№549. URL: pravo.gov.ru.
2. О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: Федер. закон [принят Гос.думой 29.07.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации.-2017.-№31( ч.1).- Ст.4792.С.
3. Пресс- служба МИДа Украины.- URL:http//mfa.gov.ua/ua/press-center/pres-service.
4. Упрощенное получение гражданства РФ «ничтожно» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimea-news.info/mid-ykrainy-yproshenie-polychenie-grajdanstva-rf-nichtojno/
5.О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федер. закон [принят Гос.думой 29.07.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации.-2017.-№31( ч.1).- Ст.4792.С.
6. Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства- инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: Постановление Правительства РФ от 30.09.2017 №994 Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».Источник: http://base .garant.ru/70752038/
© Андреева М.С., 2019
УДК 34.01
К. С. Долбина
Магистрант 2 курса Российского государственного университета правосудия, г. Ростов-на-Дону
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Т. КАМПАНЕЛЛЫ
Аннотация
В статье автор рассматривает политико-правовые взгляды утопистов эпохи европейского Возрождения на примере анализа творчества Томазо Кампанеллы, выявляет основные положения его учения.
Ключевые слова:
социализм, утопизм, Томазо Кампанелла, «Город Солнца».
Томмазо Кампанелла (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.
Т. Кампанелла в произведении "Город Солнца", в отличие от более прямо и открыто не занимается устранение неприемлемых, по его мнению, социально-экономического и политико-правового порядка. Критика дается читателю как бы "за кадром", в подтексте.
Кампанелла считает, что отсутствие частной собственности на средства производства и обязательный труд для всех граждан понимается как естественная потребность человека. Кампанелла мечтает о единстве рода человеческого, об объединении всех людей. Но этот план трудно реализовать, потому что, с одной стороны, человек подчиняется эгоистическому принципу самосохранения, а с другой стороны, он чувствует необходимость коллективного сосуществования. Но, если рассматривать эгоизм как главный источник человеческого зла, то, как достижение единства народов на принципах всеобщего равенства представляется
невозможным.
Кампанелла предлагает преодолеть эгоизм, приравнивая людей во всех отношениях: общий стол, дом, спальня, кровать, и т. д. Даже мужей и жен как таковых не существует. Сожительство возможно, но только в рамках государственных указов, а дети после кормления отбираются из матерей государством, после чего воспитываются в специальных школах-интернатах: "они утверждают, что имущество у нас формируется и поддерживается тем, что у каждого свой дом и свои жены, и дети. Отсюда и любовь к себе, ведь все-таки, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения, и поставить его наследником большого состояния, каждый из нас либо ограбит государство, если он ничего не боится, будучи богатым и благородным, либо получив Скруджа, предателя и лицемера, когда ему не хватает власти, статуса и благородства. Но когда мы отказываемся от любви к себе, у нас есть только любовь к сообществу» [3].
Очевидно, что данный идеал казарменного коммунизма Кампанелла подчерпнул, когда изучал другую классическую утопию, а именно «Государство» Платона. В античности ослабленное чувство личности было естественным явлением, а Кампанелла, как представитель позднего Возрождения, доводит эту идею до своего предела. Даже такое сложное человеческое чувство, как любовь, согласно Кампанелле, всего лишь допустимая забава, которая несравнима с «любовью к общине» [4].
Есть работа для всех: слепой человек может чесать волосы, выщипывать перья для подушек; хромой - страж; глухой компенсировать их болезнь зрение, так что он найдет работу и т. д. В самых крайних случаях человека можно отправить в деревню, где он именно такой трудится своим здоровьем.
Человеческие наклонности в таком обществе важнее его личных предпочтений, поэтому люди делают то, к чему они больше всего склонны, но это не мешает им изучать другие науки и ремесла.
В результате для итальянского философа человеческое общество подобно идеальному растению. Автор исходит из того, что если человек контролирует породу животных во время их спаривания, то почему бы не подумать об улучшении собственной породы? Поэтому женщины статны и красивы, связаны только с статными и сильными мужчинами; полные-с худыми, а тонкие-с полными, чтобы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» [2]. В современном обществе эти воззрения на семью, брак и общество могут вызывать недоумение.
Еще один важный аспект в "Городе Солнца" Кампанеллы внимание к механизмам формирования гармонично развитой личности. Это еще один идеал утопического социализма.
Описание порядков Города Солнца в меньшей степени, чем описание утопии, содержит уравнительный характер и грубый аскетизм. Жизнь соляриев-жителей Солнечного города, очень регламентирована. Равенство начинается с одинаковой одежды, одинакового питания (только в общественных столовых), соблюдения воинской системы по дороге на работу, в столовую [4].
Кампанелла считал, что в обществе, которое основано на общей собственности, может сохранится государство. Тем не менее государство, описанное им, в корне отличалось от всего, что было когда-либо описано в истории политической мысли и государственных учреждениях.
Среди принципов, которые лежат в основе власти и управления в Городе Солнца, выделяются следующие три [1]:
1) для нового состояния основных задач организации производства и распределения, управления образования граждан;
2) описанные задачи государства определяют деятельность ученых при осуществлении властных и управленческих функций;
3) новый социальный заказ требует участия народа в управлении государством.
Все ученые, а также другие лица, компетентные в какой-либо отрасли знаний либо искусства, вместе образуют централизованную иерархию чиновников. Глава города-Верховный правитель. Его еще называют "Солнцем" ("метафизиком"), он хорошо образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах и ремеслах. (сила, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя, они соответствуют трем основным атрибутам бытия: силе, мудрости, любви. Первый - " Пон " представляет силу и занимается военным
делом). Второй - "грех" олицетворяет мудрость и стоит во главе развития науки. Последний - " Мор "
представляет любовь и занимается воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производства продуктов питания, одежды и т. д.
