Научная статья на тему 'Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности'

Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1048
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / БИЗНЕС / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AGENT / ENTREPRENEURS / BUSINESS / RUSSIAN PRESIDENT / HUMAN RIGHTS / LAW / ECONOMIC LAW / INTERACTION / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крючкова Е. А.

На современном этапе развития института защиты прав человека и отдельных категорий граждан в Российской Федерации особое значение приобретает правовой анализ компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации. На современном этапе данный институт интенсивно развивается. Реализация полномочий бизнес-омбудсмена напрямую связана с проблемами его взаимодействия с различными органами публичной власти по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы организации и деятельности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (на примере Саратовской области). Результаты. Констатируется, что в своей деятельности уполномоченные не являются независимыми, о чем свидетельствуют порядок их назначения и досрочного освобождения от должности, формирование и деятельность их аппарата, а также отчетность и контроль за их деятельностью со стороны должностных лиц, при которых они созданы. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования правового регулирования и практики реализации полномочий бизнес-омбудсмена на федеральном и региональном уровнях, а также приведение законодательства субъектов РФ в соответствии с общефедеральными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крючкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Political and Legal Basis of interaction of Business Ombudsman with Authorities and Other Organizations on Protection of Rights and Legal Interests of Subjects of Entrepreneurial Activity(based on performances at the III International Conference «Modern society: people, power, and economy» (Saratov State University, April 4, 2014))

At the present stage of development of the institution of human rights and individual categories of citizens in the Russian Federation is particularly important legal analysis of the Commissioner's powers to protect the rights of entrepreneurs on the federal and regional level in the Russian Federation. At the present stage, this institution is developing intensively. Implementation of office business ombudsman directly related to the problems of its interaction with various public authorities to protect the rights of business entities. Methods. Methodological basis of research supports internally interconnected complex methods of cognition: systematic and structural, functional, logical, historical. Basic general legal methods are the comparative legal and legalistic, allowing the author to explore the legal basis for the organization and activities of the institution of the protection of entrepreneurs' rights in Russia at the federal level and the level of subjects of the Russian Federation (on the example of the Saratov region). Results. It is stated that in the activity authorized are not independent, as evidenced by the order of their appointment and the early dismissal, the formation and operation of the machine, as well as reporting and monitoring of their activities on the part of officials in which they are created. The author comes to the conclusion that1) improve the legal regulation and practice of implementing powers business ombudsman at the federal and regional levels, 2) bringing the legislation of the Russian Federation in accordance with the common federal requirements.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности»

УДК 342.7

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по материалам выступления на III Международной научной конференции «Современное общество: человек, власть, экономика» (Саратовский государственный университет, 4 апреля 2014 г.))

Е. А. Крючкова

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет Е-mail: [email protected]

Введение. На современном этапе развития института защиты прав человека и отдельных категорий граждан в Российской Федерации особое значение приобретает правовой анализ компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации. На современном этапе данный институт интенсивно развивается. Реализация полномочий бизнес-омбудсмена напрямую связана с проблемами его взаимодействия с различными органами публичной власти по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы организации и деятельности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (на примере Саратовской области). Результаты. Констатируется, что в своей деятельности уполномоченные не являются независимыми, о чем свидетельствуют порядок их назначения и досрочного освобождения от должности, формирование и деятельность их аппарата, а также отчетность и контроль за их деятельностью со стороны должностных лиц, при которых они созданы. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования правового регулирования и практики реализации полномочий бизнес-омбудсмена на федеральном и региональном уровнях, а также приведение законодательства субъектов РФ в соответствии с общефедеральными требованиями.

Ключевые слова: уполномоченный, предприниматели, бизнес, Президент РФ, защита прав человека, законодательство, экономические права, взаимодействие, органы власти.

Введение

Конституция РФ одним из основных экономических прав провозглашает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Несомненно, что реализация

экономических прав служит залогом успешности государства, в том числе его политической системы. Именно от эффективной деятельности государственного аппарата во многом зависит социально-экономическое развитие страны, что определяет не только положение ее граждан, их уровень жизни и достойного существования, но и место самого государства в современном глобальном мировом пространстве. Институт уполномоченного по правам человека и специальных уполномоченных является дополнительной государственной гарантией в механизме реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

Методы

Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический. Базовым методом является материалистическая диалектика, позволившая автору исследовать правовые основы организации и деятельности федерального и региональных бизнес-омбудсменов во взаимосвязи и взаимообусловленности с требованиями федерального законодательства.

