно из республик ближнего зарубежья.

Переосмысление нравственных понятий и ценностей сексуального поведения в массовом сознании отражается на организации общественной жизни людей. В частности, специалисты, занимающиеся изучением отношений полов, отмечают в последние годы существенное снижение возрастных границ начала сексуальных контактов, и латентность совершения данного вида преступлений и правонарушений.

В сфере развлечений, как результат ослабления запретов, всё больше получают распространение так называемые эротические шоу, стриптиз-программы, подпольные игровые клубы (где в основном работают женщины в возрасте от 16 до 45 лет). Порнобизнес становится источником легкого и регулярного притока денег, для организованных преступных групп, которые в свою очередь порой насильно вовлекают к оказанию интимных услуг, несовершеннолетних детей в возрасте от 13 лет, студентов обучающихся в учебных заведениях и безработных женщин-одиночек. Конечно, согласно, ч. 1. ст. 22 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность [1].

Выявленные способы и формы распространения преступлений сексуального характера, посягающих на общественную нравственность, свидетельствуют о возрастании масштабов вовлечения молодежи, в том числе и несовершеннолетних в сферу оказания

сексуальных услуг. Порнография как социально опасное явление способствует моральной и духовной деформации личности. Особенно опасно ее воздействие на нравственное становление и развитие несовершеннолетних и молодежи, убеждения которых еще окончательно не сформировались. Изложенные обстоятельства в сфере интимных услуг создали ситуацию, которая привлекла внимание общественности и специалистов, к проблемам организации и тактики борьбы с правонарушениями и преступлениями, посягающими на общественную нравственность.

Помимо объективных факторов на состояние борьбы с проституцией оказывают влияние и ряд обстоятельств субъективного характера, к которым в первую очередь относятся:

1) индивидуальные физиологические, генетические особенности тех лиц, которые при недостатках воспитания в семье и учебных заведениях проявляются в стремлении к занятию проституцией либо к постоянному пользованию услугами женщин легкого поведения;

2) определенная недооценка данного явления со стороны сотрудников полиции, разобщение сил и средств правоохранительных органов, в борьбе с проституцией (отсутствует четкое разделение компетенции отдельных служб, которое приводит к тому, что практически за состояние борьбы с данным явлением конкретно ответственность никто не несет);

3) недостаточная изученность данного явления, отсутствие комплексных исследований проституции и связанных с ней социальных, медицинских, психологических, демографических и иных проблем.

По нашему мнению, на данное явление влияют объективные и субъективные факторы распространения проституции:

- крупные размеры доходов, извлекаемые из проституции организаторами эротических шоу, стриптиз-программ;

- наличие связей организованных преступных групп с организаторами проституции, извлекающими доходы за предоставление сексуальных услуг;

- связь проституции с опасными видами преступлений;

- наличие многочисленных фактов вложения денег организованными преступными группами в бизнес по оказанию сексуальных услуг и обратного процесса отмывания денег, полученных от проституции, путем вложения их в легальный бизнес.

Все это обусловливает необходимость осуществления целого комплекса оперативно-разыскных мероприятий по борьбе с организованными формами проституции и порнобизнеса [2].

В структуре правового воздействия на такие преступления определенное место отводится оперативно-разыскной деятельности как одной из мер реагирования общества на нежелательные действия, предполагающей контроль за лицами, склонными к порнобизнесу, пресечение и раскрытие преступлений, посягающих на общественную нравственность.

Активное использование оперативно-разыскной деятельности особенно важно в выявлении и разоблачении преступных групп, занимающихся организацией сексуальных услуг.

Деятельность таких групп отличается высокой степенью организованности с четким распределением ролей. При этом одни соучастники (организаторы) занимаются подбором

и приемом на работу женщин, другие осуществляют функции охранников и водителей, подыскивают и снимают в аренду у граждан квартиры с целью последующего их использования в качестве диспетчерских для приема заказов и так называемых накопителей, где в ожидании заказа находятся женщины, водители и охранники.