Высшие должностные лица подчиняются ответственному лицу узкого профиля, например, к ним относятся агроном, фермер, Просветитель, экономист, перспективист, геометрик, поэт, астроном. В этом обществе есть и начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как правосудие, которое разделено на уголовное и гражданское, мужество, великодушие, усердие, бодрость, и т. д.
Авторитет должностных лиц основывается на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Они руководят производством работ, разрешают споры, призывают к ответственности нарушителей порядка, благодарят и награждают достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.
В Городе Солнца все солярии, достигшие 20-летнего возраста, дважды присутствуют в лунном месяце на Общем собрании. Это заседание называется Большой Совет, на нем каждому дается возможность высказаться по поводу недочетов, имеющихся в государстве на его взгляд. Именно здесь обсуждаются все важнейшие вопросы жизни государства.
Оригинальны мысли Кампанеллы о том, как демократию можно совместить с правлением ученых и специалистов. Кандидатов на ту либо иную должность выдвигают педагоги, старшие мастера, начальники отрядов и другие должностные лица, которые знают, кто лучше подходит на какую должность. На большом совете каждый может проголосовать за ту либо иную кандидатуру, окончательное решение о назначении на должность принимает Совет чиновников, который состоит из четырех главных губернаторов, руководителей соответствующих наук и ремесел, начальников групп.
Т. Кампанелла описывает семь стен, которые составляют красивые улицы и улицы, дома и мастерские. Есть отличия от современного социального типа, новый тип сообщества. Работают в Городе Солнца все-и мужчины, и женщины: "занятия абстрактными науками и ремеслами у них общие как для мужчин, так и для женщин, с одним лишь отличием - самые сложные ремесла и сельские работы, выполняемые мужчинами так: вспашка, посев, сбор плодов, обмолот и сбор винограда. Но для дойки и приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они ходят возле городской черты собирать травы и работать в садах. И женскому труду относятся те работы, которые выполняются сидя либо стоя», например, текстильный, прядение, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и всякого рода одежды» [2].
Пол не влияет на роль того, чем человек хочет заниматься, каждый имеет право, а главное возможность заниматься философией, спортом, наукой и ремеслами. В школе могут учиться все дети без исключения. Класс -это улица, где играют маленькие солярии, слушают рассказы учителей, занимаются спортом и делают, как обычные рабочие - жители Города Солнца. Стены города расписаны замечательными рисунками, авторами которых выступают лучшие художники города. В связи с тем, что Кампанелла никогда не имела семьи и привыкла обходиться без нее, он решает, что другие люди могут обойтись без брака.
Кампанелла пишет: "загаром жена поделилась. Производство потомства относится к интересам государства, а интересы отдельных лиц-только в той мере, в какой они выступают частью государства» [2].
Образование выступает всеобщим и общим. Кампанелла предлагает достаточно оригинальный метод приобретения знаний: дети, играя и развлекаясь, незаметно приобретают знания, что возможно благодаря наглядности образования. "В городской стене, внутренней и внешней, верхней и нижней, нарисована картина, в удивительно тонкой последовательности показывающая всю науку."
Интересно, что в современной практике учебного процесса "динамический" метод Кампанеллы стал одним из основных элементов в развитии мотивации студентов.
Но, помимо этого, Кампанелла предложила и другие идеи, которые сейчас воплощены в педагогике, к ним относятся и институт наставничества, и обязательное физическое и трудовое воспитание, и профильное обучение. В этом направлении утопические взгляды, описанные Кампанеллой, достаточно позитивны, они способствуют достижению таких целей, которые выступают социальным идеалом и пробуждают в человеке лучшие качества.
Список использованной литературы:
1. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.
2. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.
3. Нестеров Ф.Г. О влиянии античных политико-философских учений на концепцию «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы // В сборнике: исследования по всеобщей истории и международным отношениям. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул. 1997. С. 86-99.
4. Суворов Г.В. Проблема личности в контексте европейской утопии 16-17 вв. // Вестник ВГГУ. 2014. №9. С. 15-25.
5. Чекалов К.А. Томмазо Кампанелла // В сборнике: История литературы Италии Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. Москва, 2012. С. 51-75
© Долбина К.С., 2019
УДК 343.131.7
Ермакова А. О.
магистрант кафедры уголовного процесса ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая
академия» г. Саратов [email protected]
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА (УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ) ПО НЕРЕАБИЛИТИРУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ»
Аннотация:
В статье проанализированы проблемы, связанные с реализацией принципа презумпции невиновности при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. На основе анализа законодательства и дискуссионных точек зрения на указанную проблему, автор приходит к выводу о неизбежности сохранения в действующем законодательстве возможности прекращения уголовного дела органом расследования с признанием виновности лица в совершении преступления.
Ключевые слова:
принцип презумпции невиновности, прекращение уголовного дела, реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения уголовного преследования.
Основаниями к прекращению уголовного дела на предварительном расследовании являются предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают производство по уголовному делу или влекут освобождение лица, в отношении которого оно велось, от уголовной ответственности. Следует более подробно определиться с категорией «основания» и определиться с классификацией.
Основания к прекращению дела существенно различаются по своему содержанию и правовым последствиям их применения. Одни основания связаны с установлением факта отсутствия события или состава преступления или факта непричастности лица к тому деянию, по признакам которого возбуждалось уголовное дело. Такие основания в уголовном судопроизводстве принято называть реабилитирующими. При этом проблем, связанных с реализацией принципа презумпции невиновности, не возникает, поскольку лицо, в отношении которого велось уголовное преследование, в этих случаях признается невиновным, а