Результаты

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в нашей стране является одной из самых молодых среди специальных уполномоченных. Особенностью при ее создании стало то, что 22 июня 2012 г. на Петербургском экономическом форуме произошло назначение на этот пост главы «Деловой России» Б. Ю.Титова [1] по итогам «рейтингового голосования», на основе опроса предпринимательских общероссийских организаций. В мае 2013 г. был принят

специальный закон, определяющий правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ [2]. Этому есть вполне законное обоснование, поскольку бизнес-омбудсмен на федеральном уровне был назначен Президентом РФ и действует при главе государства. А, как известно, Президент РФ в таких полномочиях не ограничен, хотя в Законе №78-ФЗ указано, что глава государства при назначении на должность бизнес-омбудсмена учитывает мнение предпринимательского сообщества. В этой связи следует заметить, что идея создания бизнес-омбудсмена принадлежит Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», целью которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Кроме того, уполномоченный подотчетен и подконтролен главе государства, который не только назначает, но и освобождает уполномоченного, который по окончании календарного года направляет Президенту РФ доклад о результатах своей деятельности. Показательной является инициатива президента о том, что обеспечение деятельности уполномоченного осуществляется аппаратом Общественной палаты Российской Федерации [3].

Практика создания должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах, иных видов уполномоченных: по правам ребенка, правам участников образовательного процесса, по межнациональным отношениям, финансового омбудсмена, по противодействию коррупции (обсуждается вопрос о введении уполномоченного по защите прав инвесторов и страхового омбудсмена), свидетельствует об актуальности и злободневности проблемы защиты прав различных субъектов правоотношений. Это подтверждает и зарубежный опыт. Так, в Нидерландах к 1 января 2006 г. (времени вступления в силу поправок к административному законодательству) действовали «418 омбудсменов в 168 муниципалитетах. При этом около 60 омбудсменов действовали на предприятиях общественного сектора экономики» [4].

Основным мотивом при создании должности бизнес-омбудсмена стала защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от произвола властей, создаваемых ими административных барьеров и бюрократических проволочек, их коррупционной

деятельности, рейдерских захватов, служащих барьером для реализации бизнес-деятельности. Все мы помним знаменитое в 2008 г. выражение Президента РФ Д. Медведева о том, что пора прекратить «наезжать» и «кошмарить» бизнес [5]. Справиться с названными выше проблемами самостоятельно бизнес не в состоянии.

На это и направлена деятельность уполномоченного по защите прав предпринимателей, который своевременно выявляет и реагирует на нарушения, оперативно оказывает правовую помощь заявителям и пострадавшим путем взаимодействия с органами власти. В число его основных задач входит не только защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществление контроля за соблюдением их прав и законных интересов органами исполнительной власти и местного самоуправления, но и участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности. При этом омбудсмен взаимодействует с предпринимательским сообществом и содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Инструментом реализации полномочий бизнес-омбудсмена выступает его тесное взаимодействие практически со всеми органами власти в сфере правотворчества. Он вправе направлять:

- органам власти предложения о принятии и изменении нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности уполномоченного;

- Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

- Президенту РФ мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ;

- Правительству РФ мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности;

- высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ).

Кроме того, уполномоченный вправе давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, а также направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный суд РФ, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции уполномоченного, об обращении в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ актов, указанных в ее ч. 2 ст. 125.

Позволю согласиться с мнением А. А. Кирилловых, что положения Закона № 78-ФЗ свидетельствуют о фактическом вхождении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в систему государственной власти, поскольку вместе с его рабочим аппаратом он является государственным органом с правом юридического лица [4], хотя, данная норма начинает действовать только с 1 января 2015 г. [6] Сам омбудсмен обладает статусом государственного гражданского служащего [7].

Организационно-правовые гарантии реализации полномочий бизнес-омбудсмена также свидетельствуют о его взаимодействии с органами публичной власти. Уполномоченный вправе по собственной инициативе, а также при рассмотрении жалоб:

- запрашивать и получать от органов власти и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

- беспрепятственно посещать органы власти при предъявлении служебного удостоверения;

- без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

- принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

- обжаловать в судебном порядке ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

- направлять в орган власти или должностному лицу заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий ( бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти)

органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц в случае, если акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности;

- обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

- обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов;

- направлять в органы власти, иные органы, организации обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности [8].

