Грицай Владимир Викторович
Полицейские кадры на Кубани в конце XVIII - первой половине XIX в.
На основе анализа архивных материалов, публикаций правовых документов в статье предпринята попытка оценить качественный состав полицейских структур на Кубани в конце XVIII -первой половине XIX в. Сделан вывод о том, что документально подтвержденных квалификационных требований в тот период не существовало, прием на службу в полиции осуществлялся исключительно при оценке морально-деловых качеств кандидата и его авторитета в горской и казачьей среде.
Ключевые слова: полицейская служба, административно-полицейский аппарат, городская полиция, судебные функции, войсковой судья, наказной атаман.
Police stuff in the Kuban in the late XVIII - first half of the XIX century
Based on the analysis of archival materials and publications of legal documents in the article, an attempt was made to evaluate the qualitative composition of police structures in the Kuban in the late XVIII - first half of the XIX centuries. It was concluded that there were no documented qualification requirements at that time. Admission to the service in the police was carried out only when assessing the moral and business qualities of the candidate and his authority in the mountain and Cossack environment.
Key words: police service, administrative and police apparatus, city police, judicial functions, military judge, ataman.
Достичь успеха в реформировании ОВД в целом, по нашему мнению, невозможно без реформы системы образования и повышения качества подготовки специалистов. Подготовка кадров и повышение их профессионализма - на сегодняшний день одна из приоритетных задач МВД России.
Поэтому на первый план выходит необходимость переосмысления и оценки положительного опыта деятельности государственных учреждений по формированию и организации профессиональной подготовки полицейских структур, история существования которых в России насчитывает более 300 лет. Это должно происходить с учетом того, что при наличии в компетенции МВД в различные годы, в особенности в имперский период, довольно большого количества функций, важнейшей из них была, есть и остается охрана общественного порядка и противодействие преступности.
Каждый из исторических периодов развития полицейской службы в России имеет свой положительный опыт подготовки специалистов. В данной работе предпринимается попытка проанализировать деятельность полицейских структур на Кубани в дореформенный период с конца XVIII в. по первую половину XIX в.
Отметим, что на Кубани, впрочем, как и во многих других регионах России, фиксация деятельности полиции в исторических источниках
начинается с отрывочных сведений и сменяется полновесными аналитическими обзорами по различным направлениям деятельности.
Вплоть до 1879 г. в России каких-либо учреждений, которые бы занимались подготовкой нижних чинов полиции, не существовало, поэтому о качестве кадрового состава полицейских структур можно судить лишь по отрывочным сведениям, коих не мало, но касаются они в основном описания криминальных и «произсшественных событий» и действий полиции, при этом о ее профессионализме можно судить лишь косвенно. Тем не менее, уже с петровских времен были сформулированы требования к качественному составу полицейских структур («Честь в службе отечеству»), а руководящий состав полиции комплектовался, как правило, из армейских офицеров.
Многие исследователи отмечают, что «трудности формирования обуславливались нехваткой квалифицированных чиновников, непрестижностью гражданской службы в целом и непопулярностью полицейской в частности» [1, с. 7].
Необходимо отметить, что в основном исследователи рассматривают период последней четверти XIX в., т.е. время после учреждения в России института полицейских урядников [2; 3].
В первые годы после переселения казаков на Кубань границы между административной,
129
судебной и военной властью были слабо определены. Всякое лицо в Черноморском войске, обладавшее какой-либо военной властью, фактически обладало и административной, и полицейской, и судебной властью [4]. Это объясняется тем, что на первых порах войско сохраняло традиционный уклад запорожских казаков и во главе его стоял атаман, именно он в полной мере обладал военной, административной, хозяйственной и судебной властью.
1 января 1794 г. был принят «Порядок общей пользы» - документ, регламентирующий управление в Черноморском войске. Он явил собой важнейший шаг на пути к созданию административно-полицейского аппарата. В соответствии с этим актом для «заведения и утверждения благоустройного порядка» войсковая земля была разделена на пять округов, в которых были созданы окружные правления, последние наделялись полицейскими функциями и были очень похожи по своим обязанностям на обязанности сельской полиции в России. Сельская полиция в виде так называемого нижнего земского суда была создана в соответствии с «Учреждением для управления губерний» в 1775 г. Суд выполнял административно-полицейские и судебные функции на территории уезда [5]. Такая организация полиции просуществовала до 1837 г. В ряде документов, датированных 1794 г., находим формулировки «...для лучшего управления земской полиции... войсковая земля поделена на пять округов» [4; 6].
