Научная статья на тему 'Правовые основы взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в сфере освоения космоса'

Правовые основы взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в сфере освоения космоса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
548
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIA / EUROPEAN UNION / SPACE / EUROPEAN SPACE AGENCY / EUROPEAN LAW / BILATERALISM / PARTNERSHIP AND COOPERATION / SPACE LAW / BASIC AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калиниченко П. А., Митрохина А. Х.

Российско-европейское сотрудничество в области исследования и использования космического пространства строится на основе долгосрочных и многоуровневых отношений. Изменения в компетенции ЕС, внесенные Лиссабонским договором в 2009 г., не повлияли на структуру данных отношений в целом. Основной практической стороной отношения России со структурами европейской интеграции по-прежнему являются отношения между Россией и Европейским космическим агентством. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом в сфере исследования и использования космического пространства строится в рамках специфической международно-правовой базы, центральным звеном которой являются соглашения между Россией и Европейским космическим агентством. Настоящая статья посвящена рассмотрению основ правового закрепления билатеральных отношений между Россией и европейскими структурами в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в частности правовому анализу соответствующих положений базовых соглашений о сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом и между Россией и Европейским космическим агентством на фоне изменения компетенции ЕС и развития европейской космической политики в условиях «замороженного» партнерства с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Bases of Mutual Relations Between Russia and the European Union in the Field of Space Exploration

Russian-European cooperation in the field of research and use of outer space is built on the basis of long-term and multi-level relationships. The changes in the EU competences brought by the Lisbon Treaty of 2009 have not affected the structure of these relations as a whole. The main practical aspect of the relations between Russia and the structures of the European integration is still the relations between Russia and the European Space Agency. The legal regulation of relations between Russia and the European Union in the field of exploration and use of outer space is being built within a specific international legal framework centered on the agreements between Russia and the European Space Agency. This article is devoted to the consideration of the legal basis for the bilateral relations between Russia and European structures in the field of peaceful exploration and use of outer space, in particular the legal analysis of the relevant provisions of the basic agreements on cooperation between Russia and the European Union and between Russia and the European Space Agency competence of the EU and the development of European space policy in the context of a "frozen" partnership with Russia.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в сфере освоения космоса»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

П. А. Калиниченко*, А. Х. Митрохина**

Правовые основы взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в сфере освоения космоса

Аннотация. Российско-европейское сотрудничество в области исследования и использования космического пространства строится на основе долгосрочных и многоуровневых отношений. Изменения в компетенции ЕС, внесенные Лиссабонским договором в 2009 г., не повлияли на структуру данных отношений в целом. Основной практической стороной отношения России со структурами европейской интеграции по-прежнему являются отношения между Россией и Европейским космическим агентством. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом в сфере исследования и использования космического пространства строится в рамках специфической международно-правовой базы, центральным звеном которой являются соглашения между Россией и Европейским космическим агентством. Настоящая статья посвящена рассмотрению основ правового закрепления билатеральных отношений между Россией и европейскими структурами в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в частности правовому анализу соответствующих положений базовых соглашений о сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом и между Россией и Европейским космическим агентством на фоне изменения компетенции ЕС и развития европейской космической политики в условиях «замороженного» партнерства с Россией.

Ключевые слова: Россия, Европейский Союз, космос, Европейское космическое агентство, европейское право, билатерализм, партнерство и сотрудничество, космическое право, базовое соглашение.

001: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.176-184

© Калиниченко П. А., Митрохина А. Х., 2018

* Калиниченко Пауль Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кафедра Жана Монне paulkalinichenko@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Митрохина Анастасия Хайдаровна, кандидат юридических наук, заместитель генерального директора ООО «ИнвестКонсалт Системс» ahmitrohina@gmail.com

125412, Россия, г. Москва, ул. Базовская, д. 22, кв. 60

1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ1

Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом (ЕС) в сфере исследования и использования космического пространства строится в рамках специфической международно-правовой базы, центральным звеном которой являются соглашения между Россией и Европейским космическим агентством (ЕКА). В настоящее время взаимоотношения Российской Федерации и Европейского космического агентства акцентируют внимание на развитии практического сотрудничества в области исследования и использования космического пространства: участии в крупномасштабных совместных проектах, а также деятельности на мировом «космическом рынке» в рамках долгосрочных стратегических отношений.