Законом установлено, что в целях рассмотрения обращений уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе уполномоченного могут создавать рабочие группы. Так, к уполномоченному обратилось ООО «ЭКО-ПРОФИ». Данное предприятие осуществляет деятельность по сбору и вывозу отходов в г. Москве и Московской области и базируется в промышленной зоне г. Химки. Несмотря на соблюдение компанией всех экологических и промышленных норм, его расположение вызвало нарекания жителей близрасположенного коттеджного поселка. В результате с начала 2013 г. в Обществе было проведено более 8 проверок различных инстанций, сопровождающихся многочисленными нарушениями. По их результатам компании был назначен ряд штрафных санкций, не соответствующих законодательству. В качестве меры реагирования уполномоченный обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить обоснованность и законность проведения этих проверок в отношении ООО «ЭКО-ПРОФИ». 21 октября уполномоченного официальным письмом из Генеральной прокуратуры уведомили о результатах проверки. В нем сказано, что при проведении проверок ООО «ЭКО-ПРОФИ» были допущены «отдельные нарушения требований федерального законодательства, в связи с чем городской прокуратурой г. Химки внесены представления руководителям территориальных подразделений МЧС России, Роспотребнадзора и Госкомтехнадхора по Московской области. Решением Арбитражного суда г. Москвы не соответствовавшие закону постановления органов административной юрисдикции о назначении наказаний отменены. Должностные лица в городской прокуратуре, до-

пустившие указанные нарушения, привлечены к ответственности» [8].

Одной из сфер взаимодействия уполномоченного с российским парламентом стала бизнес-амнистия. Так, по состоянию на 20 марта 2014 г. число лиц, в отношении которых было применено Постановление Государственной думы Федерального Собрания от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» [9] составило 2466 человек [8].

Закон № 78-ФЗ предусматривает право субъектов РФ учреждать должность бизнес-омбуд-сменов. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного устанавливаются законом субъекта РФ с учетом положений федерального закона. Следует заметить, что на региональном уровне такие должности были созданы до введения в действие федерального законодательства (Закон Ульяновской области от 6 октября 2011 г. № 166-ЗО «Об уполномоченном по правам предпринимателей в Ульяновской области»; Закон Челябинской области от 30 августа 2012 г. № 375-ЗО «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Челябинской области»; Закон Республики Калмыкия от 20 сентября 2012 г. № 369-1У-З «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Калмыкия»). На сегодняшний день уполномоченные действуют в 74 субъектах Федерации [8].

Пункт 1 ст. 9 Федерального закона № 78 устанавливает, что должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ в императивном порядке является государственной должностью субъекта РФ. Однако если обратиться к законодательству Саратовской области, то в соответствии п. 4 Постановления Губернатора от 07.08.2013 № 310 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области» бизнес-омбудсмен не является лицом, замещающим государственную должность области, или государственным гражданским служащим области [10]. Налицо правовая коллизия. Необходимо отметить, что в Саратовской области уполномоченным по защите прав предпринимателей является президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области М. Фатеев, назначенный на должность 15 апреля 2013 г.

Согласно указанному постановлению, деятельность саратовского уполномоченного, созданного при губернаторе области, осуществляется на безвозмездной основе. Фактически региональный уполномоченный является вспомогательным органом высшего должностного лица. Подтверждением служит срок его полномочий, напрямую связанный со сроком полномочий назначившего его губернатора.

Саратовский бизнес-омбудсмен готовит и вносит предложения губернатору по вопросам своей компетенции, осуществляет его информирование о возможных последствиях принимаемых органами исполнительной власти области решений по вопросам, входящим в их компетенцию; готовит аналитические справки и обобщающие материалы, экспертные заключения и рекомендации; исполняет поручения высшего должностного лица, ежегодно, не позднее 25 января года, следующего за отчетным, представлять ему отчет о результатах своей деятельности.

Кроме того, он взаимодействует с иными органами власти путем запросов необходимой информации, участия в мероприятиях, проводимых губернатором области, областным правительством, региональными органами исполнительной власти. Омбудсмен направляет органам исполнительной власти области рекомендации о восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства; вносит предложения по вопросам социально-экономического развития области в сфере деятельности субъектов предпринимательства в органы исполнительной власти области.

