6. Galikeeva I.G. Iz istorii vozniknoveniya notariata v Rossii (From the history of notaries in Russia), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika. 2016. No. 1 (43). Pp. 60-65.
7. Gutsenko K.F. Pravookhranitel'nye organy: uchebnik (Law enforcement agencies: Textbook), 3-e izd., ispr. i pererab. M.: KNORUS, 2014.
8. Ivanov A.A. Spravochnik po teorii gosudarstva i prava: osnovnye kategorii i ponyatiya (Handbook of Theory of State and Law: Main categories and concepts), Moskva. Ekzamen, 2006.
9. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: uchebnik (The General Theory of State and Law: Textbook), 8-izd., ispr. i dop. SPb. Izdatel'-stvo Yuridicheskogo instituta, 2012.
10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o notariate ot 11 fevralya 1993 g. N 4462-1 (Fundamentals of RF legislation on notaries on February 11, 1993 N 4462-1), Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiiskoi Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii. 1993. N 10. St. 357. Rossiiskaya gazeta. 1993. 13 marta.
11. Pravookhranitel'nye organy: uchebnik (Law enforcement agencies: Textbook). V.G. Bessarabov, L.A. Vos-kobitova, T.S. Dvoryankina [i dr.]; otv. red. Yu.K. Orlov. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva. Prospekt, 2011.
12. Pravookhranitel'nye organy Rossii: uchebnik dlya bakalavrov (Law enforcement agencies: Textbook for bachelor students), Pod obshch. red. V.P. Bozh'eva, B.Ya. Gavrilova. 5-izd., pererab. i dop. Moskva. Iz-datel'stvo Yurait, 2014.
13. Rayanov F.M. Trudnyi put' k pravovomu gosudarstvu (The hard way to the rule-of-law state), Ufa. Iz-datel'stvo «Bashkortostan», 1999.
14. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootno-sheniya: monografiya (Civil society and the rule-of-law state: the problem of understanding and relationship: monograph), Moskva. Yurlitinform, 2015.
15. Rayanov F.M. Gosudarstvenno-pravovye «bolezni»: istoricheskii diagnoz (State-legal "diseases": historical diagnosis), Nauchno-populyarnoe izdanie. Ufa. NIIPP, 2005.
16. Sychev O.M. O vremeni vozniknoveniya notariata v Rossii: istoriko-pravovoi analiz (On the time of occurrence of notaries in Russia: historical and legal analysis), Notarial'nyi vestnik. 2008. No. 7. Pp. 45-50.
Дата поступления: 20.09.2016 Received: 20.09.2016
УДК 342.4
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ П.И. НОВГОРОДЦЕВА: ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ К ГУМАНИТАРНЫМ ПРАКТИКАМ (К 150-ЛЕТИЮ МЫСЛИТЕЛЯ)
ГЛУШКОВА Светлана Игоревна
доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой прав человека, зам. декана юридического факультета, директор Центра правового просвещения и прав человека АНО ВО «Гуманитарный университет» (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет»), г. Екатеринбург, Россия. Email: [email protected]
POLITICAL AND LEGAL IDEAS OF PAVEL NOVGORODTCEV: FROM PUBLIC IDEALS TO HUMANITARIAN PRACTICES (TO THE 150 ANNIVERSARY OF THE THINKER)
GLUSHKOVA Svetlana Igorevna
Doctor ofPolitical Sciences, Professor, Head of the Chair of Human Rights, Deputy Dean of the Law Faculty, Director of the Center of Legal Education and Human Rights of the ANO HE "Liberal Arts University " (Autonomous Nonprofit Organization of Higher Education " Liberal Arts University"), Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
В статье представлены основные вехи интеллек- The article gives the main markers of an intellectual
туальной биографии и политико-правовые идеи biography and political and legal ideas of P. I. Nov-
П.И. Новгородцева, который являлся основателем gorodtcev, who is the founder of the school of "re-
школы «возрожденного естественного права» в vived natural right" in Russia. It is noted that he
России. Отмечается, что он был первым, кто вы- was the first to support the juridical registration of
ступил за юридическое оформление права на до- rights to dignified human existence and implemen-
стойное человеческое существование и проведе- tation of reforms for further realization of this right.
ние реформ для реализации данного права. Рассматриваются основные положения школы «возрожденного естественного права», которые были разработаны П.И. Новгородцевым. В ходе анализа его интеллектуальной биографии делается вывод о постепенном переходе Новгородцева от конструирования общественных и нравственных, политических и правовых идеалов к конкретным гуманитарным практикам, что выразилось в разработке реформаторских предложений по защите права на достойное человеческое существование, которые он отстаивал в ходе своей работы в законодательной комиссии первой Государственной думы Российской империи, а в институциональном плане - в создании в Праге Русского юридического факультета. Новгородцев одним из первых в российской политико-правовой мысли развивает идеи гуманизации политики и права.
Ключевые слова: естественное право, школа «возрожденного естественного права», право, государство, права человека, право на достойное человеческое существование, общественный идеал, гуманитарные практики, история философии права, история политических и правовых учений, правовое государство, неолиберализм, политические и правовые идеи и идеалы.