С 80-х гг. XX в. ЕКА как представитель европейских структур в космосе и СССР/РФ являются партнерами на международной арене. Однако юридически отношения на двустороннем уровне между ЕКА и Рлоссией были установлены только в 1990-х гг. Сегодня Россия и ЕКА являются сторонами ряда многосторонних и двусторонних международных соглашений по космическому праву.

Настоящая статья посвящена рассмотрению именно правового закрепления билатеральных отношений между Россией и европейскими структурами в данной сфере, в частности правовому анализу соглашений о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА В КОСМОСЕ

Отношения между Россией и Европейским Союзом в области освоения космического простран-

ства носят уникальный характер. Их специфика определяется тем, что Европейский Союз долгое время не обладал непосредственной компетенцией в этой сфере и осуществлял все мероприятия, используя механизм специальной организации — Европейское космическое агентство, которое формально не входит в ЕС, но находится в орбите европейских структур. Соответственно, практическое сотрудничество с «космическими державами» (СССР/Россия, США, Япония) осуществлялось с ЕКА как самостоятельной организацией, обладающей собственной международной правосубъектностью.

Даже после наделения ЕС соответствующей компетенцией на основе изменений Лиссабонского договора в 2009 г. и появления ст. 189 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) ситуация мало изменилась2. Сам ДФЕС четко определяет, что «любые полезные взаимосвязи» между ЕС и ЕКА составляют один из важнейших столпов европейской космической политики. Европейская космическая политика относится к предметам ведения в рамках вспомогательной компетенции (ст. 6 ДФЕС), в которой Европейский Союз проводит лишь координацию деятельности без использования законодательных полномочий. Вся основная доля ответственности в данной сфере сохраняется за государствами-членами, которые реализуют свои политики прибегая к механизму ЕКА.

Соответственно, на структуру оформления отношений с Россией в сфере сотрудничества по освоению космического пространства лиссабонские изменения практически никак не повлияли. Вместе с тем есть позитивный момент в том, что сложившаяся схема взаимоотношений, когда Россия проводит все сотрудничество с европейскими структурами в области освоения космоса через ЕКА, формально деполити-

1 Настоящая статья базируется на материалах, полученных в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России 29.6607.2017/8.9 («Наука будущего», Университет имени О.Е. Кутафина) по теме «Правовые аспекты развития взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в контексте приоритетов России по участию в глобальной и региональной интеграции с учетом современной международной обстановки».

2 Shmidt-Tedd B. Authorisation of Space Activities after the Entry into Force of the eu Reform Treaty // von den F. Dunk (ed.) // National Space Legislation in Europe : Issues of Authorisation of Private Space Activities in the Light of Developments in European Space Cooperation. Leiden, 2011. Р. 297—322.

зирует практическое взаимодействие в рамках научно-технического сотрудничества и ставит вне зависимости от общей конъюнктуры. Это, в частности, позволило сохранять высокий потенциал взаимодействия сторон в современную эпоху санкций и «замороженного партнерства» между Россией и Европейским Союзом.

Несмотря на то, что правовая база отношений между Россией и ЕС в области освоения космоса своеобразна и плохо вписывается в традиционную схему правового регулирования отношений между Россией и ЕС, где основные нормы содержатся в базовом соглашении сторон — Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России — ЕС 1994 г.3 (СПС), а конкретные вопросы освещаются в секторных соглашениях между Россией и ЕС, оформление правового регулирования в области освоения и использования космического пространства сопоставимо с оформлением отношений между Россией и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратомом) или отношений России с автономными учреждениями ЕС, обладающими собственной правосубъектностью (Европейский инвестиционный банк, Европол).

