УДК 341.17:341.21(470)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А. А. Утятин, В. В. Семенова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
FOREIGN POLICY OF THE EUROPEAN UNION IN RELATION TO RUSSIA IN THE MODERN PERIOD
A. A. Utyatin, V. V. Semenova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Данная статья посвящена актуальной проблеме развития отношений Европейского союза и Российской Федерации в условиях санкционного режима. Проанализированы базовые правовые документы, определяющие основной курс внешней политики Евросоюза и РФ. Это, в первую очередь, Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности и Концепция внешней политики Российской Федерации. Также в статье проведен анализ показателей внешнеторговой деятельности Европейского союза с Россией. Ограничительные меры со стороны ЕС и российское продовольственное эмбарго привели к снижению торгового оборота между двумя ключевыми игроками евразийского континента и замедлению темпов их развития. Несмотря на определенные трудности в российско-есовских отношениях, Евросоюз по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером России, тогда как Россия также входит в пятерку ведущих торговых партнеров ЕС. Изучены позиции граждан Евросоюза по вопросу целесообразности антироссийских санкций. Исследование показывает, что жители стран-участниц ЕС считают, что с геополитической точки зрения санкции оправдывают себя как инструмент воздействия на РФ с целью изменения ее позиций по Украинскому кризису. К тому же в статье указываются страны-члены ЕС с наибольшим и наименьшим процентом населения, поддерживающего санкции против России. Данное направление дополняется рассмотрением позиций европейских политиков, недавно посетивших Россию. В настоящее время состояние отношений между Европейским союзом и Россией довольно сложное, однако, стороны продолжают вести диалог по ряду вопросов, касающихся двусторонних отношений и мирового развития. Россия и ЕС заинтересованы в укреплении сотрудничества, особенно в области образования, культуры, экологии, энергетики и бизнеса.
Ключевые слова: Европейский союз, Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности, Россия, Концепция внешней политики РФ, антироссийские санкции.
The article is devoted to a topical issue of developing relations between the European Union and the Russian Federation in the context of sanctions regime. The basic legal documents defining the foreign policy of the EU and Russia were analyzed. Primarily, a Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy and the Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation. In the article the analysis of the indicators of the European Union's foreign trade with Russia was also conducted. The EU restrictive measures and the Russian food embargo led to the reduction of trade turnover between the two key players of the Eurasian continent and to the slowing down their development. Despite some difficulties in the Russian-EU relations, the EU remains the main trade and economic partner of Russia, while the Russian Federation is also one of the top five trading partners of the EU. The positions of the EU citizens on the expediency of the anti-Russian sanctions were studied. The research shows the residents of the EU member states believe from a geopolitical perspective that sanctions are necessary as the leverage on Russia to change its position on the Ukrainian crisis. Besides, the article identifies the EU member countries with the highest and lowest percentage of the population supporting sanctions against Russia. This area includes a consideration of the opinions of the European politicians who recently visited Russia. At the present time the state of relations between the European Union and Russia is quite complex, however, the parties continue to hold a dialogue on a number of issues concerning bilateral relations and global development. Russia and the EU are interested in strengthening cooperation, particularly in the field of education, culture, environment, energy, and business.
Keywords: European Union, a Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, Russia, Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation, anti-Russian sanctions.
© Утятин А. А., Семенова В. В., 2017
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)
Внешняя политика Европейского союза выражена в новой Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности, принятой в 2016 году по предложению Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Моге-рини. Основная цель стратегии состоит в использовании потенциала Евросоюза за пределами своих границ с целью оправдать ожидания своих граждан [6].
О необходимости реализации единой внешней политики впервые было упомянуто в Маастрихтском договоре от 1992 года. В дальнейшем Амстердамский договор от 1997 г. закреплял учреждение Генерального секретариата Совета ЕС и должность Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности, благодаря чему облегчалась координация внешнеполитической деятельности ЕС и вносилась ясность в его работу. Вступивший в силу в 2009 г. Лиссабонский договор провозгласил правосубъектность Евросоюза, отныне ЕС получил право заключать международные договоры. Согласно положениям договора, вводился пост постоянного председателя Европейского союза, уполномоченного представлять Евросоюз во внешней политике. Также «Договор о реформе» учредил новое ведомство ЕС - Европейскую службу внешнеполитической деятельности (ЕСВД) [13], выполняющую роль одновременно министерства иностранных дел и дипломатического корпуса и действующую наряду с традиционными дипломатическими институтами национальных государств. Данную службу возглавляет Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности [4]. В настоящее время этот пост занимает Федерика Могерини.