The article studies the main statements of the school of "revived natural right", which were elaborated by P. I. Novgorodtcev. In the course of analysis of his intellectual biography it is possible to make a conclusion on a gradual switch of Novgo-rodtcev from constructing public and moral ideals to concrete legal humanitarian practices, which found their reflection in elaboration of reformative suggestions on protection of human fights for dignified existence, which were supported by Novgorodtcev in the course of his work in the legislative committee of the first State Duma of the Russian Empire, and in the institutional framework - in formation of the Russian juridical faculty in Prague. Novgorodtcev was among the first in Russian political and legal thought, who developed the ideas of humanization of policy and right.
Key words: natural law, school of "revived natural law", right, state, human rights, right to worthy human existence, public ideal, humanitarian practices, history of philosophy of law, history of political and legal doctrines, rule-of-law state, neoliberalism, political and legal ideas and ideals.
На рубеже XIX-XX вв. в России была сформирована школа «возрожденного естественного права», которую возглавил человек с энциклопедическими знаниями и уникальными талантами: философ, правовед, преподаватель, ученый, общественный и политический деятель П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.). Российская политико-правовая наука, наука прав человека (которая пока находится в стадии развития) могла бы остаться без фундаментальных трудов П.И. Новгородцева о «возрожденном естественном праве», правах человека и общественном идеале, если бы он остался учиться на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, на который поступил в 1884 г. после окончания с золотой медалью Екатеринославской гимназии. Однако уже через месяц он перешел на юридический факультет этого же университета, где после получения высшего образования (1884-1888 гг.) и зарубежной стажировки (с 1890 по 1897 гг., с перерывами и отъездами в Россию) защитил в 1897 г. магистерскую диссертацию, а в 1904 г. стал профессором кафедры энциклопедии права.
П.И. Новгородцев родился 28 февраля 1866 г. в семье купца в г. Бахмуте (в настоящее время г. Артемовск, Украина) и за 58-летний период своей жизни сделал большой вклад в науку и образование, неоднократно возглавляя учебные заведения (директор Московского коммерческого института с 1906 по 1908 гг., основатель и декан Русского юридического факультета в Праге с 1921 г.), занимаясь политической (член совета организации «Союз освобождения» с 1904 г., член кадетской партии с 1904 г., член ЦК партии кадетов с 1917 г.), депутатской (депутат Первой Государственной думы) и административной практиками (от профессора до декана и ректора). Свой жизненный путь П.И. Новгородцев закончил, как представитель русского зарубежья, в Праге 23 апреля 1924 г., оставив, прежде всего, своим
соотечественникам, богатое политико-правовое наследие и плеяду талантливых учеников, ставших известными правоведами и философами.
Разрабатывая идеи политической и гражданской свободы личности, рассматривая свободную человеческую личность как правовое ограничение власти государства, он и в своей жизни отстаивал академическую, политическую и гражданскую свободу. Так, будучи не согласен с образовательной политикой вузовской администрации, П.И. Новгородцев в 1906 г. уходит из Московского университета (где в качестве профессора разрабатывал и преподавал, прежде всего, политические, философские и правовые идеи/идеалы) и становится ректором Московского коммерческого института, формируя новые гуманитарные практики (во взаимоотношениях преподавателей и студентов, в учебном процессе). Не соглашаясь с большевистским режимом, он в 1920 г. эмигрирует в Берлин, затем в 1921 г. создает в Праге новую мощную гуманитарную практику русского зарубежья - Русский юридический факультет, дав возможность детям российских эмигрантов хотя бы заочно, но оставаться в духовном родстве с Родиной (конечно, с прежней, а не советской), слушать русскую речь и известных российских правоведов и философов, а также надеяться на «возрождение православной России».
Отмечая в 2016 году в России 150-летие со дня рождения П.И. Новгородцева, нужно подчеркнуть, что он представляет несомненный интерес как автор фундаментальных научных трудов, которые должны рекомендоваться для изучения, прежде всего, магистрантам юридических факультетов (вузов), изучающих такие обязательные дисциплины учебного плана, как «Философия права» и «История политических и правовых учений».
Как справедливо отмечает Б.В. Емельянов, «преподавательская и научная деятельность Новгородцева дала свои результаты: его учениками были известные ученые-правоведы и философы: И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, Г.В. Флоровский и др.» [2, с. 91]. Список его учеников многие авторы дополняют такими учеными, как В.А. Савальский, А.С. Ященко...» [3, с. 500]. Большинство представителей школы «возрожденного естественного права» стали в дальнейшем представителями русского зарубежья, эмигрировав в Париж, Прагу, Берлин и другие европейские города и страны, будучи не согласны с политикой большевиков и опасаясь репрессий за свои либеральные взгляды. В связи с этим ряд научных трудов мыслителей, написанные в период их эмиграции, так и остались в чешских, немецких, французских и других европейских архивах и библиотеках и еще ждут своего читателя.