Базовое соглашение между Россией и ЕС закладывает основы для развития отношений Сторон в области освоения и использования космического пространства, а конкретные меры в обозначенной сфере реализуется через трехсторонний механизм: Россия — ЕКА — ЕС на основе секторных соглашений между Россией и ЕКА.

3. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ БАЗОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

СПС, в отличие от первого Базового соглашения — СССР — Сообщества 1989 г.4, содержит ряд важных положений о космическом сотрудничестве между Россией и Европейским

Союзом. В предпоследнем абзаце преамбулы Соглашения говорится о намерении сторон развивать сотрудничество в освоении космоса на основе взаимодополняемости их деятельности в этой области. Это намерение конкретизируется в двух статьях СПС.

Статья 41 (1) СПС посвящена сотрудничеству на рынке космических запусков и космического транспорта, где Россия и ЕС строят отношения на «справедливых, сбалансированных и конкурентных условиях» и опираются на «обоснованные экономические факторы». В этой же части ст. 41 говорится о неких общих шагах по содействию проведению переговоров по многосторонним правилам в области международной торговли услугами по космическим запускам и космическому транспорту, что свидетельствует о намерении сторон развивать сотрудничество не только в двустороннем контексте. Статья 41 (2) программно устанавливает, что условия предоставления услуг по космическим запускам должны быть согласованы до 2000 г.

Статья 67 СПС дополняет положения ст. 41 сотрудничеством в области:

— гражданских космических научных исследований;

— опытно-конструкторских разработок;

— коммерческого применения космических

исследований и разработок.

Второе предложение ст. 67 указывает на приоритетность инициатив в упомянутых сферах, которые на основе взаимной выгоды в полной мере позволяют использовать взаимодополняемость космической деятельности сторон.

Обе статьи ориентируют сотрудничество в области освоения космоса на коммерческую основу, что отражается как в формальном расположении статей в рубриках «Трансграничное предоставление услуг» (гл. III Разд. III СПС) и «Экономическое сотрудничество» (разд. VII), так и в содержании этих статей, которые гово-

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.

Agreement between the European Economic Community and the European Atomic Energy Community and the Union of Soviet Socialist Republics on trade and commercial and economic cooperation // Official Journal L 68, 15.3.1990. P. 1.

3

4

рят о «торговле услугами» в сфере запусков и транспорта, «коммерческом применении» исследований и разработок и получении «взаимной выгоды». Эта особенность характеризует общую тенденцию коммерциализации космической деятельности в середине 1990-х гг. на момент подписания Соглашения.

4. АНАЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ЕКА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ ОТ 25 АПРЕЛЯ 1990 г.

Первым соглашением в области исследования и использования космического пространства между СССР/РФ и ЕКА было Соглашение между Правительством СССР5 и ЕКА о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях6 (Соглашение 1990 г.). Соглашение 1990 г. было подписано 25 апреля 1990 г. Соглашение вступило в силу 25 апреля 1990 г.

Несмотря на то, что ст. 20 Базового соглашения между СССР и Сообществами 1989 г. не содержало специальных положений о сотрудничестве в космосе, потребность в развитии связей между советской и европейской космическими индустриями существовала всегда. Соглашение 1990 г. стало тем звеном, которое дополнило базовое соглашение в рассматриваемой сфере, заложило принципиально новую основу для расширения связей отечественных и европейских исследований в этой сфере.

Соглашение 1990 г. включало в себя преамбулу и 13 статей. Соглашение заключено сроком на 10 лет, однако в дальнейшем срок действия соглашения может продлеваться путем обмена нотами на последующие согласованные периоды. Соглашение было расторгнуто 15 октября 2004 г. в соответствии с ч. 6 ст. 16 Соглашения о сотрудничестве и партнерстве в исследова-

нии и использовании космического пространств в мирных целях от 11 февраля 2003 г.