В результате интеграции европейских стран сформировалась общая интеграционная дипломатия, которая позволяет государствам-членам ЕС проводить единую политику в качестве самостоятельного актора международных отношений, имеющего авторитет и значительное влияние на мировой арене и способного защищать своих членов от негативных тенденций процессов глобализации.
В настоящее время все страны-участницы Европейского союза проводят свою внутреннюю и внешнюю политику, опираясь на законодательство ЕС. Выработка общих решений по текущим проблемам проводится на консультативной основе дипломатами государств-членов ЕС и представителями ЕСВД. Это свидетельствует о том, что дипломаты стран-членов принимают активное участие в формировании единой политики, и также об отсутствии принудительного характе-
ра принятия внешнеполитического курса национальными министерствами иностранных дел.
Глобальная стратегия ЕС наряду с США и Китаем называет Россию, которая нарушила международное право и дестабилизировала ситуацию на Украине, вызовом для основ Европейской системы безопасности [9]. Отметим, что ухудшение российско-есовских отношений, в первую очередь, связано с вопросом о статусе Крымского полуострова и последующих ограничительных мер. Так, на основании оценки ситуации 13 марта 2017 г. Совет ЕС заявил о продлении санкций, введенных в ответ на действия, подрывающие территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, до 15 сентября 2017 года. В списке с обновленной информацией, содержащем сведения о физических и юридических лицах и причинах их включения, перечислены 150 человек и 37 организаций, которые подпадают под действия антироссийских санкций. Данные меры подразумевают запрет на поездки и замораживание активов. Следует отметить, что вопрос о введение новых санкций не обсуждался [10]. Негативное влияние от действия экономических санкций и российского продовольственного эмбарго признают все страны ЕС. Показатели внешнеторговой деятельности Европейского союза с Россией свидетельствуют о том, что торговый оборот между ЕС и РФ значительно снизился, скатившись к показателям 2006 г. по уровню экспорта (табл. 1).
Таблица 1
Торговля Европейского союза с Россией*
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Импорт, млн евро 215124 206957 182371 135717 118661
Доля импорта, % 12,0 12,3 10,8 7,9 7,0 (4-й партнер)
Экспорт, млн евро 123441 119451 103203 73887 72428
Доля экспорта, % 7,3 6,9 6,1 4,1 4,1 (5-й партнер)
*Составлено на основе данных официального сайта статистической службы ЕС (Евростат) [11].
Согласно Глобальной стратегии, преодоление кризиса в отношениях между Москвой и Брюсселем, а значит отмена санкций, видится в соблюдении Россией международного права и основополагающих принципов Европейской системы безопасности [9].
В Глобальной стратегии ЕС указывается, что поддержание отношения с нашей страной является одной из стратегических задач, так как Россия -самый большой экспортер энергоресурсов в Евросоюз, а также 4-й по объему импорта и 5-й по объему экспорта торговый партнер ЕС [11]. Продолжится взаимодействие по таким вопросам, как изменение климата, сотрудничество в Арктике, образование, приграничное сотрудничество и т. д. Также подчеркивается укрепление связей путем упрощения поездок для студентов, представителей бизнеса и гражданского общества [9].
В свою очередь, в Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. Европейский союз также признается важным внешнеполитическим и торгово-экономическим партнером России. Доля ЕС в январе-ноябре 2016 г. составляла 43 % товарооборота России [8]. В Концепции указывается на необходимость совершенствования институциональных механизмов и правовой базы и поэтапного отмена визового режима, в качестве стратегической задачи поставлено образование общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Россия настроена на дальнейшее развитие связей с Евросоюзом, а также активизацию двусторонних отношений с Францией, Германией, Италией, Испанией и другими европейскими странами [1].
Наглядно подтверждает положения Концепции статья Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова «Историческая перспектива внешней политики России. Размышления на новом этапе международного развития», опубликованная в журнале «Россия в глобальной политике». С. В. Лавров акцентирует, что Россия открыта для сотрудничества со своими западными коллегами и выступает за создание общего экономического и гуманитарного пространства для защиты интересов народов, населяющих европейский материк [2].
За свою историю становления Европейский союз прошел несколько этапов интеграции, являясь сегодня наднациональным органом, формирующим общую внешнюю политику и политику безопасности. Проблема с санкционным режимом показывает, как согласуются странами-участницами решения в выработке единой позиции по этому вопросу.