Особый интерес для понимания сущности политико-правовых идей представляют вехи интеллектуальной биографии П.И. Новгородцева как российского преподавателя, ученого, политического и общественного деятеля. Стремление к серьезным научным исследованиям по истории философии права и проявленный во время обучения высокий интеллектуальный уровень способствовали тому, что после окончания юридического факультета Московского университета в 1888 г. Новгородцев был оставлен в вузе для продолжения научных исследований и получения звания профессора. Большое значение на формирование его политико-правовых взглядов оказала научная командировка во Францию и Германию, где он подробно изучил труды европейских философов и правоведов, многие из которых отсутствовали в библиотеках Российской империи в конце XIX в. Надо отметить, что в это время во французской и немецкой политической и правовой науках начинают развиваться идеи «возрожденного естественного права», что было с большим интересом воспринято П.И. Новгородцевым.
Во многом именно в период этой зарубежной командировки в Париж и Берлин им была подготовлена магистерская диссертация «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», которую Новгородцев защитил в 1897 г. в Московском университете. Многие материалы по итогам научных исследований во французских и немецких вузах и библиотеках (за 1890-1899 гг. зарубежные командировки составили достаточно большой, 4-х летний, период) были использованы им при подготовке докторской диссертации, которую он защитил в 1902 г., став доктором государственного права.
Если магистерская диссертация Новгородцева, посвященная одному из ведущих направлений юридической науки - исторической школе права, была в большей степени адресована юристам, то его докторская диссертация «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» стала на долгие годы настольной книгой не только для юристов, но и для философов, политологов, социологов, историков российской политико-правовой мысли. Проанализировав учения Гегеля и Канта, Новгородцев приходит к следующему выводу: «учение Гегеля, подобно учению Канта, должно быть признано классическим образцом нравственной философии. Это - два основных типа этической мысли, которые являются классическими даже в своих недостатках.. .Правильное отношение состоит в их сосуществовании и взаимном признании» [6, с. 351-352].
Учебные курсы П.И. Новгородцева были связаны с историей философии права и историей политических и правовых учений. При этом он подчеркивал в своих трудах, что его целью является не только и не столько представить студентам максимально все имеющиеся в арсенале мировой политико-правовой мысли учения, а показать политические и правовые идеалы, на основе которых создавались ранее и разрабатываются в настоящее время политические доктрины, концепции, программы политических и государственных деятелей, стратегии развития государственной политики. Многие учебные курсы, профессорские лекции Новгородцева первой четверти ХХ в. стали востребованными (и не только студентами) научными трудами, по которым и сегодня актуально изучать историю политических и правовых учений, историю философии права.
Читая лекции студентам Московского университета, Московского коммерческого института по истории философии права, П.И. Новгородцев отмечал, что начиная с Н. Макиавелли и до французских политиков наших дней (имеется ввиду начало ХХ в.) основное требование нового общественного идеала таково: государство должно быть правовым и светским, что было обусловлено стремлением к единому и обязательному для всех правовому порядку. Идеал «нового правового государства», по его утверждению, «возникает и развивается, прежде всего, в противоположность идеалу средневековой теократии». Доказывая, что государство без права не мыслимо, Новгородцев в качестве основы правового государства (идеал которого пока находится в состоянии эволюции) считал «требование единого и равного для всех права», а задачами будущего правового государства утверждал следующие: 1) подчинение разрозненных стихий общественной жизни общему правовому порядку, объединение всех классов, групп, личностей, интересов (первая ступень развития правового государства); 2) подчинение государственной власти праву, обеспечение равенства и свободы не только в отношениях между гражданами, но и в отношении к ним государства (вторая ступень развития правового государства) [8, с. 3-9]. Тем самым Новгородцев развивал идею самоограничения государства правами человека. Именно личность и ее права и свободы были главными ценностными основаниями политико-правовой концепции Новгородцева и школы «возрожденного естественного права», в целом.
По нашему мнению, Новгородцев одним из первых развивал в российской политико-правовой мысли конца XIX-начала ХХ вв. идею гуманизации права и политики (выделено мной - С.Г.), отстаивая, наряду с необходимостью взаимосвязи морали и права, важность основополагающего права человека - права на достойное существование, которое должно было обеспечить «новое правовое государство». В поисках соответствующей модели политики, которую должно развивать государство для обеспечения достойного существования каждого человека, Новгородцев приходит к мысли о формировании нового понятия «политика права» (в современной интерпретации можно рассматривать ее по аналогии с правовой политикой). Идея личности выступает ключевым понятием учения о праве сторонников школы «возрожденного естественного права».
Идеи и идеалы новых государств (прежде всего «нового правового государства»), новой политики (в частности, «политики права») активно разрабатываются в российской политико-правовой мысли на рубеже XIX-ХХ вв. С одной стороны, можно сказать об этом, как о проявлении общей закономерной тенденции: переход в новое столетие, новый век (как от века XIX к веку ХХ, так и от века ХХ к веку XXI) всегда сопровождается разработкой новых идеалов, ожиданиями новых реформ и преобразований, оптимистичными или пессимистичными прогнозами и чаяниями ученых, политиков, государственных деятелей и простых обывателей. С другой стороны, активное конструирование новых идеалов российскими мыслителями на рубеже XIX-ХХ вв. свидетельствовало еще об одной важной тенденции: стремлении российских правоведов и философов права придать Российской империи конституционный характер, сохранить целостность государства в условиях надвигающейся революционной смуты, которая предвещала крах как имперских, консервативных, так и либеральных, прогрессивных идей.