Практически рынок проституции существует в следующих формах:

- нелегальные публичные дома и притоны, такие заведения не скрывают своей противоправной деятельности, (так как основная их задача извлечение дохода) но доступ в них имеет лишь ограниченный круг лиц по соответствующим рекомендациям постоянных посетителей;

- частные дома, съемные квартиры или отдельно стоящие здание скрывающиеся под легальной вывеской саун, массажных кабинетов, ночных клубов;

- гостиничные проститутки, предоставляющие сексуальные услуги, лицам, проживающим в гостиницах. Доступ в круг таких проституток ограничен и практически не может быть обеспечен без разрешения сутенеров, контролирующих данную гостиницу;

- девушки и молодые люди «по вызову». Молодые женщины и юноши заказываются по телефону и должны соответствовать определенным требованиям клиентов;

- женщины, сопровождающие клиента в деловой поездке, либо на время проведения отпуска. Иногда предоставляет девушек для краткосрочного выезда клиентов на природу либо дачу;

- проведение «конкурсов красоты». Очень часто такие конкурсы служат ширмой для предоставления сексуальных услуг за материальное вознаграждение состоятельным клиентам;

- поставка женщин за границу. Данная форма получила широкое распространение в последние годы. Вывоз женщин осуществляется разными путями, в том числе выезд по ложному вызову или по туристической путевке;

- отправление за рубеж группы девушек якобы для работы в танцевальных ансамблях, официантками и т. п. Эту форму проституции контролируют хорошо организованные преступные группы, поскольку очень высока валютная выручка;

- уличная проституция. Является менее организованной, но и здесь не обходится без сутенеров и раздела сфер влияния между различными группировками, контролирующими эту форму проституции; разновидностью уличной проституции является вокзальная и дорожная.

Вопросы законодательного регулирования ответственности за сексуальные услуги является весьма дискуссионной. Сторонники борьбы с проституцией выступают за введение однозначной и более жёсткой формы уголовной ответственности за занятие, вовлечение несовершеннолетних в проституцию. При этом существуют следующие аргументы, а именно проституция ведет к моральному разложению общества и подрастающего поколения, подрывает устойчивость семьи и брака, ведет к распространению венерических заболеваний, способствует совершению ряда преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Сторонники «умеренного» курса в борьбе с проституцией выражают недовольство тем, что уголовная ответственность неприемлема, прежде всего, потому, что трудно дать четкое законодательное определение этому явлению, из-за чего привлечение к ответственности за проституцию будет порождать во многих случаях субъективизм, ошибки и произвол.

Полагаем, что акцент должен делаться на предупреждение, изменение социально-экономических условий, воспитательную работу. Вместе с тем следует использовать и правовые меры в борьбе с этим аморальным явлением.

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит два состава, предусматривающих административную ответственность за занятие проституцией (ст. 6.11) и за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (4, ст. 6.12) [4, с.46].

За занятие проституцией предусматривается административная ответственность в виде штрафа. Однако эффективность этой санкции весьма условна и не только потому, что доходы проституток в сотни раз превышают размер самого штрафа, но и потому, что на практике имеются трудности при доказывании состава данного правонарушения. Связано это, как было сказано выше, с отсутствием законодательного определения понятия проституции. Принимая во внимание вышеизложенное, следует определить понятие общественной нравственности в сфере преступлений, связанных с проституцией. В данном случае общественная нравственность представляет собой форму функционирования социума, объединяющую сложившуюся в нем и разделяемую большинством его членов систему принципов, норм, правил поведения, регулирующих взаимоотношения полов и половое воспитание, а также совокупность идей, взглядов, традиций на отношения мужчины и женщины, необходимые для гармоничного функционирования общественной жизни.

Анализ оперативно-служебной деятельности за последние годы свидетельствует, что работа подразделений полиции по борьбе с преступными проявлениями, связанными с оказанием услуг интимного характера выявляются и расследуются относительно редко по сравнению с другими видами совершаемых преступлений. Причиной тому, на мой взгляд, является высокая латентность, а также не своевременная регистрация выявленного преступления или правонарушения по предоставлению услуг сексуального характера. К сожалению, не у всех сотрудников оперативных подразделений полиций вырабатываются навыки выявления лиц, совершающих данные преступления, фиксация преступной деятельности и дальнейшее принятие законного процессуального или административного решения. Невысокий уровень профессионализма сотрудников оперативных подразделений полиции обусловлен недостаточным обобщением накопленного положительного опыта, отсутствием научно обоснованных рекомендаций по использованию оперативно-розыскных сил, средств и методов борьбы с преступлениями и правонарушениями, связанными с оказанием услуг интимного характера. При этом нужно подчеркнуть, что эффективная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений в сфере оказания услуг интимного характера требует комплексного использования сил и средств полиции.