Основной целью Соглашения 1990 г. являлось «сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (ст. 1). Реализация поставленной в Соглашении 1990 г. цели осуществляется в следующих формах (ст. 3):

— установление обменов и визитов ученых и других специалистов в целях взаимного ознакомления с ведущейся научной работой и содействия участию в совместных исследовательских и проектных работах;

— двусторонний обмен опубликованной научной и технической информацией и литературой по научным программам и проектам без ограничения в отношении их использования, а также обмен в соответствующих случаях материалами, включая оборудование;

— сотрудничество в осуществлении совместных проектов по конструированию, созданию, запуску и эксплуатации аппаратуры, а также в проведении совместных экспериментов на орбите;

— совместные симпозиумы и конференции;

— другие совместные мероприятия, которые будут согласованы участниками. Сотрудничество сторон в рамках Соглашения 1990 г. осуществлялось в таких областях, как исследование Солнечной системы, космическая астрономия и астрофизика, физика солнечно-земных связей, наблюдение за Землей, включая космическую метеорологию и геодезию, космическая биология и медицина, фундаментальные исследования в области микрогравитации.

Взаимоотношения сторон в рамках Соглашения 1990 г. осуществляются на основе международно-правового принципа свободы научных исследований и глобализации научного прогресса, т.е. «права выбора направлений исследований, их методов», а также самой воз-

5 В соответствии с ч. 3. ст. 1 Федерального закона от 15.07.1195 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Российская Федерация является госвударством — продолжателем СССР.

6 Соглашение между Правительством СССР и ЕКА о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 304—307.

можности «проводить исследования, свободно распространять их результаты»7.

Стоит отметить, что впервые в области исследования и использования космического пространства принцип «свободы исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности» был закреплен в ст. 1 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела, подписанного 27 января 1967 г.8 Вышеуказанный принцип является одним из основных принципов международного космического права, основной целью которого является развитие отрасли международного космического права.

Соглашение 1990 г. носило рамочный характер, охватывало только исследования, проводимые в мирных целях. Благодаря этому Соглашению была заложена основа для разработки нового, детального Соглашения между Россией и ЕКА, а также было подписано Соглашение между Правительством РФ и ЕКА об учреждении в Российской Федерации постоянного представительства Европейского космического агентства и его статусе9.

5. АНАЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПАРТНЕРСТВЕ В ИССЛЕДОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 2003 г.

Второе Соглашение о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях было заключено 11 февраля 2003 г.10 (далее — Соглашение

2003 г.). Сторонами Соглашения 2003 г. непосредственно являются Россия и ЕКА. Соглашение состоит из преамбулы, 16 статей и Приложения (Права на интеллектуальную собственность). 15 октября 2004 г. все внутренние процедуры были выполнены и Соглашение вступило в силу.

Соглашение действует в течение 10 лет с даты вступления его в силу и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды в случае, если ни одна из сторон не уведомит другую в письменной форме по дипломатическим каналам о своем намерении прекратить его действие не менее чем за один год до истечения очередного периода его действия (ч. 3 ст. 16 Соглашения 2003 г.). Положения о сроке действия Соглашения 2003 г. сопоставимы с положениями о сроке действия СПС. Оба соглашения относятся к виду международных договоров с определенно-неопределенным сроком действия.

Целью Соглашения 2003 г. является создание правовой и организационной основы для продолжения и всестороннего развития долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и партнерства в совместной деятельности, включающей использование космического пространства и применение космических систем и технологий в мирных целях, в частности посредством:

— поощрения и развития научного сотрудничества и совместной деятельности в области научно-технологических исследований и разработок;

— содействия широкому и взаимовыгодному обмену научной и технической информацией, специальными знаниями, оборудованием и материальными ресурсами;

— поощрения и реализации совместных мероприятий и инициатив, представляющих

Шугуров М. В. Международно-правовой принцип свободы научных исследований и глобализация научно-технического прогресса // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 17—21. Lyall F., Larsen P. Space Law: a Treatise. Farnham/Burlington, 2009. P. 54.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством

об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства Европейского космического

агентства и его статусе // СЗ РФ. 2009. № 13. Ст. 1461.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством

о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных

целях // СЗ РФ. 2005. № 9. Ст. 674.

