Научная статья на тему 'Политико-правовые институты европейской интеграции (на примере сотрудничества европейского союза и российской Федерации)'

Политико-правовые институты европейской интеграции (на примере сотрудничества европейского союза и российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / LAW SPACE / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Контарев Анатолий Александрович, Попова Лилия Андреевна

В статье проведен анализ политико-правовых аспектов интеграции стран Европы, дана оценка действующей юридической базы Евросоюза в контексте взаимодействия с Россией и предложены некоторые перспективные направления развития правового пространства партнерства и сотрудничества Российской Федерации и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL INSTITUTES OF EUROPEAN INTEGRATION (ON THE COOPERATION OF EUROPEAN UNION AND RUSSIAN FEDERATION)

The article analysis political-law aspects of European’s states integration, values actual legislative foundation of European Union in the context of cooperation with Russia, suggests same of perspective directions of law space partnership and cooperation Russia-EU development.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые институты европейской интеграции (на примере сотрудничества европейского союза и российской Федерации)»

УДК 32.001 ББК 66

А. А. Контарев, Л. А. Попова

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

В статье проведен анализ политико-правовых аспектов интеграции стран Европы, дана оценка действующей юридической базы Евросоюза в контексте взаимодействия с Россией и предложены некоторые перспективные направления развития правового пространства партнерства и сотрудничества Российской Федерации и ЕС.

Ключевые слова: интеграция, Европейский союз, правовое пространство, геополитика, международные отношения.

POLITICAL AND LEGAL INSTITUTES OF EUROPEAN INTEGRATION

(ON THE COOPERATION OF EUROPEAN UNION AND RUSSIAN FEDERATION)

The article analysis political-law aspects of European s states integration, values actual legislative foundation of European Union in the context of cooperation with Russia, suggests same of perspective directions of law space partnership and cooperation Russia-EU development.

Key words: integration, European Union, law space, geopolitics, international relationships.

Современные межгосударственные отношения функционируют в форме свободы движения капитала, международной торговли товарами и услугами, миграции рабочей силы и научно-технического обмена. Для регулирования данных процессов возникает необходимость создания единой юридической базы, которая обеспечит законность и нормативность указанных выше форм международных отношений и будет осуществлять координацию стратегических направлений экономической политики. Мировое сообщество в настоящее время сталкивается с вызовами, которые обусловливают правовые дискуссии об устойчивости современных лидеров в мире, возможностях экспансии на новые рынки, потенциальных угрозах и способах их предотвращения. На современном этапе развития мировой экономики региональные интеграционные группировки незаметно берут на себя роль главных субъектов мирового хозяйства вместо отдельных стран-лидеров. Постепенно формируются правовые аспекты новых глобальных тенденций, связанных со смещением центра экономической тяжести в сторону интеграционных группировок. Наибольший опыт в формировании и развитии правового пространства для реализации интеграционных процессов имеет Европейский союз (далее - ЕС).

Развитие европейского интеграционного пространства в начале XXI века существенно изменило облик Европы. Всего за полвека ЕС превратился из договора о сотрудничестве в

целях предотвращения военных конфликтов и создания общей основы экономического развития в настоящий экономический союз, обладающий собственным аппаратом управления и осуществляющий деятельность в различных сферах общественной жизни.

Европейская интеграция представляет собой политический, экономический и правовой процесс постепенного сближения и последующего сращивания экономических систем стран-участниц с целью построения единого воспроизводственного пространства на территории Европы. Сейчас, когда Европейский союз вышел на важнейший рубеж своего развития, преодолев мировой финансовый кризис и кризис еврозоны, даже учитывая напряженную политическую ситуацию в мире, ЕС и Россия являются главными драйверами, которые определяют устойчивое развитие и безопасность Старого Света. От того, как сложится стратегическое партнерство России и ЕС в условиях геополитического кризиса международных отношений, будет зависеть не только благополучие каждой из сторон, но и общий климат в мировом сообществе [9; 10].

Европейский Союз на современном этапе развития представляет собой объединение 28 европейских стран, сочетающее в себе признаки региональной интеграции, международной организации и единого государства. После подписания и полной ратификации в декабре 2009 года Лиссабонского договора ЕС приобрел международную правосубъектность, то есть пра-

во заключать от своего лица международные договоры [3]. Вступление в силу Лиссабонского договора послужило толчком к формированию в ЕС новых целей и задач. Если раньше объединение стран Европы носило характер сотрудничества и выражалось в постепенном снижении барьеров в целях международной торговли, то после подписания Лиссабонского договора ЕС приобрел характер надгосударственного образования, которое выходит на новый качественный уровень и с позиции международно-правовой доктрины. Внутреннее единство в правовом отношении укрепляется за счет перехода новых полномочий к наднациональным органам ЕС в Брюсселе.