Организация оперативной работы подразделениями отдела полиции означает, осуществление целенаправленных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий по выявлению лиц, причастных к распространению порнографической продукции, и установлению причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, связанных с оказанием услуг интимного характера. На мой взгляд, оперативно-разыскная деятельность в сфере борьбы с преступлениями, посягающими на общественную нравственность, не должна, ограничена временными рамками и количеством субъектов, ее осуществляющих. К примеру, за 2015 год на территории

Нижегородской области зарегистрировано 36 случаев (объектов) распространения порнографической продукции (их гораздо больше на территории Нижегородской области).

Одна из основных задач в данной сфере подразделений полиции заключается в выявлении фактов организованных форм проституции и распространение порнографической продукции. Для решения этой задачи, как правило, используются такие оперативно-разыскные мероприятия, как опрос, наведение справок и наблюдение [2]. Важным условием их эффективности является тщательная подготовка порядка выполнения мероприятий. Она должна включать в себя:

- предварительное изучение и анализ официальных и оперативно-разыскных материалов, сайтов в сети интернет;

- установление места и времени его проведения, предварительное изучение объектов, где он будет проводиться;

- определение сил, необходимых для его проведения, и правильная их расстановка.

Одним из основных источников информации о наличии организованных форм

проституции является помощь граждан [2]. Вместе с тем, помощь граждан имеет более широкие возможности по выявлению и документированию преступной деятельности, связанной с извлечением доходов от проституции. Важное место занимает анонимная информация, поступающая от граждан. Зачастую она полная и более конкретная, позволяет тщательно проверить и в последующем провести продуктивные мероприятия. Проведенные, с соблюдением правовой регламентации мероприятия, как правило, завершаются привлечением обосновано подозреваемых лиц к установленной законом ответственности.

Как показывает практика, началом занятия проституцией для несовершеннолетних является просмотр порносайтов, распространение порнопродукции, знакомство со случайными людьми и т.п. Для выработки оптимальных приемов противодействия, большое значение имеет определение направлений борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере порнобизнеса. Можно определить следующие направления:

- установление лиц, причастных к изготовлению и сбыту порнографических материалов;

- выявление фактов противоправных действий с порнографическими предметами;

- установление предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве доказательств, преступных сделок с порнографическими материалами.

Эти направления конкретизируют сферу использования оперативных сил и средств, делают работу более целенаправленной и результативной. Наличие ряда направлений (признаков) не означает, что сотрудники полиции должны подвергнуть обязательной проверке весь выявленный персонал предприятий, организаций и учреждений, связанных с изготовлением и реализацией порнографической продукции, но их обязательный опрос и последующее участие в процессе необходимо для полного процессуального обеспечения в дальнейшем расследуемого дела. По ряду причин это заведомо нереально (например, в организациях с многочисленным персоналом), к тому же попытки охватить проверкой максимальное количество лиц нередко ведут к утечке информации и провалу оперативного поиска. Облегчить и конкретизировать поиск может наличие официальной либо оперативной информации о том, что лица, обладающие перечисленными признаками, стремятся к установлению или уже имеют устойчивые связи с криминальными

элементами, подозреваемыми в преступном бизнесе с порнографическими предметами, либо, наконец, сами причастны к их изготовлению и распространению.

Опыт свидетельствует, что весьма результативной может быть поисковая работа в местах традиционного сбора потребителей аудиовизуальной, полиграфической информации (рынки, пункты обмена и проката видеофильмов, книжные ярмарки, а также использование возможности сети интернет и т. д.). Не менее успешными могут быть и разведывательно-поисковые мероприятия по месту жительства или времяпровождения лиц, причастных к производству, изготовлению и реализации аудиовизульной, полиграфической, фотографической и иной продукции [4, с. 18].