Интересной для понимания и изучения отношения граждан Евросоюза к последствиям санкций представляется статья «Поддержка обществом дипломатии принуждения: исследование общественного мнения среди 10 европейских стран», опубликованная в Европейском журнале полити-
ческих исследований. Автор статьи, доцент кафедры международных отношений Университета им. Эразма Роттердамского Dr. О^егсо по результатам проведенного исследования приходит к выводу, что евроскептики и люди с антиамериканскими настроениями чаще всего выступают против санкций в отношении России. Согласно исследованию М^а1 Onderco, для граждан Евросоюза значение санкций важнее скорее как геополитический фактор, нежели экономический. В последнее время все чаще научные круги отмечают важность учета общественного мнения при формировании общей внешней политики и политики безопасности ЕС, который рассматривает экономические санкции как главный инструмент ОВПБ. В то же время вопрос о целесообразности использования санкций привлекает внимание многочисленных критиков среди европейских лидеров и европейского населения. Так, например, Премьер-министр Словакии Роберт Фицо призывал за снятие санкций, высказываясь о том, что «чем быстрее они будут сняты, тем лучше». Граждане Греции и Германии составляют наименьший процент населения среди стран ЕС, выступающих в поддержку санкций. Только 35 % греческого населения высказываются за усиление санкций и 46 % граждан Германии поддерживают дальнейшие санкции. Тогда как 73 % населения Швеции и Испании поддерживают последующие санкции, а в Польше данный показатель достигает 83 % [12].
Примечательно, что лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен считает введение санкций непродуманным и несправедливым решением. Свое мнение она высказала 24 марта 2017 г., выступая на заседании комитета Государственной думы по международным делам в рамках своего визита в Москву по приглашению председателя комитета Л. Слуцкого. Марин Ле Пен выразила надежду на отмену Францией черных списков против граждан РФ и отметила, что запрет парламентариям России и ЕС совместно работать и вести диалог является нарушением демократических прав [3].
О необходимости отмены западных санкций высказались европейские политики, посетившие Крым 21 марта 2017 г. по приглашению партии «Справедливая Россия». Член президиума Сербской радикальной партии Александр Шешель отметил, что референдум в Крыму прошел в соответствии с нормами международного права и нет необходимости в антироссийских санкциях. О важности приостановлении режима санкций и, следовательно, гарантирования нормальной
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)
жизни населению полуострова сказал председатель Партии независимости Соединенного Королевства в районе Энфилд и Харинги Найджел Суссман. Член Палаты депутатов парламента Чехии Ярослав Голик поговорил с людьми на набережной Ялты и убедился, что жители Крыма рады находиться в составе РФ [7].
Естественные соседи и крупнейшие стратегические партнеры, Европейский союз и Российская Федерация, продолжают развивать сотрудничество по разным направлениям. Например, в марте 2017 г. состоялась встреча Министра энергетики РФ Александра Новака с заместителем Председателя Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марошем Шефчовичем, в ходе которой стороны обсудили ряд аспектов сотрудничества в энергетике, в том числе ситуацию с транзитом российского газа на территорию стран-членов ЕС через Украину, а также актуальные вопросы двустороннего взаимодействия [5].
Таким образом, на фоне санкций прослеживается негативная тенденция в отношениях между ЕС и Россией. Наблюдается спад во внешней торговле и сокращение инвестиций европейских компаний в России. Взаимозависимость России и стран-участниц ЕС побуждает страны вести диалог и искать общие решения существующих проблем и угроз. Российская Федерация заинтересована в сильном и целостном ЕС, который является основным экспортным рынком газа для России и важным источником поступления валюты. Евросоюз признает значимость России как влиятельного актора при разрешении глобальных и региональных вызовов. Многие европейские и российские политики признают необходимость налаживания российско-есовских связей и выступают за поддержку отмены ограничительных мер. Учитывая историческое развитие, культурные связи и географическую близость, отношения России и Европейского союза будут постепенно улучшаться.
Литература
1. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1 (дата обращения 24.03.17).
2. Лавров С. В. Историческая перспектива внешней политики России. Размышления на новом этапе международного развития // Россия в глобальной политике. 2016. № 2. Т. 14. С. 8-20.
3. Ле Пен назвала санкции ЕС в отношении РФ дипломатией угроз и шантажа // Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4121826/ (дата обращения 25.03.17).
4. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007 / С 306/01). URL: http://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения 24.03.17).
5. Министр энергетики России А. В. Новак провел встречу с заместителем Председателя Еврокомиссии М. Шефчови-чем // Официальный сайт Постоянного представительства РФ при ЕС. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/ministr-energetiki-rossii-avnovak-provel-vstrecu-s-zamestitelem-predsedatela-evrokomissii (дата обращения 26.03.17).
6. Могерини: Глобальная стратегия позволит ЕС реализовать свой значительный потенциал // Европейская служба внешних связей. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/12278/mogerini-globalnaya-strategiya-pozvolit-es-realizovat-svoy-znachitelnyy-potencial_ru/ (дата обращения 25.03.17).