Так, в целях направления государственной политики в правовое, законное русло, основатель психологической теории права в России Л.И. Петражицкий допускал возможность существования отдельной науки политики права, которой посвятил свою статью « Введение в науку политики права» в «Киевских университетских известиях» (август и октябрь 1896 г.). Одновременно в этом труде он заявил о необходимости возрождения естественного права. В сентябре этого же года выходит в свет труд П.И. Новгородцева «Историческая школа юристов» (магистерская диссертация мыслителя). Как отмечает Е.А. Фролова, в данных трудах Петражицкого и Новгородцева были сделаны первые заявления о необходимости возрождения естественного права в русской юридической литературе, а «с 1902 г. в России начинается возрождение идей естественного права». [13, с. 294]. Надо отметить, что в своем труде «Историческая школа юристов» Новгородцев рассматривает это направление правовой мысли в соотношении со школой естественного права, используя (как и позже в докторской диссертации) активно метод сравнительного анализа. По нашему мнению, именно этим методам -сравнения, сопоставления, критического выявления достоинств и недостатков, слабых и сильных сторон доктрин, концепций, научных школ - Новгородцев отдает предпочтения во многих своих работах, прежде всего в фундаментальных трудах («Введение в философию права. Кризис современного правосознания», 1909 г., «Об общественном идеале», 1917 г.).
С тем, что именно 1902 г. становится отправным периодом для возрождения в России идей естественного права, согласны многие правоведы и философы. Так А.С. Туманова и Р.В. Киселев справедливо отмечают, что идеология школы «возрожденного естественного права» была сформулирована в работе П.И. Новгородцева «Нравственный идеализм в философии права», изданной именно в 1902 г. [12, с. 75]. При этом основной целью современной философии права Новгородцев считал бережное отношение к нравственной основе права от влияния, как мелкой практики, так и односторонней теории, для сохранения идеального значения, моральной основы.
Концепция «возрожденного естественного права» в конце XIX- начале ХХ вв. была направлением политико-правовой мысли не только в России, но и в Западной Европе (прежде всего во Франции, Италии, Германии). Так, одним из ведущих представителей «возрожденного естественного права» в конце XIX в. выступал Р. Штаммлер, который в своем труде «Сущность и задачи права и правоведения» обосновывал «естественное право с изменяющимся содержанием», «согласно которому исторически складывающиеся правовые воззрения содержатся в массовом правосознании и выступают в качестве регулятивных идей (общественных идеалов)». [14, с. 97]. Понимание сущности «возрожденного естественного права», с одной стороны, как естественного права с изменяющимся содержанием, и с другой стороны, как стремления конструировать правовые воззрения в формате общественных идеалов для адаптации их в массовом правосознании, в целом, были поддержаны сторонниками воз-
рождения естественного права в российской и европейской политико-правовой мысли, однако получили разные научные интерпретации в дальнейшем.
Развивая тезис Р. Штаммлера о «естественном праве с изменяющимся содержанием», П.И. Новгородцев выдвигал новую идею - развивающегося и обновляющегося права (выделено мной - С.Г.), идущего вперед в соответствии с потребностями жизни. Таким образом он утверждал мысль о том, что «идея права шире и выше каждой данной правовой системы, и история права представляет собой постоянный процесс столкновения и взаимодействия между идеей права и ее временным проявлением» [4, с. 442]. Утверждая дуализм права и государства (выделено мной - С.Г.) как их постоянное естественное состояние, невозможность гармоничных взаимоотношений государства и права, в силу постоянных столкновений государственных законов и естественного права, Новгородцев настаивает на неизбежном господстве принципа связанности государства правом, который поддерживает этот дуализм и может быть объяснен только естественно-правовой теорией. Среди аргументов такого дуализма Новгородцев называл и такие, как вечный дуализм теории и практики, правового идеала и правовой действительности.
Истоки идеи «возрожденного естественного права» как «естественного права с изменяющимся содержанием» П.И. Новгородцев видел в учении И. Канта о государстве и праве. Эта идея, по мнению Новгородцева, была «прямым последствием его этического формализма». Как отмечал Новгородцев в своей докторской диссертации «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве», «сущность естественно-правовой идеи состоит прежде всего в ее критическом духе. Она знаменует собой независимый и самостоятельный суд над положительным правом. Это призыв к усовершенствованию и реформе во имя нравственных целей. Собственные построения естественного права могут быть недостаточны: но сам факт критики, сама идея суда над положительным порядком имеют огромное значение». [6, с. 224-225].