Европейский правопорядок как сложное международно-правовое явление постоянно эволюционирует [8]. Декларированные учредительные положения и правовые установки наполняются практическим содержанием, развиваются и конкретизируются силами основных и вспомогательных наднациональных структур. Нормы основополагающих договоров получили свое развитие в регламентах и директивах Совета и Комиссии, прецедентных заключениях суда ЕС.

Право ЕС характеризуется тремя уровнями. Первичное право включает в себя: учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право охватывает акты, издаваемые органами ЕС. Третичное право составляют решения суда ЕС, которые и другими судебными органами ЕС широко используются в качестве прецедентного права [7; 8].

Правопорядок евросообщества принципиально базируется на таких европейских правовых стандартах, как прямое действие ком-мунитарных правовых актов, на обязательном характере правовых предписаний ЕС, безусловной юрисдикции наднационального суда относительно всех субъектов европейского права, безоговорочном приоритете единого интеграционного права перед национальными системами права.

В процессе европейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Именно право является фундаментом современного этапа европейской интеграции. Связывая воедино всех участников, оно опосредует отношения между государст-

венными учреждениями, юридическими и физическими лицами разной национальной принадлежности. Однако европейский и национальный правопорядки не существуют автономно друг от друга. Их рано называть одним целым, но они работают в тесном взаимодействии и взаимодополнении. Исполнение комму-нитарных правовых предписаний и норм находится в зависимости от правоприменительных органов государств ЕС. Поэтому без национальных правопорядков невозможно достижение целей объединения.

Государства-члены не всегда приемлют столь радикальное действие коммунитарных актов, что подтверждается количеством конфликтов между правопорядками обоих уровней. Надлежащее исполнение наднациональных актов ЕС контролируется европейскими институтами, однако ответственность государств за неисполнение данных актов не предусмотрена [12].

В результате государства в своих интересах затягивают реализацию наднациональных актов внутри страны, вопреки требованию европейского права. Продолжаются также юридические коллизии между европейскими и внутригосударственными нормами. Одним из ярких примеров таких коллизий выступает несогласованность процедуры патентования и защиты прав интеллектуальной собственности на территории членов Европейского союза. Сложные бюрократические процедуры, переводы на разные языки и несовпадение норм права в разных государствах, высокая и различная стоимость защиты интеллектуальной собственности существенно осложняют процесс патентования и снижают степень вовлеченности в него компаний. Одним из способов упрощения процедуры патентования в Европе можно назвать создание Единого европейского патента на территории стран ЕС.

19 февраля 2013 года одиннадцатью государствами - членами ЕС подписано Соглашение о создании Единого патентного суда (Unified Patient Court) (далее - Соглашение) в Брюсселе, что стало завершающим этапом в образовании Единого европейского патента для унификации процедуры регистрации и защиты патента на территории Евросоюза. Единый патентный суд наделен полномочиями разрешения споров в части будущего европейского патента и существующего «классического». Стороны получат возможность следовать

общим правилам урегулирования конфликтов и одному решению, вынесенному этим судом, а не разрываться между различными национальными системами защиты прав интеллектуальной собственности, как это происходит при «классическом» патенте.

Единый патент предполагает предоставление правовой защиты изобретателям стран -участниц Соглашения одновременно на территории нескольких государств ЕС, а процедура патентования требует сравнительно меньших временных и финансовых затрат. Данный патент будет иметь такую же силу, как национальный и «классический» европейский патенты (вплоть до одинаковой процедуры регистрации и общей правовой основы), но не потребует валидации и национального администрирования в каждой выбранной стране, а будет действителен сразу на территории всех стран - участниц Соглашения, что значительно упростит процесс получения и поддержания патента, а также сэкономит значительную часть времени и средств.

Говоря о формировании европейского правопорядка, необходимо иметь в виду становление и развитие именно базисных механизмов права. Будут ли они подвергаться качественным изменениям с момента своего провозглашения Парижским и Римским учредительными договорами, как будет эволюционировать общий правопорядок ЕС, покажет практическая деятельность в исторической перспективе [11].

Евросоюз, сохраняя цель «европеизации» России, выступает жестким соперником и конкурентом в экономической области. Наша страна сталкивается с проблемами, связанными с поиском баланса между реальными запросами модернизации российской экономики и общества и нежеланием Евросоюза предложить ей даже ограниченные формы и механизмы совместной выработки решений в рамках интеграционного процесса.