7. Парламентарии из ЕС после визита в Крым призвали снять санкции с России // Информационное агентство «Eurasia Daily». URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/03/21/parlamentarii-iz-es-posle-vizita-v-krym-prizvali-snyat-sankcii-s-rossii?utm_source=smi2/ (дата обращения 26.03.17).
8. Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 25.03.17).
9. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, June 2016. URL: http://eeas.europa.eu/ archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf (дата обращения: 24.03.17).
10. EU restrictive measures in response to the crisis in Ukraine / The official website of the Council of the EU and the European Council. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ukraine-crisis/ (дата обращения: 24.03.17).
11. Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 25.03.17).
12. Onderco M. Public support for coercive diplomacy: Exploring public opinion data from ten European countries // European Journal of Political Research. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1475-6765. 12183/full/ (дата обращения: 24.03.17).
13. The European External Action Service (EEAS). URL: https://eeas.europa.eu/ (дата обращения: 24.03.17).
References
1. Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii [Concept of Foreign Policy of the Russian Federation]. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii = Official Site of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1/
2.Lavrov S. V. Istoricheskaya perspektiva vneshnei politiki Rossii. Razmyshleniya na novom etape mezhdunarodnogo razvitiya [Historical perspective of Russia's foreign policy. Reflections on the New Stage of international development]. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global politics, 2016, no. 2, Vol. 14, pp. 8-20.
3. Le Pen nazvala sanktsii ES v otnoshenii RF diplomatiei ugroz i shantazha [Le Pen called the EU sanctions against the Russian Federation by the diplomacy of threats and blackmail]. Informatsionnoe agentstvo Rossii «TASS» = TASS News agency of Russia, URL: http://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/4121826/
4. Lissabonskii dogovor, izmenyayushchii Dogovor o Evropeiskom Soyuze i Dogovor ob uchrezhdenii Evropeiskogo Soob-shchestva (Lissabon, 13 dekabrya 2007 g.) (2007/S 306/01) [Lisbon Treaty, amending the Treaty on the European Union and the Treaty Establishing the European Community (Lisbon, December 13, 2007)]. URL: http://eulaw. ru/treaties/lisbon/
5. Ministr energetiki Rossii A. V. Novak provel vstrechu s zamestitelem Predsedatelya Evrokomissii M. Shefchovichem [Minister of Energy of Russia A.V. Novak held a meeting with the Deputy Chairman of the European Commission M. Shefovich]. Ofitsial'nyi sait Postoyannogo predstavitel'stva RFpri ES = Official website of the Permanent Mission of the Russian Federation to the EU, URL: https://russiaeu. ru/ru/novosti/ministr-energetiki-rossii-avnovak-provel-vstrecu-s zamestitelem-predsedatela-evrokomissii/
6. Mogerini: Global'naya strategiya pozvolit ES realizovat' svoi znachitel'nyi potentsial [Magerini: Global strategy will allow the EU to realize its considerable potential]. Evropeiskaya sluzhba vneshnikh svyazei = European External Relations Service, URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/12278/mogerini-globalnaya-strategiya-pozvolit-es-realizovat-svoy-znachitelnyy-potencial_ru/
7. Parlamentarii iz ES posle vizita v Krym prizvali snyat' sanktsii s Rossii [Parliamentarians from the EU called for lifting sanctions from Russia after the visit to Crimea]. Informatsionnoe agentstvo «Eurasia Daily» = Eurasia daily news agency, URL: https://eadaily. com/ru/news/2017/03/21/parlamentarii-iz-es-posle-vizita-v-krym-prizvali-snyat-sankcii-s-rossii?utm_source=smi2/
8. Federal'naya tamozhennaya sluzhba [Federal Customs Service]. URL: http://www.customs.ru/
9. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, June 2016. URL: http://eeas.europa.eu/archives/ docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf/
10.EU restrictive measures in response to the crisis in Ukraine. The official website of the Council of the EU and the European Council. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ukraine-crisis/
11.Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/
12. Onderco M. Public support for coercive diplomacy: Exploring public opinion data from ten European countries. European Journal of Political Research. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1475-6765.12183/full/
13. The European External Action Service (EEAS). URL: https://eeas.europa.eu/
Статья поступила в редакцию 20.02.2017 г.
Submitted 20.02.2017.
Для цитирования: Утятин А. А., Семенова В. В. Внешняя политика Европейского союза по отношению к России на современном этапе // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 2 (10). С. 85-89.
Citation for an article: Utjatin A. A., Semenova V. V. Foreign policy of the European Union in relation to Russia in the modern period. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 2 (10), pp. 85-89.
Утятин Андрей Алексеевич, кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Семенова Виктория Владимировна, студентка, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Utyatin Andrei A., Ph. D. (Philology), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Semenova Viktoriia V., student, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]