Сам сбор оперативно-разыскной информации, о лицах занимающихся изготовлением и реализацией порнографической продукции, и вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность - это наиболее сложный и трудоемкий процесс. Выявленные в процессе сбора оперативной информации данные, необходимо тщательно проверить, для того:

- чтобы в действительности подтвердилась сама информация. Это позволит, с одной стороны, избежать необоснованного возбуждения уголовного дела, с другой, не дать обосновано подозреваемому лицу уклонится от ответственности;

- определить их значение для последующего доказывания преступной деятельности;

- предоставить полученные данные в качестве доказательств, при проведении предварительного следствия.

Процесс сбора оперативно-разыскной информации включает в себя обоснованое проведение следующих мероприятий:

- установление адресов притонов и фирм по оказанию услуг интимного характера;

- установление наблюдения для установления лиц, участвующих в предоставлении сексуальных услуг, и их клиентов;

- осведомленные лица. К таким лицам, прежде всего, следует отнести проституток, водителей автотранспорта, охранников.

Одним из важных моментов фиксации и в последующем доказывания, являются время и форма передачи вырученных от проституции денег сутенерам и иным организаторам этого противоправного бизнеса.

Завершающим этапом сбора оперативно-разыскной информации является проведение операции по задержанию виновных лиц. В этом случае проводится одновременное задержание всех участников преступного бизнеса, вне зависимости от судебной перспективы. Это, вызвано тем, что задержание с поличным проституток, охранников, водителей позволяет легче получить их признательные показания в отношении организаторов «фирмы» по оказанию сексуальных услуг.

Особое внимание при сборе оперативно-разыскной информации и проведении операции по задержанию подозреваемых лиц необходимо уделить обнаружению и изъятию документации, используемой организаторами «фирмы». Это могут быть журналы вызовов, картотеки проституток, фотоальбомы, списки постоянных клиентов, черновые записи, свидетельствующие о противоправной деятельности по организации сексуальных услуг. При их изъятии целесообразно фиксировать изымаемые предметы на фотовидеопленку с одновременным получением объяснений от задержанных и установлением иных лиц преступного бизнеса. В данном случае необходимо установление в процессе изъятия и реализации собранных материалов, каналов использования денежных средств,

полученных в результате преступного действия, в том числе и в объекты легального бизнеса и т.д.

Как правило, в процессе оперативно-поисковой деятельности удается выяснить лишь очевидную информацию. В то же время скрытые действия, а именно ими определяется противоправный характер изготовления и сбыта порнографических предметов, занятие проституцией, как правило, остаются вне поля зрения сотрудников полиции, в связи с чем, особый смысл имеет использование помощи граждан, при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Также необходимой оперативной информацией могут располагать сотрудники из числа работников различных союзов и ассоциаций по борьбе с видеопиратством, защите авторских и смежных прав и т.п., а также служб безопасности, обслуживающих самостоятельные коммерческие структуры, специализирующиеся на изготовлении и реализации аудиовизуальных и фотографических произведений, а также полиграфической продукции.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г., с внесенными поправками от 30.12.2008] // Российская газета. - 2009. - № 7.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 21.11.2011) // Российская газета, № 160, 18.08.1995.

3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 01.07.2011; от 21.11.2011) // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

4. Комментарий к КоАП РФ / под. Общ. ред. Е.Н. Содоренко. - 5-ое изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд. Проспект; 2006.

5. Авт. А.П. Исаиченко, О.А. Вагин, О.А. Королькова. Практика борьбы с организованной преступной деятельностью в сфере оказания сексуальных услуг // Аналитический обзор. Москва 2003. - 42 с.

ri Abdullaev Ja.D. Nekotorye voprosy organizacii i raskrytija prestuplenij, svjazannyh s

okazaniem uslug intimnogo haraktera II Nauka. Mysl'. - № 5-2. - 2016.

© Я.Д. Абдуллаев, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article discusses the issues and some problems of organization of disclosure of offences and crimes connected with the provision of services of an intimate nature. The forms and methods of investigative activities, detection, disclosure of crimes related to the provision of services of an intimate nature are analyzed. The application of administrative legislation is described.

Keywords: organized, provision, intimate services, forms, methods, exposure, prostitutes, responsibility, effort, funds.

— • — Сведения об авторе

Ямудин Джамалдинович Абдуллаев, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская

академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

— • —

Подписано в печать 10.04.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.