В отличие от иных уполномоченных, можно утверждать, что федеральный и региональные бизнес-омбудсмены образуют единую систему с элементами подчинения и контроля. Так, согласно Закону № 78-ФЗ назначение на должность регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей осуществляется по согласованию с федеральным с учетом мнения предпринимательского сообщества, а досрочное прекращение его деятельности - по представлению Уполномоченного при Президенте РФ либо с его согласия. Кроме того, по окончании календарного года уполномоченный в субъекте РФ направляет федеральному уполномоченному информацию о результатах своей деятельности. О полноценной единой централизованной системе говорить не приходится, поскольку норма Федерального закона № 78 о создании региональных уполномоченных носит диспо-зитивный характер.

Выводы

Проведенный анализ законодательства и практики его реализации позволяет говорить о развитии в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей на федеральном уровне и уровне субъектов РФ с элементами единой централизованной системы и признаками органов государственной власти. В своей деятельности бизнес-омбудсме-ны обладают широкими полномочиями по защи-

те прав субъектов предпринимательской деятельности в сравнении с иными уполномоченными, при этом тесно взаимодействуя с федеральными, региональными и местными органами власти и иными органами, организациями и должностными лицами. Однако следует констатировать, что в своей деятельности уполномоченные не являются независимыми. Об этом свидетельствует порядок их назначения и досрочного освобождения от должности, формирование и деятельность их аппарата, а также отчетность и контроль за их деятельностью со стороны должностных лиц, при которых они создаются.

Список литературы

1. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации : указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // Президент РФ : [сайт]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;1616556 (дата обращения: 02.04.2014).

2. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : федер. закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19, ст. 2305 ; 2013. № 44, ст. 5633.

3. О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона « Об Общественной палате Российской Федерации» : федер. закон от 30.12.2012 № 326-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7651.

4. Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей : основы правового статуса в системе правозащитных институтов // Законодательство и

экономика. 2013. № 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Стенографический отчет о совещании по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства 31 июля 2008 г. // Президент РФ : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ transcripts/995 (дата обращения: 02.04.2014).

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.11.2013 № 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 44, ст. 5633.

7. О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, и в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» : указ Президента РФ от 25.06.2012 № 894 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 27, ст. 3681.

8. Уполномоченный по защите прав предпринимателей

при Президенте Российской Федерации : [сайт]. URL: http://ombudsmanbiz.rU/2013/10/928.html#more-928/ (дата обращения: 02.04.2014).

9. Об объявлении амнистии : постановление Государственной думы Федерального Собрания от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 27, ст. 3558.

10. Об утверждении Положения об Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области : постановление Губернатора Сарат. обл. от 07.08.2013 № 310 // Собр. законодательства Сарат. обл. 2013. № 32.

The Political and Legal Basis of interaction of Business Ombudsman with Authorities and Other Organizations on Protection of Rights and Legal Interests of Subjects of Entrepreneurial Activity (based on performances at the III International Conference «Modern society: people, power, and economy» (Saratov State University, April 4, 2014))

E. A. Kryuchkova

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

Е-mail: [email protected]

Introduction. At the present stage of development of the institution of human rights and individual categories of citizens in the Russian Federation is particularly important legal analysis of the Commissioner's powers to protect the rights of entrepreneurs on the federal and regional level in the Russian Federation. At the present stage, this institution is developing intensively. Implementation of office business ombudsman directly related to the problems of its interaction with various public authorities to protect the rights of business entities. Methods. Methodological basis of research supports internally interconnected complex methods of cognition: systematic and structural, functional, logical, historical. Basic general legal methods are the comparative legal and legalistic, allowing the author to explore the legal basis for the organization and activities of the institution of the protection of entrepreneurs' rights in Russia at the federal level and the level of subjects of the Russian Federation (on the example of the Saratov region). Results. It is stated that in the activity authorized are not independent, as evidenced by the order of their appointment and the early dismissal, the formation and operation of the machine, as well as reporting and monitoring of their activities on the part of officials in which they are created. The author comes to the conclusion that 1) improve the legal regulation and practice of implementing powers business ombudsman at the federal and regional levels, 2) bringing the legislation of the Russian Federation in accordance with the common federal requirements. Key words: agent, entrepreneurs, business, Russian President, human rights, law, economic law, interaction, authorities.