Сторонниками школы «возрожденного естественного права» выступили Б.Н. Чичерин (ряд современных авторов считает его предтечей данной научной школы и с этим можно согласиться), Н.А. Бердяев, В.М. Гессен. И.В. Михайловский, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой. Если представители естественно-правового направления XVIII- 1-й четверти XIX вв. в России (С.Е. Десницкий, В.Т. Золотницкий, А.П. Куницын и др.) рассматривали естественное право в контексте исторической эволюции, то П.И. Новгородцев и его сторонники видели в естественном праве известную потребность права, идеал для положительного права, философию права по своей идее, действительное право, подчеркивая тем самым необходимость признания самостоятельного значения за нравственными и правовыми началами [1, с. 287].
В условиях кризиса правосознания в тот период именно школа «возрожденного естественного права» с ее этико-правовым подходом к праву и государству, могла предложить новые принципы и основания нравственных, правовых и политических идеалов в России. Как отмечал П.И. Новгородцев, в современную ему эпоху, «когда человек призывается к нравственному суду над историей», именно эта научная школа помогала академическому сообществу и юридической общественности выполнить задачу выяснения идеальных начал. В качестве принципов школы «возрожденного естественного права», с которыми будет считаться прогрессирующее правосознание, он рассматривал «вечные основы морального сознания, и прежде всего - принцип личности и ее безусловного значения, принципы равенства и свободы, справедливости и любви» [11, с. 7-8].
Как «возрождение естественного права», так и формирование моделей нового правового и светского государства, преодоление вечных коллизий между правом и моралью, правом и нравственностью, новая политика права, феномен свободной личности - все это и многое другое на рубеже XIX-XX вв. было разными вариациями общественного, нравственного, правового, социального идеала, который разрабатывался как возможный фундамент для конституционной монархии, для конституции будущей демократической России.
Общественный идеал (выделено мной - С.Г.) рассматривался П.И. Новгородцевым и его сторонниками как конструкция правового и социального государства, которое должно быть ограничено правами человека, гарантированными каждому в конкретном государстве. При этом важно было преодолеть тот политический и правовой романтизм, который вместе с идеальными конструкциями европейских, американских и российских просветителей второй половины XVIII- начала XIX вв. гармонично и надолго был включен в политические и правовые учения разных научных школ и течений гуманитарной мысли. Он выражался в том, что просветители в стремлении к гармонии общественных отношений, рассматривали подчас противоположные феномены и понятия как родственные: равенство и свобода, общественное благо и личный интерес, справедливый закон и народная воля, хотя в практической сфере эти идеальные просветительские конструкции не могли быть воплощены в жизнь.
Кризис просветительских идей, в том числе теории правового государства и гражданского общества, теории естественных и неотъемлемых прав человека, особенно остро проявился в начале ХХ в., когда встал вопрос о жизнеспособности тех политических и правовых, нравственных и общественных идеалов, о том, какие из них могут быть использованы властью или оппозицией для реальной государственной политики или объединения всех оппозиционных общественных сил под одними лозунгами и задачами. Обнаружив в ходе критического анализа истории политических и правовых идей, истории философии права, кризис просветительских идей, кризис современного правосознания, П.И. Новгородцев изначально шел по пути создания новых общественных, политических и правовых идеалов.
Однако позже, испытав на себе тяжесть тюремного заключения (в течение 3 - х месяцев) после подписания известного Выборгского воззвания «Народу от народных представителей», уход из Московского университета из-за несогласия с политикой руководства, а позже отъезд в Симферополь (опасаясь репрессий) и далее в Берлин, и Прагу, П.И. Новгородцев постепенно меняет свои представления об общественном идеале, и от конструирования идеалов переходит к самостоятельным гуманитарным практикам (выделено мной - С.Г.), в которых пытается сам, насколько это возможно, реализовать свои политические и правовые, общественные и нравственные идеалы: это и руководство в качестве директора (ректора) Московским коммерческим институтом, и создание собственного «детища» - Русского юридического факультета в Праге, и работа в ЦК кадетской партии, и членство в Учредительном собрании, и разработка новой концепции прав человека - о праве на достойное существование.
В ходе анализа современных деклараций П.И. Новгородцев пришел к выводу об отсутствии в них основного права человека - права на достойное существование. Первым это понятие «право на достойное человеческое существование» в своем труде «Оправдание добра» употребил В.С. Соловьев, однако он понимал под ним обеспечение человека необходимыми для существования средствами, физический отдых, возможность для творческого совершенствования. В то время, как Новгородцев, развивая мысль Соловьева, выступал за юридическое оформление права на достойное человеческое существование, фактически предлагая для его реализации конкретные гуманитарные практики (выделено мной - С.Г.) в виде правовых реформ, в том числе предоставления свободы профессиональным объединениям. Понимая, что для каждого границы достойного существования могут быть разными, Новгородцев уточнял, что речь здесь идет о том, чтобы «обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно». При этом он отмечал, что многие юристы, политические и общественные деятели часто забывают: «пользование свободою может быть совершенно парализовано недостатком средств. Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свободы некоторых могут остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически» [10, с. 322-323].