7

8

9

10

взаимный интерес для научно-технической и промышленно-инвестиционной деятельности, включая демонстрацию возможностей их осуществления посредством пилотных проектов.

Таким образом, по сравнению с Соглашением 1990 г. особый акцент в отношениях между Россией и ЕКА сделан на развитии долгосрочных отношений в совместной деятельности. При этом подчеркивается, что сотрудничество основывается на принципе взаимной выгоды и сбалансированного получения обеими сторонами научной, технологической и иной отдачи, т.е. основной целью является развитие каждой стороной своей деятельности совместными усилиями.

Указание на совместное развитие отрасли совместными усилиями дает основу совместным проектам России и ЕКА. Примерами таких проектов являются совместный проект России и ЕКА «Марс-Экспресс», цель которого — исследование поверхности Марса и его атмосферы, эволюции атмосферы и климата планеты11, а в 2005 г. совместные проекты ЕС и ЕКА европейская глобальная навигационная спутниковая система «Galileo» и система глобального мониторинга окружающей среды и безопасности, известная как GMES.

В рамках Соглашения 2003 г. стороны обозначили разнообразные сферы и формы сотрудничества. В настоящее время актуальными проектами России — ЕКА являются проект «Бепи-Коломбо» (изучение состава поверхности Меркурия и окружающего его пространства), проект «Марс-Экспресс» (дистанционное исследование поверхности Марса и его атмосферы, эволюция атмосферы и климата планеты), проект «Венера-Экспресс» (дистанционное исследование Венеры, в том числе ее атмосферы, окружающей плазмы, геологии и геоморфологии поверхности планеты).

Соглашение 2003 г. устанавливает порядок осуществления деятельности сторон через их встречи, в соответствии со ст. 2 (3) Соглашения 2003 г. подчеркивает, что встречи сторон проводятся по мере необходимости, но не реже чем

каждые два года. На встречах сторон решаются вопросы практического сотрудничества и партнерства в рамках Соглашения 2003 г.

Статья 12 Соглашения 2003 г. предусматривает, что стороны на взаимной основе оказывают помощь персоналу, задействованному в совместных видах деятельности, программах и проектах в плане ускоренного оформления виз в целях содействия въезду и пребыванию служащих.

В отличие от Соглашения 1990 г. Соглашение 2003 г. детально закрепляет вопросы ответственности и порядок урегулирования споров сторон. Так, в соответствии с Соглашением 2003 г. стороны действуют на основании принципа взаимного отказа от требований об ответственности за непреднамеренный ущерб, причиненный их персоналу, персоналу, задействованному в проектах, а также собственности. Данный принцип подразумевает, что стороны не предъявляют каких-либо претензий друг другу за нанесение вреда лицам или смерть лиц из состава их собственного персонала либо нанесение вреда лицам или смерть лиц из состава персонала, задействованного в совместных видах деятельности, программах и проектах, а также каких-либо претензий в отношении любого ущерба как своему собственному имуществу, так и имуществу подрядчиков или субподрядчиков, а также его утраты, за исключением преднамеренного неправомерного действия или грубой небрежности.

В Соглашении 2003 г. обращает внимание, что положения об ответственности не затрагивают применения соответствующих норм и принципов международного права, в части предъявления претензий в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, от 29 марта 1972 г.

В рамках Соглашения 2003 г. в случае возникновения ответственности в соответствии с международном правом, включая Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, от 29 марта 1972 г., стороны незамедлительно прово-

11 Vago J., Gardini B., Kminek G., Baglioni P. ExoMars // ESA bulletin 126. May 2006. P. 17—23.

дят консультации о распределении ответственности с учетом конкретных условий осуществления совместной деятельности, программ и проектов, а также сотрудничают в полном объеме в целях установления фактов при расследовании любого происшествия, в частности посредствам обмена экспертами и информацией.

Соглашение 2003 г. предусматривает две стадии урегулирования споров:

— административное урегулирование споров;

— процессуальное (арбитражное) разрешение

споров.