Конкретной правовой основой отношений между ЕС и Россией стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее - СПС), подписанное 24 июня 1994 года на острове Корфу, вступившее в силу в декабре 1997 года сроком на 10 лет с ежегодным автоматическим продлением после 2007 года, если ни одна из сторон не решит выйти из Соглашения [5]. Оно установило общие цели, организационную структуру двусторонних отношений и предусмотрело мероприятия в рамках диалога по ряду областей. Соглашение о партнерстве и со-

трудничестве нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей содействия миру и безопасности, поддержание демократических норм, а также политических и экономических свобод, что закреплено в преамбуле и ст. 1 и 2 Соглашения.

В СПС затронуты три главные сферы взаимоотношений - политическая, торгово-экономическая и культурная. Положения СПС определяют развитие таких сфер, как политические отношения, торговля товарами и услугами, развитие бизнеса и инвестиционного сотрудничества, взаимодействие в финансовой и законодательной сферах. Также СПС является институциональной основой для проведения регулярных консультаций между Европейским союзом и Российской Федерацией.

В плане дальнейшего развития Соглашения Россия - ЕС еще в мае 2001 года была высказана идея создания российско-европейского пространства как нового способа организации взаимоотношений между Россией и Европейским союзом.

Наибольший интерес для России представляет создание Общеевропейского экономического пространства (далее - ОЭП), основной целью которого было бы формирование открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Задача ОЭП заключалась бы в создании условий для расширения возможностей экономических агентов, содействии развитию торговли и инвестиций, облегчении взаимодействия компаний на рынках обеих сторон, сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйств, охраны окружающей среды, укреплении экономического сотрудничества с целью усиления конкурентоспособности экономик обеих сторон [5; 6].

Принятые в 2005 году на саммите Россия -ЕС в Москве дорожные карты определяют четыре общих пространства взаимного сотрудничества: экономическое; свобода, безопасность и правосудие; внешняя безопасность и общее пространство; научные исследования и образование, включая культурные аспекты.

Общее экономическое пространство определяет направления сотрудничества и регулирования в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия), телекоммуникаций, транспорта, энергетики, космоса и охраны окружающей среды.

Общее пространство свободы, безопасности и правосудия охватывает вопросы мигра-

ции рабочей силы, облегчения визового режима, пограничного сотрудничества, противодействия терроризму, борьбы с трансграничной преступностью и наркобизнесом.

Общее пространство внешней безопасности определяет такие сферы применения, как диалог и сотрудничество на международной арене, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение, сотрудничество в кризисном регулировании и в области гражданской защиты.

Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, затрагивает взаимодействие в области научных исследований и технологий, предусматривает построение общего образовательного пространства, сотрудничество в сфере культуры.

Инструментами реализации дорожных карт являются отраслевые диалоги, в рамках которых рекомендовано обсуждать текущие вопросы сотрудничества, определять приоритеты и разрабатывать механизмы сближения подходов России и ЕС в границах того или иного общего пространства. На основе дорожной карты по ОЭП уже учреждены и функционируют 12 отраслевых диалогов, зарекомендовавших себя как эффективный механизм обмена информацией, способствующий укреплению взаимного доверия.

Таким образом, дорожные карты создают условия для конкретной деятельности государственных структур России и стран ЕС. Однако не закрепленная при подписании юридическая обязательность этих необходимых, прежде всего для России, документов не позволила достигнуть реального прогресса в их реализации.

Кроме того, с момента заключения СПС в 1994 году и ЕС, и Россия претерпели множество политических, экономических и социальных изменений. Договорно-правовая база их отношений требует уточнения и с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. В этой связи возникает необходимость разработки нового базового договора между Россией и ЕС, соответствующего современному состоянию их взаимодействия. В июне 2008 года на саммите Россия - ЕС в Ханты-Мансийске было объявлено о начале переговоров по подписанию договора с рабочим названием «Договор о стратегическом партнерстве».

Процесс переговоров, безусловно, сталкивается с рядом проблем из-за существенных различий имеющихся у России и ЕС концеп-

ций будущего соглашения и видения его основных тематических блоков, трудностей гармонизации мнений 28-ми стран - членов ЕС. Следует отметить, что ЕС не имеет опыта разработки масштабных соглашений с сильным, независимым и претендующим на равные отношения партнером (подобных договоров ЕС не имеет, например, ни с США, ни с Японией, ни с Китаем).

Таким образом, политико-правовые системы России и ЕС сейчас в принципе не гармонизированы и мало совместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемой англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских ценностей постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не выработал долгосрочную политику в отношении России [11].

Диалог по выработке новых механизмов сотрудничества, определяемых в настоящий момент как проект «четырех общих пространств» России и ЕС, продолжается. Велика угроза того, что именно «пространства», а не новый договор, будут базой отношений. С правовой точки зрения концепция «четырех общих пространств» полностью лежит вне юридического понятийного аппарата. В рамках политических отношений содержание дорожных карт России и ЕС не приносит ей серьезных дополнительных дивидендов.