Статья «Право на достойное человеческое существование» была опубликована П.И. Новгородцевым в 1904 г. в еженедельнике П.Б. Струве «Полярная звезда» и сразу была активно воспринята общественностью. Многие современные авторы оценивают данную работу Новгородцева как манифест нового направления в российской политической и правовой мысли - неолиберализма, с чем можно вполне согласиться. Надо отметить, что со Струве Новгородце-ва связывала кропотливая работа над вышедшим ранее (в 1902 г.) знаменитым сборником «Проблемы идеализма», для которого Новгородцев подготовил свой научный труд о необходимости возрождения естественного права - «Нравственный идеализм в философии права».
Для реализации права на достойное человеческое существование, по мнению Новгород-цева, было не достаточно одного провозглашения этого принципа правового государства, и были нужны юридические последствия. В частности, к таким последствиям он относил следующие: 1) разработка и принятие законодательства о рабочих, закрепляющего право на труд, право на социальное обеспечение (по старости, в силу болезни или нетрудоспособности), 2)«широкое допущение профессиональных союзов», и наряду с ними для примирения интересов работодателя и работника создание «нейтральных и посредствующих инстанций», 3) обязательная общественная и государственная помощь тем, кто не способен к труду, старикам, инвалидам. [10, с. 324-326]. Как видим, Новгородцевым фактически была предложена в одной лишь статье (написанной им не только как ученым, но и как представителем кадетской партии, будущим депутатом Государственной думы) программа реформ, которые были востребованы в российском обществе того времени. Примерно с этого времени (1904 г.) можно говорить о постепенном переходе Новгородцева к активным гуманитарным практикам, в ходе которых он пытается воплотить идеи, ранее разрабатываемые в своих научных трудах. Так, в 1906 г., будучи депутатом первой Государственной думы, он работает в законодательной комиссии и выступает докладчиком по законопроекту о неприкосновенности личности.
Выступая с депутатской или преподавательской трибуны, он стремится к формированию в российском государстве и обществе политики социальных реформ. Будучи ярким представителем неолиберализма, Новгородцев одним из первых в российской политико-правовой мысли развивает критический анализ марксизма, утверждая его научную несостоятельность. Прежде всего, он подверг сомнению такую метаморфозу марксизма, как возможность мира при вечной борьбе классов в обществе [7, с. 222]. Наряду с этим он прогнозировал (и был в этом совершенно прав, как доказала история) огромный разрыв между марксизмом как учением и его практическими революционными вариациями. Социализм он принимал частично, только как политику социальных реформ, и отвергал другие не реформаторские идеи. Идеализация марксизма и социализма в условиях кризиса правосознания, кризиса политико-правовой науки в России на рубеже XIX-ХХ вв., могла привести (и так и произошло в действительности) по опасениям Новгородцева, к возведению новой концепции коллективизма в ранг общинного духа, новой веры, «новой религии».
Если XIX в. был периодом формирования политических идеалов, то, как отмечает П.И. Новгородцев, ХХ в. стал временем разработки общественных и социальных идеалов. XIX в. обнаружил недостатки многих политических средств, изобретенных предыдущими поколениями (парламентаризм, всеобщее избирательное право, референдум, социальные реформы, и социальное воспитание). На смену этим политическим средствам должны, по утверждению Новгородцева, придти такие новые средства, помогающие воплотить в реальность социальные и общественные идеалы, как человеческое действие и нравственное долженствование, вера в непреклонную личность. И сам Новгородцев решил на практике доказать эффективность активного человеческого действия, то есть гуманитарных практик активного гражданина своей страны, будучи депутатом законодательной комиссии Государственной думы, преподавателем многих российских вузов и Высших женских курсов, основателем Русского юридического факультета в Праге. Вместо иллюзорных идеалов предшествующих эпох он предлагал
комплексную систему совершенствования всех институтов будущего гражданского общества и правового государства: церкви, государства, народного единства и т.д.
К ведущим идеям политико-правового наследия П.И. Новгородцева, по нашему мнению, можно отнести, прежде всего, следующие:1) обусловленность общественного прогресса развитием личности; 2) правовой идеал - это создание справедливого порядка, основанного на общечеловеческих ценностях и обеспечении государством неотъемлемых и естественных прав и свобод человека и гражданина; 3) общественный идеал Новгородцева - это «вселенский идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства» [8, с. 131]; 4) к собственным началам личности, которые она может противопоставить обществу, относятся право быть самим собой, право самоопределения, принципы равенства и свободы, основанные на понимании личности как абсолютной ценности; 5) важно, чтобы каждая личность нашла свой путь, умела отстоять свои права во всех проявлениях общественной жизни (семье, сословии, классе, церкви, профессиональных союзах и политических партиях, в государственных институтах и др.).