Что касается административного урегулирования споров, то в Соглашении 2003 г. отмечается, что стороны отдают предпочтение средствам дружественного урегулирования споров, а при необходимости проводят для этого консультации. В случае возникновения спора между сторонами Соглашения 2003 г. он передается на рассмотрение старших должностных лиц организаций. Старшие должностные лица должны предпринять все усилия для разрешения с общего согласия вопросов, касающихся фактов и права в интересах совместных видов деятельности, программ и проектов. Для урегулирования спора в административном порядке предоставляется срок шесть месяцев. Кроме того, стороны могут в конкретных соглашениях, договоренностях и контрактах определить нормы и принципы, применимые в рамках совместной деятельности, программ и проектов, которые отличаются от установленных в Соглашении 2003 г.

Применяется процессуальное (арбитражное) урегулирование споров. Если в течение шести месяцев стороны не смогут достигнуть договоренности путем переговоров, то стороны обращаются для разрешения спора в арби-

тражный суд. Соглашение 2003 г. воспроизводит классическую для соглашений, заключаемых ЕКА с третьими странами, оговорку, отдающую предпочтение в решении споров арбитражам ad hoc12.

Одним из новшеств Соглашения 2003 г. является закрепление основных аспектов по вопросу регулирования прав интеллектуальной собственности. Вопросу регулирования положений интеллектуальной собственности посвящено Приложение к Соглашению 2003 г.

В рамках Соглашения 2003 г. заключен ряд секторных соглашений в области исследования и использования космического пространства между Россией и ЕКА. К таким соглашениям, например, можно отнести Соглашение между Правительством РФ и ЕКА относительно таможенного оформления и беспошлинного ввоза и вывоз товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства13, Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей между корпорацией «Роскосмос» и ЕКА.

Соглашение 1990 г. и Соглашение 2003 г. являются, с одной стороны, разными, а с другой — взаимодополняющими документами14. Если положения Соглашения 1990 г. носят «программный» характер в отношениях России — ЕКА, то Соглашение 2003 г. является детальной программой долгосрочных и совместных действий в настоящем и будущем.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российско-европейское сотрудничество в области исследования и использования космического пространства строится на основе дол-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Goh G. M. Dispute Settlement in International Space Law : A Multi-Door Courthouse for Outer Space. Leiden, 2007. P. 55-63.

13 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством относительно таможенного оформления и беспошлинного ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства // Бюллетень международных договоров. 1999. № 6. С. 47—51.

14 Митрохина А. Х. Сравнительный анализ соглашений о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях между Российской Федерацией и Европейским космическим агентством // Евразийский юридический журнал. 2014. № 3 (70). С. 88.

госрочных и многоуровневых отношений. Система российско-европейского сотрудничества в области космоса представляет собой сложную многоуровневую структуру:

— отношения с Европейским Союзом и его наднациональными европейскими институтами, в частности Комиссией Европейского Союза;

— отношения с общеевропейскими специали-зироваными организациями — ЕКА;

— двусторонние отношения с космическими агентствами отдельных стран ЕС (Франции, Германии, Италии);

— отношения с крупными промышленными компаниями Европы.

Изменения в компетенции ЕС, внесенные Лиссабонским договором в 2009 г., не повлияли на структуру данных отношений в целом.

Основной практической стороной отношения России со структурами европейской интеграции по-прежнему являются отношения между Россией и ЕКА.

Отношения между Россией и ЕКА находятся в активной стадии развития, несмотря на ухудшение отношений России и Запада в целом. За последние 20 лет заключен целый ряд двусторонних соглашений, которые закладывают прочную основу партнерства и развивают как коммерческие отношения в области исследования и использования космического пространства между странами, так и соглашения в области совместных технических разработок в космической деятельности, а также соглашения по фундаментальным космическим исследованиям.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М., 2008. — 698 с.

2. Калиниченко П. А. Россия и Европейский Союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений : монография. — М., 2011. — 300 с.

3. Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Введение в право Европейского Союза : учебник. — М., 2010. — 464 с.

4. Малышева Н. Р. Космос как приоритет европейской политики и права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 5. — С. 143—154.

5. Митрохина А. Х. Сравнительный анализ соглашений о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях между Российской Федерацией и Европейским космическим агентством // Евразийский юридический журнал. — 2014. —№ 3 (70). — С. 86—89.

6. Шугуров М. В. Международно-правовой принцип свободы научных исследований и глобализация научно-технического прогресса // Российская юстиция. — 2012. — № 2. — С. 17—21.

7. Goh G. M. Dispute Settlement in International Space Law : A Multi-Door Courthouse for Outer Space. — Leiden, 2007.

8. Lyall F., Larsen P. Space Law: a Treatise. — Farnham/Burlington, 2009.

9. Shmidt-Tedd B. Authorisation of Space Activities after the Entry into Force of the eu Reform Treaty // von den F. Dunk (ed.) // National Space Legislation in Europe : Issues of Authorisation of Private Space Activities in the Light of Developments in European Space Cooperation. — Leiden, 2011. — P. 297—322.

10. Vago J., Gardini B., Kminek G., Baglioni P. ExoMars // ESA bulletin 126. — May 2006. — P. 17—23.

Материал поступил в редакцию 14 февраля 2018 г.

LEGAL BASES OF MUTUAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF SPACE EXPLORATION

KALINICHENKO Paul Alekseevich — Doctor of Law, Professor, Professor of the Integration and European Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Jean Monnet Department

paulkalinichenko@mail.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

MITROKHINA Anastasia Khaydarovna — PhD in Law, Deputy General Director of InvestConsult

Systems, OOO

ahmitrohina@gmail.com

125412, Russia, Moscow, ul. Bazovskaya, d. 22, kv. 60

Abstract. Russian-European cooperation in the field of research and use of outer space is built on the basis of long-term and multi-level relationships. The changes in the EU competences brought by the Lisbon Treaty of 2009 have not affected the structure of these relations as a whole. The main practical aspect of the relations between Russia and the structures of the European integration is still the relations between Russia and the European Space Agency. The legal regulation of relations between Russia and the European Union in the field of exploration and use of outer space is being built within a specific international legal framework centered on the agreements between Russia and the European Space Agency. This article is devoted to the consideration of the legal basis for the bilateral relations between Russia and European structures in the field of peaceful exploration and use of outer space, in particular the legal analysis of the relevant provisions of the basic agreements on cooperation between Russia and the European Union and between Russia and the European Space Agency competence of the EU and the development of European space policy in the context of a "frozen" partnership with Russia.

Keywords: Russia, European Union, space, European Space Agency, European law, bilateralism, partnership and cooperation, space law, basic agreement.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Evropeyskiy Soyuz: osnovopolagayushchie akty v redaktsii Lissabonskogo dogovora s kommentariyami / otv. red. S. Yu. Kashkin. — M., 2008. — 698 s.

2. Kalinichenko P. A. Rossiya i Evropeyskiy Soyuz: dvustoronnyaya normativnaya baza vzaimootnosheniy : monografiya. — M., 2011. — 300 s.

3. Kashkin S. Yu., Kalinichenko P. A., Chetverikov A. O. Vvedenie v pravo Evropeyskogo Soyuza : uchebnik. — M., 2010. — 464 s.

4. Malysheva N. R. Kosmos kak prioritet evropeyskoy politiki i prava // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. — 2010. — № 5. — S. 143—154.

5. Mitrokhina A. Kh. Sravnitel'niy analiz soglasheniy o sotrudnichestve v oblasti issledovaniya i ispol'zovaniya kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Evropeyskim kosmicheskim agentstvom // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2014. —№ 3 (70). — S. 86—89.

6. Shugurov M. V. Mezhdunarodno-pravovoy printsip svobody nauchnykh issledovaniy i globalizatsiya nauchno-tekhnicheskogo progressa // Rossiyskaya yustitsiya. — 2012. — № 2. — S. 17—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.