References

1. Ob Upolnomochenom po zashhite prav predprinimateleyj pri Prezidente Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 22 iunia 2012 g. № 879 (On the Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs under the President of the Russian Federation Presidential Decree of June 22, 2012 № 879). Prezident Rossijskoj Federacii (President of the Russian Federation. Site). Available at: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1616556 (accessed 2 April 2014).

2. Ob Upolnomochenom po zashhite prav predprinimateleyj v Rossijskoj Federacii: federalnyi zakon ot 07.05.2013 № 78-FZ (red. ot 02.11.2013) [On authorized for the protection of entrepreneurs' rights in the Russian Federation. Federal Law of 07.05.2013 № 78-FZ (as amended. from 02.11.2013)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 19, art. 2305; 2013, no. 44, art. 5633.

3. O vnesenii izmeneniyj v statyi 26 i 27 Federalnyigo za-kona «Ob Obshestvennoj palate Rossijskoj Federacii»: federalnyi zakon ot 30.12.2012 № 326-03 [On Amendments to articles 26 and 28 of the Federal Law «On the Public Chamber of the Russian Federation». Federal law of 30.12.2012 № 326-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53, pt. 1, art. 7651.

4. Kirrilovyix A. A. Upolnomochenom po pravam predprinimateleyj: osnovyie pravovogo statusa v sisteme pravozashhitnyutix institutov [Commissioner for Human entrepreneurs: the basics of the legal status in the system of human rights institutions]. Zakonodatel stvo i eikonomika [Law and economics], 2013, no. 11. ATP «Consultant» [electronic resource].

5. Stenograficheskyj otchet o soveshhanii po voprosam zashhiti prav sobstvennosti cubiektov malogo i sred-nego predprinimatelstva 31 iulia 2008 g. (Transcript of meeting on the protection of the property rights of small and medium-sized business July 31, 2008). Prezidente Rossijskoj Federacii (President of the Russian Federation. Sait). Available at: http://www.kremlin.ru/ transcripts/995 (accessed 2 April 2014).

6. O vnesenii izmenenyj v Federalnyi zakon «Ob Up-olnomochenom po zashhite prav predprinimateleyj v

Rossijskoj Federacii» I otdelinyi zakonodatelinyi akti Rossijskoj Federacii: federalnyi zakon ot 02/112013 № 294-FZ [On Amending the Federal Law «On Protection of authorized business in the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal law of 02.11.2013 № 294-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 44, art. 5633.

7. O vnesenii izmenenyj v Reestr dolgnosteyi federalnoj gosudarstvennoj gragdanskoj slugbi, utvergdennyi Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabria 2005 g. № 1574 i v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Fed-eracii ot 25 iulia 2006 g. № 763 «O denegnom soder-ganii federalnyihe gosudarstvennyihe gragdanskoyihe slugachihe». Ukaz Prezidenta RF ot 25.06.2012 № 894 [On Amendments to the Registrar posts the Federal Civil Service, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 31 December 2005 № 1574 and the Decree of the President of the Russian Federation of 25 July 2006 № 763 «On Money Content federal civil servants». Decree President of the Russian Federation of 25.06.2012 № 894]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 27, art. 3681.

8. Upolnomochenij po zashhite prav predprinimateleyj pri Prezidente Rossijskoj Federacii (Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs under the President of the Russian Federation. Site). Available at: http://ombudsmanbiz.ru/2013/10/928.html#more-928/ (accessed 2 April 2014).

9. Ob obyjavlenee amnistii: postanovlenie Gosudarstven-noyi dumyi Federalyinogo Sobrania ot 2 iulia 2013 g. no. 2559-6 GD [The amnesty. Decision of the State Duma of the Federal Assembly on July 2, 2013 № 25596 GD]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 27, art. 3558.

10. Ob utvergdenii Polojenya ob Upolnomochenom po zashhite prav predprinimateleyj pri Gubernatore Sara-tovskoj oblasti: postanovlenie Gubernatorf Saratovskoj oblasti ot 07.08.2013 no. 310 [On approval of the Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs to the Governor of the Saratov region. Decision of the Governor Sarat. region. from 07.08.2013 № 310]. Sobranie zakonodatel 'stva Saratovskoyi oblasti [Collection of Laws of Saratov area], 2013, no. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.