Научным трудам П.И. Новгородцева был всегда присущ критический характер, сам он не раз полемизировал и лично, и на страницах журналов, сборников и своих работ со многими известными правоведами и философами: с Л.И. Петражицким о сути «возрожденного естественного права», с В.С. Соловьевым о соотношении права и нравственности и о содержании права на достойное человеческое существование. Умение четко и доказательно аргументировать свои убеждения, с опорой на критический анализ истории философии права и истории политических и правовых идей и идеалов, и современных концепций (в период творчества Новгородцева), позволяет и сегодня многим теоретикам политико-правовой мысли находить в работах П.И. Новгородцева актуальные и востребованные идеи и суждения, оценки и характеристики. Одним из свидетельств этого является его статья о кризисе демократии «Демократия на распутье», которая была опубликована в 1923 г. в сборнике «София» (г. Берлин) под ред. Н.А. Бердяева. Многие идеи этой статьи можно отнести к характеристике современной России и ряда других развитых стран мира. Так, он отмечает, что демократия - это всегда распутье. Это «система открытых дверей и неопределенных возможностей», которая «утомила людей и не удовлетворяет их более» в связи с тем, что вызвала большие ожидания и не в силах их оправдать. Тезис об оскудении демократической идеи был также развит Нов-городцевым в последней его научной статье «Восстановление святынь» (которая была записью публичного выступления перед студентами в Праге), опубликованной в 1926 г. уже после смерти мыслителя. Участие всего народа в образовании всеобщей воли, стремление к всеобщему равенству, всеобщему уравнению - вот истинная задача демократии [5, с. 546553]. Здесь Новгородцев фактически развивает идею конституционного закрепления прав человека и гражданина на участие в управлении государством, а также идеи гражданского участия, активных гуманитарных практик.
Политико-правовое наследие П.И. Новгородцева востребовано и сегодня, нуждается в прочтении и переосмыслении. Значительная роль П.И. Новгородцева для российской политико-правовой науки, наряду с основанием им школы «возрожденного естественного права», связана по нашему мнению, со следующими факторами: 1) он одним из первых в российской политико-правовой мысли развивал идеи гуманизации политики и права; 2) использовал методы сравнительного анализа и критический подход-при изучении истории философии права, истории политических и правовых учений.
Таким образом, изучение интеллектуальной биографии П.И. Новгородцева, анализ его научных трудов, позволяет сделать вывод о его постепенном переходе в начале ХХ в. от конструирования общественных идеалов к активным гуманитарным практикам. Именно в гуманитарных практиках (административных, институциональных, законотворческих) Новгородцев воплощал идеи гуманизации политики и права, помогал каждой личности отстаивать (или, по крайней мере, в ходе преподавания, помогал студентам осознать необходимость от-
стаивания) своих прав и свобод во всех сферах общественной жизни. Тем самым свой общественный идеал - идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства, он стремился, хотя бы частично, реализовать в рамках своего жизненного пространства, своего окружения, своего влияния. И само создание школы «возрожденного естественного права» и формирование большого числа сторонников и последователей этой школы тоже было и остается в современном российском обществе повседневной гуманитарной практикой, основы которой были заложены П.И. Новгородцевым.
Библиографические ссылки
1. Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. Екатеринбург : изд-во Гуманитарного университета, 2001.
2. Емельянов Б.В. Русская философия права: История становления и развития. Екатеринбург : изд-во Уральского университета, 2005.
3. История философии права /авт. кол.: А.П. Альбов, В.М. Баранов, З.Ш. Идрисов и др. СПб: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт - Петербургский университет МВД России, 1998.
4. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн.ГУ (74).
5. Новгородцев П.И. Демократия на распутье // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. : изд-во «Пресса», 1991. С. 546-553.
6. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве / Предисловие Альбов А.П. СПб. : изд-во «Алетейя», 2000. С. 351-352.
7. Новгородцев П.И. Кризис марксизма // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. : изд-во «Пресса», 1991.
8. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права (учения Нового времени XIX-XX вв.). На правах рукописи. 4-е издание. Книгоиздательство «Высшая школа» студентов Московского коммерческого института. М., 1928.
9. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. : изд-во «Пресса», 1991.
10. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И. Сочинения. М. : изд-во «Раритет», 1995.
11. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902. С. 7-8.
12. Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX- начала XX века. М. : Издательский дом «Высшая школа экономики», 2011.
13. Фролова Е.А. Естественно-правовая концепция П.И. Новгородцева // Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли : сборник работ учеников, друзей, коллег профессора
0.3. Лейста. Алматы, 2005.
14. Фролова Е.А. Историко-философские основы понятия правосознания // Институты государства и права в их историческом развитии : сборник научных статей к 60-летию В.А. Томсинова / отв. ред. Т.Е. Новицкая. М. : ИКД «Зерцало-М», 2012.
References
1. Glushkova S.I. Problema pravovogo ideala v russkom liberalizme (A problem of a legal ideal in the Russian liberalism), Ekaterinburg, 2001.
2. Emel'janov B.V. Russkaja filosofija prava: Istorija stanovlenija i razvitija (Russian legal philosophy: History of formation and development), Ekaterinburg, 2005.
3. Istorija filosofii prava (History of philosophy of law). Avtorskij kollektiv: A.P. Al'bov, V.M.Baranov, Z.Sh. Idrisov i dr. SPb: Juridicheskij institut (Sankt-Peterburg), Sankt - Peterburgskij universitet MVD Rossii, 1998.