Помимо «Порядка общей пользы», должностные обязанности окружных правлений, войскового есаула и куренных атаманов, т.е. круга должностных лиц, которые в той или иной степени обладали полицейскими полномочиями и функциями, определяли специальные инструкции. Для окружных правлений было подготовлено особое «Наставление из войскового Черноморского правительства», созданное на основе «Устава благочиния» [4].
Таким образом, можем констатировать, что нормативные акты, регулирующие деятельность полицейских органов в Черномории, базировались на действующих общероссийских и были адаптированы к местным условиям и войсковым традициям. Полицейские органы, созданные на их основе, копировали земские, уездные и городские полицейские структуры России, но учитывали казачий уклад и традиции местных племен.
На этом этапе никаких указаний в источниках на существование какого-либо способа подготовки кадров для полицейской службы не
обнаруживаем. Источники говорят лишь о тех личностных и деловых качествах, которыми должен обладать тот или иной чин полицейской службы.
Новой вехой в развитии полицейской службы на Кубани стало утверждение 1 июля 1842 г. нового положения о Черноморском войске, принятого с целью упорядочить административно-территориальное деление и военно-хозяйственное управление в войске.
Земли Черномории, согласно этому положению, делились на три округа: Таманский, Екатеринодарский и Ейский, с организацией окружного управления в каждом.
Наказной атаман одновременно имел полномочия и по гражданской, и по военной части. В его полномочия входило: «.чтобы все учреждения в войске действовали неослабно; .чтобы всюду соблюдалось благоустройство и благочиние». [7] «В положении также было указано, что. наказной атаман, охраняя законы, строго преследует всякое злоупотребление и преступное действие» [4; 7].
В Черномории устанавливалась трехуровневая система организации гражданского управления: на уровне войска в целом, округа и станицы. Первый уровень, т.е. войсковое гражданское управление, включал, в том числе, и полицию. Руководство ею являлось одной из основных задач Войскового правления. В архивных документах находим: «Войсковое правление имеет постоянный и тщательный надзор, чтобы полицейские учреждения, охраняющие спокойствие, порядок и благоустройство, и ограждающие личную и по имуществу безопасность, были везде с точностью исполняемы» [8].
В связи с этим увеличивался и усложнялся и штат полиции. В городе Екатеринодаре он, например, в этот период состоял из полицмейстера, двух частных и одного следственного приставов, пяти квартальных надзирателей. Кроме того, им для содействия назначались пять урядников, секретарь, столоначальник, пятнадцать писарей и пять урядников и сорок казаков непосредственно полицейской стражи [4].
Прямых указаний на какой-либо нормативно определенный набор должностных обязанностей и профессиональных качеств в этот период нет, мы можем лишь косвенно судить о том, что, например, полицмейстер, коль скоро он утверждался в должности военным министром по представлению атамана, должен был обладать довольно большим набором правовых знаний, прежде всего военно-правовых. То же,
130
хотя и в меньшей степени, касалось приставов, назначение которых по представлению атамана утверждалось командующим войсками на Кавказской линии и в Черномории. При назначении на должность нижних чинов, по нашему мнению, первостепенное значение имели морально-этические качества кандидата и уровень его начальной военной подготовки.
Хотелось бы обратить внимание на учреждение в системе гражданского войскового управления торговых словесных судов. Не вдаваясь в подробности, связанные с датой их реального открытия при Екатеринодарской городской полиции, заметим, что основное предназначение этой инстанции заключалось в максимально возможной замене письменного судопроизводства устным. В Положении о Черноморском казачьем войске 1847 г. находим: «...дабы торговые казаки во взаимных и с посторонними людьми спорах и исках по торговле без необходимости не вступали в письменное судопроизводство» [4]. Исходя из этого, можно с большой долей вероятности предположить, что полицейская система старалась максимально сократить письменное делопроизводство не только ради экономии времени, но и в силу невысокого образовательного потенциала кадрового состава. Отметим, что морально-этические качества должностного лица, принимающего решение, и основанный на них авторитет в данном случае гораздо более полезные качества, чем виртуозное владение юридической нормой и техникой ее применения.