Несмотря на приведенные правовые коллизии и некоторое замедление интеграционных процессов между Российской Федерацией и Европейским союзом из-за обоюдных санкций и конфликтной ситуации на Украине, Россия и ЕС являются крупнейшими геополитическими образованиями на Европейском континенте. Для обеих сторон подобное сотрудничество является приоритетным и стратегическим, учитывая, что доля совместной торговли составляет свыше 70 %; у России на данный момент нет более выгодного экономического партнера, чем Евросоюз.

Развитие сотрудничества России с ЕС на протяжении последних лет рассматривалось как одно из приоритетных направлений международной политики России. Но тем не менее оно находится в противоречивом и даже кризисном состоянии. Несмотря на продолжительный опыт диалога, внешне весьма актив-

ного, развитую систему связей на многих уровнях и накопленную определенную правовую базу, отношения России и Европейского союза пока не способны совместно сформулировать стратегические цели диалога, определить общие ценности и интересы, задачи двустороннего сотрудничества, в том числе и в области инвестиций. Учитывая принципиальные расхождения в политической сфере и жесткую конкуренцию в экономике, долгосрочная Программа стратегического сотрудничества нацелена на восприятие Россией европейских правил и норм, формирование благоприятного правово-

Литература

1. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp? normID=1375811

2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7.02.1992). URL: http://base.garant.ru/ 2566557/#ixzz3q8ueOSti

3. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении европейского сообщества. URL: http://eulaw.ru/treaties/lisbon

4. Договор, учреждающий европейское сообщество (Рим, 25.03.1957). URL: http:// eulaw.ru/content/2001

5. Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве» РФ и ЕС 1994 года. URL: http:// www.rb.ru/inform/79357.html

6. Дорожные карты Россия-ЕС. URL: http:// www.russianmission.eu/ru/osnovnye-dokumenty

7. Попова Л. А. Инновационные процессы стран Евросоюза: сб. научных работ Центра ЕС на Юго-Западе России. Ростов н/Д, 2012.

8. Барциц И. Н. Административные процедуры: перспективы правовой регламентации и «чувство меры» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

9. Попов А. В. Национальная безопасность России: опыт политико-правового исследования: монография. М., 2013.

10. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года/ пер. с англ. М. Леоно-вича; под ред. К. Жвакина. Екатеринбург, 2002.

11. Юмашев Ю. М. Правовая эволюция европейских сообществ: до и после Маастрихта // Московский журнал международного права. 1992. № 3.

1 2. Миндубаев Р. Р. Полномочия ЕС по принятию собственных правовых актов // Актуальные проблемы права: материалы Международной научной конференции. М., 2011.

го и экономического пространства между Рос-сияей и ЕС.

Дальнейшее развитие политико-правовых аспектов экономического сотрудничества России и ЕС в обозримом будущем будет определяться геополитическими факторами, такими как выполнение Минских договоренностей, разрешение дипломатическим путем конфликтов на Украине и в Сирии, снятие санкций США и ЕС, преодоление кризисных явлений в мировой экономике, стабилизация мировых цен на сырье и развитие быстрорастущих рынков.

Bibliography

1. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp? normID=1375811

2. Agreement about European Union (Maas-triht, February 7 1992). URL: http://base.garant. ru/2566557/#ixzz3q8ueOSti

3. Lisbon's Agreement (Lisbon, December 13 2007) and European Union law. URL: http:// eulaw.ru/treaties/Lisbon

4. European Union Agreement adapted (Rom, mureh 25, 1957). URL: http://eulaw.ru/treaties/ Lisbon

5. Agreement «About partnership and cooperation» RF and EU 1994. URL: http://www.rb.ru/ inform/79357 .html

6. Road maps Russia - EU. URL: http:// www.russianmission.eu/ru/osnovnye-dokumenty

7. Popova L. A. Innovation processes of Euro council states: collection of scientific studies of Center EU on Russia South Vest. Rostov-on-Don, 2012.

8. Bartsits I. N. Administrative procedures: perspective of law reglamentation and «sens of measure» // Items of state and municipal managing. 2008. № 1.

9. Popov A. V. National security of Russia: political and law studying experience: monograh. Moscow, 2013.

10. Global trends of mankind development till 2015 year. / translate from the English of M. Leonovich; ed. by K. Zhvahin. Ehaterinburg, 2002.

11. Yumashev Yu. M. Law evolutions of Europeans unities: befor and after Maastriht // Moscow magazine of European law. 2001. № 3.

12. Mindubaev R. R. Powers of EU on own law act adaption // Actual problems of law: materials of international scientific conference. Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.