4. Novgorodcev P.I. Gosudarstvo i pravo (The state and law), Voprosy filosofii i psihologii. 1904. Kn. IV (74).
5. Novgorodcev P.I. Demokratija na rasput'e (Democracy at the crossroads). Novgorodcev P.I.Ob ob-shhestvennom ideale. M., 1991.
6. Novgorodcev P.I. Kant i Gegel' v ih uchenijah o prave i Gosudarstve (Kant and Hegel in their doctrines on law and state), Predislovie Al'bov A.P. SPb, 2000.
7. Novgorodcev P.I. Krizis marksizma (Crisis of Marxism), Novgorodcev P.I. Ob obshhestvennom ideale. M., 1991.
8. Novgorodcev P.I. Lekcii po istorii filosofii prava (uchenija Novogo vremeni 19 - 20 vv. (Lectures on history of philosophy of law (doctrines of Modern times of 19 - 20th centuries), Na pravah rukopisi. 4-e izdanie. Knigoizdatel'stvo «Vysshaja shkola» studentov Moskovskogo kommercheskogo instituta. M., 1928.
9. Novgorodcev P.I. Ob obshhestvennom ideale (On a public ideal), M., 1991.
10. Novgorodcev P.I. Pravo na dostojnoe chelovecheskoe sushhestvovanie (The right to worthy human existence), Novgorodcev P.I. Sochinenija. M., 1995.
11. Novgorodcev P.I. O zadachah sovremennoj filosofii prava (On the tasks of modern philosophy of law). SPb, 1902.
12. Tumanova A.S., Kiselev R.V. Prava cheloveka v pravovoj mysli i zakonotvorchestve Rossijskoj imperii vtoroj poloviny 19 - nachala 20 veka (Human rights in a legal thought and lawmaking of the Russian Empire of the second half of 19 - the beginning of the 20 century), M., 2011.
13. Frolova E.A. Estestvenno-pravovaja koncepcija P.I. Novgorodceva (Natural and legal concept of P. I. Novgorodtsev), Problemy teorii prava i gosudarstva, istorii politiko-pravovoj mysli: Sbornik rabot uchenikov, druzej, kolleg professora O.Je.Lejsta. Almaty, 2005.
14. Frolova E.A. Istoriko-filosofskie osnovy ponjatija pravosoznanija (Historical and philosophical bases of the concept of legal conciseness), Instituty gosudarstva i prava v ih istoricheskom razvitii. Sbornik nauchnyh statej k 60-letiju V.A.Tomsinova. Otv. redaktor T.E.Novickaja. M., 2012.
Дата поступления: 22.09.2016 Received: 22.09.2016
УДК 94(47)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ О ПОЯВЛЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С НИМ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
АСКАРОВА Айгуль Ринатовна
майор полиции, преподаватель кафедры профессиональной подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: ahmet-dinova [email protected]
В статье рассматриваются вопросы влияния оказывающего государством и самой властью в целом на существование такого пагубного явления как пьянства в стране. Об использовании Царской и Советской властью мер по предотвращению производства и сбыта алкогольной продукции как казенного, так и домашнего производства. Делается небольшой экскурс в глубину истории Руси по вопросам появления такого явления как "кабак", послуживший причиной появления такого социального зла как пьянство. Приводится аналогия Царской России с Советским дореволюционным обществом начала 20-го столетия, при котором, не смотря на сопротивления со стороны дворянства, получавшие от реализации алкоголя немалый доход в государственную казну, все же был принят "сухой закон", оказавшийся весьма радикальной мерой в ликвидации пьянства в стране и послужившим величайшим примером будущим поколениям.
Ключевые слова: Царская Россия, пьянство, борьба, алкоголизм, право, самогоноварение, история, Российское государство, тенденции, правовая оценка, методы борьбы, цивилизация, "сухой закон".
SOME QUESTIONS OF HISTORY OF APPEARANCE OF ALCOHOLISM AND EFFECTIVE COUNTERMEASURES (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)
ASKAROVA Aygul Rinatovna
Police Major, Instructor of the Department ofProfessional Training of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Ufa, Russia. E-mail: ahmet-
dinova [email protected]
The article studies questions of influence of the state and authorities themselves on the existence of such a destructive phenomenon as alcoholism in the country. It gives information on the use of measures against production and sale of home and state-made alcohol by the Tsarist and Soviet authority. The article gives a light insight of the depths of history of Ancient Rus on questions of appearance of such a phenomenon as "tavern", which led to emergence of such social blemish as excessive drinking. It provides the analogy between Tsarist Russia and the Soviet pre-revolutionary society of the beginning of the 20' century, when despite the opposition from the noble class, who got good profit into the State Treasury, the "dry law" was accepted and became a rather radical measure of liquidation of excessive drinking in the country, and came to be a great example for further generations.
Key words: Tsarist Russia, alcoholism, fight, alcoholism, right, moonshining, history, Russian State, tendencies, legal treatment, fight methods, civilization, "dry law".