Невысокая профессиональная квалификация нижних чинов и нехватка штата квалифицированных или хотя бы более опытных чинов вынудила атамана Черноморского казачьего войска уже в августе 1842 г. снимать допросы с преступников по заранее составленным следователем допросным листам [9].
Что же касается производства следственных действий по преступлениям особой важности в целом, то качество его организации оставля-
1. Алафьев М.К. Профессиональная подготовка полицейских в России XVШ-XIX вв.: историко-правовой анализ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50).
2. Ахмедов Ч.Н. Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2013. № 4(60).
3. Невский С.А., Сычев Е.А., Аганесов Д.Е. Из истории кадровой работы в полиции в Рос-
ло желать лучшего и в Кавказском линейном казачьем войске. Главнокомандующий Кавказской армией князь А.И. Барятинский указывал атаману Н.А. Рудзевичу на «.чрезвычайную медленность, невнимательность, беспорядочность и небрежность производства следственных действий в подведомственном ему войске» [10].
Реакцией на замечание стал «Приказ по Кавказскому линейному войску» генерал-майора Н.А. Рудзевича, которым следственные дела по преступлениям особенной важности (смертоубийства, посягательства на жизнь, грабежи.) передавались преимущественно заседателям полковых правлений. При этом учитывалось, что производство таковых дел требует не только знаний военно-уголовных и гражданских законов, но и опытности, навыка и «разумного соображения следователя», чем, собственно, и руководствовались при выборе заседателей полковых правлений. Следственные дела меньшей важности атаман поручил раздать «всем наличным свободным офицерам. сообразуясь однако ж с .возможностью каждого из этих офицеров исполнить порученное ему следствие» [4].
Мы совершенно согласны с выводами авторов «Очерков.» о том, что военное и гражданское управление на Кубани представляло собой «классический образец военно-полицейской системы управления, где каждый военный чиновник являлся одновременно и полицейским» [4].
Подводя итоги, можно констатировать, что уровень профессионализма полицейских кадров на Кубани в рассматриваемый период был невысоким, каких-либо прямых квалификационных требований к полицейским кадрам в имеющихся источниках обнаружено не было. Лишь в конце этого периода наметились тенденции к дифференциации полицейских чинов сообразно их военно-профессиональным и деловым, а также морально-этическим качествам.
1. Alafyev M.K. Professional training of police officers in Russia the VIII-XX centuries: the historical and legal analysis // Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2012. № 3(50).
2. Akhmedov Ch.N. Historical experience of professional training of police village constables in the Russian Empire // Bull. of Saint Petersburg University of Russian MIA. 2013. № 4(60).
3. Nevsky S.A., Sychev E.A., Aganesov D.E. From history of personnel work in police in the
131
сийской империи в конце XIX - начале XX в. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2(24).
4. Очерки истории органов внутренних дел Кубани (1793-1917 гг.) / под ред. В.Н. Ратуш-няка. Краснодар, 2002.
5. Органы и войска МВД России. М., 1996.
6. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 338. Л. 3.
7. Положение о Черноморском казачьем войске. СПб., 1842.
8. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2302. Л. 44.
9. ГАКК. Ф. 252. Оп. 1. Д. 25. Л. 14.
10. ГАКК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 28. Л. 190.
Russian Empire at the end of XIX - the beginning of the XX century // Historical and social and educational thought. 2014. № 2(24).
4. Sketches of history of law-enforcement bodies of Kuban (1793-1917) / ed. by V.N. Ratushnyak. Krasnodar, 2002.
5. Bodies and troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Moscow, 1996.
6. State Archive of Krasnodar Region (SAKR). F. 249. Inv. 1. Case 338. Sh. 3.
7. Regulations on the Black Sea Cossack army. St. Petersburg, 1842.
8. SAKR. F. 249. Inv. 1. Case 2302. Sh. 44.
9. SAKR. F. 252. Inv. 1. Case 25. Sh. 14.
10. SAKR. F. 353. Inv. 1. Case 28. Sh. 190.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Грицай Владимир Викторович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; e-mail: vla-fabio@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
V.V. Gritsay, Candidate of History, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
132